Сентябрь 2019 №9

ДЕНЬ ЗНАНИЙ В КОЛОМНЕ

Торжества в честь Дня знаний в Коломне в этом году были совмещены с празднованием 640-летия основания Успенского кафедрального собора и 30-летием возрождения в нём приходской жизни.
Праздничный день 1 сентября начался Божественной литургией в этом древнем храме и молебном на начало учебного года. Богослужения возглавил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий.
Владыке Ювеналию сослужили ректор Коломенской духовной семинарии епископ Зарайский Константин, благочинный церквей города Коломны и Коломенского округа епископ Луховицкий Петр, духовенство Московской епархии.
За богослужением молились заместитель министра образования Московской области Е.А.Михайлова, глава Коломенского городского округа Д.Ю.Лебедев, начальник городского управления образования Л.Н.Лунькова, учащиеся коломенских школ, преподаватели и студенты Коломенской духовной семинарии.
Церковные песнопения исполняли три хора – благочиния города Коломны, семинарии и сестёр Ново-Голутвина монастыря. За Литургией владыка Ювеналий совершил священническую хиротонию клирика Бобренева монастыря иеродиакона Иоанна (Четвертнова) и диаконскую хиротонию клирика Никольского собора Наро-Фоминска чтеца Валерия Зайцева.
По случаю юбилея кафедрального собора митрополит вручил епархиальные награды прихожанам и труженикам. После молебна на Соборной площади владыка Ювеналий напутствовал всех молящихся архипастырским словом.
Из Успенского собора архипастырь направился в школу № 3 на Соборной площади Коломенского кремля. В актовом зале школы состоялся концерт, посвященный Дню знаний. Митрополит Ювеналий произнёс напутственное слово и вручил первоклассникам памятные подарки. В завершение своего посещения школы № 3 владыка дал первый звонок.
Затем в Коломенской духовной семинарии состоялся торжественный акт, посвященный началу нового учебного года.
Ректор семинарии епископ Зарайский Константин огласил Поздравление Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла учащим и учащимся духовных школ Русской Православной Церкви с началом учебного года и проинформировал о результатах вступительных экзаменов.
С приветственными речами к учащим и учащимся обратились почетные гости: первый заместитель председателя правительства Московской области – министр образования О.С.Забралова, депутат Государственной Думы РФ Л.Н.Антонова, глава городского округа Коломна Д.Ю.Лебедев. С заключительным словом к гостям обратился митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий.
Гостями праздника также стали заместитель министра образования Московской области Е.А.Михайлова, депутат Московской областной думы А.Б.Мазуров, начальник управления образования Коломенского городского округа Л.Н.Лунькова, ректор Государственного социально-гуманитарного университета Ж.К.Леонова, директор Коломенского института Московского политехнического университета Н.А.Мурзак, директор колледжа «Коломна» М.А.Ширкалин.
Торжественный акт завершился концертом семинарского хора под управлением преподавателя священника Сергия Голева.


ВОССТАНОВИТЬ ПОРУШЕННЫЕ ХРАМЫ

Ильинская церковь в Пруссах и Вознесенский храм в Сенницах восстановлены из руин

15 августа в конференц-зале гостиницы «Даниловская» в Москве состоялось совещание глав митрополий, на территории которых находится большое количество аварийных и руинированных храмов. Оно было организовано Управлением делами Московской Патриархии на основании решения Священного Синода от 30 мая 2019 года.
В работе совещания приняли участие митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, управляющий делами Московской Патриархии митрополит Тверской и Кашинский Савва, митрополит Калужский и Боровский Климент, митрополит Воронежский и Лискинский Сергий, митрополит Ярославский и Ростовский Пантелеимон, митрополит Тульский и Ефремовский Алексий, митрополит Липецкий и Задонский Арсений, митрополит Владимирский и Суздальский Тихон, митрополит Вятский и Слободской Марк, митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл, митрополит Иваново-Вознесенский и Вичугский Иосиф, митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий, митрополит Рязанский и Михайловский Марк, митрополит Орловский и Болховский Тихон, председатель Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий, митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор, митрополит Костромской и Нерехтский Ферапонт, председатель Патриаршего совета по культуре митрополит Псковский и Порховский Тихон.
Митрополит Ювеналий выступил с докладом «Восстановление порушенных святынь в Московской области»:
«За период 20–70-х годов прошлого столетия более пятисот храмов на территории современного Подмосковья были полностью утрачены. Около тысячи храмов использовались не по назначению, разрушались. В 1977 году, когда я был назначен митрополитом Крутицким и Коломенским, в Московской епархии оставалось всего 132 действующих храма, в основном в сельской местности, и ни одного монастыря. Ныне в пределах Московской епархии – 1996 храмов, 241 часовня и 25 монастырей.
Как только стало возможно, в Московской епархии началась планомерная работа по восстановлению порушенных святынь. В 1995 году была образована Комиссия по реставрации и строительству, которая в 2004 году была преобразована в профильный Епархиальный отдел. Одно из основных направлений его деятельности – взаимодействие с Министерством культуры и Главным управлением культурного наследия Московской области. Члены отдела оказывают консультативную помощь приходам и монастырям в подготовке проектной и разрешительной документации. Я благословлял не отказываться от передаваемых нам храмов, в каком бы состоянии они ни находились, сразу назначал туда настоятеля, чтобы начать церковную жизнь, молитву.
В декабре 2014 года по моему благословению в Московской епархии был создан Благотворительный фонд по восстановлению порушенных святынь. Для представления масштаба предстоящей работы мы создали каталог храмов, нуждающихся в срочном восстановлении. В каталоге была собрана информация о 253 порушенных святынях, с полной информацией об их состоянии. Задачей Фонда является реставрация этих храмов.
Координация деятельности Фонда возложена на Управляющий совет, который осуществляет разработку и планирование благотворительных программ, формирует портфель реставрационных проектов и обеспечивает их исполнение. Экспертный совет Фонда, возглавляемый епархиальным древлехранителем, был создан в целях изучения, сбора историко-архивных материалов и анализа текущего состояния порушенных храмов.
Контролирующим органом Фонда является Попечительский совет, который осуществляет надзор за деятельностью Фонда, определяет стратегию развития, приоритетные направления деятельности, порядок и принципы финансирования благотворительных программ. Сопредседателем Попечительского совета вместе со мной стал губернатор Московской области.
С момента создания Фонда его работа строится следующим образом: из благочиний поступают заявки об имеющихся храмах, нуждающихся в реставрации. Экспертный совет производит обследование объекта, составляет краткую пояснительную записку с приложением фото-фиксации объекта, в которой предлагаются первоочередные меры по реставрации храма. После проведения предварительного обследования объекта, а также анализа имеющейся у храма документации по имущественным правам заявка рассматривается на Управляющем совете. Итоги рассмотрения заявок представляются мне на утверждение. Особо отмечу, что в благотворительных программах Фонда участвуют только те храмы, которые оформили имущественные права на здание храма и земельный участок. Выбор подрядной организации осуществляется на конкурсной основе, согласно положению об аккредитации, принятому Управляющим советом Фонда.
С момента своего основания Фонд получает регулярные пожертвования от храмов и монастырей Московской епархии, организаций и частных лиц.
Сбор пожертвований на осуществление деятельности Фонда организован всеми возможными и современными способами: через банковский расчетный счет, СМС-сообщения, интернет перечисления на «Яндекс-кошелек». Организован кружечный сбор пожертвований на приходах Московской епархии и в ряде торговых предприятий Подмосковья. Все сведения о лицах и организациях, внесших пожертвования, ежемесячно публикуются в журнале «Московские Епархиальные Ведомости», а также на официальном сайте Фонда. Средства, полученные Фондом, расходуются строго в рамках благотворительных программ, принимаемых Управляющим советом. Все сотрудники Фонда осуществляют свои обязанности на безвозмездной основе.
Со времени образования Фондом были полностью восстановлены 14 порушенных храмов. В настоящее время в работе у Фонда находится в общей сложности 20 храмов.
Значительную роль играет поддержка и личное участие губернатора Московской области Андрея Юрьевича Воробьева. По его распоряжению в бюджете Московской области до 2020 года в рамках государственной программы «Культура Подмосковья» было запланировано выделение из бюджета Московской области 300 млн. руб. для возмещения затрат Фонда по проведенным реставрационным работам в форме субсидий. Из этой суммы Фонду уже выделено три субсидии на общую сумму 165 млн. рублей.
В декабре 2016 года за каждым из 52 благочиний был закреплён храм, который восстанавливается силами всех приходов благочиния. За прошедшие три года уже четыре храма были полностью восстановлены по этой программе.
С самого начала существования Фонда его деятельность освещается в церковных и светских средствах массовой информации: на епархиальном сайте и сайтах благочиний, в социальных сетях и печатных изданиях.
На Подмосковном телеканале «360» регулярно выходят репортажи о наших порушенных святынях.
В сентябре этого года готовится к выходу второе обновленное издание каталога «Порушенные святыни Подмосковья». Оно будет содержать информацию о 184 храмах, нуждающихся в реставрационных работах.
Остаюсь в надежде и убеждении, что с помощью Божией мы в состоянии достичь поставленной цели: чтобы на Подмосковной земле не осталось ни одной порушенной святыни».
В ходе совещания обсуждались вопросы разработки дорожной карты по консервации и последующей реставрации руинированных и аварийных храмов с целью возобновления в них богослужений.
Были заслушаны поступившие из епархий отзывы и предложения по этой проблеме.


Слово пастыря
Святитель Григорий ПАЛАМА

ВОЗНОСИТЬ ПОМЫСЛЫ НА ВЫСОТУ КРЕСТА

Невозможно, чтобы лукавые страсти и грешный мир совершенно оставили нас, если мы не достигнем Божественного созерцания. Удостоившийся созерцать Бога освобождается от власти страстей, распинаясь миру и распиная мир в себе. Для нас это распятие плоти с её страстями и похотями есть Крест Христов. Тело мучает нас, и поэтому каждый должен возносить его на высоту Креста.
Прошу вас, братия мои, не смущайтесь, слыша такие слова. Мы возглашаем вам неискажённую, благую и благоугодную, и совершенную волю Бога. Недопустимо смущаться, полагая, будто бы всё это невозможно выполнить. Мы должны хорошенько осознать, что Царство Небесное берётся силой и прилагающие усилия обретают его (ср. Мф.11:12). А апостол Пётр подчёркивает, что «Христос пострадал ради нас, оставив нам совершенный пример, дабы мы последовали Его стопам» (ср. 1Петр.2:21). Если кто-то не в силах совершать то, что необходимо, то пусть он подвизается и делает то, что он может и хочет. А одновременно пусть смиряется перед Христом, привлекая таким образом Его сострадание. Христос восполнит всё недостающее. Нам необходимо возносить помысел на высоту Креста.
Однако давайте посмотрим, как к этому приступить. Внутренняя сила есть упование на Христа. Человек должен подвизаться, ради того чтобы отказаться от собственного тела и подъять свой крест. Видишь, например, как в тебе извивается помысел блуда? Знай, что ты ещё не распял себя. Но как же возможно себя распять? Избегая нескромных образов, греховных привычек, неподобающих разговоров. Ограничивая себя в пище, которая усиливает страсти, отказываясь от комфорта и удобств, и, наконец, с сердечным сокрушением призывая Бога. Если ты сможешь отсечь следование страсти, однако при этом обнаружишь, что на тебя извне нападает страстный помысел, не бойся. Это венец для тебя, потому что ты стал победителем в своей борьбе по Богу.
Таковы слово крестное, премудрость и сила Божия. Ты должен победить свою немощь и вознестись смирением. Образ Креста – это священная печать, спасающая и чтимая, освящающая и делающая причастной превосходных и неизреченных благ, которые даны человеческому роду Богом. Крест есть сила, упраздняющая проклятие и осуждение, сила, разрушающая тление и смерть. В Кресте сокрыты вечная жизнь и благословение. Крест – спасительное древо, царский скипетр, Божественное знамя против видимых и невидимых врагов, и пусть последователи плотского мудрования и ереси безумно затыкают уши, не желая слышать этих слов.
Пригвождённый к этому древу Крестному умер Христос. На Кресте была разорвана долговая расписка, составленная против нас за преслушание в раю. Начала и власти нечистых духов, вконец устыжённые, удалились от Крестного древа. А мы со Христом вновь триумфально приобрели свободу. Мы через Крест примирились со Христом.
Так неужели после жертвы Безгрешного мы не станем почитать это Божественное знамя освобождения человеческого рода и пользоваться им, прогоняя бесов и посрамляя злоначального змея – диавола. Крест прославляет и величает Христа, указывая людям на Его победу.
Так давайте же вместе с преклонением колен преклоним и наши сердца. Поклонимся Честному Древу, к которому были пригвождены ноги и руки Вседержителя Вселенной, на котором распростёрлось Его Животворящее Тело. Поклоняясь Честному Кресту и лобызая его с верою, мы всегда будем получать обильное освящение. Будем же хранить Животворящий Крест как драгоценное сокровище.


ЦЕРКОВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

Крестовоздвиженский храм в Коломне

17 сентября* – Обретение мощей святителя Иоасафа Белгородского (1911). Память священномученика Григория (Лебедева), епископа Шлиссельбургского.
Святитель Григорий (Лебедев) (1878-1937) родился и вырос в Коломне, закончил Коломенское духовное училище, в молодости одно время подвизался в Бобреневом монастыре.
21 сентября** – Рождество Пресвятой Богородицы.
Это престольный праздник Бобренева монастыря, а также храма в Богородском под Коломной.
22 сентября** – Воскресный день. Память преподобного Иосифа Волоцкого (1515). Память священномученика Димитрия Троицкого.
Диакон Димитрий Троицкий (1884-1937) родился и вырос в селе Макшеево под Коломной, учился в Коломенском духовном училище.
24 сентября* – Память преподобного Силуана Афонского (1938).
25 сентября – Отдание праздника Рождества Пресвятой Богородицы.
26 сентября – Память обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме (Воскресение Словущее) (335).
Это престольный праздник одноименного храма у Соборной площади Коломны.
27 сентября** – Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня.
Накануне вечером в соборах и некоторых приходских храмах на всенощном бдении совершается чин Воздвижения Креста и поклонение ему. Это день строгого поста.
29 сентября** – Воскресный день. Память святой мученицы Людмилы (927).
30 сентября – Память святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии (137).
4 октября* – Отдание праздника Воздвижения. Обретение мощей святителя Димитрия Ростовского (1752).
6 октября** – Воскресный день. Память святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского.
8 октября* – Память преподобного Сергия, игумена Радонежского (1392).
9 октября* – Память святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова (нач. II века). Память святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России.
13 октября** – Воскресный день. Память священномученика Александра Орлова.
Протоиерей Александр Орлов (1885-1937) родился и вырос в селе Хонятино Коломенского уезда. Учился в Коломенском духовном училище.
14 октября** – Покров Пресвятой Богородицы.
Примечания:
* – На утрене совершается полиелейное богослужение.
** – Накануне вечером совершается всенощное бдение.
( ) – Дата празднуемого события или кончины святого.


В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

Москва

Собор Александра Невского в Париже – главный храм «Русского экзархата»

Московский Патриархат направил Архиепископии православных русских церквей в Западной Европе (т.н. «Русский экзархат») письмо с условиями по её принятию в свою юрисдикцию. Среди прочего, предлагается сохранить традиции и устав «Русского экзархата».
Там же изложены условия избрания архиереев «Русского экзархата», порядок их участия в Поместном и Архиерейском Соборах и в заседаниях Священного Синода.
Особо подчеркивается, что Архиепископия полностью сохранит финансовую автономию и будет управлять своим движимым и недвижимым имуществом в рамках действующей юридической формы существования и в соответствии с законодательством стран, на которых она действует.
Теперь предложение Московской Патриархии «Русский экзархат» должен обсудить и принять по нему решение на своей Генеральной Ассамблее.
Напомним, что Константинопольский Патриархат упразднил Архиепископию православных русских церквей в Западной Европе в своём составе на заседании своего Синода в ноябре 2018 года. Однако она отказалась самораспускаться.
Архиепископия православных русских церквей в Западной Европе – православная епархия в составе Константинопольского Патриархата с центром в Париже. Первоначально была создана временно на основе приходов, сформированных беженцами из России в Западной Европе после Гражданской войны для окормления эмигрантов российской традиции. Объединяет православных христиан различного происхождения в нескольких странах Европы. Имеет 65 приходов, 11 действующих церквей, 2 монастыря и 7 скитов, а основная часть её прихожан находится во Франции.
Новосибирск
15 августа корабль-церковь «Святой апостол Андрей Первозванный» вновь отправился в миссионерское путешествие. Традиционно на его борту собрались священнослужители, социальные работники и врачи. Акция проводится Новосибирской епархией и правительством Новосибирской области. Ежегодно корабль-церковь отправляется в отдаленные населенные пункты области, к которым нет подъездных путей на поезде или автобусе.
За 23 года, в течение которых в Новосибирской области совершается эта духовно-просветительская и благотворительная миссия, миссионеры оказали духовную, медицинскую и социальную помощь более чем 100 тысячам человек. Только в прошлом году поддержку получили 7 тысяч жителей области, 500 человек были крещены. В этот раз миссионеры должны посетить 45 населённых пунктов.
Саров
31 июля Святейший Патриарх Кирилл совершил великое освящение Успенского собора Саровской пустыни и Божественную литургию в нём.
Храм был построен в 1777 году по проекту послушника Саровской пустыни архитектора Ивана Федорова. Причем его здание было пристороено к более ранней Успенской церкви, которая стала алтарём нового собора.
После закрытия монастыря в 1925 году собор стал ветшать. В 1951 году он был взорван. Формальным поводом послужило то, что от сейсмических сотрясений из-за проводившихся на производственных площадках ядерного центра взрывов здание якобы могло обрушиться.
Восстановление святыни началось весной 2016 года.
Стамбул

Церковь святителя Николая в Демре

С 10 по 13 августа в турецком городе Демре Паломнический центр Московского Патриархата совместно с Русским обществом искусства и культуры Антальи, при поддержке Министерства культуры и туризма Турции, префектуры города Демре и Общества туроператоров и отельеров западной Анталии провёл Второй «Никольский паломнический собор». Этот проект служит возрождению традиции почитания дня рождества святителя, которое в Русской Православной Церкви отмечалось в церковном календаре до середины XVIII века.
10 августа, впервые за более чем столетний период, в храме святителя Николая в Демре совершили всенощное бдение, а 11 августа, в день рождества святителя Николая, – Божественную литургию.
Участники паломнической поездки посетили храмы и города древней Ликийской земли, связанные со служением святителя Николая Чудотворца, святителя Мефодия Патарского, святителя Николая Пинарского.

По сообщениям информагентств


 ИЗ ИСТОРИИ УСПЕНСКОГО СОБОРА

Вид на Успенский собор с Москвы-реки. Начало ХХ

(Окончание. Начало в №8)
Священник Собора Александр Павлов Самгин, 36 лет (род. 1880 г. 6 апреля).
Родился в Нижнем Новгороде. В 1913 г. награжден набедренником; 1913 февраля 21 дня имеет, в ознаменование 300-летнего юбилея царствования Дома Романовых, юбилейный крест на Владимирской ленте и бронзововызолоченную медаль на национальной ленте.
Содержание получает: от казны 314 р. 67 к.; процентов с причтового капитала 228 р.; от прихода за требоисправление 281 р. 25 к.; от земли 20 р. Всего 843 р. 92 к.
Сын умершаго мещанина г. Елатьмы Тамбовской губернии. Обучался в Нижегородской Духовной Семинарии, в которой окончил курс по 2-му разряду в 1900 г. Определен учителем Сормовской цер.-прих. школы 31 августа 1902 г.
Назначен на должность священника для отправления богослужения при церкви Кутузовской женской общины, что в Сормове, с причислением к Сормовской Александро-Невской церкви сверх штата 5 апреля 1908 г. В тот же день Преосвященным Евфимием Епископом Балахнинским рукоположен во диакона, а 6 апреля – во священника.
Перемещен в село Борисово той же губернии 11 марта 1909 г. Состоял законоучителем в Борисовском двухклассном и Борисовском женском училищах в 1909 г. Состоял заведующим юловской церк.-приход. школой в 1910 г.
Перемещен резолюцией Высококреосвященнейшаго Владимира Митрополита Московскаго и Коломенскаго на священническое место в село Ворсино, к Феодоровской церкви, Подольского уезда, Московской губернии 16 мая 1911 г. Перемещен Его же решением на священническое место к Коломенскому Успенскому Собору.
Г. Инспектором Народных Училищ Московской губернии 7 участка допущен с 1 октября 1912 г. к исполнению обязанностей законоучителя Коломенского 2-го Женского Начального училища и утвержден Епархиальным в этой должности.
Г. Директором Народных Училищ Московской губернии назначен на должность законоучителя Министерскаго 2-классного училища при Коломенском Машиностроительном заводе с 1 сентября 1915 г.
С 15 ноября по 15 декабря 1912 г. по распоряжению Епархиального начальства был вызван на Московские Епархиальные Миссионерские курсы, подвергался испытаниям в знании преподанного и на испытаниях обнаружил знания хорошие по всем предметам; священство с курсов выдано.
В семействе у него жена Ольга Георгиевна, окончила курс в Нижегородской Марийской Женской Гимназии в 1899 году, дочь подполковника Георгия Петрова Щепкина, род. 6 июля 1880 г. (36 лет). Состояла учительницей Сормовской цер.-прих. школы с 1900 по 1909 гг.
Дети: Николай, род. 2 декабря 1907 г.; Наталия, род. 29 июня 1910 г.; Георгий, род. 2 октября 1914 г.
Первый диакон Собора Василий Михайлов Преображенский, 30 лет.
В 1913 г. имеет в ознаменование 30-летнего юбилея царствования Дома Романовых юбилейный крест на Владимирской ленте и бронзововызолоченную медаль на национальной ленте.
Содержание получает: от казны 167 р.; процентов с причтового капитала 152 р.; от прихода 187 р. 50 к.; от земли 48 р. Всего 554 р. 50 к.
Окончил полный курс в Московском Донском духовном училище 1904 г. После сего обучался в 1-м классе Московской духовной семинарии, из которой выбыл в 1905 г. Определен псаломщиком к Коломенскому Успенскому Собору 24 августа 1907 г. Посвящен в стихарь в 1908 г. Грамоту имеет. Произведен во диакона к Коломенскому Успенскому Собору в сентябре 1911 г.
В семействе у него жена Мария Николаевна, 30 лет.
Дети их: Марина, род. 27 июня 1910 г.; Виталий, род. 4 января 1912 г.; Юлия, 3 года 4 месяца.

Икона священномученика Сергия Бажанова. Автор Василий Хрулёв

Второй диакон Сергий Петров Божанов (Бажанов), 33 лет.

В 1910 г. имеет серебряную медаль в память 25-летия церк.-прих. школ. В 1913 г. имеет, в ознаменование 300-летнего юбилея царствования Дома Романовых, юбилейный крест на Владимирской ленте и вызолоченную медаль на национальной ленте.
28 августа 1914 г. всемилостивейше награжден за 10-летние труды по народному образованию серебряною медалью с надписью: «За усердие».
Содержание получает: от казны 167 р.; процентов с причтового капитала 152 р.; от прихода 187 р. 50 к.; от земли 18 р. Всего 524 р. 50 к.
Из духовнаго звания, сын псаломщика.
Обучался в Московской духовной семинарии до 3-го класса с 1898 по 1902 гг. Состоял учителем церк.-прих. школы с 18 ноября 1902 г. по 9 сентября 1914 г. Грамоту имеет.
Женат, в семействе у него жена Вера Андреева, 38 лет и дети: Николай, род. 2 ноября 1906 г., Мария, род. 4 ноября 1909 г., Валентина, род. 2 ноября 1915 г.
Ни с кем не в родстве.

Псаломщик Иван Капитонов Мосолов, 30 лет.
В 1913 г. имеет бронзововызолоченную медаль на национальной ленте в ознаменование 300-летнего юбилея царствования Дома Романовых. Содержание не получает – по случаю состояния на военной службе в действующей армии.
Сын псаломщика. Образование получил в двухклассной церк.-прих. школе при Чудовском хоре. По окончании школы состоял певчим в том же хоре. По выходе из хора состоял регентом по найму в разных хорах.
В 1909 г. определен был исправляющим должность псаломщика при Преображенской, села Крымского, церкви, Рузского уезда. В 1912 г. утвержден в должности и посвящен в стихарь. Состоял безплатным учителем пения в церк.-прих. школе села Крымскаго и регентом церковно-местнаго хора с 1909 г.
Перемещен к Коломенскому Успенскому Собору 6 июля 1913 г.
При Управлении Московского Уезднаго Воинскаго Начальника принят охотником на военную службу и отправлен в 85-й пехотный запасный батальон.
Холост. В родстве ни с кем не состоит.
Псаломщик Матвей Константинов Уаров, 38 лет.
Содержание получает: от казны 27 р.; процентов с причтового капитала 19 р.; от прихода 23 р. 44 к.; от земли 4 р. 50 к. Всего 73 р. 94 к. – за 3 месяца его службы при Соборе с октября по декабрь месяцы 1916 года.
Из духовнаго звания, сын псаломщика Московской губернии.
Окончилъ курс въ Волоколамском духовном училище. В 1901 г. состоял псаломщиком при Спасской в селе Тарбееве церкви, Димитровского уезда. Перемещен на таковую же должность к Иоанно_Богословской села Каменок церкви Рузского уезда 13 июня 1909 г. Перемещен на таковую же должность к Успенской Зосимовской пустыни церкви Клинского уездаи 3 августа 1912 г. Перемещен на таковую же должность к Успенскому Собору городу Коломны 22 сентября 1916 г.
По указу Московской Духовной Консистории от 5 октября 1904г. за № 13790 был послан в Николо-Пешноский на черные труды сроком на один месяц. Как виновный в нетрезвости при хождении со святыней по домам и в храме на первый день Пасхи, а также в грубости и непослушании священнику.
В семействе у него жена 2-го брака Александра Михайлова, 34 лет. Дети: от 1-го брака Клавдия, 12 лет, от 2-го брака: Иоанн, 10 лет; Мария, 9 лет; Петр, 4 года; Николай, 1 год. Ни с кем не в родстве.
Сверх штата приписанный к Собору Смотритель Коломенскаго духовнаго училища, Протоиерей Василий Александров Пробатов, 49 лет.
19 сентября 1898 г. награжден набедренником, 26 апреля 1904 г. – скуфьею, 6 мая 1909 г. – камилавкою,6 мая 1914 г. мая – наперсным крестом. 18 сентября 1916 г. награжден саном Протоиерея за оказанныя им по обстоятельствам военнаго времени заслуги. (См. цер. вед. за 1916 г. № 41 официальной части). 26 февраля 1896 г. имеет серебряную медаль в память царствования Императора Александра III. В 1913 г. имеет в ознаменование 300-летнего юбилея царствования дома Романовых юбилейный крест на Владимирской ленте и бронзововызолоченную медаль на национальной ленте.
Содержание имеет от Коломенского духовнаго училища.
По окончании курса в Тамбовской духовной семинарии, со степенью студента, поступил в число студентов Московской духовной академии и окончил академический курс со степенью кандидата богословия, с предоставлением ему права на преподавание в семинарии и при искании степени Магистра не держать новаго устного испытания с 1887 по 1891 гг.
Состоял законоучителем Коломенской мужской гимназии с 6 июня 1893 г. по 13 января 1914 г. Определеннием Священного Синода от 13 января 1914 г. за №135 назначен Смотрителем Коломенскаго духовнаго училища.
Рукоположен во священника 6 августа 1893 г. Грамоту имеет.
В семействе у него жена Анна Николаева, 38 лет. Дети: Лидия, 19 лет; София, 18 лет; Нина, 16 лет; Мария, 15 лет; Вера, 14 лет; Александра, 10 лет, – живут при своих родителях. Дочери Лидия и Нина окончили курс в Коломенской Женской Гимназии, а другие обучаются в гимназиях.
Зять Протоиерею Вележеву.
Церковный староста Михаил Иванов Посохин, 58 лет.
Жалования не получает как Коломенский купец. Грамоте знает. Утвержден в должность старосты Собора во второе трехлетие 8 февраля 1913 г.
К Послужным спискам подписуются Коломенскаго Успенскаго Собора
Настоятель Протоиерей Николай Павлов Вележев
Священник Константин Богословский
Диакон Василий Преображенский
Псаломщик Матвей Уаров

Подготовил Павел ПРОШЛЕЦОВ

ОТ РЕДАКЦИИ
Эта клировая ведомость открывает неизвестные ранее факты биографии священномученика Сергия Бажанова (1883-1937), служившего диаконом в Успенском соборе в 1912-1918 гг. Теперь мы знаем о его семейном положении и педагогической деятельности, отмеченной церковными наградами.


 Молодёжь и Церковь

БЫТЬ ОПЛОТОМ НРАВСТВЕННОСТИ И КУЛЬТУРЫ

«Форпост» – означает передовой пункт, начало и оплот в развитии. Такое название три года назад мы дали молодёжно-подростковому слёту, организованному для прихожан благочиний Коломны и Коломенского округа на базе Христорождественского храма в Апраксино.
Мы ставим своей целью воспитание молодого поколения таким образом, чтобы в будущем оно своей жизнью и примером стало оплотом в сохранении и распространении православной культуры и нравственности. Многим такая цель покажется дерзкой и малоосуществимой. Ну что можно сделать всего лишь за одну неделю? На самом деле за семь дней можно успеть невероятно много. Можно каждый день наполнить событиями: духовно-просветительскими: совместная молитва, участие в Божественной литургии, беседы со священником, форум-спектакли; культурно-образовательными: изучение Библейской истории, истории Русской Православной Церкви, истории и культуры России, мировых религий; психолого-педагогическими: арт-терапия, профориентационные и психологические тренинги; творческими: мастер-классы по декоративно-прикладному искусству, театральные занятия: речь, движение, актерское мастерство; создание видеороликов, постановка мини-спектаклей; спортивными: зарядка, подвижные игры, зарница, мини-поход, соревнования и спортивные квесты.
Мы так и делали. День начинался и завершался общей молитвой. Её возглавляли протоиерей Георгий Муравлев – духовник слёта или протоиерей Сергий Кулемзин. А между этими службами – постановка спектаклей, съёмка видеороликов, разучивание танцев, горячие обсуждения острых вопросов со священниками, КВН, пионербол и многое-многое другое. Времени не было даже на звонки домой, а после вечерней молитвы сил оставалось только на то, чтобы донести себя до кровати.
Но сами по себе проекты, какими бы интересными они ни были, не делают жизнь наполненной христианским смыслом. Здесь одинаково важно и содержание мероприятия, и отношение, с каким его проводят. Один священник как-то сказал, что и в футбол можно играть в присутствии Бога. Такое отношение к жизни и воспитанию мы, организаторы и ведущие «Форпоста», положили в основу слёта. Это выражалось прежде всего в бережном отношении друг к другу. Мы учились контролировать свои эмоции, подчинять свои желания общему делу, старались слышать и понимать другого. Мы учимся любить Бога и людей. В нашей команде молодые и активные педагоги, работники культуры, люди искусства, студенты. Команду мы готовим почти так же, как для космического полёта, ведь нам доверяют самое ценное – детей.
Традиционно основной возраст наших участников – 11-16 лет, но в этом году мы принимали младших подростков, начиная с 10 лет, а старшие стали помощниками ведущих. Для них мы специально организовывали «Школу ведущего» в июле. Она проходила на той же площадке. Три дня готовили ребят к активному осознанному участию в слёте: лекции, беседы, тренинги… И, конечно, подростки сами готовили территорию для слёта: отмывали домики, косили траву, готовили зоны для спортивных игр и тренингов. Благодарим родителей Дмитрия Васильевича Косяева и Германа Анатольевича Суханова, которые активно нам помогали в свои выходные дни. За три дня ребята многому научились, а главное – поняли свою новую ответственную роль.
Слёт «Форпост» – тематический. Нынешний был посвящён изучению стран мира, их культур, традиций, обычаев, религии. Мы стремились показать детям многообразие и красоту удивительного мира, в котором живём, сформировать уважительное отношение к разным народам и их культурам. Каждый день Анна Малиновская – наш психолог – проводила интереснейшие интерактивные беседы об особенностях психологии того или иного этноса. Мы читали сказки, в которых раскрывается самобытность народа, его особенность и уникальность. Во время дневных мастер-классов знакомились с традиционными ремёслами и искусствами, разучивали народные танцы, а вечером у костра пели народные песни.
Лейтмотивом слёта в этом году стала написанная нашим ведущим Федором Киселевым песня «Недаром дети любят сказку». Её первый куплет позаимствован у известного литературного исследователя, пушкиниста Валентина Дмитриевича Берестова.

Недаром дети любят сказку.
Ведь сказка тем и хороша,
Что в ней счастливую развязку
Уже предчувствует душа.
И на любые испытанья
Согласны храбрые сердца
В нетерпеливом ожиданье
Благополучного конца.
Припев:
Но разве сказка есть прекрасней,
Чем жизнь, подаренная Богом?
Здесь солнце ярче, небо ясней,
Открыта каждая дорога.
Средь легендарных и волшебных;
О, я бы выбрал и из ста –
Жить на Земле благословенной
По воле Господа Христа.

Коль небо тучами закроет
Нам тёмных сил великий сонм –
И в нашей жизни есть герои,
Что смело борются со злом.
Есть в жизни радость и печали,
Есть слёзы, смех и благодать…
Давайте Господа прославим
За то, что можем так сказать:
Припев:
Каждый день был посвящён решению той или иной духовно-нравственной проблемы. Изучая Индию, мы говорили о тайне бытия, Японию – о гармонии внутренней и внешней, Америку – о чувстве свободы и ответственности, славянские страны – об отношении поколений, почитании родителей, еврейскую культуру – об избранности и служении. В поисках ответов на непростые вопросы нам очень помогал священник Димитрий Шаповалов. Он активно участвовал не только в обсуждениях, но помог провести форум-театр по проблемам подросткового возраста.
Духовную поддержку мы всегда ощущали от благочинного церквей Коломны и Коломенского округа епископа Луховицкого Петра, который молился за нас, а в последнюю ночь беседовал с нами у костра и совершил в храме Божественную литургию. Прекрасная неделя завершилась 11 августа общим причастием и благодарственным молебном.
Если нас попросят объяснить, что такое «Форпост», то, наверное, каждый ответит: «Это атмосфера любви и доверия. Это совместная молитва. Это поддержка и помощь. Это серьёзные беседы и смелые рассуждения. Это испытания и творчество. Это радость общения».

Анастасия Киселева, организатор и руководитель слёта «Форпост»

Говорят участники
– О православном слёте «Форпост» можно сказать очень много, но я поделюсь главным. Там собрались совершенно разные люди, со своим характером, взглядами, целями жизни. Но нас всех объединила Любовь. Именно Она помогла не только организовать слёт, достойно провести его, но и подарить частичку Любви каждому подростку. И глядя на счастливые лица детей, на их искреннюю радость, этой радостью наполнялись и мы, ведущие.
Для меня «Форпост» – тот Духовный Оазис, в котором каждый почувствует себя нужным и счастливым. К тому же на слёте подростки живут в православной традиции, что я считаю большим плюсом, так как кроме позитивных эмоций они получают определённые знания, которые помогут им в жизни и общении.
Павел Кондаков, ведущий слёта

– «Форпост» – это новые знакомства, яркие эмоции, прекрасные идеи, отдых, заряд бодрости, счастье.
Для меня «Форпост» – больше чем просто слёт. Это люди, уникальные, неповторимые, всегда жизнерадостные. Это маленькие и большие радости, оригинальные решения, сплочённость.
Каждый год я жду его и каждый раз в конце очень не хочу уезжать.
Но и после отъезда эти эмоции ещё долго живут во мне, согревая душу.
Андрей Шутков, ведущий слёта

– Это был наш – мой и дочек – третий «Форпост» в Апраксино.
Каждый год он – разный. И одновременно – неизменный. Разный – по тематике и мероприятиям. Неизменный – по духу и атмосфере: по яркости, погружению в темы, энергетике, дружелюбию, ответственности и глубине, по наличию квестов, спектаклей, новых идей и игр.
Дети. Удивительные дети! Они неугомонны, любопытны, талантливы, интересны. Возможно, из-за специфики нашего общения – всё-таки я веду психологические тренинги – вижу, как они меняются внутри из года в год. Как взрослеют, мудреют, становятся глубже, цельнее.
Ведущие. Необыкновенные ведущие! Потрясающий сплав подростковости и взрослости. Они с удовольствием играют, поют, веселятся с подопечными и одновременно внимательно следят, увлекают, сопровождают, учат и даже воспитывают. Дочка говорит: «Они – как наставники».
Теперь с трудом представляю наше лето без слёта. «Без него лето – не лето!» – восклицают дети.
Анна Малиновская, психолог

– Больше всего на слёте мне понравились презентации с рассказом о странах и народах. Понравилось разгадывать викторину, участвовать в съёмках видео, спать в спальном мешке, ходить за территорию, петь у костра под гитару, бегать с фонариком в темноте, посещать храм и узнавать новое и интересное от батюшки!
Очень жду следующего слёта! СПАСИБО за ВСЁ!!!
Ефим Нечаев, 9 лет

– Этот слёт произвёл большое впечатление на меня. Идея погружения каждый день в устройство разных стран и народов оказалась более чем интересной! А презентации психолога были так хороши, что хотелось немедля посетить каждую из стран.
Думаю, дети получили массу позитива на год вперёд! Память о слёте живёт в нас всегда. Мы очень ждём каждого следующего, так как это оригинальная и редкая возможность для детей погрузиться в настоящую, насыщенную и интересную атмосферу радостной жизни!!!
Анна Нечаева, мама участника слёта


НОВОСТИ БЛАГОЧИНИЯ

Гололобово
2 августа исполнилось двадцать лет священнической хиротонии настоятеля местного храма Рождества Христова протоиерея Дионисия Басова. В этот день Божественную литургию в храме возглавил благочинный церквей города Коломны и Коломенского округа епископ Луховицкий Петр. По окончании богослужения владыка Петр поздравил отца Дионисия и вручил ему памятный подарок.
Индустрия
4 августа настоятель местной Владимирской церкви иеромонах Иоанн (Железов) освятил новые колокола для храма. Эти звоны были отлиты на средства благотворителей в мастерской Илии Дроздихина в Москве.
Молитвино
10 августа отметили престольный праздник местного строящегося Смоленского храма-часовни. По окончании Божественной литургии настоятель священник Иоанн Бакушкин поздравил всех с праздником. Для прихожан и гостей было устроено чаепитие.
Мячково
13 августа в Коломенском благочиниии отметили день памяти священномученика Матфея Алоина. Божественную литургию в Успенском храме села Мячково возглавил благочинный церквей города Коломны и Коломенского округа епископ Луховицкий Петр. На этой службе молились прихожане храма и родственники священномученика.


Содержание сельского духовенства в XIX веке
на примере приходов Коломенского и Серпуховского уездов…

Семья сельского священника. XIX век.

(Окончание. Начало в №8.)
3. Жалованье от крестьян
В первой половине XIX века жалованье от крестьян было редким явлением. Часто случалось, что крестьяне подписывались выплачивать священнику жалованье, хотя сами не имели стабильных доходов. Например, крестьяне села Кондрево Коломенского уезда на содержание причта с 1833 г. положили 57 руб. 14 коп. Однако часто даже эти скудные деньги не выплачивали по причине своей бедности.
Случалось, что прихожане соглашались выплачивать жалованье причту в каких-либо особых случаях. Например, при назначении просимого ими кандидата на священническое место или чтобы предотвратить лишение их храма приходского статуса, т.е. перевода по причине бедности в ранг приписной церкви. Можно привести такой пример.
В начале XIX в. в селе Проскурниково произошла небольшая церковная смута. В 1818 г. местный священник Максим Трофимов был переведён на другой приход и назначен на должность благочинного. После этого место настоятеля оставалось долгое время праздным. В Московскую Духовную Консисторию обратилось два кандидата на священническое место: диакон села Бужерова Александр Алексеев и диакон села Молоди Подольского уезда Борис Евфимьев. Местные крестьяне просили рукоположить им к церкви диакона Александра, а владелец села, князь Борис Черкасский, ходатайствовал за диакона Бориса. В это время священник соседней Казанской церкви села Богородское-Кишкино Кондратий Алексеев обратился к митрополиту Московскому и Коломенскому Серафиму с прошением, где просил приписать Сергиевскую церковь села Проскурниково к своему приходу, т.к. церковь эта весьма обветшала. Со священником Кондратием Алексеевым согласился местный благочинный священник села Мясное Иоанн Знаменский. Вскоре об этом стало известно крестьянам Сергиевского прихода, которые в свою очередь не желали расставаться со своим храмом. Они обратились с прошением к митрополиту Серафиму, в котором, в частности, было сказано: «означенная Сергиевская церковь состоит (из) деревянного здания в твердости… желательно нам вместо деревянной покрыть вновь железом крышу для лучшей прочности. Паперть при оной поправить, а на колокольне вместо сорвавшегося во время бури купола сделать новый своим иждивением, не касаясь свечной церковной суммы». К местному благочинному они также обратились с прошением об избрании им в священники диакона Александра Алексеева, а также пообещали «помогать священнику с причтом сверх указной пропорции церковной земли по сто рублей каждый год». После этого обещания митрополит решил дело в пользу проскурниковских крестьян.
После реформы 1861 г. многие крестьяне разбогатели, некоторые из них перешли в купеческое сословие. Тогда они вместо дворянства стали главными благотворителями духовного сословия. Купцы часто участвовали в ремонте и строительстве храмов, школ, благотворительных учреждений. Ради благолепия своей родной церкви украшали её росписями и иконами. Не забывали они и о служителях алтаря Господня.
4. Кормление с земельного надела
Практически при каждом сельском храме существовал земельный надел. Как правило, это была пашня и сенокосные угодья. Количество земли делилось между членами причта в той же пропорции, что и все церковные доходы. На трёхштатном приходе (священник, дьячок, пономарь) земля делилась на пять частей, три части получал священник, по одной – причетники. На четырёхштатном – священник получал половину земли, другую половину делили между собой диакон, дьячок и пономарь. Как правило, семья священника не могла эффективно обрабатывать свой земельный участок, как по причине недостатка рабочих рук, так и из-за занятости на службе. Во многих приходах священнослужители сдавали свой надел местному землевладельцу, за что получали от помещика ругу деньгами и продуктами. Так, священник села Верзилово Серпуховского уезда получал от князей Шаховских ругу в размере 225 рублей ассигнациями, 15 четвертей ржи и овса, 1,5 – гречневой муки, гуменный корм и дрова (в 1850). Причт села Киясово Серпуховского уезда за использование своей земли получал от помещика Гагарина (в 1850) следующую ругу: священник – 48 рублей 86 копеек серебром, 135 пудов ржаной муки, 10 четвертей овса. Диакон, дьячок и пономарь получали на всех 32 рубля 28,5 копеек серебром, 135 пудов ржи и 10 четвертей овса.
После крестьянской реформы помещики уже, как правило, землю не брали, ибо, потеряв крепостных, потеряли и дармовых работников. Например, в 1861 г. в селе Марьинское Коломенского уезда местная помещица определённо отказалась выплачивать положенную ругу священнику. В результате батюшка оказался в труднейшем положении. Ругу не выплатили и землю не вернули. И средств нет, и хлеб засеять негде. Решившись на поиск правды, священник обратился с прошением к святителю Филарету Московскому с просьбой о помощи. Владыка митрополит полностью принял сторону молодого священнослужителя. Указ консистории потребовал от помещицы выполнить обязательства – выплатить священнику положенные средства. Та согласилась и выплатила часть денег, но договор был расторгнут. В конце XIX в. землю священники сдавали в наём уже не помещикам, а местным крестьянам.
5. Дотации и жалованье от государства
Дотирование сельских приходов началось после указа Николая I в 1830 г. Тогда было выделено 500 000 руб. ассигнациями на помощь нуждающимся приходам в основном в западной части России и в Закавказье. В 1893 г. волей императора Александра III на дотации было выделено 6 329 143 руб. (на 19 000 приходов), из которых 2 329 143 руб. получили причты центральных епархий: Московской, Ярославской, Нижегородской, Владимирской и прочих, на которых до этого времени благодеяние императоров не распространялось. По этому поводу Александру III был подан всеподданнейшей адрес от Святейшего Синода с выражением благодарности. Император тогда на нём собственноручно начертал: «Сердечно благодарю Святейший Синод за выражение чувств. Буду вполне рад, когда Мне удастся обеспечить все сельское духовенство».
Таким образом, началась новая эпоха для сельского духовенства. Наиболее бедные приходы были обеспечены жалованьем. Трёхштатные приходы с 1893 г. получали 114 руб. 27 коп. ежегодно, за вычетом 2% на пенсию, двухштатные – 85 руб. 71 коп. Впоследствии жалованье увеличилось. В конце века выплачивалось жалованье 294 руб. священнику и 98 – псаломщику.
Практиковалось также единовременное вспомоществование. Так, в 1884 г. в Серпуховском уезде причты нескольких храмов получили пособие: в Троицкой церкви села Оглобино – 192 руб., в Казанской церкви села Кишкино – 240 руб. Были также единовременные выплаты вдовам священно-церковнослужителей, заштатному духовенству и причетникам. Так, в 1893 г. вдовы священников получали по 70 руб., заштатные диаконы и вдовы диаконов – по 50 руб., заштатные псаломщики и вдовы причетников – по 30 руб.
6. Доходы от треб
Это наиболее сложная для обозрения статья дохода, о которой очень мало источников. Несмотря на это, вопрос был часто обсуждаем в прессе. Из статей конца XIX в. в «Московских Церковных Ведомостях» мы узнаем, что средняя сумма дохода духовенства от треб составляла 500 руб. в год, правда, не указывается, доход ли это непосредственно священника, или всего причта. Любопытна заметка об обеспечении духовенства в Нижегородской губернии. По всей видимости, ситуация там мало отличалась от Московской. Так, в 1893 г. городское духовенство от требоисполнения получало 1200-1600 руб., наименьший доход составлял 700 руб. В среднем в городе священник получал до 1000 руб., диакон – 600 руб., псаломщик – 400 руб. В сельских приходах священник получал примерно 450 руб., но было немало приходов, где требы приносили 600-900 руб. в год.
7. Пенсионное обеспечение
Пенсии членам духовного сословия, вышедшим за штат или потерявшим кормильцев, стали выплачивать только во второй половине XIX в. Следует заметить, что тогда пенсия воспринималась людьми не как нечто должное, но как выражение особой милости императора. Пенсия заштатного священника в конце XIX – начале XX в. составляла 130 руб., диакона – 65 руб., вдовы священника – 65 руб., вдовы диакона – 40 руб. Выплачивались пенсии и неустроенным детям из духовного сословия, она составляла 15-18 руб. в год. Так, дочери умершего заштатного диакона села Верзилово Даниила Соболева, Мария 64 лет, Анна 62 лет, получали по 15 руб. серебром в год.
Таким образом, совершенно очевидно, что в целом ситуация с обеспечением духовенства в XIX в. несколько улучшилась. Причина этого усматривается как в увеличении приходов, так и в социальной политике властей.
Протоиерей  Михаил  ЩЕПЕТКОВ (1972-2013)


СОБОР ГЛАЗАМИ АРХЕОЛОГОВ

В 2007 году проф. А.Б.Мазуров опубликовал любопытнейший документ: «Полевой дневник 1903 года», который вели столичные археологи Г.Т.Синюхаев и М.А.Ратманов. Сегодня, когда накоплен солидный научный материал о прошлом Коломны, некоторые суждения этих исследователей кажутся устаревшими и наивными. Но в тоже время не подлежит сомнению важность наблюдений, сделанных на заре ХХ века. Они особенно ценны хотя бы потому, что многие предметы старины, зафиксированные тогда, безвозвратно утрачены в пору безбожных гонений…
Так давайте ещё раз перелистаем страницы старинных дневников, связанные с историей наших кремлёвских соборов.
«Маститый протоиерей Александр Лебедев любезно делится с нами своими сведениями о древностях Коломны и вместе с большим любителем родной старины отцом ключарём, Николаем Вележевым, ведёт нас осматривать соборный храм….
…Мы начали обозрение коломенских храмов с соборной церкви Успения Пресвятой Богородицы, роскошно расписанной иконами нового письма. Среди них обращает на себя внимание старинная икона Знамения Пресвятой Богородицы, которой по манере письма можно смело дать не менее 300-350 лет; возможно, что она принадлежит кисти известного Андрея Рублёва».
Предположения исследователей об авторстве образа крайне сомнительны. Тем не менее, упоминание старинной иконы и её названия очень важно, поскольку этот духовный памятник не сохранился до нашего времени. Хорошо, если в современном убранстве найдётся место новой иконе с таким названием.
«Большая серебряная люстра, на которую указал нам сопровождавший нас почтенный настоятель собора о. протоиерей Александр Павлович Лебедев, благочинный г. Коломны, имеет на себе инициалы Александра Первого, пожертвовавшего её в 1813 году. Внутри храма по стенам около пола и у паперти размещены 11 мраморных досок с именами погребённых здесь коломенских епископов» (Очевидная ошибка – доски были чугунными – Р.С.)
«…Соборный храм Успения построен в 1672 году на месте старинного собора конца XIV века (1382). По внешнему виду своему он очень напоминает московские кремлёвские соборы: те же двери, то же украшение и раскраска входных арок. Собор пятиглавый. …Внутри собора – совершенный московский Успенский собор и даже реставрирован и раскрашен тем же самым художником, который расписывал московский собор. …Оригинален иконостас, деревянный, резной, вызолоченный, идущий до самого потолка коробки храма. Этот иконостас пожертвован в собор, по словам отца протоиерея, императрицей Екатериной II в бытность её в Коломне».
Либо отец Александр ошибся, либо авторы его не поняли. Иконостас сооружён на средства богатейшего купеческого рода Мещаниновых, но действительно – в начале царствования Екатерины Великой – Р.С.
«Иконостас этот носит на себе яркий след западного влияния: резные скульптурные изображения ветхозаветных святых по сторонам царских врат, ангелы, изображение распятия и тому подобное. Всё это чуждо православному храму и указывает на сильное влияние западного искусства. Ход на хоры собора – внутри стен храма, как в древних крепостных стенах».
«…Соседняя с собором Тихвинская церковь пристроена в 1858 г. к старой соборной колокольне, воздвигнутой духовником патриарха Никона, архиепископом Никитою. Фундамент (имеется ввиду подземелье Тихвинского собора – Р.С.) принадлежит небольшой старинной церкви, стоявшей раньше на этом месте; от неё уцелело лишь 4 столба. В Тихвинской церкви много старинных икон; особенно выделяется большая икона свв. Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы (Спаситель Младенец сидит на руках св. Симеона), найденная, по преданию, после пожара невредимою в пепле»…
Средневековая деревянная церковь Симеона Богоприимца действительно существовала в древней Коломне и была основана, как говорят, вел. кн. Симеоном Гордым. Храм этот сгорел, вероятнее всего, в один из великих пожаров середины XVI века. Чудесное спасение иконы во время огненного бедствия, несомненно, должно было вызвать сугубое народное почитание образа. Появление престола в честь Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы в новом Тихвинском соборе явно не было «случайным». После упразднения прежней Симеоновской церкви образ перенесли в зимний собор. Утрата этой чтимой святыни нанесла невосполнимый урон церковной Коломне…
«…Серебряные позолоченные ризы художественной работы, усыпанные цветами и стразами, не позднее половины XVIII в.»…
«…Глубокой стариной веет от колокольни соборного храма. Массивная железная дверь ведёт в узкий, при входе 1 ар. 12 вершков, каменный коридор длиною около пяти аршин, ведущий к лестнице наверх. В конце коридора, слегка расширяющегося, арка для вторых дверей, со следами железных петель, уцелевших от несуществующей теперь железной двери. Арка эта толщиной в 8 вершков, вышиной 2 аршина 6 вершков, а шириною 1 аршин 4 вершка. Сейчас же за аркой каменная лестница в 77 ступеней, вышиной по 5 вершков, ведёт на колокольню. Колокольная площадка вымощена кирпичом и столь обширна, что вмещает на себя сторожку, откуда производится бой колоколов, отбивающих вместо курантов часы и четверти, слышные по всей Коломне. Колокола имеются довольно внушительных размеров, так, например, колокол, диаметром 3 арш. 12 вершков, 800 пудов весу, отлит в 1772 году и имеет медальонные изображения Екатерины II и Павла Петровича в очень ещё молодые его годы; второй колокол, диаметром 3 арш. и 4 вершка, гораздо старше: отлит в 1674 году и имеет весу 508 пудов; третий из больших колоколов, ровесник первого, имеет всего лишь 250 пудов весу.
С колокольни открывается прекрасный вид на город. Слияние Коломенки с Москвой, красивый Бобренев монастырь, лежащий на левом берегу Москвы, окружающие город заводы и деревни дают очень живописную картину. Против собора расположено бывшее архиерейское подворье, с перенесением в 1799 году коломенской епископии в Тулу, вмещающее теперь епархиальное училище и так называемый Ново-Голутвин монастырь. По местной молве, у игумена этого монастыря хранится драгоценный архив, остатки не захваченного в Тулу последними коломенскими епископами. Архив этот игумен якобы скрывает и никому не показывает».
Грустные размышления приходят на ум, когда перечитываешь эти строки… Из упомянутого архива только некоторые документы попали в Краеведческий музей, в частности – старинный Список архиереев. Но сколько при этом навсегда потеряно!.. Взять хотя бы живописную галерею портретов Коломенских владык, некогда сохраняемую в стенах монастыря… Уже не вернёшь священные иконы, уничтоженные в пожаре безбожных гонений, не возвратишь драгоценную утварь и прекрасные чеканные оклады, сорванные под предлогом «помощи голодающим» и потом переплавленные в советские полтинники…
И всё же, перебирая рукописи археологов, испытываешь чувство законной гордости и даже некоторого изумления перед величием духовных богатств, накопленных Церковью в прошлые века. И это величие, эти богатства вдохновляют нас на будущие дела. Постараемся восстановить утраченное наследие предков, и тогда у потомков наших будет право добрым словом помянуть наши труды!

Роман СЛАВАЦКИЙ


 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *