Июль 2018 №7

 «БЛАГОВЕСТНИК» №7-2018

ДВАДЦАТЫЙ ВЫПУСК

Выпускники с владыкой-митрополитом

21 июня в Коломенской духовной семинарии завершился учебный год. Праздничные торжества, посвященные этому событию, а также очередному двадцатому выпуску студентов возглавил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий.
Утром в Трехсвятительском храме семинарии митрополит Ювеналий совершил Божественную литургию и благодарственный молебен в сослужении ректора КДС епископа Зарайского Константина и благочинного Коломны и Коломенского округа епископа Луховицкого Петра. Владыкам сослужили преподаватели, гости и студенты-выпускники семинарии этого года. За богослужением были совершены иерейская и диаконская хиротонии: выпускник диакон Димитрий Медведев был рукоположен во священника, а студент 4 курса иподиакон Димитрий Грицышин – во диакона.
За богослужением пел хор семинарии под управлением преподавателя КДС священника Сергия Голева.
За богослужением молились преподаватели, студенты и выпускники семинарии, прихожане, а также почетные гости: Министр образования Московской области М.Б.Захарова, первый заместитель Министра образования МО Н.Н.Пантюхина, начальник Управления образования Коломенского городского округа Л.Н.Лунькова, и.о. директора Коломенского института (филиала) Московского политехнического университета Н.А.Мурзак, благотворители и строители семинарии Н.А.Цветков и В.А.Сигаева.
По окончании богослужения митрополит Ювеналий обратился к молящимся с напутственным словом.
Затем состоялся торжественный выпускной акт. С докладом о жизни Коломенской духовной семинарии в 2017-18 учебном году выступил её ректор епископ Зарайский Константин.
Затем со словами приветствия к выпускникам обратились почетные гости: депутат Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации Л.Н.Антонова, министр образования Московской области М.Б.Захарова, депутат Московской областной думы, ректор ГСГУ А.Б.Мазуров, глава администрации Коломенского городского округа Д.Ю.Лебедев, благотворитель Н.А.Цветков.
По традиции, со словами благодарности священноначалию и преподавателям выступили выпускники: от имени студентов очного отделения – священник Сергий Козлов, от заочников – священник Михаил Поляков. Они тепло поблагодарили митрополита Ювеналия за благословение на учебу в семинарии, а владыку ректора, администрацию, преподавателей и сотрудников родной духовной школы – за труды, которые те положили для обучения вверенных им студентов.
С заключительным словом ко всем обратился митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий.
Затем владыка Ювеналий вручил выпускникам дипломы об окончании семинарии и двухтомник протоиерея Сергия Булгакова «Настольная книга священнослужителя». Также все выпускники удостоились книжных подарков от Министерства образования Московской области. Выпускники очного отделения получили указы о назначении на церковноприходское служение.
Торжественный акт завершился концертом духовной и светской музыки в исполнении хора КДС под управлением священника Сергия Голева.

ПРЕПОДОБНОИСПОВЕДНИЦА ФАМАРЬ

Святая Фамарь

13 июня на Немецком (Введенском) кладбище Москвы состоялось обретение мощей основательницы подмосковного Серафимо-Знаменского скита преподобноисповедницы Фамари (Марджановой).
22 декабря 2016 года Священный Синод Грузинской Православной Церкви принял решение о канонизации схиигумении Фамари (Марджановой) в лике преподобноисповедников. 28 декабря 2017 года члены Синода Русской Православной Церкви постановили включить имя святой в месяцеслов Русской Православной Церкви (журнал № 123) с определением празднования её памяти 10/23 июня, как это установлено в Грузинской Церкви.
На основании распоряжения по Московской епархии, принятом 27 апреля 2018 года в связи с резолюцией Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла от 3 апреля 2018 года о благословении проведения археологических работ для последующего возможного обретения мощей преподобноисповедницы Фамари (Марджановой) на Немецком (Введенском) кладбище г. Москвы, была создана Епархиальная комиссия в следующем составе: епископ Луховицкий Петр, викарий Московской епархии, председатель Комиссии; протоиерей Максим Максимов, член Синодальной комиссии по канонизации святых, секретарь Комиссии; протоиерей Олег Митров, член Синодальной комиссии по канонизации святых; игумен Серафим (Голованов), епархиальный древлехранитель; настоятельница Серафимо-Знаменского скита игумения Иннокентия (Попова); В.Н.Звягин, член Синодальной комиссии по канонизации святых, доктор медицинских наук, профессор ФГБУ «Российский центр судебно-медицинской экспертизы» Минздрава России; М.Г.Гусаков, археолог, кандидат исторических наук, научный сотрудник Института археологии РАН.
13 июня Епархиальная комиссия по обретению и перенесению святых мощей преподобноисповедницы Фамари (Марджановой) прибыла на Немецкое (Введенское) кладбище столицы.
Перед началом процесса обретения святых мощей председатель Комиссии епископ Луховицкий Петр возглавил молебен на начало всякого доброго дела.
В ходе обретения святых останков служилась панихида по всем православным, погребённым на этом кладбище: монашеству, духовенству и мирянам.
Богослужебные песнопения исполнил сестринский хор Серафимо-Знаменского скита.
Помимо членов Епархиальной комиссии, при обретении святых мощей присутствовали: секретарь Синодальной комиссии по канонизации святых протоиерей Владимир Воробьев, настоятель московского храма святителя Николая Чудотворца в Кузнецах, профессор, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви; заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, настоятельница Зачатьевского ставропигиального женского монастыря игумения Иулиания (Каледа); настоятельница Богородице-Рождественского женского монастыря игумения Викторина (Перминова).
По завершении процесса обретения святые останки святой Фамари были положены в гроб и перевезены в Серафимо-Знаменский скит.
У Святых врат монастыря процессию встречали его насельницы, после чего гроб со святыми мощами основательницы скита крестным ходом был перенесён в обитель.
*****
23 июня, в день памяти преподобноисповедницы Фамари, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершил Божественную литургию в Серафимо-Знаменском скиту. Владыке-митрополиту сослужили епископ Никорцминдский Вахтанг, епископ Илиан (Востряков), епископ Видновский Тихон, епископ Серпуховский Роман, епископ Зарайский Константин, епископ Луховицкий Петр, секретарь Синодальной комиссии по канонизации святых протоиерей Владимир Воробьев, секретарь Московского епархиального управления протоиерей Михаил Егоров, настоятель Георгиевского храма в Грузинах (г. Москва) протоиерей Феодор Кречетов, благочинные, настоятели монастырей и духовенство Московской епархии.
За богослужением молились настоятельница Серафимо-Знаменского скита игумения Иннокентия (Попова), игумении монастырей Московской епархии, глава городского округа Домодедово А.В.Двойных, советник губернатора Московской области Д.И.Городецкий, депутат Московской областной Думы О.В.Жолобов, председатель совета депутатов г. о. Домодедово Л.П.Ковалевский, заместитель главы администрации г. о. Домодедово Ю.В.Терещенко, прихожане обители и многочисленные паломники.
Богослужебные песнопения исполняли хор Ново-Голутвина монастыря под управлением игумении Ксении (Зайцевой) и хор Георгиевского храма в Грузинах.
За Божественной литургией митрополит Ювеналий рукоположил диакона Михаила Цыцаркина во пресвитера.
Проповедь по запричастном стихе произнёс епископ Луховицкий Петр.
По окончании Литургии перед новообретёнными мощами преподобноисповедницы Фамари был совершён молебен.
По окончании богослужения митрополит Ювеналий посетил мемориальную комнату преподобноисповедницы Фамари.
*****
Схиигумения Фамарь, в миру княжна Тамара Александровна Марджанишвили (Марджанова), родилась 1 апреля 1868 года в Грузии. После кончины родителей она приняла постриг в монастыре Святой равноапостольной Нины в Бодби с именем Ювеналия.
В 1905 году указом Святейшего Синода она была назначена настоятельницей Покровской женской обители в Москве. В 1910 году её заботами началось строительство Серафимо-Знаменского скита под Москвой, где в 1915 году она была пострижена в великую схиму с именем Фамарь.
В 1924 году скит был закрыт. В 1931 году схиигумению Фамарь с двумя сестрами её обители арестовали и приговорили к ссылке в Иркутскую область. После окончания срока ссылки она, уже тяжело больная туберкулезом, вернулась в Москву и 23 июня 1936 года отошла ко Господу.

СОБОРНЫЕ ПРЕСТОЛЫ

Древний Успенский собор. Реконструкция

Говоря о престолах коломенских церквей, будет разумно обратиться к истории Успенского собора Коломны – кафедрального храма Подмосковья.
Коломенская епархия основана в 1353 году. Тогда же, при первом нашем епископе Афанасии и великом князе Московском Симеоне Ивановиче, был выстроен ранний кафедральный каменный храм, который находился на том же месте, что и нынешний. Эта святыня – одна из коломенских тайн… Мы можем лишь предполагать, как собор выглядел, судя по суровым приземистым храмам того времени. Не известно даже его посвящение. Хотя не исключено, что уже тогда он был Успенским.
Иное дело – Успенский собор времён Димитрия Донского! Хорошо известны обстоятельства его постройки и внешний вид здания. Секретарь Патриарха Антиохийского  Булос Халеби (более известный в русской огласовке как Павел Алеппский), в своём труде середины XVII века «Путешествие Патриарха Макария» оставил великолепное описание этого сооружения.
Не будем вдаваться в подробности, просто упомянем, что храм как бы парил над землёй на арках подклета, завершался причудливым переплетением закомар и кокошников, «наподобие кедровой шишки». Здание венчалось тремя главами.
Однако сейчас нас прежде всего интересуют названия престолов и причины их посвящения.
Битва на реке Воже (1378), в которой русские войска одержали первую крупную победу над Ордой в генеральном сражении, пришлась на память мученика архидиакона Евпла (14 августа н.ст.). Войско во главе с Димитрием Московским вернулось из Рязанской земли в Коломну как раз на Успенской неделе. Не удивительно, что решено было новый собор посвятить Божией Матери.
Успенский престол и память Димитрия Солунского
Успение – праздник воинский и праздник державный. Важно вспомнить, что главной святыней верховного княжества домонгольской Руси – Владимирского, был Успенский собор, второй престол которого посвящён покровителю воинства и княжеской власти – св. Димитрию Солунскому.
Характерно, что когда центр власти переместился в Москву, в Кремле был выстроен собор с теми же посвящениями. Что мог выстроить св. Димитрий Московский в «соцарственной Коломне», которую летописцы называли «любимым градом Димитрия Донского»? Конечно же, Успенский собор с приделом Димитрия Солунского, тем более что Солунский мученик – святой, пользующийся сугубым почитанием великого князя, его небесный покровитель!
Особо чтилась на Руси чудотворная Донская икона Богородицы, написанная для собора великим древнерусским изографом эллинского происхождения Феофаном Греком. Икона двусторонняя, выносная, явно предназначенная для крестных ходов. На лицевой её стороне – образ Богородицы с Младенцем «Умиление», а на обороте – Успение.
По преданию, Димитрий Донской взял её с собой в Куликовский поход, а после победы установил на положенное место в иконостас. Святыня была окружена огромным почитанием, прежде всего как защитница Руси от набегов восточных соседей. Иногда Успенский собор  в честь этой иконы даже именовали Донским.
После Казанской победы Иван Грозный увёз чудотворный образ в Москву, но для собора по его повелению был сделан список, поставленный на прежнем месте.
Формально день памяти Донской иконы (1 сентября н.ст.) не был престольным для храма. Но сугубое почитание этой святыни продолжается. И очень важно, что день празднования в честь Донской иконы Богородицы промыслительно совпадает с началом учебного года. И дети, и молодые люди, которые приходят на молебен 1 сентября, могут получить благословение правящего архиерея и помолиться пред образом, с которым связана героическая история Коломны и всего нашего Отечества.
Память великомученика Никиты и Леонтия Ростовского
Прежний Успенский собор имел сложное строение. В его верхней части располагались хоры, на которых были устроены два придела: в честь великомученика Никиты (память 28 сентября н.ст.) и Леонтия Ростовского (5 августа н.ст.).
Очевидно, что у коломенских владык были особые основания для учреждения именно таких престолов…
К сожалению, когда при суровом епископе Иосифе старый храм разобрали и начали строительство нового собора в 1672 году, все престолы, кроме Успенского, упраздняются… Очень многие реликвии прошлого были утрачены.  Но верится, коломенцы будут сугубо чтить память Димитрия Солунского, великомученика Никиты и святителя Леонтия.
Тихвинский собор
По преданию, каменному Тихвинскому храму предшествовала деревянная церковь. Документов относительно неё не сохранилось, но само возникновение постройки закономерно. Успенский собор – летний, служить в нём зимой трудно.
В любом случае зимняя соборная церковь во имя Тихвинской иконы Богородицы (9 июля н. ст.) была выстроена в 1767 году. К сожалению, эта постройка, в которой удачно совмещались черты барокко и классицизма, не дошла до нашего времени.
В 1858-61 годах на том же месте, рядом с Соборной колокольней, появился пространный храм «русского стиля». Он был уже трёхпрестольным.
Кроме главного, были утверждены боковые приделы. Один – в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» (7 февраля н.ст.). Второй – в память святых Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы (16 февраля н.ст.).
Каковы причины выбора названных посвящений? Можно предположить, что избранная икона Богородицы особо почиталась в семье Тупицыных – ктиторов храма. Вдова инициатора строительства Филиппа Тупицына, которая непосредственно финансировала созидание, носила имя Анны. Так что можно с уверенностью утверждать, что название престола было выбрано в честь её тезоименитой святой.
Позднейшее предание о том, что престол соорудили в память о Симеоновской церкви, построенной на Посаде великим князем Симеоном Гордым, нельзя считать достоверным.
В советское время собор был закрыт и разорён. После его возвращения верующим в 1989 году начались восстановительные работы…
Успенский собор по окончании реставрации был освящён  29 августа 1999 года Святейшим Патриархом Алексием II. Восстановленный Тихвинский собор освятил  митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий 9 июля 2009 г.
И теперь мы вновь можем молитвенно обращаться к тем же святыням, которые много веков осеняли духовную жизнь нашего кафедрального града.

Роман СЛАВАЦКИЙ

ОЗАРИТЬ ЗЕМЛЮ СВЕТОМ СЛОВА БОЖИЯ

Апостолов первопрестольницы и вселенныя учителие, Владыку всех молите, мир вселенней даровати, и душам нашим велию милость.
(Тропарь святым апостолам Петру и Павлу)
Так молитвенно обращаемся мы, отцы, братья и сестры, к святым великим апостолам Христовым Петру и Павлу. Из всех апостолов Святая Церковь особенно прославляет этих двух учеников Спасителя, называя их славными и первоверховными. Такая высокая честь воздаётся им за те великие труды и подвиги в деле Евангельского благовествования, какие они на себя подъяли. Даже святитель Иоанн Златоуст затруднялся отдать кому-либо из них более предпочтения, неоднократно называя обоих столпами Церкви. Господь наш Иисус Христос избрал их для того, чтобы они пронесли Его учение во все концы вселенной, которая в то время была погружена во тьму языческую, утопала в разврате, сластолюбии и нечестии. Вот эту тьму и надлежало ученикам Христовым прогнать и озарить землю светом слова Божия.
Сколько веры, любви к Богу и ближним, преданности воле Божией обитало в душах этих апостолов! Они пронесли слово святого благовестия во все концы вселенной, крестя все народы, терпя зной, холод, жажду, гонения, мучения ради того только, чтобы послужить великому делу спасения рода человеческого.
Неисчислимы те бедствия, которые претерпели апостолы. Вся их жизнь была непрестанным подвигом ради славы Христова имени. Так, святой апостол Петр за учение Христово не раз заключаем был в темницу (Деян.5,18;12,4), претерпевал побои и поругания (Деян.5,18-33) и был распят на кресте вниз головой. А святой апостол Павел говорит о себе, что он много раз «был в ранах, … в темницах и многократно при смерти…» (2Кор.11,23). И ради чего столько страданий, столько мук? – Всё ради Христа, ради Его славы и спасения своей души и ближних.
Ради Христа, говорит тот же апостол, «я от всего отказался, и всё почитаю за сор, чтобы приобресть Христа» (Флп.3,8). «Для меня жизнь – Христос, – говорит апостол Павел, – и смерть – приобретение» (Флп.1,21). Он окончил свою жизнь мученической кончиной: был обезглавлен мечом в Риме.
Вот за эти труды и страдания Святая Церковь и почтила апостолов Петра и Павла названием «Первоверховные».
Какой же урок и какое назидание извлечём мы из жизни святых апостолов Петра и Павла, этих великих тружеников на ниве Христовой?
Отцы, братья и сестры! Каждый из нас, рождаясь в жизнь земную, получает от Господа наследие – ту ниву, возделывать которую он призван. Нива – душа наша; жизнь земная – срок для её обработки. Хозяин нашей души и жизни – Господь, Которому мы и должны будем дать ответ в своей деятельности. Отсюда наша первая и непременная обязанность – заботиться о своей ниве, о душе, о её спасении.
У кого же мы должны учиться этому, как не у тех же святых апостолов, величайших тружеников, которые всю свою земную жизнь посвятили на возделывание нивы Христовой? Жизнь этих святых апостолов даёт нам не только спасительный пример, но и указывает сам путь спасения.
Святые апостолы в своих сердцах имели твёрдую веру и любовь к Тому, Кто послал их на это великое дело. Подражая их житию, христианин также должен иметь крепкую веру и любовь к Тому, Чьё имя проповедовали святые апостолы. Вера должна быть у нас непоколебимой, разумной и сознательной, чтобы её не могли смутить никакие пустословия лжеименного разума (1Тим.6,20).
Имея такую веру, сердце истинного христианина должно гореть искренней любовью к Богу и людям, той любовью апостола Петра, которую он засвидетельствовал пред Христом: «Господи, Ты вся веси: Ты веси, яко люблю Тя» – на троекратное вопрошание: «Симоне Ионин, любиши ли Мя ?» (Ин.21,15-17). И той любовью к людям, о которой говорит апостол Павел: «Ходите в любви, якоже и Христос возлюбил есть нас и предаде Себя за ны» (Еф.5,2). Плодами этой любви, по учению апостола Павла, являются совершенное незлобие, правдивость (Кол.3,8-9), нестяжательность, целомудрие в слове и деле (Еф.5,3) и особенно всепрощение. Снисходите друг другу, говорит Апостол, и прощайте взаимно, если кто на кого имеет жалобу; как Христос простил нас, так и вы (Кол.3,13).
Таков, отцы, братья и сестры, путь, которым можно, по учению святых апостолов, исполнить закон Христов и спасти душу свою. Труден этот путь! Но для того, чтобы приобрести Христа, чтобы на ниве нашей души возросли все добродетели, указанные святыми апостолами, каждому из нас нужно много бороться с самим собой, со своими злыми наклонностями, привычками и с соблазнами, которые встречаются на каждом шагу нашей жизни и приходят то от людей, то от врага нашего спасения – диавола. Но этим воин Христов не должен смущаться. Вспомним, что перенесли за имя Христово прославленные ныне святые первоверховные апостолы. И мы ничем не можем лучше почтить их, как тем, если дадим твёрдое обещание исполнять то, чему они учили, и по мере своих сил подражать их примеру. Исполняя всё это, мы с вами будем иметь в их лице тёплых ходатаев и заступников за нас пред Богом. Аминь.
Схиархимандрит   Иоанн (МАСЛОВ)

К 100-летию со дня кончины царственных страстотерпцев
ЦАРСКИЕ ДЕТИ

Царские дети

Брак Николая II и его жены Александры Фёдоровны, урождённой принцессы из Гессенского дома, младшей дочери владетельного герцога Людвига IV, был построен на искренней любви, которую они  пронесли до  последнего часа. Без всякого сомнения, их союз можно назвать идеалом христианской семьи.
Николай II  ждал этого брака несколько лет. Они прожили в мире и согласии почти четверть века, и никогда этот союз не омрачила ни одна серьезная размолвка.
Весь внешний и духовный уклад жизни Царской Семьи представлял собой типичный образец жизни исконной русской традиции. Отец и мать поддерживали авторитет друг друга. Оба сознательно проводили идею «единой плоти и единого духа». Отношения супругов отличались искренней любовью, сердечным взаимопониманием и глубокой верностью. «Не верится, что сегодня двадцатилетие нашей свадьбы! Редким семейным счастьем Господь благословил нас; лишь бы суметь в течение всей оставшейся жизни оказаться достойным столь великой Его милости», – записал 27 ноября 1914 года в дневнике Николай Александрович.
Мудрость, с которой императрица относилась к браку, сохранили её записи. Вот лишь один фрагмент: «Первый урок, который нужно выучить и исполнить в браке это терпение… терпение и любовь преодолевают всё и две жизни сливаются в одну более благородную, сильную и полную… пусть оба сердца разделяют радость и страдание, пусть делят пополам груз забот о своих детях и обо всём дорогом для них. Почему бы не поговорить друг с другом о своих искушениях, сомнениях, тайных желаниях и не помочь друг другу сочувствием?»
В этом браке любви родилось пять чудесных и красивых детей, которых обожали родители и всё их окружение.
Жизнь царской семьи определял жёсткий этикет: приёмы, поездки и множество ответственных мероприятий почти не оставляли им свободного времени.  Но дух любви, доверия и помощи друг другу всегда присутствовал среди них.
Родители во все времена старались дать детям лучшее, в первую очередь здоровье, образование и воспитание. Огромное значение «дошкольному» воспитательному процессу придавалось и в императорской семье. Все совершенно отчётливо понимали, что со временем эти мальчики будут управлять огромной империей, а девочки станут женами владетельных персон.
Так вот, навыки, полученные с воспитанием в Англии, императрица вольно или невольно переносила и на своих чад.
Одевали детей просто, без излишней роскоши, в соответствии с семейными традициями и детской модой. Первые три года жизни мальчиков и девочек одевали одинаково, в так называемые «детские платьица». Дома это могло быть что-то батистовое, светлое, в кружевах и оборочках, а на улице – тёплое, шерстяное. Известны фотографии цесаревича Алексея Николаевича в возрасте двух лет, на которых он снят в суконной двубортной курточке и тёмной юбочке в широкую складку.
Сестёр, как и было принято в дворянской среде, часто одевали одинаково. Разнились лишь некоторые детали.
Ольга Николаевна вспоминала, как выглядела в тринадцать лет, когда впервые приехала в Германию навестить деда: «Волосы мне зачесывали назад и заплетали в косу; никаких украшений, кроме простой нитки жемчуга, и два платья из белого муслина, совершенно скромные, чтобы менять одно на другое».
Для торжественных случаев (например, посещения церкви) у сестер были одинаковые платья, состоящие из муслиновой юбки и бархатного корсажа фиолетового цвета. К такому платью надевалось жемчужное ожерелье – подарок персидского шаха. Из трёх сестер только старшей,  разрешали при этом ещё прикалывать цветы.
Строгий стиль воспитания соблюдался и в еде. Детей не перекармливали и не приучали к перехватыванию лакомств в промежутках между едой. На завтрак кормили овсянкой или хлебом и молоком. К чаю подавали хлеб с маслом, варенье и английское печенье. На второй завтрак – бутерброд с мясом. На обед чаще всего были бараньи котлеты с зелёным горошком и печёной картошкой или ростбиф, на ужин – суп и рыба с картошкой. Даже если дети этих блюд не любили, капризничать не смели и ели без разговоров что дают. С семи лет в большинстве семей императорского дома дети начинали обедать вместе с родителями и гостями.
По этикету, никто из императорской семьи, пребывая в России, не должен был заходить в магазины (за границей было можно). Владельцы магазинов присылали товары прямо во дворец – из года в год одни и те же. О новинках ничего известно не было; вообще газеты в детские приносить было запрещено. Родителям дети часто изготавливали подарки сами: вышивали что-нибудь, клеили или выпиливали лобзиком.  Карманных денег у детей не было; цен они не знали, и, если они что-нибудь покупали, это оплачивалось из казны.
Очень редко дети имели возможность сами выбирать себе игрушки. Это они могли делать либо в Ялте, либо за границей. Няня-англичанка вспоминала, как в 1900 г. в Дармштадте она зашла с 5-летней великой княжной Ольгой Николаевной в магазин игрушек. Ольга долго выбирала и, наконец, попросила купить ей самую маленькую игрушку. Когда её просили выбрать что-нибудь ещё, то она отказалась это сделать, заявив, что другие красивые игрушки купят другие девочки.
Большая часть игрушек оказывалась в игральных комнатах царских детей в качестве подарков. Иногда детям дарили игрушки совсем простые люди. По мере того, как росли дети, во всех императорских резиденциях Николая II возобновлялись игральные комнаты. При этом игрушки девочек хранились в их помещениях, а цесаревичу Алексею «по статусу» выделили «свою» отдельную игровую комнату.
Быт Царской Семьи намеренно не был роскошным, поскольку родители боялись, что богатство испортит характеры детей. Девочки жили в двух комнатах. Сёстры разделялись на старшую и младшую пары. В комнатах сестёр в Царскосельском  дворце  стены были выкрашены в серый цвет, потолок расписан бабочками, мебель выдержана в белых и зелёных тонах, проста и безыскусна. Девочки спали на складных армейских кроватях под толстыми синими одеялами. Кровати были лёгкие, их несложно было двигать, чтобы зимой оказаться поближе к теплу, а летом поближе к открытым окнам. У каждой великой княжны было по небольшой тумбочке, стены украшали иконы и снимки.
Фотографировать девочки любили сами; сохранилось огромное количество снимков, сделанных в основном в Ливадийском дворце – любимом месте отдыха. Немаловажную роль в образовательном процессе играли «собственные» библиотеки девочек. Сейчас эти книги с экслибрисами княжон хранятся в Москве в Российской государственной библиотеке. Очень много изданий детям дарили, книга была почти обязательным подарком во время семейных праздников.
Дети вставали в 8 часов, пили чай и занимались до 11 часов. Учителя приезжали из Петрограда. В Царском Селе жили только Гиббс и Жильяр. Иногда после уроков перед завтраком совершалась недолгая прогулка. После завтрака – занятия музыкой и рукоделием. Обед, и снова уроки.
Анна Вырубова вспоминала: «За 12 лет я никогда не слыхала ни одного громкого слова между ними, ни разу не видала их даже сколько-нибудь раздражёнными друг против друга».
Успехи воспитания детей в семье последнего русского императора оказались несомненными: великие княжны выросли простыми, ласковыми, образованными девушками, ни в чём не выказывавшими своего положения в обращении с другими.
Во время Первой мировой войны вся Царская семья включилась в работу по оказанию помощи раненым и нуждающимся. Старшие великие княжны возглавили Комитеты по сбору помощи. Александра Фёдоровна с первых дней войны принялась за организацию складов белья, оборудования для госпиталей и санитарных поездов и сама, когда позволяло здоровье, работала в лазарете Царского села.
В Царском селе в это время Их Величества ещё больше упростили и без того скромный образ жизни своего двора, посвятив себя работе. Государь лично потребовал, чтобы был сокращён стол. Её Величество в свою очередь сказала, что ни себе, ни Великим княжнам не сошьёт ни одного платья, кроме форм сестёр милосердия. Все личные деньги Их Величеств в это время шли на благотворительность.
А.А.Мосолов вспоминал: «Во время войны, сдав сестринские экзамены, старшие Княжны работали в царскосельском госпитале, выказывая полную самоотверженность в деле… У всех четырех было заметно, что с раннего детства им было внушено чувство долга. Все, что Они делали, было проникнуто основательностью в исполнении. Особенно это выражалось у двух Старших. Они не только несли в полном смысле слова обязанности заурядных сестер милосердия, но и с большим умением ассистировали при операциях… Они исполняли все, что Им приказывали доктора, и даже мыли ноги раненым, чтобы тут же, на вокзале, очистить раны от грязи и предохранить от заражения крови. После долгой и тяжелой работы Княжны с другими сестрами размещали раненых по палатам».
Лучше всего об этом скажут их записи в дневниках. Вот одна из них:
Суббота, 13 сентября 1914 г.
«…Сегодня была на двух операциях, моего вчерашнего Гирсенока, ему разрезали ногу и вынимали куски раздробленной кости, и потом Ольгиному Огурцову из кисти правой руки то же самое. Потом сидели в 3-й палате. Заходили к остальным».
Домашними вечерами все четверо устраивались возле матери и принимались за рукоделие. Вязали носки, шарфы и даже шили одеяла для солдат, для фронта.
Во время войны Мария и Анастасия по примеру старших сестёр  посещали раненых солдат в госпитале, при этом очень сокрушались, что из-за юного возраста не могут стать настоящими сестрами милосердия, как старшие Ольга и Татьяна. Но всё же и они чем могли, приносили пользу раненым: развлекали солдат, читали им вслух. Анастасия часто приводила свою собачку, и та отплясывала на задних лапках, вызывая неизменный смех.
Цесаревич Алексей  – пятый ребёнок Николая II и Александры Фёдоровны. Его появления на свет ждала долгие годы не только семья Романовых, но и вся Россия, потому что значение этого мальчика для страны было огромным. Алексей стал первым (единственным) сыном императора, а значит – Наследником-Цесаревичем. Жизнь этого мальчика с рождения была подчинена одному – будущему царствованию. Из-за болезни распорядок наследника был подчинён одной главной цели – оградить его от малейшей опасности. Живой и подвижный Алексей теперь был вынужден забыть об активных играх.
Арест, заключение и мученическая смерть Царской семьи – особая история, которая выходит далеко за рамки данного повествования…  Но жизненный уклад семейства, воспитание царских детей позволяют понять то мужество и человеческое достоинство, с которым царственные страстотерпцы встретили свои последние дни. Их подвиг до сих пор осеняет нас невечерним светом веры, верности и чистоты.
Священник Илия ЛУКЬЯНОВ

ПЕВЧЕСКАЯ ШКОЛА

Юные певчие

В июне этого года  Центром развития культуры и искусств «Дарование» был осуществлён проект «Певческая школа».
Участники проекта – дети от 8 до 16 лет – прошли обучение по программе «Обиход церковного пения. Божественная литургия». Ежедневные занятия проводила  педагог И.Н.Ильина, имеющая многолетний опыт церковного пения в храме. Большая часть детей, изучавших песнопения Божественной литургии – детско-юношеский хор «Голоса Коломны», но пришли и другие заинтересованные ребята, удачно влившиеся в коллектив. Некоторые дети – прихожане разных коломенских храмов, но были и такие, которые ещё не знакомы с жизнью Церкви.
Когда кропотливая работа по изучению обихода церковного пения в трехголосном исполнении  приближалась к концу, директор Воскресной школы «Покров» при Покровском храме города С.Г.Федченко вкратце рассказала детям о таинственном смысле Евхаристии, о форме и сути Божественной литургии, о храме и его назначении, об особенностях клиросного послушания.
Древо познаётся по плодам – итог превзошёл ожидания. Детский хор под управлением Ирины Николаевны полноценно спел всю Божественную литургию четыре раза.  24 июня  пели воскресную  литургию в Покровском храме. Этот опыт был первым, но сразу удачным. Замечательная акустика храма многократно усиливала «ангельский» эффект звучания ансамбля детских голосов (возможно, стоит заметить, что часть детей – лауреаты  зональных, областных, всероссийских и международных музыкальных конкурсов). Настоятель протоиерей Сергий Федченко  поблагодарил детей за благолепное пение, прихожане – за особые впечатления и радость, которые трудно высказать. По окончании богослужения С.Г.Федченко рассказала детям о Покровском храме – памятнике Отечественной войны 1812 г., в котором многие ребята побывали впервые.
Следующие три литургии (26, 27 и 28 июня) дети пели в церкви Пресвятой Троицы-на-Репне. Служили настоятель священник Иоанн Качанкин и священник Роман Брагин. Все так же полётно и слаженно звучали детские голоса. 28 июня по благословению благочинного владыки Петра Божественную литургию возглавил настоятель кафедрального Успенского собора Коломны священник Илия Лукьянов. Отец Илия отметил важную  роль церковного хора в совершении богослужения и поблагодарил детей Певческой школы за создание особой атмосферы на Божественной литургии.
По окончании богослужения в церковном доме Троицкого храма для детей было устроено чаепитие. На нём о. Илия от имени коломенского благочинного епископа Луховицкого Петра преподал участникам благодарственные письма.
Руководитель проекта Ирина Николаевна Ильина вручила детям сертификаты об обучении в Певческой школе и, обращаясь к присутствовавшим священникам и родителям, отметила: «Пока дети участвуют в литургической жизни, у России есть будущее. Подготовка к службе была серьезной: на протяжении месяца юные певчие изучали песнопения, каждый день приходили в центр «Дарование» на двухчасовые репетиции. Исполнять многоголосные произведения непросто, но юные певчие стараются, трудятся, они с радостью объединяются в едином деле, прославляя Христа».
Благое начинание не может так скоро закончиться – детский хор под  управлением И.Н.Ильиной пригласили участвовать в совершении Божественной литургии в день памяти святых Петра и Февронии в Крестовоздвиженском храме с. Марчуги Воскресенского благочиния.
Можно пожелать новому творческому коллективу дальнейшего развития и профессионального роста, чтобы продолжать душеполезное дело духовно-нравственного воспитания юного поколения и радовать прихожан!
Светлана ФЕДЧЕНКО

НАДЕЖДА НАРОДА КИКУЙЮ

На Литургии причащается весь храм

Кения – красивейшая страна в Восточной Африке – считается одним из наиболее динамично развивающихся государств этого региона. И действительно, по числу небоскребов и автомобильных пробок столица Кении Найроби не уступает Москве. Национальные парки Кении известны во всем мире, именно сюда, чтобы посмотреть на диких африканских животных, приезжают на знаменитое сафари многочисленные европейцы и американцы. Однако, стоит лишь съехать с асфальтированной автострады, вы оказываетесь совсем в другом мире. Журналист из России Денис Маханько побывал в одном из беднейших районов страны и узнал, что Православие, сыгравшее значительную роль в формировании современной Кении, остаётся здесь движущей силой и зачастую единственной надеждой для местных жителей.
Семена православной веры в этой стране насадили в начале XX века первые греческие эмигранты. Однако стремление сделать Православие религией кенийцев исходило всё же не от свято соблюдающих традиции своей веры греков, а от местных жителей, подобно русскому князю Владимиру искавшим истину. Среди представителей африканского народа Кикуйю возникло целое движение сопротивления миссионерам Запада, которые, насаждая христианство, жестко боролись с местными народными традициями. Кикуйю бойкотировали миссионерские проекты западных христиан, пытаясь обрести веру во Христа, не связанную с колонизаторскими войнами против коренного населения.
В 30-е годы по приглашению лидеров Кикуйю в Кении появляется православный епископ из Южной Африки по имени Александр-Даниил. Он основывает здесь первые церкви, обучает людей Православию, рукополагает священников. Сам Александр-Даниил, бывший чернокожий англиканский священнослужитель, принял архиерейскую хиротонию в неканонической церкви, поэтому первые общины Кикуйю не имели связи с мировым православием.
Наконец, в 1946 году православные кенийцы были приняты под омофор Александрийского Патриархата, а уже в 1950-е годы Православная Церковь в Кении оказалась под запретом: английские власти отождествляли Православие со знаменитым освободительным движением Мау-мау. Пещеры вдоль реки Тана в Центральной Кении стали убежищем для гонимых колониальными властями борцов за свободу, многие из которых были православными христианами.
Гонения на Церковь прекратились лишь в 1963 году с обретением страной долгожданной независимости. Первый президент и национальный герой Кении Мзи Джомо Кеньятта питал особую симпатию к гонимому колонизаторами Православию. В период борьбы за независимость, находясь в заключении, Кеньятта общался с православными священниками. Особое влияние на будущего кенийского лидера оказало знакомство с другим борцом за независимость страны – будущим архиепископом и президентом Кипра Макарием III, который был сослан англичанами на Сейшельские острова. После провозглашения независимости Кении кипрский архиерей приезжал в страну и крестил здесь тысячи людей.
Сегодня в Кении примерно 620000 православных мирян, 260 священников и один епископ – митрополит Макарий. В районе Ниери, который я посетил в октябре 2011 года, служат четырнадцать православных батюшек. С двенадцатью из них мне довелось познакомиться лично. Все они – коренные жители, все учились в православной семинарии в Найроби.
*****
Поместившись в два стареньких легковых автомобиля (в районе Ниери машины есть только у двух священников, и деньги на их приобретение собирались всем миром), все вместе мы отправляемся в обзорную экскурсию по православным местам округа. Православный храм здесь расположен практически в каждом селе, а среди жителей региона сильны православные традиции.
Старейший священник округа протоиерей Петр Киниуа Вашира помнит ещё миссию епископа Александра-Даниила. Отцу Петру уже за 70, он служит в священном сане с 1970 года. Самый уважаемый и заслуженный священник в этих краях, он исполняет обязанности духовника. Согласно греческой традиции, кенийские православные исповедаются не чаще одного раза в месяц. И исповедь в таком случае должен принимать специально назначенный опытный священник. Отец Петр служит в приспособленном под храм сарае на окраине города Каратина. Община арендует его у муниципалитета, ежемесячно внося арендную плату за здание.
В деревне ситуация с землей несколько проще, но там у людей совсем нет денег. В любом храме во время богослужения заняты все розетки: приходя в церковь в воскресный день, прихожане заряжают здесь мобильные телефоны, ведь в домах большинства местных жителей нет электричества. А если у Церкви есть источник воды, местные жители обязательно приходят сюда со своими емкостями. В этой ситуации священники и церковные старосты непрестанно занимаются строительством и ремонтом приходских зданий. Храм святого апостола Филиппа сейчас перестраивается, и верующие собираются во времянке, собранной из палок и веток. Храм же строится из блоков, которые лепятся из глины вручную. В храме святого апостола Павла заканчивается косметический ремонт. Храм святого Николая расположен в помещении бывшего магазина. Это большая удача: каменные стены здания, стоящего на вершине холма, хорошо защищают от ветра и дождя. Прихожане храмов встречают гостей с особым радушием. Не сговариваясь, все повторяют: «Мы любим гостей».
К Причастию на воскресной Литургии идёт почти весь храм.
В кенийских семьях традиционно много детей. Нынешние младенцы – это уже не первое поколение православных верующих в этой стране.
В Кении издаются богослужебные книги на местных языках, но не каждый приход может себе их позволить. Священники больше доверяют рукописным книгам, по которым служат уже много лет.
Наряду с традиционными песнопениями, в храмах исполняются песни и танцы на традиционные мелодии в сопровождении барабана. Обычно это происходит после Литургии прямо в храме или в церковном дворе.
Мне довелось слышать проповедь семинариста в храме святого Марка. Учащиеся семинарии обязаны заниматься миссионерством на приходах, которые направляют их учиться.
*****

Мы любим гостей

Однако деятельность кенийских православных не ограничивается богослужением. Особые усилия здесь тратятся на создание церковных общеобразовательных школ. Православных школ в округе несколько. Самая благоустроенная из них – средняя школа Нгору. Её трехэтажные корпуса, огороженные высоким каменным забором (неслыханная по здешним меркам роскошь), сразу бросаются в глаза. В школе есть даже специально оборудованный кабинет химии и биологии! Секрет такого благополучия прост: школа строилась на средства Православной Церкви Финляндии. Об этом напоминает картина с изображением заснеженного леса, встречающая всех, входящих в здание. Школу в Кении может построить любая организация или частное лицо. Если соблюдены все нормы и получена лицензия, основатель школы может передать её государству. Именно так и поступили православные финны. Теперь содержание учебного заведения, оплата труда учителей – забота государства. Но школа всё равно называется православной. Школьная форма и учебники – обязательный атрибут кенийской школы. Как правило, за них платят сами учащиеся. При этом тяга ребят к знаниям просто удивляет: учебный день длится с утра до вечера, и многие ученики ежедневно ходят в школу из дома и обратно за несколько километров.
Детский сад и школа при храме святого Никодима были открыты благодаря помощи православных из Эллады. Директор школы с гордостью демонстрирует ноутбук – подарок греческих благотворителей. Школьникам иногда дают поработать на нём в качестве поощрения за хорошую учёбу. В одном из классов замечаем на стене карту мира, мальчишка-школьник без труда находит на ней Россию. Раньше при храме действовал ещё и медпункт, куда могли обратиться за помощью все желающие, но сейчас он закрылся: нет возможности содержать врача и покупать лекарства.
Мы пьём кенийский чай с молоком вместе с батюшками из Ниери. Они задают много вопросов о России и рассказывают о своих нуждах и проблемах. Одна из них – богослужебные ризы, которые здесь считаются невероятной роскошью. Облачение даётся священнику при рукоположении и используется 10-15 лет. Когда ризы совсем ветшают, священник обращается к митрополиту с просьбой о замене. Также в дефиците и стихари для юных кенийских алтарников, которых в местных храмах традиционно много. Стихари перешиваются, передаются по наследству. Большая редкость – наперсные кресты для духовенства. Как и в Греции, кресты здесь носят не все священники, а лишь награждённые таким правом. И награду эту нужно не только заслужить, но и в буквальном смысле соорудить при помощи копеечной китайской цепочки и кольца для ключей. Впрочем, иерейские кресты – это не главное, говорят священники. Гораздо важнее нательные крестики для прихожан. Ни местные приходы, ни сами верующие не могут себе их позволить: «А ведь нательный крестик – видимый знак нашей веры! Нельзя без него!»
Появившись на кенийской земле лишь несколько десятилетий назад, Православная Церковь в этой стране динамично развивается. Просвещение людей, молитва, помощь нуждающимся – православные храмы и школы в сельской местности становятся центром жизни. На гербе Кении начертано слово «Harambee», то есть «вместе», «всем миром». Этому девизу подчинена и жизнь Православной Церкви. Здесь всё делают вместе, сообща, делясь друг с другом радостями и невзгодами, проблемами и победами. Хочется верить, что Православие – это будущее Кении, а, возможно, и всей Африки. У Православной Церкви есть шанс стать не просто одной из многих христианских конфессий, представленных в стране, но той движущей силой, которая, собирая людей вместе, делает их лучше. Кенийские священники многое для этого делают, но их силы ограничены. Но каждый из нас может им помочь, хотя бы просто рассказав об их непростом служении своим знакомым.
Денис МАХАНЬКО
ПРАВОСЛАВИЕ.РУ

ПО ЗАВЕТАМ ЦАРСТВЕННЫХ МЕЦЕНАТОВ

Царевич Алексий у моря

В советское время, по известным причинам, почти совершенно забылось, что расцвет русского искусства и культуры на рубеже XIX-ХХ веков в огромной степени связан с династией Романовых.
В самом деле, достаточно вспомнить Государственный исторический музей, Музей изобразительных искусств в Москве, грандиозный Русский музей в Питере… Трудно назвать отрасль художественной деятельности, где покровительство августейшей семьи не оставило бы прекрасного следа. В живописном искусстве многие великие художники чувствовали поддержку монархов, (император Николай Александрович особенно ценил творчество Ильи Репина и Валентина Серова). В архитектуре «русский стиль» сформировался, прежде всего, благодаря поддержке царственных меценатов. Театр, опера, балет, симфоническая музыка достигают в этот период необыкновенной высоты. Произведения отечественных ювелиров до сих пор считаются непревзойдёнными. Литература также пользовалась благосклонным вниманием; достаточно сказать, что КР – великий князь Константин Романов – принадлежал к числу наиболее одарённых поэтов своего времени.
И нынешний год заставляет по-новому взглянуть на историю нашей культуры. В этом мае исполнилось 150 лет со дня рождения Государя Николая II, а сегодня мы вспоминаем 100-летие мученической гибели Царской семьи.
В Санкт-Петербурге ныне действует «Товарищество передвижных выставок. XXI век», которое продолжает традицию русской живописи. В него входят признанные мастера кисти: Василий Братанюк, Борис Семёнов, Наталья Вишнякова, Наталья Туруновская, Николай Блохин, Марина Рубанова и многие другие авторы. Товарищество открыто к сотрудничеству не только с мастерами современной России, но и с нашим Зарубежьем. Один из ярких представителей его – барон Эдуард фон Фальц-Фейн. 106-летний патриарх зарубежного русского меценатства с умилением вспоминает, как сто лет назад сиживал на коленях у Государя…
Хочется процитировать яркое высказывание Эдуарда Александровича: «Без искусства жизнь общества неполна, суха, да без него она никогда и не существовала».
Эти слова особенно значимы в нашу эпоху, когда культурное пространство затопило так называемое «современное искусство», основанное на безумной гордыне, стремлении исказить гармонию Божьего мира, шокировать и растлить окружающих.
Участники возрождённого Товарищества передвижников сохраняют традицию русской реалистической школы живописи. Естественно, что в этой среде сохранилось трепетное отношение к «России, которую мы потеряли».
Достаточно вспомнить полотна того же Василия Братанюка: «Царевич Алексей у моря», «Августейшая семья»…
Недавно в Доме Озерова прошла замечательная выставка, посвящённая русскому балету и 200-летию великого балетмейстера Мариуса Петипа.
На вернисаже прозвучала идея посадить три дубка, в знак творческого единства Санкт-Петербурга и нашего древнего града – питерской Коломны и Коломны подмосковной. 18 мая в Парке Мира эту идею претворили в жизнь. Представители Питера и художественной Коломны посадили три деревца. Можно представить, что в будущем появятся новые деревья, и возникнет у нас целая Аллея искусств.
Хотелось бы надеяться, что эта акция получит продолжение и в Коломне возникнет общество, которое начнёт бережное изучение нашего прошлого, связанного с историей отечественной монархии. Кажется, настало время, чтобы вспомнить страницы летописи, оболганной и забытой в годы атеистического лихолетья!

Роман СЛАВАЦКИЙ

В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
Москва
Градостроительно-земельная комиссия города Москвы на заседании 28 июня согласилась с предоставлением шести земельных участков общей площадью 4,52 га на территории Новой Москвы для строительства храмовых комплексов.
Они будут возведены в посёлке Марушкинское близ деревни Власово; в посёлке Московский, вблизи ЖК «Татьянин парк»; в посёлке Киевский, в районе деревни Шеломово; в посёлке Вороновское, вблизи деревни Троица; в посёлке Кленовское, близ деревни Киселево и в районе деревни Маврино.
Все участки предоставляются Финансово-хозяйственному управлению Русской Православной Церкви в безвозмездное пользование сроком на 9 лет. Совокупная площадь шести храмовых комплексов составит 27 120 кв. метров.
В настоящее время все указанные участки свободны от застройки.
*****
28 июня в Государственной Третьяковской галерее состоялось открытие выставки «Шедевры церковного искусства Болгарии».
Предварило церемонию молебное пение в храме святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее. Богослужение перед списком иконы Божией Матери «Троеручица», привезённый из болгарского Троянского монастыря специально к началу работы выставки, совершил председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион в сослужении иерархов Болгарской Православной Церкви митрополита Центрально- и Западно-Европейского Антония и Генерального секретаря Священного Синода епископа Мелнишского Герасима, а также настоятеля подворья Русской Православной Церкви в Софии архимандрита Вассиана (Змеева) и настоятеля храма святителя Николая в Толмачах протоиерея Николая Соколова.

Екатеринбург
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавит в Екатеринбурге богослужения по случаю столетней годовщины подвига царственных страстотерпцев.
С 14 по 17 июля Патриарх Кирилл совершит значимые богослужения в столице Урала. В эти же дни здесь состоится очередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. Проведение регулярного заседания Священного Синода в Екатеринбурге подчеркнет важность воспоминания событий расстрела Царской семьи и начала гонений на Русскую Церковь в 1918 году.
Предстоятель Русской Православной церкви также посетит Алапаевск, где состоится освящение храма Святых Царственных Страстотерпцев и лития у алапаевской шахты, где приняли мученическую кончину святая Великая княгиня Елизавета Феодоровна и другие члены династии Романовых.
Патриарх также совершит Божественную литургию у Храма-Памятника на Крови, а затем возглавит шествие ночного крестного хода до монастыря Святых Царственных страстотерпцев в урочище Ганина яма в ночь с 16 на 17 июля.
Одесса
Очередное преступление в отношении храма Одесской епархии Украинской Православной Церкви совершено в ночь на 28 июня. Ограблению и осквернению подвергся храм в честь Донской иконы Божией Матери на Западном кладбище Одессы.
Группа злоумышленников из четырёх человек проникла в культовое здание, взломав оконные жалюзи и разбив окно. Они отключили сработавшую звуковую сигнализацию и повредили блок с камерами видеонаблюдения. Разбросав и разбив церковную утварь, кощунники взломали кружки для пожертвований на строительство первого в Украине православного хосписа для онкологических больных «Покров».

Грабители покинули место преступления, испугавшись охранника кладбища, который пришёл на звук сигнализации.
За последние несколько лет осквернению и ограблению подверглись более 50 храмов Одесской епархии УПЦ. Ни одно из этих преступлений не раскрыто.
Пекин
3 июня в расположенном на территории российского дипломатического представительства в Пекине православном храме Успения Пресвятой Богородицы прошли торжества по случаю дня памяти священномученика Митрофана пресвитера и иже с ним пострадавших.
Богослужение возглавил настоятель прихода святых апостолов Петра и Павла в Гонконге протоиерей Дионисий Поздняев. Ему сослужили и.о. настоятеля храма Успения Пресвятой Богородицы иеромонах Иннокентий (Колесников), настоятель православной общины Шанхая священник Иоанн Щелоков, окормляющий православную общину в Даляне клирик Биробиджанской епархии священник Андрей Бухтеев, служащий в храме апостолов Петра и Павла в Гонконге клирик Хабаровской епархии священник Анатолий Кунг.
По окончании Литургии у поминального креста на месте разрушенного храма Всех святых мучеников Российской духовной миссии в Китае была совершена заупокойная лития о всех почивших на китайской земле православных христианах.
Во время восстания ихэтуаней в Пекине в 1900 г. мученически пострадала значительная часть китайской православной общины во главе со священником Митрофаном Цзи. На месте их погребения на территории Пекинской духовной миссии был воздвигнут храм в честь святых мучеников. В 2016 г. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви принял решение об общецерковном прославлении священномученика Митрофана и иже с ним пострадавших (память 10/23 июня).

По сообщениям информагентств

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *