Август 2018 №8

 МИССИОНЕРСКИЙ ПОХОД В ЧЕСТЬ
КОЛОМЕНСКИХ НОВОМУЧЕНИКОВ

Молебен в Коробчееве

20 июля в Богоявленском соборе Старо-Голутвина монастыря молебном у мощей священноисповедника Феодосия (Ганицкого) начался трехдневный миссионерский молодёжный поход, посвященный памяти новомучеников и исповедников Коломенских.
В первый день похода были отслужены молебны на местах разрушенных храмов в селах Пестриково, Коробчеево, Троицкие Озерки Коломенского городского округа. Походную группу сопровождал настоятель Михаило-Архангельского храма Коломны протоиерей Георгий Муравлев.
21 июля участники похода посетили села Октябрьское (Поповка), Маливо и Макшеево, в разрушенных храмах которых служили коломенские новомученики. В этот день состоялось открытие мемориальных стендов, посвященных преподобномученику Иоасафу (Шахову), священномученикам Евгению Исадскому и Димитрию Троицкому, мученику Петру Троицкому.
22 июля была отслужена миссионерская Божественная литургия под открытым небом в селе Хорошово. Во время богослужения протоиерей Георгий Муравлев разъяснял молящимся смысл совершаемых священнодействий.
Поход завершился благодарственным молебном в Бобреневе монастыре.
Всего в молитвенном миссионерском шествии приняли участие более 90 человек разного возраста.

НА ТИХВИНСКУЮ

9 июля в Коломне отметили престольный праздник Тихвинского храма. По благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия торжество возглавил благочинный церквей г. Коломны и Коломенского округа епископ Луховицкий Петр.
Вечером 8 июля владыка Петр совершил всенощное бдение в Успенском кафедральном соборе в сослужении коломенского духовенства.
Многие прихожане впервые стали участниками всенощной, совершаемой архиерейским чином. Пело два хора: Успенского кафедрального собора и Рождества Богородицы Бобренева монастыря.
На утрене и певчие, и духовенство, и миряне едиными устами пели акафист перед Тихвинской иконой Пресвятой Богородицы. Текст неседального чтения был подготовлен и размножен заранее. Впервые все смогли принять участие в исполнении акафиста нараспев.
Утром 9 июля епископ Петр возглавил Божественную литургию в Успенском соборе. Владыке сослужили почетный настоятель собора протоиерей Николай Качанкин, настоятель собора священник Илия Лукьянов, благочинные Воскресенского, Луховицкого, Озерского, Ступинского округов и клирики коломенских храмов.
Богослужебные песнопения также исполняли два хоровых коллектива. Несмотря на будний день, храм был переполнен молящимися. Прихожане многих коломенских храмов и монастырей пришли прославить Богородицу. За богослужением молилась и группа православных паломников из далекой Индонезии. Семнадцать человек во главе с индонезийским священником Кириллом, окончившим в свое время Московскую духовную семинарию, исповедались и причастились на праздничной службе.
В этот день было много причастников самого разного возраста.
По окончании Литургии состоялся молебен Пресвятой Богородице и торжественный крестный ход. Многолюдное молитвенное шествие проследовало по Соборной площади вокруг Успенского и Тихвинского соборов. Завершилась служба всеобщим молебным пением Преблагой Царице и приветственным словом епископа Петра.
По окончании богослужения всех гостей и прихожан пригласили на чаепитие в Тихвинский храм.
А для индонезийских паломников была организована экскурсия на шатровую звонницу собора. Гости узнали об истории и святынях Коломны, а самые юные и смелые из них попробовали позвонить в колокола.
И.АЛЕКСАНДРОВ

ДА БУДЕТ ХРАМ!

14 июля, в день памяти святых бессребреников Космы и Дамиана, в деревне Андреевка Коломенского района произошло знаменательное событие. Здесь был отслужен молебен и состоялось освящение поклонного креста на месте строительства будущего храма.
Чин освящения совершил благочинный церквей города Коломны и Коломенского округа епископ Луховицкий Петр в сослужении настоятеля Космо-Дамианского храма в Андреевке протоиерея Димитрия Киреева.

ПРАЗДНИК В БОГДАНОВКЕ

21 июля в Коломенском благочинии прошли торжества, посвящённые 270-летию Казанского храма села Богдановка.
В этот день Божественную литургию возглавил благочинный церквей города Коломны и Коломенского округа епископ Луховицкий Петр.
Владыке сослужили настоятель Казанского храма священник Андрей Зекунов, духовенство Коломенского благочиния. Церковные песнопения исполнял хор инженерных войск «За веру и Отечество». Вокруг храма прошёл торжественный крестный ход.
По окончании богослужения Владыка Петр передал собравшимся благословение митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия.
Праздник завершила концертная программа с участием хора инженерных войск и творческих коллективов Лукерьинского, Проводниковского, Черкизовского сельских домов культуры.

В СВЯЩЕННОМ СИНОДЕ

14 июля в Духовно-просветительском центре «Царский» в Екатеринбурге под председательством Святейшего Патриарха Кирилла состоялось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви.
Знаковым решением Синода стало принятие Послания архипастырям, клиру, монашествующим и мирянам в связи с 1030-летием Крещения Руси.
«Крещение Руси навсегда изменило облик всей славянской цивилизации и предопределило дальнейший путь её развития. Это был действительно решительный поворот от тьмы к свету, от хождения во мраке ложных идей и представлений к обретению богооткровенной истины и спасению», – отмечается в документе.
В Послании также говорится о попытках разрушить церковное единство на Украине: «Мы верим, что никакое давление извне не сможет разрушить священные узы Христовой любви, объединяющей нас в единое Тело Церкви,… что наша общая молитва поможет преодолеть все испытания, сохранить чистоту Православной веры и верность канонической правде».
Священный Синод утвердил разработанное Синодальной богослужебной комиссией «Последование об усопших младенцех, не приемших благодати святаго Крещения» и постановил направить в Издательство Московской Патриархии текст Последования для публикации в богослужебных сборниках.
В рамках заседания также был заслушан доклад митрополита Петрозаводского и Карельского Константина, председателя Синодальной богослужебной комиссии, о представлении на утверждение Священного Синода ряда богослужебных текстов.
На заседании в Екатеринбурге Синод произвел ряд кадровых назначений.
Так, новым членом Высшего Церковного Совета стал епископ Североморский и Умбский Митрофан, председатель недавно созданной Патриаршей комиссии по физической культуре и спорту.
Члены Священного Синода постановили удовлетворить прошение митрополита Тверского и Кашинского Виктора, касающегося почисления его на покой в связи с достижением 75-летия, и благодарить его за многолетнее архипастырское окормление Тверской епархии.
Главой Тверской митрополии назначен епископ Воскресенский Савва, викарий Святейшего Патриарха.
Также было решено освободить митрополита Таллинского и всея Эстонии Евгения от должностей председателя Учебного комитета при Священном Синоде и ректора Московских духовных школ. Председателем Учебного комитета назначен протоиерей Максим Козлов. Ректором Московских духовных школ назначен архиепископ Петергофский Амвросий, с освобождением от должности ректора Санкт-Петербургских духовных школ. Владыке Амвросию Синод определил быть епископом Верейским, викарием Святейшего Патриарха.
Ректором Санкт-Петербургских духовных школ назначен епископ Люберецкий Серафим, с освобождением от должности председателя Синодального отдела по делам молодёжи и определением быть викарием Санкт-Петербургской епархии с титулом Петергофский. Исполняющим обязанности председателя Синодального отдела по делам молодёжи назначен протоиерей Кирилл Сладков, клирик Московской областной епархии.
Наместником Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь назначен епископ Уржумский и Омутнинский Леонид, с освобождением его от управления Уржумской епархией, которую возглавил епископ Гдовский Фома, викарий Псковской епархии. При этом епископу Леониду было определено иметь титул «Можайский» и быть викарием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.
Ещё одним решением, принятым членами Священного Синода на заседании в Екатеринбурге, стало направление на Святую гору Афон к празднику святого великомученика и целителя Пантелеимона паломнической группы Русской Православной Церкви.
По сообщению пресс-службы МП

Дорога к храму
ДВА ПРАЗДНИКА

Икона Изнесения Честных Древ Креста Господня

14 августа в Православной Церкви отмечается Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня.
Этот праздник появился в IX веке. Слово «происхождение» (или «изнесение») – не совсем точный перевод греческого слова «проодос», означающего буквально «предъисхождение», «несение впереди» древа или части от подлинного Креста Господня, т.е. торжественную процессию или крестный ход.
В греческом Часослове 1838 года говорится следующее: «По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издавна в Константинополе утвердился обычай выносить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и отвращения болезней.
Накануне, 31 июля (ст. стиль), износя его из царской сокровищницы, полагали на святой трапезе Великой церкви (Софии). С настоящего дня и далее, до Успения Богородицы, совершали литии по всему городу и крест предлагали народу для поклонения».
С этой традицией соединилась другая – освящать в придворной Константинопольской церкви воду первого числа каждого месяца, за исключением января и сентября. Эти два обычая и легли в основу празднования 1 (14) августа «Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня» и торжественного освящения воды.
Вначале День изнесения древ Креста Господня был местным праздником, но к XIII веку отмечать его стали многие Поместные Православные Церкви. На Руси праздник появился во второй половине XIV века. Однако у нас он приобрёл ещё и новый смысл, так как стал служить воспоминанием о Крещении Руси. Хотя точная дата Крещения Руси неизвестна, но принято считать, что это великое событие началось в августе 988 года. По повелению патриарха всея Руси Филарета, начиная с 1627 года в день изнесения древ Креста Господня совершались крестные ходы по всей стране, а также происходило освящение воды.
Вместе с этим праздником также совершается празднество Всемилостивого Спаса в память победы, которую одержал князь Андрей Боголюбский над волжскими булгарами во второй половине XII века. По молитвам перед Крестом и Владимирской иконой Божией Матери русскому войску была оказана чудесная помощь, и неприятель был разбит.
Служба праздника напоминает богослужение Крестопоклонной Недели Великого поста. Священники облачаются в ризы фиолетового цвета. На утрене совершается вынос Креста и поклонение ему. После литургии совершается малое освящение воды и освящение мёда. К этому времени поспевает мёд нового сбора, который принято приносить в храм как явное воплощение Божией милости к нам, грешным. Отсюда и народное название праздника – «Медовый Спас», которое совсем не отражает суть молитвенно воспоминаемых событий.
Праздник изнесения честных древ Животворящего Креста Господня напоминает об искупительной жертве, принесённой Христом ради нашего спасения. Вспоминая о крестных страданиях Спасителя, каждый из нас должен помнить о том, что он призван с верой и мужеством нести свой жизненный крест. Без этого спасение невозможно.
*****
19 августа Церковь празднует Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.
О Преображении повествуют три евангелиста: Матфей (17:1-13), Марк (9:2-13) и Лука (9:28-36).
В те дни уже близилось время страданий и крестной смерти Христа. Сам Иисус всё чаще говорил со своими апостолами о предстоящих Ему мучениях и распятии. И вот, однажды Он, взяв с Собой трёх самых близких Ему учеников – Петра, Иоанна и Иакова – взошёл с ними на вершину горы Фавор, дабы совершить здесь молитву. Когда Христос начал молиться, с Ним вдруг произошла удивительная перемена: лицо Его преобразилось, просияв, как солнце; одеяние Его сделалось белоснежным и блистающим неземным светом. А рядом с Иисусом предстали пророки Моисей и Илия. Они вели речь с Господом о Его предстоящих крестных страданиях. Тогда апостол Петр, поражённый совершающимся чудом, обратился ко Христу с просьбой разрешить ученикам прямо здесь – на горе – устроить три палатки: одну для Иисуса и две для Моисея и Илии. Апостолу не хотелось, чтобы всё происходящее закончилось: так хорошо ему было в те мгновения находиться возле Христа. В тот же миг в небе появилось облако, осенившее всех их своей тенью, и из этого облака раздался Голос: «Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте». И тут же видение прекратилось; апостолы более не видели рядом с собой никого, кроме Самого Спасителя. Он подошёл к ним, стоявшим в благоговейном страхе на коленях, и, коснувшись их рукой, сказал: «Встаньте и не бойтесь».
Церковь утверждает, что в самом факте Преображения есть две грани, дополняющие друг друга. С одной стороны, на Фаворской горе преображается Сам Господь, и апостолы видят Его, всецело пронизанного лучами божественной славы, зрят то, что по православному вероучению называется «нетварными божественными энергиями». По словам святителя Иоанна Златоуста, то, что Господь преобразился, означает, что Он “открыл им нечто из Своего Божества – столько, сколько могли они вместить, и показал в Себе обитающего Бога”. Но, с другой стороны, православный христианин всегда помнит о том, что во время Преображения Господня чудесным образом переменилась и телесная природа самих апостолов.
Преображение показывает то состояние, в котором мы будем находиться после Второго Пришествия. Слава Преображения станет достоянием тех людей, которые разделят со Спасителем радость Царства Божия. «Господь преобразился не без причины, но дабы показать нам будущее преображение естества нашего и будущее Своё пришествие», – писал святитель Иоанн Златоуст.
В этот день христианин должен исповедаться и причаститься, почтить праздник молитвой в храме, чтобы посредством приобщения к этому великому событию хоть на шаг приблизиться к своему собственному преображению.
В праздник принято освящать в храме виноград, яблоки и другие поспевшие фрукты.
После заамвонной молитвы, при пении тропаря и кондака праздника, священник совершает каждение плодов, затем читает молитву «во причащении гроздия» и молитву «о приносящих начатки овощей», после чего при пении тропаря окропляет плоды святой водой.
Смысл освящения плодов в день Преображения состоит в том, что мы благодарим Господа, приносим Ему начатки нового урожая. Эта традиция берёт начало ещё со времён Ветхого Завета, когда Богом было установлено приносить в храм всё, что появлялось первым на поле или в хлеву – пшеницу, плоды, ягненка.
Христиане тоже стали приносить в храм плоды своих трудов. В Палестине праздник Преображения приходился на момент созревания винограда, который и приносили для освящения, тем самым благословляя новый урожай, из которого делали вино для Евхаристии. Когда праздник пришёл на Русь, то вместо винограда, освящали яблоки. Но смысл остался тот же – принести Богу всё первое и лучшее.
Типикон предписывает воздерживаться от вкушения яблок до их освящения. Но смысл этого предписания заключается не столько в воздержании от плодов на определенный период, сколько в том, чтобы первые начатки урожая сначала обязательно освятить и только после этого потреблять. Поэтому в некоторых приходах есть традиция освящать плоды первого урожая сразу, как только они созреют, и после этого вкушать их за трапезой, не дожидаясь праздника Преображения.
И.АЛЕКСАНДРОВ

Слово пастыря
ДЕНЬ БОГОРОДИЧНОЙ ПАСХИ

«Воскресения день, просветимся, людие… Христос бо воста – веселие вечное», – так радостно восклицаем мы с вами в дни Праздника праздников, в дни Пасхи Христовой. И ныне, в сей Богородичной Пасхи день, в день Успения Пречистой, восклицаем мы победную песнь: «Смерть! Где твоё жало? Ад, где твоя победа?».
Одна тема, одно содержание у этих двух светлых праздников. Эта тема – победа над смертью, призвание человека к вечности.
Там, в Христовой Пасхе, Начальник жизни – Христос – на Кресте смерть побеждает, в третий день воскреснув; здесь, в Успении, в Пасхе Богородичной, Победитель смерти Христос, в 40-й день вознесший плоть нашу в обители Отчие, не допуская истления тела Пречистой, в третий день Её из гроба воскрешает. Вновь смерть побеждается. Единая из рода нашего не подлежит суду и тлению, возносится с плотию в те же обители Отчие.
Не потому ли Успенский пост так подобен Великому посту? Одно содержание праздников, та же к ним требуется от верующих и подготовка: воздержание и молитва, очищение. Не забудьте: «наша брань против духов злобы поднебесной», а «сей род изгоняется только постом и молитвой».
Если Пасхе Господней предшествует Страстная седмица, то Пасхе Богородичной – Успения празднику – предшествует Крестный день: светозарное Древо Крестное осеняет начало Успенского поста, благословляя нас на постный подвиг воздержания и омовения грехов, прежде чем достигнем мы поклониться Успению Пречистой и Ее восхождению в горные обители. «Ангели, успение Пречистыя видевше, удивишася, како Дева восходит от земли на небо».
Крест Господень воздвигается в середине Великого поста для поддержания сил духовных и возлагается посредине храма, чтобы верующие могли черпать силу и отраду в созерцании Света Любви в Крестном подвиге Господнем.
А в середине Успенского поста огнем Фаворским возгорается лучезарный праздник Преображения и зовёт он верующих к подвигу восхождения по каменистой и тернистой дороге в борьбе со злом, с грехом и тлением.
Кто безумец вопросить может ныне: во имя чего воздерживаться нам от страстей? Какой безумец, при свете Преображения, решится остановиться на полпути своего восхождения к Свету-Христу, к Цели жизни нашей – к Его обителям, при виде Христа на Фаворской горе, слыша Его беседующего с Илией и Моисеем, утверждающих реальность жизни вечной, и слыша Отчий глас: «Сей есть Сын Мой возлюбленный – Его слушайте».
О, человек, к царственной вечности призванный! являешь ты ныне собою образ странника, с пути сбившегося. Вознеси очи твои горе, – поклонись Кресту, на нём же распята Любовь Божия к тебе; взыди на гору преображения плоти твоей, приникни к гласу ангелов, воспевающих Пречистой с плотию на небо восхождение, и ты, со всею силой убеждения, воскликнешь: «Для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение».
Врата Горнего Иерусалима, врата Дома Отца Небесного отверсты ныне всем, во Христа крестившимся и во Христа облекающимся. Аминь.
Епископ Митрофан (Зноско-Боровский)

Церковь и культура
ОТЦОВСКИЙ ЗАВЕТ ЛЕСКОВА

Иллюстрация к книге «Лев старца Герасима»

Многие свои творения Николай Семёнович Лесков (1831-1895) адресовал юным читателям, публикуя эти произведения на страницах детских журналов «Игрушечка», «Задушевное слово», в сборниках для семейного чтения «Искорка», «Складень», «Русским матерям», «На добрую память из русских писателей».
По справедливому суждению академика Д.С.Лихачёва, Лесков принадлежит к числу «семейных писателей», то есть таких, которых «читали в семье, обсуждали всей семьёй», которые «имеют огромное значение для нравственного формирования человека, воспитывают в юности, а потом сопровождают всю жизнь».
Лесков был глубоко убеждён, что книги, предназначенные для детской читательской аудитории, должны «не только занять внимание читателя, но и дать какое-нибудь доброе направление его мыслям». Это «доброе направление» прежде всего писатель связывал с христианством, православной верой. Так, отзываясь на изданную для детей «Указку к Новому Завету» – книжную закладку с кратким содержанием Евангелия и наиболее употребительными цитатами из него, в 1885 году Лесков писал: «Я имел в виду одну детскую пользу и важность Евангелия, в котором, по моему убеждению, сокрыт глубочайший смысл жизни».
Вспоминая собственные детские годы, в «Автобиографической заметке» писатель признавался в своей «счастливой религиозности»: «Религиозность во мне была с детства, и притом довольно счастливая, то есть такая, какая рано начала во мне мирить веру с рассудком». В очерке «Владычный суд» Лесков упоминает о семейных устоях как источнике его воспитания и духовно-нравственного формирования: «Я вырос в своей родной дворянской семье, в г. Орле, при отце, человеке очень умном, начитанном и знатоке богословия, и при матери, очень богобоязненной и богомольной; научился я религии у лучшего в своё время известнейшего из законоучителей отца Евфимия Андреевича Остромысленского <…> Я был таким, каким я был, обучаясь православно мыслить от моего родного отца и от моего превосходного законоучителя, который до сих пор, слава Богу, жив и здоров. (Да примет он издали отсюда мною посылаемый ему низкий поклон.)».
Добрые уроки Закона Божия своего духовного отца Е.А.Остромысленского Лесков впоследствии не раз вспоминал с благодарностью. Образ этого «превосходного законоучителя» нашёл отражение и в лесковском художественном творчестве, например, в рассказах «Зверь», «Привидение в Инженерном замке».
Свято хранил в душе писатель и то, что вложил в неё когда-то его родной отец Семён Дмитриевич Лесков. Он стремился сформировать в своём ребёнке с самого раннего детства представление о главных нравственных ценностях человеческой жизни. В 1836 году пятилетнему сыну старший Лесков написал письмо-завет, желая передать весь свой жизненный опыт и идеалы. Строки этого завещания вылились из самой глубины отцовского сердца: «Я хотел бы излить в тебя всю мою душу…»
«Любезный мой сын и друг! Николай Семёнович! – писал Лескову отец. – <…> Итак, выслушай меня и, что скажу, исполни:
1. Ни для чего в свете не изменяй вере отцов твоих.
2. Уважай от всей души твою мать до её гроба.
3. Люби вообще всех твоих ближних, никем не пренебрегай, не издевайся <…>
7. Более всего будь честным человеком, не превозносись в благоприятных и не упадай в противных обстоятельствах <…>
Я хотел бы излить в тебя всю мою душу, но довольно <…> Бог тебе в помощь! Отец твой Семён Лесков».
Бережно хранимые отцовские заветы писатель передал и своему собственному сыну Андрею, и всему молодому поколению. Трепетным отношением к православной «вере отцов», неравнодушием к проблеме нравственного воспитания человека обусловлены лесковская требовательность и принципиальность в вопросах формирования религиозно-нравственного сознания человека. С возмущением отмечал Лесков бездарное преподавание Закона Божия – «самого живого, самого приятного и необходимого предмета учебной программы», который под влиянием неумелых наставников «почти повсеместно обратился для детей в мучительную докуку». «Мы хотим, мы просим, но мы вправе и требовать, – подчёркивает Лесков в очерке «Чудеса и знамения», – чтобы нам в наших детях сберегли веру, которую мы посевали в них с колыбелей, как посевали её в нас отцы наши. Мы в этом случае не можем уступить никому, ничего, ни на один волос».
К великому сожалению, слово Божие вообще изгнано из современного образования, не преподаётся в школах. Такие школы, в которых по каким-либо причинам не изучался Закон Божий, Лесков справедливо называл «безбожными» и посвятил этой теме специальный очерк «Безбожные школы в России». Именно такие школы действуют в России на протяжении последнего столетия, и отсюда – многие наши беды.
Настойчиво звучит в очерке «Чудеса и знамения», помещённом в 28-м номере журнала «Церковно-общественный вестник» за 1878 год, требовательное желание писателя: «Мы не хотим и не можем оставить своих детей без религии, которую делают им неприятною и противною различные “начатки” и “кончатки”, выдуманные с целью упразднить изучение Слова Божия в его простой и всякому доступной форме».
Именно в такой форме – «простой и всякому доступной» – обратился Лесков к своим юным читателям со словом вечной истины, евангельской заповеди, «отцовского завета» в таких произведениях, как «Отцовский завет», «Неразменный рубль», «Зверь», «Пугало», «Дурачок», «Привидение в Инженерном замке», «Кадетский монастырь», «Христос в гостях у мужика», «Лев старца Герасима» и других. В динамичных сюжетах этих творений нет никаких длиннот и затянутости; гармонично соединяются реальный и фантастический планы; не даётся готовых педагогических рецептов, и «моральный хвостик» (выражение Добролюбова) не превращается в «позвоночный столб» произведения. Дети остаются один на один с текстом, могут самостоятельно раздумывать, домысливать, фантазировать. Причём автор нередко вступает с читателем в забавную игру: «хотите – верьте, хотите – нет». При этом открываются безграничные возможности воображения, своего рода сотворчество читателя с писателем.
Но о чём бы ни говорил Лесков, пусть даже о вещах самых курьёзных и анекдотических, за внешним планом повествования встаёт план внутренний – необозримые духовные перспективы и высоты, к которым зовёт автор всех, кто может и должен стремиться к совершенству.
Лесков верит в образ Божий в человеке, в то, что душа человеческая может выстоять, победить, даже несмотря на временную победу бесовщины. «Двойственность в человеке возможна, – размышлял писатель, – но глубочайшая “суть” его всё-таки там, где его лучшие симпатии».
В свою записную книжку Лесков поместил пять заповедей духовно-нравственного совершенствования:
«1. Не сердитесь и будьте в мире со всеми.
2. Не забавляйтесь похотью блудной.
3. Не клянитесь никому ни в чём.
4. Не противьтесь злу, не судите и не судитесь.
5. Не делайте различия между разными народами и любите чужих так же, как своих».
«Во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними (Мф.7,12)». Именно этой христианской заповеди он учил своих читателей.
За три года до смерти Лесков писал своему приёмному сыну Б.М.Бубнову: «Очень рад, что жажда света в духе твоём не утоляется, а горит. “Кто ищет – тот и найдёт”. Не дай Бог тебе познать успокоение и довольство собою и окружающим, а пусть тебя томит и мучит “святое недовольство”».
Неутолимая «жажда света» в исканиях истины, добра, совершенства – таков главный отцовский завет Лескова поколениям его юных читателей.

Алла Анатольевна Новикова-Строганова,
доктор филологических наук, профессор,
член Союза писателей России

История коломенских храмов
УСПЕНСКИЙ СОБОР В 1830 ГОДУ

Соборные храмы на литографии И.Селезнева. 1839 г.

Сегодня в рубрике «История коломенских храмов» мы публикуем Клировую ведомость Успенского собора за 1830 год. Этот материал предоставлен Обществом любителей истории имени священноисповедника Феодосия, епископа Коломенского.

Ведомость о Соборной церкви Богородице-Успенской, состоящей в городе Коломне, за 1830 год.
1. Построена окончательно в 1682 году в течение предшествовавших десяти годов тщанием бывших тогда архиереев, епископа Иосифа и архиепископа Павла. Другая же при ней зимняя Тихвинская, построенная в 1776 году тщанием коломенского купца Ивана Тимофеевича Мещанинова.
2. Зданием каменная, с таковой же колокольней. Крепкая.
3. Престолов в них два: в настоящей холодной во имя Успения, а в теплой во имя Тихвинской Божией Матери.
4. Утвари достаточно.
5. Причта положено по штату 1800 года: протопоп один; священников, из коих один ключарь, два; диаконов два и псаломщиков два.
6. Земли при сей церкви внутри города усадебной 7 мест для штатных священно церковнослужителей и 4 для сверхштатных звонарей, из коих в десяти 1915 квадратных саженей, а в одиннадцати мера неизвестна.
Сенокосной же, состоящей из луга, называемого Подножным, данного градским купеческим обществом для травы под ноги в Троицын день 2 десятины 520 саженей. А пашенной и мелким лесом поросшей местами и сенокосной, вкладной из дворян от канцеляриста Марка Михайлова для поминовения усопших, всего удобной и неудобной около 60 десятин.
На 10 усадебных мест планы и данные имеются и хранятся в соборной ризнице. А на одиннадцатое, за несдачей бывшим до 1800 года ключарем, что ныне при Тульском Соборе в протоиерейском звании, священником Иоанном Феофилактовым, равно как и на подножный данный от купечества луг, так и на пашенную и мелколесную канцеляриста Михайлова землю планов и данных не имеется.
Вероятно, или за утратой, или невыдачей оных бывшими до 1800 года соборянами. Восемью усадебными местами и вкладной из дворян канцеляриста Марка Михайлова землей как бывшие до 1800 года соборяне владели, так и нынешние по неоспоримому праву владеют сами с получением или пожилых, или поземельных денег. Всего около 500 рублей.
Впрочем, и помянутой канцеляриста Марка Михайлова земли содержатели Коломенской округи сельца Хорошова вольные хлебопашцы, имея оную землю в своем по найму от коломенских соборян с платежом денег заведывании с давних времен, а с которых именно никто из хлебопашцев, как они сами в Земском суде сказали, не упомнит, ныне платежом условленных денег с 27 февраля 1824 года остановились.
В рассуждении чего от нынешних соборян за неудовлетворением их от коломенского земского начальства по словесной оному жалобе подано ноября от 18 дня 1825 года доношение в Коломенское духовное правление. А из сего того же ноября 23 дня сообщено в коломенский уездный суд с требованием соборянам удовлетворения.
На что тот уездный суд от 11 января 1826 года сообщением под №42 уведомил Духовное правление, что о понуждении означенных хлебопашцев к платежу соборянам денег предписано Земскому суду указом.
Не получив, впрочем, по сему удовлетворения, 6 июня 1829 года соборяне паки входили в Духовное правление с прошением об учинении следующего к их удовлетворению распоряжения. Но и доселе еще никакого удовлетворения по учиненному правлением в Уездный суд сообщению не получили.
Тремя же усадебными местами и Подножным лугом владеют усильно: первыми – мещане Максим Федорович Мездриков, по несостоянию продающий дом с землей с аукционного торга, впрочем, приостановленный в том Губернском правлении. Затем двумя другими – Иван Федорович Суранов и мещанская вдова Стефанида Козмина с детьми. А последним – Коломенского уезда, экономического ведомства села Чанок крестьяне без платежа поземельных денег с обидою соборян, о снесении строений первыми донесено от соборян Коломенскому же духовному правлению 19 июня еще 1818 года.
А из оного по бывших сообщениях коломенскому городничему сообщено уже с прописанием надлежащих справок для должного об оном рассмотрения от 21 марта 1821 года и городовому магистрату. А потом уже за неполучением на бывшие от оного духовного правления сообщения ни от господина городничего, ни от городского магистрата удовлетворительного ответствия от 15 ноября 1822 года с прописанием надлежащей справки донесено к его высокопреосвященству, высокопреосвященнейшему Филарету, бывшему тогда архиепископом, митрополиту Московскому и Коломенскому и разных орденов кавалеру.
Вследствие чего и по учиненному от Московской духовной консистории в Московское губернское правление отношению, оное Губернское правление Духовную консисторию от 8 января 1827 года за №468 и уведомило, что от оного губернского правления строго подтверждено Городскому магистрату и городничему о скорейшем выполнении требований Коломенского духовного правления.
Но общее присутствие Магистрата с городничим не только требований Духовного правления не выполнило, но и совсем означенные земли от соборян отсудило, как о том значится в присланном от оного присутствия от 12 апреля 1827 года под №991 в Духовного правления сообщении. На что, впрочем, соборяне от 16 июня 1827 года учинили в Духовное правление свое доношение. Вследствие коего и из Духовного правления с прописанием надлежащей о земле выправки, донесено Духовной консистории от 26 апреля 1828 года под №264.
А о возвращении Подножного луга в первобытное употребление от них же, соборян, подано также 28 ноября 1818 года объявление в Коломенский земский суд. А потом 27 июля 1822 года донесено о том и Коломенскому духовному правлению. А из оного в тот земский суд сообщено было неоднократно об отобрании от вышеупомянутых крестьян завладенного ими того Подножного луга с требованием о последующем уведомлении.
Наконец оный суд дал знать в январе 1823 года под №194 духовному правлению, что означенный Подножный луг по указу Московской казенной палаты от 19 июля 1800 года под №4131 отдан означенного села Чанок крестьянам в надел по причине якобы недостатка положенной пропорции.
В рассуждении чего и вследствие указа Московской духовной консистории от 9 февраля 1823 года, а потом сего 1830 года июня 30 дня поданы в Коломенское духовное правление от соборян должные объяснения. На учиненные же в Коломенский городской магистрат Духовным правлением сообщения об усадебных землях, оный магистрат отношением своим прошлого 30 апреля 1829 года требовал, чтобы оное отрядило кого-либо из соборян с доверенностью к выслушанию последовавшего в общем г. городничего и магистрата присутствии определения. Вследствие коего откомандированный Духовным правлением в звании депутата соборный ключарь священник Александр 30 мая того же 1829 года, выслушав о совершенном означенных земель отсуждении, подписал под оным свое неудовольствие с объяснением апелляционной жалобы. Каковую он, ключарь, и подал в 1-й департамент Московской казенной гражданского суда палаты 23 мая 1830 года.
7. Дома у священно церковнослужителей, а именно у протоиерея, у первого диакона и первого псаломщика Парфения собственные, деревянные, на церковных землях. А на первосвященнической, за продажей умершим священником Иоанном первого дома, и за непостроением второго на второсвященнической за занятием земли домом мещанина Мездрикова, на втородиаконской, также на второпсаломщической и на четырех звонарских за замещением их земель строениями посторонних лиц, некоторых с платежом поземельных денег, а некоторых без платежа оных, как показано о том в отделении о земле, соборных домов не имеется.
8. На содержание священно церковнослужителей получается жалование из Коломенского Троицкого Ново-Голутвина монастыря в силу (решения) Святейшего Правительствующего Синода из Московской духовной консистории в Коломенское духовное правление от 29 мая 1800 года прописанного 460 рублей.
Да по резолюции покойного преосвященного митрополита Платона того же монастыря из накопленной суммы 100 рублей.
Еще по завещанию покойной госпожи Татьяны Ивановны Тетюшевой за отданный ею под Коломенский магистрат и Градскую думу двухэтажный каменный дом из оной думы 100 рублей.
Сверх сего из опекунского совета Московского Воспитательного Императорского дома с положенных разными лицами в сохранную казну капиталов, а именно, во-первых, с капитала коломенского именитого гражданина Афанасия Акимовича Шевлягина процентных, кроме церковных, 200 рублей.
Во-вторых, с капиталов коломенского же 2-й гильдии купца Киприана Максимовича Кислова процентных же, кроме церковных, 60 рублей.
В-третьих, с капитала коллежской асессорши Пелагеи Петровны Повалишиной процентных же денег 23 рубля 25 копеек.
Содержание их, соборян, по упадающим от нынешней неблагоустроенности другим доходам и немалому братству, посредственное.
На звонарей же, которые находятся сверх штата, за тем, что штатные Коломенского Троицкого Новоголутвина монастыря служители возложенных на них вышепрописанным же в сей статье указным предписанием обязанностей не отправляют, хотя и выдавалось от Коломенского градского общества 200 рублей. Но с 1829 года начало производиться с удержками и остановкой, а за сей 1830-й год и доселе звонари оной платы не получили.
9. Здания, принадлежащие сей церкви, суть довольная часть каменного корпуса, для прожития в оном соборянам, принадлежавшего до 1800 года бывшему Архиерейскому дому, от нынешнего Троицкого Новоголутвина монастыря, отделенного каменной стеной. Сверх того сия соборная церковь имеет влияние и на каменный корпус Коломенского Спасского упраздненного монастыря, из доходов с коего на поддержание строительных нужд занимаемого соборянами корпуса получает она каждогодно 150 рублей.
10. Расстоянием сия церковь от Духовной консистории в 96 верстах; от Духовного правления в 10 и от исправляющего должность благочинного Архангельского священника Петра Софрониева в 200 саженях.
11. Ближайшая к ней церковь суть: Воскресенская, что в крепости в 10 и Николаевская в 43 саженях.
12. Приписная к ней в 1800 году церковь Воздвижения Креста Господня ружная, с приделом Николая Чудотворца, о которой ведомость на следующем листе. Служение в ней с 1822 года за ветхостью не исправляется.
13. Домовой при ней церкви нет.
14. Опись церковному имуществу есть, сделана в 1825 году. Скреплена присутствующим Архангельским священником Петром Софрониевым и утверждена печатью Коломенского духовного правления.
15. Приходорасходные книги о суммах свечной и церковной за шнуром и печатью Коломенского духовного правления даны в 1809 году. Ведутся исправно и хранятся в целости.
Ведомость о приписной к означенному Собору церкви Воздвижения Креста Господня.
1. Построена в 1764 году. Предварительно тщанием Коломенского епископа Гавриила, а окончательно тщанием коломенского купца Ивана Тимофеевича Мещанинова.
2. Зданием каменная, с таковой же колокольней. Впрочем, имеет седины, а в алтаре и приделе значительные. На ней кровля тесовая на приделе и трапезе возобновленная, а на настоящей и в алтаре оной прежняя довольно ветхая.
3. Престолов в ней два. В настоящей, холодной, во имя Воздвижения Креста Господня. А в приделе теплом во имя Николая Чудотворца.
4. Утвари достаточно.
5. Причта после того, как она в 1800 году приписана к вышеозначенной Соборной церкви, особливого не положено. А поручено отправлять в оной служение соборянам.
6. Земли при сей церкви усадебной для трех священно церковнослужительских домов, состоящей при крепостной стене из отдельного треугольника по одной линии 28, по другой 30, а по третьей 42 сажени. План и билет на оную землю имеется и хранится в церковной ризнице.
Священнической усадьбой пользуется ныне имеющий на оной домовое строение соборный ключарь священник Александр, получая с дома схода около 300 рублей. А пономарской все соборяне с получением поземельных денег 10 рублей. Дьячковской же усиленно владеет мещанин Макар Федорович Суранов, имея на оной деревянный дом без всякого платежа поземельных денег с обидой соборянам. Об очищении каковой земли соборянами в общем донесении о трех землях соборных, как выше показано, от 19 июня 1818 года тоже донесено Духовному правлению, а из оного по бывших о том общем донесении сообщениях г. городничему сообщено уже 21 марта 1821 года в одном и том же отношении и городовому магистрату. А затем 15 ноября 1822 года о сей земле с прочими тремя соборными землями донесено и его высокопреосвященству, и, впрочем, поступлено так, как выше о том показано.
7. Дома у священно церковнослужителей на священнической, соборного ключаря священника Александра собственный, деревянный. А прочие два места заняты строениями не соборных, а посторонних лиц. Одно с платежом, как выше показано, поземельных денег, а другое без платежа, с обидой соборян.
8. На содержание за упразднением при сей Крестовоздвиженской церкви в 1800 году священно церковнослужительского штата за припиской оной к Соборной, нынешние соборные священно церковнослужители, кроме положенных на церковь 1 рубля 68,5 копеек, получают окладное еще по ружной 7207 года книге на бывшую при Коломенской Успенской Архиерео-престольной Соборной церкви ружную церковь Николая Чудотворца Зарайского зовомую под колокол из Коломенского уездного казначейства жалованье 3 рубля 50 копеек.
Да вместо ржи и овса пополам в 11 четвертей 7,5 четвериков вследствие именного указа от 11 ноября 1781 года по определению Правительствующего Сената от 24 августа 1786 года, полагая рожь по 1 рублю 84 копейкам, а овес по 1 рублю 64 копейкам за четверть, всего деньгами 20 рублей 76 копеек.
9. Зданий, принадлежащих к сей церкви, кроме имеющейся при ней палатки, никаких не имеется.
10. Расстоянием сия церковь от консистории в 96 верстах, от духовного правления в 100, а от правящего должность благочинного Архангельского священника Петра Софрониева в 200 саженях.
11. Ближайшая к сей церкви суть: Николаевская, расстоянием в 65, и Соборная Успенская и Воскресенская, что в крепости, в 100 саженях.
12. Приписной к сей церкви нет.
13. Домовой в сем приходе церкви также нет.
14. Опись церковному имуществу есть. Сделана в 1821 году, скреплена бывшим присутствующим Борисоглебским священником Василием Кирилловым и утверждена печатью Духовного правления.
15. Приходорасходные книги о суммах свечной и церковной за шнуром и печатью Духовного правления даны в 1803 году и велись по июнь 1822 года, с коего, за прекращением в сей церкви службы, и производство оных остановлено. Хранятся в целости.
16. Копии с метрических книг с 1780 года хранятся в целости.
17. Исповедные росписи с 1782 года хранятся в целости.
18. В обыскной книге, выданной за шнуром и печатью Коломенского духовного правления и скрепленной Архангельским священником Петром Софрониевым, писанных листов [пробел], неписанных [пробел].
О причте означенной церкви.
1. Протоиерейское место праздно.
2. Первый священник и ключарь Александр Алексеевич Сергиевский, 28 лет. Священнический сын. По окончании семинарского курса в Спасо-Вифанской семинарии был уволен из оной с аттестатом студента.
8 сентября 1824 года Святейшего Правительствующего Синода и Комиссии духовных училищ членом высокопреосвященнейшим Филаретом, бывшим тогда архиепископом, а ныне митрополитом Московским и Коломенским Свято-Троицкой Сергиевой лавры священно-архимандритом и разных орденов кавалером рукоположен к означенному Собору во второго священника, за подписанием коего и ставленую грамоту имеет.
С 19 ноября 1824 года находится при означенном Успенском Соборе местным ключарем.
В 1826 году с последних чисел апреля по 1 октября в Коломенском приходском училище отправлял должность учителя обоих классов с получением штатного жалования до определения настоящего учителя.
13 февраля 1828 года в силу резолюции его высокопреосвященства по указу Коломенского духовного правления переименован в первого священника при том же Соборе.
1 сентября 1829 года в учрежденный при коломенском же соборно-училищном доме строительный комитет определен членом, с каковою должностью отправлял вместе и дела письмоводства сего комитета.
12 сентября определен инспектором Коломенских духовных училищ и низшего отделения обоих классов учителем.
Между тем с июля того же 1829 года по июнь 1830 по данному от него его высокопреосвященством одобренному плану преподавал он в означенном Успенском Соборе систематическим порядком нравственное христианское учение.
Того же 1830 года 14 апреля определен он сотрудником Московского Попечительства о бедных духовного звания.
Прошлого октября 17 дня с утверждения его высокопреосвященства по поручению правления Московской семинарии исправляет он должность смотрителя Коломенских духовных училищ, в каковом звании и должностях и ныне находится.
В семействе у него: жена его Мария Сергеева, 22 года. Дети их: Екатерина (4 года), Николай (3 года), Анна (1 год).
3. Второй священник Василий Васильевич Тупталов, 29 лет. Священнический сын. В продолжении слушания богословских наук, по представлению училищного начальства, 3 ноября 1822 года посвящен в стихарь для сказывания проповедей. По окончании учебного курса в Московской семинарии, будучи студентом, правлением оной семинарии со утверждения его высокопреосвященства высокопреосвященнейшего Филарета, архиепископа, ныне же митрополита Московского и Коломенского, 10 декабря 1824 года был определен учителем Московского Спасо-Андрониевского уездного училища низшего отделения. Где он в продолжение двух лет и обучал латинскому языку, арифметике, российской и славянской грамматике с отличным усердием и исправностью, при поведении весьма честном, как видно из данного ему от Спасо-Андрониевского уездного училища начальства аттестата.
По истечении же сего времени правлением Московской семинарии с утверждения его же высокопреосвященства высокопреосвященнейшего Филарета, митрополита Московского и Коломенского, согласно его прошению, перемещен 25 сентября 1826 года в учителя Коломенского приходского училища обоих классов.
5 сентября 1829 года преосвященным Иннокентием, епископом Дмитровским, викарием Московским рукоположен на настоящее место во второго священника и ставленую грамоту имеет за подписанием его высокопреосвященства, высокопреосвященнейшего Филарета, митрополита Московского и Коломенского, в каковом чине и должности и ныне находится.
В семействе у него: жена Елена Иванова, 20 лет. Сын их Василий, 1 год.
4. Первый диакон Лукиллиан Кириллович Богдановский, 49 лет. Дьячковский сын. Из риторического класса. 24 февраля 1805 года покойным преосвященным Августином, архиепископом Московским, по бытности его викарием оной митрополии, посвящен к означенному Успенскому Собору во второго диакона, за подписанием коего и ставленую грамоту имеет. Потом, 28 февраля 1807 года, по благоволению покойного преосвященного митрополита Платона, переименован при означенном соборе в первого диакона. В каковом звании и ныне находится.
В семействе у него жена Пелагея Прохорова, 40 лет.
5. Второй диакон Иван Павлович Глебов, 30 лет. Диаконский сын. По окончании семинарского курса в Московской семинарии был уволен из оной с аттестатом 3-го разряда. 13 ноября 1828 года преосвященным Иннокентием, епископом Дмитровским, викарием Московской митрополии посвящен к означенному Успенскому Собору во второго диакона. На что и ставленую грамоту за подписанием Святейшего Правительствующего Синода и Комиссии духовных училищ члена высокопреосвященнейшего Филарета, митрополита Московского и Коломенского имеет.
В семействе у него жена Матрона Иванова, 18 лет. Дочь их Мария, 10 месяцев.
6. Первый псаломщик Парфений Васильевич Васильевский, 45 лет. Дьячковский сын. В школах не обучался. 4 октября 1801 года высокопреосвященнейшим Серафимом, митрополитом Новгородским, по бытности его тогда викарием Московской митрополии, был определен Коломенской округи в село Спасское Коркодиново, тоже Преображенской церкви в пономаря. Потом покойным преосвященным митрополитом Платоном 7 сентября 1803 года переведен на настоящее место во псаломщика, а 25 января 1806 года покойным преосвященным Августином, архиепископом Московским, по бытности его викарием оной митрополии, и в стихарь посвящен. За подписанием коего и ставленую грамоту имеет. Двоеженец.
В семействе у него жена его Евдокия Тимофеева, 45 лет.
Дети от второй жены: Александр Васильевский (8 лет) во втором классе приходского училища на содержании отца; Александра (5 лет), обучается грамоте.
7. Второй псаломщик Федор Евсеевич Соболев, 22 года. Дьячковский сын. По исключении из второго класса приходского училища 3 октября 1823 года преосвященным Афанасием, епископом Дмитровским, викарием Московским был определен Коломенской округи в село Спасское Коркодиново к Преображенской церкви в пономаря. Потом преосвященным Кириллом, епископом Дмитровским, викарием Московским, 21 декабря 1826 года определен на настоящее место во второго псаломщика. 2 октября 1827 года преосвященным Иннокентием, епископом Дмитровским, викарием Московским, и в стихарь посвящен. За подписанием коего и ставленую грамоту имеет.
В семействе у него жена Татьяна Федорова, 21 год. Сын их Николай, 2 года.
О прихожанах означенной церкви
В городе Коломне военных 15 дворов, муж. 223, жен. 207.
Статских 10 дворов, муж. 31, жен. 31.
Посадских 17 дворов, муж. 87, жен. 106.
Дворовых муж. 14, жен. 10.
Разночинных 5 дворов, муж. 32, жен. 45.
Крестьян муж. 15, жен. 27.
Раскольников толка поповщины муж. 3, жен. 4.
Итого 47 дворов, муж. 405, жен. 430.

ВОЗРОДИМ СВЯТЫНЮ!

Храм Воскресения Словущего

Храм Воскресения Словущего у Соборной площади в Коломенском кремле имеет древнюю историю. 18 января 1366 года в нём венчались святой благоверный князь Димитрий Донской и святая княгиня Евдокия (в иночестве Евфросиния) Московская. В то время Воскресенский храм был домовой церковью великокняжеской резиденции в Коломне. Здесь находились древние образы «Воскресение – Сошествие во ад» XIV века и «Троица» XV века, ныне хранящиеся в Третьяковской галерее, в ризнице было большое собрание рукописей.
В настоящее время храм возрождается. В нём уже совершаются богослужения, но, к сожалению, пока не восстановлена самая большая утрата церкви – разрушенная в 1929 году колокольня.
Общая стоимость воссоздания звонницы составляет 14,7 млн. рублей. В Коломне живут 143 578 человек. Если разделить стоимость работ на количество жителей, то получится чуть больше 100 рублей. Таким образом, если от имени каждого жителя будет пожертвовано на восстановление колокольни 100 рублей, то мы сможем возродить нашу национальную святыню. Это будет памятником потомкам, это будет достопримечательностью города, это будет вечным документом каждому жителю о совершении доброго дела!
Своё пожертвование на восстановление храма Воскресения Словущего вы можете передать в Успенский собор или в Тихвинскую церковь (Соборная площадь), в Благотворительный фонд «Коломенский кремль» (ул. Лажечникова, д. 5) и получить документ с печатью, подтверждающий факт пожертвования.
Самый простой способ пожертвовать на возрождение святыни – отправить СМС со своего мобильного телефона на номер 3434. В сообщении напишите слово «князь» и через пробел – цифрами сумму пожертвования. Например, князь 100.
Бог Вам в помощь!

Духовное чтение
АФРИКАНСКИЙ БРАТ

Брат Анатолий

Как-то видим на богослужении – а дело происходило в Москве – негритянского прихожанина: стоит себе, молится, да крестное знамение совершает не по-католически: слева направо, а по-нашему, то есть как раз справа налево… После службы спрашиваем его: какого он роду-племени и почему православный. Отвечает на англо-французском: дескать, он наипервейший наш африканский брат по имени Анатолий, а далее переходит на неведомый нам язык, и мы ничего не уразумеваем.
– Короче, – не вытерпел отец диакон: – Ты хоть из какой страны?.. Ну, из какой кантри! – Диакон у нас молодой и вполне современный. Африканский брат сказал какое-то слово, которым, возможно, обозначается название отеческой его стороны, однако никто из нас повторить в точности это слово так и не сумел, а потому пытаться изображать его теперь буквами русского алфавита было бы слишком дерзко.
Побеседовав таким образом еще с полчаса, мы узнали, что Анатолий приехал чему-то учиться, но до начала занятий целых два месяца, и пока он живет в посольстве той самой страны, название которой у нас никак не выговаривалось, однако хочет потрудиться на благо вселенского Православия и просит за труды совсем немного: – раз в день кормиться обедом.
– Толян! – расчувствовался отец диакон и положил руку на плечо своего нового брата:
– Мы тебя и три раза накормим – не сомневайся! Правда, батюшка?
Потом вздохнул:
– Видать, в посольстве у них с харчами не задалось: одни бананы, наверное. Да и те, может, зеленые…
И стал африканский молитвенник каждое утро приходить в храм: отстоит службу, потом – на трудовые свершения: у нас реставрационные работы шли, и всякого мусора было много – вот Анатолий и возил его куда-то на тачке. В свой час – обед в трапезной: помолимся, скорехонько поедим, снова помолимся и – опять по своим послушаниям. А как только колокол зазвонит к вечернему богослужению, Анатолий – тачку на место (у нее и специальное место под строительными лесами расчищено было – вроде гаража), со всеми попрощается, и – в посольство несказанной своей страны. Он бы, конечно, и на вечернее богослужение с превеликою радостью оставался, да у дипломатических его соотечественников были какие-то свои режимные строгости, которые с нашим уставом не совпадали. И вот что примечательно и потому требует неотвлекаемого внимания: ни русского языка, ни церковнославянского Анатолий не знал, да и музыкальная культура наша была ему незнакома, однако каждую службу он проводил в благоговейной сосредоточенности, крестился и кланялся в нужное время, не озираясь при этом на других… Так давалось ему с небес – по его искренности и смирению.
И пока африканец ходил к нам, он, сам того нисколько не ведая, служил укором представителям несчастного племени русских интеллигентов, забегавшим иногда, словно в капище огнепоклонников, чтобы единственно «поставить свечку», и тут же вылетавшим обратно, поскольку «ничего у вас не понятно». Бедолаги… Жертвы кропотливой селекционной работы, начатой еще в пятнадцатом веке старательным иудеем Схарией, сумевшим привить к православному русскому древу ветвь иудейского богоборчества. В конце концов, удалось выпестовать трагическую химеру: ветвь эта от корней наполняется чистой водою Истины, но вместо листьев – смердящие серой копыта, рога и хвосты. И от гибельного этого запаха вянет соседственная листва, сохнут другие ветви…
Впрочем, Анатолий успел послужить укором не только этим заблудшим людям, первейшим родовым признаком которых является подобострастное отношение к потомкам незабвенного Схарии, но и представителям иного человеческого сообщества, сильно размножившегося в девяностые годы нашего печального века. Однако тут следовало бы ненадолго отвлечься, чтобы в самом кратчайшем виде обрисовать страничку церковной жизни, со стороны обычно не замечаемую.
В наши дни среди просящих милостыню редко увидишь искренних – под искренними я подразумеваю людей, действительно терпящих материальные бедствия: страдальцев этих быстро вытесняют закоснелые паразиты. Которые, конечно же, не могут обделить своим хищным вниманием ни один приход. И вот бредут они каждодневно неутомимою чередою от храма к храму, аки паломники, но внутрь, как правило, не заходят: в доме Божьем чувствуют они себя неуютно, что свидетельствует о невидимом духовном родстве с первым племенем, укорявшимся Анатолием.
И ведь чем они отталкивают? Даже не ложью, которая, понятное дело, оскверняет их души. В конце концов – они безусловные коммерсанты, а правила коммерции, как ни прискорбно, включают в себя и хитрость, и лукавство. Самый отталкивающий грех нового племени – лень. Беспредельная и непоколебимая.
Снимая облачение, слышу через раскрытое окошко голос отца диакона:
– Знаю, знаю: обокрали, не на что уехать… В Ростов что ли?..
– Да тебя наш батюшка в Ростов уже один раз отправлял. И соседский – тоже.
– Ты уж, поди, десять раз мог вокруг света объехать.
– Ну, хотя бы в Пермь для разнообразия попросился, а то заладил: в Ростов да в Ростов…
В Пермь не попросится – думать лень: хоть мгновение, а – лень.
Вот ещё одна: «Иногородняя, попала в больницу, выписали, не на что доехать до Харькова, помогите». Эта тоже давненько ходит, несколько раз мы ей уже насчет Харькова отказывали, однако она не запоминает – даже запоминать-то лень.
– А в Пермь не желаете? – интересуется диакон.
Далась ему эта Пермь – родом он что ли оттуда?.. Но и она не хочет в Пермь.
– Хорошо: давайте купим билет до Харькова, – предлагает ей диакон и уже не впервые.
Но она не помнит и соглашается, рассчитывая перепродать.
– Я даже посажу вас на поезд, – и это уже говорилось не раз, так что он успел утомиться от однообразия.
Это её не устраивает – в Харькове делать ей нечего. Женщина поворачивается и уходит. Но через неделю опять придёт, и опять весь разговор повторится. При этом ни один психиатр не обнаружил бы у нее значительных отклонений: ведь ни в одном медицинском справочнике лень не значится, хотя вполне может стать смертельной болезнью души. Однако психиатрия занимается лишь с-ума-сшедшими, но никак не душевно-больными…
Потом как-то, когда мы шли к метро по бульвару, отец диакон указал мне на компанию бомжиков, устроившую пикник под старинными липами:
– Час назад Вы благословили одарить во-он того мужичка продуктами. Теперь этими харчами коллектив и закусывает. И ведь каждый из них выпивает по бутылке в день, тридцать бутылок в месяц – и откуда деньги такие, если никто из них не работает?.. Между прочим, моей зарплаты на такую жизнь не хватило бы. Да и здоровья тоже…
Назавтра я этому мужичку отказал. Тогда собралась вся бродяжья компания – человек семь или восемь и давай взывать к моей совести: мол, соотечественников, братьев своих родных обижаю.
– Ну, коли братья, – говорю, – поработайте, сколько можете, на благо отеческой Церкви нашей, а мы уж вас от души накормим.
Они в ответ лишь ухмыляются. Тут из-за угла выруливает со своей тачкой пламенный Анатолий и проходит в точности между мной и моими соотечественниками, не обращая, впрочем, на нас никакого внимания – наверное, трасса у него так проложена…
– Вот, – говорю: – Один единственный человек только и помогает восстанавливать православный храм, и тот – негр из далекой африканской страны неповторимого наименования. А вы – целыми сутками по канавам валяетесь…
Они ушли и больше не появлялись – надо полагать, отыскали другую кормушку. Анатолий же, честно отработав два месяца, переехал в институтское общежитие. Там неподалеку есть храм, куда он ходил по воскресеньям: освоив русский язык, брат наш стал исповедоваться и причащаться. Иногда навещал отца диакона – они были очень дружны и легко понимали друг друга.
Когда учеба окончилась, Анатолий приехал попрощаться: приятели обнялись, дьякон, всхлипывая, бил его рукой по спине, повторяя: «Толян! Толян!». Тот плакал молча. Потом отец диакон говорил мне, что даже не соображает, с чего это он так расчувствовался.
Просто до сего времени он не ведал еще, что родство духовное возвышеннее и крепче всякого другого родства, даже кровного.
Священник Ярослав Шипов

В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
Москва
C 8 июля по 4 августа на базе Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия проводится институт русского языка для представителей Баламандского университета (Антиохийская Православная Церковь). Делегацию возглавляет профессор Института имени преподобного Иоанна Дамаскина архимандрит Максим (Альджамал).
Эта программа призвана развивать культурное и академическое сотрудничество между Московским и Антиохийским Патриархатами и поддержать христиан Ближнего Востока, которые подвергаются гонениям и притеснениям. Помимо изучения русского языка, для слушателей организована культурная программа с посещением святых мест Русской Православной Церкви и достопримечательностей Москвы.
Институт проводится в партнёрстве с Московским педагогическим государственным университетом.

Екатеринбург
В ночь c 16 на 17 июля, в сотую годовщину расстрела Царской семьи, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию на помосте перед Храмом-памятником на Крови в честь Всех святых, в земле Российской просиявших. Помост был установлен на площадке перед вратами нижнего храма, где находится «Царская комната» – придел в честь святых Царственных страстотерпцев, возведенный на месте убиения Царской семьи.
Это богослужение стало кульминацией Царских дней в Екатеринбургской митрополии, посвященных столетию трагических событий. Оно транслировалось на телеканале «Союз» и на портале Патриархия.ru. Многочисленные верующие наблюдали за трансляцией на больших экранах, установленных на Царской улице рядом с Храмом на Крови.

По завершении Литургии Святейший Патриарх возглавил традиционный Царский крестный ход от места мученической кончины святых Царственных страстотерпцев и их верных слуг до монастыря святых Царственных страстотерпцев в урочище Ганина Яма. В шествии приняли участие 100 тысяч человек.
Ялта
Храм Вознесения Господня в Ливадии, разрушенный около 100 лет назад в результате землетрясения на южном берегу Крыма, будет восстановлен.
В торжественной церемонии закладки капсулы в основание храма с посланием для будущих поколений верующих приняли участие митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь и глава администрации города Алексей Челпанов. Храм будет воссоздан как памятник 100-летию трагической гибели Царской семьи.
Церковь Вознесения Господня в южнобережном поселке Ливадия была воздвигнута по проекту архитектора Альфонса Венсана в 1876 году при поддержке императрицы Марии Александровны.

Дамаск
Сирийским археологам в ходе раскопок удалось обнаружить тайный подземный ход и подземное укрытие, где христиане первых веков спасались от преследований римских властей.
Подземный тоннель ученые обнаружили в районе города Манбидж, расположенного на севере страны. Здесь в древности располагался город Иераполь, бывший центром римской провинции Евфрата.
Впервые руины были обнаружены в 2014 году, однако из-за оккупации Сирии так называемым Исламским государством археологические работы были приостановлены. Раскопки возобновились в августе 2017 года.
В древних руинах археологи нашли узкий тоннель и боковой проход, который, возможно, использовался верующими для отправки тайных посланий. Здесь же обнаружилась потайная дверь, сделанная из больших камней, и временный алтарь со ступенями. На колоннах и каменных стенах были выгравированы кресты и священные тексты.
Кроме того, археологи обнаружили кладбище, где предположительно погребали священнослужителей. Человеческие кости были найдены в больших могилах, сделанных из камня. Ученые высказали предположение, что подземное кладбище, в соответствии с существовавшей в первые века традицией, также использовалось как место для собраний верующих и богослужения.

Токио
В Японии начинается строительство первого православного монастыря. Священный Синод командировал насельника Свято-Троицкой Сергиевой лавры иеромонаха Герасима (Шевцова) в распоряжение Предстоятеля Японской Автономной Православной Церкви митрополита Токийского Даниила для оказания содействия в организации монашеской общины.
22 июня была приобретена земля в Адзиро (префектура Сидзуока) для мужского монастыря в честь святого равноапостольного Николая Японского.
3 июля насельниками обители архимандритом Герасимом (Шевцовым) и иноком Соломоном был совершен первый молебен на месте предполагаемой закладки храма.
В будущий монастырь доставлено большое напрестольное Евангелие, напечатанное в типографии Свято-Троицкой Сергиевой лавры на японском языке в переводе святого Николая. Такие же Евангелия будут находиться на престолах в кафедральных соборах трех епархий Японской Православной Церкви: Токийской, Киотосской и Сендайской.
По сообщениям информагентств

«БЛАГОВЕСТНИК» №8-2018

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *