Май 2018 № 5

СОБОР НОВОМУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ КОЛОМЕНСКИХ

Крестный ход в честь новомучеников

3 мая, в день памяти священноисповедника Феодосия, епископа Коломенского, в Старо-Голутвином монастыре прошло празднование Собора новомучеников и исповедников Коломенских.
По благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Божественную литургию в Богоявленском соборе возглавили ректор Коломенской духовной семинарии епископ Зарайский Константин и благочинный церквей города Коломны и Коломенского округа епископ Луховицкий Петр. Им сослужили игумен Старо-Голутвина монастыря Варлаам (Горбунов), духовенство благочиний города Коломны и Коломенского округа, братия Старо-Голутвина монастыря, преподаватели и студенты Коломенской духовной семинарии в священном сане.
За богослужением молились глава Коломенского городского округа Д.Ю.Лебедев, депутат Московской областной думы ректор ГСГУ А.Б.Мазуров, начальник Коломенского военного гарнизона А.Ю.Федорко, заместитель главы городской администрации по вопросам образования, культуры, спорта, социальной политики П.Н.Родин, начальник городского управления образования Л.Н.Лунькова, почетные гости, родственники коломенских новомучеников и многочисленные паломники.
Церковные песнопения исполнил хор Коломенской духовной семинарии.
Праздник коломенских новомучеников совпал с 40-м днем гибели людей в торговом центре города Кемерово. За Божественной литургией была вознесена заупокойная молитва о погибших.
После Литургии духовенство и молящиеся прошли крестным ходом с хоругвями, на которых были размещены образы коломенских новомучеников. А миряне несли фотографии пострадавших за Христа. В завершение шествия было совершено славление коломенским новомученикам. Отдельное величание пропели священноисповеднику Феодосию, епископу Коломенскому. Его святые мощи почивают в Богоявленском соборе.
Празднование продолжилось открытием благотворительной ярмарки, все вырученные средства от которой пойдут на изготовление и установку поклонного креста на месте разрушенного Петропавловского храма в селе Маливо Коломенского городского округа, где служил священномученик Евгений Исадский. Участники праздника получили в подарок новый номер церковно-общественного журнала «Апостол».


ПАСХАЛЬНЫЙ ВИЗИТ МИТРОПОЛИТА ЮВЕНАЛИЯ

9 апреля, в Светлый понедельник, митрополит Ювеналий посетил свой кафедральный город Коломну и в храме Тихвинской иконы Божией Матери совершил Божественную литургию.
Владыке митрополиту сослужили епископы Илиан (Востряков), Видновский Тихон, Серпуховской Роман, Зарайский Константин, Луховицкий Петр, секретарь Московского епархиального управления протоиерей Михаил Егоров, благочинные церковных округов, настоятели монастырей и духовенство Московской епархии.
На богослужении молились первый заместитель министра образования Московской области Н.Н. Пантюхина, генеральный директор ЗАО «Щелковохлеб» И.В.Ларин, доктор педагогических наук, президент Ассоциации педагогов духовно-нравственной (православной) культуры, профессор МГОУ Л.Л. Шевченко, начальники муниципальных управлений образования Московской области, приглашённые в этот день для традиционной встречи с митрополитом Ювеналием. Богослужебные песнопения исполняли три хора: духовенства Московской епархии, Успенского кафедрального собора и Ново-Голутвина женского монастыря.
За Литургией была совершена иерейская хиротония студента Коломенской духовной семинарии диакона Александра Державича.
После заамвонной молитвы состоялся торжественный крестный ход. По его окончании с приветственным словом к митрополиту обратился епископ Луховицкий Петр. Владыка Петр преподнёс Его Высокопреосвященству в дар пасхальное яйцо художественной работы.
Затем с архипастырским словом к духовенству и молящимся обратился митрополит Ювеналий:
– …Когда мы пытаемся осознать событие Воскресения Христова, то приходим к пониманию, что сегодняшний праздник принадлежит всей Вселенной, всем до единого, вне зависимости от религиозной принадлежности. Христос, новый Адам, искупил род человеческий Своими крестными страданиями и засвидетельствовал это тридневным Воскресением из мертвых. С самого начала противники Христовы стремились оклеветать событие Воскресения Христа. Они говорили, что ученики ночью украли тело Иисусово, а людям объявили, что Он воскрес (см.: Мф.28:13). Но эта ложь была рассеяна явлением Самого Господа, Который, обратившись к женам-мироносицам, сказал: «Не бойтесь!» (Мф.28:5), а, явившись ученикам, послал их в мир проповедовать Свое учение (Мф.28:19). И вот прошло два тысячелетия, братья и сестры. Церковь живёт не человеческими мыслями и средствами, а силой Божией, когда люди сердцем воспринимают весть о воскресшем Христе, Который призывает нас в Свое вечное Царство.
Спасибо тебе, возлюбленный Владыка Петр, за твое приветствие. Для меня большая радость сегодня быть в Коломне и вместе с вами, возлюбленные отцы и братия, совершить здесь Божественную литургию. Когда поздравляют архиерея, то почему-то говорят добрые слова только в его адрес, как будто он все своими руками делает. Но я хотел бы по справедливости сказать, что те добрые слова, с которыми вы обращаетесь ко мне, относятся ко всему нашему духовенству и благочестивым мирянам, которые, каждый на своем месте, стараются творить добрые дела во славу воскресшего Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Мы должны благодарить Господа, что Церковь ныне имеет неограниченные возможности осуществлять своё служение и возрождать традиции, которые присущи ей с самого начала её бытия – учить, проповедовать, творить дела милосердия, что каждый из нас по милости Божией совершает.
Хотел бы в вашем лице, всечестные отцы, приветствовать всё наше духовенство, которое совершает свое усердное служение на просторах Московской области. Я хотел бы приветствовать всех наших верующих, которые избрали спасительную веру Христову для руководства в своей жизни. Да будет благословение Божие над каждым из нас, над нашими благовестническими трудами. Пусть благословение воскресшего Господа пребывает над богохранимой страной нашей Российской. Пусть мир и безмятежие царствуют среди народов нашей земли…
После праздничного богослужения в Архиерейском доме в Свято-Троицком Ново-Голутвине монастыре состоялась традиционная встреча митрополита Ювеналия с работниками образования. В ней приняли участие министр образования Московской области М.Б. Захарова, глава Коломенского городского округа Д.Ю.Лебедев, первый заместитель министра образования Московской области Н.Н. Пантюхина, доктор педагогических наук, президент Ассоциации педагогов духовно-нравственной (православной) культуры, профессор МГОУ Л.Л. Шевченко, ректор Государственного социально-гуманитарного университета, депутат Московской областной думы А.Б.Мазуров, заместители министра образования, начальники муниципальных управлений образования Подмосковья, работники администрации города Коломны и почетные гости.


В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
Москва
11 мая из Симферополя в Москву будет принесён ковчег с частицей мощей святителя Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Крымского.
С 11 по 17 мая святыня будет находиться в Донском монастыре, с 18 по 22 мая – в храме Живоначальной Троицы в Останкине. Доступ к мощам будет открыт ежедневно с 7.00 до 21.00.
11 мая в 17.00 в Донском монастыре состоится торжественная встреча святыни и богослужение.
Екатеринбург
В год 100-летия кончины царственных страстотерпцев со 2 июня по 17 июля пройдёт пеший крестный ход Тобольск-Алапаевск-Екатеринбург. Его протяжённость – 700 км.
В шествии примут участие православные паломники из Крыма, Белоруссии, Сибири, Урала, Пскова, центральных областей и других регионов России.
Прибытие в Екатеринбург запланировано на утро 14 июля. В ночь с 16 на 17 июня в Екатеринбурге пройдет традиционное богослужение и Царский крестный ход.
Калининград
В Калининграде торжественно открыт памятник Александру Невскому. Монумент установлен на кольцевой развязке у площади Василевского. Он расположен в начале улицы Александра Невского рядом с храмом, освящённым в честь этого святого благоверного князя.
Общая высота монумента достигает 10 метров. Постамент выполнен из гранита, а сама скульптура князя – из бронзы.
Монумент изготовлен под творческим руководством автора Вадима Цыганова и скульптора Андрея Следкова. Работу выполнили на средства благотворителя.

Новгород
Бойцы поискового отряда «Взвод» обнаружили икону рубежа XIX-XX веков на местах сражений в годы Великой Отечественной войны под Великим Новгородом. Латунный Казанский образ размером 10 на 15 см пробит пулей.
Ранее бойцы того же отряда в урочище Сутоки обнаружили серебряный оклад иконы Богоматери «Всех скорбящих радость».
Тобольск
В Губернаторском доме в Тобольске Тюменской области открыт новый музей семьи императора Николая II. Венценосная семья пребывала здесь в ссылке с августа 1917 г. по апрель 1918 г.
В экспозиции представлены плакетка из мамонтовой кости с автографом цесаревича Николая, подаренный цесаревичем Тобольскому музею штандарт, под которым он путешествовал по рекам Сибири от Пирея до Владивостока, фотоальбом с фотографиями, выполненными царской семьей в Тобольске, счета из Иоанно-Введенского монастыря на продукты питания, шелковая шаль, принадлежавшая Александре Федоровне, «Святое Евангелие» со штампом и автографом императрицы.
Тирана
28-30 апреля состоялся первый официальный визит Святейшего Патриарха Кирилла в Албанскую Православную Церковь.
В первый день Святейший Владыка отслужил молебен в Воскресенском кафедральном соборе города Тираны и встретился с Архиепископом Тиранским и всей Албании Анастасием.
29 апреля Предстоятели Русской и Албанской Православных Церквей совершили Божественную литургию в кафедральном соборе Воскресения Христова в Тиране. В тот же день состоялась презентация русского перевода книги Предстоятеля Албанской Церкви «Даже до края земли», посвященной истории, современным задачам и перспективам православной миссии. Патриарх Кирилл дал эксклюзивное интервью Албанской государственной телерадиокомпании.
30 апреля состоялась встреча Предстоятеля Русской Православной Церкви с Президентом Республики Албания Илиром Метой и Премьер-министром Эди Рамой.
В завершение визита Патриарх Кирилл посетил монастырь святого Власия и Свято-Воскресенскую духовную академию Албанской Православной Церкви в Дурресе.
По сообщениям информагентств


Церковь и культура
БИБЛИЯ СЕМЬИ ЛАЖЕЧНИКОВЫХ

Библия Лажечниковых

21 апреля в «Усадьбе купцов Лажечниковых» в рамках программы «История семейного наследия» была представлена семейная реликвия Лажечниковых – Елизаветинская Библия XVIII века.
Этот уникальный экземпляр Славянской Библии несколько лет назад передали в дар музею потомки И.И.Лажечникова – первого русского романиста. А сохранила её для нас дочь писателя – благочестивая христианка Евдокия Ивановна.
Об истории книги, которая передавалась из поколения в поколение в семье писателя, рассказала научный сотрудник музея Софья Юрьевна Буловацкая.
Замечательную музыкальную атмосферу создавали выступления учеников и преподавателя Детской школы искусств «Лира» из города Воскресенск.
На встрече выступил клирик Успенского собора г. Коломны, выпускающий редактор газеты «Благовестник» протоиерей Игорь Бычков. Он рассказал о духовном значении Библии и сделал исторический обзор переводов Священного Писания на церковно-славянский язык.
Особое внимание отец Игорь уделил изданию славянской Библии 1762 года, представленному ныне в экспозиции усадьбы. Каждая книга Ветхого Завета предваряется здесь особой гравюрой. В Библию вклеена замечательная цветная карта Святой Земли. В тексте не раз встречаются выделения и небольшие пометки, сделанные рукой читателей. Например, подчеркнуты последовательно все «дни творения». В других местах не раз подписано: «Утешение в скорбях».
Святитель Московский Филарет назвал Елизаветинскую Библию «Священнейшей книгой всего христианского славянства». И знаменательно, что сохранила её для нас семья писателя Ивана Ивановича Лажечникова.
И.АЛЕКСАНДРОВ


ПАСХАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ

Греческий хор

Уже в семнадцатый раз по земле Московии в светлые и радостные пасхальные дни проходит грандиозный музыкальный фестиваль под руководством Валерия Гергиева при поддержке Русской Православной Церкви.
В этом году сотрудники «Благовестника» побывали на трёх хоровых концертах.
Первый состоялся в субботний день 14 апреля в Михаило-Архангельском храме нашего города.
Коломенцы принимали детский хор святых Кирилла и Мефодия из замечательного греческого города Салоники. Художественный руководитель и дирижёр – Мария Эмма Мелигополу.
Хор на самом деле оказался не детским, а молодёжным. В нём более тридцати девушек (альты и сопрано). Теноров нет совсем, зато есть девять юношей-баритонов, голоса которых придают звучанию хора приятную «бархатную» окраску.
Поют молодые певцы с родины Кирилла и Мефодия в европейской манере, хорошо поставленными голосами. Представленная коллективом программа была интересна и разнообразна. К сожалению, византийских песнопений они исполнили гораздо меньше, чем западно-европейских, но вся музыка была духовной. Слушатели по достоинству оценили мастерство хора и его дирижёра. Запомнилось песнопение, посвящённое святым просветителям славян. Многолетие греки исполнили на славянском. А начали концерт и закончили (на «бис») бессмертным пасхальным тропарем «Христос Анести».
*****

Гости из города на Неве

В понедельник 16 апреля праздник хоровой музыки пришёл в Егорьевск. В соборе святого Александра Невского выступил хор мальчиков хорового училища имени М.И.Глинки из Санкт-Петербурга, художественный руководитель и дирижёр заслуженный артист России Владимир Беглецов.
Нельзя не сказать об истории создания хорового училища. Это старейшее профессиональное учебное заведение России. Его истоки находятся в 1479 году(!), когда при Хоре Государевых певчих дьяков появился Хор малолетних певчих. С 1703 года судьба этого необыкновенного коллектива навсегда оказалась связанной с градом Петровым. Училище все годы своего существования играло ключевую роль в подготовке музыкантов и формировании русской музыкальной культуры. Высочайший исполнительский уровень хора обеспечен превосходной системой обучения и воспитания.
В этом смогли убедиться все пришедшие на концерт.
Сначала прозвучали духовные произведения русских композиторов Павла Чеснокова и Сергея Рахманинова – песнопения Литургии святого Иоанна Златоуста. Думается, никогда ещё под сводами Александро-Невского собора не лилась настолько эмоционально возвышенная и полная такого исполнительского совершенства молитва. Хрустально-чистое, зависающее в воздухе РР, чистейшее многоголосие, чёткая дикция и ясное произношение, многообразие динамики от почти полной тишины до наполненной, объёмной, некрикливой громкости! Все «Аминь» – просто восхитительные – истаивающие! Невозможно оторваться, душа стремится к этому вдохновенному, непередаваемому словами совершенству!
Далее прозвучало произведение Георгия Свиридова на слова Александра Пушкина «Зорю бьют… из рук моих». Оно очень непросто для исполнения. И тем радостнее было не разочароваться в воплощении замысла композитора юными мальчиками.
Большое внимание коллектив уделил русским народным песням. Прозвучали: «На горе то калина», «Вечерний звон», «Веники», «12 разбойников», «На горушке на горе» и «Подмосковные вечера» Василия Соловьёва-Седова. И опять удивили исполнители: почти в каждом произведении – солисты, прекрасные независимо от возраста (будь то мальчики-сопрано или юноши басы, тенора), потрясающая кантилена, смена штрихов и динамики, чёткая дикция в очень быстром темпе, или непрерывное цепное дыхание. А ещё – вся концертная программа исполнялась а сарреllа, без сопровождения.
За этим восхитительным совершенством стоит огромная, кропотливая, ежедневная, вдумчивая работа. И надо поклониться педагогам училища, хормейстерам и лично Владимиру Беглецову, который не только художественный руководитель хора мальчиков, но с 2014 года – директор училища, а кроме того – художественный руководитель Концертного хора Санкт-Петербурга.
*****

Новосибирская капелла

В четверг 26 апреля в Иоанно-Предтеченском соборе Зарайского Кремля встречали Новосибирскую хоровую капеллу под управлением народного артиста России Игоря Юдина.
Капелла в столице Сибири выросла из созданного в 1981 году Камерного хора. До 1986 года его возглавлял заслуженный деятель искусств России Борис Певзнер. С 1986 года коллективом руководит Игорь Юдин. В 2016 году хор переименован в Капеллу, что позволило увеличить количественный состав, расширить его исполнительские возможности.
Творческие интересы коллектива простираются от древних распевов до современных композиций различных стилистических направлений. В репертуаре есть фольклорные, духовные, классические, песенно-романсовые и джазовые программы. Многие российские композиторы писали свои сочинения специально для этого хора.
В Зарайске капелла исполнила программу из духовных произведений русских, советских и современных новосибирских композиторов. Прозвучали: концерт № 34 Дмитрия Бортнянского «Да воскреснет Бог»; его же фрагмент духовного концерта «Тебе Бога хвалим»; фрагмент «Литургии святого Иоанна Златоуста» Петра Чайковского; «О Пресладкий и Всещедрый Иисусе» и «Матерь Божия» из хорового цикла Павла Чеснокова «Во дни брани»; его же «Ангел вопияше»; фрагмент из «Всенощного бдения» и «Тебе поем» Сергея Рахманинова; два хора Георгия Свиридова «Любовь святая» и «Помилуй нас, Господи»; «Отче наш» из цикла «Три молитвенных песнопения» Альфреда Шнитке и два произведения Новосибирских композиторов: Аскольда Мурова «Достойно есть» и Юрия Юкечева «Хорал».
За дирижёрским пультом – главный дирижёр капеллы Игорь Юдин и заслуженная артистка России Светлана Болгова.
Отметим высокий профессиональный уровень исполнителей и дирижёров. Вся программа исполнялась а сарреllа. Слушатели в полной мере смогли насладиться звучанием большого хора смешанного состава, услышать каждую партию, её тембровую окраску, почувствовать красоту лёгких, трепетных и подвижных сопрано, нерв возвышенно-отрешённых теноров, виолончельную красоту альтов, устойчивую степенность баритонов и басов и запредельную глубину октавистов.
*****
В этом году мы услышали три хора, три разных по составу, по возрасту, по исполнительскому мастерству коллектива. У каждого свой почерк, своё лицо, своя индивидуальность. Хочется пожелать им новых творческих достижений, а нам – новых прекрасных музыкальных встреч.
Ольга КОРОЛЁВА


 Жизнь с Богом
СЕСТРА ВО ХРИСТЕ ЛЮДМИЛА

На встрече с читателями «Благовестника». Начало 1990-х.

Окончился земной путь Людмилы Павловны Рябовой.
Мои первые впечатления о ней – ещё школьные. К нам в девятый класс пришла молодая учительница географии. Замечательные уроки, глубокая заинтересованность в работе. Но поразила она меня своей добротой.
Мы подружились. Потом, после рождения сына, она перешла на другую работу…
Более тесное общение у нас началось, когда много лет спустя встретились в храме.
Людмила Павловна вела настоящую подвижническую жизнь. Постоянно пребывала в молитве, преподавала в воскресной школе, была активисткой православного братства Дмитрия Донского, преданной читательницей газеты «Благовестник».
Она стояла у истоков создания в нашем городе общины трезвости – одной из первых в Подмосковье. Ходили с лекциями по предприятиям, совершали паломнические поездки, по вторникам собирались в Богоявленском храме на молебен с акафистом Божией Матери пред её иконой «Неупиваемая Чаша».
Много лет Людмила Павловна несла тепло своей души тем, кто в нём особенно нуждается, – детям-инвалидам в интернатах. Для нескольких ребятишек она стала крестной матерью.
Будучи человеком глубоко духовным, постоянно наставляла что прочитать, как молиться, как поступать. С ней почти обо всём можно было посоветоваться и быть уверенной, что за пределы ничего не выйдет.
Будучи весьма ограниченной в средствах, она находила возможность помогать людям и материально. Её девизом были слова: «Думай только о спасении своей души!»
В последние годы очень тяжело болела, но не унывала…
Преставилась Людмила Павловна 6 апреля в Страстную Пятницу, на семьдесят седьмом году жизни.
А в первый день Светлой седмицы в Тихвинский храм проститься с ней пришли четыре священника, многие братья и сестры.
Отпевали матушку Людмилу по пасхальному чину. И было ощущение, что смерти нет, есть жизнь бесконечная!
Таисия ПОСКАКАРИНА


Страницы истории
СИМВОЛИКА ДРЕВНЕЙ КОЛОМНЫ

Когда цветут сады

Ещё князь Евгений Трубецкой в своём классическом очерке «Умозрение в красках» поставил под сомнение вопрос о «философской бедности» средневековой Руси. Наша древняя иконопись явилась тем «практическим богословием», которое для познания Бога значит куда больше, чем самые обширные католические трактаты.
Эту идею развивал отец Павел Флоренский («Православное богослужение как синтез искусств»). Но разве духовная символика охватывает только внутреннее пространство храма?
В этих заметках мы попробуем доказать, что средневековая русская архитектура была проникнута православным богомыслием не менее, чем иконопись. Возьмём за основу древнюю Коломну, которая и сегодня остаётся важным духовным центром Подмосковья.
В эпоху Просвещения старинная радиально-кольцевая планировка Коломны была заменена регулярной. Однако следы изначального плана можно реконструировать. Некогда в строении города зримо прослеживались две архитектурно-планировочных оси, которые можно условно назвать Спасским и Богородичным путём.
СПАССКИЙ ПУТЬ
Начнём с более старшего направления, ориентированного на восток-запад.
Если идти в Коломну от Рязани со стороны Оки, то взору открывается прежде всего Старо-Голутвин Богоявленский монастырь. Обитель была основана во второй половине XIV века (между 1374 и 1385 годами). И она была духовно связана со старшим монастырём – Спасо-Преображенским, центром архимандритии, «богомольем великого князя», расположенным прямо напротив кремля. Здесь можно увидеть их смысловую связь – от Богоявления, когда Спаситель вышел на проповедь, к Преображению, когда Христос явился во славе своим ученикам перед крестными страданиями.
Характерно, что у Святых врат Преображенского монастыря находилась церковь Происхождения Честных Древ (изнесения, выноса частиц Святого Креста). Позднее эта Спасская символика была усилена сооружением надвратной церкви во имя Нерукотворного Образа.
Дальше лежал путь в кремль – по мостовой к главным Спасским (Пятницким) воротам, увенчанным иконой благословляющего Христа в рост.
А за воротами священного кремля находилась развилка, от которой расходились две улицы: направо – к дворцу великого князя, налево – к дворцу епископа Коломенского. В XVIII столетии на месте этой развилки выстроили церковь Воздвижения Креста Господня. А в конце несохранившейся улицы сияла дворцовая великокняжеская церковь Воскресения Христова.
Итак, прослеживается духовная связь: от Крещения к Преображению, и через торжественный вход в Город и Крест – к пасхальной радости Воскресения. Сложно предположить, что возникновение нескольких посвящённых Христу престолов на одной оси – случайность.
БОГОРОДИЧНЫЙ ПУТЬ
Вторая архитектурно-планировочная ось расположена на линии север-юг. Начинается она с Богородице-Рождественского Бобренева монастыря, стоящего за Москвой-рекой на дороге, ведшей из Владимира в Коломну. По преданию, обитель основана как памятник Куликовской победы в 1381 году.
Белокаменный храм Бобренева прекрасно сочетался с Успенским собором, выстроенным в Коломенском кремле несколько ранее (1378-82 гг.). Словно две евангельских жемчужины, они освящали простор Бобреневского поля, превращая его в единое молитвенное пространство.
Но при этом выстроилась и смысловая нить: от Рождества Богородицы – к Успению. При Иване Грозном этот путь был усилен. В память присоединения Казани царь в 1552 году южнее собора заложил Успенский Брусенский монастырь с прекрасной шатровой церковью. Так три памятника, основанные в честь воинских побед (битва на Воже, Донская битва, взятие Казани), выстроились в единую дорогу, соотнесённую с жизненным путём Пречистой – от Её Рождества к Успению.
СИМФОНИЯ
Два пути, Спасский и Богородичный, пересекались на Соборной площади Коломенского кремля, которая также отличалась своей ярко выраженной символической структурой.
В центре её находился кафедральный Успенский собор, который был не только воинским памятником, но и знаком державности. Успенский собор Владимира имел второй престол – в честь св. Димитрия Солунского. Москва унаследовала сочетание таких же престолов в своём Кремле. И Коломна, которая имела в Московском княжестве XIV – начала XVI веков исключительно важное положение, став своего рода «соцарственным градом», также повторила ту же символику. Надо заметить, что она была особенно близка Донскому: Димитрий Солунский был соимённым князю святым. Иногда Успенский храм Коломны называли Донским – по чудотворному образу Богородицы, который здесь хранился.
Собор, как, впрочем, любой православный храм, был насыщен архитектурной символикой. Прежде всего замечались троические сочетания: три главы, три входа… Но нас в данном случае интересует место святыни в общем плане кремля.
Кафедра занимала центр площади. Слева от собора, к северу, находился дворец великого князя. Справа, к югу, располагался дворец епископа Коломенского. Гармония усиливалась домовыми церквями дворцов. В княжеской резиденции это был уже упомянутый храм Воскресения, в епископской – Покровский. Они располагались как раз напротив друг друга, имея между собой Успение.
После Смуты деревянный дворец великого князя и царя Московского был утрачен, осталась лишь каменная церковь Воскресения Словущего, ставшая приходской. А двор епископа на рубеже XVII-XVIII веков перевели в камень. При этом покровский престол переместили в другую часть ансамбля, а прежнюю церковь переделали в служебные покои. Сегодня здесь находится настоятельский корпус Троицкого Ново-Голутвина монастыря.
Однако и сейчас мы можем мысленным взором восстановить прежнюю гармонию. В ней воплощалась древняя константинопольская идея Симфонии – согласия двух властей: светской и церковной.
Нелишне отметить, что двухчастное строение площади сохраняется и поныне, даже после утраты царского дворца. К северу от собора находится величественная шатровая Соборная колокольня, а к югу – звонница Ново-Голутвина монастыря (Коломенская епархия была упразднена в 1799 году. При этом в пустующую резиденцию владыки перевели братию старого Голутвина монастыря. А Коломна стала вторым кафедральным городом Московской епархии).
НЕБЕСНЫЙ ГРАД
Каменный кремль, выстроенный в 1525-31 годах, представляет собой многоугольник, близкий к овалу. Снаружи этого каменного кольца находилось священное кольцо храмов, многие из которых имели воинское, охранительное посвящение. Это церковь Бориса и Глеба в Запрудах, храм Михаила Архангела и Сил бесплотных, Никольская церковь, в которой хранилось изваяние святителя с мечом и градом, храм Покрова-на-Посаде… По окрестным святыням назывались большею частью и кремлёвские башни. Два кольца как бы зеркально отражались друг в друге.
Очень вероятно, что все проездные башни были украшены иконами. Для нас особенно важны основные ворота: Пятницкие и Ивановские. Главный, царский въезд – Спасские-Пятницкие ворота. Икона Спасителя, по константинопольской традиции, благословляла входящих в город, образ Богородицы на внутренней стороне благословлял на выход.
Другие врата посвящались Иоанну Богослову. Снаружи располагалась икона Апостола, диктующего Евангелие. А внутри возвышалось таинственное изображение, обращённое к храму Богослова, который тогда находился за кольцом стен. Это резное белокаменное изваяние, изображающее старца Иоанна, предстоящего Божией Матери с Младенцем. В руках Апостола книга, возможно – Апокалипсис.
Ныне этот редчайший средневековый образ находится в новом Богословском храме, который в XVIII-XIX веках был выстроен уже перед входом в кремль. Ворота в 1840-е годы, к сожалению, разобрали, а икону перенесли в церковь. Святыня и по сию пору находится там, правда, сильно повреждённая в безбожные времена.
Какие воспоминания должны были родиться в душе средневекового русского человека, когда он останавливался перед вратами, чтобы совершить крестное знамение?
Конечно, эти мысли отсылали его к идее Иерусалима, с которым в старину ассоциировалась любая крепость. Тем более это впечатление усиливалось при созерцании автора Откровения. Конечно, замысел древних строителей не был до конца ясен для каждого. Но, думается, что многие наши предки подспудно чувствовали, что священные здания поставлены не «случайно», что монастыри и храмы Коломны находятся между собой в некоем молитвенном согласии.
*****
Сегодня Коломна – кафедральный город Московской епархии, её своего рода церковная столица. И нам тем более важно слышать евангельский глагол, запечатлённый в каменной иконе города, постигать тайный смысл его архитектуры…
Роман СЛАВАЦКИЙ


Церковь и общество
«КЕМЕРОВО, МЫ С ТОБОЙ!»

Памятный концерт

В истории каждой страны бывают не только триумфы, победы и юбилеи, но и трагические моменты. 3 мая исполнилось сорок дней со дня страшной беды в Кемерово, беды, которая вошла в наши сердца. В этот день в православных храмах совершались поминовения погибших при пожаре.
4 мая в ДК «Цементник» прошёл памятный концерт «Кемерово, мы с тобой!». Его инициатором стал «Центр развития культуры и искусств «Дарование» при поддержке Управления по культуре и туризму администрации Коломенского городского округа.
В фойе располагалась выставка рисунков учащихся Детской художественной школы им. М.Абакумова.
К пришедшим почтить память погибших в кемеровской трагедии обратился настоятель Покровской церкви протоиерей Сергий Федченко. Он отметил, что в Священном Писании Господь предупреждал: «Невозможно не прийти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят» (Лк.17,1). Многих трагедий можно было бы избежать, если бы мы имели в себе настоящую любовь, побуждающую нас не быть равнодушными, быть внимательнее друг к другу, проявлять деятельное сочувствие и сострадание. Такая любовь – дар, который надо испрашивать у Бога. Отец Сергий напомнил евангельские слова Христа: «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение» (Мк.14,38). Закончил священник своё обращение афоризмом: «Где поют, там смело оставайся: злые люди песен не поют».
В концерте приняли участие коломенские певцы: Алена Лунич, Ирина Ильина, Константин Карачаевцев, Ирина Ключникова, вокальный ансамбль «Голоса Коломны», артисты Коломенской филармонии Юрий Иванов и София Долганова, а также музыканты: Феодор Федченко, Герман Федченко, Захар Зеленов и Елена Ведерникова.
Хореографические выступления представили солистка балетной студии «Грация» София Минаева, коллектив оригинального жанра «Синеглазки» (рук. Светлана Воробьева), Вероника Ильина и Сергей Облезнев (МБУ СК «Лидер»). Наталья Мосийчук поделилась воспоминаниями о тех, кто помогал спасать людей из огня.
Почтить память погибших собрался почти полный зал – коломенцы сопереживают и присоединяются к Всероссийской акции памяти «Кемерово, мы с тобой!»
Светлана ФЕДЧЕНКО


Духовное чтение
ЧЕСТЬ ИМЕЮ

На Москве-реке

Мне было тогда около двенадцати лет. Проводил лето у бабушки в Запрудах. Это пригород Коломны. Одноэтажные дома с фруктовыми садами, рядом Коломенка, впадающая в Москва-реку. Много мальчишек-сверстников. За мной особенно никто не следил. Требовалось только вовремя приходить на обед и ужин. Был ещё один строгий запрет – не купаться на «пьяной луке».
Напротив Запрудов Москва-река делает крутой изгиб. Течение там очень быстрое, много водоворотов. Каждый сезон там тонули несколько человек, чаще – пьяные. Даже чужие взрослые гнали оттуда мальчишек. Опасное место. Вот оно-то и называлось «пьяной лукой».
Под конец лета приехал из Германии в отпуск мой дядя – офицер. Пригласил он погостить своего друга и сослуживца Степана. Тот был высокий, статный, атлетически сложённый, с красивым волевым лицом. Волосы волнистые, русые, глаза голубые. Родом оказался из Сибири. Воспитывался  в детском доме, и никого из близких у него не было, наверное, поэтому он к нам и потянулся.
Почувствовали мы, мальчишки, что-то в нём родное, близкое. Всех он помнил по имени, в карманах у него всегда были для нас какие-нибудь гостинцы. Играл  с нами в мальчишеские игры, ловил корзиной вьюнов в Коломенке. Родители разрешали нам даже в Москва-реке купаться со Степаном. В нём самом как бы проснулось детство. А было ему, наверное, лет 25.
Особенно нравилось, когда он устраивал «карусель». Степан разводил руки в стороны, мы по несколько человек висли на них, а он начинал быстро кружиться. Кружился до тех пор, пока мы не падали на землю.
Лежало на берегу здоровенное бревно. Мы часто на нём собирались. Любил на нём помечтать и Степан. Смотрел он на воду и, наверное, вспоминал какую-нибудь родную сибирскую Обь или Ангару. Тогда мы ему не мешали и молча сидели рядом. Иногда  Степан пел, да  так, как и по радио не услышишь. Голос у него раскатистый, звучный и в то же время бархатистый. Казалось, что пел он не горлом, а сердцем или душой своей.
А вот как к нему пришла любовь, мы проглядели. Вечерами Степан с дядей уходили в город. Как-то он взял соседский мотоцикл и предложил мне с ним покататься. Приехали на непецинские луга. Красота неописуемая. Цветов – море. Оказывается, они-то ему и понадобились.
В этот вечер ушёл Степан в город в наглаженной форме с букетом. Поняли мы, что в нашу дружбу вмешалось что-то очень серьёзное, важное… Вскоре солнечным утром мы одни собрались пойти на реку, но всё-таки посматривали, вдруг появится знакомая фигура Степана. И он появился. Лихо подкатил на мотоцикле  и сказал, что через полчаса вместе пойдём.
Вскоре Степан вернулся, но не один.  Тогда у мальчишек эталоном женской красоты была Джейн из фильма «Тарзан», но эта девушка – несравненно лучше. Загорелая блондинка с роскошными вьющимися волосами, большими васильковыми глазами, с распахнутыми пушистыми ресницами, статная и в то же время воздушная, она сразила наши сердца. В своём голубом с цветочками платье она была, как полевая бабочка.
– Это моя Лена! – Степан подвёл её к нам. С каждым поздоровалась за руку, держалась запросто. А потом весело воскликнула: «Мы же купаться собрались! Давайте наперегонки!»
Плескались, брызгались, играли в догонялки. Лена причёски не берегла, тоже ныряла и даже задорно визжала. Степан  веселился с нами, но строго присматривал, чтобы от берега никто не отплыл. Потом сидели на берегу, разговаривали.
Вдруг Лена как засмеётся: «Стёпа! Ты же с часами искупался!» «Как же я так! – немного огорчился тот. – Ничего сейчас на солнце высохнут. Это подарок друзей». Мы их внимательно рассмотрели: марки «Победа», на чёрном ремешке, а на задней крышке выгравировано: «Степану от друзей! 1950 год». Перочинным ножиком он раскрыл часы, достал механизм и положил сушиться. Потом посмотрел на нас: «Что-то вы грустные сидите! А я вот сейчас вам мастерский заплыв покажу!»
–  Это как? – закричали мы и вскочили.
Поднялся и Степан, подошёл к кромке воды, прикинул расстояние до другого берега. Обернулся к нам: «За лето до восьмисот не разучились считать? Как нырну, так начинайте, а я туда и обратно!»
Встревожилась Лена, обнял он её ласково за плечи: «Не волнуйся! Это не опасно!» – и нырнул. Когда вынырнул, то действительно показал класс. Он плыл стремительно, как торпеда. Вокруг крутилась в водоворотах вода, но она ему не мешала. Никто не слышал и не видел, чтобы кто-то в этом месте переплывал Москву-реку. Мы стояли вместе, держались за руки и громко хором считали.
Успел вовремя Степан. Когда он выходил из воды, мы бросились к нему, обнимали, чуть не плакали от радости, что  живой, да ещё в срок вернулся. А он, чуть задыхаясь, уже расставил руки для «карусели».
Когда оделись, Степа и Лена сели  на бревно, взялись за руки и запели «На крылечке вдвоём». Казалось, что нет большего счастья –  вот так сидеть рядом, держась за руки, с любимым человеком, смотреть друг другу в глаза и петь о любви.
Когда уходили с реки, Степан обратил внимание на лодки, привязанные цепями и закрытые на замок. Поинтересовался, можно ли у хозяев спросить ключ и покататься. Кто-то из наших пообещал помочь.
Степана с Леной провожали до самого трамвая. Назавтра у Лены был последний экзамен. По дороге домой радовались за них. Между прочим, почти все для себя решили поступать в местное артиллерийское училище.
Когда вернулись, всей компанией пошли на ближайший луг. Набрали целый букет. На ночь цветы поставили в ведро с водой.
Утром надели лучшее и двинулись к институту. Букет несли по очереди. Перед зданием института собралось много молодёжи – студентов. Нарядные, весёлые и радостные, они оживлённо переговаривались. Одни входили, другие выходили. Двери постоянно хлопали. Вдруг выбежала улыбающаяся Лена. Её окружили сокурсники. Пора, решили мы.
Самый старший из нас – семиклассник, весь красный от волнения, подобрался к Лене и, не поднимая глаз, молча сунул ей букет и быстрей назад.
Мы стояли на лавке у жилого дома напротив и всё видели. Раздвигая студентов широкими плечами, в парадном мундире к Лене пробирался Степан, а она, увидев его, сама рванулась навстречу. Он обнял и поцеловал её. В руках у Лены было уже два букета. Она ему что-то сказала. Степан поднялся на ступеньку, огляделся и, увидев нас, помахал рукой. Когда они подошли, Лена бросилась обнимать нас, некоторых даже поцеловала, а Степан стоял и как-то  необычно серьёзно на нас смотрел. Потом подошёл и крепко каждому пожал руку: «Спасибо! А, впрочем, что это я!» Он вытянул руки по швам и торжественно произнёс: «Благодарю за службу!»
Пока  расспрашивали Лену как прошёл экзамен, он куда-то уходил, а вернулся с коробкой мороженого. Каждому досталось по два брикета. Видно, хотелось им побыть вдвоём, и мы это поняли. Дошли они до поворота, повернулись и помахали нам руками. Мог ли я тогда подумать, что вижу Степана последний раз.
На следующий день меня отправили в пионерский лагерь. А через две недели на родительский день я услышал от отца страшную весть. Степан, как и хотел, получил ключи от лодки. Вечерами они с Леной катались вдоль берега. В то время колёсные пароходы таскали на буксире за собой баржи. Их соединял трос метров пятидесяти длиной. Он висел над водой на высоте метра, может, чуть выше. Величественное это было зрелище, даже страшное. Когда надвигалась громада баржи, с тяжким шумом подламывая под себя волны своим тупым носом, казалось, что ничего не может противостоять этой мощи, всё сломает, всё задавит, всё подомнёт под себя.
Эта трагедия случилась вечером. На другом берегу гуляла женщина с ребёнком лет четырёх. Берег тот обрывистый, высокий, и вода сразу под ним. Показался пароход с баржей. Степан в этот раз держался ближе к середине, видно, хотел с Леной на волнах покачаться.
Пароход уже в метрах  пятидесяти от них был, когда на том берегу мальчик с обрыва в воду упал. Степан  услышал. Развернулся и хотел перед пароходом проскочить, но, видно, понял, что не успеет. Прошёл пароход. Мать в крике заходится, старается к воде спуститься, а мальчика отливом уже в глубину понесло.
Степан и принял решение. Не мог он иначе поступить, видя, как ребёнок погибает.
Пароход отчаянно гудел, видела команда всю картину. Да остановиться нельзя  –сильное течение, поворот, снесёт на берег. Когда  Степан поравнялся с серединой троса, могучими  гребками рванул лодку под него, чтобы переплыть  на другую сторону. Он так сильно грёб, что сломалась лопасть одного весла. Теперь  не мог он вырваться из кильватерной струи парохода. Закрутило лодку, и потащила её клокочущая вода  под смертельно надвигающийся нос баржи.
Понял  Степан, что вдвоём не спастись. Схватил он Лену, поднял на вытянутых руках и изо всех сил бросил  из-под баржи. Сам не успел. Лену спасли рыбаки, которые её откачали. Ребёнок  утонул, нашли его в тот же день. Степана искали неделю. Спасатели, водолазы, милиция, местные жители, но так и не нашли.
Скорбь была в Запрудах. Запомнился людям Степан. Полюбили они его за широкую, удалую натуру, за бесконечную доброту к людям и детям, за героическое мужество в последний момент его жизни.
В сентябре того трагического года на учительский стол легло много сочинений на тему: «Как я провёл лето», где главным героем был советский офицер Степан. Он из тех, у кого было право на слова: «Честь имею!»
*****
Прошло десять  лет. Я получил диплом об окончании института. Гуляя по улицам родного города, прощался с ним, мечтая о будущем, как вдруг неожиданно был возвращён в своё детство. Ко мне навстречу шла Лена, ведя за руку уменьшенную копию Степана.
От растерянности я даже прошёл мимо них. Только потом, обернувшись,  позвал её. Уже рядом Лена внимательно меня рассматривала. Узнала, заплакала и обняла меня. А когда отстранилась, то всё разглядывала, как бы уходя в прошлое.
– Ты совсем не изменился, только повзрослел.  Всё как будто недавно случилось. Саша! –  она обратилась к мальчику. – Этот молодой человек знал твоего папу.
Из-под соломенной пряди волос на меня глядели глаза Степана, только без искорки смешинки, как у него, а внимательно и испытующе.
– Ты, может, что-нибудь вспомнишь? – попросила Лена.
От волнения я замешкался. Но потом рассказал всё, что помнил и пережил в то время. Саша неожиданно положил свою руку на мою, так и слушал…
– А мы ведь с мамой папку нашли! – мальчик как-то выпрямился и гордо посмотрел на меня.
Я оторопел: «Как это нашли?»
– Да, нашли мы с Сашей Степана… От того страшного вечера на реке врезался мне в память  последний крик Стёпы: «Береги!…» В больнице мы в одной палате с матерью утопшего мальчика оказались. Я как в забытьи была, кололи нам успокаивающее. А как пришли в себя, сидели мы вместе, плакали и корили себя. Вдруг подходит к нам старушка-нянечка: «Смотрю на вас, девоньки, и думаю – ведь лекарство вам не поможет. Надо к Богу обратиться. Пойдите в церковь, покайтесь, помолитесь за своих, ведь их отпеть надо».
Вскоре выписали меня. Мама, подруги утешали, жалели. Диплом получила, в школу учительницей распределили. Но боль душевная осталась. Через  некоторое время почувствовала я, что у меня ребёнок будет. У нас ведь заявление в ЗАГС лежало. Тогда-то поняла, что означало это прощальное Степана: «Береги!…» Думал он, что ребёнок у нас будет…
На глазах у Лены появились слёзы. Саша подошёл, пересел к матери, обнял её: «Мама, не плачь, ведь я у тебя есть».
– Я ведь комсомолкой была, но слова старушки-санитарки запомнила. С детства крещёная, а крест не носила. Пошла я в церковь, одна она тогда действовала. Никого нет, ходит старушка в чёрном. Я к ней, рассказала про свою беду. Позвала она священника. Он седой, старенький такой. Подошёл и говорит мне: «Ты ведь в церковь не ходишь, а  раз уж пришла, то пусть вместо разговора у тебя исповедь будет».
Поведала я ему всё, что на душе было, самое сокровенное. Отпустил мне грехи, а потом сказал: «Воина отпеть надо. Ведь геройски погиб, спасая ребёнка и тебя, вроде как «за други своя». А ребёнка крести обязательно и сама крест носи, хоть и учительница.
Отпел он Степана. Были только я и мама.
– Легче у меня на сердце стало, и впервые после гибели Степана вздохнула полной грудью, а то ведь вполдыхания жила. Стала работать учительницей, полюбила свою профессию, помнила, как Стёпа детей любил. Родился, как и надеялась, мальчик. Назвала его Сашей, как того погибшего ребёнка. Вырастила. Он у меня весь в Степана. В церковь хожу, молюсь за любимого, за сына, за себя грешную. Не покидали меня мысль и надежда, что вдруг какая весть о Стёпе придёт. Саша тоже ждал и верил.
Лена поцеловала сына, а он поторопил её: «Мама! Ты расскажи, как мы папу нашли!» Она покрепче прижала его к себе: «Три года назад поехала наша школа в Константиново, в музей Есенина. Я Сашу с собой взяла. После экскурсии пошли мы по берегу Оки погулять, а там ещё полевая клубника росла.
И вот видим прямо над обрывом крест стоит большой. Подошли, смотрим, а на табличке только имя «Степан» и дата – 1953 год. Я на мгновение как сознание потеряла – вот и встретились…
«Сынок, – говорю Саше, – Мы вроде папу нашли.» Он как вскочит, крест обнял и плакать: «Папа, папа!»
В это время снизу поднимается мужчина с вёслами.
– Не знаете, кто здесь похоронен?
– Как не знать, сам крест ставил. Только это не могила, крест памятный…   Я ведь здесь бакенщиком работаю. Десять лет назад это случилось. Вечером бакен зажёг, причалил к берегу, а он здесь и лежит. Милицию вызвал. Осмотрели – документов нет, только часы на руке. Как сейчас помню –  «Победа», а сзади надпись: «Степану от друзей. 1950.»
Обняла я сына: «Саша, твой папа нашёлся», а бакенщику говорю: «Это мой муж!» Впервые я Степана мужем назвала. «Где же его похоронили?» «Вот этого я не знаю. Тело в Рязань увезли».
Я сказала, что мы из Коломны. Он и предположил, что тело зацепилось за руль баржи или ещё за что, поэтому здесь и оказалось.
*****
Пришла пора прощаться. Мы обнялись, она пожелала мне счастья и незаметно для окружающих перекрестила. Я протянул Саше руку. Он неожиданно  по-мужски крепко пожал её, серьёзно и твёрдо сказал: «Я буду офицером, как мой папа!» У меня и сомнений не было, когда глядел им вслед. Они шли рядом: преданность и сыновняя любовь. Несомненно, придёт время, когда Саша поднесёт руку под козырёк офицерской фуражки и заслуженно скажет: «Честь имею!»
Михаил СТРАХОВ 


История коломенских храмов
ВОЗРОДИМ СВЯТЫНЮ!

Воскресенская церковь

Все церкви Коломны являются памятниками истории и архитектуры, но храм Воскресения Словущего уникален.
Храм имеет древнюю историю. 18 января 1366 года в нём венчались святой благоверный князь Димитрий Донской и святая княгиня Евдокия (в иночестве Евфросиния) Московская. В то время Воскресенский храм был домовой церковью великокняжеской резиденции в Коломне. Здесь находились древние образы «Воскресение – Сошествие во ад» XIV века и «Троица» XV века, ныне хранящиеся в Третьяковской галерее, в ризнице было большое собрание рукописей.
В настоящее время большинство храмов города восстановлено. Пришло время обратить наше особое внимание на церковь Воскресения в Коломенском кремле.
Часто храмы строились сообща – «всем миром». Именно всеобщее участие позволяло жителям Коломны созидать эти святыни. Они сохранились до наших дней  и стали нашим общим наследием.
В настоящее время самая большая утрата церкви – разрушенная в 1929 году колокольня. Общая стоимость воссоздания звонницы составляет 14,7 млн. рублей. В Коломне живут 143 578 человек. Если разделить стоимость работ на количество жителей, то получится чуть больше 100 рублей. Таким образом, если от имени каждого жителя будет пожертвовано на восстановление колокольни 100 рублей, то мы сможем возродить нашу национальную святыню. Это будет памятником потомкам, это будет достопримечательностью города, это будет вечным документом каждому жителю о совершении доброго дела!
Своё пожертвование на восстановление храма Воскресения Словущего вы можете передать в Успенский собор или в Тихвинскую церковь (Соборная площадь), в Благотворительный фонд «Коломенский кремль» (ул. Лажечникова, д. 5) и получить документ с печатью, подтверждающий факт пожертвования.
Самый простой способ пожертвовать на возрождение святыни –   отправить СМС со своего мобильного телефона на номер 3434. В сообщении напишите слово «князь» и через пробел – цифрами сумму пожертвования. Например, князь 100.
Бог Вам в помощь!


ТАИНСТВЕННЫЙ ОБРАЗ

Плакущая

В северном приделе храма Богоявления-в-Гончарах на правом столпе можно видеть большую икону Богоматери Плакущей. Дева Мария оплакивает своего умершего Сына… При каких обстоятельствах этот редкий образ оказался в гончарской церкви, и какие удивительные события связаны с ним?
СТРАСТНАЯ ЧАСОВНЯ
Почитание Богородицы Скорбящей имеет в Коломне свою историю. Была в Ямской слободе Страстная часовня, где хранились два чтимых резных образа. Особо почиталась Страстная икона Божией Матери. А рядом находилось изваяние Богородицы Плакущей.
Вот что сообщает об этом в 1920-х годах в своём историческом труде Ольга Булич.
«Особенно чтимой среди коломенского населения была Страстная Божья Матерь (часовня на Поповской улице). Суровостью веет от этого изваяния и соседнего с ним, изображающего сцену «положения во гроб» (так называемая «Плакущая Божья Матерь»). Материал обоих этих изваяний не мог быть вполне точно определён; весьма возможно, что им послужил камень».
Историк-краевед не совсем точно сопоставила «Плакущую» и образ «Положения во гроб». Вторая икона изображает нескольких святых, а в первой мы видим только Богородицу, держащую на коленях Тело умершего Сына. Касательно материала, из которого созданы иконы, можно с определённостью сказать, что «Страстная» выточена из дерева. Что до «Плакущей», то она, вполне возможно, была каменной. Когда в 20-е годы часовню у верующих отобрали, чтимую икону «Страстной» перенесли в храм Троицы-на-Репне. А «Плакущую» перенести не смогли. Может быть, это как раз объясняется материалом, из которого была создана икона…
По удивительному совпадению, когда Троицкий храм закрыли, «Страстную» снова спасли, перенеся в Богоявленскую церковь, которая оставалась действующей. Промыслом Божиим святыня оказалась в том же Харалампиевском приделе, где ещё раньше было помещено изображение Богоматери Плакущей. Так было восстановлено то же сочетание образов, что и в утраченной Страстной часовне.
Но как в Гончарах оказался образ Плакущей?
НАДПИСЬ
Справа вверху иконы помещено клеймо, в котором можно прочесть следующее:
«В царствование Благочестивейшего Государя Императора АЛЕКСАНДРА III в управление епархиею Высокопреосвященнейшим СЕРГИЕМ, митрополитом Московским и Коломенским, тщанием прихожан и усердных богомольцев писана сия святая икона с подлинной резной чудотворной иконы ПЛАЧ БОЖИЕЙ МАТЕРИ (или Плакущей), находящейся во храме села Горностаева Коломенского уезда, в благодарно-молитвенное воспоминание пребывания оной в сем Богоявленском храме от 2 по 24 октября 1893 г.»
Что же заставило гончарских прихожан и богоявленского старосту Петра Чуприкова просить о принесении чтимого образа из Горностаева в свой храм в октябре 1893-го? Для этого нужно обратиться к истории коломенской святыни.
ГОРНОСТАЕВСКИЙ ХРАМ
Церковь во имя Владимирской иконы Божией Матери, выстроенная на рубеже XVII-XVIII веков, была прекрасным памятником  «нарышкинского барокко». Пятиярусное столпообразное здание, покрытое узорчатой белокаменной и кирпичной резьбой, высилось над землёй подобно священной башне.
А главной святыней в этом храме стало изваяние Богоматери Плакущей. Судя по иконографии, это священное изображение было создано на рубеже XVIII-XIX столетий. Однако обстоятельства его появления в Горностаеве неизвестны. Мы можем лишь задумываться о том, кто был жертвователем в данном случае.
Зато сохранилось церковное предание о том, почему возникло сугубое почитание иконы.
Святыня начала мироточить – Богородица «заплакала». Причём это явление было настолько явным, что под образ ставили особый сосуд для сбора стекающих капель. Неизвестно, когда началось мироточение. В принципе, настоятель храма должен был бы в этом случае подать рапорт церковноначалию. Однако до сих пор документов такого рода в архивах не обнаружено.
Зато сохранились документы, косвенно связанные с чудесными событиями в коломенском селе. Слава о необычной иконе распространилась до такой степени, что число паломников значительно умножилось. Так возникла мысль о пристройке к холодному храму трапезной, дабы и прихожане, и приезжие богомольцы могли поклониться святыне и в летнее, и в зимнее время. Настоятель храма отец Клавдий Цветаев обратился в епархию за разрешением начать строительство. Оно было получено, и на средства благотворителей (прежде всего знаменитых коломенских уроженцев братьев Губониных) в 1878 году стройка началась. А 22 октября 1889 трапезная с приделами святого великомученика Никиты и Святителя Афанасия Патриарха Александрийского была освящена.
Прошло всего несколько лет, и чтимую икону по просьбе гончарских прихожан принесли на родину святителя Филарета. И можно быть уверенными, что не только слободские жители, но и сотни коломенцев пришли в Богоявленскую церковь, чтобы поклониться святыне и стать свидетелями необыкновенных явлений, происходящих от неё.
ОСЛЕПЛЕНИЕ
Впрочем, никакие знамения не смогли остановить эпидемию безверия, которая охватила Россию в начале ХХ столетия. Веками установленный духовный строй государства был ниспровергнут, и начались гонения на Церковь. Они усиливались с каждым годом. Особенно жестокие испытания обрушились в 1930-х.
Не избегла их и Владимирская церковь села Горностаева. По воспоминаниям старожилов, после закрытия храма в 1935 году красноармейцы вынесли все иконы, погрузили на машину и увезли неизвестно куда. Но спустя краткое время непостижимым образом икона оказалась в храме на прежнем месте!
Безбожники опять увезли её.
И снова таинственный образ вернулся в храм!
Тогда кощунники, глумясь, привязали икону к машине и уехали, волоком увозя святыню и разбивая её о землю. Не известна участь этих ослеплённых безумием людей, но вряд ли она была счастливой.
Летний храм взорвали; осталась лишь часть трапезной, в которой с трудом можно было разглядеть черты православной архитектуры…
ТАИНСТВЕННЫЙ СМЫСЛ
Сегодня остатки священного здания возвращены Церкви. В приделе возобновлены богослужения. А память о чтимой святыне сохраняется. Со списка, который ныне хранится в Богоявленском храме, сделан снимок и возвращён в село, где чтимая святыня находилась прежде.
А в Гончарной слободе по-прежнему сохраняется священная гармония, унаследованная от уничтоженной Страстной часовни: сочетание двух богородичных икон: «Страстной» и «Плакущей». И то, что «Плакущая» воспринята из Горностаева, лишь усиливает таинственный смысл события.
Хорошо, если бы наши читатели ещё раз пришли в Гончары и уже новым взором глянули на две иконы в северном приделе, духовная связь меж которыми раньше нами до конца не осознавалась.
Будем молиться и надеяться, что когда-нибудь по этому списку будет создана новая резная икона, которая вернётся в коломенское село, воплощая в себе память о Божественной благодати, которая некогда столь щедро изливалась на землю нашу!
Роман СЛАВАЦКИЙ


По святым местам
ПАЛОМНИЧЕСТВО ИЗ КОЛОМНЫ

Паломническая служба Коломны приглашает в поездки по святым местам!
Святая Земля. В любой программе на месте дополнительно оплачивается сбор в 45-50$.
1) С  проживанием в Иерусалиме в Горнем монастыре: 7 дней и 6 ночей.
Стоимость  500 $ + авиабилет и страховка.
Даты отправления: 12 мая; 25 мая; 11 июня; 3 июля; 14 августа; 22 августа; 15 сентября; 10 октября; 21 октября; 3 ноября, 18 ноября; 3 декабря. Группу сопровождает монахиня Горнего монастыря.
2) С проживанием в городской гостинице в Вифлееме:  6 ночей и 1 ночь Тверия или Назарет. Всего 8 дней и 7 ночей. Стоимость 50 000 руб. Вылет из Домодедово.
18 мая; 1 июня; 6 июля. Группу сопровождает священник.
Санкт-Петербург. Александро-Свирский монастырь.
2 дня + дорога. 6500 руб. + ж-д билет.
Выезд каждую пятницу на поезде из Москвы. В некоторые заезды возможна замена экскурсии по Санкт-Петербургу на экскурсию в Тихвин.

МАЙ
31 мая. Казань. Раифа. Свияжск.
3 дня + дорога.  8700 руб. + ж-д билет (4500 руб.).
В стоимость входит проживание в 2-местных номерах с удобствами в центре города, 2- разовое питание, 1 ужин с мастер-классом по приготовлению национального блюда, все экскурсии, автобус.

ИЮНЬ
9 июня. Грузия.
4 дня и 3 ночи. 33000 руб.
9 июня. Псков. Печоры. Камно. Изборск. Талабские острова.
В стоимость входит проживание в 2-3-местных номерах, 2-разовое питание, все переезды и экскурсии.
Следующие даты заезда: 21 июня; 5 июля; 19 июля; 9 августа; 25 августа; 6 сентября; 20 сентября; 11 октября.
11 июня. Годеново. Переславль-Залесский.
1500  руб.
22 июня. Дивеево. Арзамас.
3 дня. 3800 руб. (проезд, питание, ночлег).

ИЮЛЬ
1 июля. Рязань. Зарайск.
1600 руб.
14 июля. Ярославль. Толга. Тутаев.
2 дня. 4500 руб. (проезд на автобусе, проживание 1 ночь в 3-5 местных номерах, 2 обеда, 2 экскурсии, сопровождение экскурсоводом).
26 июля. Валаам.
3 дня + дорога. 13000 руб. + ж-д билет.
В стоимость входит 2-разовое питание, проживание в 2-местной каюте, 6 экскурсий по монастырю и монастырским скитам, все трансферы (катера, автобусы) от и до Санкт-Петербурга.
28 июля. Сергиев Посад. Гефсиманский и Вифанский скиты.
1550 руб.

АВГУСТ
4 августа. Оптина пустынь. Клыково. Шамордино.
2 дня. 3600 руб.
10 августа. Кижи. Петрозаводск.
2 дня + дорога. 8500 руб. + ж-д билет.
25 августа. Владимир. Боголюбово. Нерль.
1550 руб.

ПРОДОЛЖАЕТСЯ НАБОР В ГРУППЫ:
20 сентября. Грузия.
8 дней. 530$ + авиабилет (16000 руб.). Нужен загранпаспорт.
5 декабря. Москва. Оружейная палата. Территория Кремля и Архангельский собор.
Для взрослого 1900 руб., для детей до 16 лет 1200 руб. Дополнительно оплачивается по 500-800 руб. с человека за трансфер Коломна-Москва-Коломна. Можно присоединиться к группе в Москве. Запись и оплата  экскурсий в Алмазный фонд до 10 октября.
22 декабря. Алмазный фонд. Патриаршие палаты в Кремле.
Для взрослого 1700 руб., для детей до 16 лет 1200 руб.
Дополнительно оплачивается по 500-800 руб. с человека за трансфер Коломна-Москва-Коломна. Можно присоединиться к группе в Москве. Запись и оплата  экскурсий в Алмазный фонд до 09 ноября.
Все программы на сайте www.паломничество-коломна.рф
Запись в поездки: 89031364376  и palomnichestvo2000@yandex.ru

«БЛАГОВЕСТНИК» №5-2018

Комментарии закрыты.