Январь 2023 №1


Январский номер газеты посвящён в первую очередь великому и спасительному празднику Рождества Христова.
Итоги уходящего года были подведены на ежегодном епархиальном собрании в Коломенской духовной семинарии. Подробнее об этом читайте на странице 2.
Рождественское послание митрополита Московского и Коломенского Павла публикуется на третьей полосе.
В рубрике «По святым местам» (страница 4) Наталья Мишина предлагает читателям совершить вместе с ней паломничество в Шую и Иваново.
Коломенскому ежегодному фестивалю театра и народной музыки «Вертеп» исполняется 25 лет! Об этом читайте на пятой полосе.
Рубрика «История коломенских храмов» на этот раз знакомит нас с историческим документом храма Рождества Христова в селе Гололобово под Коломной за 1916 год. Этот источник обнаружил в архиве и подготовил к печати наш сотрудник Павел Прошлецов.
Читателей также ждут традиционные рубрики: «Наш календарь», «Семейные истории», «Духовная поэзия», а также познавательный православный кроссворд и святочный рассказ. Газета сообщает о наиболее важных событиях церковной жизни коломенских благочиний и всей Коломенской епархии.


 ПОДВОДЯ ИТОГИ ГОДА

15 декабря в актовом зале Коломенской духовной семинарии митрополит Крутицкий и Коломенский Павел возглавил заседание общего Епархиального собрания Коломенской епархии.
После пения молитвы «Царю Небесный» и приветственного слова владыки Павла, согласно протоколу, были избраны президиум, секретариат собрания, редакционная и счётно-мандатная комиссии и кандидаты для подписания протоколов.
Митрополит Павел огласил доклад о жизни и деятельности Коломенской епархии, в котором отразил её состояние с момента разукрупнения Московской областной епархии. Владыка сделал акцент на необходимость усовершенствования приходской жизни, воскресных школ для детей и взрослых, проведение бесед с прихожанами и приходского просвещения. Особое внимание владыка Павел обратил на необходимость духовенству заниматься усовершенствованием богословского образования.
***
На сегодняшний день в 19 округах Коломенской епархии действуют 262 прихода и 8 монастырей (три мужских и пять женских). Служение на них совершают 288 священников и 15 диаконов.
В Коломенской духовной семинарии обучаются на бакалавриате очно 74 студента, заочно 105. Ещё 9 человек получают образование в магистратуре.
***
По традиции члены собрания молитвенно помянули своих собратьев – клириков, преставившихся ко Господу.
Во второй части собрания были заслушаны доклады председателя епархиального отдела по церковной благотворительности и социальному служению протоиерея Георгия Муравлёва и председателя отдела религиозного образования и катехизации протоиерея Сергия Якимова.
Затем собранием были избраны члены Епархиального совета и Епархиального суда.
В обновлённый состав Епархиального совета вошли митрополит Крутицкий и Коломенский Павел (председатель); протоиерей Андрей Рыбин (секретарь); протоиерей Вадим Суворов, ректор Коломенской духовной семинарии; игумен Варлаам (Горбунов), настоятель Богоявленского Старо-Голутвина монастыря Коломны, благочинный монастырей епархии; игумен Никодим (Лунёв), настоятель Троицкого храма города Раменское, благочинный 1-го Раменского округа; протоиерей Алексий Виноградов, настоятель Троицкого храма в Щурове; протоиерей Владимир Пахачев, настоятель Богородицерождественского храма с. Богородское; иерей Сергий Себелев, настоятель Михаило-Архангельского храма города Бронницы, благочинный 1-го Бронницкого округа; иерей Виктор Волков, настоятель Богоявленского храма города Коломны, благочинный 3-го Коломенского округа.
В состав Епархиального церковного суда вошли протоиерей Дионисий Басов – настоятель Христорождественского храма села Гололобово (председатель), протоиерей Евгений Каштанов – настоятель Воскресенского храма села Ашитково Воскресенского г/о (заместитель председателя), иеромонах Иоанн (Железов) – и.о. настоятеля Богородицерождественского Бобренева монастыря (секретарь), протоиерей Александр Топоров – настоятель Космо-Дамиановского храма города Жуковский, игумен Августин (Французов) – настоятель Николо-Радовицкого монастыря.
После этого митрополит Павел ответил на вопросы, поступившие в секретариат от участников собрания, а затем был принят итоговый документ общего собрания.
После заключительного слова митрополита Павла собрание завершилось общей молитвой.


ЖИЗНЬ ЕПАРХИИ

2 декабря, в день памяти святителя Филарета, митрополита Московского и Коломенского, митрополит Крутицкий и Коломенский Павел совершил Божественную литургию в Тихвинском соборе Коломны.
Владыке сослужили ректор Коломенской духовной семинарии протоиерей Вадим Суворов, почётный настоятель собора протоиерей Николай Качанкин, благочинные церковных округов и клирики Коломенской епархии.
За богослужением молились заместитель главы городского округа Л.Н.Лунькова, директор Коломенского института (филиала) Московского политехнического университета Н.А.Мурзак и проректор по учебно-воспитательной работе Государственного социально-гуманитарного университета С.А.Коптюбенко.
По сложившейся традиции перед Божественной литургией митрополит Павел преподал благословение на ношение подрясников студентам первого курса семинарии.
Богослужебные песнопения исполнил семинарский хор под управлением диакона Николая Глухова. После сугубой ектении была вознесена молитва о Святой Руси. Проповедь произнёс протоиерей Вадим Суворов.
По окончании Литургии перед иконой и ковчегом с частицей святых мощей святителя Филарета было совершено славление, после чего владыка Павел обратился к духовенству и молящимся с архипастырским словом.
В этот же день по благословению митрополита Павла настоятель Петропавловского храма протоиерей Александр Хмылов совершил заупокойную литию о родственниках святителя Филарета, погребенных на старинном городском некрополе.
***
4 декабря, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, митрополит Крутицкий и Коломенский Павел совершил Божественную литургию в Свято-Троицком храме в Щурове. Этот праздник – престольный для местного прихода.
Владыке Павлу сослужили настоятель храма протоиерей Алексий Виноградов и клирики епархии.
За богослужением молились воспитанники детского приюта при Троицком храме, подопечные приходского социального центра «Надежда», учащиеся и педагоги православной гимназии имени святителя Филарета Московского, прихожане и гости. 
Богослужебные песнопения исполнил хор храма под управлением Софии Германовой.
На малом входе владыка Павел огласил указ Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о награждении клирика храма протодиакона Димитрия Соловьёва правом ношения камилавки. После сугубой ектении была вознесена молитва о Святой Руси. Проповедь произнёс клирик храма протоиерей Димитрий Киреев.
По окончании Литургии было совершено славление Пресвятой Богородицы, после чего владыка Павел обратился к духовенству и молящимся с архипастырским словом.
В завершение владыка митрополит вручил благодарственные грамоты сотрудникам прихода, усердно потрудившимся в храме.
***
5 декабря в Свято-Троицком храме в Щурове прошло годовое собрание Отдела по тюремному служению Коломенской епархии. В нём приняли участие священнослужители, окормляющие учреждения, подведомственные УФСИН России по Московской области, расположенные на территории Коломенской епархии, а также клирики, несущие свое пастырское послушание в филиалах Уголовно-исполнительной инспекции и исправительных центрах.
Иерей Александр Державич в своём докладе обозначил основные направления деятельности тюремного духовенства в пенитенциарных учреждениях. Заместитель начальника Коломенского межмуниципального филиала ФКУ УИИ УФСИН России по Московской области подполковник внутренней службы В.О.Сайфулина рассказала о специфике работы уголовно-исполнительной инспекции и опыте взаимодействия Отдела по тюремному служению и филиала инспекции в деле духовно-нравственного воспитания граждан, приговоренных судами к наказаниям без изоляции от общества. Священнослужители и сотрудники инспекции обменялись опытом совместной работы и наметили планы на дальнейшее сотрудничество.
***
10 декабря, в праздник иконы Пресвятой Богородицы «Знамение», митрополит Крутицкий и Коломенский Павел совершил Божественную литургию в одноимённом храме посёлка Серебряные Пруды.
Архипастырю сослужили секретарь Коломенского епархиального управления протоиерей Андрей Рыбин, благочинный Серебрянопрудского округа и настоятель храма протоиерей Иоанн Велигорский и клирики благочиния.
За богослужением молился глава городского округа Серебряные Пруды О.В.Павлихин. Проповедь произнёс настоятель Успенского храма пос.  Успенский иерей Владимир Шубин.
По окончании Литургии было совершено славление Пресвятой Богородицы, после чего митрополит Павел обратился к духовенству и молящимся с архипастырским словом.
***
13 декабря, в день памяти апостола Андрея Первозванного, митрополит Крутицкий и Коломенский Павел совершил Божественную литургию в Иерусалимском храме Воскресенска.
Владыке сослужили протоиерей Андрей Рыбин, благочинный 1-го Воскресенского округа, настоятель храма протоиерей Сергий Якимов, клирики храма и благочиния.
Богослужебные песнопения исполнил хор храма под управлением Марии Асташовой. Проповедь произнёс настоятель храма великомученика Пантелеимона города Воскресенска протоиерей Кирилл Седов.
По окончании богослужения было совершено славление апостола Андрея, митрополит обратился к молящимся с архипастырским словом.
***
15 декабря в Сергиевском храме Богоявленского Старо-Голутвина мужского монастыря митрополит Крутицкий и Коломенский Павел совершил монашеский постриг насельника обители Евгения Хаустова с наречением имени Димитрий в честь священномученика Димитрия Благовещенского, память которого празднуется в этот день.
В храме молились: настоятель обители игумен Варлаам (Горбунов), и.о. игумена Богородицерождественского Бобренева мужского монастыря иеромонах Иоанн (Железов), епархиальный древлехранитель игумен Григорий (Клименко), насельники монастыря, студенты семинарии, а также прихожане обители. За богослужением пел хор семинарии под управлением диакона Николая Глухова.
По окончании пострига митрополит Павел обратился к новопостриженному со словом назидания.


НОВОСТИ БЛАГОЧИНИЙ

5 декабря в Коломенской духовной семинарии состоялся музыкально-литературный вечер. Он объединил студенческую молодёжь города. Пришли учащиеся из КДС, ГСГУ, Первого Московского  областного музыкального колледжа, политехнического института, профессиональные музыканты-барды из Коломны и Москвы, а также эстрадный хор «Небесная капелла» и молодёжный хор храма Николы Гостиного.
Студенты ГСГУ, семинарии, политехнического института и другие музыкальные коллективы исполнили произведения русского рока и бардовской песни, а также песни и стихи собственного сочинения.
Вечер проходил при участии священника Александра Сирина, заведующего сектором по взаимодействию с высшими учебными заведениями Коломенской епархии и проректора по воспитательной работе КДС иеромонаха Филарета.
Встреча прошла в душевной атмосфере, камерной обстановке. Целью стало желание поделиться друг с другом размышлениями о человеческой душе и смысле жизни на языке музыки и поэзии.
***
7 декабря во Дворце культуры «Тепловозостроитель» прошла премьера литературно-музыкальной программы, посвящённой 81-й годовщине битвы под Москвой.
В концерте приняли участие хор музыкального отделения ГСГУ, хор Коломенской духовной семинарии, духовой оркестр Коломенской филармонии под управлением заслуженного работника культуры Российской Федерации Александра Пономарёва.
Прозвучали как старинные военные песни, так и написанные в недавнем времени патриотические произведения.
***
8 декабря в рамках Рождественских чтений между командами Государственного социально-гуманитарного университета и Коломенской духовной семинарии прошёл интеллектуальный турнир «Что, Где, Когда?». По результатам напряжённой борьбы с небольшим отрывом в 2 очка победу одержала команда семинаристов.
***
12 декабря в ГСГУ состоялся совместный просмотр студентами ГСГУ и Коломенской духовной семинарии фильма «Хижина» (2017 г.)
Ведущим киноклуба выступил заведующий сектором по взаимодействию с высшими учебными заведениями Коломенской епархии священник Александр Сирин.
После просмотра киноленты ребята обсудили основные смысловые линии фильма, который рассказывает о встрече человека с Богом.
Участники обсуждения отметили, что добро и зло на земле существуют рядом — и это нельзя изменить. Но, несмотря на трагедии и боль, нужно суметь не утонуть в них, а продолжать нести свет людям и верить, что Бог всегда рядом.


РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ
МИТРОПОЛИТА КРУТИЦКОГО И КОЛОМЕНСКОГО ПАВЛА

Возлюбленные о Господе верные чада нашей Святой Матери-Церкви – весь священнический, диаконский и монашеский чин, дорогие братья и сёстры!
Снова в душе каждого из нас звучат слова светлой радости: «Христос рождается, славьте! Христос с небес, встречайте!» Настал тот день и час, когда мы вновь слышим слова стройного хора Сил Ангельских и рода человеческого, воспевающих Того, Чья любовь к Своему творению беспредельна, безгранична: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» (Лк.2,13-14).
Прошло более двух тысячелетий со времени этой единственной и вовек благословенной ночи, в которую нас ради, человек, и нашего ради спасения воссиял миру Свет Небесный, заблистало на земле Солнце Божественной Правды – родился Спаситель мира, Господь наш Иисус Христос.
По слову апостола и евангелиста Луки, Пресвятая Дева «…родила Сына Своего первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли» (Лк.2,7). Несомненно, что Она первой среди жителей земли вознесла хвалу Своему Сыну и Господу. В пречистые уста Божией Матери Святая Церковь влагает трепетные и смиренные слова, как повествует служба утрени в канун Рождества Христова: «Боже Вышний, Царь Невидимый! Я вижу Тебя и дивлюсь Таинству по причине безмерной нищеты Твоей: Тебя вмещает малый чужой вертеп. Сладчайшее Чадо, как я буду держать Тебя на руках Моих, Тебя, Содержащего рукою Своею всё творение? Какое дивное и величайшее чудо! Как я буду носить Тебя, Носящего всё Своим словом?».
Велика тайна рождения Сына Божия! Её приоткрывает нам Сам Христос Спаситель через апостола и евангелиста Иоанна Богослова: «…ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел Жизнь Вечную» (Ин.3,16).
Иисус Христос указал нам путь ко спасению примером Своей жизни и Своим учением, указал, как с помощью Божией грешные люди могут побеждать свои грехи, приближаясь к святости, к Богу. Он явил Свою беспредельную любовь и великое милосердие к Своему творению, открыв ему врата Царства Своего Небесного, которое было сокрыто для человечества со времён грехопадения первых людей.
Апостол Павел убеждает нас в том, что: Бог «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1Тим.2,4), которая раскрывается в благовествовании Христовом: «сила Божия ко спасению всякому верующему» (Рим.1,16), то есть цель пришествия Сына Божия и главное содержание всего Его учения, Евангелия, – благая, радостная весть о спасении падшего человечества.
Дорогие отцы, братья и сёстры, жизнь людей в этом мире – нескончаемая череда противоборства: зла – добру, тьмы – свету, греха – святости… Причиной такого состояния человечества на земле является грех первых людей и всех последующих поколений, включая каждого из нас. С пришествием в мир Христа Спасителя мы призваны ко спасению через противостояние злу только добром. Апостол Павел призывает: «Не будь побеждён злом, но побеждай зло добром» (Рим.12,21). Православные христиане имеют великий пример победы любви и добра над злом, который нам являет Сам Господь и Спаситель наш Иисус Христос. Он основал на земле Церковь Свою и через неё подаёт Божественную благодать и силы каждому верующему в Него для борьбы со злом.
Бог судил нам жить в сложное время не только для истории России, но и всего мира. Мир ныне обременён тяжёлыми проблемами и нестроениями, которые вызывают у каждого из нас особую скорбь и тревогу. Нашим христианским долгом является оказание помощи страждущим, слабым и нуждающимся. Священнослужители призваны не оставлять своих пасомых, не бежать, но служить им и, по слову Пастыреначальника Христа, видя волка грядущего, полагать души свои за овец своих (Ин.10,11).
Трудно представить, сколько нужно сил, смирения и терпения, любви и доброго отношения к людям, чтобы преодолевать все эти проблемы современного мира. Из какого же источника черпать силы? Апостол Пётр говорит: только «от Божественной силы… даровано нам все потребное для жизни и благочестия» (2Пет.1,3), так как в Рождестве Христовом Божество соединилось с человечеством; и «…наша немощь восполнена будет силой Божией; наша неправда изглаждена будет правдой Божией; наша тьма просвещена будет светом Божиим; наша смерть упразднена будет жизнью Божией…», – убеждает в одном из слов на Рождество Христово святитель Филарет, митрополит Московский. Обратите внимание, какой верой и надеждой наполнены эти слова святителя!
Церковь вселяет в нас надежду, что Господь поможет преодолеть все трудности, что дерзновенная наша вера принесёт всем спасение, мир и спокойствие. А мы, своим усе́рдием, своим че́стным и добросовестным трудом во славу Церкви и Отечества нашего постараемся каждый на своём месте, в своём деле заслужить, чтобы и в наступающем Новом году Господь послал Свою благодатную помощь и Церкви нашей, и каждому человеку. Бог есть любовь (1Ин.4,16). Кто не любит, тот не познал Бога (1Ин.4,8). Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас (1Ин.4,19), и будем творить заповедь Христову – да любите друг друга (Ин.13,34): будем помогать людям находить пути к преодолению их жизненных трудностей, содействовать тому, чтобы не было ни у кого из ближних беспокойства о хлебе насущном, а у матерей и отцов – тревоги о достойном воспитании и образовании своих детей, чтобы в душах не приумножалась боль за судьбы людей старшего поколения, особенно за немощных, малообеспеченных и одиноких.
Досточтимые отцы, боголюбивое иночество, дорогие братья и сёстры, поздравляю вас с мироспасительным праздником Рождества Христова и молитвенно желаю, чтобы наступающее Новолетие было для всех нас годом благословенного мира! Божие благословение да пребывает с вами на всех путях вашей жизни.
+ ПАВЕЛ,
митрополит Крутицкий и Коломенский,
Патриарший наместник Московской митрополии
Рождество Христово 2022/2023 гг., г. Коломна


НАШ КАЛЕНДАРЬ

6 января – Навечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник).
Утром совершаются часы навечерия Рождества Христова, вечерня и Литургия. Вечером – всенощное бдение праздника Рождества Христова.
7 января – Рождество Христово!
Рождественская Литургия начинается в полночь, но в некоторых храмах служат также и позднюю праздничную Литургию утром.
Рождество Христово – престольный праздник для одноимённых храмов в Коломне и в селе Гололобово.
С 8 по 17 января – Святки.
13 января – Отдание праздника Рождества Христова. Память коломенского новомученика Петра Троицкого (1938).
Петр Троицкий родился в 1889 г. в с. Макшеево Коломенского уезда. С 1915 г. служил псаломщиком в местном Никольском храме. Пострадал за Христа – умер в концлагере в Карелии в 1938 г.
14 января – Обрезание Господне. Память святителя Василия Великого (379). Новый год по Юлианскому календарю.
15 января – Воскресный день. Память преподобного Серафима Саровского (1833).
В Коломне в честь преподобного Серафима был освящён один из приделов храма Архангела Михаила.
16 января – Память коломенского священномученика Василия Холмогорова (1938).
Протоиерей Василий родился в 1875 г. в с. Андреевское Коломенского уезда. Окончил Коломенское духовное училище. Служил в храмах Дмитровского, Богородского и Подольского уездов. Скончался в концлагере под Новосибирском в 1938 г.
18 января – Навечерие Богоявления (Крещенский сочельник).
День постный. По окончании Литургии совершается вечерня с великим освящением воды.
18 января отмечает 50-летний юбилей коломенский священник Иоанн Новиков.
Сейчас батюшка совершает служение в Знаменском храме села Непецино. Сердечно поздравляем отца Иоанна с юбилеем. Желаем здравия, многолетия, помощи Божией в служении Святой Церкви.
19 января – Святое Богоявление. Крещение Господне.
По окончании праздничной Литургии так же, как и в сочельник, совершается великое освящение воды.
Богоявление – престольный праздник одноименного храма Коломны, а также собора Старо-Голутвина монастыря.
25 января – Память святой мученицы Татианы (235). Память коломенской преподобноисповедницы Веры (1932).
Вера Графова родилась в 1878 г. в селе Соболево близ Богородска. С 1903 по 1918 гг. была послушницей Успенского Брусенского монастыря в Коломне. Скончалась в заключении в 1932 г.
31 января – Память коломенских священномучеников Евгения Исадского (1930) и Александра Русинова (1938).
Священник Евгений Исадский в 1901-29 гг. служил в Петропавловском храме села Маливо под Коломной. Скончался в этот день в 1930 г. в концлагере.
Протоиерей Александр окончил Коломенское духовное училище. Пострадал за Христа в 1938 г. – был расстрелян на Бутовском полигоне.
5 февраля – Воскресенье о мытаре и фарисее. Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской.
6 февраля – Память блаженной Ксении Петербургской (XIX в.).
В честь блаженной Ксении освящён престол нижнего храма Троицкой церкви Ново-Голутвина монастыря.
7 февраля – Празднование в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» (1640).
Это престольный праздник Тихвинского храма Коломны. В честь этого образа Богородицы освящён правый придел церкви.

Примечания:
( ) – Дата празднуемого события или кончины святого.


Духовная поэзия

Над Вифлеемом вновь взошла звезда…

Над Вифлеемом вновь взошла звезда.
Сквозь слёзы улыбнулась Богоматерь.
Поют «осанну» в Храме Рождества,
Ложится невесомо луч на паперть.
Над горизонтом, как над блок-постом,
Звезда голубоглазая, святая
Стоит не часовым, а пастухом
И тучи, как овечек, подгоняет.
Над Вифлеемом вновь сезон дождя.
Трава промокла, вытянула пальцы.
Но всходит хрупкая, упрямая звезда,
Разбив тысячелетней злобы панцирь.

Марина КРАСАВИНА


По святым местам

Верь и вероЙ спасёшься!

«Вот запели под Введенье на всенощной «Христос рождается, славите…», так Рождество уже засветилось, так сердце и заиграло, будто в нём свет зажёгся». Это писал Иван Шмелёв про светлый праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы.
Праздник этот у наших предков был чрезвычайно любим. Свидетельством тому и множество деревень под названием «Введенское», и широко распространённая фамилия – Введенские, и знаменитые введенские ярмарки.
В этом году зима уже показала свой нрав. Как раз в морозный канун праздника Введения нам, активистам проекта «Верное слово», который объединил Союз журналистов Подмосковья и Московскую митрополию, посчастливилось поучаствовать в престольном празднике Николо-Шартомского монастыря, расположенного в селе Введенье Шуйского района Ивановской области. Нарядные одежды священнослужителей, красивое, стремящееся в небеса пение мужского хора, чуть слышное потрескивание свечей и духовное соработничество людей, пришедших на службу, – всё это создавало особый настрой и укрепляло надежду: верь и верой спасёшься!
***
Николо-Шартомская обитель – мужской монастырь Шуйской епархии. Ансамбль зданий относится к XVII-XIX векам. По числу насельников (более 100 человек) это один из крупнейших мужских монастырей России. Несколько храмов в Иванове, Шуе, Юрьевце и посёлке Палех являются подворьями монастыря. В Иванове создан детский приют для мальчиков.

«Как поеду в город Шую…»
Посещение Николо-Шартомского монастыря стало частью программы двухдневной поездки журналистов Подмосковья в Шую и Иваново. Первая точка программы – Шуя. А конкретно – Воскресенский собор, место, печально связанное с событиями столетней давности. Именно здесь в 1922 году произошли столкновения, давшие начало известному судебному процессу «Шуйское дело» и масштабным гонениям на Церковь.
После образования Шуйской епархии Воскресенский собор получил статус кафедрального. Он приписан в качестве подворья к Николо-Шартомскому монастырю. Воскресенский собор – архитектурная доминанта Шуи, исторический центр города. 
О богатой на события истории храма и о мероприятиях, посвящённых памяти погибших в 1922 году прихожан, нам рассказали настоятель собора иеромонах Тихон (Захаров) и секретарь Шуйского епархиального управления протоиерей Василий Добычин. Они показали главные святыни собора, в числе которых список чудотворной Шуйской-Смоленской иконы Божией Матери, избавившей в XVII веке город от чумы. Наша делегация возложила цветы к памятнику павшим за веру в годину гонений на Церковь (скульптор А.И.Рукавишников). Алые гвоздики легли красными каплями на свежий белый снег у подножия скульптурной композиции…
***
В начале 1922 г. был издан Декрет ВЦИК «О порядке изъятия церковных ценностей, находящихся в пользовании групп верующих». В Шуе такую комиссию создали 3 марта. 15 марта при очередной попытке членов комиссии войти в сопровождении охраны в собор, у которого собралось много народа, возникли беспорядки. По верующим открыли пулемётную стрельбу. Четверо защитников храма были убиты, пострадали 22 человека. Насильственное изъятие основных ценностей из собора совершилось в тот же день. По окончании следствия к суду были привлечены 19 человек. К расстрелу приговорили священника Павла Светозарова и Иоанна Рождественского из Крестовоздвиженского храма в Палехе, а также мирянина Петра Языкова. Приговор привели в исполнение 10 мая 1922 г. Расстрелянные и убитые у стен собора защитники храма были причислены к лику новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском Соборе 2000 г.
***
Те из нас, у кого хватило сил (физических, конечно, духовно мы во время беседы зарядились преизрядно), поднялись на колокольню собора. Её высота – 106 метров (выше лишь Петропавловский шпиль в Санкт-Петербурге – 122), она считается самой высокой в Европе среди отдельно стоящих колоколен. Десять лет назад на эту высоту подняли новый колокол весом 4,5 тонны, отлитый в литейной мастерской Николо-Шартомского монастыря. Он тоже рекордсмен – самый большой на храмовых звонницах Ивановской области. А какие виды открываются с колокольни на все стороны света! Никакие промышленные трубы не перекрывают их, можно смотреть далеко-далеко, переносясь воображением в прошлое…
После вкусного обеда в трапезной собора наша группа побывала на встрече с мэром Шуи Натальей Корягиной, узнала о перспективах развития округа, его промыслах и программах событийного туризма. Самое скорое и долгожданное событие состоится на Рождество – любители путешествий заранее планируют этот маршрут, потому что желающих не просто много, а ооочень много! Правда, гармони здесь уже не выпускают (помните: «Я поеду в город Шую, привезу гармонь большую, как поеду за село – заиграю весело!»). А жаль, ушла такая история…
После прогулки по центру с гидом Екатериной, за час влюбившей нас в город, мы продолжили наш путь. Следующая точка – Иваново.

«Так и знай, я уеду в Иваново…»
С утра второго дня путешествия, после долгих промозглых дней разогнав сумрак и хмарь, солнце залило улицы и переулки бывшей текстильной столицы. Город в ярком свете заиграл живыми красками и первыми новогодними украшениями. И вдруг совершенно очаровал и милой провинциальностью, и своей неспешностью, и местным окающим говорком.
Обзорная экскурсия по городу: музей ситца в модерновом, то бишь, в стиле модерн особняке купца Бурылина, много сделавшего для развития города; главные площади (их две); многочисленные образцы архитектуры авангарда (их около 50); восстановленная Казанская (ранее Успенская, Троицкая) церковь клетского типа XVII-XVIII веков, ныне старообрядческий храм; Преображенский собор 1893 года с резным золочёным иконостасом в стиле барокко из села Сараева – вотчины фельдмаршала А.В.Суворова, теперь это кафедральный собор Иваново-Кинешемской епархии. И как финальная точка – вновь праздничный Введенский храм, центральный храм одноименного монастыря – главный герой этого воскресного дня!
Нашу группу сопровождал клирик Иваново-Вознесенской епархии, известный православный публицист иеромонах Макарий (Маркиш). Он также стал одним из выступающих во время круглого стола, организованного Ивановским областным отделением Союза журналистов России в местном Доме национальностей. Здесь поднималось много актуальных проблем, в том числе связанных с перспективами развития журналистики.
Уезжали мы, переполненные впечатлениями. Да, Иваново теперь уже не город невест. Ткацких производств здесь осталось наперечёт, но есть много вузов, работают промышленные предприятия. Только вот фигур бурылинского типа нет. Может быть, ПОКА нет?

Наталья МИШИНА


Фестиваль «Вертеп» отмечает юбилей

Вот уже четверть века Рождество Христово в Коломне немыслимо без яркого, одухотворённого, радостного фестиваля театра и народной музыки «Вертеп».

Он ежегодно проводится в Культурном центре «Лига» на улице Лажечникова в начале святочных дней и собирает самобытные творческие коллективы.
За двадцать пять лет фестиваль посетило более семидесяти тысяч зрителей – детей и взрослых. В нём приняло участие более 150 театральных и музыкальных коллективов из различных регионов России и Зарубежья.
Этот праздник музыки и театра регулярно получает поддержку Союза театральных деятелей России, а в 2007 году был внесён в реестр фестивалей Международной ассоциации театров кукол UNIMA.
Незабываемы святочные действа театров «Пилигрим», «ТриЛика», «Котофей» и многих других. А какие тёплые и душевные песнопения оставили в сердцах зрителей ансамбли «Измайловская слобода», «Сирин», «Жар»…
В Новом, 2023 году, фестиваль будет проходить с 6 по 9 января.
6 января состоятся акции, связанные с народным творчеством: откроется выставка русского национального костюма, будет представлен проект «Сорока», переосмысливающий и дающий новое воплощение русскому кокошнику; пройдут детская интерактивная программа и концерт народной музыки.
Следующие два дня фестиваля (7 и 8 января) посвящены показу спектаклей, которые будут идти в режиме нон-стоп. По Коломенскому кремлю пройдёт ежегодное Рождественское шествие с колядками, возрождающее старинные традиции и наполняющее улицы исторической части города особым праздничным звучанием.
Традиционно в последний день фестиваля (9 января) театральные коллективы играют благотворительные спектакли для подопечных социальных учреждений Коломны.
Фестиваль «Вертеп» – это настоящий рождественский подарок, который ежегодно делают коломенцам и гостям города его организаторы: благотворительный фонд «Коломенский кремль», камерный театр «Пилигрим», Культурный центр «Лига», Союз театральных деятелей России, администрация г.о. Коломна, Коломенская епархия Русской Православной Церкви. В 2022 году проект осуществляется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
А инициаторами и «вечными двигателями» фестиваля всегда были и остаются артисты коломенского камерного театра «Пилигрим»: Олег Гаврилин и Елена Пичугина. За это им от зрителей и читателей «Благовестника» большая благодарность!
Пусть фестиваль «Вертеп» живёт и развивается, несёт людям радость Рождества Христова многая лета!


Семейные истории

Леонид и Нина

Вместе и навсегда – говорят, такая любовь бывает только в сказках. Кинорежиссёр Леонид Гайдай и актриса Нина Гребешкова прожили отнюдь не сказочную жизнь. И всё же их семейный союз можно назвать именно таким. Жена для Гайдая была прекрасной дамой, а он для неё – верным рыцарем. Долгих сорок лет.
То, как начиналась их любовь, можно понять, вспомнив фильм «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика». Провожания до дома, разговоры, смешной показ в лицах – сцена прогулки Шурика и Лиды – это воспоминания самого Гайдая. Именно так студент ВГИКа Лёня провожал по ночам после репетиций Нину. Она жила в центре Москвы, он – в общежитии за городом. Правда, добирался туда редко – не успевал на последнюю электричку и ночевал на вокзале. Но как рыцарь ни разу не сказал об этом своей Даме. Не говорил и о том, что воевал и был ранен, подорвавшись на мине. Она знала о нём то, что знали все: приехал из Сибири, был актёром, старше Нины на восемь лет. Но не в возрасте дело. Гайдай был старше на целую войну.
Казалось бы, серьёзный, замкнутый Леонид совсем не подходил улыбчивой, озорной Нине. И всё же они поженились. Перед свадьбой Нина в шутку заметила, что вместе они будут смешно смотреться: он – длинный, она – маленькая. На что Гайдай ответил: «Большую женщину я не подниму, а маленькую буду всю жизнь носить на руках».
Носить на руках жену поначалу было просто негде. Комнатку родителей Нины в коммуналке перегородили шкафом. В одной половине жили Гребешковы-старшие, в другой – молодожёны. Каждое воскресенье Леонид бегал на рынок и покупал супруге цветы. Эта привычка сохранилась у него на всю жизнь. И была ещё одна привычка, которая долго удивляла Нину. Во всех поездках муж заходил в церковь и ставил свечку святителю Николаю Чудотворцу.
Самая первая кинокартина Гайдая принесла ему только неприятности. В том числе подорвала здоровье. Сегодня фильм «Жених с того света» уже никто не помнит. Кроме самой Нины Павловны, которая буквально вытащила мужа с того света. Больше она не оставляла его одного: отказывалась от ролей у других режиссёров и ездила в экспедиции с Гайдаем, чтобы ухаживать за ним, готовить обеды, а заодно играть в его фильмах маленькие роли. Сама же Нина Павловна говорит, что её главная роль – «жена Гайдая».
А быть замужем за гениальным человеком совсем непросто. Дом держался на Нине. Леонид был абсолютно неприспособлен в быту. Даже перегоревшую лампочку поменять не мог – звал жену. Она сама чинила машину, покупала мебель, делала ремонт. А про Гайдая говорили, что ему проще написать сценарий, чем забить гвоздь.
Нина с молодости вкусно готовила, любила принимать гостей, а Леонид предпочитал тишину и одиночество. Сначала Гребешкова пыталась перевоспитать Гайдая, а потом поняла: муж – не такой, как все. Они научились договариваться друг с другом. С Леонидом было невозможно поссориться. Если он в чём-то не соглашался с женой, то спасался бегством… в другую комнату. Догонять не имело смысла: Нина тоже не любила конфликтов.
Они были на редкость скромной парой. Гребешкова долго не получала звания заслуженной артистки только потому, что из списков её вычёркивал Гайдай – председатель отборочной комиссии. Он объяснял: «Нинок, все же знают, что ты – моя жена. Неудобно». Так же неудобно ему было хлопотать, чтобы любимую дочь Оксану приняли в английскую школу. И так же неудобно было перед женой за то, что ни разу не снял её в главной роли. Зато Гребешкова стала его главным советчиком в работе. Первой читала сценарии будущих фильмов. И если смеялась, Гайдай понимал: картину можно делать.
Сегодня в квартире Нины Павловны всё осталось, как было при жизни мужа. Его книги, коллекция статуэток осликов и даже французские духи, которые Леонид Иович дарил жене. Когда его не стало, Гребешковой было очень непросто. Но дочь и внучка не оставляли её одну. А друзья завалили работой. Как говорит Нина Павловна: «У меня всё есть – я счастливый человек. Это мне Лёня помогает оттуда… И думает, пусть Нинке будет хорошо».

Источник: радио «Вера»


Святочный рассказ

Еловые лапы

Рабочий день тёти Муси начинался в шесть утра со слов «Россия – великая наша держава». Под гимн тётя Муся вставала, как и положено добропорядочной гражданке. Включала свет, затыкала край сползшей простыни между стеной и кроватью, перестилала одеяло. Потом, пока на крохотной кухоньке в поддельном тефалевском чайнике бурчала вода, тётя Муся мыла лицо и руки над пожелтевшей раковиной. Она заваривала листовой чай в кружке с надписью «Сорок лет Победы» и намазывала толстый кусок хлеба «Крестьянским» маслом.
В семь она уже притворяла за собой расхлябанную дверь подъезда номер четыре в старой пятиэтажке между двух переулков.
У тёти Муси был в последний раз поменянный паспорт, удостоверявший, что никакая она не Муся, а Мария. Ещё – пылившийся в рамочке диплом преподавателя биологии, тоже на имя Марии Алексеевны. У тёти Муси был женатый сын, который не называл её даже «мамой», потому что прошлым летом тётя Муся поссорилась с невесткой над счётом за электричество, после чего неблагодарная молодёжь отселилась и даже не позвала тетю Мусю нянчиться с новорожденным внуком. Зато у тёти Муси был целый приход младенчески беспомощных бабушек и дедушек, которые звали её просто Мусей и улыбались обветшалыми ртами.
Солнце под гимн не вставало; тётя Муся шла по переулку от фонаря до фонаря, из круга света – в круг света, словно в игре в «болото». Холодные сапоги на плоской пластмассовой подошве утопали в снегу по щиколотку. Первые дворники и первые троллейбусы выбирались на чёрный утренний мороз вместе с тётей Мусей.
В троллейбусе было на полградуса теплее. У тёти Муси был бесплатный проездной, которому кондукторша, замотанная в форменный-бесформенный пуховик, сонно кивнула. Тётя Муся ехала на рынок, чтобы купить свежей рыбы и молока, разлитого в полторашки из-под пива и газировки. Опоздаешь – всё расхватают. Потом – овощи; хлеб надо брать в ларьке у забора: там «Украинский» дешевле на двенадцать копеек, а «Нарезной» – на двадцать пять. Бабки сидят по домам, но знают все цены. Сегодня ещё зайти в кондитерский: на Рождество к старикам приедут взрослые дети с внуками; поэтому в списке у тёти Муси были конфеты и пирожные, которых бабки никогда не заказывали для себя, и тётя Муся тоже не брала: некого баловать.
Полдевятого, когда уже рассвело, тётя Муся с битком набитыми продуктовыми сумками села в тот же троллейбус, успевший съездить до центра. Руки замёрзли, и она долго искала в кармане бесплатный проездной.
Тётя Муся обходила владенья свои по неизменному маршруту. Николай Саныч, потом полуслепая Прасковья Львовна. Потом пара восьмидесятилетних стариков, у которых дочка в Питере. Предпоследней была Дарья Петровна на восьмом этаже – лифт не работал, всё полегче нести уже полупустые сумки. В последнюю очередь, после полудня, тётя Муся заходила к бабе Акулине.
Та жила в однокомнатной квартире на третьем этаже. Тётя Муся приблизилась к семиэтажке из белого кирпича. К подъезду вела дорожка из еловых лап. Стараясь не наступать – дурная примета – она подошла к подъезду.
– Кто умер? – спросила она двух старушек, мерзнувших на скамейке с одним им известной целью.
– Господь с тобой, Муся! Это Спиридоновы, нехристи, ёлку вытаскивали.
– Слава Богу, – тётя Муся облегченно вздохнула и толкнула дверь подъезда. – С Рождеством вас. С наступающим.
Тётя Муся поставила кульки на половичок и нажала кнопку звонка, под которым маркером было выведено: «11». Несколько мгновений ожидания – всегда самые страшные. Тётя Муся «ходила по бабкам» уже восемь лет, и дважды ей довелось вызывать МЧС и родственников, вскрывать дверь – а потом звонить в больницу и в милицию, чтобы приехали освидетельствовать.
Акулина не отзывалась. Тётя Муся вдавила белую кнопку в синюю пластиковую окружность. Бабка была не ходячая и дальше туалета деться никуда не могла. Больные ноги Акулины уродливо распухли и, перетянутые бинтами, напоминали тёте Мусе даже не слоновьи столбы-опоры, а затянутые в сетку толстые батоны колбасы.
Тётя Муся позвонила ещё раз, нервничая – может, Акулина в туалете, а может, бабки у подъезда всё забыли и напутали, и Акулину уже унесли по морозу в деревянном ящике, оставляя следы еловых лап и похоронный хвойный запах.
Звонок дребезжал, но на всякий случай тётя Муся громко постучала в дверь.
– Акулина!
Уснула перед телевизором? Тётя Муся позвонила ещё раз. Или с ногами стало хуже, идёт медленно. А ведь раньше танцевала! Акулина рассказывала, что в молодости от кавалеров отбою не было. Тётя Муся охотно верила. На маленьких пожелтевших прямоугольниках черно-белых снимков Акулина была словно королева в старинной колоде. Черноволосая, молодая – пиковая дама. А вот, гляди, на старости лет осталась одна…
– Акулина!
Тётя Муся барабанила в дверь, шёпотом рассказывая себе простые истины о том, что кто-то рождается и умирает даже в сочельник.
За дверью стояла тишина, и тёте Мусе казалось, что та смотрит на неё в глазок.
В сумке у тёти Муси была ученическая тетрадь в клетку с номерами телефонов. Под именем Акулины значилось «звонить Елизавете Петровне». Номер на девятьсот: мобильник. Надо через восьмерку, а это межгород, просить соседей – неудобно, но тут такое дело… Тётя Муся вздохнула, подняла пакет, в котором лежали брикет «золотой халвы», бутылка нерафинированного подсолнечного масла и банка горбуши. Пакет показался тяжелым, словно не с продуктами, а с камнями.
Акулина лежала за дверью мёртвая. На всякий случай тётя Муся позвала в последний раз:
– Акулина!
– Тут я, милая.
Тётя Муся обернулась и уронила пакет. Акулина стояла сзади в клетчатом осеннем пальтишке, простоволосая, с раскрасневшимися от мороза щеками.
– Ох, откуда ж ты? И такой мороз! Я уж в милицию звонить собралась.
Акулина отперла дверь.
– Я ведь, Муся, в церковь ходила, – сказала Акулина, наливая тёте Мусе чаю.
«В церьковь» – старуха смягчала «р», будто давила на языке пузырьки воздуха. Тётя Муся посмотрела на Акулинины ноги в домашних тапках, мокрых от тающего снега.
– Как же ты дошла?
– По еловым лапам, Муся. По шажочку. Мне приснилось, что зовёт кто-то. Спросонья думаю – начальство. Уснула на посту – я ведь сторожихой была в казине, пока ходила ещё. Глаза открыла – светло, день. Слышу: зовут будто. Я перепугалась и встала, пошла посмотреть – никого. А потом я где стояла, там и села. Ноги-то, представляешь, пошли. Ну, и я двинулась. Мне, кроме как в церковь, не к кому, Муся, идти.
Акулина задрала подол платья, показывая тёте Мусе ноги-столбы с набухшими венами. Тётя Муся опустила глаза, разглядывая чаинки.
– Может, вызвать врача? Посмотрит.
– Какой уж мне теперь врач, Муся. – Акулина подперла рукой щеку. – Даст Бог – поживу ещё, а нет – так нет. Я последние денёчки дохаживаю.
– Дай Бог, не последние, Акулина. С тобой рождественское чудо случилось.
– Может и с тобой, Муся, случится.
Тётя Муся попрощалась с Акулиной уже в пятом часу. Спустилась по тяжёлым ступеням чужого крыльца, осыпанным хвоей. Загорались звезды. По пути к остановке, осторожно перебираясь от фонаря к фонарю, тётя Муся думала, что вот так же когда-то в самый первый сочельник в Иерусалим шли халдеи, узревшие необычную звезду. Только они не всматривались в черноту улиц, боясь наступить на раскатанную ледышку или упасть в открытый канализационный люк, потому что шли с факелами, освещая себе путь.
В промёрзшем троллейбусе тётя Муся сообразила, что за разговорами о чуде забыла отдать Акулине продукты. Возвращаться было поздно: Акулина собиралась прилечь.
Тётя Муся решила завтра с утра проведать Акулину и привезти «заказ». Троллейбус катил по узким улицам, а тётя Муся всё думала и думала про халдеев, которые были гораздо мудрее её. Они несли свой свет с собой и умели понять по звёздам, когда нести дары Младенцу.
Невидяще глядя на размытые огни за толстой ледяной коркой с отпечатками детских ладошек на стекле, тётя Муся проехала свою остановку, вспоминая, как странно Акулина сказала «я пришла по еловым лапам», и думая, что Христос никогда не научился бы играть с детьми в «болото», где нужно идти строго по кочкам и никак не по воде.
Тётя Муся вышла на конечной. Ветер шелестел пакетом, в котором болтались чужие консервы, халва и масло.
На первом этаже новой «свечки» в квартире сына горел свет: на кухне и в гостиной, превращённой в детскую. Тётя Муся взбежала по ступенькам и нажала кнопку звонка, кляня себя, что не пришла раньше.

Анна  Авдеева


История коломенских храмов

ЦЕРКОВЬ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА В ГОЛОЛОБОВЕ

Предлагаем вашему вниманию Клировую ведомость Христорождественской церкви села Гололобова Коломенского уезда за 1916 год.
Церковь построена в 1893 году тщанием землевладелицы села Гололобова Аполинарии Димитровны Гридиной с помощью прихожан, пожертвований и церковных денег.
Зданием каменная, с таковою же колокольнею в одной связи, покрыта железом. При каменной церкви находится старая деревянная церковь с таковою же колокольнею, покрыта железом. Построена тщанием прихожан, когда неизвестно, престол в ней один во имя Рождества Христова.
Утварью достаточна.
По штату при ней положен священник и псаломщик.
Жалования положено 393 руб.
Кружечного дохода за 1916 год получено 341 руб.
Другие источники содержания членов причта и количество поступающего от них дохода: процент с капитала получается 110 руб.
Земли при церкви состоит усадебной вместе погостом церковным 3 дес., пахотной 9 дес. 400 кв. саж., сенокосной 6 дес., под лесом 8 дес. 200 кв. саж.
Плана по учету земли нет, и дела тоже нет. В 1912 году у церкви прибавилась одна десятина земли, пожертвованная церковным старостою крестьянином Новоселок Андреем Лукьяновичем Безродным.
Качество земли церковной: глинистая, по сему и малозлачная.
Средний доход, ею приносимый: 50 руб.
Дома для священно и церковно-служителей на церковной усадебной земле построены тщанием церкви в 1897 году.
Другие здания, принадлежащие церкви: церковно-приходская школа. Построена в 1901 году.
Расстоянием сия церковь от Консистории в 120 верстах, от уездного города в 12 верстах. Почтовый адрес церкви: Коломенская Земская Управа.
Ближайшие к сей церкви: Знаменская села Ильинского в 3 верстах, Богородице-Рождественская в селе Богородском в 4 верстах.
Приписанных к сей церкви церквей и часовен нет.
Домов кладбищных и молитвенных домов, к сей церкви приписанных, нет.
Опись церковному имуществу заведена с 1906 года, хранится в целости, проверена в 1907 году.
Приходо-расходные книги о суммах свечной и церковной за шнуром Консистории даны на 1916, 17 и 18 год.
Копии с метрических книг в целости с 1832 года.
В обыскной книге, выданной в 1912 году марта 27 за шнуром и печатию Консистории, писанных листов 16, неписанных 84.
Исповедные росписи находятся в целости с 1832 года.
Книги, до церковного круга подлежащие, есть все.
В церковной библиотеке находится книг, для чтения предназначенных, 37 томов.
Церковные деньги в целости за ключом старосты и печатию церковною. Неподвижной суммы состоит в кредитных учреждениях 3709 руб. 50 к., билет находится в целости.
Имеющиеся в приходе школы: церковно-приходская и земская.
Церковная школа помещается в доме церковном. На содержание её отпускается от церкви 4 руб. 60 коп.
Обучается 17 мальчиков, 18 девочек.
При церкви состоит старостою церковным дворянин статский советник А.Р.Расторов, который должность свою проходит с усердием.
Преосвященный в последний раз посетил приход в 1912 году.

Послужные списки священно-церковно-служителей с их семействами и церковных старост, и сведения о вдовах и сиротах, подведомственных церкви

Священник Иоанн Карпов

Священник Иоанн Андреев Карпов, 63 лет.
Сын псаломщика. Окончил курс в Московской духовной семинарии по первому разряду в 1877 г. По окончании курса определен был учителем в Туровское начальное училище Бронницкого уезда 1 сентября 1877 г. Оттуда был переведен в Старо-Голутвинское начальное училище Коломенского уезда 1879 г. 13 сентября. Вместе со своей учительской деятельностью проводил в воскресные и праздничные дни поучения и, с разрешения Преосвященного Мисаила, вел в Старо-Голутвинском училище долитургийные беседы до 1888 г. 17 апреля.
Преосвященным Мисаилом епископом Дмитровским рукоположен во священника к Никольской церкви, что при Московской духовной семинарии, 1887 г. 15 ноября. Откуда переведен на настоящее место 1888 г. 13 июня.
Утвержден законоучителем Гололобовского сельского училища 1889 г. 7 мая. В течение 23 лет состоял преподавателем общества трезвости, открытым при своей церкви с 1890 г. 28 ноября.
Состоит членом и казначеем Приходского попечительства, открытым с разрешения Высокопреосвященнейшего Сергия в 1892 г.
Проходил должность духовного следователя с 1892 по 1895 гг.
Состоит заведующим и законоучителем при местной школе в сельце Новоселки, тщанием о. Карпова открытой. Причем, о. Карпов затратил на школу в течение существования более 1000 руб. своих средств. С 1896 г. по настоящее время состоит наблюдателем и почетным распорядителем чайной попечительства о народной трезвости в с. Гололобове, зависящей от Московского губернского общества трезвости, с 1903 г.
Высокопреосвященным митрополитом Московским Владимиром назначен благочинным 3 округа 1907 г. 19 февраля.
1886 г. 14 августа за труды в деле воспитания и образования детей Коломенский учительский Совет выразил ему письменную благодарность. В 1889 г. награжден серебряной медалью с надписью «За усердие» за труды по народному образованию. 1890 г. 28 марта награжден набедренником за ревностное служение Церкви Божией. В 1891 г. награжден Преосвященным Виссарионом книгою «Уроки покаяния» за распространение трезвости между прихожанами. Награжден памятною медалью в честь царствования Императора Александра III. В 1891 г. очередное Коломенское Земское собрание выразило ему письменную благодарность за отличное усердие в деле народного образования и распространение трезвости в приходе. В 1901 г. награжден скуфьею за труды во благо церковно-приходской школы. В 1902 г. назначен членом Московского губернского попечительства о народной трезвости и награжден письменною благодарностью. 1906 г. 6 мая награжден камилавкою за отличное служение Церкви Божией. В 1910 г. награжден наперсным золотым крестом за труды по народному образованию. 1914 г. 8 марта награжден орденом Святой Анны 3 степени. 1916 г. 6 мая Святейшим Синодом удостоен сана протоиерея за ревностные труды в деле народной трезвости.
Казенного жалования получает 294 руб., от прихода 231 руб., процентов 78 руб. и за две школы 150 руб. Всего 753 руб.
В семействе у него жена Екатерина Матвеева, 61 года. Дети: Сергий, родился 1884 г. 22 марта, окончил курс в Московской духовной семинарии, затем в юридическом Демидовском лицее; Николай, обучается по 4 курсу Московского Императорского университета на филологическом факультете. Родился в 1892 г. 20 мая.

Диакон на вакансии псаломщика Анатолий Димитриев Пашков, 34 лет.
В 1911 г. Преосвященным Василием епископом Можайским был посвящен во стихарь и получил грамоту. В 1915 г. по решению Высокопреосвященного митрополита Макария был посвящен в сан диакона Преосвященным епископом Арсением Серпуховским.
Сын крестьянина.
Получил образование в Архиерейском хоре г. Харькова и до 28 лет был певцом в разных хорах.
Преосвященным Василием определен был на должность псаломщика к Покровской церкви погоста Юрьевец Коломенского уезда 1911 г. 28 апреля. Оттуда был переведен на настоящее место 1911 г. 24 июня.
В семействе у него жена Надежда Михайлова, 33 лет. Дети их: Вера, 10 лет; София, 9 лет; Мария, 9 лет; Сергий, 5 лет; Алексий, 1 год.

Церковный староста – дворянин, землевладелец села Дубенок, статский советник Алексий Ростиславович Расторов.
Обучался Московском императорском университете на юридическом факультете.
В семействе у него жена Ольга Петрова и сын Алексий, 7 лет.

Вдова псаломщика Сергия Иванова Мария Петрова, 56 лет.
В семействе у неё две дочери – учительницы в земской школе.

Ведомости о приходе
В селе Гололобове число домов или хозяйств: 51.
Число душ: муж. 151, жен. 155.
В деревне Новоселках 25/69/90. Павлееве 34/95/115. Городне 12/40/44. Романове 13/36/51. Дубенках 19/74/65. Шеино 7/38/27.
Итого в приходе: 161/503/547.
В том числе духовных 2/6/5, дворян 2/3/1, мещан 7/32/27, крестьян 150/462/414.
Итого 161/503/547.
К сей ведомости руку приложил диакон Анатолий Пашков
1916 г. 13 декабря благочинный 3 округа протоиерей И. Карпов

Подготовил Павел ПРОШЛЕЦОВ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *