Декабрьский номер газеты открывает рассказ о возобновлении в Коломне общегородского крестного хода в День народного единства.
Об итогах творческого конкурса «Верное слово-2022» и о награждении его победителей читайте на странице 4.
2 декабря в Коломне торжественно отметили память небесного покровителя города – митрополита Московского и Коломенского Филарета (Дроздова). Статьи, посвященные этому святому, ожидают читателей на развороте номера.
Ряд материалов этого выпуска посвящён начавшемуся Рождественскому посту. На 6 полосе представлен «Интерактивный календарь ожидания Рождества», который призван помочь детям и их родителям подготовиться к спасительному празднику Рождества Христова.
Рубрика «История коломенских храмов» на этот раз знакомит нас с историческим документом храма Рождества Богородицы в селе Богородском под Коломной за 1916 год. Этот источник обнаружил в архиве и подготовил к печати наш сотрудник Павел Прошлецов.
Читателей также ждут традиционные рубрики: «Наш календарь», «Семейные истории», «Духовная поэзия», а также познавательный православный кроссворд. Газета сообщает о наиболее важных событиях церковной жизни коломенских благочиний и всей Коломенской епархии.
В ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА
4 ноября, в праздник Казанской иконы Пресвятой Богородицы и День народного единства, в Тихвинском соборе была совершена праздничная Божественная литургия.
Секретарю Коломенского епархиального управления, ключарю кафедрального собора протоиерею Андрею Рыбину сослужили почётный настоятель собора протоиерей Николай Качанкин, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы в Богородском протоиерей Владимир Пахачев, благочинный 3-го Коломенского округа иерей Виктор Волков и проректор по воспитательной работе Коломенской духовной семинарии иеромонах Филарет (Тихонов).
За богослужением пели соборный хор под управлением Наталии Камышниковой и хор Коломенской духовной семинарии под руководством диакона Николая Глухова.
По сугубой ектении была вознесена молитва о Святой Руси.
По окончании богослужения совершили славление Пресвятой Богородице, протоиерей Николай Качанкин передал всем собравшимся благословение митрополита Крутицкого и Коломенского Павла и обратился со словом назидания.
По окончании Литургии состоялся традиционный общегородской крестный ход. В него влились прихожане и клирики многих коломенских храмов.
Торжественное молитвенное шествие началось в Тихвинском соборе, прошло мимо храмов Николы Гостиного и Крестовоздвиженского, далее через Пятницкие ворота Коломенского кремля, по улице Зайцева. Затем крестный ход вновь вошёл в кремль и проследовал по улице Казакова до Брусенского монастыря, далее по улице Лажечникова и по бывшей Успенской.
По дороге делали остановки, пели тропари святым и престольным праздникам близлежащих храмов и, конечно, постоянно звучали молитвенные песнопения Заступнице Усердной.
Завершился крестный ход на Соборной площади. По окончании молебна народ прикладывался к почитаемому Казанскому образу Богородицы из Брусенскрой обители. И из многих уст звучали слова молитвы: «Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякого зла честным твоим омофором».
ЖИЗНЬ ЕПАРХИИ
9 ноября в Коломенском епархиальном управлении под председательством митрополита Крутицкого и Коломенского Павла состоялось очередное заседание Епархиального совета.
Был рассмотрен ряд вопросов, касающихся административной и приходской деятельности Коломенской епархии, а также проведения предстоящего ежегодного общего Епархиального собрания.
Было заслушано сообщение протоиерея Андрея Рыбина о прошедшем сборе пожертвований для оказания помощи беженцам из Донбасса.
***
12 ноября митрополит Крутицкий и Коломенский Павел совершил Божественную литургию в Георгиевском храме села Игнатьево Раменского городского округа.
Митрополиту Павлу сослужили секретарь Коломенского епархиального управления протоиерей Андрей Рыбин, благочинный 1-го Раменского округа игумен Никодим (Лунёв), настоятель храма иерей Сергий Жданович и клирики благочиния.
За богослужением молились глава Раменского городского округа В.В.Неволин и директор местного управления Н.А.Ширенина.
После сугубой ектении митрополит Павел вознёс молитву о Святой Руси. Богослужебные песнопения исполнил квинтет хора Свято-Троицкой Сергиевой лавры под управлением иеромонаха Нестора (Волкова). Проповедь произнёс иерей Олег Занин.
По окончании богослужения владыка митрополит обратился к молящимся с архипастырским словом.
***
13 ноября митрополит Крутицкий и Коломенский Павел совершил великое освящение и Божественную литургию в Богоявленском храме в Семёновском близ Раменского.
Владыке Павлу сослужили протоиерей Андрей Рыбин, благочинный 2-го Бронницкого округа иерей Алексий Розов, благочинный 1-го Егорьевского округа протоиерей Сергий Кожевников, благочинный 2-го Егорьевского округа иерей Святослав Грибков, настоятель протоиерей Александр Тоготин и клирик Успенского храма села Михеево иерей Александр Скабелин.
За богослужением молились глава Раменского городского округа В.В.Неволин и директор местного управления С.Ю.Болдин.
После сугубой ектении митрополит Павел вознёс молитву о Святой Руси.
Богослужебные песнопения исполнил квинтет хора Коломенской духовной семинарии под управлением диакона Николая Глухова. Проповедь произнёс иерей Александр Скабелин.
По окончании богослужения владыка митрополит обратился к молящимся с архипастырским словом.
В тот же день митрополит Павел посетил Свято-Троицкий храм села Заворово Раменского округа и пообщался с воспитанниками местной воскресной школы.
***
21 ноября митрополит Крутицкий и Коломенский Павел совершил Божественную литургию в Михайло-Архангельском храме села Загорново Раменского округа.
Митрополиту сослужили секретарь протоиерей Андрей Рыбин, ректор Коломенской духовной семинарии, настоятель Свято-Троицкого храма в Удельной протоиерей Вадим Суворов, благочинный 2-го Раменского округа иерей Николай Усынин, настоятель храма протоиерей Евгений Булин, а также клирики раменских благочиний.
За богослужением молились глава Раменского городского округа В.В.Неволин и директор местного территориального управления Н.В.Кулигина.
По окончании богослужения совершили славление Архистратига Божия Михаила и всех небесных бесплотных сил.
В завершение владыка митрополит обратился к молящимся с архипастырским словом, а затем во внимание к помощи в реставрации храма архистратига Михаила с. Загорново и в строительстве храма-часовни равноапостольного князя Владимира вручил генеральному директору ЗАО «Аттик» А.В.Оноприенко патриарший знак ХРАМОСТРОИТЕЛЯ.
***
26 ноября, в день памяти святителя Иоанна Златоуста, митрополит Крутицкий и Коломенский Павел совершил Божественную литургию в одноимённом храме села Новлянское Воскресенского городского округа.
Архипастырю сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Андрей Рыбин, благочинный 1-го Воскресенского округа протоиерей Сергий Якимов, настоятель храма протоиерей Евгений Егоров и клирики благочиния.
За богослужением молился заместитель главы городского округа Воскресенск В.В.Копченов.
После сугубой ектении митрополит Павел вознёс молитву о Святой Руси.
Богослужебные песнопения исполнил хор Иерусалимского храма Воскресенска под управлением Марии Асташовой. Проповедь произнёс клирик храма иерей Евгений Доля.
По окончании богослужения было совершено славление святителя Иоанна Златоустого и провозглашено многолетие, владыка обратился к молящимся с архипастырским словом.
НОВОСТИ БЛАГОЧИНИЙ
27 октября настоятель Знаменского храма в Непецино священник Константин Баранов передал беженцам, находящимся в пункте временного размещения «Метеор», духовную литературу и игрушки, собранные силами приходов трёх коломенских благочиний.
***
30 октября настоятель Троицкого храма в Щурове протоиерей Алексий Виноградов вручил многодетным семьям прихода игрушки, школьные и канцелярские принадлежности, развивающие игры. В тот же день в детском приюте при храме для воспитанников было организовано интерактивное занятие по вопросам безопасности здоровья. Все дети получили подарки.
***
31 октября представители социального центра «Надежда» при Троицком храме в Щурове посетили семьи детей-инвалидов и передали им подарки.
***
Накануне Дня народного единства председатель отдела по тюремному служению Московской митрополии священник Михаил Куземка, член межрелигиозной рабочей группы имам-хатыб ДУМ МО Динислам Шарипов совместно с председателем отдела по тюремному служению Коломенской епархии священником Александром Державичем и председателем мусульманской общины г.о. Коломна имам-хатыбом Идрисом Хакимовым посетили исправительную колонию № 6 в Коломне.
Гости поздравили осуждённых с Днём народного единства, напомнили им о героических страницах российской истории и о многовековых традициях общенационального единства. Для лиц, отбывающих наказание, организовали интеллектуальную викторину на знание основ мировых религий.
***
10 ноября настоятель Покровского храма села Никульское иерей Иоанн Бакушкин посетил реабилитационный центр «Коломенский». Здесь временно проживают дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья для прохождения реабилитации. Иерей Иоанн совершил молебен и Таинство Причастия, а также побеседовал с родителями.
***
11 ноября в оздоровительном лагере «Метеор» камерный театр «Пилигрим» выступил перед детьми беженцев из Донбасса с кукольным спектаклем «Жихарка» и фольклорной программой «Потешный двор». Выступление артистов предварило слово ответственного по культуре благочиний Коломенского округа иерея Олега Гаврилина. Дети не только познакомились с персонажами русской сказки и сопереживали её героям, но и имели возможность поучаствовать в фольклорном действе, поиграть вместе с артистами, попробовать свои силы в игре на русских народных инструментах.
***
16 ноября в Коломенской духовной семинарии в онлайн-формате прошло открытие муниципальных Рождественских образовательных чтений.
В нём приняли участие благочинный 1-го Коломенского округа протоиерей Сергий Кулемзин, ответственный по вопросам семьи, защиты материнства и детства Коломенской епархии иерей Димитрий Шаповалов, методист МБУ ДПО «Учебно-методический центр «Коломна» Е.В.Булгакова, представители управления образования и общеобразовательных школ округа.
Протоиерей Сергий Кулемзин передал собравшимся благословение митрополита Крутицкого и Коломенского Павла и обратился с приветственным словом. Участников также приветствовали заместитель главы администрации города Л.Н.Лунькова и ректор семинарии протоиерей Вадим Суворов.
Само открытие прошло в виде дискуссии о показанных видеосюжетах на тему нынешних чтений: «Глобальные вызовы современности и духовный выбор человека».
***
С началом Рождественских образовательных чтений многие коломенские священники посетили школы городского округа. Состоялись духовные беседы с учащимися средних и старших классов.
На фестивале физической и духовной культуры
29 октября епископ Балашихинский и Орехово-Зуевский Николай возглавил фестиваль физической и духовной культуры воскресных школ Подмосковья. Фестиваль состоялся в универсальном спортивном комплексе в Щёлково по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Павла при поддержке министерства спорта Московской области.
На праздник съехались делегации из Коломенской, Подольской, Сергиево-Посадской, Одинцовской и Балашихинской епархий во главе с председателями епархиальных отделов по делам молодёжи.
Участников и гостей приветствовали епископ Балашихинский и Орехово-Зуевский Николай и заместитель министра спорта Московской области А.В.Кокурин.
Епископ Николай передал участникам фестиваля благословение митрополита Крутицкого и Коломенского Павла и провел презентацию новой книги Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «Начнём с самого простого. Ключи к счастью». Все участники фестиваля получили в подарок экземпляры этого издания.
Затем среди команд воспитанников воскресных школ Подмосковья были проведены семь видов спортивных соревнований: «веселые старты», корнхолл, вис на перекладине, мини-футбол, городошный спорт, легкоатлетическая эстафета, дартс.
По итогам соревнований победители и участники получили кубки, медали и дипломы, памятные сувениры.
Коломенскую епархию представляли участники коломенского военно-патриотического клуба «Пересвет», а также ребята из Белоозёрска и Жуковского.
Коломенцы победили в «Веселых стартах» и в турнире по мини-футболу. Стали вторыми в перетягивании каната и третьими в комбинированной легкоатлетической эстафете.
Слово пастыря
УГОТОВИТЬ НАШи СЕРДЦа К ПРИХОДУ ГОСПОДА
Мы вступаем в Рождественский пост. Вонмем! Пост предполагает бодрствование и внимание. Прежде всего отметим, что бодрствовать значит бороться со сном. Сон – состояние покоя, вялости, когда внимание ослабевает. В духовном смысле сон – конечный покой, покой смерти. Для верующего человека бодрствовать – это не только не спать в физическом смысле, но бороться вообще против того, что усыпляет человека и не даёт ему видеть того, что ведёт его к смерти.
То, что было в древние времена, во времена Ноя, ничем не отличается от того, что мы знаем о сегодняшних. «Люди женились, выходили замуж, ели, пили» (Мф.24:37-39). Очень кратко определяет человеческую жизнь Христос! Так жили все день за днём и внезапно оказались среди потопа, в пучине неодолимых бед. Может быть, неслучайно Господь выявляет духовное состояние этих людей словами «ели и пили»? Известно, что сон овладевает пресыщенными, а пост и трезвение содействуют бодрствованию.
К бодрствованию призывает нас Церковь! Духовная жизнь у святых отцов именуется бодрствованием. У подвижников пустыни был один монастырь с таким особенным названием: «Обитель неусыпающих». Начало духовной жизни определяется святыми отцами как пробуждение. Кто помнит свои первые шаги в вере, понимает, насколько точно это слово обозначает происходящее в этот период с нами. Это выход из состояния сна, прикосновение к воскресшему Христу, восставшему от сна смерти. «Встань, спящий, и воскресни из мертвых, и освятит тебя Христос» (Еф.5:14), – пели первые христиане. Это значит, что Рождественский пост, как и Великий, как все богослужения года, содержит главную тайну христианской веры – воплощение Божие, в котором с самого начала присутствуют Крест и Воскресение. Неслучайно праздник Рождества Христова именуется Пасхой трёхдневной. И наше духовное делание заключается в следовании Христу Богу. Даром Его мы призываемся выйти из сна, выйти из тьмы, выйти из смерти. «Так поступайте, – говорит апостол Павел, – зная время, что наступил уже час пробудиться нам от сна» (Рим.13:11). Сон означает неверие в победу Божию – в воскресение. Может быть, эти люди не боятся, как те, кто смеялся в Афинском ареопаге над апостолом Павлом, когда он начал проповедовать о воскресшем Христе, сказать: «Об этом послушаем тебя в другой раз» – подождём, что будет завтра и послезавтра, но только не сегодня, а позднее.
В христианской жизни каждый день имеет бесконечное значение. Время даётся нам как возможность приобщиться Христовой крестной любви, о которой возвещает Евангелие. Вы помните слова из «Песни Песней», так часто повторяемые святыми отцами: «Я сплю, а сердце мое бдит». Это описание постоянного ожидания души прихода возлюбленного Небесного Жениха. А может быть, с душой происходит такое: «Я спала, но вот я пробудилась». Потому что она слышит, как стучит её Возлюбленный. Пробуждение души связано с Его приходом и с надеждой скоро услышать слово Христовой любви.
В течение поста мы будем приближаться к Рождеству Христову, к приходу Спасителя, к Превечному Слову, Которое рождается в человечестве. Господь близ, Он уже стучит в дверь, и каждая душа, ищущая Бога, может подтвердить: «Я спала, но вот я проснулась». Смысл поста – уготовить наше сердце к приходу Господа, чтобы Он мог войти в него Духом Святым. Бодрствовать – значит стоять на страже сердца, всяческим хранением, как говорят святые отцы, хранить его. Если мы не будем этого делать, в нём могут поселиться плохие чувства: зависть, злоба, гордость, нечистота и худшее. Каждый из нас знает по себе, как это происходит, как мы оказываемся порой беззащитными перед лицом этого мира, лежащего во зле. Бодрствование заключается в решимости противостоять этим чувствам, как только они появляются. Потому что существует опасность, что с ними войдёт в нас дух зла. В этом состоит духовная жизнь, здесь все её трудности.
В течение поста Церковь сугубым образом открывает нам тайну Христа. Наше приближение к Его Рождеству должно восприниматься нами как вхождение Сына Божия в нашу жизнь, в наши сердца, потому что Он приходит, чтобы встретиться с каждым из нас лично. Пророк Божий Малахия пророчествует о том, что «Господь, Которого вы ищете, войдет в Свой Храм» (Мал.3:1). А апостол Павел уточняет: «Разве вы не знаете, что вы Храм Божий?» (1Кор.3:16). Мы должны уготовить путь Тому, Кто приходит к нам, открыть нашу жизнь Тому, Кто хочет соделать Себе из нас Своё жилище, святилище Божие. По этому пути Господь, Которого мы ищем, войдёт в нас и будет пребывать в нас.
Только так мы можем участвовать в празднике тайны Рождества. Не просто Рождества Младенца в Вифлееме, но Рождества Бога в человечестве, рождения Божественной жизни в каждом из нас.
Есть ли это место для Бога в человеке? Будет ли оно свободно, когда Христос Бог придёт к нам? Труд покаяния, хранения сердца, который мы должны взять на себя постом, имеет единственной целью уготовить жилище для Того, Кто грядёт. Только тогда корень зла будет исторгнут из нашей жизни, а с ним – все ядовитые побеги злопамятства и нечистоты.
Церковь будет постоянно напоминать нам, что в течение поста мы призваны больше молиться и больше читать Священное Писание. Святые отцы называют бодрствование хранением слова Божия, которое мы услышали, хранением заповедей Божиих, памятование о них. И хорошо, особенно в это время, учиться постоянной краткой молитве в течение дня – Иисусовой, или мытаря – кто сколько может вместить. Все ли знают, что на каждый день, кроме субботы и воскресенья, Церковь предлагает нам семнадцатую кафизму, сто восемнадцатый псалом – то, что читается при отпевании или во время заупокойной всенощной? Не потому ли, что память о смерти есть память о жизни истинной, пасхальной – той, которую приносит нам Родившийся в Вифлееме Христос? Хорошо, говорят святые отцы, соединять чтение Псалтири с кратким призыванием имени Божия: «воздрема душа моя от уныния, утверди мя в словесех Твоих», «в сердце моем скрых словеса Твоя, яко да не согрешу Тебе», «в заповедех Твоих поучуся и уразумею пути Твоя», «сотвори с рабом Твоим по милости Твоей, и оправданием Твоим научи мя».
Протоиерей Александр Шаргунов
«Верное слово» звучало в Дубровицах
Торжественная церемония награждения победителей V регионального творческого конкурса «Верное слово» состоялась 16 ноября в Культурно-просветительском центре «Дубровицы» под Подольском. Дипломы победителей в нескольких номинациях и памятные призы получили 27 журналистов. Всего в этом году в творческом состязании приняли участие 70 человек из 31 города Подмосковья и восьми городов России.
Конкурс «Верное слово» проводится с 2016 года и осуществляется совместными усилиями Союза журналистов Подмосковья и Московской митрополии. Он является частью широкого проекта, включающего в себя также экскурсии, обучающие семинары, мастер-классы, пресс-туры в монастыри, православные гимназии, старинные города Подмосковья и России. Таким образом, финал конкурса становится своеобразным подведением итогов всей сферы деятельности журналистов, освещающих в средствах массовой информации духовно-нравственную тему.
Торжественная церемония награждения победителей открылась выступлениями управляющего Подольской епархией архиепископа Подольского и Люберецкого Аксия и председателя Союза журналистов Подмосковья, секретаря Союза журналистов России Натальи Чернышовой. Они вручили почётные грамоты и дипломы наиболее активным участникам проекта. Награды журналистам – победителям в пяти различных номинациях конкурса – вручали также руководитель Комитета по культуре и туризму администрации городского округа Подольск Августа Евстигнеева, куратор проекта «Верное слово» от Московской митрополии, сопредседатель жюри конкурса, выпускающий редактор газеты «Благовестник» протоиерей Игорь Бычков, председатель правления благотворительного Фонда Михаила Архангела Павел Гончаров и другие почётные гости. В зале присутствовали не только профессиональные журналисты, но также и представители общественных организаций, школьники – волонтёры, участники юнкоровского движения.
В номинации «Духовные святыни Подмосковья»: I место – Карасёва Елена Анатольевна, редакция СМИ г. Щербинка; II место – Панкратьева Мария Владимировна, телеканал «ОТВ Серпухов»; III место – Сергейчук Алина Борисовна, фонд Архистратига Михаила, журнал «Церковный строитель», портал «Правмир».
В номинации «Божий мир»: I место – Тарасова Галина Анатольевна, Ивантеевка ТВ; II место – Прошек Илья Валериевич, «Ивановская газета», г. Иваново; III место – Неаполитанская Ольга Анатольевна, Раменское радио.
В номинации «Человек веры»: I место – Филиппова Инга Юрьевна, Кислова Елена Анатольевна, медиацентр «Клин православный»; II место – Кудряшев Александр Борисович, г. Ярославль; III место – Куликова Виктория Юрьевна, Егорьевское телевидение.
В номинации «Свеча на приходе»: I место – Миролаева Анжела Николаевна, сайт Михаило-Архангельского храма Чеховского благочиния; II место –Козлова Светлана Александровна, сайт Дубненско-Талдомского благочиния;
III место – Глебов Пётр Алексеевич, социальная сеть «ВКонтакте» Спасский храм п. Андреевка Солнечногорского благочиния.
В номинации «Доброе дело»: I место – Евдокимов Евгений Олегович, г. Домодедово; II место – Старшов Евгений Викторович, газета «Орехово-Зуевский благовест»; III место – Клюева Любовь Алексеевна, газета «Калининградская правда», г. Королёв.
Архиерейских грамот удостоились Почитаева Любовь Владимировна (газета «Орехово-Зуевский Благовест») и Боков Сергей Евгеньевич (ККФ «Тонус», Сергиев Посад).
Впервые за историю проведения конкурса состоялось открытие фотовыставки лучших работ и награждение их авторов.
Впереди у организаторов проекта – подготовка к конкурсу следующего года, который станет уже межрегиональным.
ПОЗДРАВЛЯЕМ!
22 ноября отметила юбилей Ольга Сергеевна Королёва.
Уже много лет Ольга Сергеевна является членом редакционной коллегии «Благовестника» – газеты, одним из основателей которой был её супруг – коломенский писатель Валерий Васильевич Королёв.
По образованию Ольга Сергеевна – дирижёр-хоровик, много лет трудилась в знаменитой коломенской детской хоровой студии «Костёр». Служила регентом в Покровской церкви Коломны. И стала руководителем первого в нашем городе хора православной молодёжи.
Ольга Сергеевна – автор многих публикаций на страницах нашей газеты, посвящённых прежде всего духовному пению и музыке. Её вкус и мнение очень помогают в издании.
От всей души поздравляем дорогую Ольгу Сергеевну с юбилеем. Желаем здравия, спасения, милости и помощи Божией на многая лета!
Редколлегия
Семейные истории
Святитель Филарет (Дроздов) и его семья
![](http://blagovestnik.pravorg.ru/files/2023/01/Семейные-истории-300x191.jpg)
Богоявленский храм в Коломне. Здесь в церковном доме родился святой Филарет, и в этом храме его крестили.
26 декабря 1783 года в семью коломенского священника Михаила Дроздова пришла большая радость. Его супруга Евдокия Никитична родила сына. Родители крестили младенца в Богоявленской церкви Коломны и нарекли Василием – в честь святителя Василия Великого.
Малыш появился на свет немного раньше срока и был очень слабым. Евдокия Никитична дни и ночи проводила у колыбели и, глядя на крошечное, худенькое тельце сына, порой тихонько плакала. Отец Михаил утешал жену. «Молиться надо. Милостив Бог, выправится наш мальчонка!» – говорил он. И бессонными ночами, глядя икону Богородицы, матушка просила Её сохранить дитя. Родительские молитвы были услышаны – Васенька стал крепнуть.
Мальчик любил просыпаться рано, ещё до восхода солнца. Он открывал глаза, но не кричал, а тихо лежал в колыбели и внимательно наблюдал, как отец собирается в храм служить Литургию. Батюшка подходил к сыну, поправлял ему одеяльце и с нежностью говорил: «Голубь ты мой бессонный, что ж ты не спишь?» Так повторялось почти каждое утро. И когда маленький Вася заговорил, первым, что он произнёс, было слово «голубь» – мальчику запомнилось это ласковое отцовское обращение.
Едва став на ноги, Василий вместе с родителями начал ходить в храм. Отец Михаил совершал богослужение, а мальчик тихонько стоял, прижавшись к маме, и с благоговением смотрел вокруг. Однажды в самом конце службы, когда свечи в церкви гасили, Вася увидел, как тонкий дымок от них поднимается вверх, и радостно воскликнул: «Мама, мама, смотри: молитвы к Богу пошли!»
Василий рос весёлым и подвижным. Часто с самого утра убегал вместе с приятелями на рыбалку, и мать едва успевала сунуть ему в руки узелок со свежим хлебом и бутылью молока. А после игр с друзьями Вася шёл в гости к бабушке и деду. Бабушка, Домника Прокопьевна, баловала любимого внука сладкими пирогами. Дед, Никита Афанасьевич, учил премудростям шахматной игры. Или доставал из-под лавки… гусли! И Василий, затаив дыхание, слушал, как под перебор звонких струн дедушка тихим голосом поёт псалмы и духовные стихи.
Когда Васе исполнилось 9 лет, пришло время учиться. Мальчик захотел пойти по стопам своего отца и стать священником. В 1791 году Василий поступил в Коломенскую семинарию. Это было началом духовного пути будущего святого и учёного – митрополита Филарета (Дроздова), святителя Московского.
Монашеский постриг, высокий духовный сан и важные дела на церковном, образовательном и государственном поприще не отдалили митрополита от семьи. На протяжении всей жизни он вёл переписку с родными.
«Любезнейшие мои! Все слова и выражения мертвы по сравнению с моим живым внутренним к вам чувством. Я смею надеяться, что даже без помощи пера и бумаги вы уверены в его безграничности», – так писал родителям святитель Филарет (Дроздов), и не уставал говорить им о своей любви.
Источник: радио «Вера»
Памяти святителя Филарета (Дроздова) – небесного покровителя Коломны
МОСКОВСКИЙ ЗЛАТОУСТ
Его называли «Московским Златоустом» – так прекрасны и глубоки были проповеди этого святого. Один из величайших богословов XIX века, человек-эпоха, ученый, переводчик, государственный деятель, он, несмотря на огромную власть, авторитет и чрезвычайную занятость, на протяжении всей жизни оставался праведником и святым.
Катехизис, без которого сегодня немыслимо оглашение готовящегося ко крещению, написан им. И Библия, которую мы читаем, переведена на русский язык благодаря его таланту, интеллекту, непреклонной воле.
Вот только несколько фактов из жизни святого.
Советник императоров
Святой прожил долгую жизнь и был свидетелем пяти царствований – Екатерины II, Павла I, Александра I, Николая I и Александра II. Но виднейшее место в государстве он занимал при трёх последних императорах. С ним нельзя было не считаться – таков был его духовный и политический вес. Когда отношения между ним и Николаем I испортились настолько, что с 1842 года митрополита перестали вызывать на заседания Святейшего Синода, очень скоро выяснилось, что работать без него высший орган церковно-государственного управления просто не может. Важнейшие синодальные дела стали высылать ему в Москву для составления окончательных заключений.
Внимательный собеседник
Для своего времени святитель Филарет – фигура, безусловно, легендарная. К общению с митрополитом стремились люди самых разных сословий и политических взглядов. Он был доступен абсолютно для всех. Его знала вся купеческая и простонародная Москва. Святитель вёл переписку с Александром Пушкиным, Николаем Гоголем, Василием Жуковским, Федором Тютчевым. Общение с ним ценил даже такой вольнодумец, как Петр Чаадаев. Иностранные послы считали своим долгом, оказавшись в Москве, лично представиться святителю, хотя это и не входило в официальный дипломатический церемониал.
Библиофил
Гомер, Вергилий, Цицерон, античные и немецкие философы, труды западных теологов и религиоведов, работы по эстетике и литературе – вот лишь небольшая часть широчайшего круга чтения святителя. Уже будучи иеромонахом, он писал своему отцу, протоиерею Михаилу Дроздову: «Я купил сочинения Канта; за четыре небольшие книги в осьмуху заплатил 25 р. Таковы и наши товары. Не только дороги, но и очень их мало». Особенно много пришлось читать в период преподавания в Санкт-Петербургской духовной академии. Ведь, как признавался сам владыка, «мне должно было преподавать что не было мне преподано».
Многие фолианты из библиотеки святителя сохранились в Троице-Сергиевой лавре. Среди них есть рукописный труд о раскольниках, принадлежащий перу дедушки святого – Никиты Афанасьева – священника Богоявленской церкви в Коломне.
Эрудит
В собрании рукописных книг митрополита Филарета есть греческие, славянские рукописи IX–XV вв. Святитель в совершенстве знал немецкий, французский, греческий, латинский языки. Был одним из немногих в тогдашней России знатоков иврита.
Его изумительная одаренность вместе с невероятной работоспособностью (говорят, он работал по восемнадцать часов в сутки!) были заметны уже в детстве. Только за время преподавания в Петербургской академии он сумел подготовить авторские лекционные материалы по полному курсу богословских наук (догматическое богословие, патрология, гомилетика, каноническое право и так далее). От такого каторжного труда он временами ощущал крайнее изнурение, на что неоднократно жаловался.
Толкователь Библии
«Записки, руководствующие к основательному разумению Книги Бытия, заключающие в себе и перевод сей книги на русский язык» – таково заглавие его труда, опубликованного в 1816 году. Это был не только один из первых опытов толкования библейского текста в России. Книга митрополита Филарета стала своеобразным пособием, ориентиром для последующего перевода и комментирования других книг Священного Писания. Святитель пользовался не только греческим переводом (Септуагинтой), но и более поздним Масоретским (еврейским) списком, благодаря чему сумел с большей точностью и глубиной передать русскому читателю смысл библейского текста.
Сторонник создания «христианского языка»
Известен один курьёзный, но очень показательный случай: когда Александр I захотел почитать Евангелие, ему дали текст на французском языке. Не стоит удивляться, после петровских реформ высший свет говорил и читал преимущественно на французском (ученые – ещё и на латинском), а всё остальное грамотное население – на старорусском. Сложилась парадоксальная ситуация: у христианской, казалось бы, нации не было единого языка, на котором могло бы быть обдумано содержание её веры – в её богословском и нравственном измерении – и текстов Священного Писания. Именно поэтому делом всей жизни святителя Филарета стал русский перевод Библии. Он был убежден, что священный текст должен зазвучать на живом, понятном для каждого языке. Это, по мысли святителя, и выработает впоследствии единый, общенациональный «христианский язык».
Автор манифестов
Святителю Филарету было доверено составление важнейших государственных документов XIX века.
От имени Александра I владыка написал манифест о строительстве храма Христа Спасителя. А в июле 1823 года по поручению императора он тайно составил манифест о переходе прав на российский престол от цесаревича Константина Павловича к великому князю Николаю Павловичу. Об этом документе, помимо святителя Филарета, знали только два человека: граф Александр Голицын и граф Алексей Аракчеев.
Уже при Александре II митрополиту было поручено написать важнейший документ XIX века – «Высочайший манифест об отмене крепостного права». Существует историческая «байка», что поначалу работу над ним доверили Юрию Самарину, сотруднику комитета по освобождению крестьян. Но когда написанное показали императору, тот, прочитав, сказал: «Что как немец написал? Отдайте Филарету».
Однако сам московский митрополит к проекту крестьянской реформы относился насторожено. Из письма святителя Филарета архиепископу Тверскому Алексию: «Вопрос о крестьянах – темный, спорный, неразрешенный, не позволяющий ещё предвидеть, какое будет решение, таков, что о нём только по необходимой обязанности говорить можно, и то с большой осторожностью…».
При том, что сам митрополит был абсолютным противником крепостного права, он полагал, что после достаточно консервативного царствования Николая I не стоит действовать так радикально. Святитель опасался, что эта реформа может спровоцировать непредвиденные и губительные для всего общества и государства последствия.
Терпел критику
На протяжении всего служения митрополита Филарета в Москве его критиковали неустанно.
Что только не вызывало негодование возмущающихся! Одни критиковали его за якобы заумные, слишком интеллектуальные проповеди. Другие заваливали императорскую канцелярию доносами на владыку Филарета, обвиняя его в политической неблагонадежности. Порцию общественного негодования святитель получил за тайное составление манифеста о переходе прав на российский престол великому князю Николаю Павловичу, а затем – за свою настороженную позицию относительно проекта отмены крепостного права. Его критиковали и за перевод Библии на русский язык: говорили, что если библейский текст будет переведён на современный язык, то он тем самым утратит свою сакральность. Возмущаться начали ещё после издания написанного митрополитом катехизиса, где цитаты из Священного Писания были приведены на русском языке.
Почитал преподобного Серафима
Несмотря на массовое почитание народом саровского подвижника, его официальная канонизация произошла только в начале XX века: Синод долгое время насторожено относился к святому отшельнику. Тем не менее, святитель Филарет внёс свой вклад в будущее прославление Серафима Саровского, когда в начале 1840-х годов лично способствовал публикации свидетельств о жизни и подвиге великого праведника. Кроме того, в начале 1860-х годов во время так называемого «Дивеевского дела», когда при выборах новой игуменьи монашеская община раскололась на две партии, святитель Филарет вмешался и сумел примирить враждующие стороны.
Два великих святых были связаны и опосредованно: наместник Троице-Сергиевой лавры Антоний (Медведев) был учеником преподобного Серафима и духовником московского митрополита.
Завещание
Московский митрополит за год до смерти перевёл стихотворение святителя Григория Богослова, которое стало его завещанием.
О знаменитой стихотворной переписке святителя Филарета с Александром Пушкиным известно многим. Однако мало кто знает, что ещё в юности святой занимался поэтическим творчеством, которому, правда, не придавал особого значения. А за год до своей кончины он написал стихотворное переложение с греческого «Песни увещевательной» святителя Григория Богослова, которое в каком-то смысле стало завещанием митрополита:
Близок последний труд жизни: плаванье злое кончаю
И уже вижу вдали козни горького зла:
Тартар ярящийся, пламень огня, глубину вечной ночи,
Скрытое ныне во тьме, явное там в срамоте.
Но, Блаженне, помилуй, и, хотя поздно мне, даруй
Жизни останок моей добрый по воле Твоей.
Много страдал я, о Боже Царю, и дух мой страшится
Тяжких судных весов, не низвели бы меня.
Жребий мой понесу на себе, преселяясь отсюда,
Жертвой себя предая скорбям, снедающим дух.
Вам же, грядущие, вот заветное слово: нет пользы
Жизнь земную любить. Жизнь разрешается в прах.
Духовная поэзия
ОЖИДАНИЕ РОЖДЕСТВА
Приблизился пост… И странно:
с чего на душе тепло?
Как будто расправил ангел
таинственное крыло.
И стол по-солдатски скуден,
и суетный брошен бег…
Но тихо
нисходит
к людям
неслышимый светлый снег.
Над лесом, селом и садом,
и над белизной холста –
сияющая лампада
Рождественского поста!
НИКОЛА ЗИМНИЙ
Вновь колоколов литые гимны
И от свечек – в храме всё светлей.
По Руси идёт Никола зимний
Посреди заснеженных полей.
Он коснётся посохом нарядным
Православной праздничной земли
И наполнит благостью отрадной
Всех, кто нынче в храм к нему пришли.
Он сочтёт декабрьские недели,
Он измерит сосен звонкий рост
И украсит зелень свежих елей
Блеском Вифлеемских светлых звёзд.
…Снова гул торжественно-весёлый
Льётся, словно сказка наяву.
Это – поступь зимнего Николы,
Что несёт подарки к Рождеству.
Роман СЛАВАЦКИЙ
Читаем, смотрим, слушаем…
ПУТЬ К РОЖДЕСТВУ ХРИСТОВУ
Радость Рождественских дней способен ощутить каждый – даже тот, кто далёк от Церкви, не верит в Бога или просто не задумывается о Нём. Тихий снежный Сочельник, звёзды, вертеп с огоньками, пение в храме: я знаю людей, которые приходят туда «успокоиться душой», даже если не живут церковной жизнью. Для меня это мощное свидетельство присутствия Божия везде и во всех.
Но если мы не мыслим свою жизнь без Христа и без Церкви, для нас всё по-другому. В этом случае Рождество – не просто красивые традиции, вкусные блюда и сияющая елочка, но день, перевернувший человеческую историю, имеющий отношение к каждому из нас. Это знание и эти чувства мы хотим передать и детям.
Рождество Христово предваряет пост – время ограничений. А еще это время ожидания чуда и подготовки к нему. Дети чутко улавливают эту атмосферу, радостно включаются в хлопоты, готовят подарки, ждут праздника.
Ожидание – интересная штука. Оно может томить и раздражать, а может вдохновлять и радовать. И лучшее, что мы можем сделать с ожиданием, – наполнить его пользой и смыслом.
В издательстве «Вольный Странник» вышло пособие под названием «Интерактивный календарь ожидания Рождества». Его автор – кандидат педагогических наук и мама семерых детей Анна Сапрыкина. Она – знаток христианских праздничных традиций, причем не только теоретик, но и практик. Вместе со своими детьми Анна разучивает колядки, готовит традиционные блюда, а главное – готовит их сердца к великому дню Рождества Спасителя мира.
Интерактивный календарь – традиционный спутник предрождественских дней во многих христианских странах. Он может выглядеть как домик со множеством окошек, отрез ткани или бумажный плакат с кармашками. В каждом окошке или кармашке дети находят задания и сюрпризы, подводящие их к великому празднику. Данный календарь хорош не только тем, что скрашивает ожидание. Он еще и рассказывает о событиях, смыслах и традициях, дает пищу душе, настраивает ее на определенный лад.
«Интерактивный календарь ожидания Рождества» – это и книга, и плакат с наклейками одновременно. Он сделан так, чтобы вся семья, большие и маленькие, могли собраться вместе и уделить внимание предстоящему празднику. Даже если ежедневно заняты работой, учёбой, дополнительными занятиями, хлопотами по дому.
В центре яркого глянцевого плаката формата А1 изображена дорожка, разделенная на все дни Рождественского поста и предрождественской недели. Начинается этот путь 28 ноября, а заканчивается 7 января, в самый праздник. Дорожку окружают фигуры, изображенные художницей Елизаветой Цымбаревич – дети и взрослые, священники, монахи, миряне. Есть здесь и Дед Мороз, и весело шныряющие по снежку животные, и дружные семьи, и одинокие молитвенники. А выше, ближе ко дню Рождества, мы видим историю праздника и ее участников: волхвов, пастухов, ангелов, само Святое Семейство – Пречистую Деву Марию, Иосифа, Младенца Христа.
К плакату прилагается лист с наклейками. Каждый день ребенок будет наклеивать на дорожку цифры (числа и количество дней до праздника). Каждый день дается задание: сделать праздничное украшение для дома, приготовить угощение и подарки, найти на плакате тех или иных героев, ответить на вопросы и приклеить наклейки.
Интерактивный календарь – это ещё и книга для чтения. Автор кратко рассказывает об основных церковных праздниках, которые приходятся на время поста, о святых, о Рождественском богослужении и традициях. Целую страницу занимает тропарь Рождества Христова на церковно-славянском языке – его можно выучить с ребенком. А потом разучить ещё и колядки, сделать звезду христославов, домашний вертеп, приготовить праздничную выпечку.
Мне очень понравилась структура и наполнение календаря, то, как он нарисован и написан. Но больше всего мне понравилась забота о родителях, о семьях. Им не просто задаётся планка, до которой сложно дотянуться. Автор просто, доходчиво показывает что мы, современные занятые родители, можем реально сделать для подготовки к Рождеству Христову с детьми. Даже если мало знаем. Даже если никогда не устраивали вертеп и не пекли пряников. Даже если никогда не праздновали приход Спасителя в мир. Всё равно мы можем пройти дорожку ожидания вместе с детьми, наполнить её радостью и смыслом. Потому что Господь ждёт всех и дарит радость тем, кто хочет прийти к Нему.
Приобрести книгу можно на сайте издательства «Вольный Странник». А встретиться с Анной Сапрыкиной можно на международной ярмарке интеллектуальной литературы non/fictio№24 с 1 по 5 декабря в г. Москва, Гостиный двор, Ильинка, д. 4, стенд Вольного Странника L-12.
Мария Минаева
История коломенских храмов
ЦЕРКОВЬ В БОГОРОДСКОМ
Предлагаем вниманию читателей Клировую ведомость Богородицерождественской церкви села Богородского III округа Коломенского уезда за 1916 год.
Церковь построена в 1817 году тщанием покойного князя Василия Михайловича Голицина.
Зданием каменная с таковою же колокольнею в одной связи, покрыта железом, крепка.
По штату при ней положен священник и псаломщик.
Жалования положено священнику 294 рубля, псаломщику – 98 рублей.
Кружечного дохода получено за 1916 год 340 рублей.
Другие источники содержания членов причта и количество поступающего от них дохода: % от Государственного 4% непрерывного доходного билета за № 14,425 в 286 рублей и 4% Государственной комиссии погашения долгов за №31,094 в 100 рублей.
Земли при церкви состоит: усадебной вместе с погостом церковным 2 десятины, 1200 квадратных сажен, пахотной 18 десятин, сенокосной 4 десятины. Под посев 5 десятин, неудобной 6 десятин 1200 квадратных сажень.
Качество церковной земли среднее.
Земля не обрабатывается и доходу причту никакого не дает, кроме сена и дров.
Расстоянием церковь от Консистории в 100 верстах, от местного благочинного в селе Гололобове в 5 верстах. От уездного города Коломны в 17 верстах. От почтовой дорожной станции Карасево в 7 верстах.
Ближайшая к сей церкви Казанская, что в селе Грайвороны, в 2 верстах, Христорождественская в селе Гололобове, в 5 верстах.
Приписана к сей церкви Смоленская, что в селе Полубояршинове, церковь, построенная в 1881 году усердием прихожан. Церковь деревянная с таковою же колокольнею, крепка. Престол в ней один во имя Пресвятой Богородицы, иконы Её Смоленской.
Утварью достаточна.
Домов кладбищных и молитвенных домов, к сей церкви приписанных, нет.
Опись церковному имуществу заведена с 1854 года, хранится в целости, проверена в 1907 году.
Приходо-расходные книги о суммах свечной и церковной за шнуром и печатию Консистории даны в 1916 году, ведутся исправно, хранятся в целости.
Копия с метрических книг хранится в целости с 1802 года.
В обыскной книге, выданной в 1911 году июня 16 дня, за шнуром и печатию, 25 писаных листов, 75 не писаных.
Исповедные росписи хранятся в целости с 1820 года.
Книги, до церковного круга подлежащие, есть все.
В церковной библиотеке находится книг, для чтения предназначенных, 9 томов.
Церковные деньги в целости за ключом старосты и печатию церковною. Неподвижной суммы состоит в кредитных учреждениях 1471 рубль 12 копеек, билет хранится в целости.
Имеющиеся в приходе школы: Богородская земская, учреждена в 1895 году.
При церкви состоит старостою церковным Никита Румянцев, который должность свою проходит с 8 августа 1911 года.
Преосвященный в последний раз посетил приход в 1912 году.
Послужные списки священно-церковнослужителей с их семействами и церковных старост и сведения о вдовах и сиротах, подведомственных церкви.
Священник Сергий Сергиев Дибров, 41 года.
Награжден набедренником 1905 года апреля 20 дня.
Награжден фиолетовою скуфьею 1909 года апреля 20 дня.
Высочайше награжден фиолетовую камилавкою 1914 года мая 6 дня.
Казенного жалования получает 294 рубля.
За преподавание Закона Божия в богородском училище 100 рублей.
Кружечных доходов 255 руб.
Сын священника.
Обучался в Спасо-Вифанской семинарии, в которой окончил курс по второму разряду в1897 году.
Журнальным определением Кирилло-Мефодиевского братства назначен был учителем Подберезниковской церковно-приходской школы 1897 года ноября 13 дня.
Резолюцией Высокопреосвященнейшего Владимира митрополита Московского и Коломенского определен во священника на настоящее место 1898 года октября 5 дня.
Утвержден в должности законоучителя Богородского начального земского учителя 1899 года марта 11 дня.
Утвержден в должности духовного следователя III округа Коломенского уезда 1906 года декабря 23 дня.
Состоял законоучителем Найдинского начального земского училища с 1909 года января 27 дня по 1916 год января 13 дня.
Утвержден в звании члена Коломенского отделения Московского епархиального училищного совета 1910 года сентября 18 дня.
Утвержден в должности помощника благочинного III округа Коломенского уезда 1911 года ноября 1 дня.
Епархиальным выездом избран и Его Высокопреосвященством утвержден кандидатом на должность члена Коломенского духовного училища в 1915 году.
Женат. В семействе у него жена Елисавета Иоанова, родилась 1875 года января 3 дня.
Дети: Владимир, родился 1901 года апреля 11 дня, обучается в Коломенской гимназии на содержании отца; Елисавета, родилась 1904 года апреля 13 дня, обучается в Епархиальном женском училище на содержании отца; Любовь, родилась 1909 года августа 14 дня; Сергий, родился 1915 года августа 22 дня.
Псаломщик Иван Алексеев Спасский, 72 лет.
Казенного жалования получает 98 рублей.
Кружечного дохода 85 руб.
Сын дьячка.
Обучался в Спасо-Вифанской духовной семинарии, из дневного отделения которой уволен в 1864 году.
Определен во псаломщика на настоящее место 1866 года сентября 27 дня.
В стихарь посвящен 1868 года декабря 5 дня.
Женат, в семействе у него жена Мария Николаева, 66 лет.
Ведомости о приходе
В селе Богородском число домов или хозяйств: 59, число душ муж.: 159, жен.: 207.
В деревне Шереметевке: 54/148/162.
В сельце Малом Уварове: 43/125/147.
В деревне Бузукове: 3/4/5.
В селе Полубояршинове 26/86/103.
Итого в приходе: 185/522/624.
В том числе духовных: 2/4/4, мещан 2/1/2, крестьян: 181/517/628.
Итого: 185/522/624.
III округа Коломенского уезда священник Сергий Дибров руку приложил
III округа Коломенского уезда псаломщик Иван Спасский руку приложил
Подготовил Павел ПРОШЛЕЦОВ
ГАЗЕТА НУЖДАЕТСЯ В ПОМОЩИ
Дорогие читатели!
Наша газета выходит в свет уже тридцать лет. Все эти годы она издаётся на пожертвования неравнодушных людей и организаций. Но в 2022 году стало очень трудно набирать средства даже на скромные ежемесячные типографские расходы.
Если у Вас есть возможность, переведите посильные пожертвования на счет главного издателя газеты – местной религиозной организации «Православное братство святого благоверного князя Димитрия Донского г. Коломна».
Наши реквизиты:
р/сч 40703810840200100568 в ПАО
«Сбербанк России», г. Москва
БИК 044525225
кор.сч. 30101810400000000225
ИНН/КПП 5022021349/502201001
ОКПО 34883927
Адрес братства: 140415, Московская обл., г. Коломна, ул. Пионерская, дом 5., помещение 42.
Тел/факс (496)614-45-46.
На переводе, пожалуйста, укажите: «Пожертвование на издание газеты «Благовестник».