БОГОДАРОВАННОЕ ВРЕМЯ ПОКАЯНИЯ
17 марта, в среду первой седмицы Великого поста, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершил традиционный визит в Коломну.
Утром в Коломенской духовной семинарии владыку приветствовал глава Коломенского городского округа Д.Ю.Лебедев.
В Трехсвятительском семинарском храме митрополит Ювеналий совершил первую в этом году Литургию Преждеосвященных Даров. Владыке Ювеналию сослужили ректор КДС епископ Зарайский Константин, благочинный города Коломны и Коломенского церковного округа епископ Луховицкий Петр, настоятель Богоявленского Старо-Голутвина монастыря игумен Варлаам (Горбунов) и духовенство семинарского храма.
Богослужебные песнопения исполнял студенческий хор под управлением диакона Николая Глухова.
Перед началом Литургии митрополит Ювеналий поставил во чтецов десять студентов 4-го курса семинарии и преподал благословение на ношение подрясников четырнадцати первокурсникам. За богослужением студент 4 курса Михаил Демидов был рукоположен в сан диакона.
По традиции в этот день все воспитанники семинарии причастились Святых Христовых Таин.
В актовом зале семинарии состоялась встреча митрополита Ювеналия с преподавателями и студентами. На ней архипастырь рассказал о жизни Московской епархии и ответил на вопросы учащихся.
Вечером в Тихвинском храме владыка Ювеналий совершил великое повечерие с чтением Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского. За богослужением молились епископ Луховицкий Петр, коломенское духовенство, игумения Ново-Голутвина женского монастыря Ксения (Зайцева) и игумения Брусенского монастыря Екатерина (Варфоломеева).
По окончании богослужения владыка митрополит обратился к прихожанам с архипастырским словом:
– Я очень рад, что Господь привёл меня сегодня в мой любимый град Коломну, чтобы вместе с вами совершить молитву…
Господь даёт нам время на покаяние, возлюбленные братья и сестры! Во время Святой Четыредесятницы мы открываем душу перед Господом и получаем от Него духовное исцеление, если задумываемся о своих грехах и приносим покаяние. Но иногда мы так привыкаем к событиям поста, что для нас он проходит как обычное явление, почти не касаясь души. Мы забываем о постной пище, о посещении храмов, об исповеди, о причащении Святых Христовых Таин. И тогда Господь посылает нам Свои знаки, чтобы мы духовно бодрствовали, чтобы проснулись от греховного сна и обратились к Нему с покаянием, чтобы Он помог нам исправить нашу жизнь. По всему миру в прошлом году прошла эпидемия, которая коснулась почти всех: кто-то болел, у кого-то болели близкие и знакомые, о которых нужно было заботиться. Это была духовная встряска для каждого из нас. В нашей Московской епархии болели 343 священнослужителя, все они выздоровели, а восемь, Царство им Небесное, скончались. Всё это началось в прошлом году перед Великим постом, и мы должны понять, что Господь разными путями призывает нас к покаянию и исправлению греховной жизни.
Я счастлив, что сегодня вместе с духовенством, вместе с вами, возлюбленные, читал Покаянный канон преподобного Андрея Критского и молился о вас. В начале поста я хотел бы призвать на всех вас Божие благословение, пожелать вам внутренне пережить эти события и понять, что пост заключается не только в отказе от скоромной пищи, это только помощь, а в исправлении своей греховной жизни, в ежедневной борьбе со своими страстями и пороками, в молитвенном труде. И только тогда, возлюбленные, Пасха Христова будет для нас самым светлым и радостным праздником.
ТОРЖЕСТВО ПРАВОСЛАВИЯ
21 марта благочинный церквей города Коломны и Коломенского округа епископ Луховицкий Петр совершил в Тихвинском храме Божественную литургию и чин Торжества Православия.
Владыке Петру сослужило духовенство благочиния города.
Богослужебные песнопения исполняли хор Успенского кафедрального собора (регент Ирина Шитова) и детский хор Центра развития культуры и искусств «Дарование» под управлением Ирины Ильиной.
По окончании богослужения епископ Петр произнёс слово и передал собравшимся благословение митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия.
ПАМЯТИ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА
6 марта в Богоявленском храме Коломны прошли торжества, посвящённые 150-летию со дня рождения священномученика Иакова Бриллиантова. Отец Иаков служил настоятелем в местном приходе в 1929-1931 гг.
Божественную литургию возглавил благочинный церквей города Коломны и Коломенского округа епископ Луховицкий Петр в сослужении настоятеля священника Виктора Волкова и духовенства благочиния города Коломны.
По окончании богослужения состоялось освящение набора новых колоколов для звонницы Богоявленского храма.
НОВОСТИ БЛАГОЧИНИЯ
5 марта епископ Луховицкий Петр в Успенском храме Брусенского женского монастыря поздравил старшего священника обители протоиерея Андрея Рогинца с 80-летием и вручил медаль Русской Православной Церкви «Патриаршая благодарность», которой он был удостоен во внимание к усердным трудам на благо Святой Церкви, а также памятный крест и поздравление митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия.
***
5 марта ответственный настоятель Ильинского храма священник Иоанн Бакушкин совершил Таинство Причастия воспитанников Коломенского детского дома-интерната для умственно-отсталых детей-сирот.
Затем отец Иоанн выступил с поздравительным словом на праздничном утреннике, посвященном Международному женскому дню.
***
5 марта ответственный в Коломенском благочинии за взаимодействие с медицинскими учреждениями настоятель Казанского храма в Богдановке священник Андрей Зекунов посетил Федосьинскую амбулаторию и отделение сестринского ухода. Отец Андрей вручил медицинскому персоналу подарки от прихода.
***
7 марта в селе Коробчеево был отслужен молебен священномученику Константину Пятикрестовскому, служившему в причте разрушенного в советскую эпоху местного Михаило-Архангельского храма. Настоятель священник Виктор Волков обратился к собравшимся с проповедью о подвиге веры святого.
***
10 марта, в день памяти преподобномученицы Мстиславы (Фокиной), в Покровском храме города Коломны по окончании Божественной литургии был совершен молебен.
Настоятель протоиерей Сергий Федченко обратился к прихожанам с проповедью о жизни подвижницы.
***
11 марта в Коломенской духовной семинарии прошло совещание, посвященное обсуждению новых форм работы в деле духовно-нравственного просвещения.
В мероприятии приняли участие ректор КДС председатель Епархиального отдела религиозного образования и катехизации епископ Зарайский Константин, первый заместитель министра образования Московской области Е.А.Михайлова, ректор Государственного социально-гуманитарного университета Ж.К.Леонова. От благочиния церквей города Коломны в совещании принял участие клирик Троицкого храма в Щурове священник Петр Галанюк.
***
12 марта в исправительной колонии №6 города Коломны состоялась акция ко Дню православной книги.
Заместитель председателя Епархиального отдела по тюремному служению, клирик Троицкого храма в Щурово священник Александр Державич и духовник колонии настоятель Покровского храма протоиерей Сергий Федченко посетили колонию, раздали духовную литературу, провели беседы о празднике с заключенными.
***
12 марта в городском управлении образования в формате видеоконференции состоялось открытие Дня православной книги на тему «Через книгу к добру и свету». В нём приняли участие начальник управления образования Л.Н.Лунькова, настоятель Сергиевского храма села Горы священник Сергий Смольянинов, клирик Троицкого храма в Щурове священник Петр Галанюк. По окончании основной части координатор Коломенского межмуниципального духовно-просветительского культурного центра Е.Н.Булгакова анонсировала проведение интерактивного лектория «Книга в жизни Ф.М.Достоевского», который в течение месяца будет проходить для учащихся школ.
Акции, посвящённые Дню православной книги, прошли на всех коломенских приходах.
***
14 марта, в день памяти священномученика Вениамина Фаминцева, в Петропавловском храме города состоялось молебное пение святому, который родился в семье местного настоятеля. Клирик Петропавловского храма протоиерей Вадим Пирогов по окончании Божественной литургии выступил с проповедью о жизни святого.
В этот же день память священномученика Вениамина Фаминцева почтили в Крестовоздвиженском храме города. По окончании Божественной литургии настоятель священник Димитрий Медведев обратился к собравшимся с проповедью о подвиге святого.
***
15 марта в библиотеке имени Лажечникова прошла встреча студентов первого курса Коломенского аграрного колледжа с клириком Михаило-Архангельского храма священником Димитрием Шаповаловым, посвященная Дню православной книги.
***
22 марта, в день памяти преподобномученика Иоасафа (Шахова), игумен Бобренева монастыря епископ Луховицкий Петр совершил молебен у поклонного креста в селе Октябрьское (бывшее село Поповка).
За богослужением молились братия и прихожане обители. Поклонный крест установлен на месте разрушенного в ХХ в. Троицкого храма, в котором служил святой.
***
24 марта в Государственном социально-гуманитарном университете прошла встреча ответственного за религиозное образование и катехизацию клирика Троицкого храма в Щурове священника Петра Галанюка со студентами-первокурсниками. Отец Петр в формате открытого диалога отвечал на вопросы студентов о вере и Церкви.
В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
Москва
Московская духовная академия реализует просветительский медиапроект «Александр Невский», приуроченный к всероссийскому празднованию 800-летия со дня рождения благоверного князя, которое отмечается в этом году. Проект реализуется при финансовой поддержке Фонда президентских грантов.
В рамках проекта уже полгода ведётся работа над созданием интернет-портала, содержащего исчерпывающие сведения о жизни, эпохе и наследии Александра Невского. В редакционную коллегию вошли специалисты Московской духовной академии, а также представители ведущих вузов страны. Посетителям портала будут доступны анимационный фильм, аудиоподкасты, фотографии уникальных музейных экспонатов, видеолекции, игры, интерактивные тесты и карты, текстовые рубрики.
Сайт будет выполнен с учетом новейших технологий и трендов подачи информации в образовательных платформах.
В мае в Московской духовной академии будут проведены дни Александра Невского. На открытом лектории выступят ведущие отечественные историки.
Санкт-Петербург
Верхний храм Благовещенской церкви Александро-Невской лавры, посвященный святому Александру Невскому, возвращён монастырю. Распоряжение городского комитета имущественных отношений опубликовано на сайте ведомства 16 марта. В нём отмечено, что помещения храма передаются Санкт-Петербургской епархии в безвозмездное пользование. Для экспозиции Музея городской скульптуры найдено другое помещение.
В год 800-летия со дня рождения благоверного великого князя восстанавливается историческая справедливость: единственный в Лавре престол в честь её небесного покровителя возвращен монастырю.
В Александро-Невский храм назначен ключарь из числа насельников монастыря. 7 апреля, в день основания обители, в храме впервые после 88-летнего перерыва будет совершена Божественная литургия.
Здание двухэтажной Благовещенской Александро-Невской церкви — первое по времени каменное сооружение ансамбля, один из самых характерных памятников петербургской архитектуры начала XVIII века. Верхний храм был освящен 12 сентября 1724 года. В тот день сюда по указу императора Петра I были торжественно доставлены из Владимира мощи святого. В Александро-Невском храме святыня находилась до постройки в 1790 году Свято-Троицкого собора.
Нижний храм был освящен в честь Благовещения Пресвятой Богородицы 7 апреля 1725 года.
Киев
В ряде епархий Украинской Православной Церкви 21 марта состоялись многолюдные крестные ходы после праздничных богослужений в Неделю Торжества Православия. Участники шествий возносили молитвы о мире на Украине, прекращении распространения коронавирусной инфекции, процветании государства и украинского народа.
Один из самых массовых крестных ходов состоялся в Харькове. С крестом, хоругвями и чтимыми иконами духовенство и миряне во главе с митрополитом Харьковским и Богодуховским Онуфрием прошли от Благовещенского кафедрального собора к Покровскому мужскому монастырю. На монастырской площади был совершен молебен.
Крестный ход при участии около 5000 человек прошёл в Черкассах. Во главе шествия священники несли ковчег с частицами мощей, образ Божией Матери «Черкасская», иконы преподобномученика Макария, новомучеников и исповедников Черкасских, другие святыни. Верующие вознесли молитвы возле часовни Новомучеников и исповедников Черкасских, у креста жертвам голодомора и политических репрессий, возле Спасской церкви и памятника святителю Луке Крымскому. Завершилось шествие архиерейской молитвой возле кафедрального собора.
Несколько тысяч верующих объединил крестный ход в Запорожье. Главными святынями шествия стали чудотворные иконы Божией Матери – «Песчанская» и «Самарская-Запорожская». Возглавил крестный ход митрополит Запорожский и Мелитопольский Лука. Верующие прошли от храма благоверных князя Петра и княгини Февронии Муромских к Покровскому архиерейскому собору. В руках они несли не только святыни, но также плакаты с надписями в защиту Украинской Православной Церкви и своей веры.
Многолюдный крестный ход в Кременчуге возглавил митрополит Кременчугский и Лубенский Николай. Верующие с преднесением креста и икон прошли от Свято-Троицкого храма до площади Победы, где был совершён молебен.
Торжественное шествие в Сумах возглавил митрополит Сумской и Ахтырский Евлогий. С церковными песнопениями и молитвой верующие прошли от Спасо-Преображенского кафедрального собора до поклонного креста на площади Независимости. Здесь после молебна архиерей окропил верующих освященной водой.
Крестный ход в Бердянске возглавил архиепископ Бердянский и Приморский Ефрем. В процессии от Никольского храма до кафедрального собора Рождества Христова приняли участие сотни верующих. С молитвой на устах они пронесли по улицам города особо чтимые в Бердянской епархии иконы Божией Матери, а также иконы с частицами мощей святых.
Крестные ходы в Неделю Торжества Православия в епархиях Украинской Православной Церкви состоялись по благословению Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия. В день праздника многие общины совершили крестные ходы вокруг своих храмов. В связи с ухудшением санитарно-эпидемиологической обстановки в большинстве епархиальных центров Украинской Православной Церкви молитвенные шествия были перенесены на послепасхальный период. В частности, в Киеве, в связи с введением локдауна, крестный ход был перенесён с 21 марта на более поздний срок.
По сообщениям информагентств
Слово пастыря
Тайная вечеря
Мы собрались на Тайную Вечерю Христову, чтобы вместе с апостолами причаститься пречистого Тела и честной Крови Христа Спасителя, чтобы сделаться общниками Божества, чтобы Тело Бога воплотившегося стало нашим телом, и Кровь Его стала нашей кровью.
«Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает и Аз в нем». В этих словах Господь говорит нам о двух вещах: о Его пребывании в нас и о нашем бытии в Нем. Господь пребывает в нас, потому что Он стал человеком, принял человеческую плоть. В воплощении Своем Он принял плоть не абстрактного человечества, но каждого конкретного человека: Он принял плоть каждого из нас. А мы пребываем в Нем, потому что принимаем в себя Его плоть – человеческую плоть воплотившегося Сына Божия, ту самую плоть, которую Он воспринял от нас, но которая, соединившись с божеством Его, стала всецело обоженной. Через это взаимное причастие мы становимся «в Нем», а Он – «в нас»: происходит сущностное, онтологическое соединение между нами и Богом. Преграда между Богом и людьми, созданная руками человеческими, разрушена руками Божиими; она разрушена Воплощением Бога и Его Тайной Вечерей, когда Он предложил нам Самого Себя в пищу и питие.
В каноне Великого Четверга, который читался на утрени, мы слышали: «Господь Сый всех и Зиждитель Бог, созданное безстрастный обнищав, Себе соедини, и пасха за яже хотяше умрети Сам Сый, Себе предпожре: ядите, вопия, Тело Мое, и верою утвердитеся». Смысл этих слов следующий: «Господь, Создатель вселенной и каждого человека, обнищал до принятия на Себя нашей человеческой плоти и тем самым соединил нас с Собою, принес Себя в жертву за нас как новая Пасха. Он говорит нам: вкушайте тело Мое и утверждайтесь верою» – верою в то, что наше спасение совершено Христом, верою в то, что пропасти, отделявшей человека от Бога, больше не существует, верою в то, что, причащаясь Тела и Крови Христа, мы соединяемся с Богом телесно и духовно.
Первым причастником Бога была Пресвятая Богородица. Когда Господь воплотился, Он вошёл во чрево Пресвятой Девы, и Она приняла в Себя Плоть воплотившегося Бога. Об этом говорится в каноне Великого Четверга: «Всевиновная и подательная жизни безмерная Премудрость Божия созда храм Себе от чистая неискусомужная Матери, в храм бо телесно оболкийся славно прославися Христос Бог наш», – то есть «Премудрость, Которая сотворила мир, Которая есть причина всего и подательница жизни, создала Себе храм в Пречистой и не познавшей мужа Деве». Не случайно, когда мы готовимся ко Святому Причащению и когда благодарим по Святом Причащении, мы обращаемся в молитве не только к Господу, но и к Его Пречистой Матери, потому что Она стала первым храмом, в который вселилось Божество. Вслед за Ней принимаем мы внутрь себя воплотившегося Бога, становясь причастниками вечной жизни, небесного хлеба, нового пития и новой Пасхи, которая есть Сам воплотившийся Господь Иисус Христос.
В причастии Святых Христовых Тайн мы становимся, по учению святителей Иоанна Златоуста, Кирилла Александрийского, преподобного Симеона Нового Богослова и других отцов Церкви, «сродниками» Бога, «сотелесниками», единокровными Ему, становимся братьями и друзьями Бога. Причащаясь, мы становимся «богоносцами» и «христоносцами», по выражению святого Игнатия Антиохийского. Причащение ведёт нас к спасению и обожению, о чём сказано в каноне Великого Четверга: «Рекл еси другом, Христе: Аз глаголю: питие новое во Царствии Моем пити имам, якоже бо Бог с вами боги буду». Господь стал реальным человеком и через восприятие на себя реальной человеческой плоти Он обожил наше человеческое естество. Именно поэтому, причащаясь Святых Христовых Тайн, мы становимся по благодати тем, чем Он является по природе, становимся «богами по благодати».
Преподобный Симеон Новый Богослов, вернувшись однажды в келию после причастия, увидел, что руки его стали руками Божиими и всё его тело стало Телом Божиим, и всякая частица, всякая клеточка его земного, человеческого тленного тела соединилась с Божеством и сделалась пронизанной Божественным светом. Не случайно, готовясь ко Святому Причащению, мы читаем молитву преподобного Симеона «От скверных устен, от мерзкаго сердца, от нечистаго языка, от души осквернены…». Именно его словами мы молимся, когда готовимся к тому, чтобы тело, душа и сердце наши стали храмом Божества. Это его мы просим, чтобы он помог нам хотя бы в какой‑то степени быть такими, каким был он, потому что причащение и обожение даётся тем, кто причащается достойно, а для тех, кто причащается недостойно, причастие бывает «в суд и осуждение».
Кто же причащается недостойно? Это те люди, которые сознательно нарушают заповеди Божии, противятся уставам Церкви, приходят в храм Божий и принимают в себя Святые Тайны, но в сердце своем носят злобу против ближних. Именно таким недостойным причастником был Иуда. Он присутствовал на Тайной Вечери, но «егда славнии ученицы на умовении вечери просвещахуся, тогда Иуда злочестивый сребролюбием недуговав омрачашеся». Подходя к Святой Чаше, мы должны помнить, что, как говорит святой апостол Павел, «ядый и пияй недостойне, в суд себе яст и пиет, не рассуждая Тела и Крове Господних». Мы должны помнить, что, принимая в себя Тело и Кровь Бога, мы берём на себя великую ответственность за собственное будущее. Ибо, если не будет через нас «святиться» Имя Божие, если Тело и Кровь Христовы, которые мы принимаем как свет, станут для нас огнём попаляющим, тогда горе нам, потому что уподобимся мы Иуде-предателю.
Разве не в том смысл адских мучений, что человек находится с Богом, но само присутствие Бога становится для него непереносимой тяжестью и мукой? И не было ли такой именно невыразимой мукой для Иуды само присутствие на Тайной Вечери? Ведь душа его была раздвоена: какой‑то частью души он, может быть, ещё оставался с Господом, другой же частью уже отдал себя диаволу; сидя за одним столом с Учителем, он уже вынашивал в сердце замысел предать Его.
Об этом страшном уроке мы не должны забывать. Даже если мы причащаемся часто, даже если внимательно готовимся к причастию, мы должны помнить о том, что раздвоенность в деле Божием недопустима. И подходя к Святой Чаше, мы должны всем сердцем, всем умом, всем своим существом и даже телом желать соединения с Господом. Мы должны желать всю жизнь отдать Богу, каждое дыхание, чувство, каждую мысль, каждое действие посвятить Ему. Только тогда мы будем достойными причастниками, только тогда, подобно Пресвятой Богородице, станем храмом Божества, только тогда удостоимся обожения, к которому каждый из нас предназначен.
Об этом обожении и говорит нам вся сегодняшняя служба. Причащаясь Тела и Крови Христовых под видом хлеба и вина в настоящей жизни, мы надеемся, что в будущей жизни причастимся Бога ещё полнее, ещё совершеннее. Как мы будем петь в пасхальную ночь: «Подавай нам истее Тебе причащатися в невечернем дни Царствия Твоего».
Блаженство рая и состоит в том, что люди пребывают в Боге и Бог в них, и это соединение с Ним является для них источником непрестанной радости, неисчерпаемого ликования, невыразимого блаженства. Что же касается тех, кто не удостаивается этого блаженства, то Бог пребывает в них, но они – вне Его, и именно это становится для них источником непрестанного мучения.
Будем помнить обо всём этом и, причащаясь Святых Христовых Тайн, будем «рассуждать» о Теле и Крови Господних. Будем готовиться ко Святому Причащению не только соблюдением поста и вычитыванием молитв, но прежде всего всей нашей жизнью, всеми нашими делами, посвящением самих себя Богу. Приняв же в себя Святые Тайны, будем носить их в себе достойно, с осторожностью, с благоговением, подобно тому, как Пресвятая Богородица носила во чреве Своём младенца Христа. Будем просить Бога о том, чтобы нам до конца земных дней причащаться Святых Христовых Тайн, чтобы в смертный наш час мы не лишились Святого Причастия и чтобы в вечной жизни удостоились причащаться Бога «в невечернем дни Царствия Его».
Митрополит Иларион (Алфеев)
ЦЕРКОВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ
Продолжается Великий пост – самое благодатное время в году для покаяния и духовного обновления.
3 апреля – Суббота. Поминовение усопших.
4 апреля ** – Третье воскресенье Великого поста, Крестопоклонное.
Накануне вечером в храмах совершается торжественный вынос креста и поклонение ему.
7 апреля**– Благовещение Пресвятой Богородицы.
10 апреля – Суббота. Поминовение усопших.
11 апреля** – Четвертое воскресенье Великого поста. Память преподобного Иоанна Лествичника (649).
14 апреля – Стояние Марии Египетской.
В этот день вечером в храмах читается полностью Великий покаянный канон Андрея Критского и житие преподобной Марии Египетской. А 15 апреля утром служится Литургия Преждеосвященных Даров.
17 апреля – Похвала Пресвятой Богородицы. Суббота акафиста.
Накануне вечером в храмах читается акафист Пресвятой Богородице.
18 апреля** – Пятое воскресенье Великого поста. Память преподобной Марии Египетской.
22 апреля – Память коломенского новомученика Гавриила Фомина (1942).
Гавриил Харитонович Фомин родился в 1882 г. в селе Ивачево Зарайского уезда. В 1925-26 гг. жил в с. Городец Коломенского района и помогал священнику местной Никольской церкви. Пострадал за Христа – был заключен в концлагерь, где умер от болезни 22 апреля 1942 г.
23 апреля – Память коломенского новомученика Димитрия Вдовина (1942).
Дмитрий Михайлович Вдовин родился в 1883 г. в Коломне. В 1920-х годах был старостой Успенского собора Коломны, а затем храма Троицы-на-Репне. Пострадал за веру Христову – скончался от туберкулеза в концлагере 23 апреля 1942 г.
24 апреля – Лазарева суббота.
25 апреля** – Вход Господень в Иерусалим. Вербное воскресенье.
26 апреля – 1 мая – Страстная седмица.
Эта неделя посвящена воспоминанию последних дней земной жизни Спасителя. В понедельник, вторник и среду служится Литургия Преждеосвященных Даров.
29 апреля – Великий Четверг.
В этот день на Литургии и накануне вечером вспоминается Тайная Вечеря, когда Господь Иисус Христос совершил Таинство Святой Евхаристии – Причастия.
30 апреля – Великая Пятница.
Накануне вечером в храмах читаются фрагменты Евангелий, повествующие о страданиях Христа. В Великую пятницу Литургия не совершается. Утром читаются часы. Днём из алтаря на середину храма выносится Святая Плащаница – символ снятия Спасителя со креста и положения Его во гроб. Вечером Плащаница обносится со скорбным крестным ходом вокруг храма, знаменуя погребение Христа.
1 мая – Великая Суббота.
Литургия в этот день особая. Она уже возвещает о Христовом Воскресении.
2 мая – Светлое Христово Воскресение! ПАСХА!
Примечания:
* – На утрене совершается полиелейное богослужение.
** – Накануне вечером совершается всенощное бдение.
( ) – Дата празднуемого события или кончины святого.
Жизнь с Богом
ВНИМАТЕЛЬНЫЙ СТАРЕЦ
В этом году исполнилось двадцать пять лет со дня кончины замечательного подвижника – ярославского старца архимандрита Павла (Груздева).
Среди подвижников благочестия прошлого столетия образ архимандрита Павла (Груздева) отличается особым колоритом. Стоит только заглянуть в дневниковые записи великого старца, чтобы понять, что истинная святость не вписывается в узкие рамки каких-либо формул или определений, но являет миру нечто большее – порой непонятную, иногда трудно узнаваемую истинно-христианскую свободу в Духе. И, наверное, для многих из нас составит немало труда распознать в простых заметках батюшки величие христианского духа. На первый взгляд может показаться, что речь идёт здесь о вещах, далёких от духовных идеалов: «1965 год. Картошка гнилая, лук сопрел, помидоры сгнили, и рыжков нет, а белые белки сожрали, а огурцы и не цвели… 1967-й. Небывалой год, год изобилия плодов, год прекрасной погоды, а урожай – стопудовой, а картофью, ой, батюшки! поди и не съесть. Ой, а огурцов, а помидор! Дак ведь все на корню вызрели, и ни один не сгнил…».
Ещё можно вспомнить песню про колорадского жука, сочинённую батюшкой, его забавные истории, приводившие в восторг тех, кто собирался послушать старца. Тем не менее, весёлый, порой даже смешной образ архимандрита Павла никогда не искажал правды, не отвлекал от реальности, но и сегодня продолжает напоминать о главном, напоминать об истинности Евангелия, его актуальности и в нашей обыденной жизни.
Если прислушаться к рассказам отца Павла, то в них можно заметить яркую черту – здесь мы всегда встречаем конкретных людей, здесь нет безликих образов. Чего только стоят лагерные друзья батюшки: отец Анатолий Комков, мать Нина, Шурка Дельцов, Мишка Соутин, Гекзария, Кодрат Федорович… Их истории не вошли в книги, они не совершали героических подвигов, но для батюшки каждый человек, вошедший в его жизнь, даже случайно, мимолётом, всегда обретал конкретные очертания, становился близким и дорогим. Внимания отца Павла хватало для каждого. И это был действительно дар от Бога – всмотреться в лицо каждого человека, встретившегося на жизненном пути, найти для него особое место в памяти и пронести его образ через всю жизнь. Этот урок дорогого батюшки для нас особенно важен: он знал цену человеку, никем не пренебрегал! И к судьбе каждого, обращающегося к нему за помощью, батюшка относился со всей серьёзностью, он не брался судить, что для человека мелочь, а что действительно важно, но сопереживал даже в самых обыденных проблемах. Вот и писали архимандриту Павлу письма с самыми разнообразными просьбами, и молился он и о курочках, и о коровке, как о самых важных для жизни вещах. И в этом удивительном внимании к каждому человеку отец Павел был совершенно чужд суетной мелочности, поскольку всё творил ради исполнения заповеди Спасителя о любви к ближнему.
На евангельский пример такого отношения к ближним в своё время указывал митрополит Антоний Сурожский в толковании Евангелия об исцелении гадаринского бесноватого. Владыка, в частности, обращал внимание на «замечательную черту во Христе», когда «Он, казалось бы, забывает обо всём, потому что перед Ним одна конкретная нужда, один конкретный страдалец: этого достаточно, чтобы Он обратил на него всё Своё божественное и человеческое внимание». Этот евангельский урок вполне усвоил старец, явив миру образ истинного исполнения заповеди о любви к ближнему.
«Спасибо тюрьме!» – приговаривал отец Павел. Для нас эта фраза может показаться совсем непонятной, к тому же, если речь идёт о советских лагерях, где погибло столько подвижников благочестия. Но в жизни будущего старца лагерные годы оставили особый след. Из рассказов самого отца Павла мы видим, что тюрьма научила его единственному – ценить главное, во всех обстоятельствах находить средство для спасения человека, возможность приблизиться к его душе. Он научился не бояться жизненной грязи, не обращать внимания на внешние обстоятельства, форму, но всё преодолевать чистотой истинной цели – всегда стремиться к Богу, остальное – не страшно. Это и есть евангельская простота – преодоление страха перед миром с помощью страха Божия. Это долг каждого христианина, запечатлённый в апостольском приветствии: «Радуйтесь!». Нам бы веру сохранить, а мира чего бояться.
Слова отца Павла воспринимались совершенно по-разному: кого-то его ответы шокировали, кому-то речи батюшки показывались дерзновенными, даже самоуверенными. Старец любил повторять: «А я всех люблю, верующих и неверующих – всех под одну гребёнку!». В его рассказах и поучениях можно встретить и коммуниста, который «жил по Христу», и священников, которых батюшка строго предостерегал: «Попы, не кощунствуйте!». Но во всём этом проявлялось не человеческое своеволие или гордое самомнение. В речах старца, в его образе миру являлась истинная свобода в Духе. Для нас же этот пример христианской свободы тем более важный, что свои силы он черпал в Церкви, в Её Таинствах! Ведь именно эти моменты – когда им, узникам лагеря, удавалось приобщиться Тела и Крови Христовых, отец Павел вспоминал с особым трепетом, заключая: «…Уж теперь хоть и на расстрел – приобщились Святых Христовых Таин». Нам же порой приходится слышать немало упреков в сторону Православной Церкви, что Она «убивает свободу», «углубилась в мертвую букву закона» со своими правилами и предписаниями. Как бы в ответ на эти обвинения звучит ласково-шутливый голос истинного пастыря: «Ты лучше молочка постом выпей, да человека не ешь»!..
Перечислив урожай «небывалого» 1967 года, отец Павел на той же странице раскрывает смысл своих наблюдений: «Как ни живи, а умирать обязательно надо. Приведи, Господи, умереть христианской кончиной, и чтобы помянули добрым словом. Да я сроду никому не желаю плохого, а Церковь с детства люблю как родную мать, а кому Церковь не мать, тому и Бог не Отец».
В этих словах нам является пример истинной веры. Отец Павел верил в Бога, Который ради нашего спасения претерпел Крест и любовь Которого к нам неизмерима. А значит, всё необходимое для нашего спасения Господь дал нам в нашей жизни, какой бы она ни была. Нам не нужно куда-то бежать, где-то искать, всё важное рядом с нами, стоит просто быть внимательным, стоит верить в Бога, Любящего нас! Батюшка жил именно этой, ближайшей обыденной жизнью, всецело доверяясь Богу, воспринимая все жизненные обстоятельства как дар Божий, и Господь не посрамил его веру, обильно наделив старца дарами прозорливости, исцеления, рассудительности. Внимательный старец простотой веры преодолевал обыденную суету и в каждом встречном человеке видел целую историю жизни, достойную уважения, в каждом факте усматривал действие Промысла Божия и умел благодарить Творца за самые маленькие радости. Он, вдохновляясь тем, что Господь посылал ему в жизни, всегда вдохновлял ближних. И с удивительной силой убедительности и сегодня для нас звучат его слова, выражающие его путь ко Христу: «Не живи, как хочется, а живи, как Бог велит».
Роман САВЧУК
ПРАВОСЛАВИЕ.РУ
Духовная поэзия
Милосердный Отец
Милосердный Отец, слаб и немощен я.
Как несчастный слепец, я хожу без Тебя.
Ты мой ум просвети благодатью живой,
Дай мне радость в пути по пустыне земной.
Пред Тобою, Отец, я склоняюсь с мольбой
И пришёл в Твой чертог с обнаженной душой.
Видишь язвы мои – они страшно болят.
И страданья от них о грехах говорят.
Ты блуднице простил, пощади и меня,
Хоть я тяжко грешил до последнего дня.
Я омою свой грех покаянной слезой,
Буду жить ради тех, кто обижен судьбой.
Заплачу во сто крат, кто обижен был мной.
Пусть не плачет мой брат, не тоскует душой.
До конца моих дней буду ближним служить
И, как Ты, их Отец, милосердно любить.
А теперь каюсь я пред Тобою, Творец,
Пощади Ты меня, Милосердный Отец.
И чтоб весь целиком я Твоим был рабом,
Чтоб меня не увлёк этой жизни поток,
Хоть я тяжко блуждал естеством и душой,
Твой закон нарушал дерзновенной рукой.
Из нужды-нищеты мне исход укажи
И в несчастье-беде Ты меня поддержи.
Ты создал всё вокруг, в том числе и меня,
Ты же знаешь, Отец, я ничто без Тебя.
Сколько раз я, Отец, про Тебя забывал,
Сколько раз падал я, сколько Ты поднимал.
Грешен я пред Тобой, – мирозданья Творец,
Но молю: подожди отдавать мой венец.
Без любви ведь Твоей не смогу я дышать.
Помоги мне, Отец, адских мук избежать.
Помоги выполнять только волю Твою,
Чтоб Тебя, мой Отец, вечно видеть в раю.
ЧУЖАЯ БОЛЬ
Мы на земле живём, как будто бы играем.
Вся наша жизнь проходит в суете.
Чужую боль порой не замечаем
И голоса, зовущие в мольбе.
Пока мы живы, можно всё исправить.
Суметь помочь тем, кто в беде.
Они для нас – ступени в Рай,
И строить надо их, пока мы на земле.
Подай нам, Боже, разум исправления,
Дай сердцем вся и всех простить,
Просить прощенья, стоя на коленях.
Тебя, наш Бог, за всё благодарить.
Вся наша жизнь дарована нам Богом,
И каждому своя тропинка и овраг:
Кому-то – длинная-длинная дорога,
Кому-то – миг, исчезнувший во мрак.
Мы можем всё успеть, пока мы живы,
Увидеть боль в измученных глазах,
Любовь вернуть, которой мы лишились,
Исправить свет на жизненных холстах.
Протоиерей Александр СТАРОСТЕНКО
ЕЛЕЙ
Что ни день, то новое падение.
Господи, пока я не в гробу,
Крестиком на всенощное бдение
Милостью помажь мою судьбу.
Страсти, что кобылы без уздечки,
С норовом таким не слажу я.
Господи, помажь моё сердечко
Маслом от лампады Твоея.
Душу погрызут грехи, как мыши.
Через покаянье пожалей.
Господи, услышь меня, услыши,
Милости пролей на мя елей.
Протоиерей Андрей ЛОГВИНОВ
«УСТА МОЯ ВОЗВЕСТЯТ ХВАЛУ ТВОЮ»
8 марта в конференц-зале конькобежного центра «Коломна» торжественно завершился III фестиваль церковного чтения благочиний церквей г. Коломны и Коломенского округа. Более подробно об этом событии мы попросили рассказать руководителя школы церковного чтения и одного из главных организаторов фестиваля Светлану Геннадиевну ФЕДЧЕНКО.
– Как проходил фестиваль в условиях пандемии?
– В этом году основной этап фестиваля проходил дистанционно. Участники присылали видео своих выступлений. Жюри 23 февраля просматривало все записи и подводило итоги.
– Сколько было участников? Какие задания они должны были выполнить?
– В этом году в фестивале приняли участие 48 человек.
Каждый участник выбрал фрагмент любого текста, читаемого за богослужением (это были апостольские послания, праздничные паремии, фрагменты канонов, псалмов и молитв), затем сделал видеозапись своего чтения, как на церковной службе (не более 2 минут). Но это не всё. Надо было осмыслить этот текст и лаконично изложить своё понимание, записав объяснение на видео (не более минуты). Поверьте, это непросто. Участникам пришлось узнать нечто новое о знакомых текстах, подправить собственное чтение. Некоторые испытывали волнение перед камерой и неожиданно сбивались, так что приходилось и волю проявлять, и собранность, и решимость, и усердие.
– Вы как-то разделяли участников по возрасту, по опыту церковного чтения?
– Да, конечно. Среди участников было 14 человек, которых можно назвать основными чтецами. Они опытные, много лет читают в храме на богослужении, причём любые тексты без предварительной подготовки, поэтому мы их выделили в отдельную группу. Кстати, их возраст – от 20 до 57 лет.
Но нельзя же было обойти вниманием тех, кто только начинает читать на церковной службе. 34 участника освоили пока лишь некоторые тексты и начали их читать на богослужении. Этих чтецов мы разделили на возрастные группы: 9-13 лет, 14-19 лет, 20-40 лет, 41+ (оказалось, по факту, до 60 лет). Так справедливее было оценивать их выступления. Все возрастные группы получились по 8-9 человек.
– Есть убеждение, что чтецы – это только ребята или мужчины…
В последние два десятилетия это мнение теряет свою незыблемость. Да и в советский период часто бабушки («белые платочки», по выражению Святейшего Патриарха Алексия II) читали в храмах. Это было вынужденно, конечно. Где же было при богоборческом режиме мужчин-то взять? А сейчас всё больше девушек желают активно участвовать на богослужении, хотя бы посредством чтения, ведь петь – не всякому дано. Не поленилась и посчитала: из сорока восьми участников – четырнадцать прихожанок разного возраста. Думаю, не все девушки коломенских храмов приняли участие в фестивале. Реально эта цифра больше. Только в моем приходе три девушки, читающие на богослужении, по разным причинам не участвовали в нашем фестивале. Да и я тоже не участвовала…
– Чтецы – это в основном молодёжь?
– Не обязательно, хотя молодых много. Если считать, что молодёжь – это от 18 до 35 лет, то среди участников фестиваля их было 13 человек, детей и подростков – 17. А вот людей, которым за 35, было много. Даже в Школе церковного чтения учащихся этого возраста из двадцати одного – пятнадцать человек.
– Чем можно объяснить столь почтенный возраст учеников Школы?
– Желанием послужить Богу. Всё в жизни уже как-то «устаканилось», вошло в определенную колею, люди меньше суетятся, больше осмысляют, задумываются, чётче выстраивается система ценностей и приоритетов – и для обучения церковному чтению, оказывается, можно найти время. Чтение на богослужении погружает в молитву и приближает человека к Богу – кто это попробовал, тот уже не откажется, наоборот, постарается найти время.
– Это всё-таки конкурс или фестиваль?
Хочу подчеркнуть, что мы проводим именно фестиваль церковного чтения. Это сознательный уход от формата конкурса. Во-первых, «все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь», поэтому единые критерии, как на музыкальном конкурсе, ко всем применить нельзя. Способности и возможности у всех тоже разные. Никого не хочется обижать, напротив, хочется проявить христианскую любовь и поддержать всех чтецов наших храмов! На фестивале нет и не может быть проигравших!
– Кто был в жюри III фестиваля? Как оценивались участники?
– По благословению нашего благочинного владыки Петра в состав жюри вошли: протоиерей Николай Качанкин, священник Александр Державич, протодиакон Димитрий Соловьев и я, как преподаватель Школы церковного чтения.
Перед нами стояла непростая задача: нужно было по мере прослушивания определить то лучшее, что было в чтении конкретного участника, чтобы присвоить ему номинацию, характеризующую его чтение. Например, «Молитвенность», «Благолепие», «Мелодичность», «Ровная интонация», «Сопереживание», «Динамика и энергия» и другие, и даже вполне экзотичная, но такая реальная – «Опыт – сын ошибок трудных».
Семнадцать участников фестиваля были удостоены членами жюри специальных дипломов «За лучшее объяснение богослужебного текста», причём среди них есть и дети. Постарались!
И ещё мы увидели, что есть четыре человека, чьё чтение и объяснение текстов можно показать зрителям на церемонии закрытия фестиваля как лучшее, образцовое. Причём, трое из них – учащиеся Школы церковного чтения. Опыт церковного чтения у них пока совсем небольшой, но яркий и достойный, потому и номинация у них общая – «Образцовое чтение». Двое из четырёх лучших чтецов – девушки. Все – прихожане разных коломенских храмов: Николай Пуцын, Дмитрий Ивашков, Татьяна Алёшина, Наталья Панкова.
– Какое в целом было мнение у членов жюри о чтении участников фестиваля?
– Приятно отметить, что никто не читал с ошибками. Члены жюри сошлись во мнении, что женщины в целом читают лучше мужчин, спокойнее, молитвеннее. Возможно, женщины по природе старательнее, прилежнее и очень рады своему активному участию на богослужении в новом качестве. Ещё отметили, что учащиеся Школы церковного чтения выгодно отличаются, «вышколены» в позитивном смысле слова.
– Впервые фестиваль венчала церемония закрытия в большом зрительном зале. Не все смогли посетить её 8 марта. Расскажите, пожалуйста, об этом празднике.
Во-первых, огромное спасибо генеральному директору Конькобежного Центра «Коломна» Сергею Владимировичу Орлову за предоставленную возможность провести фестиваль в уютном, приспособленном помещении. К нашим услугам – гардероб, конференц-зал со сценой и оборудованием, фойе для чаепития. Очень благодарны всем сотрудникам КЦ, добросовестно потрудившимся для нашего праздника! Во-вторых, хорошей организацией мы обязаны добровольным помощникам из волонтёрского корпуса «Живу спортом» и волонтёрам благочиния г. Коломны.
Приятной неожиданностью стало для нас появление главы Коломенского городского округа Дениса Юрьевича Лебедева. Он обратился к гостям и участникам фестиваля с приветственным словом, очень сердечным, добрым и позитивным.
На церемонии закрытия фестиваля лучшие чтецы продемонстрировали свои умения: прочитали короткие фрагменты своих текстов и объяснили их; выступили музыкальные коллективы: «Эстетик Band» с песней «Город золотой», хор православной гимназии святителя Филарета Московского г. Коломны (Щурово) (руководитель П.О.Фёдоров) с произведениями «Величаю тебя, Боже» и «В горнице», а также студентка-гитаристка 1 МОМК г. Коломны с композицией «Эль вита».
В этом году мы пригласили на церемонию закрытия фестиваля кандидата богословия протоиерея Сергия Маркевича, автора книги «Осмогласие киевского распева: история, современность и пути возрождения». Он поделился с нами мыслями о церковно-художественной литургической культуре, о видах богослужебного слова. В ходе мастер-класса, участниками которого стали священник Димитрий Медведев, диакон Олег Гаврилин, чтец Александр Кузнецов, практикующие чтецы: Иван Хохряков, Николай Пуцын, Антон Острогов, – отец Сергий наглядно продемонстрировал разницу церковного прочтения отдельных текстов богослужения.
– Большая часть организационных и иных забот легла на Ваши плечи, а кто помогал Вам?
– Без нашего благочинного епископа Луховицкого Петра ничего бы не было. Владыка благословлял все этапы, подсказывал решения, плотно курировал, пригласил Дениса Юрьевича и о. Сергия Маркевича. Оборудование фестиваля, обеспечение волонтёрами, закупка подарков для участников и музыкантов, организация чаепития с блинами и фотосъёмки – это была забота помощников благочинного священника Илии Лукьянова и протоиерея Георгия Муравлёва. Всю техническую поддержку осуществил информационный отдел прихода Троицкого храма в Щурове (ответственный Михаил Позвонков).
– Если сравнить этот фестиваль с предыдущими…
– Возросло количество участников (на первом фестивале было 16 человек, на втором – 37, а на третьем – 48) и зрителей (230 человек, в прошлом году – около ста). Дистанционный формат основного этапа позволил охватить большее количество чтецов. Более масштабной стала церемония закрытия фестиваля. Наконец-то удалось реализовать давнишнюю идею с чаепитием благодаря приходским активам Успенского кафедрального собора, Михаило-Архангельского и Иоанно-Богословского храмов. Ведь 8 марта в этом году – первый день Масленицы! Блинов напекли 450 штук. А вот атмосфера не изменилась: так же приятно, радостно, «сделано с любовью». Приходящие в зал имели возможность на большом экране посмотреть фотографии прошлогоднего фестиваля с добрыми, радостными лицами участников и гостей (слайд-шоу под приятную, позитивную музыку Алексея Рыбникова «Аллилуйя любви»), и это уже настраивало на мажорный лад, вызывало ответные улыбки. Тем более после пандемии все насиделись дома, соскучились по общению, рады были встречам со знакомыми людьми.
Заключительное слово нашего владыки Петра было тоже исполнено любви и благопожеланий всем собравшимся. Думаю, момент получения диплома и книги-подарка из рук владыки запомнился каждому участнику фестиваля! Согласитесь, не рядовое событие.
– Как отозвался фестиваль в сердцах зрителей и участников?
– Самые разные люди благодарили нас за такой праздник церковного чтения! Понравилось участие музыкантов на торжественном закрытии. Многие оценили выступления лучших чтецов, особенно объяснение ими малопонятных богослужебных текстов. Практически всех (и чтецов, и просто зрителей) не оставило равнодушным выступление нашего гостя протоиерея Сергия Маркевича и его ценный мастер-класс: узнали что-то новое для себя, некоторые чтецы уже скорректировали собственное чтение.
Участники получили, кроме дипломов с индивидуальными номинациями, книгу «Ларец слов» священника Антония Борисова: в ней столько удивительных историй о словах церковнославянского языка!
Позволю себе процитировать некоторые отзывы, которые нам присылали.
«Спасибо за приглашение! Узнала много интересного, чтение такое глубокое и красивое! Спасибо за ваш труд и возможность прикоснуться к духовному миру! Где бы я ещё узнала столько о церковном чтении?!» (Анна, 17 лет, не чтец).
«Событие, конечно, грандиозное для Коломны. Такие фестивали помогают увидеть единомышленников, дают силы идти дальше, возможно, поспособствуют поддержанию огонька веры в детях» (Светлана, мама участника фестиваля).
Знаете, на мой взгляд, праздник удался! Все уходили довольные, радостные, благодарные. После таких фестивалей остаётся «приятное послевкусие».
– Благодарим Вас за этот огромный и важный труд. И до нового фестиваля!
Беседовал И.Александров
Дорога к храму
НА Страстной седмицЕ
Страстная неделя – неповторимое время, которое с особым трепетом почитают все христиане. Почти две тысячи лет назад в эти дни Христос пришёл в Иерусалим, чтобы пострадать, принять крестную смерть и воскреснуть. Ради спасения всего мира.
Церковь составила замечательные молитвы, гимны и целые службы, в которых переживаются все грани тех трагических и судьбоносных минут.
Первые три дня Страстной седмицы Церковь вспоминает последние притчи и поучения, произнесённые Спасителем при Его земной жизни. В них сосредоточена вся суть христианского вероучения.
В эти дни прочитывается вся Псалтирь и всё Евангелие (за исключением страстных отрывков, которые читаются в четверг вечером). Также в эти дни совершается Литургия Преждеосвященных Даров.
А ещё у понедельника, вторника и среды – общий тропарь. В церковной традиции так называют небольшой гимн, в котором отражён главный смысл того или иного праздника. Тропарь первых трёх дней Страстной седмицы – «Се Жених грядет в полунощи». В нём преломлён сюжет притчи о десяти девах, которые по-разному встретили жениха. Он учит нас быть всегда трезвыми, бодрыми и готовыми к встрече со Христом.
Великий Понедельник
УТРОМ: Часы. Изобразительны. Вечерня. Литургия Преждеосвященных Даров. ВЕЧЕРОМ: Утреня. 1-й час.
Главный мотив всех богослужебных текстов этого дня – личная встреча Христа и человека, а также готовность последнего к ней. В понедельник Церковь вспоминает о ветхозаветном патриархе Иосифе, которого жадные братья продали в рабство. Его издревле считали прообразом страдающего Иисуса.
В храме также читается евангельское повествование о проклятии Господом бесплодной смоковницы. Засохшее дерево символизирует душу, не приносящую духовных плодов – истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел. Из притч Спасителя особо вспоминаются истории о двух сыновьях и о злых виноградарях.
На Литургии особое место занимает чтение Евангелия, в котором приводятся слова Христа о будущем всего мира и о Его втором пришествии. Кроме Евангелия также читаются отрывки из Ветхого Завета. Главное место занимает начало книги Иова. Цитаты из этого древнего священного текста слышатся в храме почти всю Страстную седмицу, и это неслучайно. Иов считается самым совершенным праведником дохристианской эпохи, примером смирения и любви к Богу. А ещё перенесённые им страдания во многом являются прообразом страданий Господа.
Великий вторник
УТРОМ: Часы. Изобразительны. Вечерня. Литургия Преждеосвященных Даров. ВЕЧЕРОМ: Утреня. 1-й час.
Общая схема служб Великого вторника – такая же, как и в понедельник. Тексты вторника посвящены поучениям Спасителя, которые он произнёс в Храме на второй день после Своего триумфального входа в Иерусалим. Главное место занимает тема обличения фарисеев и книжников, которые после этого уже окончательно идут на разрыв со Христом и принимают решение убить Его. Особое внимание привлекают притчи о десяти девах и о талантах. Они предупреждают христиан об огромной ответственности за каждый жизненный поступок и о причинно-следственной связи в жизни человека.
Ветхозаветные тексты продолжают рассказывать о страданиях еврейского народа в египетском плену и о праведнике Иове. Все они говорят, что скорбь не напрасна, и готовят верующих к достойному соучастию в Страстях Господних.
Великая Среда
УТРОМ: Часы. Изобразительны. Вечерня. Литургия Преждеосвященных Даров. ВЕЧЕРОМ: Утреня. 1-й час.
Третий страстной день посвящён двум событиям – обеду в доме фарисея Симона и предательству Иуды. Богослужебные тексты противопоставляют блудницу, которая помазала ноги Христа благовонным миром, и ученика, соблазнившегося деньгами и выдавшего Учителя врагам.
Ветхозаветный блок продолжает рассказывать о тяжкой судьбе еврейского народа и о судьбе Иова, который на сей раз по воле Божией заболел проказой, но при этом остался до конца верным Богу, без ропота перенося страдания.
В этот день последний раз в году совершается Литургия Преждеосвященных Даров.
Великий Четверг
УТРОМ: Часы. Вечерня. Литургия Василия Великого. ВЕЧЕРОМ: Чтение 12-ти Евангелий Святых Страстей Господа нашего Иисуса Христа. Утреня Великого Пятка.
В четверг вечером Христос установил Таинство Евхаристии, в котором вот уже две тысячи лет верующие могут максимально возможным для человека образом соединиться со Христом.
В четверг служится полная Литургия Василия Великого. Она является продолжением вечерни. Наиболее важные тексты этого дня – тропарь «Егда славнии ученицы» и гимн «Вечери Твоея Тайныя». В этих удивительных по своей красоте молитвах христиане исповедают Христа Богом и просят сделать их достойными единения с Ним в Таинстве Евхаристии.
В четверг уже не читается Псалтирь (вплоть до Антипасхи) и не кладутся земные поклоны (их совершают только перед Плащаницей).
Вечером четверга, накануне Великой пятницы, совершается неповторимая по своей красоте и переживаниям служба – чтение двенадцати страстных Евангелий. В этих отрывках от начала до конца описан путь страданий, которым прошёл Христос. Во время чтения верующие стоят в храме с зажжёнными свечами. Существует традиция сохранять после окончания службы огонь этих свеч и относить его домой.
Великая Пятница
УТРОМ: Царские часы ДНЕМ: Вечерня. Вынос Плащаницы. ВЕЧЕРОМ: Утреня Великой Субботы с чином Погребения Плащаницы.
В пятницу Страстная неделя достигает своей кульминации. Этот день посвящен вспоминанию крестной смерти Иисуса Христа, снятию с креста Его тела и погребения. Поскольку Литургия считается самым торжественным богослужением, она не совершается в день смерти Спасителя в знак глубочайшего траура. Утром читаются только Царские Часы. На каждом часе положены свои Апостольское и Евангельское чтения. Мы вновь и вновь молитвенно переживаем все события суда над Иисусом.
Днём совершается особая служба, в конце которой из алтаря выносится на середину храма Плащаница – больших размеров полотнище с вышитым на нём изображением умершего Христа.
Вечером совершается Утреня Субботы с чином Погребения Плащаницы.
Все тексты молитв и Священного Писания пропитаны идеей соумирания твари своему Творцу, соучастия в Страстях. Особенно примечательны ветхозаветные чтения этого дня – отрывки книг пророка Исайи, который за 500 лет до рождения Спасителя описал Его страдания.
Утреня – по сути – отпевание Христа. Перед Плащаницей совершается пение 118 псалма, стихи которого перемежёвываются с особыми припевами, оплакивающими Спасителя. Припевы эти звучат от имени Пресвятой Богородицы.
По окончании чина оплакивания Христа Плащаницу крестным ходом обносят вокруг храма с пением погребальной молитвы Святый Боже. Шествие входит в храм, и Плащаницу подносят к царским вратам – в знак того, что Господь Иисус Христос и по Своей смерти, пребывая телом во гробе, по Божеству Своему неразлучно был «на престоле со Отцем и Святым Духом».
В конце богослужения верующие прикладлываются к Плащанице при пении стихиры Приидите, ублажим Иосифа приснопамятнаго. В этом песнопении вспоминается тайный ученик Христа Иосиф Аримофейский, который после смерти Спасителя пошёл к Пилату и попросил у него Тело Господа, которое затем предал погребению вместе с праведным Никодимом, тоже тайным Его учеником. Они сняли с Креста Тело Спасителя, обернули плащаницей и положили в новом гробе, в котором никто ранее не был погребён в Гефсиманском саду, в присутствии Богоматери и святых жен-мироносиц.
Преблагословенная Суббота
УТРОМ: Часы. Изобразительны. Вечерня. Литургия свт. Василия Великого.
Наверное, нет другого богослужения (кроме пасхального), которое сравнилось бы по красоте со службой Великой субботы. В нём присутствуют как траурные, так и праздничные воскресные черты.
После Часов и Изобразительных совершается вечерня с Литургией Василия Великого – последней в году. Её особенность – паремии – сборник 15 ветхозаветных отрывков, в которых заключаются прообразы страданий, смерти и воскресения Христа и пророчества о наступлении Царства Господа и Новозаветной Церкви. Особое место среди этих текстов занимают две огромные хвалебные песни. Одна посвящена переходу израильтян через Красное море. Другая песнь была воспета тремя еврейскими юношами, чудесно спасёнными Господом в печи, которую приказал растопить вавилонский царь Навуходоносор. Оба образа символизируют Христа, который сошёл во ад, победил диавола и вывел из преисподней всех, кто захотел пойти с Ним.
На литургии во время Великого входа вместо Херувимской песни поётся удивительный гимн: «Да молчит всякая плоть человеча и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет: Царь бо царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным. Предходят же Сему лицы Ангельстии со всяким Началом и Властию, многоочитии Херувими и шестокрилатии Серафими, лица закрывающе и вопиюще песнь: аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа».
Слушая этот гимн, мы вспоминаем, что согласно учению Православной Церкви, Великая суббота – это день, когда Господь сошёл душою во ад, проповедовал там весть о Царстве Божием и вывел души праведников на свободу, в рай.
Перед Литургией все облачения в храме заменяются с черных на белые. Суббота – окончание Страстной седмицы. Обычно после утренней службы в течение дня совершают освящение куличей, яиц и пасох. Верующие расходятся по домам, чтобы ночью собраться вместе и прославить Воскресшего Спасителя.
История коломенских храмов
ЦЕРКОВЬ МАРТИНА ИСПОВЕДНИКА
В начале ХХ века в Коломне появился храм с довольно редким посвящением – домовая церковь Мартина Исповедника при богадельне братьев Шаниных. Святой Мартин – небесный покровитель одного из основателей этого богоугодного заведения.
Богадельня имени братьев Шаниных с домовою церковью во имя святого Мартина Исповедника (1906 г.) вместе с домом призрения для детей беднейших граждан (1874 г.) и низшей ремесленной школой (1876 г.) входила в комплекс благотворительных заведений, выстроенных на средства московских купцов Мартина Фёдоровича (+1901 г.) и Адриана Фёдоровича (+1901 г.) Шаниных. Этот комплекс занимал целый квартал между улицами Малой Запрудной, Школьной, Речной и Заставной. В наше время от этих строений в Запрудах остались только стены.
Предлагаем вниманию читателей клировую ведомость Мартиновской церкви, состоящей при богадельне Братьев Шаниных в городе Коломне Московской епархии, за 1916 год.
Церковь построена в 1907 году тщанием купцов Мартина и Адриана Шаниных.
Зданием каменная, помещенная в здании богадельни, с таковою же при ней звонницею.
Престол один в честь святого Мартина Исповедника.
Утварью достаточна.
По штату при ней положены: священник и псаломщик.
Жалования положено: 600 руб., получаемых через Коломенскую Городскую Управу с капитала, завещанного благотворителями братьями Шаниными.
Кружечных доходов с 1 сен. 1915 г. до 1 сен. 1916 года получено: 75 руб. 76 коп.
Другие источники содержания членов причта и количество поступающего от них дохода: из коломенской Городской Управы с капитала в 800 руб., положенного на хранение за поминовение получено % 30 руб. 40 коп. Содержание причта совершенно недостаточно.
Здание богадельни с домовой при ней церковью построено на коломенской городской земле.
Дома для священно и церковно-служителей на городской земле построены тщанием тех же купцов Шаниных в 1907 году и составляют собственность города Коломны.
Почтовый адрес церкви: город Коломна.
Ближайшие к сей церкви: Борисоглебская в 50 саженях.
Приписанных к сей церкви церквей и часовен нет.
Домов кладбищных и молитвенных домов, к сей церкви приписанных, нет.
Копии с метрических книг хранятся в целости с 1908 года.
Исповедные росписи находятся в целости с 1907 года.
Книги, до церковного круга подлежащие, все имеются.
Церковные деньги в целости за ключом и печатию церковною. Неподвижной суммы состоит в кредитных учреждениях 300 рублей, а билет находится в целости на хранении в Коломенской городской управе.
Имеющихся в приходе школ нет.
При церкви состоит старостою церковным Коломенский купец Павел Георгиевич Потапов, который должность свою проходит с 1907 года.
Послужные списки священно-церковнослужителей с их семействами и церковных старост и сведения о вдовах и сиротах, подведомственных церкви
Священник Сергий Викторович Добычин, 46 лет.
Имеет серебряную медаль в память царствования Императора Александра III. Имеет крест с бронзовой медалью в память 300-летия дома Романовых 1913 г. мая 6. Награжден набедренником.
Содержания от казны не получает. Получает кружечного дохода в год 56 руб. 82 коп. % в год 22 руб. 80 коп. Из Коломенской городской управы 450 рублей, а всего 529 р. 62 коп.
Из купеческого звания.
Окончил полный курс в Московской духовной семинарии. По окончании курса резолюцией Высокопреосвященнейшего Иоанникия митрополита Московского и Коломенского произведен во диакона к Воскресенской г. Коломны, что на посаде, церкви в 1891 г. окт. 4.
От сей церкви резолюцией Высокопреосвященнейшего Владимира митрополита Московского и Коломенского произведен во священника к Мартиновской гор. Коломны, что при богадельне Братьев Шаниных, церкви в 1906 г. нояб. 3.
По определению Коломенского уездного училищного совета, с утверждения епархиального начальства за № 9307, проходил должность законоучителя при младшем отделении Коломенского женского училища с 1898 г. сен. 27 по 1899 г. окт. 4.
По определению того же совета и с утверждения епархиального начальства за № 204, проходит должность законоучителя при 2-м Коломенском городском мужском начальном училище с 1899 г. окт. 12.
Совершал духовные требы и вел духовно-нравственные беседы с нижними чинами 2-й батареи 35-й Артиллерийской бригады с 1909 г. сен. 1 по 1910 г. сен. 1.
Совершал духовные требы, вел духовно-нравственные беседы и имел неослабное наблюдение в религиозно-нравственном отношении за нижними чинами 5-й батареи 35-й Артилл. бригады с 1910 г. сен. 1 по 1914 г. авг.
Вел духовно-нравственные беседы с нижними чинами 198-го заштатного батальона 10-й роты с 1915г. окт. 15 по 1916 г. окт. 15.
С утверждения помощника Попечителя Московского учебного округа за № 30364, проходил должность законоучителя низшей ремесленной школы Бр. М. и П. Шаниных с 1900 г. дек. 8 по 1910 г. авг. 25.
За допущенные неблаговидные поступки, главным образом по должности члена Совета Коломенской низш. ремесленной школы, согласно его прошению, по распоряжению Попечителя Моск. учеб. округа уволен от должности законоучителя названной школы с 25 авг. 1910 г. указом Моск. духовной консистории за № 484.
Определением Коломенского училищного уездного совета и с утверждения епархиального начальства за № 991, проходит должность законоучителя при 4-м коломенском городском женском начальном училище с 1913 г. апр. 28.
Под следствием не состоял и не состоит.
Женат, в семействе имеет жену Елизавету Ивановну, рожд. 1874 г. окт. 18, и дочерей: Валентину, рожд. 1893 г. янв. 18, состоящую учительницею в Пестриковской Коломенской земской школе с 1915 г. сент. 1; Нину, рожд. 1897 г. апр. 1, состоящую временною учительницей городской коломенской начальной школы с 1915 г. сент. 1; Софию, рожд. 1906 г. янв. 30, обучающуюся во 2-м классе коломенской женской гимназии.
Диакон-псаломщик Петр Сергеевич Протодиаконов, 39 лет.
Имеет звание учителя одноклассной церковно-приходской школы.
Содержания от казны не получает. Получает в год кружечного дохода 18 руб. 94 коп.; % 7 руб. 60 коп. Из городской управы – 150 руб., а всего 176 р. 54 к.
Из духовного звания.
Окончил курс в Московском Донском духовном училище в 1894 г. и обучался один год в 1-м классе Московской духовной семинарии. По прошению резолюцией Преосвященнейшего Нестора определен на должность псаломщика к Успенскому гор. Коломны собору 1898 г. апр. 21.
Резолюцией Преосвященнейшего Парфения по прошению переведен к Богородице-Рождественской села Образцева Богородского уезда церкви 1903 г. окт. 9.
Резолюцией Высокопреосвященнейшего Владимира митрополита Московского и Коломенского переведен на настоящее место 1906 г. нояб. 3.
Резолюцией Высокопреосвященнейшего Макария митрополита Московского и Коломенского по представлению смотрителя Коломенского духовного училища архимандрита Алексия за 12-летнюю службу при училище в должности письмоводителя рукоположен во диакона с оставлением в должности псаломщика 1914 г. апр. 28.
Под судом и следствием не состоял и не состоит.
Женат. В семействе жена Евгения Митрофановна, 39 лет, и дети: Анастасия, род. 1902 г. апр. 5, обучается в 5 классе Коломенской женской гимназии; Леонид, род. 1903 г. мая 18, обучается в Коломенском духовном училище в 4-м классе; Екатерина, род. 1904 г. ноября 5, обучается в 3-м классе Коломенской женской гимназии; Николай, род. 1914 г. нояб 9.
Церковный Староста коломенский купец Павел Георгиевич Потапов, 40 лет.
Из купцов. Из 4-го класса Коломенской гимназии. Проходит службу с 1916 г. ноября 1. На четвертое трехлетие указ Моск. духов. консистории за № 15422.
Женат. В семействе жена Клавдия Васильевна и дети: Александра, 16 лет; Елена, 11 лет; Георгий, 8 лет; София, 7 лет; Димитрий, 5 лет.
Ведомости о приходе
Призреваемых и прочих число душ муж.: 25, жен.: 72.
В том числе духовных: 4/7; дворян: 1/-; мещан: 15/53; крестьян: 5/12.
Итого: 25/72.
Священник Сергий Добычин
Диакон-псаломщик Петр Протодиаконов
Подготовил Павел ПРОШЛЕЦОВ
В.А.Никифоров-Волгин
Причащение
В Великий Четверг варили пасхальные яйца. По старинному деревенскому обычаю, варили их в луковичных перьях, отчего получались они похожими на густой цвет осеннего кленового листа. Пахли они по-особенному – не то кипарисом, не то свежим тесом, прогретым солнцем. Лавочных красок в нарядных коробках мать не признавала.
– Это не по-деревенски, – говорила она, – не по нашему свычаю!
– А как же у Григорьевых, – спросишь её, – или у Лютовых? Красятся они у них в самый разный цвет, и такие приглядные, что не наглядишься!
– Григорьевы и Лютовы – люди городские, а мы из деревни! А в деревне, сам знаешь, свычаи от самого Христа идут…
Я нахмурился и обиженно возразил:
– Нашла чем форсить! Мне и так никакого прохода не дают: «деревенщиной» прозывают.
– А ты не огорчайся. Махни на них ручкой и вразуми: деревня-то, скажи, Божьими садами пахнет, а город керосином и всякой нечистью. Это одно. А другое – не произноси ты, сынок, слова этакого нехорошего: форсить! Деревенского языка не бойся, – он тоже от Господа идёт!
Мать вынула из чугунка яйца, уложила их в корзиночку, похожую на ласточкино гнездышко, перекрестила их и сказала:
– Поставь под иконы. В Светлую заутреню святить понесёшь…
На Страстной неделе тише ходили, тише разговаривали и почти ничего не ели. Вместо чая пили сбитень (горячую воду с патокой) и закусывали его чёрным хлебом. Вечером ходили в монастырскую церковь, где службы были уставнее и строже. Из этой церкви мать принесла на днях слова, слышанные от монашки:
– Для молитвы пост есть то же, что для птицы крылья.
Великий Четверг был весь в солнце и голубых ручьях. Солнце выпивало последний снег, и с каждым часом земля становилась яснее и просторнее. С деревьев стекала быстрая капель. Я ловил её в ладонь и пил, – говорят, что от неё голова болеть не будет…
Под деревьями лежал источённый капелью снег, и чтобы поскорее наступила весна, я разбрасывал его лопатою по солнечным дорожкам.
В десять часов утра ударили в большой колокол, к четверговой литургии. Звонили уже не по-великопостному (медлительно и скорбно), а полным частым ударом. Сегодня у нас «причастный» день. Вся семья причащалась Святых Христовых Тайн.
Шли в церковь краем реки. По голубой шумливой воде плыли льдины и разбивались одна о другую. Много кружилось чаек, и они белизною своею напоминали летающие льдинки.
Около реки стоял куст с красными прутиками, и он особенно заставил подумать, что у нас весна и скоро-скоро все эти бурые склоны, взгорья, сады и огороды покроются травами, покажется «весень» (первые цветы), и каждый камень и камешек будет теплым от солнца.
В церкви не было такой густой черноризной скорби, как в первые три дня Страстной недели, когда пели «Се жених грядет в полунощи» и про чертог украшенный.
Вчера и раньше всё напоминало Страшный суд. Сегодня же звучала тёплая, слегка успокоенная скорбь: не от солнца ли весеннего?
Священник был не в черной ризе, а в голубой. Причастницы стояли в белых платьях и были похожи на весенние яблони – особенно девушки.
На мне была белая вышитая рубашка, подпоясанная афонским пояском. На мою рубашку все смотрели, и какая-то барыня сказала другой:
– Чудесная русская вышивка!
Я был счастлив за свою мать, которая вышила мне такую ненаглядную рубашку.
Тревожно забили в душе тоненькие, как птичьи клювики, серебряные молоточки, когда запели перед великим выходом: «Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими: не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзание Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедую Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем».
– Причастника мя приими… – высветлялись в душе серебряные слова.
Вспомнились мне слова матери: если радость услышишь, когда причастишься, – знай, это Господь вошёл в тебя и обитель в тебе сотворил.
С волнением ожидал я Святого Таинства.
– Войдёт ли в меня Христос? Достоин ли я? Вострепетала душа моя, когда открылись Царские врата, вышел на амвон священник с золотою Чашей и раздались слова:
– Со страхом Божиим и верою приступите!
Из окна прямо в Чашу упали солнечные лучи, и она загорелась жарким опаляющим светом.
Неслышный, с крестообразно сложенными руками, подошёл к Чаше. Слёзы зажглись на глазах моих, когда сказал священник: «Причащается раб Божий во оставление грехов и в жизнь вечную». Уст моих коснулась золотая солнечная лжица, а певчие пели мне, рабу Божьему, пели: «Тело Христово приимите, источника бессмертного вкусите».
По отходе от Чаши долго не отнимал от груди крестообразно сложенных рук, – прижимал вселившуюся в меня радость Христову…
Мать и отец поцеловали меня и сказали:
– С принятием Святых Тайн!
В этот день я ходил словно по мягким пуховым тканям, – самого себя не слышал. Весь мир был небесно тихим, переполненным голубым светом, и отовсюду слышалась песня: «Вечери Твоея тайныя… причастника мя приими».
И всех на земле было жалко, даже снега, насильно разбросанного мною на сожжение солнцу:
– Пускай доживал бы крохотные свои дни!