Февраль 2021 № 2

15 февраля – Сретение Господне,
Всемирный день православной молодёжи

СРЕТЕНСКИЙ СВЕТ

 
Словно пушинки снега –
искрами над костром, –
звоны слетают с неба
сретенским серебром.
 
Будет ли миг желанный?
Чем завершится труд?
…Ждут Симеон и Анна.
Божьего входа ждут.
 
Слышите? Дрогнут скоро
старого мира створы.
 
Сумрак отброшен тленный
радостью старика!
…Явленный Свет Вселенной
спит на его руках…
 
 
Роман СЛАВАЦКИЙ


ЕПАРХИЯ СЕГОДНЯ

По традиции публикуем статистические данные о Московской епархии по итогам 2020 года. Они прозвучали на годовом епархиальном собрании, состоявшемся в декабре в дистанционном формате.
На сегодняшний день в Московской епархии существует 51 благочиние. На 1223 приходах и в 25 монастырях совершают служение 1615 клириков. 13 отделов и 8 комиссий занимаются деятельностью в различных областях церковного служения.
В 2020 году было образовано 10 новых приходов. На сегодняшний день в Московской епархии 1690 храмов и 323 часовни.


ФЕСТИВАЛЬ «ВЕРТЕП»

8 января в Коломне в двадцать третий раз подряд состоялся традиционный Рождественский фестиваль народной музыки и театра «Вертеп».
Масштаб его в этот раз был скромнее из-за пандемии. Но всё равно коломенцы и гости города увидели и услышали кукольные народные представления, романсы и духовную поэзию.
Программу составили известные камерные и семейные театры, российские исполнители народной музыки. Это профессиональные актеры московского театра «ТриЛика» и артисты коломенского камерного театра «Пилигрим». Почетной гостьей стала лауреат фестиваля искусств «Серебряная Псалтирь», актриса театральной организации «Оранжевое небо» из Москвы Людмила Кошута.


НОВОСТИ БЛАГОЧИНИЯ

7 января во дворце культуры «Тепловозостроитель» состоялся рождественский концерт. Воспитанники центра развития культуры и искусств «Дарование» представили зрителям праздничную программу. С поздравительным словом выступил заместитель благочинного церквей города Коломны, настоятель Успенского кафедрального собора священник Илия Лукьянов.  
***
9 января в актовом зале церковно-приходского дома Троицкого храма на Репне состоялось вручение епархиальных наград. Благодарственных грамот митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия были удостоены Е.Б.Гомзина и Д.В.Никошнова, благословенной грамоты – священник Иоанн Бакушкин. Благодарственные письма от благочинного епископа Луховицкого Петра были вручены Е.В.Зиганшиной, С.О.Колоухину и Ю.Ю.Мещанову.
***

Христославы

9 января приход Успенского кафедрального собора посетили дети и родители – участники межприходского семейного центра преподобного Стилиана Пафлагонского. По окончании всенощной юные гости исполнили рождественские колядки. Настоятель священник Илия Лукьянов обратился к ребятам с приветственным словом и вручил подарки.
***
14 января в Михаило-Архангельском храме состоялось собрание методического объединения учителей основ православной культуры и духовного краеведения Подмосковья. Педагогов приветствовал настоятель Успенского кафедрального собора священник Илия Лукьянов. Методист объединения Е.А.Булгакова рассказала о результатах деятельности объединения и планах работы.
***
15 января в Серафимовском храме исправительной колонии №6 отметили престольный праздник. В этот день Божественную литургию совершили клирик Троицкого храма в Щурове священник Александр Державич и духовник исправительной колонии №6, настоятель Покровского храма Коломны протоиерей Сергий Федченко. За богослужением молились осуждённые и сотрудники пенитенциарного учреждения. Прихожане храма из числа заключённых исповедовались и причастились Святых Христовых Таин.
***
19 января в исправительной колонии №6 отметили праздник Крещения Господня. Протоиерей Сергий Федченко совершил великое освящение воды в домовом Серафимовском храме и поздравил собравшихся с праздником. Затем отец Сергий освятил помещение для проведения духовно-просветительских бесед, отремонтированное силами прихожан из числа осуждённых.
***
20 января в церковно-приходском доме Троицкого храма на Репне под председательством главного редактора, благочинного церквей города Коломны и Коломенского округа епископа Луховицкого Петра состоялось собрание редакционной коллегии православной газеты «Благовестник». Обсуждались вопросы распространения издания. Принято решение восстановить рубрику «Дорога к храму» для размещения материалов религиозно-просветительской направленности.
***
20 января состоялось собрание редакционной коллегии церковно-общественного журнала «Апостол». Его возглавил главный редактор, благочинный церквей города Коломны и Коломенского округа епископ Луховицкий Петр. Обсуждалась подготовка следующего номера издания.
***
21 января в здании Московского епархиального управления прошло собрание организационного комитета, посвящённое проведению Второго Фестиваля-конкурса духовной песни имени святителя Филарета, митрополита Московского и Коломенского. В собрании приняли участие викарий Московской епархии епископ Луховицкий Петр, заместитель министра культуры Московской области В.Ю.Лиханова. Обсуждались сроки проведения фестиваля и организационные вопросы.
***

Хиротония диакона Олега Гаврилина

24 января по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия в Михаило-Архангельском храме за Божественной литургией благочинный церквей города Коломны и Коломенского округа епископ Луховицкий Петр поставил чтеца Олега Гаврилина в иподиакона и рукоположил его в сан диакона. Владыке Петру сослужило коломенское духовенство.
***
24 января настоятель Иоанно-Предтеченского храма священник Андрей Згонников совершил освящение новонаписанных икон для иконостаса приписного Михаило-Архангельского храма, расположенного на Новом кладбище Коломны.
***

Перед входом в «красную зону»

26 января ответственный в благочиниях города Коломны и Коломенского округа за миссионерское служение, настоятель Ильинского храма священник Иоанн Бакушкин посетил пациентов, находящихся в «красной зоне» Коломенской центральной районной больницы. Отец Иоанн провел беседы с болящими, соборовал и причастил Святых Христовых Таин желающих.
***
26 января указом митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия священник Андрей Згонников освобожден от должности настоятеля Иоанно-Предтеченского храма и назначен клириком в штат Петропавловского храма.
Новым настоятелем в Городищах назначен протоиерей Сергий Кулемзин, бывший ранее клириком Богоявленской церкви.
***

28 января в Православной классической гимназии святителя Филарета Московского состоялось открытие XII Муниципальных педагогических духовно-нравственных чтений: «Александр Невский: Запад и Восток, историческая память народа». Собравшихся приветствовал ответственный в благочинии города Коломны за религиозное образование и катехизацию, клирик Троицкого храма в Щурове священник Петр Галанюк. В работе чтений приняли участие представители управления образования администрации Коломенского городского округа, методисты Учебно-методического центра «Коломна», духовенство, педагоги образовательных учреждений, которые провели тематические мастер-классы. Во время кофе-паузы учащимися Православной гимназии была представлена концертная программа. По окончании встречи состоялось подведение итогов и награждение авторов лучших работ.


Слово пастыря

НАША ВСТРЕЧА СО ХРИСТОМ

Дорогие братия и сестры! В праздник Сретения Господня мы наблюдаем трогательную картину: старец Симеон держит на своих руках сорокадневного Младенца, а святая праведная Анна пророчествует о Нём и возвещает о пришествии Владыки неба и земли. Какая радость! Какое великое и неизреченное счастье выпало на долю этих людей! За свою святую жизнь и глубокую и праведную веру в единого истинного Бога они удостоились на старости лет увидеть своими телесными очами Избавителя и Спасителя, Которого с нетерпением ожидал весь мир на протяжении многих веков и тысячелетий.
Но праведный Симеон не только видит божественного Младенца, но и с величайшим благоговением принимает его на свои старческие руки, благословляет Благословенного и в духовном восторге произносит свои замечательные предсмертные святые слова: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко… с миром…» Счастьем и миром дышат эти его последние слова! Ведь тот день, о котором ему было возвещено, что он не умрёт, пока не увидит грядущего Мессию, уже настал. Теперь он может спокойно уйти из этого мира с надеждой на своё вечное счастье за гробом.
Вникая в это евангельское повествование, каждый христианин может подумать: «Какое было бы счастье, если бы Господь благоволил мне увидеть Его, услышать Его слова, прикоснуться хотя бы к краю одежды Его или оросить Его пречистые ноги слезами своей любви и раскаяния». Но надо сказать, что мы не лишены этой возможности. Мы имеем ту же самую радость, которой достиг на склоне лет праведный Симеон Богоприимец. Среди нас и с нами всегда наш Христос Спаситель. Перед вознесением Своим Он сказал ученикам и всем Своим последователям: «Я с вами во все дни до скончания века». Слово Спасителя неложно, и обещание Своё Он исполняет.
В течение всей своей земной жизни, сколькими бы годами она ни исчислялась, в зависимости от воли Божией, мы имеем счастливую возможность встречаться с Господом и Спасителем и испытывать от этого чувство радости, мира и блаженства.
В таинстве крещения верующий очищается от грехов и возрождается к новой духовной жизни. Христос Спаситель входит в его сердце. Священномученик Игнатий Богоносец на вопрос императора Траяна, что значит «богоносец», отвечал, что носящий Христа Бога в душе своей и есть богоносец. В таинстве миропомазания человеку сообщается благодать Святого Духа, укрепляющая его в духовной жизни. После принятия такой благодати в жизни христианина постоянно происходят встречи с Богом. Чем ближе человек к Богу, чем больше о Нём думает и старается исполнить Его святую волю, Его заповеди и настойчивее к Нему стремится, тем эти встречи чаще и ощутимее.
Душа христианина встречается с Богом в час молитвы, если эта молитва искренняя, если в ней христианин открывает свою душу и сердце Господу. Искренняя молитва даёт возможность ощутить присутствие Бога. Через молитву Господь обещает послать христианину просимое: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам… Если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец, ваш Небесный даст блага просящим у Него». Постоянная молитва драгоценна для христианина ещё и тем, что помогает ему познавать Бога и Его божественные свойства, особенно то, что Бог есть любовь, любовь, которая в силу своих свойств сама ищет встречи с нами, спешит к нам на помощь – именно потому, что она любовь. Оттого-то человек, который искренно, доверительно молится Богу, ощущает неизъяснимую радость. Эта радость свидетельствует о том, что в молитве происходит встреча человека со Христом.
Мы встречаемся с Богом при совершении любого доброго дела. Когда мы делаем что-то доброе людям, то мы делаем это Самому Господу. На Страшном Суде Спаситель скажет стоящим по правую сторону Его: «Алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня… в темнице был, и вы пришли ко Мне». И спросят Его стоящие по правую сторону: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили?» А Господь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне». Святитель Иоанн Златоуст говорит, что когда мы совершаем благое дело, то рядом с нами невидимо стоит Сам Христос и принимает нашу жертву. Вот почему после всякого доброго дела, совершенного во имя Божие, в верующее сердце снисходит тихая духовная радость. Это состояние души свидетельствует, что в эти минуты она встретилась со Христом.
Когда, вспоминая о Спасителе, благословляющем на кресте Своих мучителей, вы, возвысясь над естеством, в светлом и святом порыве простите вас предавших, оболгавших, оскорбивших, – знайте, что душа ваша встретилась со всепрощающим и кротким Иисусом.
Кому из нас не ведомо особое захватывающее чувство, когда мы любуемся красотой природы, когда мы созерцаем цветущие луга, зеленеющие поля или шумящие леса, когда мы видим безбрежную морскую даль, или снежные вершины гор, или усеянный звездами небосвод? Душа наша не может не видеть во всем этом руку великого Творца и божественного верховного Архитектора. Тогда вспоминаются слова псалмопевца: «Возвеличишася дела Твоя, Господи, вся премудростию сотворил еси».
Но больше всего благодатных и радостных встреч с Господом мы имеем в святом храме Божием. Молитвы Святой Церкви, каждое действие, совершаемое во время богослужений: и благословение священнослужителя, и окропление святой водой, и помазание святым елеем, и вкушение благословенного хлеба за всенощной, и целование святого креста, святых икон – приближает нас к Богу, ибо все эти действия, освящённые Духом Святым, являются проводниками божественной благодати, соединяющей нас тесными и сладостными узами с нашим Спасителем и Богом. Оттого-то русские верующие люди любили и любят посещать святые храмы, поддерживают их своими пожертвованиями, да и сами они обновляются здесь и совершенствуются. В святом храме Господь открывает нам Свою святую волю словами святого Евангелия через пастырей Церкви, через богослужение. И во время искренней молитвы в храме наша душа ощущает особое присутствие Христа, Который сказал: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них». А здесь не только двое или трое, здесь земная, воинствующая Церковь соединяется с небесной, торжествующей. Здесь святые ангелы, здесь особый покров Царицы Небесной над нами, здесь особое присутствие Божие. Вот почему святые отцы призывают нас любить святой храм – этот рай небесный на земле, это училище благочестия, призывают постоянно посещать его и готовить в нем свою душу для вечной жизни. В храме Божием совершается величайшее из всех чудес на земле – пресуществление хлеба и вина в спасительное Тело Господа и животворящую Его Кровь. Когда мы согрешаем вольно или невольно, благодать Божия отходит от нас. И в это время Господь не оставляет нас насовсем, но призывает к Себе через таинство Покаяния. Во время чистосердечной исповеди Господь посредством свидетеля-духовника прощает нам грехи и с радостью встречает нашу душу, принимает её, как сказано: «Велика радость бывает на небесах об одном грешнике кающемся». С чистой после исповеди душой христианин не только встречается с Господом, видит Его телесными очами в пречистых Тайнах Тела и Крови, но принимает Христа Спасителя в своё сердце. В таинстве Причащения Господь входит в нашу душу, освящает, просвещает, укрепляет и приуготовляет нас для вечной жизни. Каждый, кто посещает храм, кто оставляет хотя бы на короткое время всякие житейские попечения и возносит свою душу и сердце к Господу, знает, что такое молитва и что такое храм в жизни христианина.
Дорогие братия и сестры! Это всё земные наши встречи. Но будет и последняя наша встреча со Христом для всех людей, для всего человечества. Никто этой встречи не избежит: хочет он её или нет, верует в Бога, служит Ему верно или человек этот неверующий – все предстанут пред Господом на Страшном Суде и получат воздаяние по своим делам. На земле даны нам время, силы, средства и возможности встречаться с Богом, чтобы эта последняя встреча была не страшной, а радостной и блаженной. Чтобы встретить нам радостно Господа во второе славное Его пришествие, научимся встречать Его здесь, на земле, во все праздничные дни; в храме, дома и на каждом месте, в постоянной молитве – беседе с Богом, в частом и чистосердечном покаянии, в спасительных делах веры, любви и добра, особенно в творении милостыни, в достойном причащении святых Христовых тайн. Таким образом, всю жизнь мы должны готовиться к этой встрече.
Будем и мы, возлюбленные о Господе братия и сестры, по молитвам праведного Симеона и пророчицы Анны преуспевать в вере, праведности и благочестии, чтобы и нам стяжать благодать Святого Духа и, встретившись с Господом, услышать голос праведного Судии: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира». Аминь.
Архимандрит Илия (Рейзмир)


Церковь и общество

«МАМА, ПОЗВОЛЬ МНЕ ПРИЙТИ В ЭТОТ МИР»

Однажды начавшись, жизнь человека должна пройти три этапа. Первый – в утробе матери, второй – в мире земном и третий – в Вечности. Как же важно любить и ценить эту жизнь, которая, появившись в момент зачатья, уже никогда не кончится!
Жизнь на земле видима. Человек приходит в мир младенцем, а уходит стариком. Мы можем наблюдать постепенное превращение ребёнка в юношу, потом в зрелого мужчину и, наконец, в пожилого человека.
Внутриутробная жизнь человека скрыта от глаз людей – это своего рода тайна. Но наука смогла исследовать зарождение жизни.
Жизнь в утробе матери длится 270 дней. За этот период из одной клетки образуется более 200 миллионов клеток: из микроскопической капельки, невидимой глазу, вырастает полуметровый человек. Генетический набор нового существа уникален.
Через 30 часов после оплодотворения происходит первое дробление клетки, через 40 часов – второе. Через 70 часов это уже десятиклеточный эмбрион. Через 80 часов по форме он напоминает тутовую ягоду. А через 5-7 дней, пройдя по маточной трубе до конца, человеческий зародыш попадает в матку и прочно в неё врастает.
На второй неделе после оплодотворения закладываются мозговые пузыри, нервная система и внутренние органы. С 18 дня бьётся в человечке сердце! На 4-й неделе происходит «закладка» глаз и ушей, ног и рук.
В 6 недель электроэнцефалограмма может показать активность мозга. В 8 недель все внутренние органы, нервная система, суставы и мышцы хорошо сформированы. В 11-12 недель ребёнок производит дыхательные движения, глотает. Он очень чувствителен к боли, отворачивается от шума, старается занять удобное положение.
Подумать только, такой крошечный, а как сложно устроен! Он уже многое умеет и торопится научиться остальному – к рождению. Но далеко не всем малышам доводится увидеть свет. Люди придумали способы избавления от детей в период их внутриутробной жизни…
Около 85% всех абортов делается при помощи вакуум-отсоса – аппарата с мощной отсасывающей трубкой. По ней оторванные части тела развивающегося плода перемещаются в ёмкость, которую в конце рабочего дня операционная сестра выливает в канализацию.
Другой способ – удаление плода при помощи щипцеобразного инструмента абортцанга. Он применяется, когда плод уже крупный. Врач захватывает части тельца и отрывает их. Это членоотсечение производится до тех пор, пока всё, включая послед, не будет удалено.
И, наконец, 3% всех абортов производится после 20 недель, когда около плода образуется большое количество околоплодных вод. Длинной иглой прокалывают плодный пузырь, выпускают околоплодные воды, а в освободившееся пространство «накачивают» раствор концентрированной соли. Плод вдыхает и глотает соль, отравляясь ею. Наружный слой кожи получает ожог. Ребёнок умирает в страшных мучениях в течение 2-3 суток. Такой смерти не пожелаешь и врагу!
Вспоминаются слова матери Терезы из Калькутты: «Если мы соглашаемся с тем, что мать может убить даже своего ребёнка, как мы можем объяснить людям, чтобы они не убивали друг друга! Как мы можем отговорить женщину от аборта? Мы должны объяснить это с любовью и должны сами помнить о том, что любовь означает быть готовым отдать себя даже до боли. Иисус отдал жизнь, чтобы показать, как сильно он любит нас. Матери, которая думает об аборте, нужно помочь любить, чтобы она могла отдать себя до боли, пожертвовать своими годами, своим собственным временем… Аборт не учит мать любви, а убивает собственного ребенка ради решения своих проблем. Ни одна страна, в которой допускается аборт, не учит своих граждан любви, а учит применять силу для осуществления своих желаний. Вот почему аборт является величайшим разрушителем любви и мира».
Но кроме духовного аспекта существует ещё и медицинский. Осложнения, возникающие во время операции медицинского аборта, – кровотечение, перфорация (прободение) тела матки – очень тяжелы. А к отдалённым осложнениям относятся: воспаление матки и придатков, нарушение менструального цикла, нервные расстройства, бесплодие, невынашивание последующих беременностей, повышенный риск онкологических заболеваний.
В последние годы число абортов в России снижается. Но до сих пор их количество очень велико – более полумиллиона ежегодно. Здесь есть над чем задуматься каждому: и членам правительства – они издают законы. И гинекологам – они абортами зарабатывают на жизнь. И не желающим стать бабушками – они ведут своих дочерей в гинекологические отделения. И не способным принять своё отцовство – они оставляют тех, кто носит дитя под сердцем. И женщине, идущей на аборт. Она не хочет слышать внутренний голос: «Мама, позволь мне жить. Я люблю тебя бесконечно. В нас течёт одна кровь. Я слышу каждый стук твоего сердца. Я радуюсь, когда ты радуешься, и грущу, когда ты грустишь. Когда ты будешь одинока, всеми покинута, несчастна, я позабочусь о тебе, прижму тебя к сердцу. Позволь мне жить. Ты никогда не будешь об этом жалеть…»
Нам давно пора коренным образом изменить общественное мнение об абортах. А оно формируется из наших с вами частных мнений. Вдумайтесь! И, быть может, кто-то увидит аборт как убийство, кто-то – как трагедию, кто-то – как грех, а не просто операцию…
Пусть каждый подумает: «Что могу сделать я, чтобы предотвратить это зло?»
А завершить эту статью хочется стихотворением замечательного коломенского поэта Натальи Евстигнеевой.

Колыбельная нерождённому сыну

Спи, сыночек мой любимый,
В океане звёзд.
Как тебе необходимы
Росы с алых роз.
Для тебя они сверкают
В солнечных лучах.
Для тебя в ночи играют
Тени на свечах.
Для тебя, сыночек милый,
Розовый рассвет.
Для тебя из белых лилий
Соберу букет.
Там в далёком мире светлом,
Где остался ты,
Подружись с крылатым ветром
И построй мосты, –
Те мосточки, по которым
Я к тебе приду.
И по вышитым узорам
Я тебя найду.
Спи, малыш мой ненаглядный.
Знаю, близок час,
Будем мы с тобою рядом.
Звёзды встретят нас.

Подготовила Е.О.СИНЕОКОВА,
врач-гинеколог, г. Коломна


Памяти Евгения Гринина

ВОЛЯ И ТРУД

В этих двух словах – ключ к разгадке личности художника Гринина. Воля к самосовершенствованию и труд, позволяющий добиться этого совершенства. Именно упорство позволяло ему подниматься со ступени на ступень мастерства, с каждым шагом осваивая новую технику, новый жанр, новый стиль. Он прекрасно владел пейзажем, писал портреты, освоил монументальную живопись и даже книжную графику. Помню его пейзаж – вид с «Блюдечка» на Бобреневское поле. Поздний вечер, тёмная синь, и в этой тьме – звёзды, и одна из них горит особенно ярко…
Помню и другую картину – огромную пастель: «Брусенский монастырь», изображённый яркими, пылающими красками. Эту композицию мы опубликовали в «Коломенском альманахе». Вообще пастель – камерный жанр, но Евгений создавал в этой технике монументальные полотна. Он расписывал и коломенские храмы – в строгом «васнецовском» стиле.
Для альманаха он сделал много; помогал в отборе иллюстраций, рисовал заставки. Графический повтор знаменитой «Батыевой печати» – его работа, помещённая на корешке ежегодника.
В последнее время Гринин тяжело болел, но никому из друзей не говорил об этом. Считал ненужным «грузить» близких своими проблемами. Уже в одном этом проявляется его мужество. Недаром любимой его музыкой была известная казацкая песня, полная героики и трагического смирения.
«Не для меня придёт весна…»
Да, будет новая весна и новая Пасха, но встречать её нам придётся уже без Евгения…
Помолимся о нём!

ПАМЯТИ ХУДОЖНИКА ГРИНИНА

Бренный бобреневский берег –
глянешь – теряется взгляд…
Вестник нежданной потери
мчит над руиной кремля.

Зябкая поздняя осень…
Тьма високосная косит
ближних, друзей, и родных.

Сердце и колет, и ноет…
Тех, кто порою чумною
умерли – вспомним о них!

Женя, ты слышишь ли? Гринин,
где ты? Ушёл навсегда…
В тёмной коломенской стыни
новая жжётся звезда.

Роман СЛАВАЦКИЙ


Церковь и общество

«МАМА, ПОЗВОЛЬ МНЕ ПРИЙТИ В ЭТОТ МИР»

Однажды начавшись, жизнь человека должна пройти три этапа. Первый – в утробе матери, второй – в мире земном и третий – в Вечности. Как же важно любить и ценить эту жизнь, которая, появившись в момент зачатья, уже никогда не кончится!
Жизнь на земле видима. Человек приходит в мир младенцем, а уходит стариком. Мы можем наблюдать постепенное превращение ребёнка в юношу, потом в зрелого мужчину и, наконец, в пожилого человека.
Внутриутробная жизнь человека скрыта от глаз людей – это своего рода тайна. Но наука смогла исследовать зарождение жизни.
Жизнь в утробе матери длится 270 дней. За этот период из одной клетки образуется более 200 миллионов клеток: из микроскопической капельки, невидимой глазу, вырастает полуметровый человек. Генетический набор нового существа уникален.
Через 30 часов после оплодотворения происходит первое дробление клетки, через 40 часов – второе. Через 70 часов это уже десятиклеточный эмбрион. Через 80 часов по форме он напоминает тутовую ягоду. А через 5-7 дней, пройдя по маточной трубе до конца, человеческий зародыш попадает в матку и прочно в неё врастает.
На второй неделе после оплодотворения закладываются мозговые пузыри, нервная система и внутренние органы. С 18 дня бьётся в человечке сердце! На 4-й неделе происходит «закладка» глаз и ушей, ног и рук.
В 6 недель электроэнцефалограмма может показать активность мозга. В 8 недель все внутренние органы, нервная система, суставы и мышцы хорошо сформированы. В 11-12 недель ребёнок производит дыхательные движения, глотает. Он очень чувствителен к боли, отворачивается от шума, старается занять удобное положение.
Подумать только, такой крошечный, а как сложно устроен! Он уже многое умеет и торопится научиться остальному – к рождению. Но далеко не всем малышам доводится увидеть свет. Люди придумали способы избавления от детей в период их внутриутробной жизни…
Около 85% всех абортов делается при помощи вакуум-отсоса – аппарата с мощной отсасывающей трубкой. По ней оторванные части тела развивающегося плода перемещаются в ёмкость, которую в конце рабочего дня операционная сестра выливает в канализацию.
Другой способ – удаление плода при помощи щипцеобразного инструмента абортцанга. Он применяется, когда плод уже крупный. Врач захватывает части тельца и отрывает их. Это членоотсечение производится до тех пор, пока всё, включая послед, не будет удалено.
И, наконец, 3% всех абортов производится после 20 недель, когда около плода образуется большое количество околоплодных вод. Длинной иглой прокалывают плодный пузырь, выпускают околоплодные воды, а в освободившееся пространство «накачивают» раствор концентрированной соли. Плод вдыхает и глотает соль, отравляясь ею. Наружный слой кожи получает ожог. Ребёнок умирает в страшных мучениях в течение 2-3 суток. Такой смерти не пожелаешь и врагу!
Вспоминаются слова матери Терезы из Калькутты: «Если мы соглашаемся с тем, что мать может убить даже своего ребёнка, как мы можем объяснить людям, чтобы они не убивали друг друга! Как мы можем отговорить женщину от аборта? Мы должны объяснить это с любовью и должны сами помнить о том, что любовь означает быть готовым отдать себя даже до боли. Иисус отдал жизнь, чтобы показать, как сильно он любит нас. Матери, которая думает об аборте, нужно помочь любить, чтобы она могла отдать себя до боли, пожертвовать своими годами, своим собственным временем… Аборт не учит мать любви, а убивает собственного ребенка ради решения своих проблем. Ни одна страна, в которой допускается аборт, не учит своих граждан любви, а учит применять силу для осуществления своих желаний. Вот почему аборт является величайшим разрушителем любви и мира».
Но кроме духовного аспекта существует ещё и медицинский. Осложнения, возникающие во время операции медицинского аборта, – кровотечение, перфорация (прободение) тела матки – очень тяжелы. А к отдалённым осложнениям относятся: воспаление матки и придатков, нарушение менструального цикла, нервные расстройства, бесплодие, невынашивание последующих беременностей, повышенный риск онкологических заболеваний.
В последние годы число абортов в России снижается. Но до сих пор их количество очень велико – более полумиллиона ежегодно. Здесь есть над чем задуматься каждому: и членам правительства – они издают законы. И гинекологам – они абортами зарабатывают на жизнь. И не желающим стать бабушками – они ведут своих дочерей в гинекологические отделения. И не способным принять своё отцовство – они оставляют тех, кто носит дитя под сердцем. И женщине, идущей на аборт. Она не хочет слышать внутренний голос: «Мама, позволь мне жить. Я люблю тебя бесконечно. В нас течёт одна кровь. Я слышу каждый стук твоего сердца. Я радуюсь, когда ты радуешься, и грущу, когда ты грустишь. Когда ты будешь одинока, всеми покинута, несчастна, я позабочусь о тебе, прижму тебя к сердцу. Позволь мне жить. Ты никогда не будешь об этом жалеть…»
Нам давно пора коренным образом изменить общественное мнение об абортах. А оно формируется из наших с вами частных мнений. Вдумайтесь! И, быть может, кто-то увидит аборт как убийство, кто-то – как трагедию, кто-то – как грех, а не просто операцию…
Пусть каждый подумает: «Что могу сделать я, чтобы предотвратить это зло?»
А завершить эту статью хочется стихотворением замечательного коломенского поэта Натальи Евстигнеевой.

Колыбельная нерождённому сыну

Спи, сыночек мой любимый,
В океане звёзд.
Как тебе необходимы
Росы с алых роз.
Для тебя они сверкают
В солнечных лучах.
Для тебя в ночи играют
Тени на свечах.
Для тебя, сыночек милый,
Розовый рассвет.
Для тебя из белых лилий
Соберу букет.
Там в далёком мире светлом,
Где остался ты,
Подружись с крылатым ветром
И построй мосты, –
Те мосточки, по которым
Я к тебе приду.
И по вышитым узорам
Я тебя найду.
Спи, малыш мой ненаглядный.
Знаю, близок час,
Будем мы с тобою рядом.
Звёзды встретят нас.

Подготовила Е.О.СИНЕОКОВА,
врач-гинеколог, г. Коломна


молодой человек в Церкви

Сретение Господне – Всемирный День православной молодёжи. Поэтому в нашей традиционной рубрике предлагаем Вашему вниманию выступление митрополита Волоколамского Илариона в Центральном доме журналиста на тему: «Современный молодой человек в Церкви. Место, возможности и пути».
Сейчас очень много говорят о молодёжных проблемах, молодёжной политике, молодёжной работе. Часто спрашивают: каково место молодёжи в Церкви, почему и как Церковь должна заниматься молодёжной проблематикой?
Группа риска
Если выделять молодых людей в отдельную группу, то, думаю, можно сказать, что молодёжь – это основная «группа риска» среди прихожан нашей Церкви. У молодого человека внутренний духовный мир ещё находится в стадии формирования. И чем человек становится старше, тем прочнее становится его внутренний стержень, и тем труднее внешним влияниям его поколебать. Внутренний же мир молодого человека подвержен этим колебаниям, именно поэтому молодой возраст – это возраст наибольшего риска.
Многие говорят, что Церковь сегодня живёт в условиях жёсткого противостояния со стороны внешней среды. На самом деле, Церковь всегда жила в таких условиях. Когда Христос создал Церковь, Он сразу дал понять Своим ученикам, что их пребывание в этом мире будет лишено комфорта, что то учение, которое Он принёс на землю, будет разделять не только друзей или соседей, но даже семьи. Не случайны слова Христа: «Не думайте, что Я пришёл принести мир на землю; не мир пришёл Я принести, но меч» (Мф.10:34). Здесь говорится о том, что та верность правде Божией, которая должна во все времена характеризовать верующего человека, оказывается подвигом. Так было и так будет всегда – внешняя среда в большей или меньшей степени противостоит человеку, хотящему жить по правде Божией.
Время подвига
Многие из нас ещё помнят те времена, когда вера в нашей стране была гонимой. Быть верующим тогда означало – быть готовым на постоянное противостояние внешней среде. Христианин, особенно если он исповедовал веру открыто, должен был давать «ответ о своем уповании» (1Пет.3:15) и своим друзьям, и той среде (школьной, студенческой или рабочей), в которой он находился, и тем, с кем была связана его жизнь в семье. По сути дела человек призывался к непрестанному исповедничеству. Не менее трудным был подвиг христианина, который был вынужден скрывать свои убеждения, и таких христиан было очень и очень много, в том числе и среди молодёжи.
Как раз в те времена появляется стереотип, согласно которому Церковь существует, прежде всего, для людей пожилых. В молодости человек живёт свободно, ни о чём не задумывается, но к старости жизненные приоритеты постепенно меняются, развлечений становится меньше, времени становится больше, и тогда, на старости лет, человек идёт в Церковь «замаливать свои грехи». Такой стереотип существует и сейчас. Обычно те, кто его разделяет, говорят: Церковь – это место, куда бабушки приходят.
Действительно, в Церкви есть бабушки, и благодаря им, нашим бабушкам, вера православная дошла до нас. Но ни тогда Церковь не была местом только для пожилых людей, ни сейчас она таковым не является. Напротив, мы видим в храмах много молодёжи. И иногда мы спрашиваем себя: а что её привлекает в храмы? Ведь здесь нет развлечений, а богослужение внешне может показаться достаточно однообразным, тем более что по сути своей оно на девяносто процентов неизменяемо.
Бог прикоснулся к сердцу
Что же притягивает молодого человека в Церковь? Я для себя никогда не мог дать ответ на этот вопрос. Когда был молодым, меня не тянуло на дискотеки или какие-то другие традиционные молодёжные развлечения. Меня тянуло в храм. Почему это происходило, я не знаю. Как не знаю до сих пор, почему одни люди тянутся к Церкви, а другие – обходят её стороной, одних она привлекает, а других – отталкивает.
Мне кажется, что здесь очень важен момент Божественного призвания: Бог прикасается к сердцу того или иного человека, и человек слышит зов Божий, у него начинается какое-то внутреннее тяготение к Церкви, к тому, чем она живёт. Но совершенно неправильно думать, что если человек не приходит в Церковь, значит, Бог его не привёл.
Дело в том, что Господь хочет, чтобы мы были Его соработниками, то есть перед каждым из нас стоит задача быть апостолами Христовыми в этом мире. И если вы молоды, то не надо ждать зрелости для того, чтобы начать проповедовать Христа. Наш внутренний рост должен проходить параллельно с решением той миссионерской задачи, которая возложена на каждого христианина, в том числе и молодого. А каким образом можно миссионерствовать? В первую очередь, делиться нашим опытом и с нашими друзьями, и с теми, кого мы встречаем в школе или в университете, в семье или на работе. Каждому человеку, с которым нас сталкивает судьба или, лучше сказать, с которым мы встречаемся по промыслу Божию, мы должны, прежде всего, свидетельствовать о Христе своим образом жизни.
Сегодняшняя молодёжная субкультура по всему своему строю разительно отличается от того, чем на протяжении веков жила Церковь. И это одна из проблем для современного воцерковлённого молодого человека, который постоянно находится в ситуации некой раздвоенности. С одной стороны, он живёт тем, чему учит Церковь, ведя жизнь собранную, строгую, ориентированную на христианское нравственное учение, но, с другой стороны, весь окружающий мир настраивает его на совершенно иные ценности. И эти ценностные ориентиры, которые существуют в молодёжной среде, часто прямо противоположны тому, чему учит Церковь. Как молодому человеку сохранить себя, свои ещё неокрепшие убеждения в этой среде? Прежде всего, я думаю, каждый молодой человек должен воспитывать в себе эту внутреннюю укоренённость в церковной жизни, понимая, что Церковь учит вечным и незыблемым ценностям, а те ценности, которые есть в сегодняшнем мире, скоропреходящие.
Возгревать доверие к Церкви
Для молодого человека, думаю, очень важно возгревать в себе доверие к Церкви. Он может не совсем понимать то, чему учит его Церковь. Он может даже не соглашаться с чем-то, что услышал в храме. Но у молодого христианина должно быть очень глубокое внутреннее доверие к Церкви. Мы должны себе говорить, что если мы что-то не поняли, мы это поймём потом, если мы чему-то ещё неспособны верить, мы в это сможем поверить позже. Но уже сейчас, здесь и теперь мы должны жить по-христиански. А жить по-христиански, особенно для молодого человека, значит плыть против течения, значит ориентироваться на забытые сегодня добродетели и отторгнутые ценности.
О целомудрии до брака
Меня попросили в этой беседе затронуть такой аспект жизни молодого человека, как сфера половой жизни. Церковь учит, что половые отношения возможны только в одном случае – в случае заключения брака между юношей и девушкой. И отношения эти должны начинаться не до создания семьи, а только после того, как юноша и девушка стали мужем и женой. Эти нормы дают возможность каждому юноше или девушке сохранить своё целомудрие для того, с кем они потом соединят свою жизнь в брачном союзе.
Именно это добрачное целомудрие является тем прочным фундаментом, на котором можно и нужно строить здание полноценной семьи. Очень многим современным молодым людям кажется, что эти слишком строгие (как они считают) нормы устарели, что современная молодёжь не может жить по таким правилам и т.п. Современная молодёжная культура настраивает молодого человека на половую распущенность, причём наибольшей ценностью в этой сфере считается так называемая свободная любовь. В мире, где на первое место поставлено получение удовольствий и достижение комфорта любой ценой, естественно, что взаимоотношения между юношей и девушкой рассматриваются прежде всего, как средство получения удовольствия. Именно ради этого современный молодой человек, не задумываясь о последствиях, легко идёт на нарушение тех нравственных норм, которые на протяжении веков закладывались в основание каждой новой семьи, на которых строилась вся семейная этика.
Сегодня налицо глубочайший кризис семьи. Это не просто демографический кризис. Демографический кризис – лишь одно из следствий того фундаментального кризиса, который поразил современное человечество, – кризиса семьи. Согласно статистике в России на тысячу браков приходится более шестисот разводов, то есть шесть из десяти семей распадаются. В результате этого образуется огромное количество неполных семей, в которых дети воспитываются без одного из родителей. Вместе с тем, очень много (по разным подсчетам, от 15 до 20 процентов) супружеских пар, которые не могут иметь ребёнка по физиологическим причинам, и, как правило, такой причиной являются совершённые ранее аборты. Человек ответственен не только за свою жизнь, но и за жизнь людей, окружающих его, а также и за своё потомство, в том числе то потомство, которое могло от него произойти и не произошло.
Вся эта проблематика имеет не только и не столько медицинский, сколько нравственный характер. Если бы сохранялся тот жизненный уклад, который на протяжении веков проповедовался Церковью, этого кризиса у нас бы не было. Что говорить о неверующих, если порой молодые христиане не считают этот аспект жизненно важным и отступают от того, чему учит их Церковь.
Вместе с тем, всё по той же статистике, в тех регионах России, где преобладает мусульманское население (таких, как Чечня, Дагестан) соотношение разводов к бракам не 6 к 10, а 1-2 к 10, т.е. около 100-200 разводов на тысячу браков. Это говорит о том, что мусульмане в большей степени хранят традиционный семейный уклад, чем православные христиане.
Мы знаем, чему учит Церковь, но не хотим это исполнять. Мы знаем, что является нормой или требованием Церкви, но каждый говорит себе: я не могу полностью этому следовать или буду следовать позже, а сейчас у меня другие приоритеты. И вот из-за того, что многие люди делают такой выбор, в итоге мы имеем ту катастрофическую ситуацию, которая существует сегодня.
В чём смысл жизни?
Ключевой вопрос, который каждый человек задаёт себе в молодости, можно сформулировать очень просто – в чём смысл жизни? Жизненный вектор определяется именно в юности, именно тогда человек для себя определяет, что является приоритетом, как он хотел бы прожить жизнь и для чего. Впрочем, можно и совсем не задумываться над этим вопросом, а прожить жизнь как все, плывя по течению, участвуя в том общем потоке, который несёт молодёжь неизвестно куда. Но тогда можно в конце жизни остаться у разбитого корыта. Если же молодой человек, несмотря ни на что, всё же хочет для себя расставить жизненные приоритеты, определить свою жизненную стратегию и потом ей следовать, думаю, что именно в этом ему очень поможет Церковь. Например, трудно самостоятельно разобраться, что относится к абсолютным и незыблемым жизненным ценностям, а что – к ценностям временным и скоропреходящим. В таком важном вопросе Церковь – надёжный помощник.
Церковь может во многом помочь человеку, но прежде всего она помогает сформулировать свои жизненные позиции, жизненное кредо. Когда это кредо сформулировано, дальше уже начинается работа самого человека. Он должен работать над собой, воспитывать себя, и опять же здесь Церковь является первой и незаменимой помощницей. Церковь ведёт человека по жизни, переводит его из одного возраста в другой, сопровождает во всех его делах, но особенно важной она оказывается в кризисных ситуациях, которых в жизни молодого человека бывает очень много.
При этом Церковь не заставляет молодого человека уходить от мира, порывать с миром, не призывает всех молодых людей становиться монахами. Церковь призывает молодого человека жить в этом мире, быть частью этого мира, но в то же время, как говорит Христос, быть солью земли и светом миру (см. Мф.5.13-14), то есть, находясь в миру, жить теми высокими ценностными ориентирами, которые проистекают из Евангелия и из учения Церкви. Это нелёгкая задача, требующая смелости, мужества, решимости, но самое главное – целеустремлённости. Если целеустремлённость есть, всё остальное приложится.


К 140-летию со дня памяти Ф.М.Достоевского

Жажда правды и права

Творчество Ф.М.Достоевского – одно из вершинных достижений русской классической литературы – справедливо уподобляют космосу. Созданный писателем художественный мир столь грандиозен по масштабам мысли и чувства, глубине духовных проникновений, что представляет собой своего рода необъятную вселенную.
Феномен Достоевского заключается в том, что интерес к нему во всём мире не только не ослабевает, но со временем всё более возрастает. Ведущие университеты Западной Европы, США, Японии и других стран уже давно и достаточно глубоко изучают творчество великого русского классика не только на факультетах филологии, но и философии, психологии, юриспруденции, социологии, смежных дисциплин.
Но в своём Отечестве Достоевского-пророка вспоминают по преимуществу в годы «круглых» дат, оставляя труды своего выдающегося соотечественника, равно как и многие другие духовные ценности, на периферии общественного сознания. В то же время освоение открытий Достоевского может принести не умозрительные, а практически насущные результаты для создания прочного духовно-нравственного фундамента современного общества.
В своих трудах писатель остро поставил ряд кардинальных для человечества тем и проблем: какова природа добра и зла; как уживаются в душе человека стремление к саморазрушению и самовосстановлению; в чём сущность и назначение жизни; как преобразовать мир на основах духовности, нравственности, уважения достоинства личности; как соединить в нераздельное целое справедливость, законность, правосудие. Ответы на эти и другие «вечные» вопросы, над которыми издревле бьётся человеческое сознание, выдающийся художник и мыслитель оставил в своих произведениях, которые сегодня воспринимаются как пророчество, провозвестие, как дар и задание непрестанного совершенствования.
Апеллируя к «Вечной Истине», Достоевский выражает твёрдое убеждение в том, что «люди могут быть прекрасны и счастливы, не потеряв способности жить на земле. Выраженный в предельно простой и всякому понятной форме христианский идеал, заповеданный в Евангелии, к которому обращается Достоевский – «возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мк.12:31), – по высоте духовного задания оказывается до сих пор непосильным, недосягаемым и непревзойдённым. Новый Завет вечно нов и всё так же принадлежит горизонту нездешнего бытия.
Хаотическое состояние капиталистической России в «наше зыбучее время», когда традиционные ценности и сами понятия о добре и зле начали меряться «аршином близорукой выгоды», стали размытыми, относительными, охарактеризовано в романе «Бесы»: «…Точно с корней соскочили, точно пол из-под ног у всех выскользнул». Прочную опору в этом шатком мире писатель обрёл в православной вере с её идеалами жертвенной любви к Богу и ближнему, «потому что Православие – всё». Эту отточенную формулу заносит Достоевский в свои записные книжки, хранящие столь же заветные мысли: «Нации живут великим чувством и великою, всё освещающей снаружи и внутри мыслью, а не одною лишь биржевой спекуляцией и ценою рубля»; «В Европе – выгода, у нас – жертва…»; «Русский народ весь в Православии и идее его». Писатель усматривал в Православии не одну только догматику, но главное – живое чувство, живую силу. «Вникните в Православие, – призывал Достоевский, – это вовсе не одна только церковность и обрядность, это живое чувство, обратившееся у народа нашего в одну из тех основных живых сил, без которых не живут нации. В русском христианстве по-настоящему и мистицизма-то нет вовсе, в нём есть одно человеколюбие, один Христов образ – по крайней мере, это главное».
Формально-показная, официозная набожность, ведёт к тому, что от Бога остаётся «мёртвый образ, которому поклоняются в церквах по праздникам, но которому нет места в жизни». Об этом размышлял писатель в своём последнем романе «Братья Карамазовы». Герой романа – чистый сердцем и помыслами Алёша Карамазов – старается следовать евангельскому завету «раздай всё и иди за Мной». В отличие от фарисействующих псевдопоследователей Христа, пытающихся с выгодой приспосабливать «под себя» Божьи заветы, Алёша стремится к абсолютному идеалу высшей Истины: «Не могу я отдать вместо “всего” два рубля, а вместо “иди за Мной” ходить лишь к обедне».
Идейно-художественная система Достоевского в целом сформировалась на почве его глубоко религиозного мировоззрения. Основы христианского мировидения и нравственного развития личности изначально закладывались в традициях семейного воспитания. Русская семья имела утраченный ныне статус «малой церкви», где дом – храм; очаг – алтарь; семейный уклад – благочестие; идеал – любовь к Богу и ближнему; дружелюбие и взаимопонимание между чадами и домочадцами. Достоевский вспоминал: «…Я происходил из семейства русского и благочестивого… Мы в семействе нашем знали Евангелие, чуть ли не с первого года». Самые ранние детские переживания религиозного характера писатель хранил всю жизнь. Он запомнил, как около трёх лет отроду прочёл при гостях молитву: «Всё упование, Господи, на Тя возлагаю, Матерь Божия, сохрани мя под кровом своим», – чем привёл всех в состояние радостного умиления; как в церкви мать причащала его, двухлетнего, и как «голубок пролетел из одного окна в другое». Возможно, эти первые сокровенные впечатления способствовали пробуждению в ребёнке «нового, уже сознающего себя и мир человека».
Детская непосредственная религиозность, примиряющая веру с рассудком, впоследствии укрепилась осознанным убеждением. «Записная книжка» писателя содержит глубоко выстраданное признание: «Не как мальчик же я верую во Христа и Его исповедую, а через большое горнило сомнений моя осанна прошла».
В своей собственной семье Достоевский был нежным и заботливым отцом, талантливым педагогом и воспитателем, внимательным ко всем проявлениям детской натуры. Он делал всё, «что можно бы сделать трудом и любовью, неустанной работой над детьми и с детьми, всё, чего можно было бы достигнуть рассудком, разъяснением, внушением, терпением, воспитанием и примером». «Главная педагогия – родительский дом», – уверен писатель. Основой его воспитательной доктрины явилась религиозно-философская идея о человеке как «венце творения», об уникальности и неповторимой ценности каждой человеческой личности. О своём первенце – дочери Соне – Достоевский писал А.Н.Майкову: «Это маленькое трёхмесячное <создание>, такое бедное, такое крошечное – для меня было уже и лицо, и характер». В очерке «Фантастическая речь председателя суда» читаем: «…У ребёнка, даже у самого малого, есть тоже и уже сформировавшееся человеческое достоинство». Этот тезис получил глубокую психологическую и социально-нравственную разработку в трудах Достоевского задолго до принятия Всеобщей декларации прав человека, где в первой же статье утверждается право каждого на достоинство от рождения: «Все люди рождаются свободными и равными в своём достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства».
Указанный декларативный призыв к мировому сообществу до сих пор остаётся нереализованным благим пожеланием. Во многом потому, что во главу угла человеческих взаимосвязей ставятся товарно-денежные отношения, расчёт, эгоистический интерес, что в свою очередь влечёт подмену Бога ложными кумирами и бездушными идолами. Служение «золотому тельцу» неизбежно ведёт к звериным установкам типа «глотай других, пока тебя не проглотили», в итоге – к духовно-нравственному одичанию и вырождению.
Современное прочтение романа «Братья Карамазовы» – художественного и духовного завещания писателя – показывает, что его тревожные предчувствия сбываются с поразительной точностью. Вот одно из текстуальных подтверждений: «Не исказился ли в нём (т.е. в мире) лик Божий и правда Его? У них наука, а в науке лишь то, что подвержено чувствам. Мир же духовный, высшая половина существа человеческого отвергнута вовсе, изгнана с неким торжеством, даже с ненавистью. Провозгласил мир свободу, в последнее время особенно, и что же видим в этой свободе ихней: одно лишь рабство и самоубийство! Ибо мир говорит: “Имеешь потребности, а потому насыщай их, ибо имеешь права такие же, как у знатнейших и богатейших людей. Не бойся насыщать их, но даже приумножай”… И что же выходит из сего права на приумножение потребностей? У богатых уединение и духовное самоубийство, а у бедных – зависть и убийство, ибо права-то дали, а средств насытить потребности ещё не указали… Куда пойдёт сей невольник, если столь привык утолять бесчисленные потребности свои, которые сам же навыдумывал? В уединении он, и какое ему дело до целого. И достигли того, что вещей накопили больше, а радости стало меньше».
Ни наука, ни социальные реформы не способны вывести человека и общество из разъедающего состояния всеобщей уединённости. На бессилие рациональных, прагматических подходов, их духовно-нравственную несостоятельность указывал писатель: «Никогда люди никакою наукой и никакою выгодой не сумеют безобидно разделиться в собственности своей и в правах своих. Всё будет для каждого мало, и все будут роптать, завидовать и истреблять друг друга». Достоевский предупреждал о том, что поглощённость материальными интересами, рост индивидуализма и катастрофический распад личности при утрате высших идеалов и веры в Бога приведут человечество к антропофагии (людоедству).
Духовное начало, «искра Божья» – первостепенное, что выделяет человека среди других существ. В то же время «сделаться человеком нельзя разом, а надо выделаться в человека». Писатель справедливо полагал, что для становления личности одного разума, образованности недостаточно, поскольку «образованный человек – не всегда человек честный и что наука ещё не гарантирует в человеке доблести». Более того – «образование уживается иногда с таким варварством, с таким цинизмом, что вам мерзит».
Родителям, наставникам, учителям – всем тем, кому доверено воспитание юных душ, – необходимо постоянно заботиться о самовоспитании и самодисциплине: «…Ревностный отец даже должен иногда совсем перевоспитать себя для детей своих». «Мы не должны превозноситься над детьми, мы их хуже, – говорил писатель. – И если мы учим их чему-нибудь, чтобы сделать их лучше, то и они нас делают лучше нашим соприкосновением с ними. Они очеловечивают душу нашу». Отцам семейства, которые «лишь откупились от долга и от обязанности родительской деньгами, а думали, что уже всё совершили», Достоевский напоминает, что «маленькие детские души требуют беспрерывного и неустанного соприкосновения с вашими родительскими душами, требуют, чтоб вы были для них, так сказать, всегда духовно на горе, как предмет любви, великого нелицемерного уважения и прекрасного подражания». В «Братьях Карамазовых» выражена заветная мысль об особенной, «ещё в ангельском чине», природе ребёнка: «Дети, пока дети, до семи лет, например, страшно отстоят от людей: совсем будто другое существо и с другою природой». Всё это обращает к евангельской заповеди «Будьте как дети».
(Окончание следует)
А.А.Новикова-Строганова,
доктор филологических наук, историк литературы


ПОЗДРАВЛЯЕМ!

Наш постоянный автор Алла Анатольевна Новикова-Строганова в минувшем году стала лауреатом Всероссийской литературной премии «Левша» имени Н.С.Лескова в номинации «Литературоведение. Литературная критика».
Родной город автора – Орёл – родина Тургенева, Лескова, Фета, Бунина, Андреева… Алла Анатольевна – доктор филологических наук, профессор, историк литературы, продолжатель традиций православного литературоведения, член Союза писателей России (Москва). Она автор четырёх монографий и свыше 500 опубликованных в России и за рубежом научных и художественно-публицистических работ о творчестве классиков мировой литературы. Лауреат форума «Золотой Витязь», лауреат премий журналов «Зарубежные записки» и «Наш современник».
Поздравляем Аллу Анатольевну и желаем ей здравия, спасения и новых творческих успехов!


История коломенских храмов

БОГОЯВЛЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ

Предлагаем вниманию читателей исторический документ – клировую ведомость Богоявленской церкви г. Коломны за 1916 г. 23 февраля храм отмечает малый престольный праздник, память священномученика Харалампия, которому посвящён один из церковных приделов.
1. Церковь построена 1680-89 гг., чьим тщанием неизвестно. Два боковых придела устроены в 1800-04 гг. тщанием коломенских купцов Герасима Иванова Свиридова и Галактиона Козмина Курчевскаго.
2. Зданием каменная, с таковою же колокольнею, крепка, план и фасад имеются и хранятся в ризнице. Главный храм ­– холодный, два боковых придела – теплые.
3. Престолов три: в честь Богоявления Господня, Введения во храм Пресвятой Богородицы и св. священномученика Харалампия.
4. Утварью достаточна.
5. По штату при ней положены: священник и псаломщик.
6. Жалования положено: нет
7. Кружечных доходов за 1915 год получено: 921 р. 20 к.
8. Другие источники содержания членов причта и количество поступающего от них дохода: проценты от вкладов – 517 р. 28 к. и плата за отдаваемый в аренду участок церковно-причтной земли – 30 р. в год.
9. Земли при церкви состоит: усадебной вместе с погостом церковным – десятина 1806 квадр. саж., пахотной – десятина, сенокосной – десятина квадр. саж. Эта земля с восточной и южной стороны обнесена каменною оградою с железными решетками и двумя таковыми же воротами (с 1844 г.).
10. Качество церковной земли: песчаная.
11. Средний доход ею приносимый: нет
12. Дома для священно и церковно-служителей на церковной усадебной земле построены тщанием —- в — году и составляют собственность причта.
Другие здания, принадлежащие церкви: а) каменная сторожка с сараем для дров, находящаяся на погостной земле около церкви и б) находящийся в гор. Коломне, на Арбатской улице, каменный одноэтажный дом с надворными деревянными строениями, завещанный в 1855 г. умершим коломенским мещанином Космою Галактионовым Курчевским в пользу церкви.
13. Состояние домов: дом священника – крепкий, псаломщика и церковные – ветхие.
14. Расстоянием сия церковь от консистории в 96 верстах, от местного благочинного в гор. Коломне в 1/2 версте. Почтовый адрес церкви: гор. Коломна.
15. Ближайшие к сей церкви: Христорождественская в 173 и Никитская в 175 саженях.
16. Приписных к сей церкви церквей и часовен нет.
17. Домов кладбищных и молитвенных домов, к сей церкви приписанных, нет.
18 Опись церковному имуществу заведена с 1907 года, хранится в целости, проверена в 1913 году.
19. Приходо-расхоные книги о суммах свечной и церковной за шнуром и печатью даны, ведутся и хранятся в целости.
20. Копии с метрических книг хранятся в целости с 1779 года.
21. В обыскной книге, выданной в 1907 г. апр. 10 за шнуром и печатию 193 писанных листов, 7 неписанных.
22. Исповедные росписи находятся в целости с 1790 года.
23. Книги, до церковного круга подлежащие, имеются все.
24. Церковные деньги в целости за ключом у старосты и печатию церковною. Неподвижной суммы состоит в кредитных учреждениях 25427 руб. 81 к., а билеты находятся в целости безкуп. в церковном ящике, а купочные в Коломенском Казначействе. Из этой суммы в пользу церкви = 11629 р. 97 к., а в пользу причта = 13797 р. 84 к.
25. Имеющиеся в приходе школы: нет.
26. При церкви состоит старостою церковным коломенский мещанин Иван Евтихиев Артемов, который должность свою проходит с 27 мая 1915 г.
27. Преосвященный в последний раз посетил приход в 1901 году. (Владимир, митрополит Московский)

Послужные списки священно-церковно-служителей с их семействами и церковных старост и сведения о вдовах и сиротах, подведомственных церкви
Священник Михаил Иванов Холмогоров, 49 лет.
Окончил курс в МДС в 1887 г. со свидетельством 2 разряда. 8 ноября 1887 г. посвящен в диакона к Троицкой церкви г. Коломны, Был законоучителем в коломенской Борисо-Глебской церковно-приходской школе с сент. 1893 г. до определения на священническое место в село Андреевское.
27 марта 1894 г. посвящен во священника к Успенской церкви села Андреевского Коломенского уезда. Состоял заведующим и законоучителем Андреевской церковно-приходской школы до определения на настоящее место.
Был законоучителем Лукерьинского земского начального училища с сент. 1898 г. до определения на настоящее место. Перемещен на настоящее место 2 янв. 1902 года. Был законоучителем Сергиевского земского начального училища в течение 1905\06 учебного года. 1 июня 1910 г. назначен для привода к присяге в Коломенском уездном съезде и в воинском присутствии новобранцев. Состоял законоучителем в земском 2-классном училище 1910-15 гг., законоучителем коломенского 3 мужского начального училища.
Член совета Филаретовского братства при Коломенском духовном училище в 1913-14, 1915-16 гг.
Награжден набедренником в 1906 г., скуфьей в 1911 г., камилавкою в 1916 г. Имеет серебряную медаль в память царствования Александра III, темно-бронзовую медаль за труды по первой всеобщей переписи населения в 1907 г., юбилейный наградной знак и медаль в память 300-летия царствования Романовых. Грамоту и указ имеет.
Содержание получает а) из братской кружки 690 р. 90 к. б) с процентов 387 р. 96 к. в) с арендной платы 22 р. 50 к. Всего 1101 р. 36 к. Казенного содержания не получает.
Жена Мария Иванова, 1871 г.р. Дети: Юлия, 1889 г.р., учитель Пронской гимназии Рязанской губернии; Антонина, 1891 г.р., учитель гимназии в Юровке Екат. губернии; Георгий, 1893 г.р., прапорщик в действующей армии; Петр, 1895 г.р., военноопределяющийся в действующей армии; Дмитрий, 1897 г.р., учится 4 классе Московской духовной семинарии; Павел, 1899 г.р., в том же классе на содержании родителей; Елена, 1902 г.р., в 3 классе коломенской гимназии на содержании родителей; Константин, 1904 г.р., учится во 2 классе Коломенского духовного училища на содержании родителей; Сергий, 1906 г.р., учится 1 классе Коломенского духовного училища на содержании родителей.
Диакон (на псаломщицкой вакансии) Константин Андреев Розанов, 53 года. Грамоту и указ имеет. Окончил курс Звенигородского духовного училища в 1877 г. Псаломщик Михаило-Архангельской церкви села Федосьина в 1879 г.
Перемещен в Покровскую церковь г. Коломны в 1883 г. Перемещен на настоящее место в 1902 г. Посвящен в диакона в 1903 г.
Содержание получает: а) из братской кружки 230 р. 30 к. б) с процентов 129 р. 32 к. в) с арендной платы 7 р. 50 к. Всего: 367 р. 12 к. Казенного содержания не получает.
Жена Евдокия Михайлова, 48 лет. Дети: Александр, 1886 г.р., диакон в Звенигородском уезде; Иоанн, 1891 г.р., в действующей армии; Василий, 1894 г.р., в действующей армии; Мария, 1896 г.р.; Агния, 1898 г.р., сестра милосердия; Георгий, 1903 г.р., учится во 2 классе Коломенского духовного училища.
Церковный староста коломенский мещанин Иван Евтихиев Артемов, 76 лет.
Указ имеет.
Просфорница, жена умершего псаломщика сей церкви Алексея Орлова – вдова Параскева Иванова, 58 лет. С 1906 г., указ имеет.

О прихожанах означенной церкви
Прихожане разного звания живут в Коломне в разных частях и кварталах города, препятствия в сообщении нет.
Итого в приходе: 75 домов, 300 мужчин, 310 женщин, в том числе духовных 3,12,9, дворян 1,3,4, мещан 65 двор 255 мужчин, 261 женщин, крестьян 6, 30, 36.
Подписали: священник Михаил Холмогоров, диакон Константин Розанов

Подготовил протоиерей Игорь Бычков


В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

Москва

14-24 января в столице прошёл XI Рождественский фестиваль духовной музыки.  Ежегодно он знакомит слушателей с многовековыми традициями христианской музыкальной культуры. В программе нынешнего фестиваля была представлена европейская духовная музыка разных веков и стилей – от традиционных напевов до сочинений современных композиторов: русская и западноевропейская духовная музыка, народные песни, рождественские колядки, хоралы и гимны.
Великий Новгород
Министерство культуры РФ выделит в 2021 году 16,2 млн. рублей на проектно-сметную документацию реставрации памятника XII века – церкви Петра и Павла на Синичьей горе. Храм находится в ведении Новгородского государственного музея-заповедника. Реставрационные работы запланированы на 2022-2023 годы.
Согласно летописным источникам, церковь Петра и Павла была построена в окрестностях Великого Новгорода в последней трети XII века. Она является одним из немногих дошедших до наших дней памятников русской архитектуры домонгольской поры. Церковь значительно пострадала в годы Великой Отечественной войны. В послевоенные годы храм пришёл в аварийное состояние.
Белград
Памятник основателю средневекового сербского государства Стефану Немане открыли в 27 января в Белграде. Церемония прошла на отреставрированной Савской площади в центре Белграда в сербский государственный праздник – День св. Саввы.
В 2017 году Сербия отмечала 800-летие провозглашения сербского средневекового государства королевством. В честь этого события было принято решение установить памятник основателю сербской династии Неманичей. Год спустя на международном конкурсе победил проект памятника российского скульптора Александра Рукавишникова. По словам мастера, на создание монумента его вдохновили сербские средневековые фрески и монастыри.
Памятник высотой 23 м стал самым большим монументом сербской столицы. Стефан Неманя (преподобный Симеон Мироточивый, 1114-1199) объединил сербские земли, заложил основы сербской государственности и основал самые значимые сербские монастыри. Его сыновья – святой Савва Сербский (1169-1236) и Стефан Первовенчанный (1196-1227) – внесли огромный вклад в сербскую историю и культуру.
Мадрид
23 января состоялась церемония официальной передачи построенного в XVI веке храма святого апостола Варфоломея в Гранаде в пользование местной общине Московского Патриархата. Ей предшествовало богослужение, которое возглавил архиепископ Мадридский и Лиссабонский Нестор.
Владыка Нестор обратился к архиепископу Гранады Франсиско Хавьеру Мартинесу Фернандесу со словами глубокой благодарности за помощь в обретении приходом места для молитвы.
Нью-Йорк
Приход Успения Пресвятой Богородицы в городе Стаффорд (штат Вирджиния, США) вернулся в лоно Русской Православной Церкви Заграницей, а его священник Иоанн Трепачко 4 января в Синодальной резиденции в Нью-Йорке принёс покаяние и присоединился к клиру Восточно-Американской епархии.
Успенская община ушла в раскол в 2007 году после того, как Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви митрополит Лавр подписали в Москве акт о каноническом общении.

По сообщениям информагентств


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *