Март 2020 №3

ВРЕМЯ ДЛЯ ПОКАЯНИЯ И ИСПРАВЛЕНИЯ ЖИЗНИ

4 марта, в среду первой седмицы Великого поста, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершил традиционный визит в Коломну.
В Трехсвятительском храме Коломенской духовной семинарии владыка совершил первую в этом году Литургию Преждеосвященных Даров. Митрополиту Ювеналию сослужили ректор КДС епископ Зарайский Константин, благочинный города Коломны и Коломенского церковного округа епископ Луховицкий Петр, преподаватели и студенты в священном сане.
За богослужением пел семинарский хор под управлением диакона Николая Глухова. За Божественной литургией митрополит Ювеналий рукоположил студента 4 курса иподиакона Алексия Попова во диакона. По традиции за Литургией в этот день все воспитанники семинарии причастились Святых Христовых Таин.
В актовом зале семинарии состоялась встреча владыки митрополита с преподавателями и студентами.
В этот же день за великим повечерием в Богоявленском храме Коломны митрополит Ювеналий возглавил чтение великого покаянного канона преподобного Андрея Критского. За богослужением молились епископ Луховицкий Петр, настоятель храма священник Виктор Волков и коломенское духовенство.
По окончании богослужения владыка обратился к молящимся с архипастырским словом:
–…Я сегодня специально решил совершить богослужение в этом храме, который в 1977 году считался моим кафедральным собором, и радуюсь, что встречаю здесь не пустые стены, что храм пребывает в благолепии и наполнен верующими. Все мы испытываем радость, что Господь даёт нам спасение, что мы – не погибшие овцы, что Бог любит нас, несмотря на то, что от юности мы нарушали Его заповеди. Господь даёт нам время для покаяния и исправления греховной жизни. И свидетельство тому – вы, братья и сестры, которые со смирением, любовью и дерзновением молились сегодня, слушая трогательные слова покаянного канона преподобного Андрея Критского, который в духовно-поэтической форме, доступно описывает нам образы падших людей и Божие милосердие к кающимся грешникам. Среди нас нет места отчаянию, напротив, сердца наши исполняются радостью и благодарением Господу за то, что Он не отвергает нас, немощных, прибегающих к Нему, как к своему Отцу, чтобы Он принял нас в Свои объятия…
Дай Бог, чтобы Великий пост для всех нас был спасителен, чтобы мы не формально подошли к посещению великопостных служб, но вникали в слова песнопений и чтений, понимая, что Господь стучится в наши сердца, призывая нас исправиться, покаяться и быть достойными Его любви…


ЮБИЛЕЙ ХОРА ЕПАРХИИ

12 февраля митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий посетил Коломну. Владыка возглавил торжества, посвящённые престольному празднику храма Коломенской духовной семинарии и десятилетию хора духовенства Московской епархии.
На Божественной литургии в Трёхсвятительском храме митрополиту Ювеналию сослужили ректор КДС епископ Зарайский Константин, благочинный города Коломны и Коломенского района епископ Луховицкий Петр, почетный настоятель Успенского кафедрального собора протоиерей Николай Качанкин, настоятель Старо-Голутвина монастыря игумен Варлаам (Горбунов), благочинный Богородского церковного округа протоиерей Марк Ермолаев, коломенское духовенство, преподаватели и студенты КДС в священном сане.
Песнопения Божественной литургии исполняли хор духовенства Московской епархии под управлением священника Сергия Голева и хор семинарии под управлением диакона Николая Глухова.
За богослужением владыка Ювеналий рукоположил диакона Валерия Зайцева во пресвитера.
По окончании богослужения перед иконой праздника было совершено славление вселенским учителям и святителям Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоусту.
Праздник продолжился в актовом зале семинарии. Здесь собравшихся приветствовал епископ Зарайский Константин:
– …Сердечно поздравляю всех с престольным праздником и сегодняшним замечательным событием – 10-летием образования хора духовенства Московской епархии. Когда мы говорим о церковном возрождении, то в первую очередь говорим о восстановлении порушенных святынь, строительстве храмов, открытии воскресных школ. Но церковное возрождение – это ещё и возрождение церковного пения. На заре этого возрождения в Московской епархии появилось множество церковных хоров. Они были небольшие, даже если пели в городских храмах, и возникла необходимость создания большого епархиального хора. Четверть века назад, по благословению Владыки, трудами отца Николая и игумена Григория (Щелкунова) был создан хор студентов Коломенской духовной семинарии. Несмотря на небольшое число певчих и скромный репертуар, владыка сразу стал выдвигать хор и на патриаршие, и на митрополичьи богослужения. Рубежной датой стало Рождество 1999 года, когда в Новодевичьем монастыре справа пел большой хор, а слева – семинарский, и, хотя на тот момент правый хор был сильнее, все понимали, что будущее за хором семинарским. К созданию Хора духовенства Московской епархии причастны иподиаконы владыки Ювеналия. В 1990-х годах среди них оказалось несколько человек, которые имели опыт пения в хоре Троице-Сергиевой лавры под управлением архимандрита Матфея (Мормыля). Эти иподиаконы, я был в их числе, выступали несколько раз в телепередачах, пели на различных площадках и одновременно были иподиаконской командой. Был случай, который остался со мной на всю жизнь: в Страстную Пятницу в Новодевичьем монастыре половину службы пел правый хор, а половину – иподиаконы. Не всё у нас получилось, но владыка после службы сказал слова, которые остались со мной на всю жизнь: «Мне была важна ваша ревность, ваши усердие и желание». Когда в 2002 году я стал проректором по воспитательной работе, то одновременно возглавил хор. Хочу выразить большую благодарность игумену Петру (Пузенко), который в течение года успешно руководил хором семинарии.
Будучи воспитанником Московских духовных школ, я приглашал тех певчих, с кем учился. В воздухе витала идея создать хор духовенства. Мы советовались с владыкой Петром, тогда иеромонахом, заведующим канцелярией Московского епархиального управления, и он мне говорил: «Пока не торопись, возможно, время ещё не пришло». И действительно – чувствовалось, что надо создать хор, но не было повода.
И Господь дал совершенно неожиданный повод: к лету 2009 года семинарский хор остался без первых теноров. Срочно были подготовлены все документы, всё оформлено. Было создано положение, был собран хор, который, по сути, уже существовал, но была проведена работа по отбору кандидатов со всей Московской епархии. Владыка принял нас в Новодевичьем монастыре, и хор состоялся. Я не профессиональный музыкант, но то, что мог сделать – сделал.
А следующее назначение состоялось на небесах. Это не фигура речи, потому что отец Сергий Голев был назначен регентом хора на высоте десять тысяч метров над землёй. Я был, по представлению владыки митрополита, представлен кандидатом в архиереи, и когда владыка вместе со мной летел на заседание Священного Синода, в самолёте решался вопрос о том, кто будет следующим регентом. Потому отец Сергий не на земле, а на небе был назначен на эту должность. Было ясно, что нужен человек, который может двинуть это дело вперёд, и он имел для этого все необходимые качества. Он был не просто выпускником, но преподавателем Московской государственной консерватории, имел опыт руководства мужским хором в Домодедовском благочинии. Его назначение – большая милость Божия и для семинарии, и для священников, и для всех нас. Хор вырос, сейчас он – украшение Московской епархии, нашей духовной школы и всей Русской Православной Церкви. Надеюсь, что хор духовенства Московской епархии ещё много лет будет радовать всех нас.
Выступления хора чередовались с приветствиями почетных гостей. К собравшимся обратились: глава города Коломны Д.Ю.Лебедев, председатель совета ректоров образовательных учреждений города Коломны, директор Коломенского института (филиала) Московского политехнического университета Н.А.Мурзак, российский предприниматель, член Наблюдательного совета банка «Уралсиб» Н.А.Цветков.
На празднике присутствовали также председатель правления фонда просвещения «МЕТА» В.А.Сигаева и ректор Государственного социально-гуманитарного университета в Коломне Ж.К.Леонова.
С заключительным словом ко всем обратился митрополит Ювеналий:
– Во всём, что мы сейчас отмечаем, есть определённые символы. С детства я ходил в храм, и мне тогда глубоко запали слова Господа: «Созижду Церковь Мою и врата ада не одолеют её» (Мф.16:18). Потом, когда уже почувствовал призвание к пастырству и поступил в семинарию, чтобы стать священником, летним днём во время каникул на одной из площадей Ярославля, моей родины, транслировалась другая речь – покойного ныне руководителя страны, который говорил: «Я вам покажу по телевидению последнего попа!» Это был другой голос, лжепророческий. По завершении каникул я поехал дальше учиться, и когда стал митрополитом Крутицким и Коломенским, принял Московскую епархию. Что здесь было? 132 храма, в основном в сельской местности, и ни одного монастыря на всю огромную Московскую область. Но что мы видим сегодня? Непреложность слов Основателя Церкви: «врата ада не одолеют её». Церковь жива, и жива наша Московская епархия, вместо 132-х храмов сейчас уже до двух тысяч, множество монастырей и наша семинария. Я вспоминаю, как мы начинали: не было зданий, преподавателей, а была только добрая воля готовить будущих пастырей. И здесь, в Коломне, в полуразрушенном монастыре, начинали учиться будущие священники, и первым ректором духовного училища был протоиерей Николай Качанкин. Я хотел бы, чтобы отец Николай поднялся сюда, я имею сердечную потребность выразить ему благодарность за то, что он мужественно и усердно возрождал традиции духовной школы, и, в конце концов, духовное училище было преобразовано в семинарию. Первые ростки нашего хора – это плоды трудов отца Николая. Я хотел бы вам, дорогой батюшка, преподнести эти благоухающие цветы и вместе с присутствующими поблагодарить вас за всё. Господь посылал талантливых, усердных, идейных, мужественных людей, которые созидали в нашей семинарии церковный дух. Среди них был ректор семинарии, иеромонах, а ныне епископ Константин, который сегодня возглавляет эту духовную школу. Владыка Константин – одарённый человек: он продолжал регентское дело, создал прекрасный хор, а потом Господь послал нам другого «ангела-хранителя» – отца Сергия Голева. Он, как посланный от Бога человек, сотворил чудо: из людей, которые не собирались быть ни артистами, ни певцами, а только Богу служить, стать священниками, создал прекрасный профессиональный хор, который вышел за стены семинарии, стал епархиальным и получил известность за пределами Московской епархии…
Владыка митрополит вручил епархиальные награды в связи с 10-летием образования хора духовенства Московской епархии: епископу Зарайскому Константину и регенту хора священнику Сергию Голеву – медаль «За жертвенные труды» I степени; благочинному Богородского церковного округа, певчему хора протоиерею Марку Ермолаеву – медаль «За жертвенные труды» II степени; игумену Петру (Пузенко), священникам Сергию Шкитырю, Димитрию Шмарову, диакону Василию Костеркину – медаль «За усердное служение» III степени; священнику Анатолию Трушину, протодиакону Сергию Трутневу, протодиакону Сергию Гайдашу, диакону Николаю Глухову – медаль «За жертвенные труды» III степени; певчим хора – свои Благословенные грамоты.


НОВОСТИ БЛАГОЧИНИЯ

11 февраля в Троицком храме в Щурове  была отслужена миссионерская Божественная литургия. За богослужением молились прихожане, приходские сотрудники, учащиеся и педагоги православной гимназии святителя Филарета Московского, подопечные социального центра «Надежда», слушатели местного отделения епархиальных Библейско-богословских курсов. В ходе богослужения священники выступили с катехизаторскими пояснениями чинопоследования Литургии.
***
11 февраля указом митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия был освобожден от обязанностей настоятеля Иоанно-Богословского храма города Коломны священник Димитрий Шаповалов, переведённый в причт Михаило-Архангельского храма города Коломны. Новым настоятелем Иоанно-Богословского храма назначен иеромонах Иоанн (Железов), освобождённый от обязанностей настоятеля Владимирского храма поселка Индустрия.
***
11 февраля священник Илия Царьков назначен настоятелем Владимирского храма поселка Индустрия Коломенского района с оставлением в штате Успенского кафедрального собора.
***
14 февраля заместитель благочинного церквей города Коломны, настоятель Успенского кафедрального собора священник Илия Лукьянов возглавил освящение накупольного креста Сретенского храма деревни Настасьино прихода Знаменского храма села Непецино. Ему сослужил настоятель Знаменского храма протоиерей Димитрий Киреев. На освящении молись прихожане и местные жители.
***
15 февраля в конькобежном центре «Коломна» прошёл форум «Сильные отцы – сильная семья – сильное отечество». В семейном празднике, приуроченном к Дню защитника Отечества и 75-летию Великой Победы, приняли участие 53 семьи Коломенского городского округа (более 200 человек). Работу секции, посвященную теме отцовства, возглавил священник Димитрий Шаповалов.
***
16 февраля в Михаило-Архангельском храме города Коломны прошло первое занятие кружка православной психологии. Занятие для учащихся 8-11 классов провёл дипломированный психолог, священник Димитрий Шаповалов.
***
21-24 февраля ответственный в Коломенском благочинии за взаимодействие с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями протоиерей Димитрий Измайлов посетил войсковые части, дислоцированные на территории округа. Отец Димитрий поздравил военнослужащих срочной службы с праздником и вручил подарки от благочиния.
***
23 февраля в Никольском храме села Парфентьево молитвенно почтили память священномученика Василия Горбачева, служившего в местном причте. По окончании Божественной литургии настоятель протоиерей Николай Чикунов обратился к прихожанам с проповедью о жизни священномученика. Воспитанники воскресной школы выступили с праздничным концертом. За богослужением молились родственники святого.
***
25 февраля, в годовщину преставления архиепископа Можайского Григория, в Бобреневом монастыре было совершено заупокойное богослужение. Божественную литургию возглавил игумен обители епископ Луховицкий Петр. По окончании богослужения была совершена панихида по приснопоминаемому архиепископу Григорию. Затем заупокойную литию на могиле архиепископа Григория совершил епископ Зарайский Константин.
***
4 марта в Покровском храме села Никульское состоялась миссионерская Литургия Преждеосвященных Даров. В ходе богослужения настоятель священник Иоанн Бакушкин, ответственный в благочиниях города Коломны и Коломенского округа за миссионерское служение, обращался к прихожанам с катехизаторскими пояснениями, раскрывающими богословское содержание чинопоследования.


В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

Обнинск
25 февраля здесь завершился XV Международный православный Сретенский кинофестиваль «Встреча». Темы материнства, любви к Родине и 75-летия Победы в Великой Отечественной войне стали главными ориентирами работы юбилейного форума.
Призом полномочного представителя Президента РФ в ЦФО был отмечен фильм «Поколение зубров» режиссера Сергея Варицкого; призом губернатора региона – фильм «Русские в Ливане» режиссера Андрея Судиловского.
Лучшим игровым фильмом стал «Побег из Москвабада» Дарьи Полторацкой, документальным – «Не уходи отсюда» Владимира Самородова и Марины Труш, анимационным – иранская лента «Клубок» Малихе Голамзаде, короткометражным игровым – белорусская картина «Франка» Митрия Семенова-Алейникова, телевизионным – «Митрополит Климент. Путь ко Христу» калужской телерадиокомпании «Ника».
Специальным призом жюри награжден фильм «Лорик» совместного производства Армении, России, Сербии, Швейцарии, Швеции и Кипра.
В конкурсную программу вошли 75 фильмов из 11 стран мира. Кинофестиваль прошел в 11 городах Калужской области.
Вильнюс
26-28 февраля здесь прошла вторая конференция по социальному служению европейских епархий. О своих социальных проектах рассказали представители Виленско-Литовской, Гаагской, Венской, Таллинской, Нарвской, Испанско-Португальской, Берлинской, Будапештской, Рижской, Дуагавпилской епархий, приходов Русской Православной Церкви в Италии, Германской епархии РПЦЗ и Архиепископии западноевропейских приходов русской традиции. Особое внимание на конференции уделили развитию добровольчества.
В работе форума принял участие председатель Синодального отдела по благотворительности епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон.
Манила
22 февраля управляющий Филиппинско-Вьетнамской епархией митрополит Манильский и Ханойский Павел совершил чин великого освящения храма преподобного Серафима Саровского в г. Макаланготе на о. Минданао (Филиппины) и Божественную литургию в новоосвященном храме. За Литургией архипастырь рукоположил старосту прихода иподиакона Николая Салгадо во диакона.
На сегодняшний день в составе епархии 33 прихода, 11 молитвенных помещений.
Нью-Йорк
18 февраля под председательством митрополита Восточно-Американского и Нью-Йоркского Илариона состоялось очередное заседание Архиерейского Синода РПЦЗ.
Отметив успех церковно-певческого съезда, прошедшего недавно при Богородице-Рождественском кафедральном соборе в Лондоне, Синод благословил создание особой комиссии для координации работы по церковно-певческим вопросам в странах Западной Европы.
Синод присвоил Иоанно-Богословскому мужскому скиту статус самостоятельного монастыря. Были рассмотрены различные церковно-дисциплинарные и административно-хозяйственные вопросы, а также ходатайства архипастырей, представивших клириков и мирян своих епархий к церковным наградам.
Подгорица
Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий совершил официальный визит в Черногорию. 27 февраля он вместе с митрополитом Черногорским и Приморским Амфилохием возглавил вечернее богослужение в храме Воскресения Христова, а затем – крестный ход, после чего на площади кафедрального собора в Подгорице состоялся праздничный концерт. Здесь Митрополит Онуфрий обратился к тысячам православных черногорцев со словами приветствия.
На пресс-конференции для СМИ владыка выразил благодарность Православной Церкви в Черногории за каноническую позицию, которую она заняла в непризнании раскольников на Украине. Архипастырь подчеркнул, что, несмотря на последние потрясения, Украинская Православная Церковь выстояла, остаётся самой большой Церковью Украины и насчитывает более 12000 приходов.

По сообщениям информагентств


История коломенских храмов

ГОРНОСТАЕВО

(Окончание. Начало в №2)
Отец Клавдий ввёл в храме торжественное неспешное богослужение. Каждый воскресный день истово отправлялись молебны с акафистом местночтимой иконе Божией Матери Плакущей.
С 1874 по 1884 годы отец Клавдий был законоучителем в Шкиньской начальной школе. В 1882-м утверждён духовником благочиния, а в 1884-м – благочинным. С 1888 по 1896 годы батюшка был заведующим и законоучителем Горностаевской церковноприходской школы, открытой им на собственные средства в своём доме безвозмездно.
Меж тем слава о чтимом образе настолько распространилась, что прихожане старинного коломенского храма Богоявления-в-Гончарах во главе со старостой Петром Чуприковым договорились о том, чтобы «Плакущую» на время перенесли в Коломну. Более того: с иконы был сделан список, который и по сию пору хранится в Гончарской церкви! На ней была сделана особая надпись.
«В царствование Благочестивейшего Государя Императора АЛЕКСАНДРА III в управление епархиею Высокопреосвященнейшим СЕРГИЕМ, митрополитом Московским и Коломенским, тщанием прихожан и усердных богомольцев писана сия святая икона с подлинной резной чудотворной иконы ПЛАЧ БОЖИЕЙ МАТЕРИ (или Плакущей), находящейся во храме села Горностаева Коломенского уезда, в благодарно-молитвенное воспоминание пребывания оной в сем Богоявленском храме от 2 по 24 октября 1893 г.»
В 1896 году отец Клавдий был переведён в Московский Троицкий, что в Покровском, храм.
И с этого года в храме Владимирской иконы Горностаева служил священник Пётр Григорьевич Любимов (43-х лет). Сын священника, в 1894 году он окончил Вифанскую семинарию. И с 1895 года он был учителем церковноприходской школы села Прусы. Пётр Григорьевич женился на дочери отца Клавдия и получил «наследственное» место священника Владимирского храма. Тогда же, естественно, был назначен и законоучителем местной церковноприходской школы, для которой в 1903 году отец Клавдий Цветаев на собственные средства построил каменное здание. В 1909-м в школе было 36 учащихся.
Псаломщиком в это время был Иван Степанович Виноградов.
Стоит ещё упомянуть, что в 1890 году, по окончании Московской духовной семинарии, учителем церковноприходской школы Горностаева был назначен Дмитрий Алексеевич Богоявленский (1868-1937).
В 1892 году он был рукоположен во священника к Троицкому храму села Купавна. Подобно многим русским священникам, в 1937-м он был арестован по ложному доносу и расстрелян…
После утверждения богоборческой власти в Горностаеве произошла настоящая духовная и культурная катастрофа. Ей предшествовала варварская и лживая кампания по «изъятию церковных ценностей в помощь голодающим».
В 1929 году начался новый этап гонений. Священников повсеместно арестовывали и отправляли в ссылку на три года. Скорее всего, не избег этой участи и здешний настоятель, хотя точными сведениями о его участи мы пока не располагаем…
На рубеже 1920-30-х годов здешняя церковь была закрыта и страшно разграблена. Церковное убранство вывезли и уничтожили. Это коснулось и главной святыни. Красноармейцы вывезли священное изваяние Богоматери Плакущей вместе с другими реликвиями в неизвестном направлении.
Но, как повествует местное предание, на следующий же день икона оказалась на прежнем месте – в левой части трапезного храма. Её опять вынесли, и вновь она оказалась в храме!
Тогда кощунники решили поглумиться над святыней. Чтобы уничтожить образ, его привязали к грузовику. Куда делись обломки иконы – неизвестно. Страшно даже подумать о судьбе тех несчастных, которые совершили это злодейство…
Не менее ужасная судьба ожидала и летнюю церковь. Настоящее чудо архитектуры, равного которому трудно отыскать в окрестностях, взорвали в 1935 году! Так совершилось безумное уничтожение драгоценного памятника истории и культуры.
Трапезная сохранилась, но использовалась не по назначению. Одно время там был клуб, а в последующие годы в этой части храма устроили склад продовольственного магазина…
***
Лишь в 2016 году была возрождена православная община Горностаева. Настоятелем церкви Владимирской иконы Божией Матери стал иеромонах Иоанн (Железов). Понемногу здание, возвращённое верующим, восстанавливается. Сделан иконостас, совершается регулярное богослужение. Замечательно, что была сделана копия чтимой иконы в натуральный размер – с того образа, что хранится в церкви Богоявления-в-Гончарах. Так, пусть и сложным, косвенным путём Богородица Плакущая вернулась в родной храм!
В советское время на месте древнего села образовался посёлок с довольно механическим названием «Индустрия». Но в имени церкви Владимирской иконы Богородицы до сих пор сохраняется прежнее имя села.
И оно не забудется никогда!

Роман Славацкий, иеромонах Иоанн (Железов)
Редколлегия выражает особую благодарность Наталье Александровне Марковой за важные уточняющие сведения.

Вот всё, что осталось от храма в советские годы

ХРАМ В ГОРНОСТАЕВЕ

Венцы веков туманами истаяли,
развеялись в неведомой дали…
Но тайная святыня Горностаева
не скроется покровами земли.

Она парит в вечернем зыбком воздухе
виденьем вешним, каменною розою!

И реет, словно зоркий вещий страж, она
на призрачной заре, как светлый столп:
великими боярами украшенный
возвышенный Владимирский престол.

И Рай нисходит к нам священной кущею,
и вновь прекрасный храм ласкает глаз…
…И снова Богородица Плакущая
алмазною слезой спасает нас!

Роман СЛАВАЦКИЙ


ДЕНЬ ПРАВОСЛАВНОЙ МОЛОДёЖИ В КОЛОМНЕ

15 февраля в Тихвинском храме города Коломны состоялось празднование Дня православной молодёжи. По благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия праздничное богослужение возглавил благочинный церквей города Коломны и Коломенского округа епископ Луховицкий Петр в сослужении клириков обоих благочиний.
За богослужением молились воспитанники Межприходского центра преподобного Стилиана Пафлагонского, курсанты православного военно-патриотического клуба «Пересвет», участники молодёжного клуба церковного краеведения «Нестор», волонтеры добровольческого движения «Друзья милосердия», молодежные делегации приходов благочиний города Коломны и Коломенского округа, военнослужащие войсковых частей.
Церковные песнопения исполняли хор Успенского кафедрального собора и детский хор обоих благочиний. Члены кружка изучения церковно-славянского языка смогли продемонстрировать навыки чтения богослужебных текстов.
По окончании богослужения в храме Воскресения Словущего состоялось награждение лауреатов конкурса воскресных школ «Красота Божьего мира» и праздничное чаепитие.
Праздник продолжился в конькобежном центре «Коломна», где городское управление по физической культуре, спорту и молодёжной политике и благочиние города Коломны провели спортивно-интеллектуальный квест, посвящённый Дню православной молодёжи.


Духовная поэзия

ПРОЩЁНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ

Сырной седмицы проходит пора –
тут уже не до веселья…
И окружается траурный храм
грустной весенней капелью.

Церковь как будто потупилась ниц –
словно слезинки спадают с ресниц.

Бьётся в сердца половодье молитв
и закипает свечами…
Боже, какая услада сквозит
в этой внезапной печали!

Хочется глянуть в родные глаза,
вспомнить обиды, избыть их:
стать на колени и тихо сказать:
«Братья и сестры – простите!..»
Роман СЛАВАЦКИЙ


Из истории коломенских храмов

ПРЕДТЕЧЕНСКАЯ ИЛИ СИМЕОНОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ

Предлагаем вниманию читателей замечательный документ по истории одного из утраченных коломенских храмов. Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи (или Симеоновская по одному из престолов и более древнему храму, стоявшему на этом месте) находилась на углу улиц Спасской (ныне Грунта) и Симеоновской (ныне Савельича). На известном панорамном снимке Житной площади начала ХХ века она хорошо видна на переднем плане.

Клировая ведомость Иоанно-Предтеченской города Коломны церкви за 1916 год.
Церковь построена в 1793 г. тщанием прихожан. Зданием каменная, колокольня таковая же. Престолов в ней три: главный Усекновения главы Св. Иоанна Предтечи и придельные в честь иконы Богородицы Владимирской и преподобного Симеона Столпника. Утварью достаточна.
По штату при ней положены: священник, диакон, два псаломщика.
Кружечных доходов за 1915 год 426 р. 12 к. Другие источники содержания членов причта и количество поступающего от них дохода: с капитала в пользу причта 14962 р. 19 к. получается процентов 427 р. 71 к. Арендной суммы, за вычетом налогов, причт получает 315 р.
Земли при церкви состоит: усадебной вместе с погостом церковным десят. 1108 1/2 кв. саж. Всего десят. 1108 1/2 кв. саж.
Дома для священно и церковно-служителей на церковной усадебной земле соответственные построены тщанием владельцев и составляют собственность владельцев. Другие здания, принадлежащие церкви: 2 каменные лавки, три деревянных сарая и каменный дом, дающий доход 315 р., деревянная сторожка. Лавки значатся в плане почастной земли, составленном 1857 г. июня 28. Состояние домов хорошее.
Расстоянием сия церковь от Консистории в 96 верстах, от местного благочинного в 150 саженях. Почтовый адрес церкви: Коломна, Симеоновская улица, причту Иоанно-Предтеченской церкви.
Ближайшие к сей церкви: Вознесенская в 130 саж. и Спасская в 50 саж.
Приписанных к сей церкви церквей, часовен, домов кладбищных и молитвенных нет.
Опись церковному имуществу заведена с 1855 г., хранится в целости, проверена в 1909 г. Приходо-расходные книги о суммах свечной и церковной за шнуром и печатию Духовной Консистории 1916 г., ведутся исправно и хранятся в целости. Копии с метрических книг хранятся в целости с 1802 г. В обыскной книге, выданной в 1837 г., за шнуром и печатию 219 писанных листов, 31 не писанных. Исповедные росписи в целости с 1828 г. Книги, до церковного круга подлежащие, есть все. В церковной библиотеке находится книг, для чтения предназначенных, 28 томов.
Церковные деньги в целости за ключом церковного старосты и печатию церковною. Неподвижной суммы состоит в кредитных учреждениях 6182 р. 75 к., а билет находится в целости и хранится в Московском Государственном Банке и в Коломенском Казначействе.
При церкви состоит старостою церковным Павел Владимиров Казаков, который должность свою проходит с 1906 г.
Преосвященный в последний раз посетил приход в 1897 году.

Послужные списки священно-церковно-служителей с их семействами и церковных старост и сведения о вдовах и сиротах, подведомственных церкви.
Священник Василий Михайлов Счастьев, 48 лет.
Награжден набедренником 1898 г. сент. 9, скуфьею 1904 г. апр. 26, камилавкою 1908 г. мая 6, наперсным крестом от Священного Синода – 1914 г. мая 6. Имеет серебряную медаль на Александровской ленте в память царствования Императора Александра III. Имеет серебряную медаль на двойной Владимирской и Александровской ленте в память 25-летия церк. прих. школ. Имеет крест и медаль в память 300-летия царствования Дома Романовых. Награжден золочено-бронзовою медалью на ленте Государственных цветов за труды по первой всеобщей переписи населения 1897 г. Получает кружечных доходов за 1915 г. = 213р. 6к. Арендных =157р. 50к. Процентов с капитала = 213р. 85 1/2 к.
Сын священника. Окончил полный курс наук в Московской семинарии с аттестатом второго разряда 1889 г. Состоял учителем при церковно-приходской школе села Грайворон, Коломенского уезда с 1889 г. по 1891 г.
Произведен во священника к Никитской церкви села Северского Коломенского уезда. 1891 г. окт. 2. Состоял заведующим и законоучителем в Северской церковно-приходской школе, открытой по его же прошению с 1892 г. по 1911 г. Проходил безвозмездно в должности духовного следователя благочиния 6-го округа Коломенского уезда с 1901 г. по 1911 г. Состоял членом Совета Коломенского уездного отделения Московского Епархиального Училищного совета с 1906 г. по 1910 г. Переведен по прошению на настоящее место 1911 г. мар. 3. Состоял законоучителем Коломенского Городского женского училища с 1911 г. по 1916 г. Состоит по избранию посвященным членом Совета Коломенского Уездного Отделения Московского Епархиального Училищного Совета с 1913 г. Состоит по избранию членом школьной комиссии с 1913 г. Состоит членом Правления Коломенского Духовного Училища с 1915 г.
В семействе у него: жена Елизавета Степанова, 45 лет. Дети: Валентин, рожденный 1892 г. янв. 16, окончил курс в Московском Императорском Университете; Александр, рожденный 1900 г. фев. 13, обучается в Коломенской Мужской гимназии на содержании родителя; Мария, рождена 1901 г. марта 28, обучается в Коломенской Женской гимназии на содержании родителя.
Диакон Алексий Николаев Вележев, 36 лет.
Импер. крест и бронзовая медаль в память 300-летия царствования Дома Романовых. Награжден золотою медалью для ношения на груди на Аннинской ленте за труды по народному образованию 1916 г. мая 6. Получает кружечных доходов = 106р. 53к., арендных = 78р. 75к., процентов = 106р. 92 3/4к.
Из духовного звания, сын протоиерея. Обучался в Московской духовной семинарии, выбыл из 3 класса.
Имеет звание учителя одноклассной церковно-приходской школы. Состоял учителем Воловической церковно-приходской школы с 1902 г. по 1904 г. Произведен во диакона на настоящее место 1904 г. сент. 2. Состоит законоучителем в Бочмановской земской школе с 1911 г. Состоит законоучителем в Старо-Голутвинской церк.-приходской школы с 1914 г. Под судом и следствием не был, не состоит.
Жена его Любовь Васильева, 31 г. Дети их: Серафим, рожд. 1905 г. 1 июня, обучается в частном пансионе на содержании родителя, Тамара, 1908 г. янв. 28, обучается в Кол. Жен. Гимназии; Юлий, 1910 г.р. нояб. 12.
Диакон-Псаломщик Петр Тимофеев Успенский, 40 лет.
Имеет бронзовую медаль в память 300-летия царствования Дома Романовых. Получает кружечных доходов = 53р. 26 1/2к., арендных = 39р. 37 1/2к., процентов = 53р. 46к.
Из духовного звания, сын диакона.
Обучался в Заиконоспасском духовном училище до 2 класса. Был определен во псаломщика к Дмитрие-Солунской погоста Лужков Коломенского уезда церкви 1893 г. дек. 17. Посвящен в стихарь 1894 г. ноя. 2. Произведен на настоящее место 1899 г. янв. 22. Произведен во диакона 1916 г. мар. 19.
Жена его Анна Федорова, 38 л. Усыновленный сын Тимофей, 1915 г. р. фев. 20.
Диакону Вележеву двоюродный брат.
Псаломщик Михаил Павлов Гжельский, 28 лет.
Имеет бронзовую медаль в память 300-летия царствования Дома Романовых.
Получает кружечных доходов = 53р. 26 1/2 к., арендных= 39р 37 1/2к., процентов = 53р. 46к.
Из духовного звания, сын псаломщика. Обучался в Коломенском духовном училище, выбыл из 4 класса по болезни. Состоял временно-исправляющим должность псаломщика при Николаевской села Никульского церкви Коломенского уезда с 1909 г. по 1911 г. Определен к Богоявленской села Семеновского Бронницкого уезда во н.д. псаломщика 1911 г. янв. 20. Утвержден в должность псаломщика с посвящением в стихарь 1912 г. окт. 5. Переведен на настоящее место 1913 г. 26 апр.
Холост.
Просфорня Мария Павлова Зернова, 52 лет.
В учебных заведениях не обучалась. Определена на настоящее место 1899 г. янв. 11. Вдова Почетного гражданина.
Вдова умершего священника сей церкви Петра Красновскаго Мария Николаева, 70 лет, духовного звания. Сын Александр, 44 лет. Живет в Москве.
Умершего сей церкви псаломщика Павла Гольского дочь девица Ироида Павлова, 18 лет. Обучалась в начальном женском городском училище.
Староста сей церкви Коломенский купец Павел Владимиров Казаков, 52 лет.
Имеет серебряную медаль в память Священного Коронования их Императорских Величеств. Имеет знак Красного Креста. Имеет бронзовую медаль в память 300-летия Дома Романовых. Награжден серебряною нагрудною медалью с надписью за усердие на Станиславской ленте 1 янв. 1912 г. Награжден серебряною медалью для ношения на владимирской ленте 1915 г. дек. 6. Купеческого звания. Получил начальное образование. Состоит членом общества хоругвеносцев с 1894 г. Состоит в должности церковного старосты сей церкви с 1906 г. мар. 16. Последний указ об учреждении в сей должности от 1915 г. марта 17.
Женат, жена его Анна Михайлова, 55 лет.
Ведомости о приходе
Проживающих в приходе Иоанно-Предтеченской города Коломны церкви.
Число душ. Муж 242. В том числе духовных 9, дворян 25, мещан 130, крестьян 78. Жен 287. В том числе духовных 8, дворян 41, мещан 144, крестьян 94. Итого 242/ 287.

Священник Василий Счастьев руку приложил
Диакон Алексий Вележев руку приложил
Диакон-псаломщик Петр Успенский руку приложил

Подготовил Павел ПРОШЛЕЦОВ


Церковь и школа

КУРСЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

После занятий

Не так давно при государственном социально-гуманитарном университете (ГСГУ) в Коломне открылись курсы повышения квалификации для учителей начальных классов.
Мы попросили рассказать подробнее об этом начинании руководителя курсов, ответственного в благочинии города Коломны за религиозное образование и катехизацию, клирика Троицкого храма в Щурове священника Петра ГАЛАНЮКА.
– Отец Петр, какова востребованность этих курсов, сколько человек у Вас занимается?
­­­– Программа, которую мы реализуем в этом году на базе ГСГУ «Содержание и методика преподавания курса «Основы православной культуры» на уровне начального общего образования» – предназначена для учителей, преподающих модуль «Основы православной культуры» в начальной школе. Она была составлена ещё в прошлом году и стала результатом взаимодействия между благочиниями церквей города Коломны и Коломенского округа и Управлением образования администрации города.
У нас набралась группа из тридцати человек. В основном это учителя начальных классов, но есть и учителя-предметники и методисты, которые курируют воспитательную работу в образовательных учреждениях.
Подобная программа действительно востребована, особенно на уровне нашего города и округа, поскольку Московская область – признанный лидер среди регионов с высоким процентом родителей, которые выбирают модуль «Основы православной культуры».
– В каких классах сейчас преподают основы православной культуры?
– На сегодняшний день преподавание модуля «Основы православной культуры» осуществляется в рамках учебной дисциплины ОРКСЭ (Основы религиозных культур и светской этики), которая реализуется в четвёртых классах. Поэтому мы, прежде всего, ориентированы на учащихся младших классов. Но есть специализированные образовательные учреждения (профильные и частные), где программа преподавания этой дисциплины расширена до девятого класса.
– С какими трудностями сталкиваются преподаватели ОПК в школе?
– Сложности, конечно, есть всегда и везде, если речь идёт о педагогической деятельности и воспитании ребёнка. Если говорить о преподавании модуля «ОПК», то здесь очень многое зависит от учителя, его профессионально-педагогического опыта, мастерства. Кто-то готов работать над собой, постоянно расширять свой культурно-мировоззренческий кругозор, а у кого-то на это не хватает времени. Общеизвестно, что культура личности педагога – это фундамент, на котором строится любая педагогическая технология.
Другая сложность связана с методикой преподавания. Не так много сегодня учебно-методических пособий, ещё меньше готовых тематических разработок в открытом доступе (хотя в продаже их можно найти). Далеко не каждый учитель ОПК сегодня способен прибегать к интеграции (внутрипредметной и межпредметной).
Есть организационные сложности, связанные с расписанием, ответственностью, занятостью учителя и т.д.
– Кто преподаёт на этих курсах и как проходят занятия?
– Поскольку программа курсов предполагает базовую и профильную часть (предметно-методическую), встречи проходят в формате лекций и интерактивных занятий. Запланирована и экскурсионная часть с посещением храмовых комплексов города и церковно-приходского музея. Среди преподавателей есть и представители ГСГУ, и клирики благочиния, многие из которых имеют педагогический опыт и преподают в Коломенской семинарии.
– Чем завершатся курсы и когда состоится новый набор слушателей?
– Любая учебная программа завершается определённой рефлексией. Без этого нельзя. В нашем случае учителя должны будут выполнить определённое задание, связанное с методической работой по предмету.
После вручения официальных документов планируем устроить для преподавателей чаепитие и беседу с благочинным церквей г. Коломны епископом Луховицким Петром.
Надеемся, новый набор слушателей состоится в следующем году.
Подготовил И.АЛЕКСАНДРОВ


Молитва ко Пресвятой Богородице пред Её иконою «Плач Богоматери», чтомая в церкви села Горностаева Московской епархии

О Пресвятая Госпоже Богородице, нашего спасения Надеждо! Воззри милостивно на люди Твоя, с верою и любовию предстоящия и пречистому образу Твоему покланяющияся. Приими наше хвалебное пение сие и пролей теплую Твою молитву о нас грешных ко Господу, да презрев вся наша согрешения, спасет и помилует нас. Еще же молим Тя умиленно: избави нас от всякия скорби и смертоносныя язвы, подай нам Твою милостивую помощь, не отрини наших слез и воздыханий, не забуди нас во вся дни жизни нашея, но всегда пребывай с нами, и Твоим заступлением и ходатайством у Господа подаждь нам отраду, утешение, защиту и помощь, да славим и величаем Преблагословенное и Всепетое имя Твое во веки веков. Аминь.

Величание
Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим образ Твой святый, имже болезни наша врачуеши и души наша к Богу возводиши.


Духовное чтение

Преждеосвященная

В.А.Никифоров-Волгин

После долгого чтения часов с коленопреклоненными молитвами на клиросе горько-горько запели: «Во царствии Твоем помяни нас, Господи, егда приидeши во царствие Твоем»…
Литургия с таким величавым и таинственным наименованием «преждеосвященная» началась не так, как всегда…
Алтарь и амвон в ярком сиянии мартовского солнца. По календарю завтра наступает весна, и я, как молитву, тихо шепчу раздельно и радостно: в-е-с-н-а! Подошёл к амвону. Опустил руки в солнечные лучи и, склонив набок голову, смотрел, как по руке бегали «зайчики». Я старался покрыть их шапкой, чтобы поймать, а они не давались. Проходивший церковный сторож ударил меня по руке и сказал: «Не балуй». Я сконфузился и стал креститься.
После чтения первой паремии открылись Царские врата. Все встали на колени, и лица богомольцев наклонились к самому полу. В неслышную тишину вошёл священник с зажжённой свечой и кадилом. Он крестообразно осенил коленопреклоненных святым огнём и сказал: «Премудрость, прости! Свет Христов просвещает всех»…
Ко мне подошёл приятель Витька и тихо шепнул: «Сейчас Колька петь будет… Слушай, вот где здорово!»
Колька живёт на нашем дворе. Ему только девять лет, и он уже поет в хоре. Все его хвалят, и мы, ребятишки, хоть и завидуем ему, но относимся с почтением.
И вот вышли на амвон три мальчика, и среди них Колька. Все они в голубых ризах с золотыми крестами и так напомнили трех отроков-мучеников, идущих в печь огненную на страдание во имя Господа.
В церкви стало тихо-тихо, и только в алтаре серебристо колебалось кадило в руке батюшки.
Три мальчика чистыми, хрустально-ломкими голосами запели:
«Да исправится молитва моя… Яко кадило пред Тобою… Вонми гласу моления моего»…
Колькин голос, как птица, взлетает всё выше и выше и вот-вот упадёт, как талая льдинка с высоты, и разобьётся на мелкие хрусталинки.
Я слушаю его и думаю: «Хорошо бы и мне поступить в певчие! Наденут на меня тоже нарядную ризу и заставят петь… Я выйду на середину церкви, и батюшка будет кадить мне, и все будут смотреть на меня и думать: «Ай да Вася! Ай да молодец!» И отцу с матерью будет приятно, что у них такой умный сын…
Они поют, а батюшка звенит кадилом сперва у престола, а потом у жертвенника, и вся церковь от кадильного дыма, словно в облаках.
Витька – первый баловник у нас на дворе, и тот присмирел. С разинутым ртом он смотрит на голубых мальчиков, и в волосах его шевелится солнечный луч. Я обратил на это внимание и сказал ему:
«У тебя золотой волос!» Витька не расслышал и ответил:
«Да, у меня не плохой голос, но только сиплый маленько, а то я бы спел!»
К нам подошла старушка и сказала: «Тише вы, баловники!»
Во время «великого входа» вместо всегдашней «Херувимской» пели:
«Ныне силы небесныя с нами невидимо служат, се бо входит Царь Славы, се жертва тайная совершена дориносится».
Тихо-тихо, при самой беззвучной тишине батюшка перенес Святые Дары с жертвенника на престол, и при этом шествии все стояли на коленях лицом вниз, даже и певчие.
А когда Святые Дары были перенесены, то запели хорошо и трогательно: «Верою и любовию приступим, да причастницы жизни вечныя будем». По закрытии Царских врат задернули алтарную завесу только до середины, и нам с Витькой это показалось особенно необычным.
Витька мне шепнул: «Иди, скажи сторожу, что занавеска не задернулась!..»
Я послушался Витьку и подошёл к сторожу, снимавшему огарки с подсвечника.
– Дядя Максим, гляди, занавеска-то не так…
Сторож посмотрел на меня из-под косматых бровей и сердито буркнул:
– Тебя забыли спросить! Так полагается…
По окончании литургии Витька уговорил меня пойти в рощу. «Подснежников там страсть!» – взвизгнул он.
Роща была за городом, около реки. Мы пошли по душистому предвесеннему ветру, по сверкающим лужам и золотой от солнца грязи и громко, вразлад пели только что отзвучавшую в церкви молитву: «Да исправится молитва моя»… и чуть не переругались из-за того, чей голос лучше.
А когда в роще, которая гудела по-особенному, по-весеннему, напали на тихие голубинки подснежников, то почему-то обнялись друг с другом и стали смеяться и кричать на всю рощу… А что кричали, для чего кричали – мы не знали.
Затем шли домой с букетиком подснежников и мечтали о том, как хорошо поступить в церковный хор, надеть на себя голубую ризу и петь:
«Да исправится молитва моя».

Рисунок Василия ХРУЛЁВА


Слово пастыря

КОГДА ПОСТИШЬСЯ ПО ЛЮБВИ…

Наступила Четыредесятница… Радуйтесь! И снова говорю: радуйтесь! Будьте радостными, что наступил этот трогательный период в жизни Церкви, чтобы мы его пережили не только в умилении, печали и скорби, но также и радости. Скорбим, потому что понимаем нашу немощь, осознаем, какими грешниками стали. Размышляем о страданиях Христовых, о Его Кресте, хотим найти виновных, задумываемся о самих себе и приходим к выводу, что и мы также повторяем Его распятие своими злыми делами и немощами, все это нас приводит в угнетенное состояние. Но мы одновременно и в радостном предвосхищении, ведь в конце нас ожидает Светлое Воскресение, поклонение Живоносному гробу, который окажется пустым, но в то же время полным Христа, Его благодати. И вот эта пустота нас наполняет невыразимой и бесконечной радостью. Подвизаемся, зная, куда идём. Идём по стопам, по ним шли все святые, вся Церковь, все наши братья, идём по тропинке, в конце которой нас ожидает Воскресение.
Вокруг себя создаю такую атмосферу, которая мне лично поможет. В чём поможет? В том, чтобы я восполнился воспоминаниями о пережитом периоде, чтобы в моём сердце осталась печать присутствия Христа, печать любви, теплоты, нежности, бодрости.
Если всё, что мы делаем во время поста, не из-за любви ко Христу, то тогда наш пост действительно становится мучением и невыносимой скорбью, вызывает в нашем сердце лишь чувство раздражения и гнева. Если жертва, которую ты приносишь Христу в форме молитвы, поста, милостыни, покаяния, принудительная, то тебе не достичь цели. Эти все вещи не являются обязательными потому, что так повелевают каноны Церкви. Каноны – это проявления сердца, которое любит Христа. Осознавая немощь свою, понимая, что чувствовали святые, исполняя все это, мы пытаемся им подражать, чтобы и нам прикоснуться к их духу.
Когда любишь, не устаёшь это делать. Когда любишь, приносишь себя в жертву. Мать, которая любит своих детей, своего мужа, свой дом, устаёт от покупок, от кухни, от разных забот, но вглядись в её лицо – и увидишь только радость и счастье. Если нет любви, то когда даже попросишь у неё подать стакан воды – ленится, не хочет этого сделать, устаёт.
Вот в чём тайна Великого поста!
Если любишь Христа, чувствуешь Его любовь к себе, то всё получается очень легко, ты не устаёшь, живёшь так, как говорит Господь наш: «А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твоё, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне» (Мф.6,17-18). Постишься? Постишься неохотно? Не делай этого тогда. Если постишься с мучением, ворчанием, принуждаешь себя не по доброй воле, тогда действительно заболеешь и физически, ведь пост – это лишение, это подвиг. Но когда постишься по любви, тогда Господь подаст тебе много духовных витаминов. Преподобный Паисий Святогорец говорит: «Во время поста чувствуешь себя простым творением и имеешь чистый ум, спокойное расположение духа стать на молитву; это желание возникает от пламенной любви человека ко Творцу. Пост – прекрасное средство для этого подвига».
Есть такие вещи в жизни нашей, не испытав которых на опыте, ты о них можешь только догадываться. Те, кто постился, знают, какое это великое дело. В данное время Православная Церковь держит пост. А ты? Разве ты к ней принадлежишь? Не хочешь принадлежать к общине христиан, которые из-за любви ко Христу это делают? Постись по мере своих сил. Сходи к врачу, узнай, не имеешь ли проблем со здоровьем. Не пренебрегай постом по своей боязни, из-за страха, что навредишь организму. Не недооценивай свою душу и не переоценивай своё тело! Не недооценивай свои силы, ведь можешь много сделать для Христа, с Его же помощью, конечно. Лишаюсь каких-то вещей я, но и другие тоже. Затрудняюсь с выбором пищи, но не только я один. Голодаем, чтобы насытиться. Томимся жаждой получения некоторых удовольствий этого мира, но Христос нам предлагает другие наслаждения. Некоторые, впервые постясь, чувствуют большую радость от этого, ведь все, соборно, каждый в меру своих сил, конечно, проявляют свою любовь ко Христу таким способом.
Пост напоминает человеку, что он христианин, напоминает о запрете, данном Богом в раю, не вкушать «плода». Сам плод онтологически не был чем-то плохим, ведь Всевышний не сотворил ничего грешного. Не грех употреблять мясо, ведь если было бы так, мы бы его не ели в другие периоды. Не принесут греха ни сыр, ни яйца, ни рыба, ведь Сам Господь их вкушал и благословил. Так возжелал Бог, чтобы мы проявили своё доверие и любовь к Нему именно через воздержание. Господь хочет сделать нас сильными. Для этого нам предлагает такое упражнение, ведь ещё до падения человеку была дана заповедь о посте, чтобы на деле он мог проявить свою любовь. Господь к нам проявил Свою любовь на Кресте. Он не требует от нас ничего, ведь когда любишь, предаёшь самого себя, не требуя ничего взамен.
Знаю таких людей, которые уже после вечерни в Неделю Сыропустную до среды, до того дня, когда совершается первая Литургия Преждеосвященных Даров, ничего не вкушают. Приступая к Чаше голодными и причащаясь Тела и Крови Христовой, некоторое время они не чувствуют потребности в еде. Вот где настоящая Пища, которую принимает в себя человек. Эту пищу нам даёт Сам Господь. Приходит такой человек домой, вкушает хлеб, пьёт воду, чувствует их настоящий вкус и благодарит за это Бога, за все Его дары.
Впустим Христа в своё сердце, чтобы Он изменил нашу жизнь, будем постоянно призывать Его имя, имя Божией Матери, имена святых – тогда пост пройдёт очень быстро. Не успеем оглянуться, как придёт Страстная седмица, а потом и Пасха. И как бы было хорошо, если бы мы потом сказали: «Как быстро пролетело время! Научился любить, смиряться, прощать, каяться. Стал человеком Христа. Слава Богу!»
В добрый час! Радуйтесь!

Архимандрит Андреас (КАНОНАС)
Перевод с греческого Сергея Рудько


II ФЕСТИВАЛЬ ЦЕРКОВНОГО ЧТЕНИЯ

24 февраля в Богородицерождественском Бобреневом монастыре состоялся II фестиваль церковного чтения благочиний города Коломны и Коломенского округа. Мы попросили подробнее рассказать об этом событии руководителя школы церковного чтения в Коломне Светлану Геннадиевну ФЕДЧЕНКО.
– Поздравляем Вас с успешным завершением фестиваля! Кто в этом году в нём участвовал?
– В фестивале приняли участие 36 человек: практикующие чтецы храмов благочиния и учащиеся Школы церковного чтения в возрасте от 10 до 45 лет. Опыт у всех разный: одни читают в храме регулярно много лет, другие – выборочно некоторые тексты, третьи – только начинают, например, на пяти службах прочитал Шестопсалмие. Поэтому мы проводим именно фестиваль, а не конкурс.
– Какие задачи ставит фестиваль?
– Во-первых, привлечь внимание верующих к богослужебному чтению, к текстам церковных служб, поэтому фестиваль проходит не в формате закрытого мероприятия, напротив, мы рады гостям. И после первого, и после второго фестиваля прихожане разных храмов выразили желание научиться читать за богослужением и пришли в школу церковного чтения.
Во-вторых, хотелось бы услышать и понять, какова ситуация с церковным чтением на приходах. Ведь мы не знаем, какие интересные чтецы в других храмах, потому что ограничены богослужебной жизнью на своих приходах. Услышав иные образцы, некоторые из участников сами ощутили необходимость совершенствовать свои навыки церковного чтения.
В-третьих, при подготовке к участию в фестивале чтецы обратили пристальное внимание на богослужебные тексты, на их содержание и смысл, потому «поющее богословие» стало им ближе и понятнее, а по слову святителя Иоанна Златоуста, «те, которые поют псалмы с сознанием, действительно призывают на себя святую благодать».
– Как вы готовились к фестивалю?
– Во-первых, получили благословение нашего благочинного владыки Петра, который оказал всемерное содействие в подготовке и проведении фестиваля, предоставив Феодоровский храм и помещения Бобренева монастыря, а также пригласил гостей для выступления на церемонии закрытия. Большую помощь в организации фестиваля оказал помощник благочинного священник Илия Лукьянов.
На предварительном этапе был определён список участников фестиваля по согласованию с настоятелями и самими чтецами. Для каждого участника был выбран определённый текст и поставлены задачи по подготовке к чтению и объяснению текста. Чтецы из числа учащихся школы церковного чтения имели возможность подготовиться непосредственно со мной, а остальные готовились самостоятельно или под руководством приходских священников.
Хотелось бы отметить волонтёрскую помощь верующей молодёжи на этапе регистрации участников и гостей фестиваля, а также ведущую церемонии закрытия Ольгу Индзинскую.
– Как проходили выступления участников? Что они читали? Давалась ли какая-то оценка их чтению?
– Все участники были разделены по возрастному критерию на четыре группы. Каждая из них находилась в отдельном помещении (классе). Желающие слушали чтецов той или иной группы. Каждый участник прочитывал фрагмент богослужебного текста, например, из Шестопсалмия, часов, канонов Октоиха, Постной Триоди, молитв ко Святому Причащению. Целиком прочитывались Апостольские зачала или паремии. После прочтения богослужебного текста участники должны были объяснить его. Жюри из числа священнослужителей нашего благочиния не комментировало выступления, его оценка выразилась иначе.
– Наверное, все любители церковного чтения достойны поощрения?
– Несомненно. Каждый участник II фестиваля церковного чтения получил памятный подарок – Псалтирь на церковнославянском языке и именной диплом за подписью нашего благочинного епископа Луховицкого Петра.
Члены жюри, оценив выступление чтеца, присвоили каждому особую номинацию и вписали её в диплом. Например: «Классическое чтение», «Динамика и энергия», «Яркий голос», «Молитвенность», «Усердие и достижение», «С чувством, с толком, с расстановкой» и другие.
В каждой группе был определён один лучший чтец, который продемонстрировал свои навыки церковного чтения на церемонии закрытия фестиваля. Таковыми стали: Дормидонтов Константин (Иоанно-Богословский храм г. Коломны), Шутков Степан (Троицкий храм на Репне г. Коломны), чтец Наволокин Феликс (Троицкий храм с. Горки) и Куманяев Иван (Богоявленский храм г. Коломны). Лучшим чтецам также подарили памятные книги с подписями членов жюри.
Нововведением фестиваля в этом году стало вручение особого диплома «За лучшее объяснение богослужебного текста». Этими дипломами члены жюри наградили восемь человек – по два чтеца в каждой группе.
– Были ли зрители на фестивале, кто они?
– Зрителями были, конечно же, родители или близкие участников фестиваля, настоятели приходов, которые делегировали своих чтецов, и просто прихожане коломенских храмов – всего около семидесяти человек. Фестиваль оказался местом встречи для многих людей. Но мне кажется, ещё не все коломенцы обратили внимание на красочные афиши фестиваля на приходских информационных стендах.
– На форуме выступили почетные гости…
И не только. «Изюминкой» церемонии закрытия II фестиваля церковного чтения стали два выступления. Первое – кандидата богословия, преподавателя КДС иеромонаха Павла (Коротких) «О древней традиции богослужебного чтения и пения». Отец Павел не только рассказал о важности интонации в чтении, но и убедительно показал это на музыкальном материале обычной колыбельной и известной песни «Не для меня», исполнение которой бойцами Красной Армии в сталинградских боях стало фактором психологического давления на фашистских захватчиков. Также батюшка продемонстрировал основательно забытую нами погласицу – особую музыкальную манеру исполнения богослужебных текстов на Руси, где интонация способствует передаче смысла текста.
Второе выступление – мастер-класс от патриаршего протодиакона, первого протодиакона храма Христа Спасителя Константина Баргана. Отец Константин поделился мыслями о важности слога и дикции в практике церковного чтения. С помощью двух юных участников фестиваля он показал упражнения, которые помогут улучшить дикцию чтеца. Затем о. Константин торжественно провозгласил Великий прокимен «Кто Бог велий, яко Бог наш».
Музыкальными номерами на церемонии закрытия фестиваля нас порадовали воспитанники и выпускники Воскресной школы при Покровском храме г. Коломны – лауреаты региональных, всероссийских, областных и международных конкурсов: Тихон, Александр и Георгий Ивашковы, Герман и Федор Федченко.
Хотелось бы отметить хорошую, теплую, почти семейную атмосферу на фестивале. Получился настоящий праздник церковного чтения. Надеемся, будем расти и развиваться. А главное, чтобы люди интересовались богослужебными текстами. Даже те, у кого нет возможности читать на приходах, изучая эти тексты, полагают начало молитве, которая по слову святителя Филарета (Дроздова), «есть простертая рука для принятия благодати Божией».
– Плоды деятельности школы церковного чтения уже ощутили во многих коломенских храмах. Так прихожане Успенского собора заметили, что на всенощном бдении шестопсалмие с недавних пор читает не семинарист, а школьник Антон Острогов, причём читает без ошибок. Благодарим Вас за труды и желаем новых успехов. Пусть как можно больше молодёжи полюбит церковное чтение и откроет через него для себя премудрость Божию!
– Спасибо вам!
Беседовал И.АЛЕКСАНДРОВ


ЦЕРКОВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

Продолжается Великий пост – самое благодатное время в году для покаяния, воздержания и молитвы. Божественная литургия совершается только по субботам и воскресеньям. По средам и пятницам служится Литургия Преждеосвященных Даров.
10 марта – память коломенской преподобномученицы Мстиславы (Фокиной) (1938).
Мать Мстислава родилась в 1895 г. в д. малое Уварово под Коломной. Постриг приняла в 1930 г. В последние годы жизни жила в Коломне, работала на патефонном заводе и прислуживала в Покровской церкви. Пострадала за Христа – была расстреляна 10 марта 1938 г. в Бутово.
12 марта – Память коломенского священномученика Петра Успенского (1938).
Отец Петр родился в 1876 г. в селе Алексеевском Коломенского уезда. Окончил Коломенское духовное училище. Служил священником в сельских храмах Серпуховского и Дмитровского уездов. Пострадал за Христа – скончался в заключении в 1938 г.
14 марта – Суббота. Поминовение усопших. Память коломенских священномучеников Вениамина Фаминцева (1938) и Иоанна Стрельцова (1938).
Протоиерей Вениамин родился в 1873 г. в Коломне в семье священника храма Петра и Павла Иоанна Фаминцева. Служил в Крестовоздвиженском храме Коломны. Пострадал за Христа – был расстрелян 14 марта 1938 г. в Бутово под Москвой.
Священник Иоанн родился в 1872 г. в Бронницком уезде. Окончил Коломенское духовное училище. Служил в сельских храмах под Бронницами. Пострадал за Христа – скончался в концлагере 14 марта 1938 г.
15 марта**– Второе воскресенье Великого поста. Память святителя Григория Паламы. Празднование в честь иконы Божией Матери «Державная» (1917).

17 марта – Память коломенского священномученика Александра Лихарева (1938).
Протоиерей Александр родился в 1876 г. в Бронницком уезде. Окончил Коломенское духовное училище. Служил в храмах Москвы и Подмосковья. Пострадал за Христа – скончался в лагерной больнице 17 марта 1938 г.
20 марта – Память коломенских преподобномучениц Ксении (Петрухиной) и Анны (Гороховой) (1938).
Послушницы Ксения и Анна родились в селе Чанки под Коломной, соответственно, в 1897 и 1896 гг. Подвизались в Успенском Брусенском монастыре Коломны. Пострадали за Христа – были расстреляны 20 марта 1938 г. в Бутово.
21 марта – Суббота. Поминовение усопших.
22 марта ** – Третье воскресенье Великого поста, Крестопоклонное.
Накануне вечером в храмах совершается торжественный вынос креста и поклонение ему.
В этот день – память коломенского преподобномученика Иоасафа (Шахова). Игумен Иоасаф служил в Троицком храме села Поповка (ныне Октябрьское) под Коломной. Пострадал за Христа – был расстрелян 22 марта 1938 г. на полигоне Бутово под Москвой.
27 марта – Праздник в честь Феодоровской иконы Божией Матери (1613).
Это престольный праздник Бобренева монастыря.
29 марта** – Четвертое воскресенье Великого поста. Память преподобного Иоанна Лествичника (649).
31 марта – Память коломенского священномученика Дмитрия Розанова (1938).
Священник Димитрий родился в с. Бардино Коломенского уезда в 1889 г. Окончил Коломенское духовное училище. Служил в храме села Починки Коломенского уезда. Пострадал за Христа – скончался в концлагере 31 марта 1938 г
1 апреля – Стояние Марии Египетской.
В этот день вечером в храмах читается полностью Великий покаянный канон Андрея Критского и житие преподобной Марии Египетской. А 2 апреля утром служится Литургия Преждеосвященных Даров.
4 апреля – Похвала Пресвятой Богородицы. Суббота акафиста.
Накануне вечером в храмах читается акафист Пресвятой Богородице.
5 апреля** – Пятое воскресенье Великого поста. Память преподобной Марии Египетской.
7 апреля**– Благовещение Пресвятой Богородицы.
11 апреля – Лазарева суббота.
12 апреля** – Вход Господень в Иерусалим. Вербное воскресенье.
13-18 апреля – Страстная седмица.
Эта неделя посвящена воспоминанию последних дней земной жизни Спасителя. В понедельник, вторник и среду служится Литургия Преждеосвященных Даров.
16 апреля – Великий Четверг.
В этот день на Литургии и накануне вечером вспоминается Тайная Вечеря, когда Господь Иисус Христос совершил Таинство Святой Евхаристии – Причастия.
17 апреля – Великая Пятница.
Накануне вечером в храмах читаются фрагменты Евангелий, повествующие о страданиях Христа. В Великую пятницу Литургия не совершается. Утром читаются часы. Днём из алтаря на середину храма выносится Святая Плащаница – символ снятия Спасителя со креста и положения Его во гроб. Вечером Плащаница обносится со скорбным крестным ходом вокруг храма, знаменуя погребение Христа.
18 апреля – Великая Суббота.
Литургия в этот день особая. Она уже возвещает о Христовом Воскресении.
19 апреля – Светлое Христово Воскресение! ПАСХА!

Примечания:
* – На утрене совершается полиелейное богослужение.
** – Накануне вечером совершается всенощное бдение.
( ) – Дата празднуемого события или кончины святого.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *