Сретение
Есть Бог и я, есть я и Бог –
Две неразрывных единицы…
Исканий искренних итог
Позволил нам соединиться.
Из всех дорог – дорога в храм!..
Остановлюсь на перепутье –
В благодаренье тем слезам,
В благодаренье той минуте,
Когда в безмолвии греха
Уста открылись покаянью,
Внимая пламенным стихам
В лучах надмирного сиянья.
Через людей – к людским сердцам.
Через людей – к попытке верить.
Открыта всем дорога в храм –
Лишь отвори молитвой двери.
Навстречу чуду, человек!
В счастливом, радостном прозренье
Вольёмся в благостный завет
Души и Духа единенья!
Игорь Онуфриенко
РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО В КОЛОМНЕ

В Тихвинском храме прихода была совершена Божественная литургия. Владыке митрополиту сослужили епископы Илиан (Востряков), Видновский Тихон, Серпуховской Роман, Зарайский Константин, Луховицкий Петр, а также секретарь Московского епархиального управления протоиерей Михаил Егоров, благочинные и духовенство Московской епархии.
За Литургией молились аудитор Контрольно-счетной палаты Московской области М.Б.Захарова, глава Коломенского городского округа Д.Ю.Лебедев, игумении женских монастырей, многочисленные гости и прихожане.
Богослужебные песнопения исполняли хор Коломенской духовной семинарии, хор Ново-Голутвина монастыря, детский хор благочиний города Коломны и Коломенского округа.
Владыка Ювеналий рукоположил во священника студента 4 курса Коломенской духовной семинарии диакона Алексия Гришанова. После заамвонной молитвы было совершено славление перед иконой Рождества Христова.
С приветственным словом к владыке митрополиту обратился епископ Луховицкий Петр. Затем с архипастырским словом к духовенству и молящимся обратился митрополит Ювеналий.
По окончании богослужения в архиерейском доме Ново-Голутвина монастыря состоялся праздничный приём.
В тот же день во Дворце культуры «Тепловозостроитель» состоялась Рождественская ёлка. На ней владыка Ювеналий обратился к детям и взрослым с поздравительным словом.
НОВОСТИ БЛАГОЧИНИЯ
***
10 января благочинный церквей города Коломны и Коломенского округа епископ Луховицкий Петр вместе с духовенством благочиний поздравил с Рождеством Христовым сотрудников администрации Коломенского городского округа и ректорат Государственного социально-гуманитарного университета.
В ходе праздничного посещения владыка Петр встретился с главой Коломенского городского округа Д.Ю.Лебедевым, начальником управления образования Л.Н.Луньковой, начальником управления социальной защиты населения Н.И.Скоковой, ректором ГСГУ Ж.К.Леоновой.
***
12 января благочинный церквей города Коломны и Коломенского округа епископ Луховицкий Петр совершил Божественную литургию в Христорождественском храме города Коломны, расположенном на территории 924-го центра беспилотной авиации Министерства обороны Российской Федерации.
Владыке сослужили настоятель храма священник Виктор Волков и игумен Димитрий (Рябцев). По окончании богослужения состоялась встреча епископа Петра с прихожанами.
***
15 января в актовом зале Коломенского аграрного колледжа состоялась молодёжно-просветительская противоабортная акция «Сердцебиение». С приветственным словом к студентам выступил заместитель благочинного церквей города Коломны, настоятель Успенского кафедрального собора священник Илия Лукьянов.
Московский православный театр «Живая вода» представил спектакль «Люлька с крошечкой», рассказывающий о необходимости сохранения жизни нерождённых детей.
***
19 января в Мемориальном парке города состоялось принятие воинской присяги военнослужащими срочной службы осеннего призыва войсковой части № 53195. Ответственный за взаимодействие с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, настоятель Борисо-Глебского храма священник Алексий Трошин выступил с напутственным словом.
***
20 января благочинный города Коломны и Коломенского округа епископ Луховицкий Петр вручил епархиальные награды. Благословенных грамот митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия были удостоены – начальник управления имущества и земельных отношений администрации Коломенского городского округа И.Б.Субботин и директор Юго-Восточного филиала ГУП МО «МОБТИ» В.Н.Писарев.
***
24 января в парке активного отдыха «Action park» состоялось заседание Координационного совета по развитию туризма Коломенского городского округа. В мероприятии принял участие настоятель Владимирского храма поселка Индустрия иеромонах Иоанн (Железов). На встрече были рассмотрены вопросы развития православного паломничества на территории муниципального образования.
***
24 января завершилась государственная регистрация новых приходов Коломенского благочиния. Тридцатым приходом благочиния стала община Иоанно-Предтеченского храма села Шеметово, тридцать первым – община Александро-Невского храма деревни Негомож.
***
1 февраля на базе Государственного социально-гуманитарного университета открылись курсы повышения квалификации для учителей начальных классов Коломенского городского округа, которые преподают учебный модуль «Основы православной культуры».
Ответственный в благочинии города Коломны за религиозное образование и катехизацию священник Петр Галанюк ознакомил педагогов с содержанием программы. В проведении курсов будут принимать участие преподаватели Коломенской духовной семинарии и духовенство благочиний города Коломны и Коломенского округа.Акция «Сердцебиение» в аграрном колледже
Слово пастыря
БУДЕМ ВСТРЕЧАТЬ ГосподА
Когда воплощённому Сыну Божию пришло время явиться на земле, тогда Провидением Божиим уготованы были некоторые избранные из людей – встретить Его чудесное всеспасительное явление и возвестить его миру – во-первых, Вифлеемские пастыри бессловесных стад, осведомленные о том от Ангелов небесных, засвидетельствовавших громко Божество и человечество родившегося Христа; потом – исполненный Духа Святого старец священный Симеон, которому было обещано от Бога, что он не умрёт до тех пор, пока не увидит Христа Господня.
Это сретение Симеоном и празднует ежегодно святая Православная Церковь, а встречную песнь его Спасителю мира повторяет ежедневно за вечерним Богослужением. Её вы все знаете, – она начинается словами: Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром, яко видеста очи мои спасение Твое…
Праведный старец благословил Богомладенца и Матерь Его и сказал Ей: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, и Тебе Самой оружие пройдет душу, – да откроются помышления многих сердец (Лк.2,34-35). Вот какое событие ежегодно воспоминает и празднует Церковь святая в назидание и спасение наше.
Чему учит нас праздник Сретения Господня? – Прежде всего, той истине, что Бог верен во всех словах и обещаниях Своих (Пс.144,13). Он обещал ещё Адаму и Еве, падшим в раю прародителям нашим, что Он пошлёт на землю Спасителя им и всему роду человеческому, именно благословенное Семя Жены, которое сотрет главу змия человекоубийцы, что и исполнилось, исполняется ежедневно и будет исполняться до самого скончания мира, доколе будут рождаться и жить на земле люди верные и верующие в Бога и Христа Его, ибо через них Он, Христос, попирает и стирает главу змия. – Таковы были патриархи, праотцы, пророки, апостолы, святители, мученики, преподобные и праведные и все святые, – таковые есть и ныне между правоверными, побеждающие древнего змия, обольщающего всю вселенную (Апок.12,9).
Во-вторых, праздник Сретения научает нас тому, что Господь Сам идёт навстречу только к делающим правду или алчущим и жаждущим правды, – как старец Симеон, – потому что Он пришёл на землю для того, чтобы исполнить всякую правду (Мф.3,15) Божию и нас научить творить правду и избавить нас от всякой неправды, от всякого беззакония и даровать нам покаяние с плодами спасительными.
Господь подался и почил на руках праведного Симеона, а на руки грешного человека Он не подался бы и не возмог бы на них носиться; ибо какое общение праведности с беззаконием, что общего у света со тьмою (2Кор.6,14)? Так и ныне Христос не может обитать в сердце и в теле, повинном греху и страстям, и если хотим иметь в сердцах своих Христа, мы должны покаяться и возненавидеть грех, возлюбив правду и добродетель.
Торжественных сретений или встреч Христа Бога, кроме Симеоновой, было ещё несколько, при жизни Христа на земле. Так Его встретили волхвы, восточные мудрецы с дарами – златом, ливаном и смирною; встретил и провозвестил Его громогласно при Иордане реке Иоанн Предтеча, крестивший Безгрешного Владыку твари, освятившего для нас крещением Своим воды, – Его встретил торжественно при входе в Иерусалим с ваиями и ветвями древесными народ еврейский, при пении: благословен Грядущий во имя Господне (Матф.21,9). Встретил Сам Христос Бог святых жен мироносиц по Своём воскресении из мертвых: и се Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! (Матф.28,9); встретил на пути двух учеников, шедших в Эммаус, и шёл с ними до селения.
Встречаем Его ежедневно во время Литургии и мы, когда в конце её появляются в открытых царских дверях святые Тайны Тела и Крови Христовой, и хор поёт: благословен грядый во имя Господне, Бог Господь и явися нам.
Кроме того, бывают ежедневно у верующих и благочестиво живущих христиан внутренние, тайные сретения, т.е. встречи Господа в душах во время молитвы, тайной или явной, при усердном покаянии, когда к кающейся душе приходит Христос тайно и утешает её, отечески объемлет её, примиряется с нею, вселяется в неё, особенно при искреннем причащении святых Христовых Тайн Тела и Крови Его.
Но бывает и жалкая, плачевная разлука человека со Христом, когда душа христианская впадает в вольные или невольные грехи, например, в скверные, неверные, лукавые, хульные помыслы, или в гордость, самолюбие, неверие истине Евангельской, когда в неверии отвергает Бога и совсем отступает от Него, хулит Его, как сталось это с богохульником графом Толстым и многочисленными последователями его, Толстого. На них сбылось пророчество Симеона Богоприимца, изрекшего Пресвятой Деве достопамятные слова: се, лежит Сей на падение и на восстание многим во Израили; сбылось относительно падения их и восстания некоторых из них, но не Толстого. – Но это прежде всего сказано о тогдашних книжниках, фарисеях и саддукеях, а затем и о нынешних ложно ученых, именующихся христианами. Христос для Толстого сделался камнем преткновения.
Далее, всякий раз бывает жалкая, несмысленная разлука наша с Богом при падении в разные грехи – блуда, прелюбодейства, злобы, зависти, невоздержания, пьянства, неповиновения, своеволия, буйства, ругательства и сквернословия; корыстолюбия и сребролюбия, и в разные другие грехи; – и если человек умирает во грехах нераскаянно, – он навеки разлучается со Христом и сочетается с диаволом, коему уподоблялся и окончательно уподобился в жизни, – и наследует одинаковую с ним участь – муку вечную.
Последнее сретение Господа будет во второе и страшное Его пришествие, когда Он придёт в страшной славе Своей и Отца Небесного со всеми ангельскими силами: и узрит Его всякое око, и те, которые пронзили Его, и возрыдают пред Ним все племена земные (Апок.1,7).
Апостол Павел к Солунянам писал: «Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдёт с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках, в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем» (1Сол.4,16-17).
Будем же встречать Господа здесь, на земле, доколе живы, в покаянии и добродетели душами чистыми и нескверными, пребывая во взаимной любви и делании всякой правды, чтобы и второе пришествие Его встретить в радости и водвориться на веки в царствии Его. Аминь.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский
ЦЕРКОВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ
6 февраля* – Память блаженной Ксении Петербургской (XIX в.).
7 февраля* – Память святителя Григория Богослова (389). Празднование в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» (1640).
9 февраля** – Воскресный день (неделя о мытаре и фарисее). Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской. Перенесение мощей святителя Иоанна Златоуста (438).
Вся последующая седмица сплошная, т.е. в среду и пятницу поста нет.
12 февраля* – Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.
15 февраля** – Сретение Господне. Всемирный День православной молодёжи.
16 февраля** – Воскресный день (неделя о блудном сыне). Память праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы. Память равноапостольного Николая Японского (1912).
20 февраля – Память коломенского священномученика Алексия Троицкого (1942).
Отец Алексий родился 1 февраля 1875 г. в Коломне в семье псаломщика Иоанно-Богословского храма Николая Троицкого. Служил священником в храмах Подольского и Московского уездов, а затем в знаменитой Покровской церкви в Филях.
В 1937 г. был приговорён к десяти годам концлагеря. Скончался в заключении 20 февраля 1942 г.
22 февраля – Вселенская родительская суббота.
В этот день и накануне вечером в храмах совершается сугубое поминовение усопших.
23 февраля** – Воскресный день (неделя о Страшном Суде).
24 февраля – 1 марта – Масленица. Сплошная седмица.
С этой недели православные уже не вкушают мясо. В среду и пятницу разрешается молочная и рыбная пища, в эти дни на масленице Литургия не совершается.
26 февраля – Память коломенских священномучеников Иоанна Калабухова (1938) и Василия Горбачева (1938).
Отец Иоанн родился в 1873 г. в д. Толбино под Серпуховом. Служил священником в Троицком храме села Протопопово под Коломной. Отец Василий родился 4 апреля 1885 г. в Саратовской губернии. В последние годы жизни служил священником в Никольской церкви села Парфентьево под Коломной. Они оба пострадали за Христа – были расстреляны 26 февраля 1938 г. в Бутово.
1 марта** – Прощеное воскресенье.
В этот день после вечерни в храмах совершается чин прощения.
2 марта – Начало Великого поста.
Великий пост – самое благодатное время в году для покаяния, воздержания и молитвы. Божественная литургия совершается только по субботам и воскресеньям. По средам и пятницам служится литургия Преждеосвященных Даров. Исповедь и причастие возможны только в эти четыре дня недели.
2 марта – Память коломенского священномученика Павла Косминкова (1938).
Отец Павел родился в 1875 г. в с. Новинки под Серпуховом. Служил священником Покровской церкви села Лысцево под Коломной. Пострадал за Христа – скончался в концлагере в 1938 г.
2-5 марта – в эти дни вечером в храмах читается Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского.
6 марта – Память коломенского священномученика Константина Пятикрестовского (1938).
Отец Константин родился в Москве в 1877 г. Служил в Михаило-Архангельском храме села Коробчеево под Коломной. Пострадал за Христа – скончался в концлагере в Кемеровской области в 1938 г.
8 марта** – Воскресный день. Торжество Православия.
В этот день после Литургии совершается молебное пение Торжества Православия.
10 марта – память коломенской преподобномученицы Мстиславы (Фокиной) (1938).
Мать Мстислава родилась в 1895 г. в д. малое Уварово под Коломной. Постриг приняла в 1930 г. В последние годы жизни жила в Коломне, работала на патефонном заводе и прислуживала в Покровской церкви. Пострадала за Христа – была расстреляна 10 марта 1938 г. в Бутово.
12 марта – Память коломенского священномученика Петра Успенского (1938).
Отец Петр родился в 1876 г. в селе Алексеевском Коломенского уезда. Окончил Коломенское духовное училище. Служил священником в сельских храмах Серпуховского и Дмитровского уездов. Пострадал за Христа – скончался в заключении в 1938 г.
14 марта – Суббота. Поминовение усопших.
15 марта**– Второе воскресенье Великого поста. Память святителя Григория Паламы. Празднование в честь иконы Божией Матери «Державная» (1917).
Примечания:
* – На утрене совершается полиелейное богослужение.
** – Накануне вечером совершается всенощное бдение.
( ) – Дата празднуемого события или кончины святого.
Храм Трёх святителей в Коломенской семинарии
Жизнь с Богом
Пятая заповедь
«Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо, и чтобы продлились дни твои на земле» (Исх.20,12) – так гласит пятая заповедь Бога. Соблюдение уважительного отношения детей к родителям – это жизненная аксиома, предполагается, что и родители любят своих чад.
Детское сердце в уголках своей памяти всю жизнь хранит эпизоды проявления родительской любви, чтобы в последующем вернуть её сторицей. Вот несколько воспоминаний.
Мальчик из соседнего подъезда был одного со мной возраста. Звали его Никита. Он никогда не играл со сверстниками, держался обособленно и был лишён речи. В детский сад Никиту не взяли, мальчишки постарше считали его «чокнутым». Воспитывался он бабушкой, мать умерла, когда ему было два года. Отец оставил семью ещё раньше. Я уже учился в первом классе. Никиту хотели отправить в специализированный интернат, но тут появился его отец – высокий, статный мужчина. Его впервые увидели в брезентовой ветровке, с громадным рюкзаком и торчащим из него необычным молотком. Знающие люди сказали – геолог. Оказывается, бабушка, уже не надеясь ни на что, написала письмо зятю, вот он и приехал к сыну.
Никита с бабушкой жили в коммунальной квартире. Рядом в своих комнатах располагались ещё две семьи. В них были мальчишки. От них-то мы и узнавали все новости. Оказалось, что Никита вначале боялся отца, не хотел подходить к нему, ничего не брал из его рук. Но потом всё как-то наладилось. Отец подолгу держал сына на руках, много и ласково с ним разговаривал, а ещё накупил разных книг с картинками, которые они вместе рассматривали. Больше всего удивила покупка букваря. Соседи слышали, как Никита заучивал слова, составлял из них предложения. Отец даже не стал устраиваться на работу, чтобы больше быть с сыном.
Они много гуляли, в хорошую погоду уходили за город, возвращались с букетами цветов, собирали травы для гербария. Прошло несколько месяцев, и соседи сообщили: «Никита говорит и даже поёт с отцом песни». И действительно, он здоровался, улыбался. Однажды отец Никиты сделал лапту и научил нас играть в «чижика». Никита сначала стеснялся, а потом освоился. Затем последовала игра в «ножички», «землю», где уже и Никита азартно отвоёвывал чужие территории. Его папа стал членом нашей детской компании.
Отца звали Андрей Андреевич. Мы часто собирались вокруг него, и он рассказывал о своих путешествиях. Иногда, как бы забывая какой-нибудь эпизод, обращался за помощью к сыну, и Никита напоминал «забытое». Когда заканчивали первый класс, Никита пригласил нас посмотреть коллекцию камней, которую собрал отец. Он обнаружил знания, которые нам и не снились. Такое слово, как лабрадорит не каждый из нас мог произнести без запинки. Они с отцом были просто неразлучными друзьями.
Начались летние каникулы, все разъехались. Когда 1 сентября мы пришли во второй класс, учительница сообщила, что у нас новый ученик, но мы его все знаем. Это был Никита. Учился он хорошо и все последующие восемь лет был надёжным товарищем. Андрей Андреевич стал преподавателем географии и физики в нашей школе. После окончания 10 класса сын с отцом переехали в Москву. Никита окончил океанографический факультет МГУ. Он женат, единственного своего сына в честь отца он назвал Андреем…
В наше время пятилетнему Никите поставили бы диагноз «детский аутизм». О тяжести этого расстройства знают все. Прогноз неутешительный. Беззаветная любовь отца, тонкое понимание души сына помогли победить этот тяжкий недуг.
***
…Наверное, это был четвертый класс. Компания мальчишек сидела на низком заборе палисадника и поджидала возвращения своих родителей с работы. Среди нас находился и мой одноклассник Витька. Хороший товарищ, но часто задумчивый, молчаливый, не имел он мальчишеского задора, как остальные. Все знали почему. Его отец после войны стал выпивать. Для семьи – это трагедия.
Приближалась встреча с отцами. Они работали на одном заводе и возвращались почти в одно время. Я сидел рядом с Витькой и почувствовал, как он внутренне напрягся. Его отец шёл в компании с другими. Уже на расстоянии стало заметно, что он выпил. Ребята подбегали к своим отцам, а Витька мучительно переживал, пойдёт ли отец домой или направится в пивную.
Отец, не глядя на сына, побрёл в сторону пивной. Витька не выдержал и сдавленно зарыдал. Группа мужчин остановилась. Только сейчас отец посмотрел на сына. Все молчали и смотрели на отца. Он оглядел мальчишек и своих товарищей по работе. Лицо его исказилось, левая щека со шрамом от виска до подбородка задёргалась. Крепко сжав всей ладонью лицо, пытаясь остановить тик, направился к сыну.
Я сидел рядом и всё видел. Отец подошёл и обнял сына. Он тяжело и прерывисто дышал, дрожащая рука гладила Витькину голову. Витька ещё сдавленно всхлипывал, уткнувшись в отцовскую грудь. Наверное, отец впервые слышал рыдание сына, да ещё на глазах сверстников и своих сослуживцев. Прошла минутная пауза. Отец повернулся к окружающим. Дрогнувший голос всё равно звучал решительно: «Сегодня пил последний раз! При всех вас это говорю!» Так мы услышали, как даётся мужское слово, а потом видели, как оно выполнялось. Сергей Иванович – отец Витьки, никогда в жизни больше не пил.
Всё изменилось в их семье, они обрели радость жизни. Потом я узнал, что Виктор, когда отец заболел, самоотверженно за ним ухаживал. Несколько лет назад я навестил Виктора. Тяжёлая болезнь приковала его к постели, он не видел и плохо слышал. Но рядом был его сын. На лице тяжелобольного я увидел улыбку умиротворения – он не один, с ним рядом сыновняя любовь. Над кроватью висели иконы, значит Господь в доме.
Так из поколения в поколение передаётся любовь. Важно кому-то первому начать любить и жалеть!
***
Как-то школьником я отправился на Оку, где начался ледоход. Лучшее место для наблюдения – высокий берег. Зрелище величественное. Льдины на стремнине сталкивались, наползали одна на другую, образовывались громадные торосы. Всё это сопровождалось грохотом, скрежетом, треском. У берега течение казалось более медленным. Льдины подплывали, упирались в берег и плыли вдоль него дальше по течению.
Стояло довольно много зрителей, некоторые с детьми, и конечно, вездесущие мальчишки. У самого берега – целая семья. Мать держала двух девочек за руки, маленький ребёнок сидел у отца на руках. Мальчишки, вооружённые досками и длинными палками, бегали по берегу.
Они первые заметили щенка. Он плыл на небольшой льдине. Щенок сидел, обречённо опустив голову, дрожал всем телом и даже не скулил. Между льдиной и берегом образовалось свободное ото льда пространство метров в двадцать, но с минуты на минуту её должно унести на стремнину, где вздымались и с треском крушили друг друга льдины.
Мужчина передал ребёнка жене, а сам сорвал с себя пальто и бросился в воду. Щенок находился уже в метрах тридцати, когда он догнал льдину, стащил страдальца и поплыл к берегу. Плыть было трудно, приходилось отталкивать наплывавшие льдины. Когда мужчина вышел на берег, к нему бросилась его семья. Дети обнимали его, жена что-то выговаривала. Мужчина, сам в мокрой одежде, завернул щенка в своё пальто, и вся семья стала подниматься наверх. Спасителю скандировали: «Молодец! Молодец!». К нему подходили, хлопали по плечу, пожимали руки.
Маленькие дети навсегда запомнят великодушие отца и будут стараться походить на него. Ведь только человек с добрым сердцем смог решиться на такой поступок.
***
Будучи студентом пятого курса, я находился на предврачебной практике в Тамбове. Дорога в больницу проходила мимо церкви. Однажды обратил внимание на необычную картину. По направлению к храму молодой парень вёл велосипед. На его раме сидел пожилой мужчина без ног, на одной руке вместо ампутированной кисти – хирургическая клешня. Я пошёл немного сзади. Мужчина ворчал: «Какой ты, Серёжка, солдат! Встать не мог вовремя, из-за тебя в церковь опоздаем!» Парень терпеливо уговаривал: «Что ты, папа! Не волнуйся, мы даже раньше приедем!» Я поравнялся и пошёл рядом. «Давай помогу», – обратился я к парню. Инвалид был крепко сбит и, наверное, тяжёл. На груди его пиджака было несколько орденских планок. «Нет, спасибо, мы уж сами», – ответил парень. Однако я не отставал, намереваясь подержать хотя бы велосипед. Так и получилось. У паперти парень взял отца на руки и понёс в церковь, а я остался с велосипедом.
Вскоре он вышел из храма. Мы познакомились, оказались одного возраста. «Это твой отец?» – Сергей кивнул. «Где же его так?» «В последний день войны в Берлине миной достало», – вздохнул Сергей. «Трудно, небось, было», – посочувствовал я. «Мама из госпиталя его привезла, папа не хотел возвращаться инвалидом. Они дружно жили, несмотря на папино увечье. У него пенсия хорошая, да ещё и за ордена платили. Через год после войны я родился. Мама работала, а папа со мной нянчился. Приспособился даже обед готовить. Всегда очень беспокоился, чтобы мама не уставала». «Как же ему всё удавалось?» – удивился я. «Характер твёрдый. Другие пьют, а он – никогда. Потом меня в школу подготовил. Он ведь раньше рабфак закончил. У нас с папой судьба одинаковая. Его тоже отец вырастил. Бабушка от холеры умерла, а дедушка больше не женился».
«А почему отец в церковь ходит, он такой верующий?» «Как я родился, с тех пор и верующий. Постой, я сейчас». Сергей достал из притороченного к багажнику рюкзака три батона и раздал нищим: «Отец в двадцатые годы в продотряде служил, хлеб отбирал, а теперь решил отдавать. И с меня взял обещание делать то же самое всю мою жизнь».
Михаил СТРАХОВ
История коломенских храмов
ГОРНОСТАЕВО
Есть что-то бесконечно таинственное и сказочное в этом названии… Невольно мысленному взору представляются дремучие чащобы, которые веками заполняли этот простор. А среди сплетенья ветвей мелькали временами быстрые тени пушных зверей – обладателей драгоценного меха, который до сих пор отзывается удивительным именем…
Конечно, такое название могло появиться и в связи с фамилией конкретного человека, владельца села. Но сразу скажем, что хозяин с таким именем нам пока не известен.
Первое упоминание о Горностаеве относится к 1577 году, но упоминается оно уже как существующее, с определённым топонимом.
В писцовой книге XVI века читаем: «За Иваном за Яковлевым сыном Бирева, а преж се было за отцом его за Яковом за Биревым деревня Горностаево, на речке на Язвине, а в ней двор помещиков, да крестьянских 5 мест дворовых».
Как видим – имение совсем крошечное. Таковым оно и оставалось вплоть до 1646 года, когда упоминается во владении знатнейшей боярской фамилии: «д. Горностаево с 17 крестьянскими и бобыльскими дворами за Борисом Петровичем Шереметевым». Боярин Б.П.Шереметев – личность известная. Он занимал ответственные должности, а в 1613 году участвовал в избрании на Русский престол царя Михаила Романова. После кончины боярина (1650) имение переходит сыну.
Василий Борисович прославился воинскими подвигами. Но в 1660 году попал в турецкий плен, где провёл двадцать тяжких лет. После освобождения возвращается в Коломенский уезд, где умирает в 1690-м в родовой вотчине селе Чиркине.
Именно с Шереметевыми и связано начало истории нашего храма. Как раз тогда, на рубеже XVII и XVIII столетий, появляется в селе изумительной красоты храм в стиле так называемого «нарышкинского барокко». Величественное столпообразное здание складывалось из пяти ярусов. Нижний четверик венчался уменьшающимися один за другим восьмериками. Стены чудесной постройки украшались сказочным узорочьем из белого камня и резного кирпича. Карнизы восьмериков красовались «разрывными» фронтонами. За причудливую форму их называли «петушиными гребешками». Оконные наличники обрамлялись колонками с такими же «гребешками». Углы восьмериков дополнялись полуколоннами на выступающих кронштейнах.
Название престола объяснимо. Владимирский образ издавна пользовался сугубым почитанием в семействе Шереметевых. Что же касается причины самого строительства, то можно предположить, что оно было обусловлено либо неким обетом, либо тем, что Горностаево по каким-то причинам было особенно дорого ктитору…
В.Б.Шереметев передал своё владение двоюродному племяннику Борису Петровичу Шереметеву (1652-1719), будущему графу и фельдмаршалу, носителю родового имени. В «Полтаве» Пушкин назовёт его: «Шереметев благородный».
Надо ещё сказать, что в XVIII веке село упоминается в документах с двойным именем: «Богородицкое Горностаево тож». Этим подчёркивалось посвящение храма. По сведениям 1726 года, село относится к «Боршевской десятине».
В 1739 году впервые упоминается священник нашего храма, «поп Симеон».
А в 1775-м назван здешний пономарь – Ермил Лукин, сын священника из села Сапронова Луки Яковлева.
Во второй половине столетия село переходит иным хозяевам. В 1778 году им владел премьер-майор, князь Александр Алексеевич Долгоруков (1718-1782). В 1805-м – его сын, князь Михаил Александрович (1758-1817).
В сухом перечне владельцев и священнослужителей трудно найти сведения, трогающие сердце. Ведь нас, конечно же, интересуют прежде всего какие-то особые духовные события, реликвии, необычные детали убранства. И тут самое время вспомнить о чтимом резном (!) образе Божией Матери Плакущей.
Судя по художественным особенностям, эта икона была создана где-то в начале XIX века. Трагическим величием веял этот образ. Богоматерь склоняется над Телом распятого Сына…
Со временем икона начала мироточить. И многие паломники стали приходить в Горностаево – помолиться у чтимой святыни. Мироточение стало настолько очевидным, что приходилось рядом с образом ставить особый сосуд, чтобы собирать таинственную жидкость, которую потом раздавали верующим.
В эту пору сведения о церкви Владимирской иконы чрезвычайно отрывочны. Можно только сказать, например, что в 1808 году тут сохранялась должность пономаря, судя по упоминанию в деле Коломенской семинарии 10-летнего сына здешнего пономаря Ивана Казанского – Ефима.
В 1815 году Горностаево уже находится во владении князя Бориса Михайловича Черкасского (1756-1828). В 1826 году священником на приход назначен Г.Минин. По этой скупой записи имя батюшки, к сожалению, установить невозможно…
Кстати, этим же годом датируются «Ведомости о состоящих в Москве и её губернии старообрядческих и раскольничьих часовнях и молельнях». Там приводятся характерные сведения. В селе Горностаеве, принадлежавшем князю Борису Михайловичу Черкасскому, «по секте называемой поповщина», имелась моленная, которая существовала «более 40 лет».
В 1830-х село принадлежало коллежскому асессору, князю Николаю Борисовичу Черкасскому (1804-1837).
В 1833 году священником здесь был Александр Филиппович Богрецов.
Позднее, так сказать, на излёте дворянской эпохи, в 1852 году здесь распоряжается князь Алексей Борисович Черкасский.
Тогда в селе было 49 дворов, в которых жили 137 крестьян и 167 крестьянок.
После Великой реформы 1861 года Черкасские распродают свои владения. В 1911 году тут было имение братьев Жучковых.
С 1839 по 1871 годы настоятелем Владимирской церкви был отец Григорий Иванович Горетовский (1816-1904), воспитанник Рязанской духовной семинарии. Позднее уже в селе Новлянском (нынешний Воскресенск) он был возведён в сан протоиерея.
После него в Горностаеве священствовал выпускник Вифанской семинарии отец Клавдий Цветаев. Дьячком тогда служил Иван Васильевич Соколов. Отец Клавдий предпринял поистине героические усилия ради благоустроения своего обедневшего храма. А надо сказать, что церковь до сих пор оставалась холодной, летней. Лишённый княжеского жалования причт жил на пожертвования прихожан. А они, 200 душ, сами едва кормились. К тому же более половины поселян, пребывая в расколе, не считали нужным помогать «никонианской» святыне.
Меж тем строительство тёплого придела казалось насущной необходимостью. Делать нечего: отец Клавдий испросил у священноначалия сборную книгу и сам отправился искать средства.
В феврале 1877 года на имя преосвященного Игнатия, епископа Можайского, от священника Владимирской церкви села Горностаево Клавдия Цветкова было направлено всепокорнейшее прошение. В нём говорилось, что церковь, при которой он состоит священником, однопрестольная, при ней нет ни колокольни, ни ограды, стоит она на отлёте от жилья, даже от домов причта более чем в полуверсте. Почти со дня его поступления на означенное место (14 сентября 1871) у него было желание выстроить при церкви каменную, пусть небольшую, колокольню.
Об этом желании он сообщил многим, благодаря чему удалось собрать 600 рублей.
Служение в холодном храме открыло нужду в построении тёплой, хоть и небольшой церкви. Да и многочисленные богомольцы, нередко и зимой приходили в храм на поклонение к иконе Плакущей Божией Матери. Отец Клавдий в прошении именовал образ чудотворным. На это ему было замечено, что он напрасно так назвал икону в официальной бумаге, ибо священноначалием она ещё не была признана чудотворной.
Было сочтено необходимым строительство тёплого придела. Ведь суровые зимы оставляли церковь почти без прихожан.
Слава Богу, нашлись благодетели, прежде всего – братья Губонины, знаменитые промышленники, уроженцы соседнего с Горностаевым села Борисова.
И дело пошло. Был составлен план придельного храма в честь святого великомученика Никиты и каменной колокольни. Начали заготавливать строительные материалы. Было получено и разрешение на строительство.
И в 1878 году стали возводить новые приделы по проекту архитектора Петра Сантиновича Кампиони (ум. 1878). Но как только приступили к стройке – умерла супруга отца Клавдия, оставив шестерых маленьких детей. Но, несмотря на своё горе, батюшка продолжал ревностное попечение о приходе. И вот, в 1889 году окончена была трапезная церковь с духовым отоплением и солидной каменной колокольней.
22 октября состоялось освящение двух приделов: святого великомученика Никиты и святителя Афанасия Патриарха Александрийского. Местному настоятелю и благочинному отцу Клавдию Цветаеву сослужили священники из окрестных церквей: Ильинский из Шкини, Никольский из села Сапроново, Зверев из Лыкова, Машков из Прусс. Службу украшали три диакона: из Рыблова, Шкини и Лыкова. А певчими стали мальчики из земской школы села Сапроново.
(Окончание следует)
Роман Славацкий, иеромонах Иоанн (Железов)
Редколлегия выражает особую благодарность Наталье Александровне Марковой за важные уточняющие сведения.
Духовное наследие
«Сотвори добро и живи во веки веков»
С течением веков русская древность не устаревает и не ветшает. Из её сокровищницы мы до сих пор можем черпать превосходные образцы устроения Отечества, дома, семьи, доброго жития.
Выдающийся государственный деятель древней Руси, с именем которого связаны объединение и укрепление русских земель, великий князь киевский Владимир Мономах написал своим детям «Поучение», которому суждено было стать одним из величайших памятников древнерусской литературы. Вдохновенные строки проникнуты не только заботой о благе семьи, но и каждого русского человека, родной земли в целом. Мысль семейная под пером князя преодолевает узкие бытовые границы, раздвигает домашние рамки и поднимается на новый высокий уровень: дом – это вся Русь, семья – все русские люди, среди которых благоверный князь снискал любовь и уважение.
«Поучение», составленное в православном духе, – своего рода русский духовно-нравственный кодекс. Напомнить о нём особенно важно теперь, когда в принцип возведены эгоистические интересы и каждый себялюбиво помышляет лишь о личном благополучии, а потому рушатся все человеческие связи, в том числе родственные.
Образ семьи даётся в «Поучении» как важнейшая духовно-нравственная модель жизнеустройства. Почти тысячелетие тому назад великий князь сознавал, что семья обладает абсолютной ценностью. Это основа любого государства, главное условие сохранения духовной истории народа. К сожалению, эти простые и ясные истины сегодня размываются. Девальвация наших национальных нематериальных сокровищ, в том числе крепких семейных основ, – в составе оружия массового демографического поражения, ведущего к вымиранию страны.
Русское слово «семья» восходит к праславянскому «сѣмия» – семя, род, племя, земля. В евангельском контексте семя наполняется христианским смыслом, служит образом слова Божия. Господь проясняет сокровенный смысл притчи о сеятеле: «Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен» (Мф.12,23). Земля – сердца людей, весь мир, всё человечество, а сеятель – Христос.
Мономах начинает рассказ от собственных корней. Стоит поучиться у князя уважению к предкам, благородной фамильной гордости, не тождественной гордыне современных спесивых и пронырливых выскочек с их покупными родословиями, жаждущих пролезть в славную русскую историю, неправедно присвоить за деньги чужую честь. За детальным знанием Мономаха своего родового древа, семейных традиций стоит глубокое понимание ответственности перед народом, историей, русской землёй. На исходе жизни князь продолжает сознавать себя звеном в цепи поколений: внуком «благословенного, славного» князя Ярослава Мудрого – составителя «Русской Правды» (по линии «отца возлюбленного» – князя Всеволода) и византийского императора Константина Мономаха (со стороны матери – княгини Анны). В его честь получил князь Владимир прозвание Мономах. «Мономахос» в переводе означает «единоборец». Из земли греческой добродетельному христолюбивому русскому князю были присланы драгоценные дары: частица Животворящего Древа, на котором был распят Христос; сердоликовая чаша кесаря Августа и знаки царской власти Константина: золотая цепь и бармы (оплечья); венец, известный на Руси как шапка Мономаха.
Великий князь киевский – собиратель русских земель – выступал против раздробленности, стремился не допустить распада государства на удельные княжества, призывал христианскую Русь к единству, князей – к объединению. Летописец повествует о том, как Мономаха поддерживал русский народ. Киевляне отправили к Владимиру наиболее авторитетных людей – «вдову Всеволодову и митрополита Николу» – с мольбой постоять за землю русскую, за веру православную: «Молим, княже, тебя и братьев твоих, не погубите Русской земли. Ибо если начнёте войну между собою, поганые станут радоваться и возьмут землю нашу, которую оборонили отцы ваши и деды ваши трудом великим и храбростью, борясь за Русскую землю и другие земли приискивая».
Мольбу киевлян Владимир исполнял на протяжении всей жизни. С его княжением связано усиление Руси. Самые ответственные сражения старается приурочить Мономах к христианским праздникам: на Успение, на святого Бориса день, по Рождестве, – уповая на помощь Господа. Защитник христианских душ, городов, сёл, монастырей – Владимир полагается на святых угодников. И Божие заступничество не оставляет князя в его правом деле. После каждого рассказа Мономаха о битвах рефреном многократно звучат слова: «И Бог нам помог».
Выдающийся полководец лишён гордыни, показного геройства. Он не превозносится над людьми и не приписывает себе лично никаких подвигов и заслуг, смиренномудро полагая себя «худым и грешным». Боголюбивый князь сознаёт, что все его успехи – Божий дар; всё в милосердной руке Промысла Божия: «Не осуждайте меня, дети мои или другой, кто прочтёт: не хвалю ведь я ни себя, ни смелости своей, но хвалю Бога и прославляю милость Его».
Князь проявился как незаурядная личность во многих сферах деятельности. На примерах из собственной жизни, исполненной трудов и опасностей, строит Владимир свою стратегию христианского воспитания. Являя образец мужества, доблести, благородства, он стремится сформировать полноценные мужские качества у сыновей, внушая им мысль о «Божием сбережении»: «Смерти ведь, дети, не боясь, ни войны, ни зверя, дело исполняйте мужское, как вам Бог пошлёт. Ибо, если я от войны, и от зверя, и от воды, и от падения с коня уберёгся, то никто из вас не может повредить себя или быть убитым, пока не будет от Бога повелено. А если случится от Бога смерть, то ни отец, ни мать, ни братья не могут вас отнять от неё, но если и хорошее дело – остерегаться самому, то Божие сбережение лучше человеческого».
Идеалы добра, красоты, целомудрия, верности видит Владимир в женщинах. Заботясь о собирании семьи, он просит князя Олега Святославича, в битве с которым погиб младший сын Мономаха Изяслав, отпустить вдову Изяслава: «Ради Бога, пусти её ко мне поскорее с первым послом, чтобы, поплакав с нею, поселил у себя, и села бы она как горлица на сухом дереве, горюя», «чтобы я, обняв её, оплакал мужа её».
Потрясает глубина христианских и патриотических чувств, с которыми Мономах смиряется с гибелью сына на ратном поле: «Дивно ли, если муж пал на войне? Умирали так лучшие из предков наших», – и прощает убийцу. Князь чужд мести: «Не враг я тебе, не мститель», – памятуя завет Господа: «Мне отмщение, и Аз воздам» (Вт.32,35).
Слово Божие постоянно пребывает в мыслях и на устах Мономаха, который в своём «Поучении» проявляется и как глубокий богослов. Среди бесконечных внешних и внутренних войн, раздоров и распрей, опасностей, измен и клятвопреступлений он умел вести праведную, благочестивую жизнь, спасая русские земли и святыни монастырей. Ещё будучи князем переяславльским, набожный Владимир «украсил серебряную раку святых золотом, хрусталём и резьбою столь хитрою, как говорит летописец, что греки дивились её богатству и художеству». Став князем киевским, Мономах перенёс из ветхой церковки в новый каменный храм святые мощи высокопочитаемых на Руси Бориса и Глеба, «ибо древняя Россия признавала оных мучеников главными её небесными заступниками, ужасом врагов и подпорою наших воинств».
Карамзин в «Истории государства Российского» пишет, что Мономах спешил «благодеяниями человеколюбивого законодательства утвердить своё право на имя отца народного». Когда в Киеве случился мятеж, вызванный «лихоимством евреев», которые «угнетали должников неумеренными ростами» (говоря современным языком – грабительскими банковскими процентами), Мономах определил, что ростовщик-заимодавец, «взяв три раза с оного должника так называемые третные росты, лишается уже истинных своих денег или капитала».
В государственный принцип возвёл князь библейские заветы, священные слова псалмов: «Не соревнуйся с лукавыми, не завидуй творящим беззаконие, ибо лукавые будут истреблены»; «И не будет грешника; посмотришь на место его и не найдёшь его. Кроткие же унаследуют землю и многим насладятся миром». Также актуален призыв Мономах к «увлекающимся властью» «избегать суеты» и «ни во что ставить всеобщий почёт», ибо «мы что такое, люди грешные и худые? – сегодня живы, а завтра мертвы, сегодня в славе и в чести, а завтра в гробу и забыты, – другие собранное нами разделят».
Суровый, закалённый в боях воин и умудрённый государственный деятель, он обладает нежным сердцем, тонкими лиричными чувствами, умеет молитвенно выразить их. В «Истории государства Российского» упоминается, что «Владимир отличался христианским сердечным умилением: слёзы обыкновенно текли из глаз его, когда он в храмах молился Вседержителю за Отечество и народ, ему любезный». Соединяя заветные истины любимых псалмов, наставляет Мономах потомков: «Уклонись от зла, сотвори добро, найди мир и отгони зло, и живи во веки веков».
Беспрерывно помышляя о благе людей, князь призывал своих преемников защищать всех обездоленных: «Всего же более убогих не забывайте, но, насколько можете, по силам кормите, и подавайте сироте, и вдовицу оправдывайте сами, и не давайте сильным губить человека»; «не давайте <…> причинять вред ни своим, ни чужим, ни сёлам, ни посевам, чтоб не стали проклинать вас».
Ни малейшей небрежности не терпит военное дело. Князь, зная об этом не понаслышке, делится собственным опытом: «На войну выйдя, не ленитесь, не полагайтесь на воевод; ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью; сторожей сами снаряжайте, и ночью, расставив стражу со всех сторон, около воинов ложитесь, а вставайте рано; а оружия не снимайте с себя второпях, не оглядевшись».
Мономах внушает идеалы благочестия, милосердия, гостеприимства, добротолюбия, непрестанного самосовершенствования: «Напоите и накормите нищего, более же всего чтите гостя, откуда бы к вам ни пришёл»; «Больного навестите, покойника проводите»; «Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите»; «Что умеете хорошего, то не забывайте, а чего не знаете, тому учитесь»; «Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее».
В простых, мудрых и сердечных строках «Поучения» светится незаурядная личность его автора. Из глубины столетий великий князь киевский Владимир Мономах по-прежнему призывает постоять за землю русскую.
Алла Анатольевна Новикова-Строганова,
доктор филологических наук, член Союза писателей России
В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
Севастополь
12 января состоялось освящение памятника священномученику Клименту Римскому в Казачьей бухте Севастополя. Чин освящения совершил епископ Бахчисарайский Каллиник. Несмотря на непогоду, на богослужении присутствовало большое количество верующих севастопольцев, особо почитающих святого.
Памятник установлен на средства меценатов по инициативе общественной организации «Международный союз славянского туризма «Исторические города». Автор скульптуры – выпускник Российской академии живописи, ваяния и зодчества им. И.Глазунова Александр Тувахтуллин.
***
Священномученик Климент Римский (II в.) – апостол от семидесяти, третий епископ Римский, чудотворец. На Римской кафедре находился с 92 по 101 год, силой проповеди обратил многих к истинной вере. По обвинению в хуле на языческих богов сослан императором Траяном в Крым на работы в инкерманские каменоломни недалеко от Херсонеса.
Будапешт
27 декабря управляющий Будапештско-Венгерской епархией митрополит Рязанский и Михайловский Марк посетил город Хевиз в западной Венгрии, где совершил чин освящения закладного камня в основание храма в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник».
28 декабря митрополит Марк совершил чин великого освящения храма Живоначальной Троицы в городе Дебрецене на востоке Венгрии и Божественную литургию в новоосвященном храме.
Владыке сослужили клирики Венгерской епархии, духовенство Украинской и Румынской Православных Церквей.
Подгорица
В ночь с 26 на 27 января в столице Черногории около 50 000 жителей страны вышли на крестный ход в защиту святынь Сербской Православной Церкви.
Шествие завершилось молитвенным стоянием у кафедрального собора в честь Воскресения Христова.
Митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий обратился к собравшимся с вдохновенным словом в защиту канонической Православной Церкви в Черногории.
***
Многотысячные акции прихожан Сербской Православной Церкви проходят в Черногории, Сербии и Республике Сербской (в Боснии и Герцеговине) в знак протеста против притеснения СПЦ в Черногории, где в ночь на 27 декабря 2019 г. парламент страны принял закон «О свободе вероисповедания и убеждений и правовом положении религиозных общин».
28 декабря закон подписал президент Джуканович. Он обвинил Сербскую Православную Церковь в попытке сохранить религиозную монополию в стране и заявил, что будет добиваться автокефалии для так называемой «черногорской церкви» по примеру Украины.
По сообщениям информагентств
ИЗ ИСТОРИИ БОГОСЛОВСКОЙ ЦЕРКВИ
Предлагаем вашему вниманию клировую ведомость Иоанно-Богословского храма г. Коломны за 1913 год.
1. Церковь построена в 1758 г. тщанием прихожан но после оказавшихся трещин в стенах оной в 1846 г. возобновлена.
2. Зданием каменная, с таковою же колокольнею, крепка, план и фасад имеются и хранятся в ризнице.
3. Престол три: во имя Иоанна Богослова, и в трапезной, по правую сторону во имя Богоматери Всех Скорбящих Радости и по левую во имя св. великом. Иоанна Воина.
4. Утварью достаточна.
5. По штату при ней положены: священник, диакон и псаломщик, а в 1894 г. указом Св. Синода открыта вторая псал. вакансия.
6. Жалования не положено.
7. Кружечных доходов за 1912 г. получено: 658 руб. 57 коп.
8. Другие источники содержания членов причта: причтом получается арендных денег с церковных лавок в год 600 руб. с капитала 7 832 руб. 99 коп., состоящего в государственных билетах, хранящихся в Коломенском уездном казначействе, положенных на вечное поминовение в пользу причта 244 руб. 86 коп.
9. Земли при церкви состоит: усадебной 1258 квадр. саж.
10. Качество церковной земли: вся земля покрыта каменистым щебнем.
11. Средний доход, ею приносимый: дохода не приносит.
12. Дома для священно и церковнослужителей на церковной усадебной земле: два каменных дома построены тщанием, чьим неизвестно, приобретенные до 1826 г. и составляют собственность церкви.
Другие здания, принадлежащие церкви: четыре каменных корпуса, прилагающихся к церкви, в которых помещаются лавки, задаваемые церковью под торговлю. Два двухэтажных дома, у которых нижний этаж каменный, а верх деревянный, приобретены церковью в 1909 году. В первом доме в верхнем этаже проживает диакон с приплатою 15 руб. в месяц в пользу церкви, нижний этаж сдается под жильцов и под торговлю; во втором доме в верхнем этаже проживает псаломщик, а нижний сдается жильцам.
13. Состояние домов: дома все старые и требуют ремонта.
14. Расстоянием сия церковь от консистории во 96 верстах, от местного благочинного в 150 саженях.
15. Ближайшие к сей церкви: Успенская, в Успенском монастыре, в 20-ти и Предтеченская в 120-ти саженях.
16. Приписной к сей церкви церквей и часовен нет.
17. Домов кладбищенских и молитвенных домов, к сей церкви приписанных, нет.
18. Опись церковному имуществу заведена с 1868 г., хранится в целости, проверена в 1910 г.
19. Приходно-расходные книги о суммах свечной и церковной за шнуром и печатию консистории даны 1910 г., ведутся исправно и хранятся в целости.
20. Копии с метрических книг хранятся в целости с 1822 г.
21. В обыскной книге, выданной в 1907 г., за шнуром и печатью, 83 писанных листов, 117 неписанных.
22. Исповедные росписи находятся в целости с 1822 г.
23. Книги, до церковного круга надлежащие, имеются все.
24. Церковные деньги в целости за ключом церковного старосты и печатию церковною. Неподвижной суммы состоит в кредитных учреждениях 1466 руб. 67 коп., а в билетах хранятся в Коломенском казначействе.
25. Имеющиеся в приходе школы: нет.
26. При церкви состоит старостою церковным крестьянин с. Шеметова Колом. уезда Филипп Буткин, который должность свою проходит с 1912 г.
27. Преосвященный в последний раз посетил приход в 1913 г.
Послужные списки священно-церковнослужителей
Священник Николай Никаноров Соколов, 46 лет.
За усердное служение церкви Божией Высокопреосвященнейшим Сергием митрополитом Московским в 1897 г. награжден набедренником, за ревностные труды по народному образованию в 1903 г. награжден скуфьею, а в 1907 г. камилавкою. По высочайшему указу имеет серебряную медаль с изображением императора Александра III на Александровской ленте, на память службы при оном государе императоре в 1881-1894 гг.
Содержание от церкви и прихода получает около 750 руб. 30 коп.
1890 г. 30 июля был произведен во священника к Коломенскому Успенскому собору, откуда, согласно прошению, резолюцией Высокопреосвященнейшего митрополита Московского был переведен на настоящее место 30 марта 1905 г.
Состоял законоучителем при 5-м мужском училище, при доме призрения беднейших детей города Коломны бесплатно с 1890 по 1895 гг. При 1-м Коломенском начальном женском училище с 19 апреля по 30 сент. 1895 г. При 1-м мужском начальном училище с 1891 по 1910 г. В Управлении Коломенского уездного воинского начальника низших чинов конвойной команды и ратников государственного ополчения с 1893 по 1901 г. Указом МДК преосвященным Трифоном епископом Дмитровским назначен вести духовно-нравственные беседы с нижними чинами 3 и 4 батарей 5-го Мортирного артиллерийского полка с 1901 по 1904 г. Состоит законоучителем при Коломенских начальных училищах при 3-м мужском и 3 -м женском с 1910 г. и 1895 г.
Резолюцией Его Преосвященства Преосвященнейшего Анастасия, епископа Серпуховского от 1913 г. утвержден членом ревизионной комиссии Коломенского уездного отделения Московского епархиального училищного совета Кирилло-Мефодиевского братства.
Окончил полный курс Московской духовной семинарии по второму разряду, 1889 г. В том же году был определен учителем ЦПШ в с. Павловское-Казенное Звенигородского уезда., в каковой состоял с 1889 по 1890 г.
Жена его Мария Александрова, род. 1 июня 1870 года. Дети их. Зинаида, род. 3 нояб. 1893 г., окончила курс 8 кл. Коломенской женской гимназии. Елена, род. 27 января 1895 г., обучается в 8 кл. Коломенской женской гимназии. Борис, род. 4 марта 1901 г., обучается во 2 кл. Коломенского духовного училища. Нина, род. 7 мая 1903 г., обучается в нач. школе. Анна, род. 14 июля 1908 г. Ольга, род. 1913 г. июня 18 дня.
Диакон Василий Иванов Смирнов, 64 лет, имеет серебряную медаль в память императора Александра III. Содержание от церкви и прихода получает около 375 руб. 15 коп. Из духовного звания. Образование получил в Перервинском духовном училище, 1863 г.
На службу поступил пономарем к Спасо-Преображенской церкви села Темни Серпуховского уезда 23 октября 1863 года. Посвящен в стихарь 24 января 1864 года. Определен во диакона на вакансии псаломщика к Успенской, девичьего монастыря, 23 февраля 1875 г. Грамоту и указ имеет. Переведен на штатную диаконскую вакансию к Иоанна Богословской церкви города Коломны, 27 апреля 1911 г.
Жена его Елизавета Павловна, 57 лет. Дети их: Клавдия, род. 4 февраля 1876 г. состоит учительницей Коломенской женской городской школы. Виктор, род. 19 января 1877 г. состоит делопроизводителем в больнице при Коломенском машиностроительном заводе. Михаил, род. 14 сентября 1880 г., состоит диаконом с. Парфентьево Коломенского уезда. Павел, род. 30 октября 1881 г., состоит бухгалтером Бронницкого Казначейства. Петр, род. 30 сентября 1883 г., состоит чиновником почтово-телеграфного ведомства. Анна, род. 12 июня 1885 г., служит в почтово-телеграфном ведомстве. Сергей, род. 5 октября 1887 г., состоит учителем в Коломенской городской начальной школе. Евгений, род. 8 декабря 1898 г., состоит учителем в Троице-Озерковской церковно-приходской школе Коломенского уезда. Анатолий, род. 28 апреля 1891 г., обучается в Московской духовной семинарии. Агрипина, род. 18 июня 1892 г., служит в почтово-телеграфном ведомстве. Константин, род. 22 октября 1893 г., обучается в Московской духовной семинарии. Валентина, род. 4 февраля 1897 г., обучается в частной женской гимназии. Илья, род. 20 июля 1902 г., учится в церковно-приходской школе.
Псаломщик Петр Матвеев Бажанов, 60 лет. Содержание от церкви и прихода получает 187 руб. 58 коп. Из духовного звания. В Коломенском духовном училище, а по окончании в оном в 1872 г., определен исправляющим должность псаломщика в Космо-Домианской церкви села Толмачева Бронницкого уезда, 1 июля 1874 г. Посвящен в стихарь 7 февраля 1875 г. От сей церкви переведен к Ильинской, села Сандырей, церкви Коломенского уезда в псаломщика 21 мая 1876 г. От сей церкви переведен на настоящее место 20 декабря 1894 г.
Жена его Екатерина Николаева, 63 лет. Дети их: Константин, 38 лет служит чиновником почтово-телеграфного ведомства. Сергей, 32 лет, состоит диаконом Успенского собора г. Коломны. Александра, род. 1879 г. 2 марта, состоит учительницей в земской школе дер. Хорошовой Коломенского уезда. Мария, род. 27 января 1881 г., преподает рукоделие в Коломенской женской гимназии.
Псаломщик Василий Гаврилов Протопопов, 62 года. Содержание от церкви и прихода получает около 187 руб. 58 коп. Из духовного звания. По окончанию из низшего отделения Коломенского духовного училища определен к Троицкой с. Протопопова церкви в пономари 21 мая 1864 г. Посвящен в стихарь 28 марта 1868 г. Переведен на настоящее место 22 апреля 1902 г.
Жена его Мария Ивановна, 57 лет. Дети их: Леонид, род. 1892 г. 29 авг., обучается в Московской духовной семинарии. Евдокия, род. 1895 г. февр. 7, окончила курс 4 кл. Коломенской женской гимназии, живет при отце.
О заштатных священно-церковнослужителях, их вдовах и сиротах.
Просфорница вдова псаломщика Иоанно-Златоустовской церкви села Новлянского Бронницкого уезда Татьяна Иванова Казанцева, 68 лет. Из духовного звания. Определена на настоящее место резолюцией Преосвященнейшего Нестора, епископа Дмитровского. Дочь ея девица Александра Николаева Казанцева, род. 1881 г. мая 18. Состоит учительницей в Коломенской женской городской школе.
Церковный староста крестьянин села Шеметова Коломенского уезда Филипп Прокопиев Буткин, 58 лет. Первый год на должности на первое трехлетие. Из крестьян. Имение находится под лесом и садом 60 десятин и дом в городе Коломне. Образование получил домашнее.
Жена его Александра Федорова, 46 лет. Дети их: Екатерина, род. 1894 г. окт. 28. Владимир, род. 1897 г. мая 28, учится в Коломенской гимназии. Иоанн, род. 1988 г. окт. 29, учится в Коломенской гимназии, живут при отце.
Ведомость о приходе
Итого, дворов – 48, душ мужских – 151, душ женских – 206.
Духовных, душ мужских – 11, душ женских – 17
дворян, дворов – 2, душ мужских – 7, душ женских – 8.
мещан – 36, душ мужских – 92, душ женских – 121.
Крестьян, дворов – 10, душ мужских – 42, душ женских – 62.
Материал подготовили С.О.КОЛОУХИН и Ю.Ю.МЕЩАНОВ