Декабрь 2019 № 12

памятЬ святителя Филарета СВЕТЛО ПРАЗДНУЕМ

2 декабря в Коломне прошли торжества, посвящённые 25-летию прославления святителя Филарета, митрополита Московского и Коломенского. В этот день Божественную литургию в Трехсвятительском храме Коломенской духовной семинарии совершил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. Ему сослужили ректор КДС епископ Зарайский Константин, благочинный церквей города Коломны и Коломенского округа епископ Луховицкий Петр, почетный настоятель Успенского кафедрального собора города Коломны протоиерей Николай Качанкин, настоятель Михаило-Архангельского храма села Михайловская Слобода архимандрит Иринарх (Денисов), настоятель Старо-Голутвина монастыря игумен Варлаам (Горбунов), духовенство благочиний города Коломны и Коломенского округа, преподаватели и студенты КДС в священном сане. Богослужебные песнопения исполнял хор КДС под управлением регента диакона Николая Глухова. Перед Божественной литургией владыка Ювеналий совершил постриг пятнадцати студентов 4 курса семинарии во чтецы и преподал благословение на ношение подрясников восемнадцати студентам-первокурсникам. За богослужением митрополит Ювеналий рукоположил студента 4 курса диакона Алексея Ильина во пресвитера и студента 4 курса Павла Бычкова во диакона. По окончании Литургии перед иконой и мощами святителя Филарета было совершено славление. Ректор КДС епископ Зарайский Константин приветствовал митрополита Ювеналия и подарил икону святителя Филарета. К духовенству, преподавателям, студентам и гостям семинарии обратился владыка Ювеналий. Митрополит также поздравил с праздником учеников Православной классической гимназии святителя Филарета Московского при Троицком храме в Щурово и подарил экземпляры толкового словаря В.И.Даля. По окончании богослужения на могиле родственников святителя Филарета у Петропавловского храма владыка Ювеналий совершил заупокойную литию. Затем праздник продолжился во дворце культуры «Тепловозостроитель», где владыка митрополит обратился с приветственным словом к собравшимся, вручил памятные подарки победителям и призерам Первого Филаретовского фестиваля духовной песни.


РОЖДЕСТВЕНСКИЕ ЧТЕНИЯ

18 ноября в конькобежном центре «Коломна» состоялось открытие XVII Коломенских муниципальных образовательных чтений. Их ежегодно организуют управление образования администрации Коломенского городского округа и благочиния города Коломны и Коломенского округа. С приветственным словом к участникам обратились ректор Коломенской духовной семинарии епископ Зарайский Константин, депутат Московской областной думы А.Б.Мазуров, начальник управления образования местной администрации Л.Н.Лунькова. В открытии чтений приняли участие благочинный церквей города Коломны и Коломенского округа епископ Луховицкий Петр и коломенское духовенство. В рамках пленарного заседания по теме «Великая Победа: наследие и наследники» с докладами выступили настоятель Покровского храма села Лысцево протоиерей Сергий Кулемзин и ответственный за религиозное образование и катехизацию в благочинии города Коломны священник Петр Галанюк. В концертной программе выступили хор благочиния церквей г. Коломны под управлением Д.Базанова, юные артисты Центра развития культуры и искусств «Дарование». Особое впечатление произвело стихотворение А.Тусоева «Любовь и война», прочитанное студенткой ГСГУ Олесей Сосуновой.


НОВОСТИ БЛАГОЧИНИЯ

5 ноября в культурном центре «Дом Озерова» состоялось награждение победителей и участников ХI городского конкурса по благоустройству «Красота своими руками». В номинации «Самая благоустроенная территория коломенских храмов» были отмечены Введенский храм села Чанки, Серафимовский храм села Акатьево и Вознесенский храм города Коломны. *** 8 ноября отметили престольный праздник в Димитрие-Солунском приписном храме села Дмитровцы прихода Крестовоздвиженского храма города Коломны. Божественную литургию возглавил благочинный церквей города Коломны и Коломенского округа епископ Луховицкий Петр в сослужении настоятеля священника Димитрия Медведева и клирика Бобренева монастыря иеромонаха Леонида (Шамьюнова). По окончании крестного хода Владыка Петр поздравил прихожан с праздником. *** 6 ноября у дома № 28 по улице Чкалова города Коломны состоялось открытие мемориальной доски ветерану Великой Отечественной войны, бывшему начальнику Коломенского высшего артиллерийского училища генерал-лейтенанту артиллерии Андрею Тимофеевичу Байсаре. Ответственный в благочинии города Коломны за взаимодействие с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, настоятель Борисо-Глебского храма священник Алексий Трошин освятил памятную доску и выступил с пастырским словом. *** 8 ноября для членов Молодёжного клуба церковного краеведения «Нестор» при Богоявленском храме Коломны была устроена экскурсия в музей церковной истории и исторический кабинет при Коломенской духовной семинарии, приуроченная ко дню памяти святого преподобного Нестора Летописца – духовного покровителя объединения. *** 13 ноября в Богородицерождественский Бобренев монастырь были переданы частицы мощей священномучеников Александра Смирнова и Феодора Ремизова. Настоятель обители епископ Луховицкий Петр совершил освящение новонаписанной иконы святых. Образ священномучеников Александра и Феодора будет размещён в Феодоровском храме монастыря. *** 21 ноября первая Божественная литургия была совершена в новопостроенном храме Михаила Архангела на Новом кладбище. По окончании богослужения настоятель священник Андрей Згонников поздравил собравшихся с праздником и поблагодарил прихожан за помощь в возведении храма. Престольный праздник в Дмитровцах Открытие мемориальной доски на ул. Чкалова После первой Литургии в храме на новом кладбище


В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

Москва

28 ноября в Свято-Троицкой Сергиевой лавре под председательством митрополита Петрозаводского и Карельского Константина состоялось очередное пленарное заседание Синодальной богослужебной комиссии. Был рассмотрен вопрос о целесообразности переиздания текста Триодей в редакции «Комиссии по исправлению богослужебных книг при Святейшем Синоде» (1907-1917) и сочтено возможным научное переиздание этого текста. На заседании были рассмотрены и одобрены тексты служб преподобным Варлааму и Гедеону Серпуховским, священномученику Петру Полянскому, преподобному Владимиру Белопесоцкому, а также тропари и кондаки преподобномученику Никону Беляеву, священномученику Феодосию, епископу Коломенскому, священномученику Серафиму, епископу Дмитровскому, священномученику Никите, епископу Орехово-Зуевскому, священномученику Константину Некрасову, священномученику Николаю Попову. Одобренные тексты направлены на утверждение Священного Синода. *** 3 декабря в здании Духовно-просветительского центра на территории храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» на Большой Ордынке состоялось открытие Церковного музея, коллекция которого сложилась из произведений, хранившихся в приходе и у частных владельцев. Церемонию открытия возглавил митрополит Волоколамский Иларион. На мероприятие приглашены представители крупнейших музеев Москвы – Государственного исторического музея, Государственной Третьяковской Галереи, Музея древнерусской культуры им. Андрея Рублева и др. Музей призван стать площадкой доброго и конструктивного сотрудничества между Церковью и музейным сообществом, просветительским центром, объединяющим прихожан и всех гостей храма, интересующихся его историей и судьбой связанных с этим местом архитектурных и художественных памятников. Ташкент Новый международный благотворительный проект «Верните Память», созданный благотворительным фондом «Просветитель» при поддержке Ташкентской и Узбекистанской епархии, призван обратить внимание на необходимость сохранения истории и восстановления порушенных временем могил русскоязычных людей, захороненных на кладбищах Республики Узбекистан. Эти могилы, которых свыше четырех миллионов, на сегодняшний день находятся в плачевном состоянии. Массовый отъезд русскоязычного населения из страны за несколько десятилетий привёл к тому, что за захоронениями некому ухаживать. Проект «Верните Память» поможет людям находить захоронения своих предков и поддерживать порядок на могилах, даже если они находятся за границей и у них нет возможности посетить могилу самостоятельно. Достаточно будет просто связаться со специалистами проекта и обсудить все интересующие вопросы. Огромное количество уникальных документов, которые были восстановлены участниками проекта, позволяют составить базу данных о людях, погибших во времена Великой Отечественной войны. Как известно, в военные годы в Ташкент привозили тяжелораненых солдат. Некоторые впоследствии скончались от полученных ранений и были захоронены на территории республики.

По сообщениям информагентств


ПЕРВЫЙ ФИЛАРЕТОВСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ

17 ноября во Дворце культуры «Тепловозостроитель» г. Коломны состоялось открытие Первого фестиваля-конкурса духовной песни имени святителя Филарета, митрополита Московского и Коломенского. Ему предшествовал отборочный тур 1-8 ноября, в котором приняли участие 193 человека из 43 городов Московской области. В основном туре фестиваля выступили 54 солиста и вокальных ансамбля из Подмосковья. Фестиваль-конкурс начался под колокольный перезвон. С приветственным словом к собравшимся обратился благочинный церквей города Коломны и Коломенского округа епископ Луховицкий Петр. Выступления участников оценивало жюри под председательством профессора Российской академии музыки имени Гнесиных П.Е.Карпова. Среди членов жюри – лауреат именной премии губернатора Московской области О.В.Дормидонтова, художественный руководитель Московской областной филармонии, известный композитор народный артист России М.И.Дунаевский, регент хора духовенства Московской епархии священник Сергий Голев, заслуженный работник культуры России И.А.Медведева. Публикуем имена лауреатов. Номинация «СОЛЬНОЕ ИСПОЛНЕНИЕ» (9-15 лет) Лауреат I степени – София Угур (руководитель – И.М.Макшанова), Павловский Посад, Дом культуры «Октябрь». Исполнила «Что ни три горы», музыка и слова народные; «Колокола», Е.Щекалева на слова А.Дармастук. София также удостоена Специального приза Министерства культуры Московской области. Лауреат II степени – Мария Алексеева (рук. – Н.Н.Рычкова), Ногинский центр культуры и творчества «Глухово». Лауреат III степени – Ева Троницкая (рук. – И.Н.Ильина), г. Коломна, Центр развития культуры и искусств «Дарование». Специального приза митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия удостоилась самая юная участница конкурса – София Коденцова (рук. – И.Н.Ильина), г. Коломна, Центральная детская музыкальная школа имени А.А.Алябьева. Номинация «СОЛЬНОЕ ИСПОЛНЕНИЕ» (15 — 50 лет) Лауреат I степени – Ирина Ключникова, г. Коломна. Исполнила «За тихой рекою», музыка и слова С.Трофимова; «За святую Русь помолюсь», музыка и слова иеродиакона Феофила. Лауреат II степени – Христина Зеленова (Зотова), Никольский храм пос. Большевик Серпуховского района. Лауреат III степени – Кирилл Чубко, г. Коломна, Первый Московский областной музыкальный колледж. Специального приза М.И.Дунаевского «За оригинальную авторскую музыку в жанре духовной песни» удостоен Роман Галиев, воскресная школа при Троицком соборе г. Щелкова. Он исполнил собственные произведения: «Не напрасно, не случайно» на стихи А.Пушкина и святителя Филарета и «На день Преображения Господня» на стихи святителя Филарета. Номинация «АНСАМБЛЕВОЕ ИСПОЛНЕНИЕ» (9-15 лет) Лауреат I степени – Вокальный ансамбль «Подмосковье» (рук. – Е.Н.Зотова), детская музыкальная школа №2, пос. Белоозёрский, Воскресенский район. Исполнил русскую народную песню «Как пойду я на быструю речку» в обработке Л.Жуковой; «О, моё родное Подмосковье» Антона Вискова. Лауреат II степени – Вокальный ансамбль «Голоса Коломны» (рук. – И.Н.Ильина), г. Коломна, Центр развития культуры и искусств «Дарование». Лауреат III степени – Вокальный ансамбль «Камертон» (рук. – И.А.Подкопаева), г. Истра, детская школа искусств «Вдохновение». Специального приза М.И.Дунаевского «За оригинальную авторскую музыку в жанре духовной песни» удостоено трио Ивана, Евгении и Алексея Любимовых, Рузское благочиние. Номинация «АНСАМБЛЕВОЕ ИСПОЛНЕНИЕ» (15-65 лет) ГРАН-ПРИ – Концертный хор Вознесенской Давидовой Пустыни «Держава» (рук. – И.Н.Мельников). Этот коллектив исполнил «Русь называют Святою» архидиакона Романа (Тамберга), соло Илья Мельников, и «Вера вечна» святителя Николая Сербского, соло диакон Илья Быков. Лауреат I степени – Народный коллектив «Вокальный ансамбль «Созвездие» (рук. – О.П.Тяпкина), г. Воскресенск, Дворец культуры «Юбилейный». Лауреат II степени – Семейный певческий ансамбль Зотовых «Живая старина» (рук.– протоиерей В.В.Зотов), Никольский храм погоста Березна Серпуховского района. Этот ансамбль также удостоен Специального приза митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия. Лауреат III степени – Казачий вокальный ансамбль «Златая Русь», (рук. – И.Г.Колягина), Дом культуры г. Электрогорск. Специального приза митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия удостоен вокальный ансамбль «ЭСТЕТИК BAND», г. Коломна. Победители и призеры конкурса выступили на гала-концерте во Дворце культуры тепловозостроителей 2 декабря, в день памяти святителя Филарета.


ЦЕРКОВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

Продолжается пост – наша духовная подготовка к Рождеству Христову. 7 декабря – Память великомученицы Екатерины (313). 8 декабря** – Воскресный день. Отдание праздника Введения. Память коломенских священномучеников Виктора Смирнова и Андрея Шершнева (1937). Протоиерей Виктор Смирнов служил в Ильинском храме в Сандырях, а затем в Троицкой церкви в Протопопове близ Коломны. Священник Андрей Шершнев служил в Троицкой церкви села Троицкие Озерки и Введенской церкви села Чанки Коломенского района. 9 декабря – Память коломенского священномученика Илии Зачатейского (1937). Отец Илия окончил Коломенское духовное училище. Служил в Покровском храме с. Купелицы Верейского района. 10 декабря* – Празднование в честь иконы Божией Матери “Знамение”. Память коломенского преподобномученика Никона (Беляева) (1937). Архимандрит Никон (Беляев) окончил Коломенское духовное училище. Служил в Троицком храме в Протопопово, был наместником Старо-Голутвина монастыря. 13 декабря* – Память апостола Андрея Первозванного (62). 15 декабря** – Воскресный день. Память коломенского священномученика Иоанна Державина (1937). Протоиерей Иоанн Державин окончил Коломенское духовное училище. Служил в храме села Милет Богородского благочиния. 17 декабря* – Память великомученицы Варвары (62). Память святителя Геннадия, архиепископа Новгородского (1504). 18 декабря* – Память преподобного Саввы Освященного (532). 19 декабря** – Память святителя Николая чудотворца (345). 22 декабря** – Воскресный день. Зачатие праведною Анною Пресвятой Богородицы. Празднование в честь иконы Божией Матери «Нечаянная Радость». 23 декабря* – Память святителя Иоасафа Белгородского (1754). 25 декабря* – Память святителя Спиридона Тримифунтского (348). 26 декабря* – Память святых мучеников Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста (305). 29 декабря** – Воскресный день. Память святых праотец. 1 января – Память мученика Вонифатия (290). 2 января* – Память праведного Иоанна Кронштадтского (1908). 3 января* – Память святителя Петра, митрополита Московского (1326). 4 января – Память великомученицы Анастасии Узорешительницы (304). 5 января** – Воскресный день. Память святых отец. 6 января – Навечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник). Утром совершаются часы навечерия Рождества Христова, вечерня и литургия святителя Василия Великого. 7 января** – Рождество Христово! 8 января **– Архипастырский визит в Коломну совершит митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. Примечания: * – На утрене совершается полиелейное богослужение. ** – Накануне вечером совершается всенощное бдение. ( ) – Дата празднуемого события или кончины святого.


МЕМОРИАЛЬНАЯ ЭКСПОЗИЦИЯ

24 ноября в Бобреневом монастыре состоялось открытие мемориальной экспозиции, посвящённой священномученику Григорию (Лебедеву), епископу Шлиссельбургскому – уроженцу Коломенского края и бывшему послушнику обители. В этот день внучатая племянница священномученика Григория И.С.Лебедева передала в дар монастырскому музею предметы и документы, которые, по семейному преданию, принадлежали святому. Часть предметов была экспонирована в Феодоровском храме. *** Священномученик Григорий (Лебедев), епископ Шлиссельбургский, в миру Александр Алексеевич Лебедев, родился 12 ноября 1878 года в семье коломенского священника. По окончании Коломенского духовного училища и Московской духовной семинарии в 1898–1899 годах был послушником в Богородице-Рождественском Бобреневом монастыре. Закончив Казанскую духовную академию, с 1903 года он занимался педагогической деятельностью. В Рождественский пост 1920-21 годов принял монашеский постриг. 2 декабря 1923 года он был рукоположен во епископа Шлиссельбургского, викария Петроградской епархии, и назначен наместником Александро-Невской лавры. В августе 1928 года вышел за штат и продолжил работу над богословскими трудами. Арестовывался советской властью трижды, в последний раз 16 апреля 1937 года в городе Кашине Тверской области. 17 сентября 1937 года, по приговору «тройки» Калининского УНКВД, был расстрелян по обвинению, которого не признал. Память священномученика Григория совершается 17 сентября. Святитель Григорий. 1921 г.


Мартиролог

КОЛОМЕНСКИЕ НОВОМУЧЕНИКИ ПРОТОИЕРЕЙ

Иоанн Державин

Протоиерей Иоанн Державин родился 25 мая 1878 года в селе Ануфриево Никольской волости Рузского уезда Московской губернии в семье псаломщика Николая. В 1894 г. он окончил Коломенское духовное училище, а в 1901 г. – Московскую духовную семинарию. Работал учителем церковноприходской школы при Богородице-Рождественской церкви в селе Вихрово Серпуховского уезда. С 1902 по 1904 гг. был законоучителем в Горшковской церковноприходской школе Гуслицкого округа Богородского уезда. Женился, впоследствии у них с супругой Пелагией Петровной родилось девять детей. 7 августа 1904 г. епископ Дмитровский, викарий Московской епархии Трифон (Туркестанов), рукоположил Ивана Николаевича во священника к Никольской церкви в селе Милет Богородского уезда. С этого же времени он стал законоучителем в Милетском земском начальном училище. За благоговейное исполнение священнических обязанностей и за усердное проповедание слова Божия отец Иоанн в 1911 г. был награждён набедренником. В рапорте благочинного отмечалось, что батюшка, «отличаясь кротким и добрым характером, пользуется уважением и любовью своих прихожан». Храм в селе Милет был выстроен в усадьбе, принадлежавшей князьям Голицыным и Ухтомским. Только в начале ХХ века здесь построили храм. Приход был малочисленным, а после революции и вовсе обезлюдел. Отец Иоанн и его семья бедствовали, но приход не покинули. В 1929 г. власти стали готовиться к аресту священника. В декабре 1929 г. два лжесвидетеля дали показания против отца Иоанна. По их мнению, с лета 1929 г. священник перестал говорить проповеди, считая, что «нужно потихоньку вести работу среди крестьян, это принесёт больше пользы», сетовал на величину налогов и называл советскую власть безбожной, указывал на необходимость преподавания дома закона Божия. 3 февраля 1930 г. ОГПУ арестовало священника, и он был заключен в Бутырскую тюрьму в Москве. На следующий день, отвечая на вопросы следователя, отец Иоанн сказал: «Никакой антисоветской агитации нигде и никогда я не вёл. Проповеди я не произношу уже около года. Ранее произносил проповеди часто, но они носили исключительно религиозный характер, и ничего противосоветского в них не было. В частных разговорах от бесед на политические темы воздерживаюсь. С прихожанами имею общение только по чисто церковным делам». 22 марта 1930 г. тройка ОГПУ приговорила священника к трём годам ссылки в Северный край. Была дана рекомендация на все ходатайства о смягчении его участи отвечать отказом. Вернувшись из ссылки, отец Иоанн был направлен служить в храм в село Ильинское-Ярыгино Сычевского района Смоленской области. 12 февраля 1935 г. его перевели в храм села Ново-Александровка Шаховского района Московской области, а 5 марта 1937 г. – в Троицкую церковь села Каменка Ногинского района. Жил он с семьёй в селе Милет (теперь Балашихинский район Московской области). За самоотверженную и безупречную службу отец Иоанн был возведён в сан протоиерея и награждён крестом с украшениями. 29 ноября 1937 г. он был арестован по обвинению «в активной контрреволюционной деятельности» и заключён в тюрьму г. Ногинска. Отец Иоанн не признал себя виновным. 3 декабря 1937 г. тройка НКВД приговорила отца Иоанна к расстрелу. Протоиерей Иоанн Державин был казнён 15 декабря 1937 г. на полигоне Бутово под Москвой и погребен в безвестной могиле. Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 г. Память его совершается 15 декабря.

Священник Илия Зачатейский

Священномученик Илия родился 12 июля 1884 года в селе Чаплыгино Бронницкого уезда Московской губернии в семье священника Александра Николаевича Зачатейского, служившего в Богородице-Рождественском храме того же села. В 1899 г. он окончил Коломенское духовное училище, а в 1905 г. – Московскую духовную семинарию. С 1912 г. и до самой мученической кончины отец Илия прослужил в Покровском храме села Купелицы Верейского района Московской области. Здесь он встретил события 1917 года и был очевидцем восстания крестьян против новой власти, произошедшего в 1918 г. в Верейском уезде. Как священнослужитель, батюшка был лишен избирательных прав и обкладывался большими налогами. В 1929 г. отец Илия был в первый раз административно осуждён – за «злостное уклонение от уплаты сельскохозяйственного налога». 1 октября 1929 г. диакон церкви, в которой служил отец Илия, после литургии публично отказался от сана из-за конфискации у него земельного надела, чем вызвал возмущение жителей. 7 января 1930 г. за возбуждение недовольства в народе мероприятиями власти отец Илия был арестован и заключен в тюрьму г. Верея. Вместе с ним арестовали и бывшего диакона, и псаломщика Ивана Шувалова. На допросах священник никого не оговорил и категорически отверг все обвинения в свой адрес и в адрес арестованных с ним. 3 марта 1930 г. Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило священника к шести месяцам заключения, которые он отбыл частично в Верее, а частично в Бутырской тюрьме в Москве. В том же году хозяйство отца Илии подверглось раскулачиванию. После освобождения ему было запрещено ходить по домам верующих для совершения треб. Нелегко было священнику с женой и шестью детьми выжить в таких условиях. Когда власти делали попытки закрыть храм (в 1935 г. сняли колокола), отец Илия активно призывал прихожан не допустить этого. 25 ноября 1937 г. он был арестован по обвинению в «контрреволюционной деятельности», заключен в тюрьму г. Можайска. Все обвинения, навязываемые следователем, священник категорически отверг и виновным себя ни в чём не признал. В 1937 г. власти стали собирать показания против священника. 25 ноября 1937 г. его арестовали и заключили в Можайскую тюрьму. На следующий день состоялся допрос: – Следствием установлено, что в 1918 г. вы принимали активное участие в контрреволюционном кулацком Верейском восстании. Подтверждаете ли вы это? – Активного участия в восстании я не принимал, а только отдал ключи от церкви восставшим, а они, отперев колокольню, звонили в колокола, призывая население к восстанию. – Вы арестованы за конррреволюционную деятельность, и следствие требует от вас правдивого показания о вашей контрреволюционной деятельности. – Показания дать не могу, так как контрреволюционной работы не вёл никогда. – Вы показываете неверно. В 1935 г. во время снятия колоколов вы высказывались: «Советская власть грабит и разоряет храмы Божии» и т.д. Подтверждаете ли это? – Да, подтверждаю. Я говорил, что нам не дают молиться потому, что власть разрешения не дала и разъяснения по этому вопросу мы не добились. Все последующие обвинения, навязываемые следователем, священник категорически отверг и виновным себя не признал. 29 ноября 1937 г. тройка НКВД приговорила отца Илию к расстрелу. Священник Илия Зачатейский был казнён 9 декабря 1937 г. на полигоне Бутово под Москвой и погребён в безвестной общей могиле. Имя святого включено в Собор новомучеников и исповедников Российских определением Священного Синода от 26 декабря 2001 г. Память его совершается  9 декабря. Отец Иоанн Храм в с. Милет Отец Илия


К духовному образу святителя Филарета

Святитель Московский Филарет (Дроздов), прослуживший Святой Российской Церкви и Отечеству 64 года – со дня определения учителем греческого и еврейского языков в 1803 г. в только что оконченной им Сергиево-Лаврской семинарии и до блаженной кончины в 1867 г. – ещё при жизни стяжал славу во Вселенском Православии, хотя сам к ней никогда не стремился и был, как увидим, смиреннейшим служителем Божиим. Литературное творчество его неисчерпаемо: многочисленные слова, речи, богословские трактаты, мнения, отзывы, резолюции и, конечно, письма – подлинное наше сокровище. Мне хотелось бы здесь упомянуть лишь один труд святителя – «Пространный Христианский Катехизис Православный Кафолическия Восточныя Церкви». Написан Катехизис по поручению Святейшего Правительствующего Синода Русской Православной Церкви, им же рассмотрен, одобрен и издан для преподавания в Училищах и для употребления всех православных христиан. Сия книга по напечатании в Синодальной типографии вызвала благодарность автору Русского императора, была переведена на разные языки мира, получила широчайшее распространение – издавалась много раз в прошлом, переиздается большими тиражами и сегодня. И, что весьма важно – показательно, – служит учебником для современных Духовных Семинарий нашей Святой Церкви. Книга отличается широким охватом тематики (Вера, Надежда и Любовь), четкостью и точностью формулировок, выражением истины Святого Православия, предельной доступностью. Вопросо-ответная форма изложения материала помогает не только удерживать внимание при изучении содержания, но и контролировать себя. Катехизис и утверждает в Православии, и обнаруживает его перед не знающими его или неправильно представляющими. В 1911 г. епископ Никон писал: «Обаяние личности митрополита Филарета кроется в равномерном совершенствовании двух свойств личности: теоретика-богослова и аскета. И какая бы глубокая мысль митрополита Филарета ни поразила бы наше воображение, перед нами в первую очередь предстает его просветлённый образ как плод высочайшего православного аскетизма». Ещё на заре иерархического восхождения Филарета, когда он в сане архимандрита начинал служение Ректором Санкт-Петербургской Духовной Академии, император Александр I так отозвался о нём: «Донесение об успешном окончании первого Академического курса обратило моё внимание на отличные труды Ваши и способность к образованию юношества. Начальство отдаёт Вам справедливость, вверяя опытности Вашей успех второго курса. Бог да подкрепит силы Ваши к пренесению трудов на новом поприще! По благим расположениям души Вашей, надеюсь, что питомцы, призванные на служение Церкви, научатся от Вас ходить в заповедях Божиих и просветятся внутренно светом Евангельского учения…». А преемник Александра I Николай I, о котором святитель с изумительным мужеством скажет: «Что ж, Вам удалось поставить на колени Православную Церковь России, но помните, следующая очередь Вашего престола», наградил Московского Архипастыря орденом святого равноапостольного князя Владимира первой степени большого креста и в сопроводительном рескрипте отметил: «Долговременное служение Ваше Церкви и Отечеству всегда украшалось разнообразными и многотрудными занятиями, всегда и словом убеждения, и действием надзора, храня ценность вверяемых Вам паств и заботясь умножать число сынов Православия, Вы ещё особенно приносили дань общему благу Церкви в звании члена Святейшего Синода опытным знанием нужд её и неутомимым трудолюбием по разным частям высшего Духовного Управления…». Лучшим и самым верным обнаружением внутреннего человека, а тем паче священнослужителя, есть его отношение к святому храму – любит Богослужение, с усердием совершает его – значит, любит Бога, живёт Им, ходит Им, несёт подвиг для Него и для ближних – образа Божия. И святитель Филарет, не взирая на одолевавшие его болезни, старался постоянно совершать Божественную литургию. Он нередко жалуется на своё недомогание: «У меня простудная болезненность ожесточилась… Болезненность… у меня особенно ощущается в левой половине тела, с болью в зубах и в левом краю языка, почему я и говорю мало, чтобы не усиливать боли». «Причиной болезни обыкновенно бывает у меня простуда, особенно ног, которые всегда слабы». «От праздника Рождества Христова более трех недель провел я безвыходно в келии по болезни, которая и домашней деятельности препятствовала»… Болеет, страдает, но стоит у престола Божия, приносит Бескровную Жертву за всех и за вся. – «Здоровье моё остается неудовлетворительным… Только Литургию мог совершить с трудом». «На пути в церковь занемог и так, что, вошед в церковь, недоумевал начать ли службу. Службу… совершил». «Здоровья моего с трудом достает для дел службы. Так и нынешний день совершил я Литургию; рукоположил священника и поспешил в келию». Праздник Пятидесятницы провёл «с трудом, не лишаясь, впрочем, совершения церковной службы». Недомогает, но подряд два дня «освящает две церкви». Простудился, но надеется, что Господь не лишит завтра «утешения быть в храме Его и служить престолу Его»… В болезни нет и тени ропота – есть иное: благодарение Бога. – «Свою долю служения, благодарение Богу, исполнил, не делаясь, по-видимому, больнее прежнего». «Здоровье моё продолжает терпеть от простуды. Однако, благодарение Богу, немощи мои… не лишают утешения воздавать молитвы Господеви в церкви»… Благодарит и тех, кто молится за него. – «Благодарю, отец Наместник, за молитвы Ваши и братии о мне грешном»… В своих телесных страданиях святитель видит лишь явление Промысла Божия и молитвенное заступничество отца нашего Сергия. – «Господь не гневом, а милостью наказал меня. Несмотря на то, что в обыкновенном состоянии здоровья скоро изнемогаю я от недостатка движения, около месяца провёл я почти непрерывно в постели, и, не знаю, как не развалился совсем. Слава долготерпеливому Богу и благодарение молитвенному покровительству Преподобного Сергия». «Хорошо, что болезнь помогает мне почти до поста провести мне время затворнически; потом, надеюсь, пост поможет». «Всё к лучшему. Сидя дома и не принимая людей, частью уступаю я время болезни, а частью делаю дело беспрепятственнее, нежели здоровый». Сердце святителя было человеколюбиво. Ко дню Ангела, Небесного покровителя святителя – святого праведного Филарета Милостивого, следовало распоряжение, ставшее традиционным для святой обители Преподобного Сергия: «В первый день декабря раздайте от меня с отцом казначеем до 300 р. служителям, богаделенным и прочим бедным». Или: «В первый день декабря велите раздать от меня, что кому давалось в подобных случаях». «По обыкновению на праздник раздайте от меня триста рублей на служителей и богаделенных». Иногда добавлялось: «А если письмо сие опоздает, то исполните сие в праздник Рождества Христова». Забывчивость немедленно исправлялась: «В сии небеззаботные дни я забыл о первом декабря. Возьмите мои триста рублей и с о. казначеем раздайте служителям, богаделенным и бедным. Или уже исполните не к празднику, как рассудите, и как бывало»… Отказать ближнему в его нужде было не свойственно Московскому Иерарху. – «Отказать же просто… было бы самочиние… Если надобно любить ближнего как себя, то и Сарову надобно желать добра, как Вифании». Помогая ближнему в нужде, святитель заботится и о его здоровье. «А что вы нездоровы, тем болею и я. Если бы умел, дал врачебное предписание. Не умея, могу только предложить мысль и совет, которых достоинство можете определить, как Вам угодно. Может быть, уже не то время, чтобы шутить болезнью, в надежде на крепость тела. Копейка рубль бережет. Маленькая осторожность и недопущение пренебрежения бережёт немалое количество здоровья». «Желаю, чтобы лечение Вам было полезно». Московский архипастырь стремится иметь со всеми мир – не только быть самому мирну с другими, но чтобы и другие были такими же к нему. – «Только и я теперь скажу: доверяйте мне несколько больше, и в чем помысл Ваш не мирен ко мне, сказывайте, не накопляя таких помыслов, отчего смущение и затруднение увеличивается». За проявленное к нему внимание святой иерарх душевно благодарит и вручает себя милосердию Божию: «Господь да возмерит Вам утешением духовным и благодатным». «С утешением и благодарностью принял я слово участия Вашего во мне… и наипаче слово молитвы Вашей о укреплении сил моих и продолжении служения моего. Дерзну ли и сам себе просить сего дара, не вем. Много помилованный долготерпением Господа, молю Его, чтобы ни деятельность недостаточная, ни покой праздный не осудили меня; но покрываемый милосердием Его, да совершу путь мой по воле Его, и на конце обрящу милость и прощение». Видим также в письмах святителя глубокое смирение – важнейшее духовное состояние православного христианина. Не вздумайте «встречать меня церемониально. Предварительно прошу сего не делать, – пишет святой Архипастырь наместнику Свято-Троицкой Сергиевой лавры архимандриту Антонию. – И народу не давайте примечать ожидания». Также просит сообщить эконому, чтобы в день его Ангела «никаких приглашений и демонстраций не было». Нисколько не гневается на своих сослужителей, не заметивших 25-летия его служения на Московской кафедре. Более того, их невнимание обращает в глубокий нравственный смысл и вывод: «Вам, – пишет святитель А.Н.Муравьеву, – дано быть милостиву ко мне паче всех, потому что Вы одни сочли 25 лет моих Московских, которые, по долготерпению ко мне Божию, кончились молебным по Литургии в моей домовой церкви пением святителю Филиппу, в день памяти своей благословившему назначение мое в Москву. Служащий иеромонах, и никто другой, не спросил меня, нет ли особенной причины сего молебствия? О, если бы так не помянул Господь многих грехов моих в день суда, как в нынешний день не помянул никто моего двадцатипятилетия!». Смиренно просит прощения у братии, её молитв, благословений и сам с отеческой любовью прощает и благословляет её: «Прошу себе Вашего прощения, в чем на кого нетерпеливостью моей оскорбил Вас, или каким нерассудительным, или страстным поступком, или худым примером подал Вам соблазн». «Поминайте меня в молитвах не только как имеющие долг, но и как делающие мне сим благодеяние». «Всем призываю благодушие в подвиге поста, чистоту покаяния, утешение прощения и святую радость общения с Господем Спасителем нашим». «Бог благословит Вас (наместника архимандрита Антония. – К. С.) и братию, и меня благословите на поприще поста и покаяния. Милосердием и благодатью Своей Бог да простит и помилует всех нас»… Своими распоряжениями святитель не повелевает, а согласовывает их с волей человека как образа Божия: «Скажите мне, как Вам покажутся сии размышления». «Не прекословлю предположению». «Не стесняю Вас моим недоумением». «Повторяю, что, предлагая мои мысли, не стесняю Ваших. Сам возраст имаши. Иди вопроси, кого изволишь»… Подлинное смирение Великого Иерарха обнаруживается и в его размышлениях о своем погребении: «Что касается до места погребения: … не желаю новой заботы… Если придёт судьба Божия, чтобы над моим прахом был только прах – лучшего я не заслуживаю». А что несвойственно было московскому архипастырю кратко, но емко выразил его викарий епископ Дмитровский Леонид, ближайший к нему сослужитель и потому хорошо знавший его: «Он не терпел низости, подлости, но преследовал гордость, самомнение, превозношение. Лукавство было ему противно столько же, сколько искренность любезна». Скончался святитель 19 ноября (2 декабря) 1867 г. в рабочем кабинете после совершения Божественной литургии. Тихо и мирно ушёл земной смиренный молитвенник, чтобы стать великим заступником Небесным за свою Святую Церковь, за своё родное Отечество.

К.Е.СКУРАТ, почетный профессор Московской духовной академии


В пламени Божественной любви

(в год 220-летия А.С.Пушкина) Я одарю тебя молитвами души <…> Молитвами любви, смирения и мира А.С. Пушкин

Иллюстрация М.В.Нестерова к стихотворению «Пророк»

Поэтический гений Александра Сергеевича Пушкина (1799–1837) был явлен миру как истинное чудо. «Наш поэт представляет собою нечто почти даже чудесное, неслыханное и невиданное до него нигде и ни у кого», «ни в каком поэте целого мира такого явления не повторилось», – справедливо утверждал христианский писатель-пророк Ф.М.Достоевский. Сам Пушкин воспринимал ниспосланный ему талант не только как дар, но и как задание свыше – нести человечеству проповедь Божественной истины: И Бога глас ко мне воззвал: «Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей». Стихи словно объяты Божественным пламенем горения духовного. Сердце поэта-пророка – это «угль, пылающий огнём», в согласии с апостольским призывом: «Духом пламенейте; Господу служите» (Рим.12:11). Неслучайно «Пророк» явился духовным ядром пушкинского творчества как служения пророческого, вместившего в себе идею всечеловеческого единения, братской любви. «Велик и свят был жребий твой!..» – восклицал о Пушкине Ф.И.Тютчев. Он же выразил задушевную мысль, излившуюся из самого сердца России: Тебя ж, как первую любовь, России сердце не забудет!.. Последующие поколения русских писателей и читателей, «благоговея богомольно перед святыней красоты» (если говорить пушкинскими же стихами), в надежде вдохновения и творческого озарения припадали к родникам литературного наследия поэта. Неразделимый с Родиной проникновенный лирик С.А.Есенин писал, что Пушкин «русской стал судьбой». А я стою, как пред Причастьем, И говорю в ответ тебе: Я умер бы сейчас от счастья, Сподобленный такой судьбе. В торжественном венке, сплетённом «дивному гению», сверкает множество драгоценных жемчужин – художественно-поэтических образов, восторженных слов признательности, изумления, восхищения, благодарности. И в то же время – скорби о ранней трагической гибели великого Поэта России, разделившего участь других убиенных русских поэтов-пророков. Об их общей судьбе, предчувствуя собственную скорую гибель, писал современный поэт Николай Мельников, убитый при невыясненных обстоятельствах вблизи Оптиной Пустыни: На мне стоит клеймо поэта, А у поэта на Руси – Так довелось – недолги лета. Мне тридцать. Господи, спаси! Во все времена властям предержащим было ненавистно талантливое честное слово русских писателей и поэтов. «Свободы, гения и славы палачи» избавляются от неугодных самыми изощренными способами. При этом в каждой любящей Пушкина душе утешительным упованием отзываются строки его заповеди о жизни вечной: Нет, весь я не умру – душа в заветной лире Мой прах переживёт и тленья убежит. Как послушание Богу сформулировал поэт программу своего творчества: «Веленью Божию, о муза, будь послушна…» Покорный «веленью Божию», создавал Пушкин нетленные типы и образы своих чудесных сказок, поэм, повестей, «маленьких трагедий», драмы «Борис Годунов», романа в стихах «Евгений Онегин», всей своей многогранной, сверкающей алмазной россыпью лирики: пейзажной, любовной, элегической, анакреонтической, патриотической, вольнолюбивой, философской, религиозно-мистической, молитвенной… И «тут целое основание, тут нечто незыблемое и неразрушимое. Тут соприкосновение с родиной, с родным народом, с его святынею», «свидетельство того мощного духа народной жизни, который может выделять из себя образы такой неоспоримой правды», – писал Федор Михайлович. Ниспосланная величайшему русскому поэту «та особая характернейшая и не встречаемая кроме него нигде и ни у кого черта художественного гения – способность всемирной отзывчивости», способность «любить человечество и носить в себе всеединящую душу» сотворила это дивное чудо пушкинского творчества. Во всякой человеческой душе, прикоснувшейся к нему, находит оно свой благодатный отклик. Вот почему каждый с полным основанием может сказать: «Мой Пушкин». Вчитываясь в него, важно сердцем найти самое для себя сокровенное – то, что выбирает душа. Мой Пушкин – это прежде всего великий «духовный труженик», томимый «духовной жаждою», стремящийся «сердцем возлетать во области заочны»: Дабы скорей узреть – оставя те места, Спасенья верный путь и тесные врата. Это пламенеющий духом, рождённый «для вдохновенья, для звуков сладких и молитв» поэт-молитвенник: Молитеся – да взыдет к Небесам Усердная молитва православных. «Пробудясь, Господню волю Сердцем он уразумел», и это дало возможность создать настоящие духовные сокровища русской литературы. Таковы «Отцы пустынники и жены непорочны…» – не просто поэтическое переложение великопостной молитвы преподобного Ефрема Сирина, но подлинное молитвотворчество. Всем сердцем обращаясь ко Господу, с покаянным смирением испрашивает Пушкин благодатных душеспасительных даров: Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья, Да брат мой от меня не примет осужденья, И дух смирения, терпения, любви И целомудрия мне в сердце оживи. Как учил преподобный Максим Исповедник, «у человека два крыла, чтобы возлетать к Богу: свобода и благодать». Пушкин прославлял истинную свободу в Боге как одну из главных ценностей бытия. Он мечтал о ней, «как узник из тюрьмы замысливший побег». Невольником Пушкин ощущал себя не только в ссылках, куда власти изгоняли его за «свободный, смелый дар». Чувство подневольного, рабского положения, отведённого гениальному художнику в «стране рабов, стране господ», всегда угнетало поэта: Давно завидная мечтается мне доля – Давно, усталый раб, замыслил я побег В обитель дальную трудов и чистых нег. Свободе посвящён маленький шедевр пушкинской лирики «Птичка» – крохотное и трепетное, словно певчая птаха, стихотворение, созданное на «чужбине», во время южной ссылки: В чужбине свято наблюдаю Родной обычай старины: На волю птичку выпускаю При светлом празднике весны. Я стал доступен утешенью; За что на Бога мне роптать, Когда хоть одному творенью Я мог свободу даровать! Это поистине универсальное творение, которое воспринимается разумом и чувством и в самом малом возрасте, и в юности, и в зрелости, и в глубокой старости. Стихи написаны в связи с умиляющим сердце русским народным обычаем на Благовещение и Пасху выпускать из клеток перезимовавших в домах певчих птиц: «Знаете ли вы трогательный обычай русского мужика в Светлое Воскресение выпускать на волю птичку? вот вам стихи на это», – писал Н.И.Гнедичу Пушкин. Благую весть, пасхальную радость воплощает отпущенная в небеса поющая вольная птица. Слышатся в стихах Пушкина и великая вера, и надежда, и любовь. Но любовь, по слову апостола, «из них больше» (1Кор.13:13). Согласно толкованию преподобного Максима Исповедника, «Вера и надежда имеют предел: любовь же, соединяясь с пребесконечным и всегда возрастая, пребывает в бесконечные веки». Пушкину в его прозрениях и предчувствиях, несомненно, были приоткрыты духовные тайны «жизни будущего века», Царствия Небесного. Поэт прямо говорил о действии Божьего Промысла в своей судьбе: Но здесь меня таинственным щитом Святое Провиденье осенило, Поэзия как Ангел утешитель Спасла меня, и я воскрес душой. За два года до гибели у Пушкина сложились удивительные, таинственные стихи: Чудный сон мне Бог послал – С длинной белой бородою В белой ризе предо мною Старец некий предстоял И меня благословлял. Он сказал мне: «Будь покоен, Скоро, скоро удостоен Будешь Царствия Небес. Скоро странствию земному Твоему придёт конец. Уж готовит ангел смерти Для тебя святой венец… Загадочное видение из иного мира отзывается в замирающей душе отрадой, благой вестью: «сон отрадный, благовещный». Но лирический герой, сознавая земность падшей человеческой природы, искажённой первородным грехом, не может в то же время не испытать смущённого замешательства, разноречивых чувств: Сердце жадное не смеет И поверить и не верить. Ах, ужели в самом деле Близок я к моей кончине? И страшуся, и надеюсь, Казни вечныя страшуся, Милосердия надеюсь: Успокой меня, Творец. Всё в Божьей власти и Божьей воле. Отходивший ко Господу Александр Сергеевич Пушкин, по свидетельству В.И.Даля, внятно произнёс: «Ну, подымай же меня, пойдём, да выше, выше, ну, пойдём». Душа его начала восхождение. Поэт удостоился святого венца и Небесного Царствия по беспредельному милосердию Божию. Он пребывает в вечной гармонии и бесконечной любви Божией. Но нет на земном языке слов, чтобы выразить то, что непостижимо человеческим разумом. Ибо, как благовествовал апостол Павел, «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его. А нам Бог открыл это Духом Своим» (1Кор.2,9-10). Человеку остаётся только уповать на волю Божию – святую, благую, совершенную. «Да будет воля Твоя», – это прошение ежедневно повторяют христиане в молитве Господней «Отче наш…», испрашивая того, что душеполезно, спасительно, богоугодно, неподвластно человеческому уму. Отказом от самоволия и покорным приятием воли Божией завершает Пушкин своё стихотворение – в полном созвучии с молитвой Господней: Но Твоя да будет воля, Не моя. Поэт осознал и прочувствовал это своим глубоко прозорливым и гениальным умом и чисто русским сердцем. И он же, по мысли Достоевского, «дал и великую надежду, <…> что русское общество может быть излечено, может вновь обновиться и воскреснуть». Пушкинское творчество, как и вся русская классическая литература, подобно православному Символу веры, проникнута христианским пасхальным упованием на воскресение «мёртвых душ»: «Чаю воскресения мертвых и жизни будущаго века».

Алла Новикова-Строганова, доктор филологических наук, член Союза писателей России


Духовная поэзия

СОНЕТЫ ЕВГЕНИЯ ЗАХАРЧЕНКО

Евгений Захарченко

В наступающем 2020 году мы будем отмечать 800-летие уникального поэтического жанра едва ли не самой совершенной лирической формы. Сонет был рождён под щедрым небом Сицилии и широко распространился по всему миру. Эта удивительная 14-строчная форма в Новое время утвердилась и в России, принятая и усовершенствованная гением Пушкина и его современников. И сегодня Русский Сонет продолжает удивлять нас лирической мощью и свежестью! Евгений Захарченко – «усыновлённый» коломенец. Он родился в соловьином курском крае, учился в Питере, служил военным строителем, а выйдя в отставку, поселился в Коломне, в «лажечниковских» Запрудах, и навсегда проникся духом древнего города. Не так давно Евгений Владимирович стал лауреатом творческого конкурса, объявленного «Благовестником». В этом году в серии «Коломенский книгочей», издаваемой «Коломенским альманахом», он опубликовал уже вторую книгу стихов: «Возвращение». И достойное место в сборнике занимают сонеты, мастерски выполненные в разнообразной метрике и строфике. Обращают на себя внимание его «коломенские сонеты», – те самые, в которых двустишие ставится не в конце стихотворения, как в «свободном английском сонете», а после первой строфы. Это придаёт стиху особую глубину. Не удивительно, что тема православной духовности занимает важное место в поэзии Захарченко. Да разве это странно? Любому непредвзятому читателю очевидно, что Православие уже давно стало основой русской культуры и в конечном счёте – самой Руси. Пожелаем творческих успехов Евгению Захарченко и вчитаемся в его строки!

РУСЬ

Кресты пылают, словно пламень, –
Руси небесные огни.
Её душа над куполами
Хранит неведомые дни.

Пускай сгущаются невзгоды –
С тобой – Христовой веры крест,
С тобой – спасение народов
И обретение чудес!

Твой посох веры источился
О камни Млечного пути.

Настанет век – и Божья милость
Укажет путь – к Чему идти.
Так, – над грядущими делами –
Кресты пылают, словно пламень!

КОЛОМЕНСКИЙ СОНЕТ
Ушедшим поэтам

Рукописные страницы
Осыпаются в руке…
Образ Прошлого приснится,
Растревожит сердце мне.

Взгляд с грустинкой исподлобья
В бездну Вечности уходит…

Памятью клубится вечер…
С растревоженных страниц
Буквы вьются, словно ветер,
Точно стая хищных птиц.

Взгляд ночного небосвода
Ослепил огонь комет.
Шар земной вращают снова
Вера, Слово и Поэт.

КРЕЩЕНИЕ В КОЛОМНЕ

Бронёю ледяной скрывается река,
Бойницей пойман луч алеющего солнца…
Соборы помнят мощь былинного полка
И воинских кольчуг закованные кольца.

Зарёй вечернею багрянятся дома,
И кремль туманами укутала зима…

Вновь колокол литой с народом говорит,
Его могучий звон Христовым зовом полон.
И голубь очертил мерцание зари;
И, кажется – с небес нисходит Голос.

Крещенский мир дарует радость нам!
Приемлет иордань молитвенные рати,
И струйки ладана восходят к образам,
И сердце полнится морозной благодатью!

О ЧЁМ МЕЧТАТЬ?
Моей жене Ольге

О чём мечтать? Что нынче греет душу?
Ночей огни, малиновый закат?
Далёкий гром, что слышится всё глуше,
Луной облитый яблоневый сад?

И мира бесконечные приметы
Скрывают в сердце тайны и ответы…

Разверзлось небо ливнями прохлады,
Играет ветер шапками лесов,
Сверчок в ночи стрекочет серенады,
И мир окутан омутами снов;

Река парит, разбужена зарёю,
Озоном надышался гулкий бор…
– Судьба ведёт нехоженой тропою…
…И мы с тобою рядом до сих пор.

Евгений Захарченко


ЦЕРКОВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

Продолжается пост – наша духовная подготовка к Рождеству Христову. 7 декабря – Память великомученицы Екатерины (313). 8 декабря** – Воскресный день. Отдание праздника Введения. Память коломенских священномучеников Виктора Смирнова и Андрея Шершнева (1937). Протоиерей Виктор Смирнов служил в Ильинском храме в Сандырях, а затем в Троицкой церкви в Протопопове близ Коломны. Священник Андрей Шершнев служил в Троицкой церкви села Троицкие Озерки и Введенской церкви села Чанки Коломенского района. 9 декабря – Память коломенского священномученика Илии Зачатейского (1937). Отец Илия окончил Коломенское духовное училище. Служил в Покровском храме с. Купелицы Верейского района. 10 декабря* – Празднование в честь иконы Божией Матери “Знамение”. Память коломенского преподобномученика Никона (Беляева) (1937). Архимандрит Никон (Беляев) окончил Коломенское духовное училище. Служил в Троицком храме в Протопопово, был наместником Старо-Голутвина монастыря. 13 декабря* – Память апостола Андрея Первозванного (62). 15 декабря** – Воскресный день. Память коломенского священномученика Иоанна Державина (1937). Протоиерей Иоанн Державин окончил Коломенское духовное училище. Служил в храме села Милет Богородского благочиния. 17 декабря* – Память великомученицы Варвары (62). Память святителя Геннадия, архиепископа Новгородского (1504). 18 декабря* – Память преподобного Саввы Освященного (532). 19 декабря** – Память святителя Николая чудотворца (345). 22 декабря** – Воскресный день. Зачатие праведною Анною Пресвятой Богородицы. Празднование в честь иконы Божией Матери «Нечаянная Радость». 23 декабря* – Память святителя Иоасафа Белгородского (1754). 25 декабря* – Память святителя Спиридона Тримифунтского (348). 26 декабря* – Память святых мучеников Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста (305). 29 декабря** – Воскресный день. Память святых праотец. 1 января – Память мученика Вонифатия (290). 2 января* – Память праведного Иоанна Кронштадтского (1908). 3 января* – Память святителя Петра, митрополита Московского (1326). 4 января – Память великомученицы Анастасии Узорешительницы (304). 5 января** – Воскресный день. Память святых отец. 6 января – Навечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник). Утром совершаются часы навечерия Рождества Христова, вечерня и литургия святителя Василия Великого. 7 января** – Рождество Христово! 8 января **– Архипастырский визит в Коломну совершит митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. Примечания: * – На утрене совершается полиелейное богослужение. ** – Накануне вечером совершается всенощное бдение. ( ) – Дата празднуемого события или кончины святого.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *