Май 2019 № 5

СЛАВИМ НОВОМУЧЕНИКОВ КОЛОМЕНСКОЙ ЗЕМЛИ!

3 мая в Старо-Голутвином монастыре, где покоятся мощи священноисповедника Феодосия, епископа Коломенского,  прошло празднование Собора новомучеников и исповедников Коломенских.
По благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Божественную литургию в Богоявленском соборе обители возглавил ректор Коломенской духовной семинарии епископ Зарайский Константин в сослужении благочинного церквей города Коломны и Коломенского округа епископа Луховицкого Петра, игумена Старо-Голутвина монастыря Варлаама (Горбунова), коломенского духовенства, преподавателей и студентов КДС в священном сане.
За богослужением молились заместитель главы Коломенского городского округа П.Н.Родин, родственники коломенских новомучеников и многочисленные паломники. Церковные песнопения исполнил хор Бобренева монастыря.
После Литургии духовенство и молящиеся прошли крестным ходом с большой иконой Собора новомучеников и исповедников Коломенских и хоругвями с образами коломенских святых, пострадавших в ХХ веке за веру.
В завершение шествия совершили славление коломенским новомученикам.
В этот же день в Культурном центре «Дом Озерова» состоялся вечер памяти «Свидетельство веры. Новомученики земли Коломенской».


 ПАСХАЛЬНЫЙ ВИЗИТ В КОЛОМНУ

29 апреля, в Светлый понедельник, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий посетил свой кафедральный город Коломну и совершил Божественную литургию в Тихвинском храме.
Владыке митрополиту сослужили епископ Видновский Тихон, епископ Серпуховской Роман, епископ Зарайский Константин, епископ Луховицкий Петр, секретарь Московского епархиального управления протоиерей Михаил Егоров, благочинные церковных округов, настоятели монастырей и духовенство епархии.
На богослужении молились первый заместитель министра образования Московской области Е.А.Михайлова, аудитор контрольно-счетной палаты Московской области М.Б.Захарова, глава Коломенского городского округа Д.Ю.Лебедев, депутат Московской областной думы ректор ГСГУ А.Б.Мазуров, директор КИ МПУ Н.А.Мурзак, председатель городского совета ветеранов И.И.Ивкин, начальники муниципальных управлений образования Московской области, приглашённые в этот день для традиционной встречи с митрополитом Ювеналием.
Богослужебные песнопения исполняли три хора: Коломенской духовной семинарии, Успенского кафедрального собора и Свято-Троицкого Ново-Голутвина женского монастыря.
За Литургией была совершена диаконская хиротония студента 4 курса Коломенской духовной семинарии монаха Георгия (Тавицкого).
После заамвонной молитвы состоялся торжественный крестный ход. По его окончании с приветственным словом к митрополиту обратился епископ Луховицкий Петр.
Затем с архипастырским словом к духовенству и молящимся обратился митрополит Ювеналий:
– Только что во время крестного хода мы читали Евангелие от Матфея, в котором говорилось, что воскресший Господь повелел Своим ученикам идти в мир и проповедовать то, чему Он их научил. Евангельское повествование заканчивается утешительными и вдохновляющими словами Господа: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:20).
В праздник Святой Пасхи мы особенно ощущаем присутствие Христа, и радость о Его Воскресении не знает границ. Он повелел ученикам идти в мир и проповедовать Евангелие, и мы, священнослужители, жизнь свою посвящаем тому, чтобы исполнить это повеление. Но и каждого верующего Он тоже посылает проповедовать Его: своей жизнью, трудами и добрыми делами.
Я счастлив, что в наше время не только священнослужители, но и все верующие, в том числе педагоги, несут весть о Воскресении Христа людям, которые ещё не знают Бога. И я хотел бы в этот праздничный день поблагодарить всех, кто усердно несёт своё служение, хочу всем вам пожелать, возлюбленные, мира душевного, радости о Господе и не забывать о Его повелении учить людей тому, что Он заповедал нам и что Он запечатлел Своими крестными страданиями. Мы верим, что воскресший Господь воздаст нам за наши труды Своими небесными дарами и сподобит всех нас Небесного Царства. Христос Воскресе!
После праздничного богослужения в Архиерейском доме Ново-Голутвина монастыря состоялась традиционная встреча митрополита Ювеналия с работниками образования.


В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

Москва
28 апреля состоялся первый Московский студенческий Пасхальный фестиваль. Он прошёл у стен Российского православного университета на Новой площади. Главной темой художественной и концертной площадок праздника стало возрождение церковного зодчества в столице.
Студенческая молодёжь приняла участие в конкурсе росписи двухметровых моделей пасхальных яиц. Команды воплотили придуманные ими композиции на тему новых храмов Москвы и Подмосковья. Оценивало работу учащихся жюри, в состав которого вошли заместитель руководителя Рособрнадзора Н.А.Наумова, президент Союза дизайнеров России В.В.Ставицкий, заслуженный художник России А.В.Стекольщиков. На центральной площадке фестиваля выступали профессиональные и студенческие коллективы. Параллельно проходили мастер-классы по колокольному звону, росписи пасхальных яиц, каллиграфии, коллажу, орнаментам; для гостей были организованы народные игры и забавы.
Центральным событием стал благотворительный аукцион, который провел телеведущий Андрей Малахов. В качестве лотов были представлены пасхальные яйца, которые расписали народные и заслуженные артисты России: Дмитрий Певцов, Ольга Дроздова, Владимир Стержаков, Сергей Маховиков и другие. Все полученные средства перечислены в Фонд строительства новых храмов Москвы.
***
29 апреля, в понедельник Светлой седмицы, после Литургии в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля Патриарх Кирилл освятил Георгиевский зал Большого Кремлевского дворца. Богослужение совершено в связи с завершением ряда ремонтно-реставрационных работ, приуроченных к празднованию 170-й годовщины освящения Большого Кремлевского дворца святителем Филаретом (Дроздовым).
По традиции праздничные мероприятия, посвященные очередной годовщине освящения Большого Кремлевского дворца, проходят не в определенную дату, а в дни празднования Пасхи.
Святейший Патриарх Кирилл совершил благодарственный молебен и прочитал молитву на освящение дворцового зала, «в память о победоносных вождех и воинах страны нашея сооруженныя».
Екатеринбург
28 апреля, в день Светлой Пасхи Христовой, по завершении общегородского крестного хода, в котором приняли участие более 20 000 человек, митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл совершил Пасхальную великую вечерню на месте строительства собора святой Екатерины на Октябрьской площади. По окончании вечерни митрополит освятил место строительства будущего собора.
Киев
30 апреля, в Светлый вторник, в митрополичьей резиденции  на территории киевского Пантелеимонова монастыря в  Феофани состоялась встреча митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия с новоизбранным Президентом Украины Владимиром Александровичем Зеленским.
В.А.Зеленский поздравил Блаженнейшего митрополита Онуфрия с праздником Светлого Христова Воскресения.
Предстоятель Украинской Православной Церкви в свою очередь поздравил новоизбранного Президента с главным православным праздником, а также с избранием на должность главы государства. Митрополит Онуфрий пожелал В.А.Зеленскому Божиего благословения в служении Украине и её народу.
Участники встречи обсудили сложившуюся в стране религиозную ситуацию.
Дамаск
В праздник Светлого Христова Воскресения пасхальные богослужения были совершены в полевом храме святого пророка Илии на авиабазе Хмеймим и храме святого праведного воина Федора Ушакова в пункте материально-технического обеспечения Военно-морского флота России в Тартусе.
За Божественной литургией в Ильинском храме пел Московский Синодальный хор. На Светлой седмице певчие также выступили с концертами перед военнослужащими, выполняющими боевые задачи в Сирийской Арабской республике.
К празднику Пасхи в Сирию были доставлены три тысячи куличей, собранные в рамках совместной акции храмами Москвы, Управлением по работе с верующими военнослужащими ГВПУ ВС РФ и Всероссийской организацией ветеранов «Боевое братство». Прихожане московского храма Воскресения Словущего на Успенском Вражке вместе с куличами передали в Сирию поздравительные открытки.
Стамбул
28 апреля в храме святых равноапостольных Константина и Елены, расположенном на территории летней резиденции Генерального консульства России в Стамбуле, были совершены Пасхальная заутреня с крестным ходом и Божественная литургия. На богослужении присутствовали православные жители Стамбула, группа паломников из Бурсы, представители российского дипломатического корпуса.
В день Светлого Христова Воскресения также было совершено праздничное богослужение для верующих, проживающих в провинции Анталья. Оно состоялось в религиозном комплексе «Сад религий», расположенном в курортном пригороде Антальи Белеке. На пасхальную Литургию собралось более 200 человек из различных населенных пунктов страны: Алании, Кемера, Демре, Сиде, Анкары.
30 апреля пасхальное богослужение было совершено на территории Посольства РФ в Анкаре. За Литургией молились соотечественники, проживающие в столичном регионе страны, а также сотрудники дипмиссии.
По сообщениям информагентств


НОВЫЙ ХРАМ

На Пасху, 28 апреля, распахнул свои двери новый коломенский храм.
У центрального входа на Новое городское кладбище завершилось созидание церкви Архангела Михаила, в молитвенное воспоминание всех погребённых на этом кладбище и всех от века почивших православных христиан.
Храм открыт ежедневно. Пока ещё не обустроен алтарь и нет иконостаса, но уже можно возжигать свечи и совершать поминальные службы. Первые панихиды здесь отслужил на Радоницу 7 мая настоятель – протоиерей Андрей Згонников.
Слава Богу! Теперь православные христиане смогут достойно совершить молитву о своих усопших родных и близких, воздать им долг любви и благодарности, а затем навестить места их погребения.




СЛАВЯНСКАЯ АЗБУКА

Человеку не свойственно ценить то, чем он давно и привычно пользуется. Только с приходом старости или преждевременных недугов узнаётся цена здоровья. Родина особенно нежно любима для человека, живущего далеко. Воздух, хлеб, родные люди открывают свою истинную ценность лишь при утрате или хотя бы угрозе утраты. Нам, с детства умеющим читать и писать, трудно понять величину этого подарка. Поэтому подключим волю и напряжём воображение – представим себя неграмотными.
Наши князья не могут сообщить свою волю дальним городам, не могут послать им указ или грамоту. Поэтому наш народ настолько мал, что голос начальника слышен и близко стоящим, и самым дальним. Окрестные народы нам совершенно чужды. Мы не знаем их истории, не общаемся с ними. Они для нас – «немцы», т.е. немые, так как языка их мы не понимаем. Наши знания об окружающем мире, наша память о своей истории столь малы, что удерживаются коллективной памятью. Всё, что превышает её объёмы, по необходимости забывается, не увековечивается и уносится рекою времени. У нас нет никакой поэзии, кроме народной, и никакой науки, кроме ведовских и жреческих знаний. Мы, конечно, не пишем ни любовных писем, ни долговых расписок. Уникальные и самобытные в своей дремучести, мы ни в ком не нуждаемся и сами никому не интересны.
Только если сильный и многочисленный враг, стоящий на более высокой ступени развития, заинтересуется нашими просторами и богатствами, мы рискуем выйти из исторической тени. Но тогда мы рискуем стать объектом военной экспансии и чужой культурной миссии. Рискуем раствориться ручейком в чужом и агрессивном море.
Нередко алфавит приходит вместе с верой и новым образом жизни. Все народы, которым на острие меча был принесён ислам, стали писать арабской вязью. Там, где ступила нога католического миссионера, люди со временем стали писать латинскими буквами. Но у нас всё было по-другому. В духе евангельской любви Греческая Церковь стремилась благовествовать, но не стремилась во что бы то ни стало превращать новообращённые народы в греков. Ради нас, славян, и нашего ради спасения Церковь совершила интеллектуальный подвиг и составила для нас новую азбуку. Если бы мы знали имя того, кто первый приручил коня или придумал гончарный круг, то имя этого человека было бы достойно большей славы, чем имена мифических героев. Насколько же большей славы достойны творцы славянской азбуки – братья Кирилл и Мефодий?
Любая азбука похожа на таблицу Менделеева. Это не набор символических знаков, а гармоническое единство, отображающее миропонимание народа, его глубинные мысли о мире этом и будущем. Через образ алфавита Писание открывает нам мысль о бесконечном совершенстве Творца, о Боге как полноте бытия. Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, первый и последний (Откр.22,13).
Жизнь Кирилла и Мефодия многократно и подробно описана. Мне же хотелось бы сказать несколько слов об их творении – о славянской азбуке.
Вначале их было две – кириллица и глаголица. Причём учёные считают, что глаголица была раньше. Она не прижилась и сегодня известна разве что филологам. А вот кириллица прижилась и выросла в такое ветвистое дерево, что жизни не хватит перечислить её листья. «Война и мир» и «Братья Карамазовы» расцвели на кирилличных ветвях. Да разве только они?
Азбука носит имя младшего брата – Кирилла (до монашества – Константин). Ещё в ранней юности он заслужил прозвище Философ за острый ум и обширные познания. Не насыщаясь обычным учением, он рано стал заучивать наизусть творения Григория Богослова и молиться ему. Чистый и высоко парящий дух «певца Святой Троицы» сообщился и Константину. Только благодаря богословской одарённости и молитвенной глубине смог Константин совершить порученное Богом дело.
Так в любом священном труде прежде всего нужно было смириться и умалиться. Нужно было полюбить и выучить славянский язык, буквально раствориться в нём, не забывая при этом родной греческий. Для передачи славянской речи на письме за основу был взят язык эллинов. Но в нём только 24 буквы, и многие славянские звуки отсутствуют. Нет звука «б», нет и соответствующей буквы, без которой не напишешь самое главное слово «Бог». Нет шипящих, нет звука «ч», без которого не произнесёшь и не запишешь последнюю строчку Символа веры: «Чаю воскресения мертвых и жизни будущаго века. Аминь».
Одним словом, нужна была не калька, не копия, а творчество и сотворение нового, прежде не бывшего. Некоторые буквы были взяты из еврейского. Так, «шин» и «цаде» превратились в «ш» и «ц», почти без изменений сохранив начертание.
В результате трудов, невозможных без помощи свыше, явилась азбука, состоящая из 38 букв. С тех пор немало изменилось в фонетике славянских языков. Перестали звучать «ер» и «ерь». Они не ушли из орфографии, но раньше они произносились (в слове «кръвь» – «кровь» – звук «ъ» произносился), а теперь превратились в твёрдый и мягкий знаки и скромно указывают на мягкость и твёрдость согласных. По-разному стал звучать «ять». Там, где русский читает в старославянском тексте «лес», «бес», «тебе», украинец произносит «ліс», «біс», «тобі». Многое другое изменилось в славянских языках и диалектах, но строй славянской азбуки сохранился. Скелет твёрд, и справедлива пословица: «Были бы кости – мясо нарастёт».
Интересно, что славянская письменность была впервые востребована там, где сегодня пользуются латиницей. Крещённое в 830 году Велико-Моравское княжество пожелало иметь у себя Священное Писание на родном языке. Князь Ростислав обратил свой взор к Византии, которая умела, в отличие от Рима, прислушиваться к тем, кто принимал от неё Крещение. Император Михаил не думал долго и послал к славянам Константина, с которым воспитывался вместе и о талантах которого знал не понаслышке.
Не вина жителей Моравии, Паннонии и других славянских земель, что дело солунских братьев было подавлено агрессивной миссией немецких епископов. В истории часто бывает так, что сделанное одними понимается и используется в полноте другими. Так было и с нашей азбукой. На территории современной Чехии впервые прозвучало записанное славянскими буквами пасхальное зачало: Искони беаше слово (Ин.1,1). С тех пор это разумное, письмом зафиксированное слово распространилось дальше, чем мечтали создатели азбуки.
Похвала Кириллу и Мефодию – это не только ежегодная молитвенная память или пение акафиста. Это, во-первых, стремление реализовать в жизни великий идеал славянского православного братства, братства тех, кто читает Евангелие, написанное кириллицей.
Это, конечно, вдумчивое и любовное отношение к славянской азбуке. Нам сегодня, так много знающим, нам, чья речь густо пересыпана лексикой, заимствованной из самых разных культур, церковнославянский язык нужен, как прохладный ливень среди знойного лета. В этом языке у каждой буквы есть имя. Если произносить их одно за другим, то часто три рядом стоящие буквы образуют предложение. Там, где в русском алфавите мы механически произносим: «ка», «эль», «эм», – в славянском говорим: «како», «люди», «мыслете». То есть, задаём себе вопрос: «Люди, о чём (как) вы думаете?»
Где по-русски привычно перечисляются: «эр», «эс», «тэ», – славянский повелевает: «рцы», «слово», «твердо». То есть: слово твоё пусть будет твёрдым. И сколько ещё таких богословско-филологических открытий ожидает книголюба, заинтересованного славянской азбукой? Это не просто впитывание безразличной к вере и нравственности информации. Это всегда – благое назидание.
Этот язык надо учить не только в воскресных школах и в курсе славянской филологии. С ним стоит знакомиться и в обычной школе на уроках истории или родного языка, или основ православной культуры.
Каждый раз, когда мы с любовью будем останавливать взгляд на страницах, пронумерованных буквами, а не цифрами; на страницах с греческой «ижицей» или витиеватыми «кси» и «пси», мы будем совершать путешествие во времени. Это будет путешествие в те далёкие времена, когда солунские братья ковали для славян золотой ключик, чтобы им открыть дверь духовной сокровищницы. Думаю, что путешествие будет одновременно и благодарностью.
Протоиерей Андрей ТКАЧЁВ


ЦЕРКОВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

15 мая* – Перенесение мощей благоверных князей Бориса и Глеба. (1072 и 1115).
18 мая – Память великомученицы Ирины. Празднование в честь иконы Богородицы «Неупиваемая Чаша».
19 мая** – Четвертое воскресенье по Пасхе, о расслабленном.
21 мая * – Память святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова (117).
22 мая** – Преполовение Пятидесятницы. Перенесение мощей святителя и чудотворца Николая (1087).
В этот день совершается малое освящение воды.
23 мая* – Память апостола Симона Зилота (I).
24 мая* – Память святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей Словенских (869 и 885). День славянской письменности и культуры.
26 мая** – Пятое воскресенье по Пасхе, о самарянке.
1 июня* – Память благоверных князя Димитрия Донского и княгини Евдокии Московской (1389).
2 июня** – Шестое воскресенье по Пасхе, о слепом. Обретение мощей святителя Алексия Московского (1431).
3 июня** – Празднование в честь Владимирской иконы Божией Матери. Память равноапостольных царя Константина и матери его царицы Елены.
5 июня – Отдание праздника Пасхи.
Богослужение в этот день совершается по пасхальному чину.
6 июня** – Вознесение Господне.
7 июня* – Третье обретение главы Иоанна Предтечи (850).
9 июня** – Седьмое воскресенье по Пасхе. Память святых отцов I Вселенского собора. Память праведного Иоанна Русского (1730).

13 июня – Семик.
Семик, или седьмой четверг после Пасхи – особый коломенский праздник. В этот день в местных храмах совершались молебны и крестные ходы в память избавления города в XIX веке от страшной эпидемии.
15 июня – Троицкая родительская суббота.
В этот день и накануне вечером совершается сугубое поминовение усопших.
16 июня** – День Святой Троицы. Пятидесятница.
По окончании праздничной Литургии совершается великая вечерня с чтением коленопреклоненных молитв.
Вся последующая неделя сплошная, т.е. в среду и пятницу поста нет.
17 июня – День Святого Духа.
В этот день престольный праздник в Свято-Духовском храме села Шкинь возглавит митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий.
Примечания:
* – На утрене совершается полиелейное богослужение.
** – Накануне вечером совершается всенощное бдение.
( ) – Дата празднуемого события или кончины святого.


ГОСТИ ИЗ КАУНАСА

4 мая в рамках Московского Пасхального фестиваля Коломна принимала литовский вокальный ансамбль «Акусто» из Каунаса. Этот коллектив был создан в 2010 году. Руководит им дирижер Кестутис Якелюнас.
По традиции концерт проходил в храме Архангела Михаила. В составе ансамбля выступило пятнадцать вокалистов. Прозвучали латинские церковные песнопения, литовские народные песни и произведения литовских композиторов. Несколько песнопений гости исполнили на славянском языке: «Хвалите имя Господне» (Г.Александров), «Отче наш» (А.Шнитке), «Богородице Дево, радуйся» на музыку эстонского композитора Арво Пярта.
Коломенцы по достоинству оценили высокое мастерство коллектива овациями и цветами.


ПОЖАР В СЕВЕСКОМ

Дорогие братия и сестры!
28 апреля около 6 часов утра произошло возгорание кровли Никитского храма села Северского – одной из святынь Коломенского края, порушенной в советское время и полностью не восстановленной до настоящего времени.
Вечером пострадавший храм посетил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. Он в сопровождении благочинного церквей города Коломны и Коломенского округа епископа Луховицкого Петра и настоятеля протоиерея Михаила Власова осмотрел здание.
Из личных средств владыка Ювеналий передал приходу Никитского храма пожертвование для начала работ по восстановлению кровли.
К сожалению, сам сельский приход, состоящий из 18 прихожан пенсионного возраста, не в состоянии собрать нужную сумму для устроения последствий огненного бедствия. Поэтому обращаемся ко всем неравнодушным с просьбой оказать посильную финансовую помощь для восстановления православной святыни.
Реквизиты прихода
Получатель: Местная религиозная организация православный приход Никитского храма села Северское Коломенского района Московской области Московской епархии Русской Православной Церкви
ОГРН 1035000023024, ИНН 5070011020, КПП 502201001. Р/с 40703810502100142734, К/c 30101810900000000181, ПАО Банк «Возрождение», БИК 044525181
Почтовый адрес: 140476, Московская область, Коломенский городской округ, село Северское, улица Центральная, д. 95. Настоятель – священник Николай Попов. Телефон: 8-915-463-11-02.


СВЯТЫЕ КИРИЛЛ И МЕФОДИЙ В СУДЬБАХ СЛАВЯНСКИХ НАРОДОВ

Некогда святой апостол Павел, проходя с проповедью Евангелия из одной страны в другую, дошёл до предела, который положила природа между двумя частями света – остановился в Троаде, на берегу пролива, отделяющего Азию от Европы. Здесь явился ему в сновидении один из жителей Европейского берега, македонянин, и звал на помощь к себе в Македонию (Деян.16:8-10). Апостол повиновался этому призванию и с успехом проповедовал в той стране. Церковь Филлипийская и Церковь Солунская – образец всем верующим (Сол.1:7), радость и венец апостола (Фил.4:1), стали в павловых писаниях вечными свидетельствами его просветительской деятельности.
Прошли столетия, и наступила другая пора, когда славянские народы, только-только выходящие на сцену исторической жизни, стали нуждаться в христианской проповеди и национальном богослужении. И вот в 863 году в Константинополь прибыло посольство правителя Великой Моравии князя Ростислава, просившего прислать учителей для проповеди в его недавно принявшей христианство стране. Византийский император решил отправить туда учёных монахов, знакомых с жизнью и нравами местного населения. И тогда-то Церковь Македонская представила славянам святых Кирилла и Мефодия, уроженцев Солунских.
Эти просветители стали составителями славянской грамоты. Новым письменам было вверено слово Евангельское, ими были переданы молитвы, богослужения. И благодаря святым Кириллу и Мефодию славяне стали слышать на родном языке слово Господа и смогли также достойно славословить Его. А это необходимые потребности благочестия, без них нет живого христианства.
И как скоро явились слово Божие и литургия на славянском языке, то возникла необходимость в священниках-славянах. И первым делом просветителей стало приготовление из местных жителей достойных служителей алтаря Господня. Задуманное на таких широких и прочных основаниях просвещение славян не могло обойтись без училищ. И святые благовестники основывали их везде, где трудились. Эти школы удовлетворяли не только потребностям клира, но и способствовали появлению людей образованных, которые могли сами поработать на пользу новооснованной Церкви славянской. Одни переводили с греческого языка слова и жития святых; другие передавали догматические творения отцов и толкования на Священное Писание; иные сами брались изъяснять Писание и защищать истину Православия от еретиков. Замечательное обилие таких трудов в первое время славянской проповеди показывает, как благотворна была деятельность наших просветителей.
На земле славянской возгорелся божественный огонь святой Христовой веры. И, если обратить внимание на первоначальные памятники древней славянской письменности, то видно, как в них полагалось начало богословскому и философскому языку – основам того положительного знания, которым впоследствии так прославилась славянская учёность. Постепенно начинали вырабатываться теперь установившиеся термины для предметов отвлечённых, прежде принятия христианства славянам неизвестных. Это говорит о том, с каким вниманием и разборчивостью действовали просвещённые переводчики. Так в греческих произведениях нередко встречали они слово «божественный», относящееся к предметам и действиям не собственно Божиим. И чтобы не смешивать понятий в новопросвещенных христианах, они употребили прежде неизвестные слова «великiй», «святый». Для обозначения добродетелей стали использовать «добровольство», «добронравiе», «доброта», полагая при этом, что сущность добродетели состоит не во внешней деятельности, а в благоустроении воли и нрава.
Но святые просветители имели дело не только со школой, а прежде всего с народом: с ним-то они должны были говорить особенным языком, чтобы действовать на него успешнее. Следует заметить, что святой Кирилл, прозванный за свою ученость Философом, особенно владел искусством излагать народу свои наставления наглядно, в притчах. Это мудрое подражание евангельскому способу учения, конечно, не утратило своего значения и в настоящее время, в приложении к народу, не привыкшему к отвлечённым умозрениям. Благодаря такому тесному сближению с людьми славянские просветители полностью овладевали их вниманием.
Но призванные трудиться для крещеных в веру православную святые братья своей ревностью, своей проповедью, своим чинным богослужением привлекали к себе и множество не верующих во Христа славян. Многих из них они крестили в Моравии и соседних с ней областях; святой Мефодий проповедовал Евангелие в земле Чешской и крестил святую княгиню Людмилу. Пример равноапостольных братьев и труды их по переводу священных книг облегчили успехи проповеди христианства среди славян и в последующие времена. Восточным и южным славянам не навязывалась латинская литургия, как это было со стороны немецких проповедников в Поморье. И везде, где разумно предлагалась проповедь на родном языке, славяне свободно принимали христианство, получая вместе с ним и письменность.
Пример славянских просветителей стал впоследствии живым предметом для подражания и у нас в России для распространителей Евангелия у инородцев. Так действовали святитель Стефан в Перми, преподобный Трифон Вятский и другие позднейшие благовестники среди якутов, монголов, алтайцев и т.д.
Вводя у славянских народов слово Божие и литургию на общепонятном языке, солунские братья решили вопрос о нашем Православии и о будущем славянских народов. В те годы уже разгорался спор между Восточной и Западной Церквами, возбуждённый притязаниями властолюбия римских первосвятителей. Святой Кирилл был учеником блаженного Патриарха Фотия, вставшего на защиту Православия и Восточной Церкви. Действуя на территории, независимой от Константинополя, но примыкающей к Римскому престолу, славянские просветители должны были соблюдать крайнюю осторожность, чтобы не вооружить против себя власть Рима в ущерб отеческому Православию. Свидетельство тому – их великое исповедание веры. Этой твёрдостью они удержали в Православии просвещённые ими народы. А неразумное гонение, поднятое Римской Церковью против славянской литургии, ещё более расположило славян бояться сближения с Западом и дорожить богомудрой свободой Православного Востока. Так святые просветители определили нашу историю, наше духовное наследие, наше спасение.
Дело просвещения охватило тогда всё славянство, и не в общих отвлечённых чертах, а в живых представителях тогдашнего славянского мира, в типичных и крупнейших его лицах. В ветви Болгарской, где зародилось и где затем величественно расцвело это великое дело славянского просвещения; по Дунаю, где шли первоучители между славянскими поселениями; в Моравии, где они сосредоточили всю силу лучшей поры своей деятельности; в Словении, Чехии, Польше, куда по окраинам обширной Моравской державы быстро проникли лучи нового просвещения; в Сербии, спешившей присоединиться к общему делу и принявшей его под кров своего могущества из рук слабеющей Болгарии; и, наконец, на юге Руси. Именно там святой Кирилл посеял неумирающие семена своей проповеди. Именно оттуда пришли на Русь болгары с новой грамотой, новыми книгами и православным богослужением, славянским церковным пением, и откуда Нестор-летописец почерпнул горячо выраженное им убеждение, что при единстве грамоты славяне есть один язык и народ, а Русь есть часть этого великого наследия и богатства.
Действительно, и грамота, и вся письменность, тогда возникшая, до сих пор заключают в себе черты истинного, действительного просвещения. Это просвещение стало источником и символом славянского единения. И все ветви славянства почувствовали своё общее, коренное единство племени, затем единство языка, выражавшего собой единство народных стихий и послужившее затем новым средством высшего, духовного единства. Всё это совершилось при помощи грамоты, порождённой ею письменности и вызванного всем этим высокого творчества славянской культуры.
И тогда большая половина Европы от Царьграда по всей восточной половине Балканского полуострова, в обширном Болгарском государстве, по течению всего Дуная, в современной Венгрии, до окраин Польши, Чехии, Хорватии и Сербии, наконец, до Киева и Новгорода пробудилась в грандиозном историческом движении. Здесь к новой жизни призвались целые народные массы, обмениваясь посольствами и письмами друг с другом, налаживая различные культурные и торговые связи. Лучшие вожди народные, образованнейшие славянские умы того времени – все были соединены в общем деле; в трудах пребывали все правительства славянских народов, во главе деятельности – государи: Михаил Греческий; Борис и Симеон Болгарские; Ростислав, Святополк Моравские; Вячеслав и Людмила Чешские; Российские Ольга, Владимир и Ярослав – какие великие имена, какая несравненная сила!
И в наши дни каждое новое исследование о славном деле славянских просветителей, каждый новый труд по церковно-славянской грамматике или печатное издание памятника кирилловской письменности проливают свет на современные славянские наречия, на судьбы славянской науки. Труды современных славистов, устремлённые своим взором в ту далёкую эпоху, помогают понять пути развития современных славянских языков и всей славянской литературы. А сама история славянских народов уясняется тем более, чем ближе мы приникаем к их единому великому началу. И если осознание этого начала оказывает такое сильное влияние на современную славистику в науке и жизни, то, наоборот, каждое новое явление в жизни современного славянского мира пробуждает собой память о прошлом, даёт повод лучше понимать его, ценить, исследовать и воссоздавать.
Понятно поэтому, что в наши дни дело святых равноапостольных Кирилла и Мефодия ещё не кончено. Их проповедь вызвала к бытию самостоятельную славянскую иерархию, трудами их положены начала разработки богословской, исторической и филологической наук у славянских народов. А в современных условиях необходимо продолжение дальнейшего развития всего этого положительного знания. И много нужно ещё ревности, много общих усилий, чтобы достойно продолжать дело святых просветителей.
Припоминается здесь предсмертное слово святого Кирилла. Застигнутый смертельной болезнью ещё в расцвете лет, почти в самом начале своих трудов среди славян и в виду множества предстоявших работ, он трогательно прощался с братом, опасаясь, что у того родится намерение возвратиться к прежней иноческой жизни в монастыре. «Мы с тобою, как два вола вели, одну борозду. И я падаю на своей черте, день мой кончился. А ты не вздумай оставить труды учения, чтобы удалиться на свою гору. Нет, здесь, среди славян, скорее ты можешь обрести спасение». Пусть это завещание святой ревности отзовётся самым сильным откликом в душе каждого из призванных и вновь призываемых деятелей на поприще просвещения и учения.
Среди древних молитвословий церковнославянских книг сохранилось одно, «при начале учения», в котором иерей молится об отроке: «Дай же ему, Господи, от Давидова разума, от Соломони премудрости и от Кириллова хитрости. Дай же ему стояти с иереи и со всеми святыми Твоими». Для того-то испрашивается среди прочего хитрости, то есть остроты ума мудрого учителя славян Кирилла, чтобы постигающий новые знания мог с достоинством и на пользу применять их на благо себе самому и другим людям.
Да будет же это прошение постоянным желанием в умах и сердцах всех нас, призванных сохранить и преумножить славное наследие великих славянских учителей – святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.
Андрей МЕЛЬКОВ


БЛАГОСЛОВЕННАЯ СЕМЬЯ

С 2016 года по решению Священного Синода 1 июня отмечается День общей памяти святых благоверных князей Димитрия Донского и Евфросинии (Евдокии) Московской.
Жизнь великокняжеской семьи протекала согласно евангельским законам. Необыкновенная любовь к Богу отличала обоих супругов с детства. Сам Господь через святителя Алексия благословил этот союз, основанный на христианских ценностях.
День памяти преподобной Евфросинии Московской отмечался 30 мая и 20 июля, а память святого благоверного великого князя Димитрия Донского совершалась 1 июня.
Теперь по решению Священного Синода это день общей памяти святых Димитрия Донского и Евфросинии (Евдокии) Московской, символа доброго супружества, чадородия и родительского счастья.

Благоверный князь

Великий князь Димитрий Донской родился в 1350 году в семье князя Иоанна Красного и княгини Александры. Оставшись в девять лет без отца, воспитывался под руководством святителя Алексия, митрополита Московского, которому много в этом содействовал преподобный Сергий Радонежский.
Благодаря своим наставникам благоверный князь Димитрий получил добрую привычку не начинать никакое дело без Божиего благословения. Воспитанный в глубокой вере, он жил, по словам летописца, «с Богом всё творящий и за Него борющийся».
Христианское благочестие князя Димитрия сочеталось с его талантом выдающегося государственного деятеля. Заняв в двенадцатилетнем возрасте великокняжеский престол, он посвятил себя делу объединения русских земель и освобождению Руси от татаро-монгольского ига. Князь-отрок постигал науку московской политики, заключавшуюся в сочетании силы и милосердия.
На протяжении всего своего великокняжеского правления ему приходилось вести войны с многочисленными врагами, как внешними, так и внутренними. Он рано понял, что общегосударственное дело возвышения Москвы невозможно без устроения собственного дома. Брак с Евдокией по прочности и надёжности можно сравнить со стенами Белокаменного Кремля, возведёнными князем Димитрием после пожара в Москве.
До конца своих дней он не прекращал общения с преподобным Сергием, прося его молиться за своё семейство. Весной 1389 года, почувствовав приближение смерти, Димитрий Иоаннович составил духовное завещание:
«Вы, дети мои, живите заодно, а матери своей слушайтесь во всем… Который сын не станет слушаться мати своей, на том не будет моего благословения… Вот я отхожу к Богу, и вас поручаю Богу и матери вашей: под страхом ея будьте всегда… Бойтесь Бога; бояр своих любите, будьте приветливы ко всем своим слугам. А вы, бояре… послужите княгине моей и чадом моим…».
В своей духовной князь Димитрий навсегда заповедал детям и потомству, чтобы после отца наследовал великокняжеский престол его старший сын, и таким образом установил новый порядок престолонаследия, не допускавший никаких споров и претензий со стороны братьев усопшего князя. Этому постановлению не только Москва, но и вся Россия навеки обязана укреплением единой самодержавной власти.
Перед самой кончиной великий князь пожелал своим родным, ближним, боярам и всей Руси: «Бог мира да будет с вами!» Глубокий смысл сокрыт в этих словах! Вся натрудившаяся, изболевшаяся за Родину душа великого святого князя вылилась в этом благочестивом благословении.
Готовясь к переходу в иной мир, благоверный Димитрий с большим трудом смог уговорить свою святую супругу не оставлять государственных обязанностей, не уходить в монастырь, как она того желала, а стать соправительницей их старшему сыну Василию. Разве могла любящая жена отказать умирающему мужу?
19 мая (1 июня по н.ст.) великий благоверный князь Димитрий Донской преставился на сороковом году жизни. Почитание князя как избранника Божия, начавшееся в Москве, позже стало повсеместным и закончилось, наконец, его прославлением в 1980 году. После Владимира Мономаха и благоверного князя Александра Невского никого так не любил и не чтил русский народ.
Похоронен святой Димитрий в Архангельском соборе рядом с гробницами его отца, деда и прадеда.

ПОД БЛАГОСЛОВЕНИЕМ

Самые тесные духовные узы связывали семью Димитрия Донского и Евфросинии Московской с великим светильником нашего Отечества – преподобным Сергием Радонежским.
Преподобный крестил двух сыновей князя Димитрия. Основы личной святости Димитрия и Евдокии были заложены трудами святителя Алексия, митрополита Московского, и преподобного Сергия.
Именно в благословении этих великих святых Земли Русской видится главная причина того, что союз этот без преувеличения можно назвать идеальным христианским браком. Под духовным руководством святых подвижников проходила вся жизнь великокняжеской четы. Наставления преподобного Сергия, ставшие сокровищницей духовной мудрости, безусловно, имели огромное влияние на воспитание княжеских детей.
После первой же встречи с преподобным Сергием благоверный князь Димитрий стал одним из верных и послушных учеников святого. Русские цари и великие князья шли потом в Троице-Сергиеву Лавру по пути, проложенному великим святым князем Димитрием.
При неусыпном попечении и отеческом руководстве святителя Алексия и преподобного Сергия стала постепенно объединяться Русская Земля, обессиленная раздорами удельных князей. Пусть и не сразу, но они подчинились власти московского князя, а в народе пробудилось сознание необходимости сплотиться воедино, дабы общими силами сбросить с себя ненавистное монголо-татарское иго.
Этой идеей народного единства глубоко проникся благоверный князь Димитрий, желающий освободить народ от тягостного ордынского ига. Постепенно он собрал вокруг себя князей, готовых поступиться ради спасения Отечества своей властью и славой.
В дни испытаний и войн, видя молитвенные подвиги своей княгини, весь народ вставал на соборную молитву, прося Бога о защите и покровительстве. И Господь не посрамил упований Своих чад, даровав в день Рождества Пресвятой Богородицы 8 (21) сентября 1380 года благочестивому русскому войску славную победу на Куликовом поле. Теперь все знали, что нет такого врага, которого невозможно было бы одолеть с помощью Божией.

благоволение и радость

Большую роль в созидании Российского государства сыграла и великая княгиня Евдокия (это имя означает благоволение). Она – настоящая православная христианка, молитвенница, верная и заботливая супруга, многодетная мать, правительница, строительница, благотворительница, помощница нуждающимся, «сестра милосердия». При жизни люди называли её матерью и хозяйкой Москвы, а после кончины – покровительницей.
Княгиня была дочерью Суздальского князя Димитрия Константиновича и его супруги Анны. Её отец долго оспаривал престол у юного князя Московского Димитрия, пока не выдал за него дочь и не стал его верным союзником. По благословению святителя Алексия 18 января 1366 года в Коломне торжественно совершили венчание и отпраздновали свадьбу. Скрепляя союз Московского и Суздальского княжеств, этот брак имел большое значение для судьбы Московского государства.
Больше всего на свете будущая святая Евфросиния хотела посвятить свою жизнь Богу. Но по воле Божией и по просьбе своего супруга великая княгиня стала правительницей.
Двадцать лет она управляла Московской Русью, отдавая детям и своему народу всю свою любовь и заботу. Только Господу известно, сколько слёз пролила она, моля Его о помощи. Но Богом ей было уготовано соединить подвиг гражданского служения своему Отечеству с монашеским подвигом.
Историки считают, что княгиня, горячо стремившаяся к святости и монашеской жизни, была ученицей игумена земли Русской.
До самой старости Евдокия сохранила одухотворенную красоту. Многие мужчины сватались к прекрасной вдове, однако она всем отказывала – в её сердце было место только для супруга Димитрия. Тщательно скрывала святая от мира свои подвиги молитвы и поста. Оскорбленные «женихи» и злые языки стали распускать слухи, порочащие Евдокию. Однажды смущённые дети пришли к матери с недоумёнными вопросами. Вместо ответа она показала им тяжелые вериги на исхудалом от поста теле, и сыновья смутились. Как могли они засомневаться в том, что она верна памяти мужа? После этого случая никто больше не смел очернять светлое имя Евдокии Московской.
Княгиня смогла осуществить свою давнюю мечту о монашестве лишь перед самой смертью. 17 мая 1407 г. она приняла постриг с именем Евфросиния, что означает «радость». И действительно, жизнь её стала великой радостью для всей Земли Русской. Ко Господу святая отошла 7 июля 1407 года.

Дети

Все супружеские пары мечтают о долгой и счастливой жизни. Поэтому многие молодожёны, иногда даже далекие от храма, едут из разных городов в Муром к святым мощам Петра и Февронии, чтобы испросить у них благословение на брак, ведь эта святая чета служит образцом супружеской любви и верности. Хотя «жили они счастливо и умерли в один день», нам мало что известно о детях в этой семье.
Историки считают, что у Димитрия и Евдокии было двенадцать детей, трое из которых умерли в младенчестве. Остальные чада радовали родителей своим прилежанием и усердием. Как звали трёх дочерей, летописи умалчивают. А вот имена сыновей история сохранила. Первенец Василий стал великим князем Московским. Звенигородский князь Юрий обустроил Саввино-Сторожевскую обитель в своём княжестве, также построил каменный Троицкий собор в монастыре преподобного Сергия. Других сыновей звали Петр, Андрей, Иван и Константин.
Святая Евдокия старалась привить детям любовь к Богу. С самого младенчества она носила их в храм, пела у колыбели святые молитвы, а когда они подрастали, сама объясняла им основы православной веры. Дети стали видимым подтверждением искренней любви и тёплых взаимоотношений своих родителей. Они воспитывались в особой ревности к делам благочестия.
Княгиня-строительница за годы своего правления основала и возвела колоссальное по тем временам количество храмов и монастырей в Москве и в других городах и селах Московского княжества.
После её смерти добрую традицию продолжили сыновья, князья Василий, Юрий, Андрей и другие Димитриевичи, построившие во славу Божию множество храмов и монастырей.
*****
Святые супруги и ныне являют нам пример любви, верности, благочестия и милосердия. Их постоянная забота о нуждающихся, больных, страждущих, вдовах, сиротах, престарелых, обездоленных погорельцах снискала всеобщую любовь народа, который видел в них своих помощников и заступников.
Святые благоверные Димитрие и Евдокие, молите Бога о нас!


 Дорогие наши батюшки

Картина Павла Рыженко

За тридцать пять лет жизни в Церкви у меня сохранилось немало воспоминаний. Некоторые эпизоды хотелось бы предложить читателю.
Лето 1964 года. Закончился очередной семестр, надвинулись экзамены. Для нас – студентов-медиков третьего курса – их успешная сдача была очень важна. Учился я хорошо, но экзамен по оперативной хирургии и топографической анатомии вызывал опасения. Оставался один день. Первую его половину я провёл в кафедральной анатомичке, вторую – в библиотеке.
По дороге до метро «Парк культуры» находилась красивая, нарядная церковь. И теперь какое-то незнакомое внутреннее чувство остановило меня у её ворот. Надпись гласила – «Храм святителя Николая в Хамовниках». Тогда я был неверующим и некрещёным. Кое-что читал, слышал о церковных обрядах и таинствах. Однако глубокие размышления о Боге меня не посещали.
Неожиданно пришла идея узнать, нет ли святого, который оказывает помощь студентам в сдаче экзаменов. В храме пусто, у свечной лавки тихо переговаривались пожилой священник и женщина в чёрном.
Подошёл, поздоровался: «У меня завтра трудный экзамен, вот хотел бы поставить свечу, а кому не знаю». Подошли с батюшкой к большой иконе: «А ведь ты по адресу пришёл. Наш храм святителя Николая Чудотворца, это его икона. Он скоропомощник, вот его проси!» Помедлив, я неуверенно прошептал: «Святой Николай, помоги сдать экзамен».
«Как тебя зовут? – спросил священник. – Тебе креститься надо, легче жить будет». «Спасибо, подумаю, – неуверенно ответил я. Батюшка сочувственно осенил меня крестным знамением. Может быть, он тогда помолился обо мне, иначе зачем спрашивать имя.
На следующий день профессор, славящийся своей въедливостью и педантизмом, по неизвестной причине отсутствовал. На экзамене я получил хорошую оценку. Это было моё первое обращение к Церкви. Получилось так, что над советом священника креститься я думал двадцать три года.
*****
Крестились мы вместе с женой 24 мая 1987 года в церкви Святого Пимена рядом с метро «Новослободская». Искали храм, где крещение совершалось с полным погружением. В крестильне собралось десять женщин и я. Мы стояли у стены в больших белых простынях. В центре на парапете возвышалась большая купель. Совершал крещение отец Михаил. После положенных молитв батюшка приказал женщинам отвернуться, а меня позвал к купели. Трижды своей могучей дланью он погружал меня в воду и, как мне показалось, даже удерживал некоторое время, так что я пытался вынырнуть. Когда подходил под благословение, отец Михаил, улыбнувшись, спросил: «Как, тёзка, восчувствовал?» «Ещё как восчувствовал! – ответил я. «Так иди и живи с Богом!»
Всю последующую жизнь по мере своих слабых возможностей стараюсь выполнять его наставление. У меня не было крёстного, и отец Михаил стал моим восприемником.
*****
Долгое время мы жили в Печатниках и были прихожанами Николо-Перервинского монастыря. Там со мной произошёл такой случай. В храм направили нового молодого священника – внимательного, заботливого, рассудительного.
Всё было хорошо, но с некоторых пор количество исповедующихся к отцу И. стало катастрофически уменьшаться. Поговаривали, что он уж очень строг, многих к причастию не допускает. Эту ситуацию заметил настоятель, и отец И. перестал служить, а только исповедовал.
Наступил праздник Рождества Христова. Храм переполнен, ко всем священникам вереницы на исповедь, а к отцу И. – никого! Я что-то сотворил, мне очень хотелось причаститься, поэтому стоял в очереди к другому священнику, удивительно доброму и мягкому. Очередь уже подходила, как вдруг чувство стыда овладело мной, и внутренний голос сурово упрекнул: «Прохиндейски хочешь причаститься, а что тебя ждёт потом, знаешь?» Минута раздумья, и я, опустив голову, иду к отцу И. Сразу признался в своих грехах и стал ждать приговора. О чудо! Батюшка исключительно заботливо, по-доброму стал увещевать меня. Я в сердцах признался, что не хотел к нему идти. Отец И. улыбнулся: «Не хотел, но ведь пришёл, так и в следующий раз приходи», – и допустил к причастию. Меня сразу же окружили исповедники: «Ну, как он?» «Как отец родной!» И сразу к молодому батюшке установилась очередь. Отец И. вскоре вновь стал служить, а я так постиг понятие «ложный стыд».
*****
В девяностые годы наш старший сын – студент юрфака – решил устроиться барменом в одном из столичных кафе. Времена были лихие, и такая подработка в злачном месте нас, родителей, перепугала. Сын не разубеждался, говорил, что деньги нужны семье. Подумав, я решил поехать в Ново-Спасский монастырь и со своей проблемой обратиться к нашему знакомому иеромонаху Макарию. Он выслушал, сказал, что работа для юноши опасная, с искушениями и идти туда никак нельзя. Пообещав помолиться за сына, отправил меня домой.
Вечером сын пошёл позвонить по телефону-автомату. Вернулся неожиданно быстро и, ни с кем не разговаривая, прошёл в свою комнату. Сказал, что будет спать. Завтра после института – первый выход на работу. Когда утром встретились, у него под обоими глазами фиолетовыми огнями горели два впечатляющих фингала. Понятно, что ни о какой работе и речи не будет.
Оказалось, что у телефонной будки на него без видимой причины напали два каких-то парня. Но мы-то эту причину знали!..
*****
В период воцерковления как-то вечером прочитал «Мытарства преподобной Феодоры». Тяжкие переживания овладели мной. Ночь почти не спал. Утром, оставив записку, направился на Ярославский вокзал. Я ехал в Загорск, ныне Сергиев Посад, в монастырь, чтобы попасть на приём к старцу и исповедаться за всю жизнь. Исповедь я продумал ночью.
К старцу не попал, но келейницы архимадрита Наума направили меня в Гефсиманский Черниговский скит, там должна состояться исповедь с последующим соборованием. Я об этом даже не мечтал. Исповедал иеромонах Борис (Храмцов), ныне почивший. Моей домашней заготовки оказалось недостаточно. Батюшка трижды отсылал меня вспоминать мои греховные эпизоды. В храме было холодно, но даже пиджак на спине стал мокрым. Было очень стыдно своей греховности. Состояние после исповеди удивительно! Испытал ощущение духовной прозрачности и внутренней чистоты, а физически тело парило, как будто скинул тяжеленный рюкзак после долгого подъёма в гору.
*****
Однажды исповедовался в Успенском Вышинском монастыре. У меня тогда уже созревало намерение полностью отказаться от алкоголя, и я попросил совета у иеромонаха Пимена. Предстоял отпуск в Касимовском районе, а вскоре – день рождения с соответствующим угощением. Отец Пимен ненадолго задумался и изрёк: «Скажи своим страждущим, что лютый отец Пимен запретил тебе пить и угощать кого-либо. А если кто будет настаивать, то пусть приезжает ко мне на Вышу за разрешением». Удивительно, но когда я приехал в Ермолово, никто словом не обмолвился о застолье.
*****
Как-то раз на работе мне удалось подготовиться к причастию, и я намеревался утром по дороге в Коломну причаститься в одном из придорожных храмов. Удачно припарковавшись, успел к началу службы. Исповедовался у батюшки, которого тоже звали Михаилом. Когда покаялся в своей излишней говорливости, отец Михаил сочувственно вздохнул: «Ты не представляешь, как я тебя понимаю! Меня матушка тоже ругает почём зря. Ведь так хочется поговорить, а дома одни молчуны. Давай мы будем друг за друга молиться, глядишь, с Божией помощью и исправимся!» Я помню о своём обещании, и мне кажется, что молитва отца Михаила тоже действует.
*****
Однажды мы с женой ехали со стороны Рязани. Время поджимало, поэтому решили, не доезжая до Коломны, причаститься в Щуровском храме. Народу было мало, написали записки, поставили свечи. Поинтересовался, когда будет исповедь. Оказалось, что она была вчера, но батюшку можно будет попросить, а он задерживается.
Пришёл священник, началась служба. Попросили алтарника передать батюшке, что есть два исповедника. Но батюшка так и не вышел к нам. Я стал беспокоиться. Открылись Царские врата, началось причастие. Остались мы с женой. Батюшка посмотрел на меня: «Михаил, подойди!» Я стоял в недоумении, откуда известно моё имя, я видел этого священника впервые. В замешательстве подошёл и сообщил, что не исповедался, но батюшка только спросил: «Ты каешься?» Я от всего сердца сказал, что каюсь.
Ощущение после причастия было необычайно радостным и светлым. До сих пор помню лицо этого батюшки. Смуглое, горбоносое, с очень вдумчивым, проницательным взглядом. Его звали отцом Николаем. К сожалению, он вскоре умер…
*****
Где-то лет десять назад очередная группа московских психиатров, в которую входили я и мой приятель Алексей, сдавали аттестационный экзамен. Я подтверждал высшую категорию, приятель намеревался повысить свою. Человек 50 находились перед кабинетом главного психиатра города. За дверью – внушительная комиссия.
Обстановка была нервозная. Люди, убелённые сединами, умудрённые жизненным и профессиональным опытом, вели себя, как студенты. И немудрено, ведь стоял вопрос о подтверждении или увеличении заработной платы, а то и её снижении. Обстановка совсем накалилась, когда у одного врача понизили категорию, а у другого не утвердили повышение.
Мой приятель, довольно тревожный человек, совсем разволновался и вдруг устремился к двери секретаря: «Нет, уж пусть лучше останусь с первой категорией, чем такой позор терпеть!» Я оттащил его от двери и стал успокаивать. Он никак не мог угомониться. На этом же этаже в одной из комнат располагалась больничная церковь. Меня осенило: «Лёха! Пойдём к иконе приложимся! Это наверняка!» Он засомневался, но сопротивляться не стал.
В церкви увидели священника. «Батюшка, можно к иконе перед экзаменом приложиться?» – спросил я. «Конечно, можно, даже нужно! – улыбнулся священник. – Вот икона Николая Чудотворца». Мы приложились и направились к двери. «Стойте, куда без благословения!» – остановил нас батюшка…
Едва мы вышли, как Алексея вызвали. Через две минуты он буквально вылетел из кабинета. Его изумлённые глаза то ли разошлись в разные стороны, то ли, наоборот, сошлись к переносице. «Ну, как?» – обступили его остальные страдальцы. «Спросили сколько мне лет и какой у меня стаж, а потом пожелали успеха в работе!» Я, кстати, тоже сдал экзамен благополучно.
*****
Одно время место моей работы находилось в районе метро «Выхино». Наступил какой-то церковный праздник, и после суточного дежурства я решил причаститься в Успенской церкви в Вешняках. На первом в двух приделах совершалась исповедь. Встал в левую очередь.
Батюшка был высокого роста, с окладистой седой бородой и зычным голосом. Во время исповеди он часто обращался к народу с нравоучениями, причём выглядело это так, как будто он комментировал принимаемую исповедь. Меня стали посещать сомнения – не пойти ли к другому. И как бы в подтверждение моих намерений батюшка громко объявил: «Если кто не намерен правду слушать, а хочет получить билет на причастие, пусть идёт туда, там батюшка добрый, а я – нет!»
У меня уже был опыт борьбы с ложным стыдом, и я остался. Приготовленное и продуманное исповедание передал в форме монолога. Помолчав, священник спросил: «Как часто причащаешься?» Я ответил, что два-три раза в месяц. Батюшка выпрямился, и началось… Это тоже был монолог, но звучал он обличительно, доступно для всех присутствующих.
«Вот есть некоторые, которые часто причащаются, каждое воскресенье ходят, а есть ли истинное покаяние – вряд ли! Слёзы? Куда там! Все вокруг виноваты! По уши погрязли в грехах: и блуд, и душегубство, и воровство – всё что хочешь!» Я поднял голову: «Батюшка, но я ведь в этих грехах не каялся». Священник тихо ответил: «Внимай молча». И уже опять громко: «Это я не только тебе, а всем говорю! Никто из мужчин не смотрел с вожделением на чужую женщину, и, наоборот – женщина на мужчину? А это не блуд! Никто из вас не ранил словом ближнего своего? А ведь это бывает хуже убийства! Никто никогда не брал чужое и не пользовался чужими трудами или идеями без спроса? А ведь это – воровство! Священник снова наклонился ко мне: «Согласен?» Я кивнул. После этой исповеди сделал для себя вывод – не встречать сопротивлением, даже внутренним, поучения священника, а уже потом обдумать, осмыслить и извлечь истину.
*****
Когда писал эти воспоминания, мне часто представлялась одна картина. Кто её автор и как она называется, не помню. На полотне изображён, скорее всего, священник. Он в рясе, в скуфье, с седой бородой. Сидит на низенькой скамейке, опустив голову, положив руки на колени. Что это? Глубокое раздумье, скорбь или просто усталость? Задумывались ли мы над тем, как тяжело и сложно служение священника?
Ежедневно воспринимать своим сознанием и сердцем потоки нашей греховности, безнравственности, скорби, обстояния. А ведь священник –человек, как правило, обременённый семьёй. Ему присущи такие же черты характера, как и каждому из нас. Но он не может дать реакцию гнева, раздражения, обиды или недовольства. Его удел – утешение, вразумление, нравоучение и совет, основанный на Законе Божием и своём духовном опыте.
Будем же благодарны нашим пастырям за их многотрудное служение. Люди, берегите наших батюшек!

Михаил СТРАХОВ


НИКоЛЬСКИЙ ХРАМ В ГОРКАХ

Никольский храм сегодня

Село Горки ныне находится на восточном рубеже Коломенского района. Ранее оно относилось к Егорьевскому уезду Рязанской губернии. В книге протоиерея Олега Пэнэжко «Храмы и монастыри Коломенского района» приведены интересные материалы об истории села и местного храма.
Великий князь Московский Иван Данилович Калита (ум. 1340) завещал Горки своему старшему сыну Симеону.
В переписных книгах за 1578 г. с. Горки на р. Цне указано как старая вотчина Мишулиных, во владении Ивана Фёдоровича Мишулина. В селе церковь Святителя Николая «да придел Ивана Предтечи, да архистратига Гавриила, да тёплый храм преподобного Дмитрия Прилуцкого».
В 1635 (1627) г. село «за Абросимом Алексеевым сыном Мишулиным».
По переписным книгам 1678 г., в Горках 2 крестьянских и один двор бобыльский. Село было вотчиной Прова Андреевича Ширина.
В начале XVIII в. с. Горки с церковью Никольской принадлежало стольнику Юрию Степановичу Нелединскому (ум. до 1755, с 1726 г. сенатор и действительный статский советник). В селе было 8 крестьянских дворов.
После Юрия Степановича Горки находились во владении его сына, действительного тайного советника Александра Юрьевича Нелединского-Мелецкого (1729-1804). Он служил в лейб-гвардии Семёновском полку, входил в ближайшее окружение Екатерины II, в 1768 г. пожалован в камергеры. В селе 16 дворов, 56 мужчин, 58 женщин. Пашни 237 десятин, сена 32, леса 119, всего 536 десятин, из них 130 десятин неудобной.
В 1778 г. А.Ю.Нелединский-Мелецкий продал Горки с деревнями жене генерал-поручика Ивана Фёдоровича Медема Агафье Ивановне. По сведениям четвертой ревизии 1782 г., в с. Горки было 53 мужчины и 49 женщин. В конце XVIII в. имением владели сыновья Ивана Фёдоровича – Фёдор и Николай. В 1800 г. между братьями состоялся полюбовный раздел имения – старшему сыну Фёдору Ивановичу (р. 1777) досталось с. Горки, а Николаю (род. 1779) – д. Поповская, которую он вскоре продал штабс-капитану Николаю Никитину. Николай Иванович Медем вышел в отставку в 1801 г. и уехал в Михайловский уезд, где у него было более 90 душ крепостных в сельце Алёшине. В Горках жил Фёдор Иванович Медем с женой Екатериной Яковлевной, урождённой Басаргиной. За ними в селе в 1811 г. было 184 души. По сведениям 9-й ревизии 1850 г., в Горках проживало многочисленное семейство Медемов: за Александром Фёдоровичем было 24 крестьянина и 2 дворовых; за девицей Александрой Фёдоровной – 29 крестьян и 2 дворовых; за Яковом Фёдоровичем – 21 крестьянин и 6 дворовых; за поручиком Иваном Фёдоровичем – 25 крестьян и 7 дворовых; за штабс-капитаном Фёдором Фёдоровичем – 22 крестьянина и 1 дворовый; за губернской секретаршей Александрой Семёновной вместе с её отцом Семёном Фёдоровичем было 23 крестьянина и 5 дворовых. Всего в Горках числилось 167 душ мужского пола. В начале XX в. здесь жил титулярный советник Семён Фёдорович Медем, у него была обширная усадьба, 33 десятины земли, мельница, винная лавка, его дочь Александра Семёновна была начальницей женской гимназии в Егорьевске. Его племянник Яков Яковлевич Медем был товарищем предводителя уездного дворянства, председателем уездного сельскохозяйственного общества, непременным заседателем земской землеустроительной комиссии, имел в Горках 33 десятины.
В 1773 г. построена деревянная церковь святителя Николая с приделами Скорбящей иконы Божией Матери и Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. По местному преданию, иконостас в церкви – из Успенского собора в Московском Кремле: когда Аристотель Фиораванти построил новый собор, то иконостас из старого был передан в Коломенский собор. После упразднения Коломенской епископской кафедры иконостас из собора за ветхостью перевезён будто бы в с. Горки, в пожертвование бедному приходу. Особо почитаемы в храме Тихвинская и Иверская иконы Божией Матери.
На деньги фабриканта Н.М.Бардыгина была построена церковноприходская школа. Она была освящена 19 ноября 1896 г. Ученик школы так описал это событие: «К молебну прибыли: протоиерей Ал. Светлов и попечитель школы Н.М.Бардыгин. …Мы отправлись в церковь за иконами, а оттуда с крестным ходом, при звоне колоколов, отправились в школу. Начался молебен… были речи протоиерея Ал. Светлова; в которой он ясно изложил значение школы… и что её устраивает досточтимый попечитель Н.М.Бардыгин… велел ученикам благодарить его и молиться за него Богу… Диаконом было произнесено многолетие Государю, Государыне, Матери Государя, Наследнику и попечителю школы Бардыгину. Горковская школа была преобразована из второклассной в двуклассную. Школу теперь трудно узнать: благодаря надстройке она выросла вдвое и представляет собой красивое двухэтажное здание, которое не затерялось бы и среди городской постройки. Внешняя красота здания соответствует и его внутреннему благоустройству; все комнаты чистые, светлые, высокие и просторные. Нижний этаж, где прежде помещалась двухклассная школа, построен был на средства потомственного почетного гражданина Егорьевска Никифора Михайловича Бардыгина: надстройка второго этажа была произведена им же (стоило около 3000 руб.) при пособии от казны в 1270 р. Всех учащихся в школе около 100 человек, на учительском курсе – 5 мальчиков. С ними на первых порах их учительской подготовки случилось школьное несчастье: сознание того, что они не простые ученики школы, а готовятся сами в учителя, очень возвысило их в их собственных глазах, что и не замедлило отразиться в их детски-горделивом отношении с младшими. Но тут их самолюбию был понесен удар: учитель, заметив такое с их стороны отношение к младшим, заставил последних прослушивать их урок – мера подействовала, и будущим учителям пришлось сократиться. Кстати об учащих в школе. Во главе с заведующим учителя Горковской школы представляют из себя дружную семью, с любовию отдавшуюся на служение народному образованию. Кроме прямых обязанностей, каждый из них взял на себя внешкольный труд: заведующий со старшим учителем ведут народные чтения, средний учитель руководит хором, младший – обучает детей переплетному мастерству, девочки, обучающиеся в первом классе, занимаются рукоделием под руководством г-жи М.С. де-Медем: каждый несет свою посильную лепту на общее благо. И все здесь делается с общаго согласия».
В 1910-11 гг. по проекту Ивана Тимофеевича Барютина (1868-1928) возводился каменный Никольский храм на средства егорьевского купца 1-й гильдии, потомственного почётного гражданина Михаила Никифоровича Бардыгина (1864 — не ранее 1923), при деятельном участии настоятеля храма о.Сергия Рождествина. Михаил Никифорович Бардыгин был директором распорядителем торгово-промышленных товариществ «Н.М.Бардыгина наследники» и «П.Малютина наследники» (Раменская мануфактура), имел чин действительного статского советника, был членом совета Московского Биржевого банка, членом совета Московского Купеческого банка и одним из учредителей Московского банка, депутатом 3-й Государственной думы. Он получил образование в Московском лицее цесаревича Николая, которое окончил с золотой медалью. В 1890 г. М.Н.Бардыгин стал почётным мировым судьёй в Егорьевске. В 1886 г. он женился на дочери московского купца Глафире Васильевне Постниковой. В семье Бардыгиных было пятеро детей: Никифор (род. 1887), Евгения (род. 1890), Василий (род. 1892), Елизавета (род. 1894), Мария (род. 1896). После революции фабрики Бардыгиных были национализированы. Михаил Никифорович работал консультантом в ВСНХ РСФСР, семья Бардыгиных эмигрировала.
Кроме главного Никольского, в храме были устроены приделы иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. На хорах устроен четвёртый алтарь, освящённый во имя святых, имена которых носили строитель храма с супругой (Михаил Никифорович и Глафира Васильевна Бардыгины) и местный священник с супругой (о.Сергий Рождествин и матушка Серафима), – преподобного Сергия Радонежского, Архангела Михаила и святых мучениц Глафиры и Серафимы.
Освящение главного престола было совершено 8 мая (ст.ст.) 1911 г. епископом Рязанским и Зарайским Никодимом. Пели архиерейский и местный хоры. После освящения и литургии в здании местной школы состоялся торжественный обед.
При новом храме было устроено хранилище древних вещей из бывшего храма: например, там были колокол, отлитый в княжение великого князя Василия Ивановича, «в лето от сотворения мира 7038», оловянная дарохранительница, жестяные венцы и др. Торжество описано в «Рязанских епархиальных ведомостях», в заметке местного учителя П.Орфенова.
И после освящения М.Н.Бардыгин поддерживал здание храма в образцовом порядке. В 1914 г. он выделил 696 руб. 56 коп. на окраску куполов и крыши церкви и 465 руб. 55 коп. на ремонт второклассной школы при ней.
В «Рязанских епархиальных ведомостях» в 1914 г. опубликована заметка «Сбор в с. Горках, Егорьевского уезда, в пользу семейств призванных на войну». В ней говорится: «По окончании праздничных служб 8 сентября 1914 г. был совершён в с. Горках местным причтом крестный ход и отслужено вблизи храма молебствие о даровании победы Русскому воинству; после обычных многолетий священник обратился к молящимся с горячим призывом помочь семействам ушедших на войну кормильцев. После этого, по мысли о. заведующего школою второклассною, учениками вместе со школьною корпорациею учителей была устроена манифестация. Взяв портрет Государя Императора и с огромными флагами: русскими – трёх государственных цветов и новым штандартом, а также флагами союзных государств, ученики выстроились посреди села и пропели «Боже, Царя храни», после чего прокричали «ура». Ходившие тут же с кружками сборщики продавали флажки, каковых тысяча пожертвована попечителем школы М.Н.Бардыгиным на предмет продажи для устроенного сбора. Богомольцы охотно раскупали флажки, платя серебром, редко медью; все старались купить себе по флажку каждого союзного государства, не исключая и своего родного, и украшали свою одежду и головной убор прицепленными флажками. Из села вся толпа, с красиво развевающимися флагами в руках нёсших их учеников и с портретом Государя впереди, двинулась к фабрике М.Н.Бардыгина, лежащей в 2-х верстах от Горок, и ещё за 2 версты – в самое имение попечителя школы. По пути в деревне, на фабрике и в имении манифестанты останавливались, пели народный гимн и кричали могучее «ура»; сборщики же предлагали флажки; попечитель и вся его семья вышли встретить желанных гостей и тут же украсили себя флажками, опуская в кружки свои жертвы. С криками «ура» двинулись все обратно и по дороге, встретив крестьян, шедших с праздника из соседнего села, подошли к ним, и тут сборщики получили лепту. По деревням прихода, отстоявшим далее на 5-6 верст от села, ходили с кружками особые сборщики, и в этот же день, когда всё собранное за день было подсчитано, то оказалось, что с прежде собранными Попечительным комитетом 140 рублями получилось 500 рублей. Цифра – почтенная для села. Были в числе опущенных в кружку две сотенных бумажки. Нетрудно догадаться, кто их опустил. Тот же наш щедрый благотворитель обещал тысячу рублей на нужды семейств, призванных на войну».
В 1915 г. на средства М.Н.Бардыгина в храме были покрашены купола и крыша церкви и колокольни.
Последний настоятель Никольского храма Александр Рождествин родился в 1898 г. в Горках в семье священника Сергия Рождествина. Был арестован 5 октября 1937 г. по ложному обвинению в принадлежности «к церковно-кулацкой группировке и распространению террористических настроений» и расстрелян 21 октября 1937 г. на Бутовском полигоне под Москвой. В 1959 г. реабилитирован.
Храм был закрыт в 1936 г. Здание использовали под склад минеральных удобрений и клуб. Позже к церкви был пристроен магазин.
В 1994 г. разорённый храм возвратили верующим, началось его восстановление.


 ВОЗРОДИМ СВЯТЫНЮ!

Храм Воскресения Словущего у Соборной площади в Коломенском кремле имеет древнюю историю. 18 января 1366 года в нём венчались святой благоверный князь Димитрий Донской и святая княгиня Евдокия (в иночестве Евфросиния) Московская. В то время Воскресенский храм был домовой церковью великокняжеской резиденции в Коломне. Здесь находились древние образы «Воскресение – Сошествие во ад» XIV века и «Троица» XV века, ныне хранящиеся в Третьяковской галерее, в ризнице было большое собрание рукописей.
В настоящее время храм возрождается. В нём уже совершаются богослужения, но, к сожалению, пока не восстановлена самая большая утрата церкви – разрушенная в 1929 году колокольня.
Своё пожертвование на восстановление храма Воскресения Словущего вы можете передать в Успенский собор или в Тихвинскую церковь.
Бог Вам в помощь!


ПРАВОСЛАВНЫЙ КРОССВОРД
«СВЯТИТЕЛЬ НИКОЛАЙ»
По горизонтали:
2. Египетский город, в котором учился юный святитель Николай.
4 . Город в Ликии, епископом которого был святитель Николай.
10. Итальянский город, в котором находятся мощи святителя Николая.
11. Город и район в турецкой провинции Анталья, раньше называвшийся Мира.
12. Российская императрица, во второй половине XIII в. отменившая общецерковное празднование Рождества святителя Николая.
13. Богиня плодородия в древнегреческой мифологии, храм которой, согласно преданию, был разрушен по молитвам святителя Николая.
15. Римский император, к правлению которого относят начальный период деятельности святителя Николая в качестве священнослужителя.
16. Образом, образцом чего назван в тропаре святитель Николай?
17. Как называется святой, который, подобно святителю Николаю, особенно прославился даром чудотворения и заступничества в ответ на молитву к нему?
19. Начальствующий епископ, священноначальник, которым был святитель Николай.
20. Святейший Патриарх, благословивший в 2004 г. возобновить по желанию настоятелей храмов и прихожан празднование Рождества святителя Николая.
22. В чём с детских лет преуспел святитель Николай?
26. Чем святитель Николай помог трём девушкам?
28. Город в Московской области, в котором в 1998 г. был установлен первый в России памятник святителю Николаю.
29. Область на юге Малой Азии, где около 345 г. отошел ко Господу святитель Николай.
30. Далекая от Италии страна, в которой в конце XI в. был установлен праздник в честь перенесения мощей святителя Николая.
По вертикали:
1. Событие, связанное с еретиком Арием, которое ставят под сомнение церковные историки и описание которого отсутствует в ранних житиях святого.
3. Святой, в храм которого 9 мая 1087 г. торжественно перенесли мощи святителя Николая.
5. Город, в котором находится Морской Никольский собор – последний и самый крупный из морских соборов Российской империи.
6. Как нередко называют святителя Николая в народе?
7. Событие, которое Русская Православная Церковь вспоминает 19 декабря – на «Николу зимнего».
8. Высшая степень низшего клирика, в которую в юные годы был поставлен святитель Николай.
9. Еретик, оппонент святителя Николая на Первом Вселенском Соборе (325 г.).
10. Чем после смерти своих родителей занимался святитель Николай, унаследовавший состояние?
14. Связанное со святителем Николаем малоизвестное событие, которое Русская Православная Церковь вспоминает 11 августа.
17. День седмичного богослужебного круга, в который чествуется память святителя Николая.
18. Страна, в состав которой сегодня входит родина святителя Николая.
21. Римский император, к правлению которого относят епископство святителя Николая в Мире.
22. Часть богослужебного облачения, изображаемая на иконах «Никола зимний» и отсутствующая на иконах «Николы вешнего» (летнего).
23. Правилом, мерилом чего назван в тропаре святитель Николай?
24. Занятие, за которым чаще всего можно было застать юного святителя Николая.
25. Этим веществом был переполнен саркофаг с мощами святителя, когда его вскрыли итальянские купцы.
27. Кем приходился святителю Николаю епископ Николай Патарский?

ОТВЕТЫ
на кроссворд в №4
По горизонтали:
4. семь 5. Марфа 6. Фома 9. Ирод 10. Вифания 13. кулич 14. Голгофа 15. хитон 16. Иаир 18. Пилат 21. Великий 22. Эммаус 23. лук 25. разбойник 27. синедрион 28. Адам 29. Каиафа 31. Лазарь 32. Иосиф 33. Иуда.
По вертикали:
1. Петр 2. творог 3. Мария 5. Магдалина 7. ангел 8. причащения 9. Иерусалим 11. 12. Кипр 17. пещера 18. Пасха 19. мироносицы 20. Назарет 23. Лобное 24. тридцать 25. Радоница 26. два 29. крест 30. три.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *