Февраль 2019 №2

Сретение Господне – Всемирный День православной молодёжи
высшая свобода– быть чадом Божиим

В преддверии Всемирного Дня православной  молодёжи  публикуем статью автора, размышляющего о современном юном поколении и православной вере.
На протяжении последних десятилетий мы всё чаще слышим о какой-то катастрофе вселенского масштаба в России. Одичание нравов, забвение ценностей, падение морали и нравственности – этими и более зловещими эпитетами характеризуется состояние современной молодёжи. Какою-то беспросветностью веет от этих слов и приводимых примеров. Вместе с тем видишь множество думающих, ищущих вечного молодых глаз, которые резко контрастируют с потухшими взорами старшего поколения, такого правильного и рассудительного. Кто же прав в этом извечном споре?
Постараемся понять реальное положение дел в этой сфере. Что находят в Церкви наши юноши и девушки? Что может дать им религиозное мироощущение?  Как вера отражается в их мыслях и поступках?
Понятно, что не всегда можно судить молодёжь по результатам опросов, анкетировать всё, сводить к цифрам. И говоря о стремлениях, ценностях, целях, не следует забывать, что современные молодые люди очень разные, но постараюсь выявить основные тенденции нашего общества.
Итак, какое место религия занимает в сердцах современной молодёжи? Достаточно простой вопрос, на который бывает неожиданно сложно ответить. Казалось бы, самый распространённый ответ молодого: «Я верю в Бога, но не хожу в церковь». Или: «Бог есть, но Он у меня свой, в душе». Но не всё так просто. Согласно неоднократным опросам, вера в Бога стабильно входит в первую десятку базовых ценностей современного молодого человека.
Для многих людей старшего возраста это стало даже открытием. Оказывается, молодёжь признает ценности религиозного мировоззрения. Даже те, которые заявляли о своей атеистической позиции, отмечали, что Церковь не может нести ничего плохого и её нравственные идеалы полезны обществу.
Можно возразить, что для многих россиян вера в Бога трансформировалась в другие понятия, не идентичные религиозным, а лишь отражающие крах советской идеологии (вера в «высший разум», «нравственный закон» и т.д.). Но такое мировоззрение более характерно для старшего поколения, молодёжь же, даже не принадлежа к определённой конфессии, понимает религию именно как глубоко личные взаимоотношения с Богом.
Не так давно социологическим факультетом МГУ было проведено исследование «Русская Православная Церковь и молодёжь». Оно затронуло 26 регионов России, все семь федеральных округов. Было опрошено около 1500 молодых людей в возрасте от 15 до 30 лет, то есть сельские и городские жители, школьники, студенты и работающая молодёжь.
84% опрошенных сказали, что они хорошо относятся к вере и 63% – что они верующие (были опрошены не только православные молодые люди, ведь Россия – многоконфессиональная страна). И только 15% заявили, что они атеисты. О своем хорошем отношении к Православной Церкви сказали 83,2% опрошенных. Можно говорить о серьёзном изменении духовной атмосферы в стране, в целом Россия прощается с атеизмом, всё более он становится достоянием прошлого.
Есть мнение, что Православие сегодня навязывается молодёжи. Был задан вопрос, что есть для молодых людей Православие – нечто внешнее или часть их собственной жизни. Так вот, 81% опрошенных ответили, что среди их друзей и родных есть православные, 71% – что в России большинство православных. «Я – православный» заявили 56,6% опрошенных. 64% молодых людей ответили: «Православие не даёт опуститься, оно спасает, духовно поддерживает». Также важной была информация, как молодой человек пришёл к Православию. 19% верующих ответили: «Это вера моего народа», 24,4% сказали: «Это вера моей семьи», а 19% – «Это мой личный выбор». Эта неоднородная мотивация свидетельствует об обдуманном личном решении молодых, обращающихся к православной вере.
Исходя из этих цифр, считаю, нельзя говорить о каком-то всеобщем отупении и одичании молодёжи. Одно из главных свойств молодости – искренность, и именно поэтому молодой человек часто попадает в ситуацию, когда он искренне верит, что те или иные приманки, предлагаемые миром, и есть часть его свободы. Но именно искренность – та связь, которая существует между молодёжным восприятием жизни и Православием.
Действительно, жизнь в Православии выводит человека на более высокий и ответственный уровень отношения в первую очередь к самому себе – человек становится честным сначала перед самим собой, даже не потому, что он принимает какие-то нравственные нормы – не убей, не укради (для этого необязательно быть религиозным), а потому, что он уже не боится той неизвестности, которая окружает человека нецерковного. Молодой человек по-другому начинает воспринимать «суть вещей», и многие явления современности предстают в совершенно ином, вечном свете. Даже так ценимая в молодости свобода превращается в свободу Божественной любви, в которой человек и был создан Творцом.
Именно высшую свободу быть чадом Божиим Церковь предлагает каждому молодому человеку для жизни в этом мире. Но что же дальше? Чего можно достичь в Церкви посредством свободы?
С одной стороны, немного – пребывание в Церкви не гарантия силы или успеха в этом мире. В отличие от рекламы, Церковь не гарантирует «максимального эффекта за минимальное время без трудозатрат», молодому человеку самому предлагается преодолевать трудности именно потому, что он свободная личность. Эта борьба прежде всего с самим собой мобилизует, человек больше не расслабляется, он будет находиться в постоянном напряжении – правильно ли я делаю, поступаю, и, что самое главное, какие последствия для него и для окружающих повлечёт за собой его поступок. То есть, в первую очередь Церковь предлагает ответственность даже не в социальном или гражданском смысле, но гораздо выше – перед собой и Богом. Человек в Церкви получает настоящую, божественную правду, настоящую любовь, настоящее, не имеющее аналогов в материальном мире общение. Как следствие – молодой человек получает гораздо больше уверенности и устойчивости в мире, поскольку для него нет загадок и неясности там, где они остаются для человека нецерковного. Парадоксально, но человек, будучи в постоянном напряжении, успокаивается в Церкви, поскольку от него никто не сможет отобрать того настоящего, что он здесь обрёл.
Иногда можно услышать, что религия – удел слабых людей, незащищённых, не могущих постоять за себя и поэтому прибегающих к кому-то ТАМ. Вовсе нет. Для того, чтобы обуздать свою дурную самость, своё эгоистичное «я», поставив Бога в центр своей жизни, нужно стать человеком большой духовной силы. Поэтому сознательно избранный религиозный образ жизни есть выбор сильных людей. Религия – дело сильного человека.
Не думаю, что стоит говорить о каком-то особом развращении молодёжи. Гораздо больше следует спрашивать с солидных взрослых, приготовивших своими действиями или бездействием молодым такой опасный, недружественный человеку мир. По моим наблюдениям, в религиозном отношении современные молодые люди даже более искренни и честны, чем их родители и деды, которые, быть может, забыли, какими были в двадцать лет.
Протоиерей Георгий Курасов


 Рождество Христово в Коломне

8 января митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий возглавил празднование Рождества Христова в Коломне.

День начался с Божественной литургии в Тихвинском храме на Соборной площади Коломенского кремля. Владыке митрополиту сослужили епископы Видновский Тихон, Серпуховский Роман, Зарайский Константин, Луховицкий Петр, а также секретарь Московского епархиального управления протоиерей Михаил Егоров, благочинные и духовенство Московской епархии. За Литургией молились заместитель министра образования Московской области Н.А.Киселева, глава Коломенского городского округа Д.Ю.Лебедев, настоятельница Свято-Троицкого Ново-Голутвина женского монастыря игумения Ксения (Зайцева), настоятельница Успенского Брусенского женского монастыря игумения Екатерина (Варфоломеева), ректор Государственного социально-гуманитарного университета профессор А.Б.Мазуров, многочисленные гости и прихожане. Богослужебные песнопения исполняли хор Коломенской духовной семинарии, хор Свято-Троицкого Ново-Голутвина женского монастыря, хор Успенского кафедрального собора и детский хор «Дарование».
Владыка митрополит совершил священническую хиротонию студента третьего курса Коломенской духовной семинарии диакона Даниила Гутова. После заамвонной молитвы было совершено славление перед иконой Рождества Христова.
Владыку митрополита приветствовал епископ Луховицкий Петр.
Затем с архипастырским словом к духовенству и молящимся обратился митрополит Ювеналий.
– …В этот день мы вспоминаем великое событие – Рождество Христово, которого веками чаяли праотцы и отцы, жившие верой в пришествие Спасителя мира. Для нас назидательно, как описывается в Евангелии событие пришествия Христа в мир: Он родился не в царских палатах, не в богатстве, а в убогой вифлеемской пещере. И когда мы порой ропщем на то, что нам чего-то недостаёт, будем помнить, что Христос испытал все неустройства этого мира и ещё Младенцем вынужден был со своей Пречистой Матерью скрываться от Ирода в Египте. Вся жизнь Спасителя и Его проповедь сопровождались трудностями: когда Ему задавались искушающие вопросы, когда Его окружала ненависть, а потом Он был распят на кресте, – и всё это ради нас, ради нашего спасения. Но теперь Господь, научивший нас и терпению, и смирению, даёт нам силы преодолевать все испытания.
Будем всегда помнить, что нам уготовано Царство Небесное, вечная жизнь со Христом, и чтобы быть достойными её, мы должны перенести, взирая на великого Крестоносца Христа, любые испытания и выйти духовными победителями, как это сделали новомученики и исповедники Церкви Русской.
По окончании богослужения в архиерейском доме Ново-Голутвина монастыря состоялся праздничный приём. А в конькобежном центре «Коломна» прошла Рождественская ёлка. На ней владыка Ювеналий приветствовал юных коломенцев и вручил главе Коломенского городского округа Д.Ю.Лебедеву Благодарственную грамоту Московской епархии.


В ДЕНЬ ВЕНЧАНИЯ СВЯТЫХ ДИМИТРИЯ И ЕВДОКИИ

31 января, в день венчания святых Димитрия Донского и Евдокии (в иночестве Евфросинии) Московской, в храме Воскресения Словущего состоялась праздничная служба с участием паломников из Москвы: клириков и прихожан столичного храма святой Евфросинии Московской.
В этот день в Воскресенскую церковь была привезена чудотворная икона святой Евфросинии из одноимённого московского храма. Этот образ, украшенный многочисленными привесами благодарных верующих, содержит также частицу мощей святой подвижницы и часть её монашеского пояса.
Божественную литургию совершили почетный настоятель Успенского собора Коломны протоиерей Николай Качанкин, настоятель Евфросиниевского храма иеромонах Клавдиан (Сафонов), клирики коломенского и московского храмов.
По окончании литургии совершили молебен святым Димитрию Донскому и Евфросинии Московской – покровителям христианского брака. Все участники богослужения получили на молитвенную память образки – копии чудотворной иконы благоверной княгини.
После трапезы паломников пригласили на экскурсию по святым местам Коломенского кремля.


ВОЗРОДИМ СВЯТЫНЮ!

Храм Воскресения Словущего у Соборной площади в Коломенском кремле имеет древнюю историю. 18 января 1366 года в нём венчались святой благоверный князь Димитрий Донской и святая княгиня Евдокия (в иночестве Евфросиния) Московская. В то время Воскресенский храм был домовой церковью великокняжеской резиденции в Коломне. Здесь находились древние образы «Воскресение – Сошествие во ад» XIV века и «Троица» XV века, ныне хранящиеся в Третьяковской галерее, в ризнице было большое собрание рукописей.
В настоящее время храм возрождается. В нём уже совершаются богослужения, но, к сожалению, пока не восстановлена самая большая утрата церкви – разрушенная в 1929 году колокольня.
Своё пожертвование на восстановление храма Воскресения Словущего вы можете передать в Успенский собор или в Тихвинскую церковь (Соборная площадь).
Бог Вам в помощь!


К 210-летию Н.В.Гоголя

Живая душа

Основное свойство русской классики – быть современной во все времена.
Н.В.Гоголь остро ощущал свою нерасторжимую связь с Родиной, предчувствовал заповеданную ему высокую миссию. Он благословил русскую литературу на служение идеалам добра, красоты и правды. Все отечественные писатели, по известному выражению, вышли из гоголевской «Шинели», но никто из них не решился сказать подобно Гоголю: «Русь! Чего же ты хочешь от меня? Какая непостижимая связь таится между нами? Что глядишь ты так, и зачем всё, что ни есть в тебе, обратило на меня полные ожидания очи?..»
Писатель был воодушевлён идеей патриотического и гражданского служения: «Назначение человека – служить, – повторял автор «Ревизора» и «Мёртвых душ». – И вся наша жизнь есть служба». «Писатель, если только он одарён творческою силою создавать собственные образы, воспитайся прежде всего как человек и гражданин земли своей…»
Размышляя о Церкви, о православном и католическом духовенстве, Гоголь замечал: «Римско-католические попы именно от того сделались дурными, что чересчур сделались светскими». Православные же священники призваны избегать тлетворного светского влияния и – напротив – оказывать душеспасительное воздействие на мирян через самоотверженное проповедническое служение Слову Истины: «Духовенству нашему указаны законные и точные границы в его соприкосновениях со светом и людьми. <…> У духовенства нашего два законных поприща, на которых оно с нами встречается: Исповедь и Проповедь. На этих двух поприщах, из которых первое бывает только раз или два в год, а второе может быть всякое воскресение, можно сделать очень много. И если только священник, видя многое дурное в людях, умел до времени молчать о нём и долго соображать в себе самом, как ему сказать таким образом, чтобы всякое слово дошло прямо до сердца, то он уже скажет об этом так сильно на исповеди и проповеди <…> Он должен со Спасителя брать пример».
Творчество самого Гоголя имеет исповедальный характер, носит учительную направленность, звучит как художественно-публицистическая проповедь. Пророческие предвидения об общественно-духовном кризисе и путях выхода из него стали нравственным ориентиром не только для следующего поколения русских классиков, но и проливают свет на эпоху сегодняшнюю, звучат на удивление современно: «Я почувствовал презренную слабость моего характера, моё подлое равнодушие, бессилие любви моей, а потому и услышал болезненный упрёк себе во всём, что ни есть в России. Но высшая сила меня подняла: проступков нет неисправимых, и те пустынные пространства, нанесшие тоску мне на душу, меня восторгли великим простором своего пространства, широким поприщем для дел. От души было произнесено это обращение к Руси: «В тебе ли не быть богатырю, когда есть место, где развернуться ему?..» В России теперь на каждом шагу можно сделаться богатырём. Всякое звание и место требуют богатырства. Каждый из нас опозорил до того святыню своего звания и места (все места святы), что нужно богатырских сил, чтобы вознести их на законную высоту».
Важно, чтобы мы всей душой осознали свою причастность всеобщему делу возрождения России, усовершенствования жизни, а для этого – учит Гоголь – необходимо осуществление простого правила, чтобы каждый честно выполнял своё дело на своём месте: «Пусть каждый возьмёт в руки <…> по метле! И вымели бы всю улицу». Эти строки из «Ревизора» неоднократно цитировал Н.С.Лесков, и нам не мешает вспоминать их чаще.
В «апокрифическом рассказе о Гоголе» «Путимец» Лесков вложил в уста героя рассказа – молодого Гоголя – заветную мысль о способности русских людей к быстрому нравственному возрождению: «А мне всё-таки то дорого, что им всё дурное в себе преодолеть и исправить ничего не стоит; мне любо и дорого, что они как умственно, так и нравственно могут возрастать столь быстро, как никто иной на свете <…> я ценю, я очень ценю! Я люблю, кто способен на такие святые порывы, и скорблю о тех, кто их не ценит и не любит!»
Велико было внимание Гоголя к тайнам бытия, разделённого на уделы света и мрака. Борьба с чёртом, с силами зла – постоянная гоголевская тема. Писатель ощущал действенность этих сил и призывал не бояться их, не поддаваться, противостоять им. В письме к С.Т.Аксакову 16 мая 1844 года Гоголь предлагал использовать в борьбе с «нашим общим приятелем» простое, но радикальное средство в духе кузнеца Вакулы, отхлеставшего напоследок чёрта хворостиной, в повести «Ночь перед Рождеством»: «Вы эту скотину бейте по морде и не смущайтесь ничем. Он – точно мелкий чиновник, забравшийся в город будто бы на следствие. Пыль запустит всем, распечёт, раскричится. Стоит только немножко струсить и податься назад – тут-то он и пойдёт храбриться. А как только наступишь на него, он и хвост подожмёт. Мы сами делаем из него великана, а на самом деле он чёрт знает что. Пословица не бывает даром, а пословица говорит: “Хвалился чёрт всем миром овладеть, а Бог ему и над свиньёй не дал власти”». Мысль о бессилии нечистой силы перед лицом твёрдого духом и стойкого в вере человека – одна из любимых у Гоголя – восходит к древнерусской житийной традиции. В «Повести временных лет» говорится: «Бог один знает помышления человеческие. Бесы же не знают ничего, ибо немощны они и скверны видом».
В то же время посрамление и одоление чёрта даётся совсем не просто, что и показывает Гоголь в «Вечерах на хуторе близ Диканьки». Так, кузнец Вакула – религиозный художник – изобразил («намалевал») на стене храма побеждённого им беса. Высмеять зло, выставить его напоказ в комическом и уродливом виде – значит почти победить его. Однако в финале повести есть намёк на несмягчаемую силу чертовщины. В образе плачущего ребёнка воплощается тема страха перед нечистью. При виде изображения чёрта в аду дитя, «удерживая слезёнки, косилось на картину и жалось к груди матери». Гоголь даёт понять, что демонические силы можно унизить, высмеять, спародировать, но, чтобы окончательно победить «врага рода человеческого», нужны радикальные средства иного порядка – противоположно направленная, высшая Божья сила.
Писатель обращался к исследованию глубин человеческой природы. В его произведениях – не просто помещики и чиновники; это типы общенационального и общечеловеческого масштаба – сродни героям Гомера и Шекспира. Русский классик формулирует законы национальной жизни и целого мира. Вот один из его выводов: «Чем знатнее, чем выше класс, тем он глупее. Это вечная истина!»
Болея душой за судьбу Руси, Гоголь, согласно его глубоко лирическому, одухотворённому признанию, дерзнул «вызвать наружу всё, что ежеминутно перед очами и чего не зрят равнодушные очи, – всю страшную, потрясающую тину мелочей, опутавших нашу жизнь, всю глубину холодных, раздробленных, повседневных характеров, которыми кишит наша земная, подчас горькая и скучная дорога». Для этого «много нужно глубины душевной, дабы озарить картину, взятую из презренной жизни, и возвести её в перл создания». Эти творческие жемчужины – несомненно, из духовной, Божественной сокровищницы Творца.
Гениальные гоголевские типы оживают и воплощаются постоянно. В.Г.Белинский справедливо размышлял: «Каждый из нас, какой бы он ни был хороший человек, если вникнет в себя с тем беспристрастием, с каким вникает в других, – то непременно найдёт в себе, в большей или меньшей степени, многие из элементов многих героев Гоголя». Именно – «каждый из нас». «Не все ли мы после юности, так или иначе, ведём одну из жизней гоголевских героев? – риторически вопрошал А.И.Герцен. – Один остаётся при маниловской тупой мечтательности, другой буйствует a la Nosdreff, третий – Плюшкин и проч.».
Путешествуя в пространстве и во времени, приспосабливаясь к нему, гоголевские персонажи по-прежнему вполне узнаваемы и в современной жизни – продолжают оставаться жидоморами-чичиковыми, собакевичами, «дубинноголовыми» коробочками, петрушками, селифанами, «кувшинными рылами», ляпкиными-тяпкиными, городничими, держимордами и др. В современной коррумпированной, продажной чиновничьей среде, как в гоголевских «Мёртвых душах», по-прежнему «мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет. Все христопродавцы».
Хлестаков в «Ревизоре» – это уже не просто нарицательный тип, а всепроникающее явление. «Этот пустой человек и ничтожный характер заключает в себе собрание многих тех качеств, которые водятся и не за ничтожными людьми, – объяснял Гоголь в своём «Предуведомлении для тех, которые хотели бы сыграть, как следует “Ревизора”» – <…> Редко кто им не будет хоть раз в жизни». Не случайно Хлестаков кричит оцепеневшим от подобострастного ужаса чиновникам: «Я везде, везде!».
Открыв всеобъемлющую фантасмагорию хлестаковщины, Гоголь приходил к суду и над самим собой. Относительно своей книги «Выбранные места из переписки с друзьями» (1846) он писал В.А.Жуковскому: «Я размахнулся в моей книге таким Хлестаковым, что не имею духу заглянуть в неё… Право, во мне есть что-то хлестаковское». В апреле 1847 года в письме к А.О.Россет писатель каялся: «Я должен Вам признаться, что доныне горю от стыда, вспоминая, как заносчиво выразился во многих местах, почти а la Хлестаков». И в то же время Гоголь признавался: «Я не любил никогда моих дурных качеств… взявши дурное свойство моё, я преследовал его в другом званье и на другом поприще, старался себе изобразить его как смертельного врага…»
Мысль о Божественной сущности слова была основополагающей для Гоголя. Писатель обострённо ощущал священную сущность слова: «чувствовал чутьём всей души моей, что оно должно быть свято». Это привёло его к ос­новным убеждениям: «Опасно шутить писателю со словом»; «Чем истины выше, тем нужно быть осторожнее с ними»; «Обращаться с словом нужно честно. Оно есть высший подарок Бога человеку». Эти афористически выраженные христианские писательские убеждения определили смысл главы IV «О том, что такое слово» «Выбранных мест из переписки с друзьями» и пафос этой книги в целом: «Слово гнило да не исходит из уст ваших! Если это следует применить ко всем нам без изъятия, то во сколько крат более оно должно быть применено к тем, у которых поприще – слово, и которым определено говорить о прекрасном и возвышенном. Беда, если о предметах святых и возвышенных станет раздаваться гнилое слово; пусть уже лучше раздаётся гни­лое слово о гнилых предметах».
Как никогда актуальны гоголевские мысли об особой ответственности всех, кто наделён этим Божественным даром: со словом надо обращаться трепетно, бесконечно бережно, честно.
Незадолго до смерти – после посещения Оптиной Пустыни – писатель изменился и внешне, и внутренне. По свидетельству А.К.Толстого, Гоголь «был очень скуп на слова и всё, что ни говорил, говорил как человек, у которого неотступно пребывала в голове мысль, что “с словом надо обращаться честно”… По его собственному признанию, он стал “умнее” и испытывал раскаяние за “гнилые слова”, срывавшиеся с уст его и выходившие из-под пера под влиянием “дымного надмения человеческой гордости” – желания пощеголять красным словцом.
Монах Оптиной Пустыни отец Порфирий, с которым был дружен Гоголь, в письме убеждал его: «Пишите, пишите и пишите для пользы соотечественников, для славы России и не уподобляйтесь оному ленивому рабу, скрывшему свой талант, оставивши его без приобретения, да не услышите в себе гласа: ленивый и лукавый раб».
Писатель много молился, виня и себя самого в духовном несовершенстве. «Помолюсь, да укрепится душа и со­берутся силы, и с Богом за дело», – писал он накануне паломнической поездки по святым местам.
Учиняя строжайший суд над самим собой, предъявляя себе высочайшие духовно-нравственные требования, Гоголь являлся поистине титанической и трагической личностью и готов был пройти своим многотрудным путём до конца.
После его смерти И.С.Тургенев писал И.С.Аксакову: «…Скажу вам без преувеличения: с тех пор, как я себя помню, ничего не произвело на меня такого впечатления, как смерть Гоголя… Эта страшная смерть – историческое событие, понятное не сразу: это тайна, тяжёлая, грозная тайна – надо стараться её разгадать, но ничего отрадного не найдёт в ней тот, кто её разгадает… все мы в этом согласны. Трагическая судьба России отражается на тех из русских, кои ближе других стоят к её недрам, – ни одному человеку, самому сильному духу не выдержать в себе борьбу целого народа, и Гоголь погиб!»
Главное – он сумел пробудить в нас «сознание о нас самих». По справедливому суждению Н.Г.Чернышевского, Гоголь «сказал нам, кто мы таковы, чего недостаёт нам, к чему должны стремиться, чего гнушаться и что любить».
В предсмертных записях Гоголь оставил «пасхальный» завет воскрешения «мёртвых душ»: «Будьте не мёртвые, а живые души. Нет другой двери, кроме указанной Иисусом Христом, и всяк прелазай иначе есть тать и разбойник».
Непреходящими остаются православные идеи христианского писателя о духовном возрождении России, воскрешении «мёртвых душ».
Полная ожиданий и надежд Россия и сегодня всё так же обращается к своему великому сыну в поисках правды о себе самой. И недалеко уже то время, которое виделось Гоголю, «когда иным ключом грозная вьюга вдохновенья подымется из облечённой в святый ужас и блистанье главы и почуют в смущённом трепете величавый гром других речей…»
А.А.Новикова-Строганова,
доктор филологических наук, профессор,
член Союза писателей России


«И в этот вечер Младенец Вечный в сердца горящие спешит!»

Эти слова «Рождественского ноктюрна» приветствовали своей удивительной музыкальной лиричностью гостей концерта «Свет Рождества» в ДК «Цементник» в святочный вечер 11 января. И действительно, только в «распахнутые настежь» сердца прольётся тихий спасительный свет Рождественского чуда Боговоплощения.
Концертная программа вновь помогла ощутить, что Рождество Христово – «праздник жизни и добра». Звучали прекрасные рождественские и духовно-нравственные песни: «Баллада о трех сыновьях» (исп. Ева Троницкая), «Рождественская звездочка» (исп. София Коденцова), «Будь со мной, святая вера» (исп. детско-юношеский хор «Голоса Коломны»); нестареющая зажигательная отечественная классика: «Калинка-малинка» (исп. Герман Федченко, концертмейстер А.М.Цвиклинская); забавные детские песни о «Бедном ёжике» (младшие воспитанники Центра «Дарование», хормейстер Е.Березина) и о «Зимней сказке» природы (исп. Дарья Смирнова). Состоялась премьера замечательной песни «Аллилуя» о благодарности Богу за каждый прожитый день (исп. Г.Федченко, Е.Троницкая, Карина Трофимова в сопровождении аккомпанемента гитары Федора Федченко).
Изящно и грациозно смотрелись хореографические композиции «Аве Мария» и «Галоп амуров» из балета «Дон-Кихот» балетной студии «Арабеск» ДК «Тепловозостроителей» (рук. Р.В.Логачева). Совсем юные участники ансамбля театра танца «Анитра» ДК «Цементник» (рук. А.Рыбакова) и солистка балетной студии «Грация» ДК «Коломна» София Минаева открывали концерт «Танцем снежинок».
Не обойтись на Святках без родных мелодий: народный коллектив «Ансамбль русской песни «Родина»» ДК пос. Лесной (рук. Ю.Чванова, концертмейстер Д.Туляков) исполнил русскую народную песню «Вечер, вечер, матушка» и «Матушка Россия».
Красочные слайды и видеофрагменты помогали полнее воспринять смысл и настроение исполняемых произведений. Детей порадовал мультфильм о событиях Христова Рождества, в котором как будто оживали русские иконы и звучал тропарь праздника.
Полный зал гостей ДК «Цементник» активно поддерживал юных артистов – лауреатов областных, всероссийских и международных конкурсов –заслуженными аплодисментами. Дети и взрослые, выступавшие на сцене, рады были поделиться своим творчеством и своим ощущением светлого праздника – всё это в совокупности создавало добрую, открытую атмосферу единения и общения сердец людей, не безразличных к событиям вифлеемской ночи.
Значимо и важно прозвучало заключительное слово благочинного церквей г. Коломны и коломенского округа епископа Луховицкого Петра. Он тепло поздравил всех с Днём Христова Рождества и поблагодарил артистов за прекрасный концерт.
Концерт «Свет Рождества» в ДК «Цементник» (директор В.В.Беркетов) вот уже третий год подряд проводит АНО «Центр развития культуры и искусств «Дарование»» (директор Н.Ф.Мосийчук, руководитель проекта и ведущая концертной программы И.Н.Ильина). На концерте присутствовал заместитель главы Коломенского городского округа Павел Николаевич Родин. В этом году большую поддержку в организации праздничного концерта оказало коломенское благочиние и лично владыка Петр. Надеемся, что и в будущем такое плодотворное сотрудничество принесёт благие плоды.
С.ФЕДЧЕНКО


МАТУШКА ВАРВАРА

KONICA MINOLTA DIGITAL CAMERA

15 февраля исполняется 30 лет с начала возрождения церковной жизни в Коломне. И все эти три десятилетия посвятила служению Церкви и Господу церковница Успенского собора Варвара Ивановна Юшина.
Матушка была в числе тех, кто добивался возвращения коломенских храмов и монастырей верующим и неустанно трудился над их восстановлением.
Главная черта её характера – неравнодушие. Варвара Ивановна всегда готова помочь, поддержать, утешить, потрудиться для Церкви и ближних.
Во все дни, пока хватало сил, матушка пребывала в храме Божием и помогала, чем могла. Но несколько месяцев назад тяжёлый недуг приковал её к постели. Просим всех помолиться о здравии, исцелении и спасении рабы Божией тяжкоболящей Варвары!


ОКНО В ИСТОРИЮ

На Святках, 16 января, в коломенском культурном центре «Лига» состоялось совещание, на котором присутствовали архитекторы, художники, специалисты по истории и культуре Коломны. Обсуждалась судьба обнаруженного недавно фундамента Александровской часовни на Житной площади.
Выстроенная в 1860-х годах часовня была разрушена большевиками в начале 1920-х. Когда во время нынешней реконструкции Житной площади (которая сегодня носит странное название «2-х революций») обнаружилось основание святыни, возник вопрос: что с ним делать.
И вот, в мае прошлого года Коломна неожиданно выиграла областной конкурс по благоустройству и получила солидный грант. Была высказана замечательная идея: не закапывать фундамент, а накрыть его стеклянным куполом!
Московские архитекторы дали несколько предложений по реализации этого проекта. Слишком помпезные варианты были отвергнуты. И на нынешнем собрании рассматривался уже компромиссный проект. Фундамент накрывается плоским стеклянным покровом, без лишних отвлекающих деталей.
Не обошлось без споров. Отдельными участниками высказывалось мнение, что «народ не поймёт», что надо либо восстанавливать памятник в прежнем виде, либо вовсе отказаться от гранта.
Вряд ли можно согласиться с такой точкой зрения. Во-первых, народ не только поймёт, но, вне всякого сомнения, заинтересуется необычным арт-объектом. Приём археологического «окна в Историю» уже успешно опробован и в Московском Кремле, и в Казани. А вот для Подмосковья такой проект уникален. Вряд ли коломенец или турист равнодушно пройдёт мимо, не заглянув в удивительное «окно».
Во-вторых, консервация и показ фундамента вовсе не противоречит идее воссоздания часовни! Напротив, его открытие вызовет естественный интерес и будет способствовать возрождению памятника. Дорогостоящее строительство сегодня вряд ли по силам области и уж тем более – городу. Но заново обретённый фундамент неизбежно будет влиять на совесть людей, на их чувство Истории. А значит, появятся и благотворители, способные пожертвовать на строительство.
Только не нужно ограничиваться лишь одним «куполом». Об этом говорили, в частности, Галина Матвеева и протоиерей Игорь Бычков. Сохранилось немало фотографий часовни св. Александра Невского, на которых памятник виден во всей красе. Их непременно нужно задействовать при оформлении проекта.
Если всё пойдёт, как задумано, то уже к концу нынешнего года мы увидим на Житной площади сооружение, которое полностью изменит наше восприятие старинного архитектурного ансамбля. Откроется новая страница коломенской летописи. Откроется Окно в Историю!

Роман СЛАВАЦКИЙ


от Коломны до Чёрного моря

– На машине на Чёрное море, не в сезон, в твои-то годы, да это просто безумие! – возмущались наши друзья. Но мы с женой ответили им словами И.Бродского:
Приехать к морю не в сезон,
Помимо материальных выгод,
Имеет тот ещё резон,
Что это временный, но выход
За скобки года…

Уникальный храм в Гусь-Железном

Тридцать лет мы не видели «синих далей», никаких препятствий перед нами не стояло, мы были свободны. Получив благословение у батюшки и совет выключить телефоны и забыть обо всём, 6 ноября мы тронулись в путь. Предстояло в целом преодолеть около трёх тысяч вёрст неизвестной дороги. Необходимо было заехать в наш дом под Касимовом, поэтому путешествие начали по Егорьевскому шоссе. Я старался ехать быстро – мы хотели догнать лето. По дороге вели путевые заметки, которые и хочу предложить читателю.
Подъезжая к селу Жабки, уже издалека видишь удивительно большой по отношению к барабану купол Никольской церкви. Потемневшая медь покрытия красиво украшена золотыми звёздами, что даже без солнечного освещения впечатляет. Это место для меня особенно дорого, потому что, согласно семейному преданию, Жабки, прилегающие деревни Антипино и Алёшино принадлежали моему прапрадеду барону Тизенгаузену.
Шёл дождь, машин было мало, и довольно быстро мы доехали до деревни Анемнясево в Рязанской области. Здесь в 1864 году в бедной многодетной крестьянской семье родилась Матрона Григорьевна Белякова – блаженная Матрона Анемнясевская, прославленная в 2000 году. В детские годы она перенесла оспу и ослепла, а после жестокого избиения матерью утратила возможность передвигаться и расти. До самой своей кончины она лежала в маленьком ящике. Голос у неё был звонким и чистым, лицо светлым и ласковым. С детских лет потянулась она ко Господу, постилась, причащалась, знала наизусть много молитв и песнопений. Смиренно переносила обиды и грубость со стороны близких. По её молитвам произошло много исцелений, она помогала страждущим, наставляла, обличала в грехах, утешала…
Заключённый в лагере врач Сергей Никитин узнал о грозящем ему увеличении тюремного срока на 15 лет. Медсестра родом из Рязанской области, видя его сокрушение, подсказала: «Обратитесь к Матронушке, она у нас многих вымаливала, сила ей молитвенная от Бога дана. Прямо и попросите: «В беде я, Матронушка, помоги!» Чудо свершилось. Через полгода Никитин приехал к Матронушке. Она его узнала и предугадала его жизненный путь. Сергей стал епископом Калужским и Боровским Стефаном. В 1935 году Матронушку арестовали по заявлению партийных активистов – «своей святостью мешает коллективизации». Было возбуждено дело о «калеке». Матронушку заключили в Бутырскую тюрьму. Там она продолжала молиться и петь псалмы. Начальство из-за «морального разложения среди заключённых» перевело Матронушку в дом инвалидов во Владыкино, где она и упокоилась в 1936 году. Могила её неизвестна.
В Анемнясеве построены на народные средства часовня и храм в честь святой. Описано несколько случаев, когда Матронушка помогла рождению ребёнка у бездетных. Сюда часто приезжают семьи с этой проблемой, даже оставляют записки о молитвенной помощи, а другие, наоборот, –благодарности за свершившееся благодеяние. Мы тоже оставили записку Матронушке с просьбой помолиться о нашем благополучии.
Следующей святыней Касимовской земли стал величественный Троицкий собор посёлка Гусь-Железный. Высота храма 55 м, колокольни – 70. Храм может вместить 1200 человек. Сочетает редкий стиль псевдоготики с элементами классицизма и барокко. Строительство велось в 1802-68 гг. по заказу металлургического магната А.Баташова. Сейчас храм реставрируется, служба проходит на первом этаже. Здесь находится чтимая икона блаженной Матроны, написанная и подаренная иконописцем храма Христа Спасителя.
Уже в глубоких сумерках проехали Сасово. На выезде из города заметили памятник из белого камня и рядом с ним ажурный поклонный крест с куполами. Оказалось, что монумент посвящён Э.Хемингуэю. Прохожие рассказали, что кубинские курсанты Сасовского авиационного училища на свои средства создали этот памятник. Он единственный в России. Поклонный крест установлен администрацией. В связи с тем, что престольный праздник города посвящён Казанской иконе Божией Матери, надпись на кресте гласит: «Пресвятая Богородица, храни град сей».
В Тамбов въехали поздно ночью. Осмотр начали утром. Город меня поразил. Я не был здесь 50 лет. Сейчас это современный город с красивыми неординарными административными и жилыми постройками, с широкой проезжей частью, обилием просторных скверов, прекрасно иллюминирован ночью. Своеобразие архитектурной планировки заключается в сохранении на переднем плане старинных отреставрированных построек, за ними скромно высятся современные здания и особняки. К строительству и благоустройству города причастны: Пётр I, Екатерина II, Г.Р.Державин. Украшение Соборной площади – Спасо-Преображенский собор. Храм с богатой историей. Освящён в год победы над французами (1812).
С историей храма связана жизнь первого Тамбовского епископа Питирима. Он привёз с собой список иконы Божией Матери, именуемой Ильинско-Черниговской. Впоследствии она стала именоваться Тамбовской и прославилась многими чудесными исцелениями. В годы революции икона бесследно исчезла. В соборе находится список образа и покоятся мощи святителя Питирима, причисленного к лику святых. На Соборной площади установлен памятник святителю.
Площадь примыкает к берегу реки Цны. Там, над святым источником, открытым святителем Питиримом, установлена часовня его имени. Неподалёку воздвигнут памятник императору Николаю II. Всё это вместе составляет удивительный историко-архитектурный ансамбль.
Поражает звонница Казанского мужского монастыря. Она, полностью разрушенная в безбожные времена, была восстановлена в 2011 году. Колокольня высотой 106 метров видна из любой точки города, а ночью тем более, т.к. все ярусы её подсвечены.
Следующий этап у нас был длительный, до самого пункта назначения. Погода стояла тёплая и солнечная. Началось Черноземье. По обе стороны дороги были бескрайние распаханные поля, доходившие прямо до трассы. Оказалось, что зона отчуждения вспахивалась для борьбы с «хрущёвским наследием» – борщевиком.
В Краснодаре рабочие по благоустройству поливали цветущие розы. Тридцатикилометровый серпантин от Джубги до места назначения мы преодолели уже ночью. Чувствовалось, что море рядом, но в темноте ничего не было видно. Нас встречали.
Ольгинка. Этот посёлок, а много раньше станица Ольгинская, названная по имени великой княгини Ольги – жены наместника Кавказа, великого князя Михаила Николаевича. Посёлок находится в бухте Чёрного моря и окружён со всех сторон горами, поросшими лесом, сохранившим листья. Море здесь чудное. Заходят быстрые и весёлые дельфины, унылые бакланы сидят на шестах сетей, около галечного берега плавают нырки. На правом берегу бухты под горой стоит пятиметровый белый православный крест, а неподалёку такими же белыми буквами выложена надпись «Русское море». Мы догнали лето: ласковое солнце, голубое небо, синее море. Цвели розы, везде – олеандры и юкка.

Храм в Ольгинке

Рядом с трассой в центре Ольгинки – белый с золотом храм. Он даже среди гор кажется высоким. Посвящён равноапостольной княгине Ольге. Пять золотых глав, белоснежные стены, цветные витражи окон на фоне зелёных гор и синего неба. Храм очень красив и вызывает чувство радости и благоговения. Он построен на средства русского, украинца и армянина по благословению митрополита Кубанского и Екатеринодарского Исидора. Имена благоустроителей сохранены на памятной золочёной доске. Рядом – имена простых строителей храма. На службе мы обратили внимание на большое количество мужчин в возрасте от 30 до 50 лет. Внутренняя отделка великолепна. Бежевый мрамор, золотой, белый и голубой цвета гармонично сочетаются. Много Богородичных икон, храмовый образ святой Ольги, иконы блаженной Матроны, святителя Луки Крымского, святого Иоанна Русского. По храму никто, даже дети, не ходит, пение благозвучно, соблюдается одноголосие с характерным южным распевом. Запомнилась проникновенная служба и внимательное, тёплое отношение к людям протоиерея Иоанна. Так мы на три недели стали прихожанами Ольгинского храма…
*****
Начались проливные дожди, затем резко похолодало. На обратном пути 7 декабря, когда въехали в Краснодар, шёл снег. Ранее город назывался Екатеринодаром. Екатерина II подарила казакам земли по правому берегу Кубани, где в последующем был основан город, названный по имени императрицы.
Кафедральный Свято-Екатерининский собор поражает своими размерами, великолепием и величественностью. Он построен из красного кирпича, и жители называют его «Красным». Заложен в 1900 году, освящён в 1914-м. Собор пятиглавый, с семью приделами. Главный купол покрыт сусальным золотом. Звонница с 9 колоколами, «Благовест» весит 1,5 тонны. Храм вмещает 4000 человек. Службы не было, но в церкви людно. Внутреннее оформление благоговейно восхищает. Приглушенно, но на весь храм читается псалтырь. Три раза в неделю поются акафисты: блаженной Матроне; мученику Вонифатию; святым Петру и Февронии Муромским. Почитаемые святыни: частицы мощей великомучениц Екатерины и Варвары, святого Иакова, мученика Вонифатия, рака с мощами священномученика Александра Флегинского, зверски убитого большевиками в 1919 г.
Казанский образ Божией Матери увешан многочисленными золотыми дарами прихожан. Икона Всех Святых была похищена немецким офицером во время войны и недавно возвращена его родственниками из Германии. Образ святого Иоанна Русского – дар из Греции. Любопытно, что улицы, прилегающие к храму, имеют современные и дореволюционные названия и таблички «курение запрещено». На Соборной площади установлен памятник Екатерине Великой со скипетром и державой. Внизу – скульптуры князя Потёмкина-Таврического, трёх атаманов Черноморского казачества и кобзаря с бандурой. К нашему удивлению, несмотря на снег, у подножия памятника лежали живые цветы.
После Краснодара остановились в станице Новотитаровской у моего старинного друга. Они с женой в 60-летнем возрасте, после наших уговоров, венчались в Москве и теперь – прихожане храма апостола Андрея Первозванного. Нам удалось в нём причаститься. Настоятель о. Владимир рассказал, что храм построен на средства прихожан. Почитаемые иконы –апостола Андрея, блаженной Матроны Московской, блаженной Ксении Петербургской. Получили благословение и – в путь.
Следующий город – Ростов-на-Дону. Соборная площадь необычна. Рядом с храмом находится шумный многоязычный рынок. Кафедральный собор Рождества Богородицы закрыт на реставрацию. Он белый, с пятью золотыми куполами, напоминает храм Христа Спасителя. Архитектор – К.А.Тон. В 1937 году на территории собора власти разместили зоопарк. В колокольне, расположенной рядом, – часовня святителя Николая. В ней находится подарок Патриарха Пимена – мощевик с частицами мощей праведной Анны, Лазаря Четырёхдневного, апостола Андрея Первозванного, многих апостолов и святых. Перед собором на площади – памятник святителю Димитрию Ростовскому, покровителю города со времён образования старинной крепости.
Попрощались с Ростовом, впереди нас ждал Воронеж.
Мы сразу же проехали на Соборную площадь города. У Благовещенского кафедрального собора давняя и трагическая история. Он претерпел разрушение, поругание и обновленческий период в годы большевистского лихолетья. Во время войны был полностью разрушен. Воссоздание началось в 1998 году, а завершилось в 2009-м.
В лучах солнца собор белоснежен, величественен и устремлён вверх. Его высота – 97 метров. Крест высотой 12 метров, главный колокол весит 6 тонн. Внутри собора очень красиво и богато, всё в золоте, замечательные росписи. Необычный, красиво украшенный резьбой и лазуритом иконостас. Мы приложились к святыням: мощам святителя Митрофана Воронежского; святителя Тихона Задонского; священномученика Петра архиепископа Воронежского. Очень почитаем Руденский образ Божией Матери, подаренный собору Святейшим Патриархом Кириллом в 2011 году. Перед храмом установлен восьмиметровый бронзовый памятник святителю Митрофану. У монумента встретили группу туристов, оказалось – земляки из Луховиц.
Оставался последний этап до дома. Мелькали указатели: Белогорье, Задонск, река Непрядва, где-то неподалёку – поле Куликово.
Глубокой ночью мы остановились у подъезда своего дома и с облегчением вздохнули. 3150 километров были позади. Много красивых и замечательных мест мы видели, но нет ближе и родней своей Коломенской земли.

Михаил Страхов


Слово пастыря

СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ

Вероятно, многие из вас видели новогоднюю аллегорическую картинку: дряхлый старец уходит куда-то, оглядываясь на жизнерадостного, смеющегося малютку, который появился на месте его и как бы прогнал, вытеснил его. Это Новый Год сменяет старый Год – это тот самый момент, когда часы бьют двенадцать, когда люди торопливо и как бы нехотя оглядываясь назад, спешат в манящее, загадочное будущее, желая друг другу нового счастья… Прошлое обветшало, задергивается завесою забвения, – будущее манит и улыбается… Я для того напоминаю вам это полуночное настроение и эту аллегорическую картину, чтобы затем обратить ваше внимание на икону Сретения Господня, которой мы поклоняемся сегодня… Эта икона не аллегорическая или иносказательная картина, – она изображает историческое событие из жизни Христа, но это событие имеет такой глубокий, таинственный смысл, что нам необходимо настроиться на полуночный лад, разбудить в себе ночное сознание, чтобы лучше почувствовать и осознать смысл этого Сретения… Ведь вы, конечно, знаете, что если наша душа бодрствует в ночной тиши, то она сосредотачивается, она живет более чутко и напряженно, она гораздо способнее воспринимать все таинственное, чем днем, когда сознание притупляется от множества внешних впечатлений и рассеивается.
Так вот – если вам понятен немудреный смысл новогодней аллегорической картины и памятно ваше настроение при встрече Нового года, то, может быть, и теперь при взгляде на икону Сретения вы поймете, о чем можно говорить и думать в нынешний день. Недаром святой евангелист Лука повествует так подробно о старце Симеоне, о том, как он встретил и принял в свои объятия Богомладенца Христа. Ведь это не случайная встреча … Вероятно, многие встречали на улицах Иерусалима руконосимого младенца Иисуса, но однако только один   Симеон принял Его в объятия и оказался Богоприимцем. Может быть, вам знакома глубоко верная мысль, что не общество или среда определяют и характеризуют личность гения, высокоодаренного человека, но, наоборот, сама личность гения характеризует, определяет общество и даже влияет на него. Вы знаете, что историческая жизнь, собственно, создается не народами, не толпой, но лучшими сынами из народа, гениями – героями, которые творят историю и обнаруживают в своем творчестве, в своих подвигах насколько велик, могуч, жизнеспособен и духовен народ, породивший своего гения. Если мы перенесемся в область чисто духовной культуры, в область истории религии, то, конечно, мы скажем, что в этой области тоже есть гении, что эти гении наиболее ценны для человечества, потому что их гениальность называется святостью, потому что только в их подвигах отдельные люди и целые народы видят и сознают идеальную высоту своего человеческого и национального назначения. Вот и старец Симеон… Это не простой религиозный еврей, это религиозный гений, муж праведный и благочестивый, в нем Дух Святый, он святой и потому – пророчествует вдохновенно.
Ветхозаветная праведность – эта духовная культура еврейского народа – дожила до Христа, мало того, она породила целый ряд религиозных гениев: это Мария – Богоматерь, Симеон – Богоприимец, Иоанн Предтеча и другие… Но среди них именно Симеон является олицетворением всего Ветхого Завета. Богоматерь рождена Ветхим Заветом, но с Нее уже начинается Новый Завет, Креститель Иоанн рожден в Ветхом Завете, но он имел особое назначение – готовить путь Завету Новому; но старец Симеон – весь в Ветхом Завете, он только дожил до Христа, чтобы увидеть Его, явить Ему свою святую веру и заключить Его в свои объятия, он не может жить дольше и молится Христу: «Ныне отпущаеши раба твоего, Владыко…» и уходит в вечность, – а с ним уходят и Ветхий Завет, и Закон. «Конец закона – Христос. Ветхозаветное человечество и, в частности   народ еврейский, завершило свой духовный путь Бого-приимства в лице Симеона, своего, можно сказать, типичного представителя. Сретение Господне – это момент встречи и разлуки двух Заветов – Ветхого и Нового. Так было в Иерусалиме 1918 лет тому назад, так явил себя национальный гений народа еврейского, и как бы ни была велика бездна его падения в дальнейшей истории, апостол предсказал, что остаток народа Божия спасется.
Было и ещё Сретение Господне. В 988 году крестилась Русь, приняв Христа в объятия своего сердца. И крепко держала Русь Христа в своих объятиях, и дивные святые просияли во всей русской земле. Крепла и величалась Россия и потому, что жива была в ней ее душа – Святая Русь. И радовались русские люди в простоте сердца, что жива в них христианская душа, и верили лучшие из них, что Христос есть самая сущность   жизни русского народа, и нельзя было не верить, когда на нас постоянно смотрели ласковые лики преподобных Антония и Феодосия, Сергия и Серафима, и многих других святых наших, когда постоянно чувствовалась в народе живая связь с их подвигами, с их святыми мощами и жилищами. Но вот настали лютые времена. Темные силы ополчились на нашу несчастную родину и устами злых и чуждых нам людей опоганили, осквернили душу народную, сатанинской ложью омрачили народный разум – и вот хотят, наконец, вырвать Христа из объятий народа Богоносца.
Священномученик Василий Надеждин
1918 г.


ТАЙНЫ БЛАГОДАТНОГО СУПРУЖЕСТВА

Так называется книга известного московского пастыря – протоиерея Артемия Владимирова. Публикуем фрагмент этого произведения.
К священнику часто подходят с просьбой о помощи и совете касательно выбора спутника или спутницы жизни. Попробуем сформулировать некоторые советы жениху касательно будущей невесты.
Первый совет: не обольщайся миловидностью избранницы твоей, но стремись познать само устроение её души. Как часто современные девушки напоминают собой бездушных кукол, теряют в погоне за модой личную неповторимость, индивидуальность. Каждая создаёт себе имидж и словно смеется над дарованной ей красотой, замазывает морковкой щёки, удлиняет на полтора сантиметра ресницы, делая их волоокими, махровыми, тушь с них просто капает вниз, над глазом синеет, как будто кто-то фингал поставил, под глазом зелёное – новая стадия синяка, зелёное переходит в жёлтое. Такие девушки теряют естественность, простоту, природную красоту, лицо становится нордическим, мрачноватым, столь естественный ореол невинности отступает.
Не обольщайся кажущейся миловидностью – если в сердце не будет добрых качеств, эта красота скоро может стать демонической. Красота телесная дана нам Богом для того, чтобы быть прообразом благообразия самой души: если так прекрасно тело, какова же душа?
Ещё один совет жениху – в образе пословицы: ищи жену не в хороводе, а в огороде. Как это понимать? На пути в дискотеку настоящие невесты не валяются! А сегодня знакомства совершаются именно в таких местах, местах увеселения. Ищи жену не в хороводе, а в огороде, потому что праздность, умение весело проводить время, быть «душой общества» – это вовсе не основание для супружеской жизни.
Напротив, если вы, проходя по садово-ягодным участкам, вдруг видите: земля этаким фонтанчиком вздымается…  Что такое? – Девушка-золушка выпалывает сорняки, а сзади – морковки на глазах вырастают по мере того, как она двигается вперёд. Умение трудиться говорит о благих душевных качествах вашей избранницы. Если душа стремится лишь к неге, к праздности, то она, безусловно, как вьюн, обовьёт ствол супруга и будет высасывать из него все соки.
То же самое можно приложить и к жениху. Обладает ли он такими качествами, как усидчивость, прилежание, умеет ли он созидать, умеет ли он трудиться или же ему суждено остаться пустоцветом, который сдуру решил заработать большие деньги: заложил машину, квартиру, взял кредит двадцать тысяч долларов, купил бананы во Вьетнаме, а потом, благодаря тому что рейсовое сообщение налажено было плохо, получил бананы с месячным опозданием… Я встречал таких мам, которые милостью сыночков своих закладывали все оставшееся у них имение, выкупая их из-под револьверного дула бандитов.
Действительно, праздность и лень часто рисуют перед нами воздушные замки, но тот, кто умеет находить вкус и радость в созидании (это, может быть, и интеллектуальный труд, не только физический), безусловно, самой устойчивостью характера своего свидетельствуют о готовности вести супружескую жизнь.
Ещё есть и такая пословица-совет: яблочко от яблони недалеко падает.
Если вы хотите понять, чем дышит ваша невеста, каково устроение её души, то обязательно познакомьтесь с её родителями.
Особенно важно для жениха увидеть, как невеста относится к своим родителям, особенно к маме, какая духовная атмосфера, какие отношения связывают вашу избранницу и её родителей. Обретёте ли вы счастье с той, которая не умеет созидать счастье в отчем доме, нарушает заповедь: «Чти отца твоего и матерь твою, да благо тебе будет, да долголетен будешь на земле», строптива, горда, надменна и груба по отношению к родителям? Сомнительно. Итак, один из лучших признаков добронравия человека, которого мы хотим сделать спутником своей жизни – это подлинная кротость, дочерняя любовь к родителям. Испокон века невесты стремились ещё в отроческие годы к подлинному трудолюбию, прилежанию, приобрести искусство рукоделия, испокон века благочестивые русские семьи готовили девочек к супружескому служению, зная, что супружество так далеко от сибаритства, скольжения по поверхности, от безответственных радостей…
Конечно, жених – это не шпик, который вынюхивает, выслушивает, рассматривает в монокль будущую жену. Супружество несравненно выше мертвой рациональности, и все-таки существует большая степень зависимости характера невесты и её родителей. Особенно это касается отношения к духовным вопросам. Если родители невесты закрываются от Бога, если невеста ищет в этой жизни только земного, то при отсутствии единомыслия в этом вопросе у жениха и невесты (он, к примеру, может быть верующим, а она – лишь снисходительно посмеивается над предметами веры) могут возникнуть страшные последствия.
Рассказывали мне такую историю: один семинарист должен был жениться. В семинарии учатся четыре года, после которых должно определиться, что выбрать: либо монашество, либо супружество. Но как семинаристу выбрать себе невесту? Семинария – школа закрытого типа, как Царскосельский лицей. Семинаристы отделены от всего мира, в стенах духовной семинарии они и кушают, и учатся, и спят, и трудятся, и молятся. Невесты могут спуститься к ним разве только по веревочной лестнице с вертолёта.
И вот, этот семинарист однажды пошёл помолиться в Троице-Сергиев собор и увидел там неземной красоты девушку. Она стояла, как свеча: очи потуплены долу, почти прозрачна от поста, черты лица были близки к идеалу… Платочек, макси – всё при ней… А как она крестилась, полагала поклоны по-древнерусски… На следующий день он пришёл, через три дня пришёл, а она все стоит у столпа перед гробницей преподобного Сергия. Удалось познакомиться, она не отринула его и через какое-то время сказала, что согласна…
А после венчания сняла фату и говорит:
– Ну вот, я вымолила тебя, и теперь в храм – ни ногой!..
В чём же состояла его ошибка? Он не поинтересовался, чем живет эта девушка, он судил только по внешности. Он не знал ни её воспитания, ни её родителей. В жизни такие «перевертыши», к сожалению, встречаются.
И невеста, если хочет узнать меру нравственного развития супруга, за кого она выходит замуж: за айсберга, за глыбу мраморную, за сталактита, за мамонта вымершего, – пусть посмотрит, как он общается со своей мамочкой. Если для вашего жениха слово «мама» – святое понятие, если он даже при всех родительских немощах не потерял к маме нежного чувства, сохранил к ней нелицемерную почтительность – это прекрасный залог того, что перед вами неплохой, незлой человек.
Сегодня к мужу требования довольно низкие: достаточно того, чтобы он не пил, чтобы не выносил из дома мебель, чтобы домой возвращался вовремя…
Иногда  приходится слышать вопрос:
– А если мой избранник другого вероисповедания, если он неправославный?
– Если Ваш избранник другой веры, то пусть он станет и Божьим избранником. Прежде чем выходить замуж, приобщите его Христу. Ну представьте себе: Ваш избранник – сын президента Республики Берег Слоновой Кости. И Вы даже не знаете, что единственное вероисповедание в этом государстве, к примеру, каннибализм…
А если без шуток? Церковь не благословит такой брак, не совершит таинство венчания, прежде всего оберегая вас. От чего оберегая? К примеру, вы – из Екатеринбурга, а он из Арабских Эмиратов. Он вас любит, дарит вам розы каждый день… Я сейчас не буду говорить о том, чем ислам отличается от христианства. Об одном упомяну: иные религиозные ценности формируют иное отношение к женщине, но, по неопытности, вы этого сразу понять и разгадать не сможете, это станет ясно только тогда, когда будет слишком поздно. Там отношение к женщине совсем другое: ему можно изменять, а вам нельзя: «зарэжу!». Даже если он уже давно развёлся с вами и даже если алиментов не платит, всё равно раз в месяц звонит и говорит:
– Ну как? Ничего? Зарэжу, если что! – и никто его не переубедит.
Случается даже, что священник, не вникнув в душевное устроение такого жениха, согласится крестить его. А потом через некоторое время он вдруг придёт к священнику и скажет:
– Батюшка! Если не разведёшь, зарэжу!
Будущая супруга должна быть апостолом! Ведь религиозные вопросы лежат в основе нашего духовного бытия. Если вас он любит, то полюбит и то, что любите вы. А вы любите Христа, ибо Христос есть Истина. Теперь представьте себе, что вы против благословения Церкви, не обратив его ко Христу, всё же выйдете за него замуж. И вот, родился ребёночек. Вы нутром знаете, что вашего Нариманчика нужно крестить с православным именем, а он всё своё говорит:
– Крестишь – зарэжу!..
Допустим, он разрешил крестить, но вот в храм водить ребёночка – «зарэжу!» И, к сожалению, это трагическое разномыслие достигает такого накала, что ребёнок становится полигоном, на котором производятся ядерные испытания родительских противоречий. Мама влечёт ребёнка к Истине, папа не разрешает ему следовать за Истиной. Что в результате получится? Раскол в детском неокрепшем сознании – самое страшное…
Поэтому, как поступать, если ваш избранник другой веры? Храните себя в чистоте, и пусть он знает, что вы христианка не по имени только, но и по жизни. И если станет очевидным, что он избранник Божий, а не только ваш, то он со временем скажет вам:
– Приведи меня ко Господу! Я хочу быть там, где ты…
Если он действительно и Божий, и ваш избранник, то ради подлинной супружеской любви он покинет всё: и Берег Слоновой Кости, и маковое поле, и свой подземный заводик, по сказанному в Священном Писании: «Оставит человек отца своего и матерь свою и прилепится жене своей».
Итак, нравственная человеческая любовь в первую очередь – служение. Какое? О котором сказано в Библии: «Жена спасается чадородием, если пребывает в вере Богу, в верности мужу, а детей воспитывает в учении Господнем». Христианская Церковь упорядочивает плотскую человеческую любовь, которая лишь как слагаемое входит в совокупность душевного и духовного союза мужа и жены.
* * *
Для многих застенчивых и скромных православных юношей может всерьёз стать вопрос: как познакомиться с девушкой-христианкой? Как преодолеть стеснительность?
Во-первых, нужно молиться об этом, во-вторых, нужно жить достойно этого знакомства. Как найти повод? Как преодолеть стеснительность? Некоторые преодолевают стеснительность употреблением горячительных напитков и, захмелев, подходят к девушке. Но это не для нас.
Как преодолеть стеснительность?.. Если дело у вас хорошее, если помыслы у вас чистые, то надо помолиться: «Матерь Божия, Сама Пречистая, управи ко благу то, что у меня на сердце. Сама благослови! Пусть это будет под Твоим покровом!» Потом подойдите к ней и скажите:
– Простите, я тоже хожу в этот храм. Меня зовут Алексей, а Вас как зовут?
– Лена.
– Ой, какое хорошее имя! А Вы знаете, что означает «Елена» на древнем языке?
– Нет. А что?
– Елена – это значит  «пламя». Но это пламя не страсти сжигающей, а как пламя лампады, чистое молитвенное дыхание души!
После этого она вам и говорит:
– Вы сейчас спешите домой?
– Нет.
– Может, Вы меня проведёте? А то мне надо сессию, экзамен сдавать…
– Ну, конечно! Охотно!
Без напоминания заплатите в трамвае за неё и за себя. Она говорит:
– Да не надо, у меня есть, вообще-то!
– Ну что Вы! Позвольте мне Вам послужить!
– Благодарю Вас! Это очень мило с Вашей стороны.
И так далее…
– Что делать тем, чья любовь безответна и безнадёжна?
– Бог любит нас гораздо более, чем мы любим себя самих. Иногда, если любовь безответна, нужно с этим смириться. Значит, Сам Бог не попускает свершиться тому, что будет для нас неполезно. Молиться же можно так: «Господи! Даруй мне этого человека!», а затем прибавлять: «Но да будет святая воля Твоя!»


Христос и дети

Мы часто слышим, что Рождество Христово – самый добрый и светлый праздник. И это действительно так для большей части населения планеты, ведь ещё далеко до Страстной седмицы и даже еще не прозвучали слова Симеона Богоприимца Пречистой Матери: «И Тебе Самой оружие пройдет душу» (Лк.2,35). А пока потрясающее множество людей на всех континетах радостно и весело встречает День Рождения Сына Божия.
В нашей стране исторически сложилось так, что сердцевина рождественских дней – это, без сомнения, праздничные богослужения. Но людям хотелось ближе, лично прикоснуться к событиям Рождества Христова, потому появилась традиция колядования на Святках. И это не только пение тропаря и колядок, но и небольшие «театрализованные миниатюры» обычно о смерти коварного Ирода, в которых непременно участвовали дети. С возрождением церковной жизни возрождается и эта традиция, но по-новому. Почти на каждом православном приходе есть детская воскресная школа, силами которой устраиваются в храмах для прихожан и гостей концерты и спектакли.
В православной Коломне городской праздник для детей проходил в конференц-зале конькобежного центра. Вновь прекрасный масштабный спектакль подготовили межприходской подростковый клуб «Форпост», членами которого являются дети разных воскресных школ города, учащиеся православной гимназии им. святителя Филарета Московского и взрослые – участники межприходского семейного центра Стилиана Пафлагонского. Здесь нет профессиональных актеров, просто все горят желанием донести особый духовно-нравственный смысл происходящих на сцене событий, так или иначе связанных с пришествием в мир Спасителя.
В этом году сценическое действо рассказывало зрителям о присущей людям гордости, так мешающей не только творить добрые дела во славу Бога, но и разглядеть тех, кто нуждается в помощи и внимании, о гордости, часто выставляющей людей в неприглядном свете и повергающей их в тяжкие испытания. Вместе с ангелами зрители сочувствовали несчастным и радовались о преображении душ надменной принцессы и завистливых сестёр, веселились о наступившем в день Христова Рождества примирении в королевской семье и в семье простых горожан. И это, действительно, было Рождественское чудо (так и назывался спектакль). И творчество придворных музыкантов, и пластика ангелов, и танцы на королевском балу оживляли действо.
Зрители порадовались, дети испытали прекрасные эмоции, прикоснулись к добру, получили сладкие подарки. А юные артисты? Главной радостью для них был сам процесс интенсивных напряженных репетиций и конечный результат – спектакль на сцене для переполненного зала. Это стало значимым общим делом, многотрудным, но и приносящим большое удовлетворение, особенно после бурных аплодисментов благодарных зрителей. Для меня как для православного педагога главное в этих праздниках – единение детей и подростков в Теле Христовом, их интересная и насыщенная жизнь в православной Церкви, их творческая самореализация. Это ценно и важно.
И потому хочется выразить благодарность тем, кто вдохновляет детей и кропотливо, с энтузиазмом трудится, помогая им воцерковляться, и дружит с ними, радея об их личностном становлении: Анастасии Александровне Киселевой – руководителю межприходского семейного центра Стилиана Пафлагонского, Ольге Андреевне Шишакиной – помощнику благочинного церквей г. Коломны и Коломенского округа по взаимодействию с учреждениями культуры и режиссера-постановщика спектаклей, автора сценария Федора Киселева, Надежду Ильеву и Александра Кузнецова, и, конечно же, приходских священников, преподавателей воскресных школ и родителей.
Хотелось бы пожелать всем участникам рождественского спектакля, сочувственно переживая изображаемые события, расти и крепнуть духовно, наполняться божественной радостью и щедро передавать её другим.

С.Г.Федченко,
директор воскресной школы «Покров», преподаватель КДС


В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

Москва

В рамках XXVII Международных Рождественских образовательных чтений «Молодёжь: свобода и ответственность» в Центральном доме кино были представлены три фильма – призеры православных кинофестивалей.
28 января состоялся творческий вечер, посвящённый памяти режиссера-документалиста, иконописца, писателя, автора книги «Сердце сокрушенно» Владимира Щербинина. Участники встречи посмотрели и обсудили фильм «На пути в Дамаск», созданный Щербининым в 2005 году.
29 января посетители фестиваля увидели картину «Сердце на бетоне» режиссера Рубена Казаряна. Этот фильм был признан лучшей документальной лентой о милосердии на Международном фестивале кино и телепрограмм «Радонеж».
30 января показывали и обсуждали фильм «Свидетели любви» режиссера Наталии Гугуевой. Картина повествует о новомучениках и исповедниках российских, пострадавших за православную веру в середине XX века. Эта кинолента была удостоена Гран-при фестивалей православного кино в Сербии и на Украине, а также завоевала награды на кинофестивалях в России.

Ессентуки

В городе обнаружен тайник с редкими фотографиями императора Николая и его семьи. Бумажный конверт случайно обнаружили рабочие, которые ремонтировали крышу здания краевого казначейства. Под ветхой балкой снимки пролежали сто лет. На большинстве из них изображены император, его дети, а также высокий казак в окружении сослуживцев – охранник царской семьи Анатолий Семенович Федюшкин, которому и принадлежали фотографии. Ни одна из них никогда раньше не публиковалась. На некоторых даже сохранились подлинные автографы дочерей Николая II.
Архив передали в музей казначейства.

Сан-Ремо

Приход русской православной церкви в Сан-Ремо на Лигурийском побережье Италии перешёл под юрисдикцию Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Об этом сообщил настоятель исторического храма священник Дионисий Байков.
Ранее приходской совет единодушно принял решение просить РПЦЗ принять храм в свой состав. Согласно Уставу, приход управляется приходским советом и общим собранием и может сам избрать церковную юрисдикцию. К её смене подтолкнуло решение синода Константинопольского патриархата от 27 ноября 2018 об упразднении экзархата для русских церквей Западной Европы, к которому относился приход и в составе которого пользовался автономией, и автоматическом переведении под юрисдикцию греческой митрополии. Приходская община считает это произволом и не согласна с таким решением.
Русский православный приход в Сан-Ремо уже второй в Италии после общины православного храма Рождества Христова во Флоренции, перешедший в РПЦЗ из-за несогласия с действиями Константинополя.
*****
Православный храм Христа Спасителя был построен в 1913 году в Сан-Ремо на Лигурийском побережье по проекту архитектора Алексея Щусева и является местной достопримечательностью.
Первоначально русская православная церковь в Сан-Ремо, как все заграничные храмы, находилась в ведении Петербургской епархии. После трагического для верующих периода революции и гражданской войны в России в связи с утратой связи с «церковью-матерью» учрежденная в 1921 году архиепископия православных русских приходов в Западной Европе в 1931 добровольно вошла под покровительство Константинопольского патриархата. В виду последних решений патриархата, нарушающих как православные каноны, так и законы итальянского государства, приход счёл себя свободным от власти Константинополя.
По сообщениям информагентств

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *