Январь 2019 № 1

Как величавы ветви ели!
Чуть подошёл, и ты – в шатре.
О, эти светлые недели,
о, эти Святки в январе!

Подарки, сладости, игрушки
и снежной хвои кружева…
…И светится в глазах девчушки
святая радость Рождества.

Роман СЛАВАЦКИЙ


Рождественское послание
митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия

Ювеналий, митрополит Крутицкий и Коломенский
Рождество Христово 2018/2019 год

Возлюбленные о Господе служители алтаря Господня, всечестные иноки и инокини, дорогие братья и сестры!
Радостно и торжественно встречаем мы праздник Рождества Христова, ибо с пришествием в мир Сына Божия совершилось спасение человечества, которое предвещали пророки! Он вочеловечился, родившись от Пречистой Девы, дабы открыть нам путь праведной жизни, помочь избавиться от греха и открыть врата Царства Небесного. Святитель Феофан Затворник (+1894), воодушевленный ликованием этого дня, восклицал: «Слава Тебе, Господи! Дождались мы светлых дней: повеселимся же и порадуемся. Святая Церковь, наименовав эти дни святками, требует, чтобы самое веселие наше в течение их было свято… и вложила в уста нам краткую песнь: «Христос рождается – славите!»
Мы благоговейно воспоминаем, как в день Рождества ангелы на небесах славили Бога, воздавая Ему хвалу, как путеводствовали они пастухов для поклонения Богомладенцу. Мы храним память и о том, как явилась Вифлеемская звезда, приведшая с далекого Востока мудрецов, дабы те поклонились возлежавшему в яслях Божественному Отроку и принесли Ему дары (см.: Лк. 2:8-18; Мф. 2:1-12). Эти трогательные картины евангельской истории назидают нас, побуждая молитвенно воспевать: «Родися Христос Господь, благоволивый спасти яко Бог род человеческий» (седален 2-й Навечерия Рождества Христова)!
Господь Своей любовью согревает наши сердца, умеряет всякую скорбь и страдание, помогает в преодолении испытаний и поддерживает в несении жизненного креста. О том, что значит для верующего укрепляющее действие благодати Божией, свидетельствуют новомученики и исповедники Церкви Русской, память о подвиге которых мы бережно храним. Так, священномученик Роман (+1937) писал из заключения в предрождественские дни: «Кругом мрачно, но на душе у меня светло. Кругом шумно, а в сердце у меня тихо, ибо где бы ни был я, в каких бы обстоятельствах ни находился, со мной Мой Единственный Сладчайший Христос».
В праздничные дни надлежит непрестанно упражняться в том, что Богу угодно и что к Богу нас приближает, говорил в одном из своих слов на Рождество Христово святитель Филарет Московский, 25-летие прославления которого в лике святых исполняется в этом году. Будем и мы сугубо стремиться принести Господу дары наших сердец – дела благотворительности и любви, жертвенности и милосердия.
Особо хочу обратиться к нашей православной молодёжи. Возлюбленные братья и сестры, будьте примером жизни во Христе, свидетельствуйте о православии, участвуйте в просветительской деятельности Церкви, во всём многообразии её традиционного служения. Пусть ваше усердие послужит примером для тех, чьим сердцам еще предстоит быть согретыми светом святой веры.
Хочу, чтобы как можно шире распространялся и мой призыв восстанавливать порушенные святыни, которые на лице Подмосковной земли являются напоминанием о трагических событиях периода богоборчества. Долг христианина и патриота – сохранить наше духовное, культурное и историческое наследие!
Сердечно благодарю всех Вас за неустанные и самоотверженные труды на благо Святой Церкви. Горячо поздравляю всех Вас с праздником Рождества Христова и Новолетием!
Благословение Богомладенца Иисуса да пребывает со всеми Вами!


В ХРАМЕ ВОСКРЕСЕНИЯ СЛОВУЩЕГО

1 декабря в храме Воскресения Словущего открылась выставка, посвящённая жизни и подвигу Царственных страстотерпцев и преподобномученицы Великой княгини Елиcаветы.
Эта экспозиция приурочена к году столетия мученической кончины святых.
На открытии выступили благочинный Коломенского округа и церквей г. Коломны епископ Луховицкий Петр, настоятель Успенского собора священник Илия Лукьянов, представитель «Елисаветинско-Сергиевского просветительского общества» Екатерина Александровна Зотова.
Театр «Парадокс mix» представил постановку «Последняя ночь императора» по мотивам документальной повести Эдварда Радзинского. После этого Е.А.Зотова провела экскурсию для гостей выставки. Представленные на стендах материалы повествуют о служении милосердия и благотворительности преподобномученицы Елисаветы и Царственных страстотерпцев.
На дни работы выставки в храм принесена из Бобренева монастыря Феодоровская икона Богородицы. Каждое воскресенье, каждый четверг и каждую пятницу в 17.00 перед этим образом совершается молебен с акафистом Божией Матери.
Выставка работает ежедневно с 10.00 до 17.00. Она продлится до 9 января.


Вести из семинарии
ЦЕРКОВЬ В ПЕРВЫЕ ГОДЫ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ

6 декабря в Коломенской духовной семинарии состоялась научно-историческая конференция, организованная кафедрой Церковной истории, на тему: «Русская Православная Церковь в первые годы Советской власти».
Она открылась приветственным словом ректора КДС епископа Зарайского Константина. Модератором конференции выступил проректор КДС по научной работе, кандидат богословия иеромонах Тимофей (Ясеницкий).
На форуме своими научными исследованиями поделились как преподаватели Коломенской духовной семинарии, так и приглашенные участники, среди которых кандидат богословия, доцент, проректор по научной работе Минских духовных академии и семинарии, заведующий кафедрой Церковной истории и Церковно-практических дисциплин Минской духовной академии Александр Валерьевич Слесарев и доктор церковной истории, кандидат исторических наук, профессор кафедры Истории Русской Православной Церкви ПСТГУ Владислав Игоревич Петрушко.
Вниманию участников были представлены следующие доклады: «История создания союза воинствующих безбожников», «Предпосылки обновленческого раскола в Восточной Белоруссии в событиях «церковной революции» весны-лета 1917 года»,      «Российская революция 1917 г. и Константинопольский патриархат», «Подготовка материалов к канонизации святых», «Человек Церкви на революционном переломе эпох: жизнь, служение и творчество священника Сергия Дурылина после 1917 г.», «Революция 1917 года как духовный призыв и пробуждение», «Революция против Церкви: причины краха антицерковной политики в ХХ веке», «Галицкая греко-католическая митрополия и ее прозелитическая активность на канонической территории Российской Православной Церкви в первые годы Советской власти».
В ходе обсуждения докладов выступавшие ответили на вопросы слушателей.


ГЕОРГИЕВСКАЯ ЛЕНТА

Друг «Благовестника» и коломенский поэт Евгений Захарченко стал победителем конкурса «Георгиевская лента», учреждённого Российским союзом писателей.
Медаль, которая на днях была вручена нашему автору, представляется вполне заслуженной. Стихи Захарченко отличаются мужественной интонацией, духовностью и патриотизмом.
Поздравляем поэта с высокой наградой!

РУСЬ

Кресты пылают, словно пламень, –
Руси небесные огни.
Её душа над куполами
Хранит неведомые дни.

Пускай сгущаются невзгоды –
С тобой – Христовой веры крест,
С тобой – спасение народов
И обретение чудес!

Твой посох веры источился
О камни Млечного пути.
Настанет век – и Божья милость
Укажет путь – к Чему идти.

Так, – над грядущими делами –
Кресты пылают, словно пламень!

Евгений ЗАХАРЧЕНКО


МОСКОВСКАЯ ЕПАРХИЯ

На сегодняшний день в Московской епархии 51 благочиние. На 1195 приходах и в 24 монастырях совершают служение 1563 клирика, из которых 1448 священников и 115 диаконов.
За прошедший год было освящено 24 храма. Образовано 6 новых приходов. Всего на сегодняшний день в Московской епархии 2024 храма и 323 часовни; 742 храма и 65 часовен восстановлены из руин, а 556 храмов и 217 часовен – новопостроенные. 139 храмов и 21 часовня находятся на стадии строительства. До сих пор не переданы Церкви 14 храмов и 1 часовня. 215 храмов продолжают нуждаться в неотложной реставрации.
В отчетном году было совершено 23 диаконских и 33 священнических хиротоний. За штат почислены 13 священнослужителей, запрещены в священнослужении 8 человек, двое извержены из сана. В Московскую епархию было принято 11 священнослужителей, в другие епархии перешли 18 клириков.


«МЫ СО ХРИСТОМ, И ОН ПОСРЕДИ НАС»

Службу в лавре возглавляет митрополит Онуфрий

О том, как реагируют верующие Украины на образование новой раскольничьей структуры
15 декабря 2018 года войдёт в историю как день создания на Украине нового раскола, теперь уже с непосредственным участием политиков высшего эшелона власти во главе с президентом страны Петром Порошенко, поддержавших украинских раскольников, с участием Константинопольского Патриархата. Не только на Украине, но и во многих странах мира православные верующие сопереживали украинским братьям канонической Церкви, которые ещё задолго до собора испытали на себе настоящее политическое давление со стороны власть имущих. Попирались юридические правовые нормы, имущество монастырей и храмов впервые за последние 30 лет подвергалось обыскам, духовенство и епископат вызывались на допросы и «собеседования» в СБУ. В СМИ была развернута широкомасштабная кампания по поддержке «святых инициатив» президента, изыскивающего возможные и невозможные способы, чтобы поднять упавший до минимума за три месяца до выборов рейтинг. Всё это волновало людей.
С неприятием действий Фанара выступили многие мировые иерархи Поместных Церквей, в том числе и известные богословы-архиереи Константинопольского Патриархата. Как сообщил при подготовке этой публикации директор Научно-общественной организации «Международный институт афонского наследия в Украине» Сергей Викторович Шумило, братия Святой Горы не разделяет инициатив Константинопольского патриарха на Украине и молится за Блаженнейшего Митрополита Онуфрия с паствой, хотя официального заявления Священный Собор (Кинот) по этому поводу пока не делал.
Со всех украинских телеканалов 15 декабря лились восторженные прямые трансляции с Софийской площади, где под закрытыми воротами Софии Киевской согнанную чиновниками «з усіх усюд» маловерующую публику «поддержки Томоса» в ожидании избрания нового раскольника разогревали песнями и плясками, глинтвейном и майдановскими речевками. СМИ, как известно, на территорию Софии не пустили, и можно было лишь догадываться, что там происходит. И автор этих строк, устав от созерцания тех театральных действий, направился в Киево-Печерскую Лавру. Тут как раз мой смартфон сообщил об избрании нового лидера раскола…
Пройдя сквозь святые врата под надвратным древнейшим – XII века – храмом Святой Троицы, оказался на заснеженной лаврской территории, где царил какой-то неземной покой… Я шёл укрытыми снегом аллеями древней обители угодников Киево-Печерских, радовался благодатной тишине.
А в Трапезном храме молился народ Божий во главе с Предстоятелем. Служилось всенощное бдение. И радостно было на душе! Уста непроизвольно молвили: «Врата ада Церковь нашу никогда не одолеют!» (ср.: Мф.16:18). Вдохновенно молился наш Предстоятель Блаженнейший митрополит Онуфрий с архиереями, духовенством и паствой. Хор торжественно прославлял Христа Воскресшего.
На следующий день, в воскресенье, Церковь в евангельском чтении воспоминала беседу Христа с богатым юношей, вопрошавшим Божественного Учителя об условиях спасения. Как известно, Господь сказал, что трудно богатому войти в Царствие Божие, и на вопрос: «Кто же может спастись?» – Он ответил: «Невозможное человекам возможно Богу». (Лк.18:27). Рассказывая об этой евангельской истории в своей проповеди, Блаженнейший митрополит Онуфрий обратил внимание молящихся на дар спасения. «Многие думают, что, исполняя заповеди и живя по уставу, мы гарантируем себе спасение, – отметил митрополит. – Возникает схема условия: я исполняю, Ты даёшь. Но это не так. Это только средства для получения этого дара – спасения. Его может дать лишь Господь, “заработать” его нельзя, это милость Божия. И мы в смирении должны испрашивать эту милость у Господа».
Признаюсь, мне хотелось, чтобы Блаженнейший продолжил эту мысль и сказал, что в псевдоцеркви у раскольников этот дар испросить невозможно, поскольку там отсутствует христианское смирение, ибо всякий раскол зиждется на гордыне и обособлении, отрыве от Церкви Христовой, а значит, и от Истины. Однако Блаженнейший владыка не стал в этот воскресный день говорить о расколе. Следует отметить, что для украинского архипастыря вообще не характерно на службах касаться вопросов политики и церковно-государственных отношений, обсуждать деятельность других конфессий, в том числе и раскольничьих формирований. Это прерогатива раскольников и их вечная риторика с нападками на каноническую Церковь. Блаженнейший всегда говорит о спасении души, его проповеди просты, высокодуховны и поучительны. Слушая их, люди укрепляются в вере и любви ко Господу.
*****
После окончания богослужений мне удалось поговорить с некоторыми из прихожан и насельников Киево-Печерской Лавры о проблемах в религиозной жизни страны, о создании новообразованной раскольничьей структуры.
Архимандрит Макарий (Сердюк), насельник Киево-Печерской Лавры:
– Я бы посоветовал всем, кто приезжал вчера на Софиевскую площадь, и всем, кто вместе с нашим гарантом рукоплещет созданию нового религиозного образования, внимательно почитать исторические документы, относящиеся к периоду 300-летней давности. Станет совершенно понятно, что Стамбул никаких притязаний на нашу каноническую территорию иметь не может. Это не только грубейшее нарушение канонов, церковных законов, но и законов светских, государственных. Ведь это не что иное, как политическое рейдерство под вывеской религии. Ведь мы прекрасно знаем, и история последних 26 лет церковного раскола свидетельствует, что филаретовское объединение под названием УПЦ КП ничего доброго не сделало, кроме разбоев, захватов храмов и всевозможных провокаций. Теперь мы видим продолжение этой позорной летописи раскольников: они, используя политическую власть, которая, преследуя свои интересы, сумела заинтриговать Константинопольский Патриархат, преподнеся ему искаженную картину религиозной жизни на Украине, где якобы миллионы людей не могут обойтись без какой-то национальной поместной Церкви. Здесь одновременно совпали низменные интересы трёх сил: политических предвыборных нынешнего президента, раскольников УПЦ КП, УАПЦ и Фанара. Последний, как известно, ищет любые пути увеличения своих «вселенских» полномочий, которых уже многие столетия лишён. Так что вчерашний «собор» – не более чем новая авантюра. У нас есть законная Украинская Православная Церковь, которую признаёт весь православный мир, есть законный её Предстоятель – митрополит Онуфрий, есть сонм святых угодников Божиих, которые в этой Церкви достигли святости и теперь у Престола Божиего молятся о нас всех, об Украине и ее боголюбивом народе. Так что бояться нам нечего. С нами Бог.
Сергей Компанец, 32 года, г. Киев:
– Что я думаю о вчерашнем сборище в Софии Киевской? Отвечу словами первого псалма царя Давида: «Блажен муж, иже не идет на совет нечестивых». Народу страны пытаются преподнести подделку вместо Церкви Христовой. Зачем она нужна, когда на Украине действует и объединяет миллионы людей законная каноническая Украинская Православная Церковь во главе с Блаженнейшим Митрополитом Онуфрием?! Знаете, скажу честно: когда я смотрел в интернете кадры выборов так называемого «предстоятеля» этого нового раскола, слушал, как он возносил хвалу президенту, спикеру парламента, но не Богу, я подумал, что вот таким образом будут выбирать антихриста. Ведь Господь предупреждает нас в Евангелии: «Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: “я Христос”, и многих прельстят». (Мф.24:4). Нечто похожее наблюдаем и мы сегодня. Нужно молиться, как призывают нас митрополит Онуфрий, святая Церковь, чтобы не впасть в искушение.
Юлия, студентка университета им. Т.Г.Шевченко, 21 год:
– Как прихожанка Киево-Печерской Лавры, являюсь и членом канонической Украинской Православной Церкви и иначе, как новый раскол, не могу назвать это собрание в Софии Киевской, уже с участием президента страны. Как будущий юрист скажу, что, по Конституции Украины, согласно ст. 35, Церковь отделена от государства, а государство от Церкви, и участие политиков, а тем более представителей государственных структур – недопустимо. Как недопустимо и вмешательство Патриархата чужого государства в жизнь Украинской Православной Церкви, которую признают и с которой сотрудничают и совместно молятся представители всех Поместных Церквей мира. Замечу также, что отмена патриархом Варфоломеем грамоты Русской Православной Церкви о присоединении к ней Киевской митрополии 300-летней давности также противоречит элементарным юридическим и правовым нормам хотя бы потому, что в состав Киевской митрополии на тот период входила территория лишь нескольких нынешних областей Украины. Не говоря о том, что это нарушение догматических норм церковного устройства.
Вмешательство государства в церковную жизнь ни к чему хорошему не приведёт. Нельзя политическими методами создавать какую-то «церковь», наша Православная Церковь ведет свое начало со времён Крещения Руси, и это признавалось даже во времена Советского Союза. Даст Бог, этот новый раскол себя исчерпает, как многие расколы, бывшие в истории Православия.
Людмила, психолог, 50 лет:
– Мы за всё происходящее очень переживаем! Как к этому относиться? Как к бесовскому действию. У нас есть каноническая Церковь. А президент взял на себя функции Константина Великого, восседая в кругу «архиереев». И этот собор уже в народе прозвали «собором имени Петра Порошенко». Ни один политик, ни один человек не может вмешиваться в жизнь Церкви Христовой, потому что Церковь – это Его Тело, и посягать на устройство Церкви означает посягать на Самого Христа. Мы можем только молиться Христу и просить о нашем спасении, все остальное Господь Сам устроит. А ведь раскольники в новом качестве уже претендуют на наши святыни. Неужели нельзя было это предвидеть инициаторам создания этой лжецеркви? Лавра наша Киево-Печерская – это удел Пресвятой Богородицы, и Сама Царица Небесная знает, как всё управить. Ведь сколько уже было гонений и на Церковь, и на святую Лавру. Это снова попущение Божие, чтобы и мы проснулись и очнулись от убаюкивающей размеренной церковной жизни. Значит, плохо молимся и плохо просим…
Сегодня Лавра переполнена. Чем больше нас преследуют, тем больше мы ощущаем благодать в Церкви. И сегодня больше людей стало ходить в храмы. Думаю так: их дело – нас запугать, а наше дело – спасаться. Чего бояться?! Мой дедушка был прихожанином Лавры, мой прадедушка реставрировал лаврские храмы, бабушка стала монахиней. Мы – коренные киевляне. И наши близкие, и прихожане, уже ушедшие ко Господу, молятся о нас и о нашей Церкви. С нами угодники Киево-Печерские, с нами Господь. Чего нам бояться?! «Разумейте языки и покаряйтеся, яко с нами Бог!»…
Богдан, паломник из Черниговской епархии, 26 лет:
– Знаете, эта так называемая «церковь» не имеет никакой канонической силы, она безблагодатна. Разве можно «создать церковь»? Господь уже её создал, когда говорил апостолу Петру: «Созижду Церковь Мою» (Мф.16:18). Создать можно лишь лжецерковь или секту. Я смотрел это действо по интернету, так этот новопровозглашенный лидер раскола Епифаний благодарил политиков за «создание церкви», а о Боге и речи не было. История христианства знает множество случаев, когда политики использовали Церковь в своих интересах и тут же возникали расколы. Кого признал патриарх Варфоломей? Раскольников 1992 года и раскольников 1920-х годов так называемой «церкви Лыпкивського Василя», которая также возникла на политической националистической волне. Церковь давно осудила ересь этнофилетизма, когда веру определяют по национальному признаку. То же самое происходит и сейчас. Наша Украинская Православная Церковь имеет все права автономии и самостоятельности в управлении, и диапазон её прав намного шире тех, что задекларированы в уставе этой ЕПЦ или как там её назвали… Миллионы верующих Православной Церкви Украины никогда не поддержат этот раскол. Может, будут какие-то перебежчики под стать двум бывшим архиереям УПЦ. Но в этом есть своя правда: Церковь очистится от балласта приспособленцев. Мы с Христом, Он посреди нас – и есть, и будет!
***
После воскресной службы верующие как всегда ожидали получить благословение у Блаженнейшего митрополита Онуфрия за вратами храма. Он вышел к пастве как всегда со спокойным лицом и светлой улыбкой. Тому, кто не мог до него дотянуться, он протягивал свой архиерейский посох. И люди радовались, что с ними их любимый Предстоятель и что Христос посреди них – и есть, и будет!
Сергей ГЕРУК
Православие.ру


ПОБЕДИТЬ СТРАСТЬ ВИНОПИТИЯ

Беседа о. Александра в реабилитационном центре

Общество трезвости имени священномученика Владимира Богоявленского действует при храме Казанской иконы Божией Матери в Радужном под Коломной.
Все знают, как губительно пьянство. Святые отцы говорят: «Пьянство –это добровольно накликаемый бес. Это вражда на Бога» (святитель Василий Великий); «Пьянство – это несчастье, над которым смеются, болезнь, над которой издеваются. Произвольное беснование, которое хуже умопомешательства» (святитель Иоанн Златоуст).
Основоположник психиатрии К.Г.Юнг писал: «Алкоголизм порождает трансцедентальное зло, вселившееся в человека… Для излечения от алкоголизма необходимо обретение веры и духовное перерождение. Излечение невозможно, если злу не противодействует религиозное понимание».
Таким образом, алкоголизм имеет духовное начало, т.к. пьянство – это страсть. Она греховна по своей сути и возникает при духовной пустоте, жизненной неудовлетворённости, утрате смысла существования. У любого человека сохранилась генетическая память о счастье и радости, обретённых нашими прародителями в раю. У верующего душа заполнена счастьем и радостью молитвенного приобщения к Богу, любовью к ближнему, как к самому себе, скромностью, самоограничением.
У человека, порабощённого грехами сладострастия, своеволия, эгоизма, тоже есть стремление к радости и счастью, но его опустошённую душу разжигает страсть к винопитию, подменяя счастье христианского бытия алкогольной эйфорией.
Исцелив бесноватого, Христос сказал: «Род сей изгоняется только молитвою и постом» (Мф.17.21). Для преодоления пьянства необходимо осознание своей греховности, молитвенное обращение ко Господу, искреннее раскаяние перед Ним на исповеди. Вера, покаяние, воля и терпение – это путь к исцелению и победе над страстью.
Итак, путь к победе – это дорога к храму. Современному, скептически настроенному читателю мало убедительных доказательств, ему нужны примеры. Пожалуйста! Обратимся к истории.
В 1898 году при Воскресенской церкви у Варшавского вокзала в Петербурге священником Александром Рождественским было организовано Александро-Невское Общество трезвости. Храм находился в районе, населённом фабрично-заводским людом. Там царили бесшабашный разгул и беспробудное пьянство. Батюшке было всего 23 года. Сам он никогда не пил. Храм стал колыбелью трезвости в Петербурге.
В день открытия в общество было принято 151 человек, через год более – 3000, через семь лет – более 70000 членов. Они добровольно принимали обет трезвости и начинали своё духовное возрождение, принося свет и радость в свои семьи. К сожалению, преждевременная кончина батюшки и годы антирелигиозного лихолетья прервали эту победоносную борьбу с пьянством.
Но в последнее время общины трезвости возрождаются. Не так давно при храме Казанской иконы Божией Матери в посёлке Радужном под Коломной было создано общество трезвости памяти священномученика Владимира Богоявленского. Возглавляет его настоятель храма священник Александр Кузнецов. У него большой опыт служения в этой области. Ранее о.Александр окормлял общину трезвости при Богоявленском храме Коломны.
В настоящее время сложилась устойчивая община трезвенников. В неё входят, помимо страждущих и их родственников, психологи, наркологи, психиатры. Ведь членами общества становятся не только для избавления от пагубных пристрастий, но и для духовного обогащения, для утверждения активной нравственно-христианской позиции в народе. А такая позиция необходима, так как общество инертно. В нём отсутствует цельность мировоззрения, царит безразличие, которое порождает потворство и безжалостность к пьющим собратьям.
По пятницам в 17 часов в Казанском храме служится молебен с акафистом пред иконой «Неупиваемая Чаша». Всем участникам раздаётся текст акафиста для совместного пения.
На молебен приходят матери и жёны страждущих страстью винопития. Они усердно молятся за своих ближних. Верно говорят: «Белые платочки спасут мир».
После молебна желающие могут принять обет трезвости. Отец Александр беседует с вновь обратившимися, предлагает план духовной и специализированной помощи.
Все молящиеся приглашаются на занятия. Батюшка ведёт душеполезные беседы, отвечает на вопросы, разбираются тексты Священного Писания. Присутствующие делятся опытом духовной борьбы со страстями, принимают совместные решения по житейским проблемам. В спорных вопросах участвуют православные психологи. Обстановка на занятиях тёплая, семейная. В случае необходимости отец Александр выезжает на дом.
Пожелаем же помощи Божией в этом благом деле.
Помощь и совет можно также получить по телефону: +7 985 962 94 08.
Михаил СТРАХОВ


ПРИЗНАНИЕ ЗАСЛУГ

В литературной истории Коломны произошло знаменательное событие.
За издание «Коломенского альманаха» его главный редактор, писатель Виктор Мельников, награждён Почётным знаком «Наследие» II степени. По своему статусу это общественная награда, вручаемая за вклад в развитие  русской культуры и литературы.
Литературная премия «Наследие» учреждена Российским союзом писателей совместно с Российским Императорским Домом под личным покровительством Главы Российского Императорского Дома Великой Княгини Марии Владимировны с целью поиска новых авторов, творчество которых сохраняет традиционные для русской литературы ценности.
Торжественная церемония вручения литературной премии «Наследие» состоялась 30 ноября в Центральном Доме литераторов. Большой зал ЦДЛ был удостоен присутствия Великой Княгини Марии Владимировны.
После награждения Виктор Мельников вручил Великой  Княгине новый номер альманаха. Состоялась заинтересованная беседа, Мария Владимировна сообщила, что следит за публикациями «Коломенского альманаха» и высоко ценит качество этого издания.

Аркадий НАДЕЖДИН


РАЗРЕШИТЕ ВАС ПОЗДРАВИТЬ
С ДНЁМ ХРИСТОВА РОЖДЕСТВА!

Светлый праздник Рождества!
Нет счастливей торжества!
В честь Рождения Христова
Над землёй зажглась Звезда.

С той поры через столетья
Нам она, как солнце, светит.
Согревает верой души,
Чтобы мир стал краше, лучше…


Святочный рассказ
Дар случайный…

 В тот день город Полынск пронизывал сырой рваный ветер, слетевший с залитого дождями предгорья. Редкие машины размётывали колёсами снежную кашицу на привокзальной площади, в середине которой, раскачивая гирляндами, стояла новогодняя ёлка. Был вечер, кое-где зажглись фонари. Оставалось два часа до прибытия последнего поезда на Москву. В здании вокзала, вместе с другими ожидая поезд сидел, изнывая от скуки, молодой человек тридцати двух лет, оказавшийся в этом городке по делам фирмы, в которой работал, проводя свою жизнь большей частью в командировках. Теперь, когда он выполнил поручение, ему не терпелось поскорее уехать отсюда, чтобы успеть на Рождество в кругу знакомой компании. От чтения книжки, купленной им в газетном киоске, тянуло в сон.
Он вышел на улицу и направился в сторону небольшого кафе, прикрываясь плечом от хлеставшего моросью ветра. В кафе ему налили чашку горячего кофе.
Кроме того, он купил себе несколько пирожков и салат и встал за столик в углу рядом с человеком в мокрой зелёной шляпе, жующим котлету. Было немного шумно. Возле дверей стоял с шапкой в руках мальчишка, явно переросший свою одежду. Каждому проходившему мимо него он повторял виновато одно и то же: «Помогите нам, пожалуйста». Ему бросали мелочь, конфеты; кто-то сунул жевачку… Сергей допил кофе, поставил чашку на блюдечко. Своей семьи у него не было. Были встречи и расставания с женщинами, и, может быть, (вполне возможно) где-то живёт сейчас на свете и его родной сын, такой же, как этот мальчишка…
Выходя из кафе, он тронул пацана за плечо и сказал: «Пойдём-ка».
На улице стало заметно темнее, но ветер стих.
«Ну, и зачем тебе деньги?» – поинтересовался Сергей. «На жизнь», – ответил мальчик.
Он рассказал, что учится в пятом классе; живёт вдвоём с мамкой, но она лежит больная, и что он хотел набрать им на Рождество немного денег…
Сергей повёл его в магазин. «Макароны, крупа в доме есть? Рис нужен?» – спрашивал он. Мальчишка, видно, не ждал такого оборота событий, но, спохватившись, кивнул.
«Так, дайте нам ещё чаю большую пачку, сахару килограмм. Нет, лучше два. Пачку масла…» – диктовал Сергей продавцу.
Поначалу он покупал то, что ему представлялось самым необходимым. Потом, переходя от витрины к витрине, незаметно увлёкся, показывая на более дорогие продукты. Может быть, перед ним вставали картины того эффекта, который должны произвести его подарки в убогом жилище, и каким необыкновенным чудом предстанут они в глазах измученной нуждой и болезнями женщины? Может быть, это и подстёгивало воображение при выборе им продуктов, и его фантазия едва могла угнаться за разыгравшейся щедростью, заставляя называть среди прочего и коробку самых лучших конфет, и упакову с персиками, и даже шампанское… и остановиться в этом было чрезвычайно трудно. Наверное, он чувствовал себя волшебником.
Всё купленное поместилось в один огромный, но прочный пакет с пластмассовыми ручками. Сергей расплатился, и они направились к выходу.
«За собою следит, а сына одеть не может», – сказал кто-то про него за спиной. «Так может, он и не сын ему», – сказал другой. «Да ты погляди – на одно лицо…»
И правда, они были чем-то похожи.
Вышли и встали у перекрёстка. Сергей посмотрел на него. «Донесёшь?» – спросил, передавая пакет с подарками. «Спасибо», – сказал мальчишка, принимая пакет.
Он ещё постоял с минуту, не зная, как ему уйти теперь с таким богатством… Неумело поклонился и, повернувшись, побежал через дорогу на другую сторону улицы и дальше, к коробкам чёрных домов, уже сливавшихся с тёмным небом.
«С Рождеством!» – крикнул Сергей вдогонку.
Откуда-то слышалась музыка. Сергей ещё побродил по городку, заглядывая с улыбкой в витрины, поговорил с большой белой собакой… Через полчаса посмотрел на часы и пошёл к вокзалу. Вдруг остановился, словно одёрнутый невидимою рукою. Полез в сумку, где лежали билет и его записная книжка, потом в нагрудный карман…
Билета на поезд не было. Подойдя к фонарю, стал копаться в сумке, обследовал старательно все карманы. И всё бестолку.
Все деньги, бывшие у него в куртке, до рубля, потратил он на покупку подарков. Хотя в торце сумки, в маленьком отделении, должна находиться небольшая сумма, положенная им на всякий случай, вполне достаточная, чтобы её хватило на билет до Москвы. Заглянул и туда. Но пропали и деньги.
Он снова и снова рылся в карманах и перетряхивал сумку до тех пор, пока ни пришло к нему окончательное осознание того, что так и есть: он остался теперь без билета и денег.
«Кто? И где?» – спросил он себя.
По улице ходили люди, с виду ничего никогда не терявшие.
«Мальчишка не мог, это точно, – считал Сергей, – он и стоял-то всё время отдельно… Зелёная шляпа! Больше некому. Сумка висела с его стороны… А я ещё отходил от столика за салфетками».
Он резко развернулся и, на ходу поправляя сумку, направился к тому кафе. Скоро он уже подходил к нему. За его стеклом было видно несколько посетителей, а в том самом углу над чьей-то фигурой маячила зелёная шляпа! Сергей ворвался в кафе и бросился к угловому столику. Но здесь его ждало полное разочарование. Шляпа оказалась чёрной, надетой на старика с длинным жёлтым лицом. Единственным зелёным пятном был невесть откуда и как прилепившийся к ней зеленоватый конфетный фантик. Не говоря уж о том, что этот старик был совершенно не похож на того типа, который жевал здесь свою котлету. Сергей протянул было руку к злополучному фантику, но старик так удивлённо посмотрел на него, что ему пришлось оставить своё намерение. Он осмотрел пол, ничего не найдя, подошёл к продавщице и даже открыл рот, чтобы спросить её… но видно почувствовал, что всё бесполезно, и только махнул рукой. Выходя из кафе, он опять увидел стоящего у дверей мальчишку…
Какое-то время Сергей смотрел на него, словно не веря своим глазам. Потом стал допытываться, в чём дело и куда подевались купленные им подарки?
«Бомжак украл», – ответил ему мальчишка. «Какой бомжак?» «Они там… я шёл, а он говорит: «У тебя пакет дырявый». Я пакет поднял вот так, и тот сзади мне на глаза шапку надвинул и ударил сильно. А другой вырвал пакет из рук, я даже не видел… Я шапку скинул, а их нету. Никого! Я даже не знаю, в какую они сторону делись…»
Сергей посмотрел на его распухшее ухо и вышел из кафе, с силою хлопнув дверью. Вряд ли он понимал, что сейчас происходит с ним. Он ругался. Он говорил так громко, что люди старались не обращать на него внимания, делая вид, что им слишком хорошо известно, в чём тут дело.
– Господи! Ну, почему так? Что я сделал? За что мне такое?! За что я остался без денег, без всего! Разве я не сделал здесь доброго дела, чтобы хотя бы уехать из этого паршивого городка!..
Он едва успел вскинуть голову, увидев вдруг выросшего пред собою ангела. Воздух развевался над ним волнами.
– Я идиот! – крикнул ему Сергей. – Посмотрите на последнего идиота, который возомнил себя благодетелем, расщедрился на подарки сиротке! Да лучше бы я эти деньги…
Договорить он не успел. Лба его, как молния, коснулась десница ангела. И всё исчезло.
*****
Он очнулся на вокзале в зале ожидания сидящим с сумкою на коленях среди всеобщего терпения и молчания пассажиров. Первым делом проверил билет и деньги, всё было на месте. Он встал, прошёлся по вокзалу. Пару минут постоял, глядя на мигающую огнями ёлку. До прихода поезда оставалось около часа, и он не нашёл ничего лучшего, как пойти прогуляться. Подошёл к небольшому кафе-«стекляшке». В этот момент из приоткрывшейся двери кафе вырвался чей-то сердитый голос: «Иди-иди отсюда, нечего тут прикидываться! Знаем, на что вы всё собираете…»
Затем чья-то рука вытолкнула на улицу бедно одетого мальчишку. Тот, как видно, не очень этим расстроился, только вздохнул. Он стоял теперь на ступеньках у самого тротуара, обращаясь к прохожим: «Пожалуйста, помогите нам».
Сергей нащупал в кармане мелочь и, сунув ему в протянутую ладошку, направился в книжную лавку, находившуюся на противоположной стороне за рекламным щитом. Он уже подошёл к перекрёстку, собираясь перебежать на другую сторону, но что-то заставило его остаться на месте. Он медленно обернулся и посмотрел на мальчишку… Дальше Сергей повёл себя не совсем обычно: дважды проходил он мимо стоящего у кафе подростка, разглядывая его с интересом и одновременно в недоумении, как будто вспоминая о чём-то. Наконец он решительно подошёл к нему.
– Ну-ка, пошли, – сказал он.
– Куда? – спросил мальчишка.
– За подарками.
– Не надо, лучше деньгами.
– Пойдём, пойдём…
Они зашли в тот же магазин, и продавец обращался к ним так, словно принимал их за своих хороших знакомых. Сергей купил хлеба, крупы, чая, сахару, мандаринов. Водил за собой мальчишку, да так и вышел на улицу, держа его за руку.
– Ну, иди, – сказал он, отдавая ему пакет с подарками, – это тебе.
– Спасибо, дяденька, – сказал паренек.
Повернулся и пошёл прочь. А Сергей всё стоял, почему-то не мог уйти, мешая входящим и выходящим из магазина… Всё следил за мальчишкой, как тот уходит от него в темноту, белея прижатым к груди пакетом.
«Постой!» – крикнул Сергей. Он догнал его широким шагом: «Я провожу тебя».
Вместе они миновали опустевший безлюдный рынок и пошли к черневшим в небе домам. Они проходили мимо каких-то заборов, мимо школы, кружили по бетонным дорожкам… Вышли в замкнутый многоэтажками двор, пересекли заунывно скрипящую качелями площадку, вошли в последний подъезд. По тусклой лестнице поднялись на второй этаж и попали в квартиру. В ней, казалось, не было ничего, кроме пропахшей лекарствами тишины. На кровати в углу лежала женщина, освещённая у изголовья лампой со столика. «Здравствуйте», – произнёс он довольно громко. Но никто ему не ответил. Мальчишка с пакетом молча стоял у него за спиной…
«Не может быть…» – сказали ему вдруг в ответ. «Не может быть!» – сказал он, всматриваясь в её лицо. «Как ты меня нашёл?» – спросила она. «Не знаю, – ответил он, – но как ты здесь оказалась!» «Это долго рассказывать»… Он сел на стул, потому что не мог стоять. Он расспрашивал её, задавал ей дурацкие вопросы… рассказывал что-то о себе, оправдывался, забывал слова… Она слушала, отвечала ему, поднимая глаза… «Но как же? Но как же так?! – говорил он ей. – А кто же он?» Его дыхание сбилось… «Кто это?» – показал он на мальчишку. «Это твой сын». «Сын, – повторил он, – ну, да, сын, конечно!» «Мам, нам подарки купили», – сказал наконец мальчуган. «Подарки? – удивилась она, – какие?..» Он не знал, что делать с собой, он кричал: «Подарки! Какие там подарки!?» Он бегал по комнате: «Сейчас вам будут подарки! Я быстро…» «Ты куда?» – привстала она. «Я сейчас, ты лежи, я сейчас… Я мигом!» «Не уходи, не надо ничего!» Но он не слышал. Он вылетел на улицу… Было бело от снега – такое чудо после слякоти и дождя, но он не заметил, ему теперь всё было чудо. Он летел, не чуя земли…
– У меня сын! У меня есть жена и сын!… – повторял он, как заведённый…
И едва не столкнулся с ангелом.
Ангел стоял на его пути, белее снега и ярче блещущей с неба луны. У Сергея упало сердце.
– Нет! нет! – закричал он. – Это не сон! Ради Бога, не сон! Я прошу тебя… Ведь он же похож на меня!
– Не бойся, это не сон, – ответил ангел. – Только вот поезд уже ушёл, а магазины закрылись.
– Эх, жаль! Хотел купить к Рождеству. Сын! Понимаешь?! Жена и сын!
– На, держи, – протянул руку ангел и улыбнулся.
И Сергей увидел большой и прочный, набухший от покупок пакет с пластмассовыми ручками, из которого посверкивала бутылка шампанского.
Максим ЯКОВЛЕВ


СИМВОЛ КОЛОМНЫ

Недавно в Конькобежном центре состоялось совещание, на котором обсуждались вопросы, посвящённые благоустройству Старого города. Депутаты городского совета одобрили предложение об установке мемориальной иконы святым Димитрию и Евдокии на храме Воскресения. Также было заслушано предложение кандидата исторических наук Е.Л.Ломако об установке в бывшем кремлёвском сквере символического сооружения, своего рода «нулевого километра», от которого отсчитывались бы коломенские маршруты.
КОЛОННА
Евгений Львович Ломако предложил поместить «нулевой километр» в сквере «Блюдечко», поскольку это действительно одно из старейших исторических мест Коломенского кремля. И надо признать, что инициатива оживить сквер действительно важна и необходима! Многие десятилетия «Блюдечко» оставалось центром притяжения для коломенцев и туристов. И очень жаль, что оно сегодня превратилось, по существу, в пустой газон.
Однако нельзя согласиться с видным историком в одном. Основная точка отсчёта должна находиться в главном месте Старого города. А таковым, безусловно, считается Соборная площадь! Именно здесь, в духовном центре цитадели, следовало бы поместить архитектурный акцент, от которого символически начинались бы все наши пути.
А что же с давних пор воспринимается символом города? Конечно же – колонна! С 1720-х годов, когда знаменитым геральдистом Франциском Санти был подготовлен герб Коломны, именно этот коронованный столп оставался главным знаком города. Так обыгрывается созвучие: Коломна – колонна, и в то же время подчёркивается историческое значение нашей крепости, которая на протяжении нескольких столетий оставалась опорой молодой Московской державы.
Думается, было бы уместно именно белую колонну, увенчанную короной, поместить в центре цветника на Соборной площади. Это придало бы архитектурному ансамблю важный дополнительный смысл и в то же время украсило бы город.
БЛЮДЕЧКО
Ну а что же наш сквер? Конечно же, его огромный культурный и туристический потенциал надо восстановить! Это исторический памятник, поскольку здесь находился один из финно-угорских посёлков, с которых начиналась история Коломны. Здесь пролегала когда-то стена Коломенского кремля. «Блюдечко» – это часть коломенской традиции, постоянное место прогулок. И, наконец, это литературный памятник, воспетый Лажечниковым, Соколовым-Микитовым, Чаяновым…
Навеки остался в литературной истории Коломны чудесный «садик соляного пристава» из романа Лажечникова «Беленькие, чёрненькие и серенькие». А образ беседки, где в начале ХХ века продавали газировку и мороженое, до сих пор встаёт перед глазами читателей «Авы» и «Истории парикмахерской куклы». Да что там! Многие коломенцы до сих пор вспоминают летнее кафе «Пеньки», куда мы ходили в 1970-е годы.
Для того, чтобы воссоздать лажечниковский садик с несколькими кустами роз, акаций и с цветниками, много хлопот не требуется. И совсем несложно повторить лёгкую деревянную беседку для продажи мороженого. Когда на «Блюдечке» появятся центры притяжения гуляющих – сквер оживёт.
Но в заключение хотелось бы обратить внимание на ещё одну очень важную вещь. Ведь наши предки и мы сами приходили сюда не только ради какой-то практической цели. Прежде всего люди шли в старинный сквер, чтобы полюбоваться прекрасной панорамой. С «Блюдечка» открывался изумительный вид на «извивную» реку и замоскворецкие дали, на Бобреневское поле и его святыню.
Но в последнее время деревья на противоположном берегу разрослись, и вид на Бобренев монастырь практически закрылся… Хорошо бы нашим коммунальщикам проредить деревья или, по крайней мере, подрезать кроны так, чтобы священная обитель вновь открылась очам коломенцев и их гостей.
Помнится, в те времена, когда я работал в музее, специально приводил сюда экскурсантов, чтобы полюбоваться на окрестности и сказать несколько слов по истории Бобренева. Хочется надеяться, что люди снова начнут приходить на берег Москвы-реки, чтобы прикоснуться к нашей Истории!

Роман СЛАВАЦКИЙ


Слово пастыря
РАДУЮТСЯ НЕБО И ЗЕМЛЯ

В эту священную ночь радуются небо и земля. Радуемся сегодня и мы, христиане, совершая великий и священный праздник пришествия в мир Сына Божия.
Христианство – это не только идеология или учение, это не воспоминание чего-то давно бывшего и навеки ушедшего, это не вчерашний день, хотя его таким многие хотели бы видеть. Христианство – это нынешний день, это живая божественная действенная сила. Всё, что совершается в Церкви Христовой, это не только светлое воспоминание, это каждый раз новое и живое событие, без которого не существовала бы Церковь Христова на земле. Это событие вчерашнего, сегодняшнего и завтрашнего дня. Вот почему, братья и сестры, святая Церковь задолго до праздника Рождества Христова, и особенно в эту священную Рождественскую ночь, призывая верующих чад встречать воплощённого Христа, воспевает: «Христос рождается, славьте!» – не «Христос родился», но «Христос рождается». Это значит, что Боговоплощение есть вечно живое событие в бытии всего мира, в истории человечества, в деле нашего спасения. Сын предвечно рождается от Отца. Христос действительно постоянно рождается в сердцах тех, кто открывает Ему двери сердца, кто приносит Ему душу свою, как земля принесла вертеп, кто разум свой предоставляет Ему, как предоставила Преблагословенная Дева Свою утробу, соделавшись Престолом вечно царствующего Сына Божия. Рождество Христово, совершившееся две тысячи лет назад в Вифлееме иудейском, – и ныне для нас близкое жизненно-спасительное событие.
Почему же с такой радостью Церковь прославляет Рождество Христово? Что принесло миру Воплощение Сына Божия? Почему верующие сердца наполняются в эту священную ночь трепетным благоговением и чувством радости? Прежде всего, через воплощение Сына Божия мир увидел Спасителя. Через воплощение Сына Божия мы получили с высоты востока тайну Божественного ведения, воссиял миру свет разума, и мы, воссылая славу Богу, кланяемся Солнцу Правды. «Ныне Дева Пресущственного раждает, ныне ради нас Превечный Бог становится Отрочем».
Рождество Христово принесло миру Откровение о Боге Отце, Сыне и Духе Святом. Эта тайна открывается миру и людям через Сына и «кому Сын хочет открыть» (Мф.11:27). Рождество Христово пролило новый свет на личность человека, на судьбы людские, на наше высокое человеческое призвание и богоподобное назначение. Наконец, только благодаря Рождеству Сына Божия мы получили возможность самым тесным образом, познав Бога, органически соединиться с Ним в таинстве святой Евхаристии, в причащении Его Тела и Животворящей Крови.
Неисчислимы блага, которые благоволил Бог послать миру через Воплощение Сына Божия. Если Рождество Христово – историческое событие, если с пришествием в мир Сына Божия мы познали Бога и себя, почему же, братья и сестры, не все принимают Его? Причина тому – лень и беспечность человеческая. Святая Церковь зовет сегодня детей Своих в храм – эту пещеру Вифлеемскую, чтобы здесь обнять Христа своим умом и сердцем. Многие ли из нас тревожат себя в нынешнюю ночь, многие ли готовы лишить себя сна и пожертвовать отдыхом, пободрствовать ради праздника, чтобы прийти в храм прославить Бога и здесь вкусить блаженства неземного? Мир спал в ту священную Рождественскую ночь, мир спит и сегодня. Христос тогда пришёл в мир и для мира, Христос и ныне идёт навстречу миру через века и пространства, Себя отдаёт и терпеливо ждёт, чтобы все образумились и в разум истины пришли: «Се, стою у двери и стучу…» (Откр.3:20), «Отец Мой доныне делает, и Я делаю» (Ин.5:17), «Се, творю всё новое» (Откр.21:5), «Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моём…» (Откр.3:21), «Дух дышит, где хочет» (Ин.3:8).
Не многие сподобились в ту ночь поклониться Воплощённому в Вифлееме. Из этих немногих были простые пастухи Вифлеемские. Они увидели посланников с небес, услышали их благовестие о Воплощении Сына Божия, о той радости, которая, по словам Ангелов, будет всему миру.
Достигли тогда Воплотившегося и поклонились Христу три восточных мудреца, принёсшие Ему свои скромные дары. Каким же образом волхвы сподобились достигнуть Рождшегося Господа? Они водимы были небесной звездой, указавшей им путь и место, где родился Христос Спаситель.
Можем, братья и сестры, и мы быть подобными в своём богоискательстве этим трём счастливцам, потому что тоже имеем путеводную божественную звезду, вводящую нас в истину божественной правды и вечной жизни. Эту звезду даровал нам Господь, звезда эта – наша святая православная вера. Пусть она руководит нами и приведёт нас к яслям Воплощённого Слова Божия, где откроются сокровища мудрости и истины. В эту священную ночь возблагодарим Христа, Воплотившегося нас ради человек и нашего ради спасения, за то. что мы сегодня оказались в числе тех немногих, которые, соединяясь с Церковью небесной, творят молитву в храме Божием, прославляя Прославльшего нас Бога.
Да просветит Воплотившийся Христос Спаситель всех нас светом Божественного разума, да утвердит веру нашу. Пусть эта вера будет нашей силой во всяких жизненных испытаниях. Пусть она и впредь будет нашей звездой на пути к Богу – от земли, этой юдоли плачевной, до светлых сияющих вершин вечной радости и жизни с Богом в Царствии Небесном. Аминь.
Митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан)


Собрание духовенства и мирян

Епархиальное собрание

20 декабря в конькобежном центре «Коломна» под председательством митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия состоялось годовое собрание духовенства и мирян Московской епархии.
В нём приняли участие викарии Московской епархии епископы Видновский Тихон, Серпуховский Роман, Зарайский Константин, Луховицкий Петр, члены Епархиального совета, благочинные, председатели и секретари Епархиальных отделов и комиссий, игумены и игумении монастырей, настоятели приходов, клирики Московской епархии, члены приходских советов и собраний, социальные и молодёжные работники, преподаватели православных гимназий и воскресных школ, миссионеры-катехизаторы, а также активные прихожане.
Собрание посетили первый заместитель Председателя Московской областной думы Н.Ю.Чаплин и глава городского округа Коломна Д.Ю.Лебедев.
В начале собрания митрополит Ювеналий совершил литию об упокоении архиепископа Можайского Григория и клириков Московской епархии, почивших в 2018 году: новопреставленного протоиерея Алексия Волосенко, протоиерея Владимира Ганина, протоиерея Игоря Бондарева, протоиерея Виктора Михеева, протоиерея Владимира Ильчука, протоиерея Михаила Дудинова, протоиерея Василия Сушкова, священника Владимира Котова и священника Павла Филиппенко.
Владыка митрополит передал всем благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и его молитвенное пожелание помощи Божией в служении Церкви Христовой.
Приветственное слово губернатора Московской области А.Ю.Воробьева огласил первый заместитель Председателя Московской областной думы Н.Ю.Чаплин.
Затем митрополит Ювеналий сделал доклад о деятельности Московской епархии в уходящем году. С докладами по профильным направлениям выступили: епископ Зарайский Константин – ректор Коломенской духовной семинарии, председатель Епархиального отдела религиозного образования и катехизации; священник Константин Александров – председатель епархиального отдела по делам молодёжи; протоиерей Марк Ермолаев –председатель Епархиальных отделов по взаимодействию с Вооруженными силами, правоохранительными учреждениями и казачеством; епископ Луховицкий Петр, благочинный церквей города Коломны и Коломенского округа, – с докладом о реализации в епархии программы мероприятий, связанных с почитанием подвига новомучеников; протоиерей Михаил Егоров – секретарь епархиального управления и председатель Управляющего совета Благотворительного фонда по восстановлению порушенных святынь, – с докладом о работе фонда и восстановлении храмов в Московской епархии.
В связи с истечением срока полномочий прежнего состава Епархиального совета состоялось назначение и избрание его новых членов. На основании Устава Русской Православной Церкви и митрополит Ювеналий назначил в состав Епархиального совета: протоиерея Михаила Егорова (секретарем Епархиального совета) и протоиерея Александра Хомяка, благочинного церквей Павлово-Посадского округа. В состав Епархиального совета были избраны настоятель Успенского кафедрального собора города Коломны священник Илия Лукьянов и клирик Троицкого собора города Щелково священник Димитрий Третьяков.
В завершение собрания митрополит Ювеналий выразил благодарность Преосвященным архипастырям, пастырям, благочинным, председателям епархиальных отделов и комиссий, монашествующим и мирянам Московской епархии за жертвенное служение и усердные труды во славу Церкви и поздравил всех с наступающим праздником Рождества Христова и Новолетием.
Затем состоялся концерт Хора духовенства Московской епархии под управлением священника Сергия Голева.
На собрании присутствовало более трёх тысяч клириков и мирян.


ХРАМЫ В ПРОТОПОПОВЕ ОСВЯЩЕНЫ!

Троицкий храм в Протопопове

9 декабря митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершил великое освящение Троицкого и Сергиевского храмов города Коломны (бывшее село Протопопово) и возглавил Божественную литургию в Троицком храме.
Владыке Ювеналию сослужили благочинный церквей города Коломны и Коломенского округа епископ Луховицкий Петр, благочинный Воскресенского церковного округа протоиерей Сергий Якимов, благочинный Люберецкого церковного округа священник Вячеслав Новак, настоятель Троицкого храма протоиерей Олег Горбачев, коломенское духовенство.
За богослужением молились глава Коломенского городского округа Д.Ю.Лебедев, депутат Московской областной думы, ректор Государственного социально-гуманитарного университета А.Б.Мазуров, заместитель главы городской администрации по вопросам образования, культуры, спорта и социальной политики П.Н.Родин, начальник УМВД России по Коломенскому городскому округу полковник полиции В.Б.Зверев, прихожане и многочисленные гости.
За Литургией состоялись хиротонии диакона Василия Агеева во пресвитера, а студента 4 курса Коломенской духовной семинарии иподиакона Димитрия Нестерова – во диакона.
По окончании богослужения епископ Луховицкий Петр обратился к владыке Ювеналию с приветственным словом. На молитвенную память об освящении этого храма он преподнёс митрополиту икону святителя и чудотворца Николая.
Затем владыку Ювеналия приветствовал настоятель храма протоиерей Олег Горбачев.
Митрополит Ювеналий обратился к духовенству и молящимся с архипастырским словом:
– …С глубокой радостью я сегодня совершил здесь освящение этого храма и Божественную литургию. Все здесь напоминало о прошедшем, о вере, которая была непобедима в сердцах наших предшественников. Сегодня справедливо было сказано, что в этом храме служило больше новомучеников и исповедников города Коломны, чем в других храмах нашего города. Мы целый год посещаем различные места, где наши подвижники свидетельствовали своей жизнью и своей исповеднической смертью о вере во Христа. И, слава Богу, наша Коломна возрождается духовно. Когда-то, будучи назначенным митрополитом Крутицким и Коломенским, я здесь нашел только один действующий храм, а сегодня мы возродили все закрытые храмы, строим новые и благодарим Бога, что Он дает нам видеть спасение людей.
Всякий раз мне хочется обратить внимание и на прочитанное за богослужением Евангелие. В святом Евангелии есть несколько мест, где говорится о том, что Христос в субботу исцелял больных, помогал людям, и кого-то это смущало, потому что люди Ветхого Завета помнили, что надо хранить день субботний. И Христос даёт новый закон нам – закон любви. У нас вместо субботы воскресный праздничный день, а в течение года много бывает великих и других праздников. Некоторые, смущаясь, думают, что в праздник ничего делать нельзя, только молиться, а Христос творил милость людям. И вот, сегодняшнее Евангелие назидает и отвечает тем, кто не знает, как проводить праздничный день. Конечно, в первую очередь – в молитве. Сегодня вы показали это, придя в храм Божий, но вокруг нас много людей, которые ждут от нас внимания, какой-то помощи, и, если мы в праздничные дни посещаем больных, немощных, даём милостыню, мы этим исполняем закон любви Божией. Поэтому не смущайтесь, во все дни, когда мы соприкасаемся с трагедией, с нуждой ближних, мы должны в любой день идти к этому человеку и помогать ему во всём, чем можем мы помочь, порой – словом, потому что и слово оживотворяет человека.
Конечно, тяжело вспоминать, как рушились наши святыни, как погибали наши архипастыри и пастыри в прошлом веке, которых мы причислили к лику святых, но Господь даёт нам знамение, когда мы в условиях свободы, которой сегодня живёт Русская Православная Церковь, на месте руин строим новые храмы, а порушенные святыни возрождаем.
Хотел бы горячо и сердечно поблагодарить всех вас, потому что не жертвой одного человека, а всех вас воздвижен этот святой храм. Я всю службу любовался его внутренней архитектурой. Такое впечатление, что где-то не на земле, а на небе находишься во время молитвы в этом новосозданном храме. Я в первую очередь хотел бы Вас, дорогой отец Олег, поблагодарить за то, что Вы много лет подвижнически совершали здесь свое пастырское служение и за два года построили Сергиевский храм. 15 лет прошло со дня освящения этого места, и теперь мы освятили воздвигнутый этот великолепный Троицкий храм.
Митрополит Ювеналий наградил всех, потрудившихся на созидании святыни. Настоятель храма протоиерей Олег Горбачев был удостоен медали Московской епархии «За усердное служение» III степени, С.А.Петрин и И.М.Буянов – медалей Московской епархии «За жертвенные труды» III степени, благотворители, жертвователи и труженики храма – благодарственных и благословенных грамот.
*****
В 1805 г. тщанием помещика П.В.Сельверстова в селе Протопопово Коломенского уезда был выстроен каменный Троицкий храм с колокольней. В 1897 г. на пожертвования местных прихожан построили новую Троицкую церковь с белокаменной отделкой и шатровой колокольней, а также двумя приделами: в честь Святогорской иконы Божией Матери и преподобного Андрея Критского. В 1930-е гг. храм закрыли, а в 1940-е гг. разрушили до основания. Только в 1997 г. в бывшем селе Протопопово, которое стало пригородом Коломны, была воссоздана православная община. В 2003 г. построен деревянный Сергиевский храм. В 2018 г. завершено строительство и отделка каменного храма во имя Святой Троицы.


ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

2 января* – Память праведного Иоанна Кронштадтского (1908).
3 января* – Память святителя Петра, митрополита Московского (1326).
4 января – Память великомученицы Анастасии Узорешительницы (304).
В этот день литургия не служится. Утром совершаются часы навечерия Рождества Христова.
6 января** – Воскресный день. Память святых отец. Навечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник).
Утром совершается литургия Иоанна Златоуста. Вечером – всенощное бдение праздника Рождества Христова.
7 января** – Рождество Христово!
Рождественская литургия начинается в полночь, но в некоторых храмах служат ещё и позднюю праздничную литургию утром – для детей и тех, кто не может прийти на ночное богослужение.
С 8 по 17 января – Святки.
Дни от Рождества Христова до Крещенского сочельника называют святыми или Святками. Это время христиане стремятся провести в духовной радости: посещают храмы, украшенные ёлками и вертепами, навещают близких, славя Христа, устраивают детские праздники и забавы.
Таинство венчания в Святки не совершается, поста в среду и пятницу в эти дни нет.
8 января – Собор Пресвятой Богородицы.
В этот день рождественскую службу в Тихвинском храме Коломны возглавит митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий.
12 января* – Память святителя Макария, митрополита Московского (1563).
13 января** – Воскресный день. Отдание праздника Рождества Христова.
14 января** – Обрезание Господне. Память святителя Василия Великого (379). Новый год по Юлианскому календарю.
15 января* – Память преподобного Серафима Саровского (1833).
18 января – Навечерие Богоявления (Крещенский сочельник).
День постный. По окончании литургии Василия Великого совершается великое освящение воды.
19 января** – Святое Богоявление. Крещение Господне.
По окончании праздничной литургии так же, как и в сочельник, совершается великое освящение воды.
20 января** – Воскресный день. Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
22 января* – Память святителя Филиппа Московского (1569).
23 января* – Память святителя Феофана Затворника (1894).
24 января* – Память преподобного Феодосия Великого (529).
25 января – Память святой мученицы Татианы (235).
27 января** – Воскресный день. Отдание праздника Богоявления. Память святой равноапостольной Нины (335).
30 января* – Память преподобного Антония Великого (356).
2 февраля* – Память преподобного Евфимия Великого (473).
3 февраля** – Воскресный день. Память преподобного Максима Грека (1556).
6 февраля* – Память блаженной Ксении Петербургской (XIX в.).
7 февраля* – Память святителя Григория Богослова (389). Празднование в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» (1640).
9 февраля* – Перенесение мощей святителя Иоанна Златоуста (438).
10 февраля** – Воскресный день. Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Примечания:
* – На утрене совершается полиелейное богослужение.
** – Накануне вечером совершается всенощное бдение.
( ) – Дата празднуемого события или кончины святого.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *