Сентябрь 2018 № 9

МОЩИ СВЯТИТЕЛЯ СПИРИДОНА В КОЛОМНЕ

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла 24 августа с греческого острова Корфу в Россию для поклонения и духовной поддержки верующих прибыла величайшая христианская святыня – десница святителя Спиридона Тримифунтского.
Для миллионов православных верующих в России это событие станет уникальной возможностью прикоснуться к мощам святителя Спиридона, которого наравне со святителем Николаем Чудотворцем почитает весь христианский мир.
Святыня будет пребывать в нашей стране с 24 августа по 15 октября.
Ковчег с десницей святого посетит Краснодар, Екатеринбург, Красноярск, Кемерово, Московскую область, Тулу, Санкт-Петербург, Тверь, Саратов, Чебоксары, Ярославль и Москву.
Два дня святыня будет находиться на Коломенской земле.
8 сентября торжественную встречу честных мощей святителя Спиридона в селе Шкинь под Коломной возглавит митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. Начало встречи – 8.00. В 9.00 владыка Ювеналий совершит Божественную литургию в местном Свято-Духовском храме.
Весь день с 8.00 до 19.00 в шкиньской церкви у святых мощей будут совершаться молебны с акафистом.
Вечером 8 сентября святыня прибудет в Успенский кафедральный собор Коломны. Круглосуточно с 20.00 субботы 8 сентября до 23.00 воскресенья 9 сентября десница святителя Спиридона будет доступна для поклонения верующим. У святых мощей непрерывно будет совершаться молебное пение.
Святителю отче Спиридоне, моли Бога о нас!


МОЛОДЁЖНЫЙ ФОРУМ

23 августа в Москве состоялся III Международный православный молодёжный форум «Прошлое. Настоящее. Будущее». В нём приняли участие представители разных регионов России и других стран.
Форум посетила делегация православной молодёжи благочиния города Коломны.
На одной из площадок форума руководитель межприходского центра имени святого преподобного Стилиана Пафлагонского А.А.Киселева и представители коломенской молодёжи провели презентацию работы своего объединения.


ПАМЯТИ СВЯТИТЕЛЯ ТИХОНА

Мемориальная доска

4 июля на Коломенском заводе состоялось торжественное открытие мемориальной доски на месте разрушенного в 60-е гг. ХХ в. храма Всех святых.
В мероприятии приняли участие благочинный церквей города Коломны и Коломенского округа епископ Луховицкий Петр, генеральный директор Коломенского завода Е.Е.Вожакин, глава Коломенского городского округа Д.Ю.Лебедев, первый заместитель главы Коломенского городского округа А.В.Татарников, настоятель Никольского храма города Коломны протоиерей Сергий Рогожин, настоятель Успенского кафедрального собора священник Илия Лукьянов, рабочие и инженерно-технические работники завода.
После освящения мемориальной доски епископ Петр обратился с приветственным словом к собравшимся.
Памятный знак установлен на стене инженерного корпуса.
______________________
На современной территории Коломенского завода находилось село Боброво, в котором с середины XVIII в. существовал храм Всех святых.
По приглашению рабочих 30 июня 1918 г. святитель Тихон, Патриарх Всероссийский, совершил здесь Литургию. В 60-е гг. ХХ в. храм был разрушен. Позже на его месте был возведён инженерный корпус.


ВСПОМИНАЯ МИССИОНЕРСКИЙ ПОХОД

Миссионерская литургия

В предыдущем номере мы сообщали о миссионерском походе памяти новомучеников и исповедников Коломенских. Публикуем отзывы его участников.
– Поход мне понравился даже больше, чем я ожидала! В нём я была не одна: со мной ходила моя мама. Нам понравилось собирать палатку, сидеть и петь у костра, спать в лесу, ходить пешком, молиться вместе; а Литургия под открытым небом меня просто ошеломила. Под конец похода я, конечно, устала, но всё равно смогла бы пройти ещё больший путь!
Акрамова Варя, 13 лет
– Хочу выразить благодарность организаторам миссионерского похода за возможность посетить святые места Коломны в замечательной компании! Принимаю участие уже второй год, и каждый раз время пролетает незаметно и легко. Казалось бы: обычный поход, литургия и несколько молебнов, чего тут удивительного? Но на самом деле там какая-то особая атмосфера: путь – легок и почти незаметен, а служба в полуразрушенном храме или вообще под открытым небом проходит на одном дыхании. Рекомендую всем сходить в следующем году в этот замечательный поход, если даже у вас нет палатки или спального мешка: вам всегда помогут и обеспечат всем необходимым.
Комлев Даниил, 17 лет
– Огромная благодарность участникам и организаторам миссионерского похода! Это замечательная традиция, к которой мы и наши дети хотели бы приобщаться каждый год. Также отдельное спасибо отцу Георгию за благодарственный молебен и чтение утренних и вечерних молитв так, что даже невоцерковлённые подростки понимали смысл происходящего. И особая благодарность владыке Петру за благословение на такое историческое событие.
Юлия Косяева, многодетная мама
– Очень хочу поблагодарить организаторов похода: всех, кто его задумал, воплотил, вложил в него свое душевное тепло. Спасибо вам за потрясающие впечатления и чувства! Такое в нём было единение, общность детей и взрослых. И столько теперь появилось людей близких. Низкий вам поклон за такое правильное дело! Очень жду следующего похода.
Анна Зархе, многодетная мама
– В прошлом году я не пребывал на миссионерском походе постоянно, а только присоединялся к нему на некоторых отрезках пути и потому не смог прочувствовать всей его атмосферы и глубины. Теперь я проследовал вместе с паломниками на протяжении всего маршрута, что позволило мне ощутить этот дух единения, близости к природе, друг к другу и к Богу, который так и наполнял пространство вокруг этих вдохновенных людей. Долгие пешие переходы по полям и лесам, приготовление пищи на костре, приятное общение с добрыми друзьями, ежедневная молитва и особенно Литургия под открытым небом – всё это наполняет сердце теплом, приятными воспоминаниями и большим желанием отправиться в это маленькое, но очень важное путешествие вновь.
Киселев Федор, работник отдела религиозного образования и катехизации Коломенского благочиния
– Июль 2018 года оставил в моей памяти глубокий след – мне довелось быть участником миссионерского похода по Коломенской земле. Уже второй год это событие объединяет множество людей, и я невольно начинаю задумываться над тем, что толкает их на данный шаг? Яркие моменты пешего пути, вечерние посиделки у костра и красивые виды природы дают человеку передышку от городской суеты, но одно лишь это не соединит людей. Хочется верить, что нас объединила любовь к нашим Коломенским новомученикам, плодом которой стала общая молитва и причащение Святых Христовых Тайн на совместной Литургии. Для меня миссионерский поход стал символом благовеста, который радостной вестью возвещает миру о том, что подвиг новомучеников живёт в сердцах людей.
Александр Кузнецов, чтец Богородицерождественского Бобренева монастыря


«ФОРПОСТ-2018»

6-12 августа при Христорождественском храме в Апраксино прошел слёт православных семей «Форпост», участниками которого стали 25 взрослых и 45 детей.
Слёт собрал прихожан из разных коломенских храмов. Его организатором и руководителем вновь стала Анастасия Александровна Киселева. Духовное окормление осуществлял настоятель Михаило-Архангельского храма протоиерей Георгий Муравлев. Эти дни были насыщены совместной молитвой, богослужением, духовными беседами, психологическими тренингами, творческими и спортивными акциями.
11 августа благочинный церквей города Коломны и Коломенского округа епископ Луховицкий Петр возглавил Божественную литургию в Христорождественском храме. На ней многие причастились Святых Христовых Таин.
Приведём отзывы некоторых участников слёта.
– «Форпост» был для меня одним из самых ярких событий этого лета. В этом году я была на слёте уже во второй раз. Приехав в прошлом году, я никого не знала, кроме сестры, но быстро со всеми подружилась; а в этом году я уже знала многих. Очень здорово, что в этот раз «Форпост» длился целую неделю! Жизнь у нас протекала очень насыщенно и весело: каждый день был посвящен какому-то жанру литературы, во всех мероприятиях крылся некий смысл.
Что касается меня, то я нерегулярно хожу в храм, да и в воскресную школу тоже; тем не менее, часто молюсь Богу, прошу и благодарю Его. И никогда не забываю, что все испытания, радости и печали посланы не просто так. На слёте же мы много разговаривали и размышляли о Боге и молились Ему. Моя вера стала ещё сильнее. Для меня оказалось приятно и полезно общаться с вожатыми и детьми, большинство из которых были умными и глубокими людьми.
За месяц до «Форпоста» я была в недешевом лагере, и после слета поняла, что у многих людей есть деньги, но нет моральных качеств. И это меня очень печалит и озадачивает.
Теперь я не могу себе представить лето без «Форпоста» и буду счастлива вновь очутиться там.
Надя Берёзовка, 11 лет
– Эта неделя была потрясающая. На слёте я стала ближе с ребятами, с которыми познакомилась в прошлом году. Вместе мы узнали много нового и к концу слёта стали дружным коллективом. Наши ведущие и их помощники старались сделать всё максимально интересным, и у них это получилось. Хочу поблагодарить организаторов и всех ведущих за этот потрясающий слёт. Жду следующего года.
Даша Лягаева, 13 лет
– Огромное спасибо за наш слёт «Форпост». Отдельно поблагодарить хотелось бы наших ведущих, которые, несмотря на все сложности и трудности, проводили для нас интересные и познавательные мероприятия! Спектакли, «Зарница», тренинги, конкурсы – всё это их труды. Яркие впечатления оставила ночная служба, проведённая владыкой Петром и отцом Георгием в нашем храме, а также утренние и вечерние молитвы. А в конце лагеря у нас проходил прощальный концерт, в котором мне особо понравились выступления ведущих и мальчишек из старшей группы. Этот слёт прошёл великолепно, и я с нетерпением жду следующий!
Гриша Киселев, 13 лет
– Слёт мне понравился до жути! Я не хотела, чтобы он заканчивался. Нам там не давали скучать: у нас каждый день были интересные и увлекательные беседы, в один вечер был поэтический квартирник, а в конце лагеря был роскошный бал. Пускай мы ни разу так и не искупались, но зато спасли мир от метеорита! А как только вспоминаю нашу утреннюю зарядку, у меня сразу появляется улыбка на лице. Ещё нас очень вкусно кормили. А особенно понравилась последняя ночь: сидели у костра, пели песни, пили чай, разговаривали, встречали рассвет. Запомнилась Литургия с владыкой Петром, на ней я причастилась.
Спасибо всем организаторам, ведущим и их помощникам за эти чудесные дни!
Варя Акрамова, 13 лет
– В этом году слёт был незабываемый. Каждый из нас нашёл себе новых друзей. Ежедневно проходил час чтения – идея замечательная. Действовала почта: каждый мог подойти днём, взять листок и ручку и написать приятные слова человеку, которому он не может сказать этого вживую, а затем все письма раздавались во время вечерних песен у костра. Ещё нельзя не вспомнить про архиерейскую службу, которая проходила в ночь с пятницы на субботу: все очень ждали приезда епископа, а когда проходила Литургия, много детей и взрослых причастилось. Интересно работали ведущие в этом году: каждый день был расписан по минутам, проводилось множество игр. Варя Персикова, 15 лет
– В прошлом году я был счастлив тому, что смог побывать в качестве участника в таком светлом месте, где всё вокруг окутано заботой и любовью; а в этом году, когда услышал, что буду помощником ведущего, мне стало страшновато, ведь это большая ответственность. Но с помощью наших замечательных ведущих мои страхи обратились морем веселья и радости. Я поистине счастлив от того, что меня пригласили в такую большую и чудесную семью, где каждый от мала до велика уважает, ценит и любит друг друга.
Арсений Суханов, помощник ведущего слета
– Здорово снова было оказаться ведущей на слёте! Участвовать в подготовке, хоть и напряженной, организовывать и проводить насыщенные, яркие и живые мероприятия, а главное – создавать и находиться в этой особой атмосфере, присущей только нашему слёту. Конечно, он получился немного отличающимся от прошлогоднего, но от этого и более интересным, потому что приходилось решать много новых задач. В связи с этим хочу сказать огромное спасибо всем ведущим и организаторам слёта, мы были настоящей командой! Очень рада, что работала рядом с людьми яркими, понимающими, полными желания послужить благому делу. А теперь будем подводить итоги, работать над ошибками и стараться сделать слёт в следующем году ещё лучше!
Надежда Ильева, ведущая слета


У костра

Домой я вернулся со службы воскресной,
И Бог ниспослал мне подарок чудесный –
Отец мой счастливый стоит на пороге:
–Давай собирайся скорее в дорогу!

Автобус, поездка, с вещами рюкзак.
Стою у «Форпоста», не знаю что как.
Внезапно мальчишка поодаль возник:
– Привет, это наша берлога, старик!

Меня провели там, где все собрались.
Он лавку подвинул и крикнул: «Садись!»
Слёт православный объявлен открытым,
И мы разошлись по палаткам разбитым.

Утром проснулись от клика: «Подъём!»
Ботинки, штаны, на зарядку идём.
И просим вожатого нам показать,
Как правильно мышцы пресса качать.

Машина вдали за холмом показалась.
Под тяжестью груза еле добралась.
Трапезничать будем! Все оживились,
Перед вкушением дружно молились.

Ещё мы читали, в «Зарницу» играли,
К балу готовились и танцевали.
Смотрели кино, у костра песни пели.
Я даже не помнил, какой день недели!

Много полезных и добрых идей,
Господь подарил мне хороших друзей.
Часами друг с другом могли говорить
И Господу нашему вместе служить.

Идём на молитву и рядом встаём.
И просим мы Господа Бога о том,
Чтоб новый день этот ладно прошёл,
Никто не был грустен, никто не был зол.

Неделя мгновенно для нас пролетела.
Площадка у леса уже опустела.
Сидим у костра и немного грустим.
Закончился сбор, уезжать не хотим.

Просили мы время не торопиться,
Чтобы успеть нам крепче сдружиться.
Прощались с закатом, встречали зарю.
За всё тебя, Господи благодарю…
Владимир Маликов, 14 лет


ЖИЗНЬ БЕЗ КРЕСТА – ЖИЗНЬ БЕЗ НАДЕЖДЫ

В Евангелии есть такое страшное место, которое, когда читает человек, всегда для него, как Страшный суд. “Кто хочет за мной идти, да отвергнется себя, возьмет крест свой и за мной идет”… Вот такие страшные слова, которые совершенно отражают суть духовной жизни и до конца каждого из нас обличают, до конца каждого из нас пронизывают, каждого из нас делают совершенно безответным перед Богом. Потому что Крест Христов совершенным образом определяет человеческую суть, определяет сердцевину его бытия, определяет его жизнь.
Каждый из нас этот крест носит на себе, каждый из нас этим крестом ограждается. Под словом крест каждый из нас понимает что-то свое, конечно же. В основном это груз неразрешимых проблем, которые нас в этой жизни как бы убивают, не дают нам жить, всячески раздавливают нас. Эти проблемы мы называем своим крестом и мучаемся ими. И для нас, по нашему человеческому понятию, крест – это мука.
Крест – это действительно мука. Это орудие муки, это тот инструмент, который в древности был самым мучительным орудием казни. Это действительно так. Но это орудие муки для христиан является радостью. Придёт крестом радость всему миру… и т.д. И всячески крест этот мы почитаем, носим его, укрепляем им свою веру. И, тем не менее, что же такое крест? Как жить с этим крестом? Что он значит в жизни христианина?
Один мудрый христианин сказал: Кто живёт без креста, тот живёт без надежды. Потому что жизнь этого человека – это постоянный уход от Бога, постоянное прятание в суету этого мира, желание сбросить с себя ответственность, забить свою голову, свое сердце только внешними удовольствиями и призрачными мечтами. Такой человек не имеет надежды, никакой надежды.
А если человек несёт крест, он такую надежду имеет. Потому что жить по кресту Христову, это не просто начать свою жизнь с нуля, это не просто начать своё движение к Христу с какой-то точки из ничего, – это возможность идти за Господом из самой страшной пропасти, последовать за Христом и изменить свою жизнь из такого состояния, когда человек уже и человеком называться не может. Это возможно только с помощью креста Христова. Этот крест, который каждый из нас обязался нести за Господом нашим. Это даёт нам потрясающую надежду на то, что мы, собранные здесь, такие немощные, часто отягчённые совершенно неразрешимыми проблемами в нашей жизни, изломанные прошлыми грехами, имеем возможность, взяв крест, совершенным образом измениться, совершенно преобразиться, выйти из смерти в жизнь, возродиться и воскреснуть в Господе нашем Иисусе Христе. И вот это и есть величайшая радость, счастье жизни христианской. Потому что наша жизнь – спасение в нашей надежде, потому что Господь Своим крестом, на котором Он распялся, дошёл до таких глубин падения, что пронзил этим крестом всю сердцевину человеческого отчаяния и греха. Не осталось ничего, что бы этот крест не победил, что бы он не сломил. И не осталось ничего такого, до чего бы этот крест не достал, не дотянулся бы своей тягой к жизни и бессмертию.
И поэтому наш крест является единственной нашей надеждой на спасение, единственным нашим упованием на то, что наша жизнь изменится, если мы этот крест возьмём и за Христом его понесём. Это и значит – суметь отвергнуться себя. Это и значит – суметь отбросить всё, что мы называем своим, но что на самом деле не наше: грехи не наши, пристрастия не наши, изломанность души, смертность – не наша, это не то, что Господь нам дал, потому что к Богу это не относится, а что не относится к Богу, не может относиться и к нам. И как бы это к нам ни приросло, ни стало нашей маской, которая исказила наше собственное лицо, и каким бы образом это ни стало нашей кожей, но это не наше. Этого надо совлечься, как бы больно, как бы мучительно, как бы страшно это не было. Если мы сумеем так вот совлечься себя, отбросить себя, не испугаться погубить вот эту свою надуманную, пустую, бессмысленную жизнь, тогда мы приобретаем Христа, тогда мы приобретаем истинную жизнь вечную, которую Господь нам даровал своим распятием и своим воскресением. Аминь.
Протоиерей Алексий УМИНСКИЙ


Жизнь с Богом
СВЯТИТЕЛЬ СПИРИДОН

Образ святителя

Житие святителя Спиридона Тримифунтского удивляет искренней простотой и силой свершения чудес. Произведения о блаженном составлялись в IV-XI веках.
Родиною дивного Спиридона был остров Кипр. Сын простых родителей и сам простодушный, смиренный и добродетельный, он с детства был пастырем овец, а пришедши в возраст, сочетался законным браком и имел детей. Он вёл чистую и богоугодную жизнь, подражая Давиду – в кротости, Иакову – в сердечной простоте и Аврааму – в любви к странникам.
После кончины супруги он ещё усерднее стать служить Богу добрыми делами, тратя весь свой достаток на принятие странников и пропитание нищих. Он так благоугодил Богу, что удостоился от Него дара чудотворения: исцелял неизлечимые болезни и изгонял бесов.
В царствование императора Константина Великого и сына его Констанция Спиридон был поставлен епископом города Тримифунт.
В архиерейском сане преподобный не поменял образ мышления и жизни, добавив к милосердным делам пастырское служение.
В 325 г. святитель Спиридон выступал на I Вселенском Соборе, где состязался с философами, проповедовавшими арианскую ересь. Сторонники этой секты отвергали Бога и говорили о Христе как о высшем творении. Простая, но сильная речь святителя защитила христианскую веру и обличила ересь.
Святой отстоял авторитет христианского учения о Троице. Он сжал в руках обожжённую черепицу, так что из неё вышел огонь и истекли вода и глина. Святитель запомнился прихожанам как любвеобильный отец, добрый, но справедливый к людям невежественным. Интуитивно видя тайные прегрешения людей, святой усердно призывал их к покаянию. Тех же, кто отвергал мудрые наставления епископа, ожидала нелёгкая участь.
Находясь в высоком сане, блаженный подавал пастве яркий пример простой и смиренной жизни: следил за овцами, принимал участие в сборе урожая.
Усердная молитва из уст преподобного спасла его родной Кипр от продолжительной засухи и голода.
Спиридон Тримифунтский своими прошениями усмирил жадность и тщеславие коварного торговца, избавив честных поселян от нищеты.
Святой, спешащий на выручку к своему несправедливо оклеветанному другу, смог силой молитвы развести водный поток, преграждающий путь. Судья, узнавший о случившемся, встретил блаженного старца с почтением и справедливо отпустил невиновного друга.
Во время одного из богослужений в лампаде кончался елей, и огонь мог потухнуть. По молитве святителя масло чудесным образом восполнилось в церковной емкости.
Бывали случаи, когда на церковной службе, совершаемой Спиридоном, люди слышали  хор ангелов, прославляющий милосердие Вседержителя.
Блаженный исцелил императора Констанция от смертельного недуга. Однажды он вернул к  жизни мертвого младенца, которого принесла убитая горем мать.
Сократ Схоластик опубликовал интересную историю из жизни преподобного. Воры решили украсть овец, которых пас блаженный Спиридон. Когда преступники пробрались на пастбище, невидимая сила связала их по рукам и ногам. Придя утром, святой обнаружил несчастных воров, развязал их и долго уговаривал встать на праведный путь жизни.
Однажды святой буквально исполнил слова Спасителя, подставив обидчику вторую щёку и обезоружив его своей кротостью.
О дате собственной кончины Спиридон узнал от Господа. В 348 г. святитель окончил земной путь. Его тело погребли в храме, освященном в честь великих апостолов.
Мощи блаженного старца перенесли в Константинополь в середине VII столетия, а в 1453 г. их поместили в монастыре в столице острова Керкира (Корфу). Там они пребывают и сегодня.


ПОМОЩЬ СВЯТИТЕЛЯ И ЧУДОТВОРЦА

Десница святого

Приведём некоторые свидетельства о чудесах по молитвам святителя Спиридона, произошедших в ХХ-ХХI веках.
В декабре 1948 года накануне праздника на Керкиру приехала из Эпира женщина с одиннадцатилетним сыном Георгием. Ребёнок был немым от рождения. Ранее они побывали во многих церквах, где молили Господа об исцелении.
За несколько дней до праздника святителя Спиридона матери мальчика приснился сон, что святой излечит её сына, и тогда она решила отвезти его на Корфу. Три дня мать с сыном молились у мощей святого, и, когда под конец празднования над ребёнком пронесли раку с мощами праведника, Георгий заговорил.
***
Девушка, страдавшая от нервного кризиса, который впоследствии перешёл в психопатию, в минуту просветления попросила отвезти её в храм святителя Спиридона. Войдя в церковь, она приложилась к иконе и к мощам святого и почувствовала, что тяжесть из её головы ушла. Она пробыла в храме весь следующий день и вернулась домой совершенно здоровой.
***
Ольга:
– Подруга детства, решая свой квартирный вопрос, попала в почти криминальную историю: риелторская фирма не собиралась отдавать деньги за проданное ею жилье. Проблема заключалась ещё и в том, что руководство той фирмы находилось в столице, а у подруги, в одиночку воспитывающей дочь, не было денег даже на билет. Они вместе с дочкой и мамой в одночасье превратились в бездомных.
Однажды в слезах она шла по улице, и ноги сами привели её в храм. Настоятель внимательно выслушал её, дал денег на дорогу и адрес, где бы она могла остановиться в Москве. Женщины, приютившие её, стали читать акафист святителю Спиридону. На следующий день подруга отправилась в офис фирмы. Ей удалось встретиться с руководителем. Доставая из сейфа деньги, он посоветовал ей быстрее забирать их и уходить, так как, по его словам, сам не понимал, почему вдруг сегодня решил стать честным человеком. Ещё толком не осознавая что произошло, подруга побежала на вокзал за билетом. И, несмотря на уговоры её добрых хозяек пойти вместе с ними в храм, поехала домой. «Как же я пожалела, что не послушалась и не осталась на службу!» – рассказывала потом она. В поезде её чуть не ограбили – только чудом удалось избежать новой беды.
***
Ещё одна история, похожая на рождественскую сказку, произошла с другой моей знакомой. Выпускница детского дома, она при пожаре лишилась жилья и бродяжничала вместе с четырьмя сыновьями. Жили они в съёмных углах в тяжелых услових. Органы опеки грозились забрать детей. Мы с друзьями молились о них святителю Спиридону. И вот шефство над ними взял благотворительный фонд, множество людей пришло на помощь, и в короткое время необходимая сумма была собрана. Женщина купила небольшой домик. По молитвам святителя Спиридона новую благоустроенную квартиру получила и ещё одна знакомая – тоже выпускница детского дома.
Елена:
– Несколько лет назад мужу предложили работу в Москве. Обещали хорошую зарплату, карьерный рост, и мы, подумав, сорвались с насиженного места. Только переехали, устроились на съёмной квартире – и тут грянул гром: в фирме, где работал супруг, сменился руководитель и привёл с собой новую команду. Муж  остался без работы.
Как жить? Как платить за жильё? Я ещё даже не успела никуда устроиться. И тут по телевизору услышала, что в Даниловский монастырь привезена десница святителя Спиридона. Корреспондент сказал, что этот святой помогает с работой. Предложила мужу съездить. Он неверующий и всегда скептически относился к религиозным вопросам, но тогда он был в таком отчаянии, что согласился.
Мы поехали, приложились к святыне, помолились. А через пару недель супруга пригласили на собеседование в иностранную компанию, причём должность была даже лучше, чем на  прежней работе. Хотя обычно в таких компаниях процесс утверждения длится очень долго, супруга сразу взяли.
Анна:
– Неоднократно обращалась за помощью к святителю Спиридону и всегда получала её, и вот снова пришёл момент, когда поняла, что сама не справляюсь. Выяснилось, что дочке нужен слуховой аппарат – сумма огромная, плюс ещё подготовка к школе. Как всё это решить, если денег едва хватает на проживание? И вдруг звонит сестра, которая живёт в другом городе, и сообщает, что нашлись арендаторы на мою комнату в коммуналке, которую я уже отчаялась продать или сдать кому-нибудь.
Слава Богу за всё! За то, что есть у Него такой молитвенник за нас, недостойных.
Светлана:
– У сестры была тяжелая ситуация: после смерти супруга она никак не могла поделить квартиру со свекровью. Та не хотела жилплощадь продавать – память о сыне, сестра не хотела там жить – всё напоминало о потере. Мучились долго, конфликт вошёл уже в стадию, когда две женщины не могли поговорить друг с другом, не перейдя на крик, и нужен был кто-то, кто сможет их вовремя успокоить. Я уговорила сестру (она не была воцерковлённой) сходить в храм, поговорить со священником. После долгих уговоров та согласилась.
Батюшка с ней побеседовал. Потом подходит она ко мне – на лице недоумение: «Он сказал мне какую-то фамилию странную. Молебен заказать и молиться».  «Кому?» «Спиридону Тримифунтскому», – с трудом выговорила она.
Отвела сестру к иконе святителя, поставили свечи, заказали молебен. Сама про святого Спиридона на тот момент ничего не знала. А на следующий день пришла в храм на службу. И встречает меня наш прихожанин Владимир – Божий человек, мы ему помогали приходом, чем могли. Но на этот раз он ничего не просил, а сам мне в руки подал книжечку: «Это тебе!». Смотрю на обложку – акафист святителю Спиридону. Я дар речи от неожиданности потеряла. Отнесла акафист сестре. Не знаю, молилась ли она, но ситуация разрешилась в скором времени:  свекровь пошла сестре навстречу, и нашёлся вариант с обменом квартиры, который их обеих устроил.
По материалам православных сайтов


МОЛИТВА СВЯТИТЕЛЮ СПИРИДОНУ ТРИМИФУНТСКОМУ

О всеблаженне святителю Спиридоне, великий угодниче Христов и преславный чудотворче! Предстояй на Небеси Престолу Божию с лики Ангел, призри милостивым оком на предстоящия зде люди и просящия сильныя твоея помощи. Умоли благоутробие Человеколюбца Бога, да не осудит нас по беззакониим нашим, но да сотворит с нами по милости Своей!
Испроси нам у Христа и Бога нашего мирное и безмятежное житие, здравие душевное и телесное, земли благоплодие и во всем всякое изобилие и благоденствие, и да не во зло обратим благая, даруемая нам от щедраго Бога, но во славу Его и в прославление твоего заступления!
Избави всех верою несумненною к Богу приходящих от всяких бед душевных и телесных, от всех томлений и диавольских наветов! Буди печальным утешитель, недугующим врач, нуждающимся помощник, нагим покровитель, вдовицам заступник, сирым защитник, младенцем питатель, старым укрепитель, странствующим путевождь, плавающим кормчий и исходатайствуй всем крепкия помощи твоея требующим вся, яже ко спасению полезная! Яко да твоими молитвами наставляеми и соблюдаеми, достигнем в вечный покой и купно с тобою прославим Бога, в Троице Святей славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.


УТРЕНИЕ И ВЕЧЕРНИЕ МОЛИТВЫ

Вечернее правило

Каждый из нас утром и вечером свой день начинает с молитвы Господу по молитвослову. Тем не менее, в древности такой книги не существовало. Возникает вопрос: откуда мы приняли это молитвенное правило?

Рукописи XIV-XVII столетий
Известно, что богослужение мы заимствовали у православных греков. В византийской традиции к суточным службам относились два больших последования – вечерня и утреня и семь малых – четыре дневных часа (1-й, 3-й, 6-й и 9-й), к которым примыкают изобразительны, и две ночные службы (повечерие и полунощница). Вечерня и утреня по сравнению с другими суточными службами имеют значительно более ярко выраженный общинный характер. Вместе с Божественной литургией вечерня и утреня образуют обычный круг вседневных богослужений в храме; прочие суточные службы могут присоединяться к вечерне, утрене и литургии, а могут быть прочитаны и дома. Чтение дома дневных часов (днем), а также повечерия (пред сном) и полунощницы (по восстании от сна) было обычной практикой в Византии и на Руси.
Вплоть до XV века не было того молитвенного правила, к которому мы сейчас привыкли. У греков до сих пор сохранилась древняя традиция чтения суточного круга богослужений дома, в кельях. Как видно из рукописных собраний Иосифо-Волоцкого монастыря и Свято-Троицкой Сергиевой лавры, чинопоследование келейного молитвенного правила начало формироваться только с XV века. До этого благочестивые иноки и миряне дома читали суточный круг богослужений: часы, полунощницу, повечерие и т.д.
Например, исследуя «Малую подорожную книгу» (ок. 1522 г.) белорусского поэта Франциска Скорины, мы можем увидеть, что это издание не включает последований современного молитвенного правила. Часослов, входящий в неё, представляет собой Часослов для частного совершения богослужений суточного круга, что было для Русской Церкви традиционной практикой. Это наблюдение подтверждается источниками XVI века. По словам святителя Афанасия (Сахарова), более ранние источники XI века свидетельствуют о ежедневном совершении утрени и вечерни как нормы молитвенной жизни для мирян. В Древней Руси православные хорошо знали, не только как должно совершать своё келейное домашнее правило, но знали и то, что за отсутствием иерея каждый мирянин может совершать все церковные службы, за исключением таинств.
Все молитвенные правила, относящиеся к частной молитве христиан, можно разделить на группы:
1. Вечернее правило.
2. Утреннее правило.
3. Правила, предписывающие совершать молитву на всякий час (Правило Пахомия Великого).

Вечернее правило
Современное написание молитв («на сон грядущим») взято из одной молитвы повечерия (молитва Антиоха монаха Пандекта: «И даждь нам, Владыко, на сон грядущим, покой тела и души…») и утвердилось не раньше XVII века. Древний же чин вечерних молитв имеет написание «Чин егда должно спасти». Этот чин мы находим в Следованной Псалтири 1495 г. (издание Цетинье). Интересно, что в московских изданиях этот чин надписывается так: «Аще произволяет от подвижнейших инок, наедине в келии своей, совершает молитвы, «егда должно есть спасти». В оглавлении Канонника 1636 г. они называются «спальными». Приведём чин «егда должно есть спасти» из упомянутой Следованной Псалтири: «Рекше Трисвятое; также молитву сию: Боже вечный…; моление к своему ангелу: Ангеле Христов, хранителю…; молитва Богородице: Благаго Царя Благая Мати…; Взбранной Воеводе; Славная Приснодева; также отпуст. И елика аще кто волит, в предстоянии молитв, или в гранесословии Псалтири, или въ коленопреклонении, или в поучении чтении».
Псалтирь с восследованием из Милешева (1544) также содержит чин «егда должно есть спасти». В нём содержится Трисвятое, «Господи, помилуй» (12 раз), «Боже вечный», «Ангеле Христов», «Благаго Царя», «Взбранной Воеводе», «Славная Приснодево», «Все упование Богородице Дево», «Упование мое Отец», «Достойно есть», «Честнейшую», «Господи, помилуй» (3 раза), «Благослови», отпуст. Далее говорится: «И елика аще кто волит. В предстоянии молитв, или в гранесловии Псалтири, или в коленопреклонении, или поучении чтении».
Венецианский молитвослов 1547 года, принадлежавший к той же традиции, что и издание Цетинье, дополняет этот чин тропарями «Помилуй нас, Боже, помилуй нас», полностью приводит тексты всех молитвословий и подробнее описывает обычное начало и завершение чина.
Московская редакция этого чина содержит в себе четыре молитвы, имеющиеся в наших молитвословах.
В сочинениях протопопа Аввакума говорится, что он после повечерия читал, как и мы сейчас, тропари «Помилуй нас, Господи», далее «молитвы спальныя», несомненно, в составе дониконовской Следованной Псалтири, то есть около 5-6 молитв, некоторые из которых отличаются от наших. «Егда вечерню с павечернею отпою, после ужины правило начну: павечерицу, и 4 канон Иисусу, и акафист с кондаки, и икосы: «Воду прошед», и Ангелу, и тропари канонов, и молитвы; та же «Достойно», Трисвятое и «Нескверную», и ещё Трисвятое, и «Даждь нам», и рядом «Боже вечный», и все молитвы спальные, и отпуст, и «Ослаби, остави» вместо прощения, и «Ненавидящих»; также 50 поклон за живыя и за мертвыя. Благословлю, да и распущу черемош. Паки начинаю начало правилу поклонному: «Боже, очисти мя» и молитвы; проговоря «Верую», и огонь погасим, да и я, и жена, и иные охотники ну-же пред Христом кланятца в потёмках-тех… Довершим правило, прощение проговоря, да и спать взвалюсь».

Утреннее правило
Если вечернее правило появляется в XV веке, то утреннее – в XIV. Оно содержится в разных видах и совершенно не похоже на наше современное.
Зачатки утренних молитв встречаются в рукописях в виде небольших последований вроде «крогласных» молитв, читаемых сразу после сна перед полунощницей или заутреней. «Курогласные» молитвы есть во многих сборниках XIII-XIV вв. Во многих рукописях эти молитвы приведены отдельным чином от утрени, что делает их самостоятельной службой суточного круга.
Происхождение «курогласных» молитв восходит к надписанию их в рукописи «Устав Святыя Горы молитвы курогласныя…», и можно сказать об их афонском происхождении.
Известный историк Русской Церкви А.В.Шишкин, исследуя рукопись РГАДА XVI века, утверждает, что в ней содержится утреннее правило, и состоит оно из вступительных стихов, восьми молитв, лишь отчасти соответствующих нашему правилу, а также цикла молитв святителя Кирилла Туровского на каждый день седмицы, весьма распространённое в древнерусских рукописях.
Если рассмотреть содержание самих молитв, то видно, что оно ограничивается просительно-покаянной тематикой; темы хвалы и благодарения, а также ходатайства о нуждах Церкви и мира остаются невыявленными, что также отличает правило от общественного богослужения. «Вечерние и утренние молитвы… изложены так, – пишет святитель Афанасий (Сахаров), – что почти все являются молитвою одного молящегося о нём самом… По правилам Святой Церкви и домашняя молитва каждого в отдельности не может быть только молитвою о самом себе. Поэтому в дополнение к вечерним и утренним молитвам Псалтирь даёт ещё памянник».
Среди прочих правил, относящихся к частному богослужению, можно отметить интересное правило преподобного Пахомия Великого, известного подвижника IV века, которое состоит из обычного начала, Трисвятого по Отче наш, 50-го псалма, Символа веры, чтения Иисусовой молитвы (100 раз), чтения «Достойно есть» и отпуста. Отсюда видно, что часть правила, начиная с начала и до Символа веры, чётко укоренилась в чинопоследовании утренних молитв.
*****
Подводя итоги нашего небольшого исследования, можем прийти к выводу, что, начиная с XIV века, в рукописях, преимущественно монашеского происхождения, появляется утреннее, а затем и вечернее правило. Откуда у иноков возникло желание совершать утренние и вечерние молитвы? Учитывая время появления этих чинов (конец XIV – начало XV века), можем предположить, что, скорее всего, это было вызвано переходом Русской Церкви от Студийского устава и Иерусалимскому, который происходил как раз в это время. Если по Студийскому уставу иноку предписывалось много читать в келье (часы, повечерие, полунощницу), то когда стали переходить на Иерусалимский устав, часть служб, которая читалась в келье, стала совершаться вместе с братией монастыря в храме. Соответственно, когда после богослужения в храме инок возвращался в келью, ему хотелось ещё самому лично почитать какие-то молитвы.
Таким образом, вечерние и утренние молитвы были дополнением к общему правилу для особо усердных монахов. Со временем вечерние и утренние молитвы стали приобретать более пространный вид и вылились в отдельное правило. И оно заменило собой чтение суточного круга богослужения. Издания XVIII века уже содержат утренние и вечерние молитвы как неотъемлемую часть сборников. О том, что эти молитвы постепенно входят в обычное правило, мы можем увидеть по тому, что в издании «Псалтири с восследованием» 1718 года, в описании правил подготовки ко Причастию, они уже упоминаются, хотя и как необязательные.
В 1848 году появляется ставшая потом популярной и часто переиздававшаяся книга «Сокращенный молитвослов», которая содержит практически современный вариант утренних и вечерних молитв, набранных гражданским шрифтом. Её можно считать первой богослужебной книгой именно для мирян. Сокращенный молитвослов не содержал канонов и Последования ко Святому Причащению (возможно, поэтому он и назывался «сокращённым»). Можно предположить, что он был краткой редакцией более полного молитвослова, но изданий такого рода мы не находим ранее XX века. В то же время для келейной молитвы переиздавался Канонник, восходивший к изданиям Следованной Псалтири XVIII века. Он особо оговаривал молитвенное правило для священнослужителей и, видимо, предназначался для келейной молитвы духовенства и монашества. Современный молитвослов, таким образом, стал синтезом дореволюционных Сокращённого молитвослова и Канонника.
С середины XX века уклад церковной жизни конца XIX – начала XX века, в том числе в области молитвенного делания, стал восприниматься как образец, прошедший проверку церковной жизнью. Последования утреннего и вечернего правила по молитвослову в настоящее время рассматриваются как общепринятая норма христианской жизни. Однако исследования показывают, что принятое ныне правило сформировалось как устойчивое последование не ранее XVIII в. В силу этого вопрос о том, насколько правомерна замена этими молитвословиями богослужений суточного круга, чтение которых было нормой для христиан Руси и Византии, остаётся открытым.
Валерий ЗАЙЦЕВ, выпускник КДС


Духовное чтение
НОВЕНЬКАЯ

Мишка Синицын 1 сентября в школу не ходил. Зачем идти, если и так всё известно. Все живы, здоровы, а детали во дворе вечером можно узнать. Зато этот день он со своим другом Лёшкой провёл на Оке. В Притыке выпросили старую плоскодонку, и, сплавляясь по течению, на блесну поймали четырёх судаков и одну щуку. Это был прощальный рыболовный аккорд нынешнего лета.
2 сентября Мишка не сразу нашёл мешок для сменной обуви и теперь опаздывал на занятия. Ворвавшись в вестибюль школы, он налетел на учителя физкультуры и, чуть не сбив его с ног, удачливо увернулся от причитавшегося подзатыльника. За дверью 7-го «а» слышался знакомый голос учительницы.
Постучав, открыл дверь: «Можно войти?» В классе раздались громкий смех мальчишек и хихиканье девчонок. – Миша, ты вчера не был и сегодня опоздал, плохо учебный год начинаешь! – строго сказала Нина Ивановна, классный руководитель и учительница физики. – Что у тебя случилось?
– Его метровый сом чуть не утопил! – ехидно, на весь класс выкрикнул двоечник и недруг Витька Львов.
– Нет, неправда! Это был двухметровый рак, – издевательски произнесла Лидка Быстрова.
Мишка только открыл рот, чтобы рассказать какую-нибудь забавную историю в своё оправдание, но встретил взгляд незнакомой девочки. Она сидела одна на первой парте прямо перед столом учительницы. Единственное свободное место было рядом с ней.
– Зачем вы так, ребята! – прервала веселье Нина Ивановна. – В прошлом году он нам пообещал больше не врать. Ведь так, Миша? – Обещал, – невнятно пробормотал покрасневший Мишка.
– Ладно, проходи и садись вот здесь, – учительница указала на место рядом с незнакомкой.
Весь урок Михаил время от времени незаметно рассматривал соседку. Она была толстая, даже очень, но лицо красивое. Высокий лоб, прямой, точёный небольшой нос, длинные ресницы – это то, что он видел в профиль. Но, когда девочка неожиданно повернулась, Мишка просто обомлел. Её глаза цвета морской волны в окружении длинных, пушистых ресниц казались сказочными бездонными озёрами.
– Да, она самая красивая девочка в классе, нет, во всей школе! – подумалось ему. Мишка неожиданно застеснялся себя – загорелого дочерна, с короткими, ещё не отросшими волосами, с изрезанными леской руками. А вот когда он увидел каким красивым каллиграфическим почерком написано на обложке дневника «Берсенева Римма», устыдился и своих каракулей. Вот, значит, как звали девочку.
Его застенчивые мысли прервала Нина Ивановна: «Сейчас мы с вами прошли третий закон Ньютона. Хотелось бы знать, как вы его усвоили. Львов, как ты понял этот закон?» Витька с грохотом поднялся с задней парты. Он деланно закашлялся. – Это, как его, – начал он и замолчал. – Плохо, Витя, что ты ничего не усвоил. Буду надеяться, что лето в твоей голове сменится осенью. В классе раздался смех. – Не надо смеяться, – учительница вздохнула. – Я думаю, что у многих из вас происходит то же самое. А теперь Берсенева попробует рассказать.
Римма тяжело и неуклюже выбралась из-за парты. В классе воцарилась тишина.
Мишка слышал, как дышала девочка. Её бледные щёки покраснели. Она молчала, опустив голову. – Так что же ты? – поторопила её Нина Ивановна. Молчание и более тяжелое дыхание Риммы. А затем, как будто что-то преодолев в себе, она стала отвечать. Тихо, но отчётливо звучал её голос. Она полностью и правильно ответила.
Мишка понял, почему она вначале молчала. Это, наверное, оттого, что был рядом и чувствовал, как она переживала. Ей было стыдно обнаруживать свои знания после этого недотепы Витьки. Раздался звонок. Все гурьбой бросились из класса, кроме Риммы.
На перемене мальчишки и девчонки стояли двумя группами. Обсуждали новенькую. Кто-то первый назвал её «бочкой», и это обидное прозвище прилепилось к ней на долгое время. Римма все перемены просидела в классе, что-то читала.
Когда уроки закончились, все потянулись по домам. Они остались одни. Римма сидела, опустив голову, наверное, переживая школьный день и антипатию класса. Мишке хотелось как-то поддержать её, ободрить. – Ты на них не обижайся! Они всегда так с новенькими. В прошлом году Серёжка Кулаков пришёл, так его в первый же день вообще отлупили, а теперь свой.
Пошли учебные будни. Отношение класса к Римме не менялось и даже ухудшилось после первых контрольных. Она их писала на «отлично», отвечая у доски или с места, получала только одни «пятёрки», не опаздывала, не имела замечаний и вообще была не как все. Это вызывало у многих зависть и даже злобу.
На физкультуру она приходила одетая и сидела на лавочке в спортзале, наблюдая, как одноклассники занимаются. Были предположения, что из-за обжорства Римма стала такой. Но Мишка знал, что это не так. В портфеле у неё всегда лежало одно яблоко.
Над ним посмеивались, особенно девчонки, мол, влюбился. Но с Мишкой связываться было опасно. Язык у него был острый, а ещё он писал юмористические рассказы и заметки в школьную газету.
Римма держалась мужественно, ни на что и ни на кого не жаловалась… Досаждали ей двоечники и отличницы, которым никак не хотелось утратить лидерство.
Пришла как-то очередь Мишке с Риммой дежурить по классу: следить за чистотой доски, наличием мела, а после уроков прибрать помещение. Мальчик двигал парты, девочка подметала. Справились быстро.
Уже собрались уходить, как Римма что-то потрогала у себя под фартуком на груди и остановилась. Лицо её стало напряжённым и озабоченным.
– Что случилось? – спросил Мишка. – Ничего, потеряла одну вещь. Ты иди, а я поищу, – и она стала неловко залезать под парты, что-то разыскивая. – Да ты скажи что? – Мишка положил свой портфель. – Булавку. – Такую пустяковину и искать, – проворчал Мишка, но включился в поиски.
Под четвёртой партой он нашёл раскрытую маленькую булавку с надетым на неё крестиком. – Нашёл! – обрадовался он. – Спасибо! – Ему даже показалось, что Римма погладила его ладонь. Она отвернулась и приколола куда-то булавку.
Оба носили пионерские галстуки. – Ты что, в Бога веришь? – удивился Мишка. – Верю, – тихо, но твёрдо ответила Римма. – Меня бабушка крестила, даже мама не знает.
Ничего Мишка не сказал, но подумал, что если такая девчонка крест носит, значит, хорошее это дело. И пожалел, что нет у него бабушки.
В третьей четверти освободилось место на четвёртой парте у окна рядом с закадычным другом Колькой. Миша давно мечтал туда вернуться и сразу же пересел.
Римма, войдя в класс и увидев Мишку на другой парте, как-то вся поникла… И стало ему не по себе. Уловил он в Риммином взгляде такую укоризну, такую скорбь, что всей своей мальчишеской душой почувствовал, как предательски поступил. Весь урок он вертелся на месте, с нетерпением ожидая звонка.
На перемене бросился к ней: «Римма, ты не подумай чего плохого! Я ведь там всегда раньше сидел с Колькой! Пойдём, покажу!» Преодолевая её вялое сопротивление и не обращая ни на кого внимания, он потащил Римму к той парте. – Смотри! – он открыл крышку парты. На ней изнутри была вырезана буква «М». – Да что ты! Ничего я не думаю! – смутилась Римма и направилась восвояси. Вокруг шушукались, посмеивались.
– Эй! Берсенева! Теперь одна насидишься, никто с тобой не сядет!- выкрикнул с задней парты Костя Миняев – безнадёжный двоечник и шалопай. – А вот этого не будет! – Миша неожиданно для себя кинул портфель на место рядом с Риммой. Она только вздрогнула от неожиданности. С облегчённым сердцем сел Мишка рядом с Риммой и сразу же услышал тихое, благодарное «спасибо».
Начался урок. Математичка прямо ворвалась в класс. – Сегодня контрольная! – выкрикнула она и стала быстро писать два варианта на доске. Сначала задача, потом примеры. Мишкин вариант был с велосипедистами, другой – с пароходами. Не любил он эти задачи с велосипедами. Умеешь ездить, так всегда вовремя прибудешь, да и соперника, если надо, обгонишь. С пароходами – это интересней. Задумался, вспомнил про Оку.
Решил начать с лёгкого – с примеров. Это он сделал быстро, а вот с задачей не заладилось. И чего это второй велосипедист всё останавливается. То ли воды напился, или цепь у него соскакивает. Между рядами быстро ходила учительница. Она выискивала тех, кто передавал или получал шпаргалки. Вот она остановилась за спиной у Мишки, а у него половина листа чистая, задача-то не решена. Стоит и не уходит.
Вдруг застучали каблуки – кого-то засекла со шпаргалкой. В это время Римма молча пододвинула обрывок бумаги с решением задачи. – Вот даёт: и свою, и мою решила, – удивился Мишка. Услышав приближающиеся шаги, он скомкал бумажку и благодарно прошептал: «Спасибо, я сам».
Когда учительница подошла, первое действие было уже записано. Задачу он решил, а потом всё думал: «Какая хорошая девчонка, и чего же ей так не повезло». На перемене он решил дать бой её обидчикам.
В коридоре впереди всех, подбоченившись, стояла круглая отличница и задавака Галька Травкина. Она уже раскрыла рот, но Мишка пошёл в атаку: «Вы чего к Римке привязались? Хорошая девчонка, получше вас многих! Добрая и вовсе не подлиза, а то, что такая толстая, так это от болезни. Я сам у неё в портфеле лекарства видел. Она мне сегодня решённую задачку подсунула. – А чего она задаётся и к нам не подходит? – Галька не хотела сдавать позиций. – Да, к вам подойдёшь! В первый день «бочкой» обозвали! – поддержал друга Колька. Подошёл Алик Барсов – парнишка авторитетный, боксёр: – Правда, ребята, чего это мы! Не разобравшись, сразу в штыки! Давайте налаживать отношения! – Да что мы, гады какие-нибудь? – обиделся кто-то. Так и порешили. Мишка в класс входил последний. Он видел, что некоторые, проходя мимо, клали руку на плечо Риммы, и удивительно – это были в основном мальчишки.
С этого времени многое изменилось. Римма повеселела, на переменах выходила из класса, стояла с девчонками, иногда смеялась, но больше молчала. К ней стали обращаться за помощью. Она давала списывать домашние задания. Однажды догадалась и развернула учебник у себя на парте, чтобы отвечающий мог туда заглядывать. Ходили слухи, что отстающий Костя ходит к Римме домой дополнительно заниматься…
До окончания школы не было у Риммы близких друзей, но и в стороне от одноклассников она больше не держалась. Все знали, что это надёжный школьный товарищ.
Закончив школу с золотой медалью, она поступила в Бауманский институт. Понимая, что Римме нелегко среди нового окружения, бывшие одноклассники – теперь тоже студенты, её навещали. Мишка почаще других. Осталось у него какое-то чувство ответственности за Римму.
Как-то заметили мы, что по воскресеньям до 12 часов её невозможно было застать, говорила, что ездит в «Ленинку». Казалось странным, что можно сделать в библиотеке за два часа, да ещё дорога на метро. Это была её тайна, и мы не лезли с вопросами. Однажды соседка по комнате, манерная, кокетливая девчонка, крайне недовольная нашим невниманием к ней, с презрением сообщила: «Она в Елоховскую церковь таскается…» Все очень удивились, только я один знал, что это продолжение школьной истории с крестиком. Она шла по жизни с Богом, не то, что мы – «нехристи». Потом студенческая жизнь закрутила Мишку. Знакомства, новые друзья, подруги, забыл он про Римму и больше её не видел.
Через два года после окончания института Михаилу пришлось посетить городское кладбище – умер дядя. Там обратил он внимание на свежий могильный холмик с крестом. На табличке надпись: «Берсенева Римма». Рассказали знакомые, что его одноклассница полюбила парня – сокурсника, и после окончания института привезла его в свой родной город. Отдала она ему своё чистое, отзывчивое, преданное сердце, а он вскоре увлёкся младшей сестрой Риммы. Мишка вспомнил её слова, что она сильная и многое может выдержать, а вот предательства бедное сердце не вынесло и остановилось…
Михаил СТРАХОВ


В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
Новосибирск
15 августа в очередной рейс отправился корабль-церковь «Святой апостол Андрей Первозванный». Ежегодно в рамках духовно-просветительской и благотворительной миссии, организованной Новосибирской митрополией при поддержке региональных властей, корабль-церковь ходит вверх и вниз по течению Оби, швартуясь у труднодоступных населенных пунктов. Миссионеры – священнослужители, врачи различных специальностей, социальные работники – уже двадцать два года оказывают местным жителям духовную, врачебную и социальную помощь.
В этом году участникам миссии предстоит посетить верховье Оби – Сузунский, Ордынский, Искитимский и Новосибирский районы области.
Афон
Министерство иностранных дел Греции новым гражданским губернатором Святой Горы Афон назначило Костаса Димцаса.
13 августа в административном центре Афона городе Карее, в соборном храме Протата, состоялась официальная инаугурация нового губернатора, в которой приняли участие прот и члены Священного Кинота Афона, представлявшие всех 20 святогорских монастырей.
Костас Димцас заверил братию, что в его лице святогорское братство будет иметь своего посла в греческом государстве, дабы соблюдать интересы и доносить до правительства Греции правдивый голос святогорцев. Он также подчеркнул, что будет соблюдать юрисдикцию Вселенского Константинопольского Патриархата над Святой Горой Афон, выразив свое почтение и любовь Святейшему Патриарху Константинопольскому Варфоломею как правящему архиерею Святой Горы.
Новый губернатор Афона в прошлом работал журналистом, а с 2010 г. – генеральным директором Благотворительной организации «Apostoli» Афинской Архиепископии Элладской Православной Церкви и был личным советником Архиепископа Афинского и всея Эллады Иеронима II.
Буэнос-Айрес
9 августа Сенат Аргентины проголосовал против законопроекта, который предусматривает легализацию абортов при сроке беременности до 14 недель. Рассмотрение законопроекта сопровождалось широкой общественной дискуссией, в которой приняли участие представители Православной Церкви.
Свой вклад внесли иерархи РПЦЗ и Сербской Православной Церкви, возносившие молитвы о недопущении легализации аборта в Аргентине. Так, 5 августа в сербском Соборе Рождества Пресвятой Богородицы в Буэнос-Айресе за Божественной литургией епископ Каракасский и Южно-Американский Иоанн (РПЦЗ) и епископ Буэнос-Айресский, Центрально- и Южноамериканский Кирилл (СПЦ) молились о недопущении узаконения детоубийства.
Обоими архиереями была также подписана особая «Декларация Православной Церкви против абортов», в которой в частности говорится: «Православная Церковь утверждает, что жизнь начинается с момента зачатия. Как православные, мы считаем, что Божественный Логос пришел, чтобы воплотиться в человеческое тело Иисуса с момента зачатия (Лк. 1: 26-38); и что Елисавета, мать Иоанна Крестителя и двоюродная сестра Девы Марии, свидетельствует о том, что взыграл младенец радостно во чреве (Лк.1:44), когда она услышала звук голоса Девы Марии.
Аборт убивает человека живого, беспомощного, невинного, имеющего право на жизнь. Кроме того, эмбрион, который вынашивается в утробе матери, не является частью тела матери, а является другим телом, имеющим собственную ДНК и, следовательно, отличным от матери. Мать не может принять решение о жизни своего ребенка в утробе, потому что он человек иной, чем она, живой от зачатия и, следовательно, имеет такое же право жить, как и она».
На площади перед зданием Конгресса Аргентины состоялся православный марш с участием духовенства и прихожан. Люди несли иконы и транспаранты «За жизнь», на которых была изображена встреча святой Елисаветы с Пресвятой Богородицей.
Дамаск
В  православном монастыре святой равноапостольной Феклы в г. Маалюле сирийской провинции Дамаск, разграбленном боевиками, возобновлена монашеская жизнь после освобождения этой территории.
Как сообщил журналистам настоятель монастыря Ильяс Адес, в настоящее время работы по его восстановлению практически завершены.
В обитель вернулись монахини, которые вынуждены были покинуть монастырь из-за войны.
Маалюля была освобождена от боевиков в апреле 2014 года, после чего началось восстановление населенного пункта и монастыря. В этом Сирии неоднократно обещали помочь страны Запада и ЮНЕСКО, однако они так и не приняли участие в работах – восстановление обители ведут сирийские и российские специалисты.
По сообщениям информагентств

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *