Февраль 2018 №2

С ПРАЗДНИКОМ СРЕТЕНИЯ ГОСПОДНЯ!

СРЕТЕНСКАЯ ОДА

Белыми снежными шалями
замкнута наша земля;
а над старинными далями
веют ветра февраля.

Но сквозь покровы просторные,
что развернул вьюговей,
вторят призывными звонами
вечные свечи церквей.

В этих евангельских горницах
меркнет сует суета;
люди с молитвою сходятся –
встретить во храме – Христа,

чтобы пророческим зрением
знать о Предвечной Любви:
«Светлое мира спасение
видели очи мои…»

Словно двухтысячелетнее
в юный вплетается век…
Сретенье! Светлое Сретенье…
Чистый белеющий снег.

Роман СЛАВАЦКИЙ

 

 

РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО В КОЛОМНЕ

На праздничной службе

8 января митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий возглавил празднование Рождества Христова в Коломне.
День начался с Божественной литургии в Тихвинском соборе. Владыке митрополиту сослужили епископ Видновский Тихон, епископ Серпуховский Роман, епископ Зарайский Константин, епископ Луховицкий Петр, секретарь Московского епархиального управления протоиерей Михаил Егоров, настоятель Успенского кафедрального собора протоиерей Николай Качанкин, благочинные и духовенство Московской епархии.
За Литургией молились министр образования Московской области М.Б.Захарова, глава Коломенского городского округа Д.Ю.Лебедев, настоятельница Свято-Троицкого Ново-Голутвина женского монастыря игумения Ксения (Зайцева), настоятельница Успенского Брусенского женского монастыря игумения Екатерина (Варфоломеева), ректор Государственного социально-гуманитарного университета А.Б.Мазуров, многочисленные гости и прихожане.
Богослужебные песнопения исполняли три хора: Коломенской духовной семинарии, Ново-Голутвина монастыря, Успенского кафедрального собора.
Владыка митрополит рукоположил студента Коломенской духовной семинарии диакона Георгия Гагулина во священника.
После заамвонной молитвы было совершено славление перед иконой Рождества Христова.
С приветствием к Владыке митрополиту обратился благочинный церквей г. Коломны и Коломенского района епископ Луховицкий Петр. Он преподнёс правящему архиерею икону Божией Матери «Владимирская».
Затем с архипастырским словом к духовенству и молящимся обратился митрополит Ювеналий:
– …Святое Евангелие напоминает нам о месте Рождества Христова. Мы все мысленно паломничаем в Вифлеем, а я, по благословению Святейшего Патриарха, имел радость и утешение в конце декабря прошлого года находиться несколько дней на Святой Земле, празднуя 170-летие Русской духовной миссии в Иерусалиме и 200-летие со дня рождения одного из выдающихся начальников Миссии архимандрита Антонина (Капустина). Я паломничал ко Гробу Господню, где совершил Божественную литургию, и в Вифлеем, где поклонился месту рождения нашего Господа и Спасителя, поэтому считаю, что имею право передать всем вам благословение Святой Земли, Гроба Господня, Вифлеема, Святой трепетной Голгофы и всех святых мест.
Праздник Рождества Христова напоминает нам о том, как близок всем нам Спаситель. Мы счастливы, что носим в своем сердце веру в Господа нашего Иисуса Христа…
По окончании богослужения в архиерейском доме состоялся праздничный прием, на котором Его Высокопреосвященство вручил юбилейные патриаршие медали «В память 100-летия восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви» председателю совета директоров Императорского фарфорового завода Г.В.Цветковой, председателю правления фонда просвещения «МЕТА» В.А.Сигаевой, генеральному директору ЗАО «Щелковохлеб» И.В.Ларину и ректору Московского государственного областного университета П.Н.Хроменкову. Главе Коломенского городского округа Д.Ю.Лебедеву и начальнику управления образования администрации городского округа Коломна Л.Н.Луньковой Владыка митрополит передал в дар книгу о сотрудничестве Министерства образования Московской области и Московской епархии «Возвещая слово доброе».
В конькобежном центре «Коломна» состоялась митрополичья Рождественская ёлка. Здесь детей и родителей приветствовали и поздравили митрополит Ювеналий, министр образования Московской области М.Б.Захарова, глава Коломенского городского округа Д.Ю.Лебедев.

 

История коломенских храмов
ХРАМ В ПРОТОПОПОВЕ

Храм в начале ХХ века (не сохранился)

В 1300 г. Коломенский край присоединяется к Москве святым благоверным князем Даниилом Московским. С этой даты владения Московского князя на границе с Рязанским княжеством расположились вдоль Оки. Здесь, на месте древнего финно-угорского, а затем и раннеславянского городища, находилась главная переправа через Оку. К ней вела Никольцева дорога (в Зарайск, к чтимому образу Николы).
В 1353 г. была учреждена Коломенская епархия, первая в молодом Московском государстве. Великий князь Симеон Иванович дал кафедре большое содержание. В числе церковных земельных владений среди первых оказалась вотчина на высоком берегу Оки. Так была основана «деревня Протопопова». Название поселения объясняется тем, что доходы от неё шли на содержание кафедрального Успенского собора, возглавляемого протоиереем («протопопом»).
Все значимые посольства в Рязань и Орду переходили реку именно здесь. Одно из самых ярких событий упомянуто Карамзиным в «Истории государства Российского». В 1371 г. молодой князь Димитрий Иванович Московский отправляется за ярлыком на великое княжение. Путешествие в Орду, раздираемую междоусобицами, было опасно. Воспитатель князя Димитрия, святитель Алексий Московский (Бяконт), решил сопровождать князя до окской границы.
Карамзин пишет об этом: «15 июня Митрополит Алексий провожал его до берегов Оки; там усердно молился Всевышнему, благословил Димитрия, бояр, воинов, всех княжеских спутников и торжественно поручил им блюсти драгоценную жизнь государя доброго».
Димитрий вернулся благополучно, с ярлыком на великое княжение.
*****
История протопоповского церковного комплекса восходит к 1374 г. По коломенскому преданию, преподобный Сергий Радонежский, идя от Голутвина монастыря вверх по Оке, пристал к берегу и открыл здесь источник, который с тех пор называется Сергиевым или Святым колодцем. Ныне источник застроен жилыми домами, предпринимались неоднократные попытки его уничтожить, но он существует до сих пор, благоустроен и почитается многими коломенцами.
В 1380 г. на обширном Девичьем поле близ Протопопова состоялся смотр русских войск, идущих на Куликово поле под водительством благоверного князя Димитрия. В 1880 г. на этом месте была установлена большая белокаменная колонна – памятник 500-летию Куликовского похода (монумент не сохранился).
В 1385 г. разгорелась ожесточённая вражда между Москвой и Рязанью. Конец этому безрассудному кровопролитию положил Сергий Радонежский. Преподобный прошёл по Никольцевой дороге, переправился через Оку и двинулся через Зарайск в Переяславль Рязанский ко князю Олегу. Был заключён долгожданный мир. По предположению коломенских краеведов, основание храма Троицы-в-Протопопове относится именно к 1385 г. Церковь стала памятником примирения великих князей. В любом случае, посвящение храма в честь Живоначальной Троицы представляется неслучайным и свидетельствует о пребывании преп. Сергия в наших краях.
По условиям мира князь Димитрий отдавал Олегу Рязанскому земли на правом берегу Оки. Граница между княжествами окончательно пролегла по этой реке. Тогда был основан таможенный пункт, получивший по церкви название Троицкий погост.
Итак, к XVI в. на берегу Оки сложился комплекс: Троицкий погост (погостом называли небольшое сельское поселение с церковью, духовно объединявшей несколько окрестных деревень) и деревня Протопопова. Позднее они соединились в большое волостное село Протопопово.
Со времён Димитрия Донского и вплоть до Ивана Грозного Девичье поле не менее десяти раз становилось местом сбора общерусских ратей для отражения военной опасности с юго-востока.
В связи с этой угрозой в 1512 г. по Никольцевой дороге перевезли в Коломну чудотворный образ Николы Корсунского, позднее, после совершения им в Коломне чудес, возвращённый в Зарайск.
События Смуты не оставили явного отпечатка в протопоповских летописях. Хотя, вероятнее всего, именно здесь не раз переправлялся с войсками через Оку зарайский воевода и великий полководец кн. Дмитрий Пожарский.
*****
В XVIII в. бурные военные времена уходят в историю. Лишь деревянная Троицкая церковь оставалась свидетелем давних событий. Но к концу столетия она совсем обветшала.
В 1805 г. тщанием прапорщика Петра Васильевича Сильвёрстова, владельца соседнего сельца Щепотьева, был выстроен небольшой каменный храм классического стиля с колокольней. Но вскоре он становится мал для стремительно растущего торгово-промышлен­ного села.
В 1897 г. усердием Андрея Салтыкова, семьи Летниковых и других протопоповских прихожан строится новая просторная краснокирпичная церковь с белокаменной отделкой – модерновая трактовка «русского стиля» второй половины XIX в. Здание было высоким, пятиглавым, нарядным, с прихотливой резьбой. Издалека была видна его шатровая колокольня. Характерно, что боковые 4 главы были поставлены не по углам четверика, а по сторонам света – по одной главе на каждом фасаде.
Кроме главного храма Пресвятой Троицы, имелись ещё два придела в трапезной: Святогорской иконы Божией Матери и преподобного Андрея Критского.
*****
Вскоре после переворота 1917 г. настоятель Троицкой церкви священник Николай Беляев занемог. На его место приехал сын. Иерей Георгий Беляев составил одну из ярчайших страниц в духовной летописи Коломны. Одухотворённый и бесстрашный, он непоколебимо исполнял свой долг, несмотря ни на какие гонения. Его арестовывали, допрашивали, устраивали провокации, но батюшка продолжал своё служение. Он проповедовал, учил детей и взрослых, в трудное время собирал продукты для голодающих. В 1921 г., когда по всей стране гремело: «Религия – опиум для народа», он выставил на церкви плакат: «Религия – свет для народа!».
В ноябре 1921 г. батюшку арестовали и отправили в ссылку. Но даже и в неволе он не забывал о своём приходе. Встретив единомышленника – ссыльного иерея Иоанна Калабухова, он рассказал ему о Протопопове. И когда у о. Иоанна закончился срок, он приехал в это село.
А вскоре, в 1925 г., освободился и о. Георгий. Одно время они даже служили вместе. Но о. Георгию был суждён иной путь.
Дарования протопоповского настоятеля заметил Феодосий (Ганицкий), епископ Коломенский. Он благословил о. Георгия принять монашество с именем Никона. И сразу же сделал его настоятелем великой святыни – Богоявленского Старо-Голутвина монастыря.
В то время столь высокая степень не сулила никаких благ – лишь страдания и казнь. Архимандрит Никон стал последним светочем, который озарил историю древней обители. В 1929 г. Старо-Голут­вин монастырь закрыли. Отец Никон провёл три страшных года в Соловецком лагере, а в 1932 г. отправился в ссылку. В 1937 г. он вернулся в Подмосковье, был арестован и на основании ложных доносов осуждён на смерть. Его казнили 10 декабря 1937 г.
Преемник о. Никона на протопоповском приходе, священник Иоанн Калабухов, был арестован в том же 1929 г. за то, что… совершил отпевание на дому! Возмущённые прихожане составили коллективное письмо в защиту своего пастыря. За это церковный староста, Иоанн Летников, тут же был арестован и отправлен в ссылку. 70-летний старец не выдержал заключения и скончался 25 октября 1930 г.
Отец Иоанн, отбыв ссылку, вернулся в Протопопово. В 1933 г. его направили в Луховицкий район, где батюшка и был арестован. Священника расстреляли 26 февраля 1938 г.
Последним настоятелем Троицкой церкви стал протоиерей Виктор Смирнов. По доносу двух местных негодяев его обвинили в «активной антисоветской деятельности». Батюшка мужественно выдержал все допросы и никого не оговорил. Отец Виктор Смирнов принял смерть за Христа 8 декабря 1937 г.
Таким образом, лишь одно село дало Коломенскому краю четырёх новомучеников: исповедника Иоанна и священномучеников Никона, Виктора, Иоанна.
Храм не надолго пережил своих настоятелей. Церковь закрыли в 1938 г. Рассказывали, что когда один «смельчак» решился свергнуть крест с колокольни, то сам упал оттуда и разбился насмерть. Но даже это очевидное знамение никого не остановило. Храм постепенно разрушили в 1940-е годы.
Даже само село предполагалось снести и превратить его в часть микрорайона «Колычёво». Лишь общественное движение конца 1980-х гг. не позволило совершиться этому варварскому замыслу.

Новый Троицкий храм

В 1997 г. была создана православная община храма Троицы-в-Протопопове. Для церковного строительства выделили новый участок, недалеко от прежней святыни, в центре села, на берегу древнего оврага.
В 2002 г. была закончена первая очередь нового церковного комплекса: освятили деревянную крестильную церковь преп. Сергия Радонежского (построена по проекту Константина Ломакина).
Проведено благоустройство Сергиева колодца, развивается просветительская, воспитательная, издательская, благотворительная деятельность, создан Попечительский совет по строительству церкви.
3 июля 2005 г. архиепископом Можайским Григорием был заложен камень в основание нового Троицкого храма. Проект этой одноглавой церкви составлен Антоном Гавриловым по мотивам русского средневекового зодчества. За прошедшие годы священное здание не только выстроено, но и благоукрашено, в нём совершаются регулярные богослужения. Храм вполне приуготовлен к архиерейскому освящению, а церковный участок прекрасно благоустроен.
Точно древний воин в белоснежной броне, стоит на берегу старинного оврага замечательный храм, духовно охраняя землю Новой Коломны: Колычёво и Девичье поле.
Составлено по материалам общины Троицкого храма

 

Духовная поэзия

Образ протопоповских новомучеников

 

ПРОТОПОПОВСКИМ НОВОМУЧЕНИКАМ

Их четверо… Четыре дивных лика,
и давний край – их верой осиян:
Голутвинский игумен – храбрый Никон,
и старец, что в миру Иваном зван.

Вот Никона соратник – Иоанн,
и кто пришёл за ним – священник Виктор…
Они стезёю смертною, великой
вошли навек в бессмертный караван.

Они свои венцы призвали сами;
и приняты святыми небесами
в сиянии немеркнущего дня.

И словно вечный мёд святого сота,
их тёплый взор струится из киота,
свой милый край спасая и храня!

Роман СЛАВАЦКИЙ

 

 

К 80-летию со дня мученической кончины священника Василия Горбачева
СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ВАСИЛИЙ

Отец Василий

Священник Василий родился 4 апреля  1885 г. в селе Нарышкино Сердобского района Саратовской губернии (ныне Пензенская область) в семье крестьянина Григория Горбачева.
Из детства батюшки известен такоjustifyй случай: господам понравился маленький Василий и его сестра, потому что оба были белокуры и кудрявы. Они захотели взять их себе на воспитание, но родители отказались, несмотря на то, что в семье было пятеро детей.
Василий окончил церковноприходскую школу, полюбил пение в церковном хоре и охотно прислуживал в храме. Когда скончалась мать, отец захотел женить сына против его воли, так как в семье не хватало женских рук. Василий покинул родной дом и ушёл в Иверско-Страстной монастырь Саратова, а оттуда попал в Москву – в Свято-Данилов монастырь, где был в течение восьми лет певчим на клиросе.
В 1908 году в саратовской обители отец Таврион подарил Василию небольшое Евангелие и надписал: «Прочитывать ежедневно главу или по крайней мере десять стихов». Это Евангелие он всю жизнь носил с собой. (Евангелие, как и некоторые другие личные вещи святого, хранятся в Никольском храме села Парфентьева).
В 1913 году епископ Иннокентий (Пустынский) взял Василия к себе в город Верный (ныне Алма-Ата) в качестве эконома архиерейского дома. Здесь он в совершенстве овладел церковным пением и стал руководителем большого церковного хора. Батюшка любил играть на скрипке и впоследствии возил инструмент с собой повсюду.
Во время Первой мировой войны Василий Горбачев служил в армии, был псаломщиком в полковой церкви, а также выполнял хозяйственные поручения.
Однажды он ехал по церковным делам в поезде, который был остановлен какими-то вооруженными людьми, по-видимому, местными бандитами, и его как служителя Церкви повели на расстрел, но вдруг налетел отряд регулярной армии, и он остался жив. Батюшка вспоминал: «Я помолился Богу, и ничего со мной не случилось». Видимо, не настал ещё час Василию пострадать за Христа. Бог сохранил его для служения в священном сане.
В 1918 году Василий женился на Вере Афанасьевне Трофимовой и был рукоположен во диакона. Жизнь в большом городе была тяжелой: нехватка питания, очереди, ожидалось рождение первенца. Поэтому супруги приняли решение уехать в село Ванновское Черняевского района Сыр-Дарьинской области. Здесь они завели свое небольшое хозяйство. У них родилось трое детей.
В 1923 году отец Василий переехал с семьей в Саратов, где служил диаконом – сначала в соборе Петра и Павла, а затем в храме Рождества Христова.
А в стране полным ходом шло строительство советского государства, ломались все старые устои. Служащие Церкви лишались права голоса, объявлялись «лишенцами». Многим клирикам предлагали публично отречься от Христа, но это было немыслимо для отца Василия.
Вскоре началась коллективизация, в Поволжье наступил голод. Вводились хлебные карточки, которых «лишенцы» не получали. Семью из пяти человек нужно было кормить. Доходы в Церкви становились мизерными, зато налоги с «церковников» брали большие.
По воспоминанию дочерей, отец Василий брался за любую работу: клал печи, чинил часы, крыл крыши – благо с детства руки были приучены к труду, да и смекалки хватало.
Однажды налоговый агент, пришедший с бумагами по оформлению, застал отца Василия за перетягиванием пружинного матраса. Это его удивило, ведь «церковники» преподносились обществу как лодыри и тунеядцы. Чиновник спросил, почему он не бросит церковь в такое-то тяжелое время при таких-то золотых руках. На это отец ответил, что посвятил себя служению Богу по глубокому убеждению и никогда не отступит: «Пока будет открыт хотя бы один храм, я буду в нём служить».
Детей своих он воспитывал согласно Закону Божию, радовался, когда они приходили в храм на службу и участвовали в таинствах.
В январе 1924 года умер старший сын – Виктор. В 1926 году родился четвертый ребенок, которого тоже назвали Виктором. С трёх лет отец часто брал его с собой в храм на службу и умилялся, когда мальчик, не шелохнувшись, стоял со свечой у Царских Врат во время архиерейской службы.
Сам отец Василий показывал детям пример христианской любви к ближним. По воспоминанию дочерей, где бы они ни жили, куда бы ни переезжали, у него везде находились друзья. Все его любили.
Однажды в Саратове он как-то привёл в дом одного незнакомого человека. Покушали они, поговорили. Проводил он гостя, а супруга ему заметила, что он её без обеда оставил. Отец ответил: «Ну, ты знаешь, это такой человек! У него никого здесь нет знакомых. Ты бы мне сказала потихоньку, я б не стал обедать».

Никольский храм в Парфентьеве

Никто не слышал от отца Василия ни одного бранного слова, а когда, бывало, обидит кто его или раздражит, он скажет только: «Ах, искушение!»
В 1930-е годы голод вынудил семью покинуть Саратов и переехать в Московскую область. Сначала диакон Василий получил назначение в село Марково на границе с Владимирской областью.
Там была только начальная школа. Старшим детям негде было учиться, поэтому через несколько месяцев он попросил перевести его в другой район.
Его назначили в церковь села Ильинский Погост Куровского района. Рядом была деревня Беззубово с семилетней школой. Там и обосновалась семья. В этой деревне они прожили полтора года.
В 1936 году отца Василия перевели в Никольскую церковь села Парфентьево рядом с Коломной.
К этому времени многие храмы в Коломне были уже закрыты. Среди немногих действовавших оставалась церковь Петра и Павла. Здесь отец Василий неожиданно встретил друга своей юности из Алма-Аты – диакона Григория Самарина (тоже священномученика). Вскоре друга арестовали.
Отец Василий с юности любил рисовать, и в Парфентьеве он не только служил диаконом, но и занимался реставрацией настенных росписей в храме.
Осенью 1936 года арестовали священника в Парфентьеве и под этим предлогом хотели закрыть храм. Тогда по просьбе прихожан диакон Василий решил стать священником. Он знал, на что шёл. Его рукоположили, и церковь открыли на короткое время. Но затем храм был вновь закрыт, а священника Василия Горбачева перевели в церковь села Большие Вяземы под Звенигородом.
Отца Василия арестовали в праздник Сретения Господня – вечером 15 февраля 1938 года. Батюшку после службы пригласили совершить требы в домах прихожан. Накануне этого дня к нему приехала жена (семья жила в Парфентьеве), и она стала свидетельницей ареста мужа.
Когда он вернулся домой, его уже ждали сотрудники НКВД, которые устроили обыск, но ничего не нашли, кроме богослужебных книг и нот церковных песнопений.
В то время священнослужители вне храма обычно ходили в гражданской одежде. И когда жена по привычке предложила ему одеться в светское, он ответил: «Нет, я пойду в рясе. Я этому посвятил всю свою жизнь». Перед выходом из дома отец Василий надел скуфью, зимнюю рясу и сказал матушке, чтобы нигде его не искала – если жив будет, даст о себе весточку.
Батюшку заключили в Можайскую тюрьму. На допросах волю его не сломили. Он не признал несправедливых обвинений в контрреволюционной агитации.
19 февраля 1938 года Тройка НКВД приговорила отца Василия к расстрелу. Священник Василий Горбачев был убит 26 февраля 1938 года и погребен в общей безвестной могиле на полигоне Бутово под Москвой.
Семья ничего не знала о судьбе батюшки. Дети, ожидая его возвращения, часто смотрели на дорогу. Иногда им казалось, что идущий по ней человек – их папа. Они подбегали ближе, но видели, что это не он. Правду о судьбе отца узнали лишь в 1989 году.
Отец Василий причислен к лику святых в 2001 г. Память его совершается 26 февраля.
В Коломне живут внуки и правнуки святого. В 2000 году Коломенское телевидение и православное братство Дмитрия Донского сняло фильм «Путь Христов» об отце Василии с участием его дочерей – Таисии и Лидии.
Священномучениче Василие, моли Бога о нас!
Протоиерей Игорь БЫЧКОВ

Церковь и культура
СЛАВЬТЕ ХРИСТА РОЖДЕНЬЕ!

В ДК «Цементник»

Святки  на нашей земле  издревле отмечались народными гуляниями, весёлым  колядованием, детскими ёлками и взрослыми балами. Всем хотелось ощутить радость вифлеемского события и поделиться ею. И сегодня эти традиции продолжаются.
В снежный святочный вечер 10 января снова, как и в прошлом году, распахнул свои двери для взрослых и детей гостеприимный Дворец культуры «Цементник» в Щурово. Центр развития культуры и искусств «Дарование» подарил зрителям концерт «Свет Рождества».
В нём приняли участие вокальный ансамбль академического пения «Голоса Коломны»  (руководитель и педагог И.Н.Ильина), балетная студия  «Арабеск» Центра детского творчества (руководитель Р.В.Логачева). Зрители увидели танец «Рождественская звёздочка» в исполнении солистки балетной студии «Грация» ДК «Коломна» Минаевой Софьи.
К  гостям праздника обратился настоятель Покровской церкви Коломны протоиерей  Сергий Федченко. Он подчеркнул, как важно для каждого из нас самоумаление Спасителя, ставшего человеком, чтобы человек стал богом.
Слово батюшки стало своеобразным лейтмотивом праздничного концерта, сдержанно-радостного, лиричного, лучистого и тихого, как вифлеемская ночь. В исполнении лауреатов областных, всероссийских и международных конкурсов прозвучали «Ave Maria» Дж.Каччини, «Как хорошо, когда Господь с тобой» (Герман Федченко), «Поручение и молитва» Варламова (Кирилл Чубко), «Баллада о трёх сыновьях» (Ева Троницкая), а также стихотворение о крошке-ангеле, искавшем дитя, достойного небесной ёлочки (Мария Долматова и Н.Ф.Мосийчук). Эти выступления  побуждали  к размышлению о духовном и нравственном, о сердечном выборе Бога и следовании Ему.
Умилительно, детски-наивно и искренно прозвучала песня «Ну где, скажите, где та звездочка горит» в исполнении самой юной вокалистки Софии Коденцовой (7 лет). Похоже, Вифлеемская звезда стала главной героиней концертной программы.
Проникновенно  прозвучала  в исполнении  Ирины Ключниковой песня о родной Руси «За тихой рекой».
Ансамбль вокалистов  «Голоса Коломны» представил трогательные песни:  «Рождественская звездочка»  и «Творите добрые дела». Последняя прозвучала как напутствие всем – совершать дела милосердия во имя Христа Родившегося.
Прекрасные слайды на огромном экране помогали полнее воспринять смысл исполняемых музыкальных, поэтических произведений  и хореографических номеров.
Все дети-вокалисты не просто старались, они по-настоящему отдавались душой музыке и залу, ведь большинство из них – воспитанники различных воскресных школ города, и праздник Рождества Христова для них – главный, любимый, долгожданный.
Зрители унесли в своих сердцах необыкновенное впечатление, эстетическое удовольствие, тихий негаснущий свет Христова Рождества.
*****
11 января юные христославы из вокального ансамбля «Голоса Коломны» Центра развития культуры и искусств «Дарование»  принесли  свет Рождества в Коломенский городской центр социальной помощи семье и детям. Песни и стихи, исполненные профессионально и душевно, были восприняты собравшимися зрителями как музыкальный подарок. По окончании рождественского праздника настоятель храма Казанской иконы Божией Матери с. Грайвороны протоиерей Димитрий Измайлов вручил подарки  детям: и зрителям, и участникам концерта.
Верится, что сердечное тепло юных артистов отзовётся в душах детей с непростыми судьбами и найдётся в них место для Христа Спасителя.
*****
В третий раз концертная программа «Свет Рождества» прозвучала уже не на коломенской земле. 15 января воспитанники Центра «Дарование» посетили православную среднюю общеобразовательную школу-пансион «Плесково» в  Москве. Расположена школа в живописном месте, рядом с усадьбой графа Шереметева.
Приняли юных музыкантов очень радушно: провели экскурсию по школе, показали библиотеку и историческую усадьбу. В домовом храме школы в честь преподобного Сергия Радонежского ребята пропели тропарь Рождества Христова. Гостеприимные хозяева предложили и трапезу. Закончилось знакомство с православной гимназией и ее воспитанниками концертом коломенских музыкантов. Теперь мы ждём друзей из православной школы-пансиона «Плесково» с ответным визитом в Коломну.
С.ФЕДЧЕНКО

БЛАГОВЕСТИЕ
20 января в Никульском сельском клубе состоялся II Открытый фестиваль православной песни «Благовестие». Организаторами фестиваля стали Коломенское благочиние и управление по культуре и туризму администрации Коломенского городского округа.
С приветственным словом к участникам и гостям обратился ответственный в благочинии города Коломны и Коломенского округа за миссионерское служение, настоятель Покровского храма села Никульское священник Иоанн Бакушкин.
Концертная программа включала выступления взрослых и детских творческих коллективов, исполнение музыкальных произведений на гуслях, декларирование стихов. Завершился фестиваль вручением грамот и памятных подарков участникам.
«Радостно на свете с Господом Христом!»
Это главное ощущение радости не закончилось в нашем храме с последними словами молитв рождественской службы. Прекрасное праздничное настроение умножилось во время концертной программы: ученики воскресной школы «Покров» вдумчиво и по-детски искренно читали стихи о родившемся Богомладенце, о Вифлеемской звезде, о всеобщем ликовании земли. Студенты 1 Московского областного музыкального колледжа: Виктор Макаренков (саксофон), Павел Андреев (гармонь), Феодор Федченко и Дмитрий Дорофеев (дуэт гитар)  исполняли произведения, которые то погружали слушателей в атмосферу зажигательной колоритной народной музыки, то переносили старшее поколение прихожан во времена ушедшей юности и молодости, заставляя забывать о возрасте.
В праздник Рождества Христова уместно напомнить и о делах милосердия, ведь «без дел молитва не жива, ее Всевышний не услышит». Небольшая сценка об истинной любви и доброте, о готовности ребёнка отдать всё и лучшее нуждающемуся, а значит, Богу, очень тронула зрителей и напомнила призыв Христа: «Будьте как дети».
Участники концерта в Покровском храме Коломны сумели подарить слушателям настоящее святочное настроение!
С.ФЕДЧЕНКО

Слово пастыря
ПОСВЯЩЕНИЕ ГОСПОДУ

Образ Сретения

Праздник Сретения Господня не только символически показывает завершение Ветхого Завета и начало рождения Нового Завета, но ещё в нём сокрыт некий глубокий смысл. Во-первых, он учит нас послушанию.
«Когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа». Матерь Божия не нуждалась в днях очищения, потому что рождение Её Дитяти произошло чудесным образом, но несмотря на это Она за послушание исполнила закон, который был в то время в Её народе.
Закон повелевал, чтобы каждый рождённый младенец-первенец был посвящен Господу. И Сретение Господне – это день, когда Младенца Христа на сороковой день после Его рождения приносят в храм, чтобы поставить Его перед Богом. «Как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу, и чтобы принести в жертву… две горлицы или двух птенцов голубиных».
Жертва приносилась в знак очищения и в знак благодарности Богу. Когда человек благодарит, обычно это выражается в том, что он нечто от себя отрывает и даёт другому. И при принесении младенца во храм приносили с собой и жертву. Тогда у немногих людей были деньги, и жертва была установлена в форме приношения птиц, которые отдавали на храм, и они шли в пищу священнослужителям или обслуживающим храм людям.
Но смысл духовный того, что Матерь Божия пришла в храм, не в этих жертвах и не в очищении, в котором Она не нуждалась, потому что была Приснодевой, а в поставлении перед Богом. Этот обычай перешёл и в Церковь Господню: крестить ребенка на сороковой день после рождения в память о Сретении Господнем, чтобы с самого младенчества своего человек посвящался Богу. Хотя дитя ещё не имеет веры, и не может отличить правду от лжи, и не знает грамоты, но родители, принося его в храм, как бы ручаются Богу за него, что он будет воспитан в богопочитании, в любви к Богу и к закону Божию. Сейчас, правда, крещение редко приходится на сороковой день, обычно его совершают позже, но само стремление во что бы то ни стало крестить ребёнка, хотя родители часто и не понимают, зачем они это делают, идёт как раз от этого обычая, который укоренился очень прочно.
В наше время суть поставления человека перед Богом выхолостилась. Родители, принося ребёнка крестить, часто даже и не думают о том, что они посвящают его Богу, у них на этот счет бывают какие-то другие соображения, а иногда и никаких соображений, а просто: вот так принято, и мы так будем делать. На деле же, когда родители приносят в храм младенца, они тем самым свидетельствуют перед Богом: то, что Ты нам дал, Господи, мы отдаём Тебе. Ведь действительно младенец – это дар Божий, потому что не от родителей зависит его рождение, они не могут повлиять даже на цвет волос будущего ребёнка. Как Богу угодно, такой младенец и будет. Родится ли Суворов, или чемпион мира по шахматам, или родится человек болящий с детства, или музыкант, или художник, или хороший токарь – это закладывается Богом. Господь является Отцом и Создателем человека. И то, что Бог дал, Богу и до́лжно вернуть. Принося ребёнка в храм, родители этим как бы говорят: Господи, Ты нам дал этого младенца, и вот мы обещаем: мы будем воспитывать его в послушании, в любви к Тебе, в страхе Божием, в исполнении Твоего закона. В этом и есть глубокий смысл посвящения человека Богу.
И каждый из нас, здесь собравшихся, некогда был крещён, то есть освящён и посвящён Богу; каждому из нас дана благодать, каждый получил сыновство от Бога. Хотя мы рождены по плоти от грешных родителей, но крещение наше есть знак избрания, знак принадлежности к новому народу Божию, к сынам Божиим. Каждый человек в крещении усыновляется Богу. И как не подобает сыну великого царя или высокопоставленного или талантливого человека вести себя неподобно, так же и христианину. Никто не удивляется, если дед пил, отец пьёт, а сын в тюрьме сидит – это закономерно. Но когда говорят: отец писатель, хорошие книжки пишет, а сын его наркоман, или пьёт, или в тюрьме сидит – здесь уже какой-то диссонанс: как же так, сам папа такой, а детки-то у него вот какие. К несчастью, мы, будучи чадами великого Царя Небесного, часто в жизни своей ведём себя совершенно неподобающе, как будто не Он Отец наш Небесный, как будто не Ему мы были посвящены в крещении, как будто наши родители или мы сами не поставили себя перед Господом, чтобы всю жизнь отдать Ему.
Господь говорит: «Да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» – потому что добрые дети прославляют своих родителей, и те радуются, глядя на послушных и воспитанных в нравственных правилах детей. Тем паче Отец наш Небесный радуется, когда мы исполняем повеления Его. И часто люди благодарят родителей за то, что они воспитали хороших детей, – тем более важно, чтобы, зная, что мы христиане, что мы дети Отца Небесного, они прославляли Бога.
Посвящение нас Богу имеет огромное значение, и нам о нём никак нельзя забывать. Мы не просто какие-то люди, мы крещены во имя Отца и Сына и Святаго Духа, на нас лежит печать избрания, мы царское священство, каждый из нас по благодати является царем и священником. Царем – по наследству, потому что мы должны наследовать Царствие Небесное, если Господь не лишит нас его за то, что мы отказались от своего сыновства. Когда ребёнок отрекается от отца, он перестаёт быть наследником. Поэтому если мы откажемся от сыновства, то и мы не наследуем Царство Небесное, как лишившиеся своего царского достоинства.
И независимо от пола и возраста каждый крещеный человек является также священником Господа Вседержителя, призванным приносить жертву, благоугодную Богу. А если мы не чтим Бога, не приносим Ему жертву, то мы отказываемся и от своего священства. Что должен человек приносить в жертву Богу? Всё, всю свою жизнь. Каждое наше слово, каждая мысль, каждое действие, что бы мы ни делали: трудимся ли мы на работе, делаем ли что-то по дому, воспитываем ли свое дитя, – должны быть для Бога: смотри, Господи, мы для Тебя трудимся. Совершенно неважно, что мы делаем, а главное – как; чтобы Господь радовался, глядя на нас.
Любой матери не так уж важно, химик её сын или плотник, лишь бы хороший человек был. Конечно, ей по тщеславию хочется иногда, чтобы сын стал академиком или премьер-министром – помыслы иногда у некоторых так высоко залетают. Но если у неё два сына: один дворник и не пьёт, а другой министр и пьёт, – то какой сыночек больше огорчения доставляет? Конечно, тот, который пьёт. Отцу с матерью всегда приносит радость именно нравственное устроение сына или дочери. Поэтому и Богу не важно, какое место мы занимаем в человеческом обществе и как мы выглядим, какую одежду носим, какой формы у нас нос или уши или какого цвета волосы. Для Бога важно, что́ представляет из себя наша душа.
Господь вездесущий, и где бы мы ни были, мы всегда находимся пред очами Господними, хотя по немощи нашей забываем об этом – забываем, что Бог и в универсаме, Бог и на автобусной остановке, Бог и на работе нашей присутствует. Однако, когда мы собираемся в храм, мы знаем, что идём молиться Богу, идём непосредственно общаться с Ним, встать перед Ним. Правда, некоторые доходят до такого безумия, что даже в храме забывают, зачем они здесь. Они могут и толкаться, и разговаривать, и думать о чём-то своём. Человек, ты к Кому пришёл? Ты пришёл в Дом Отца своего Небесного, и Отец Небесный смотрит на тебя и хочет увидеть тебя таким, каким Он тебя задумал. Он хочет, чтобы ты был святым, Он хочет дать тебе Царство. Но как Он может дать нам Царство, коли видит, что мы не знаем, как с ним обращаться, мы промотаем это наследство. Это все равно что на свинью повесить бриллиантовое колье – она не понимает; ей что янтарь, что простые камни, что ржавые гвозди.
Поэтому нам нужно постоянно и постоянно возвращаться мыслью к Богу, постоянно стараться иметь память о Боге, постоянно помнить, что мы дети Небесного Царя и посвящены Богу. И эта память Господня удержит нас от множества грехов, потому что нас будет охранять чувство глубокой ответственности, сознание, что мы не просто люди, а люди, взятые в удел, что за каждого из нас пролита Святая Кровь Господня. Поэтому мы не имеем права грешить, не имеем права искать своего, искать своей славы, исполнения своих желаний, а должны искать только воли Божией и того, как бы Господу угодить и как бы Его порадовать. Для этого каждое своё дело, каждое слово нам надо проверять. Вот ты собираешься нечто сделать, а задумайся на минутку, задай себе вопрос: на тебя смотрит Господь Иисус Христос, Который пролил за тебя Святую Кровь на Голгофе, – как Ему, понравится ли то, что ты сейчас делаешь? Понравится ли Ему то, что ты сейчас говоришь? Понравится ли Ему та мысль, которую ты смакуешь в своей голове? Нет, ответит совесть, и станет стыдно и противно, и скажешь: прости меня, Господи, я увлёкся не туда; я согрешил, я отошёл от Тебя, я хотел сделать то, что неугодно Твоему величию.
Если мы всегда будем держать память о Господе – а память о Господе есть непрестанная молитва (как апостол Павел заповедал нам: «Непрестанно молитесь»), – то мы вовек не согрешим. Такой молитве очень легко научаться в храме Господнем, потому что богослужение и есть непрестанная молитва. Мы так и молимся: то один молится, потом отвлёкся, а в это время другой включился в молитву – и идёт непрестанный её поток. А «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них», – сказал Господь. Господь присутствует среди нас и каждому из нас желает спасения. Поэтому Сретение Господне научает нас постоянному предстоянию перед Господом, чтобы не отвлекался наш ум. И если мы всякий раз, когда только опомнимся, будем мысленно ставить себя перед Богом, то удержимся от многих грехов.
Пусть этот праздник так и запечатлеется в нашем сознании: не исполнение каких-то внешних законов спасает нас, а только переквашивание собственного существа с греховного на святое. На это дело мы Богом посвящены и освящены, и на это дело Божие мы получаем помощь от Господа. Аминь.
Протоиерей Дмитрий Смирнов

Страницы истории
ЧЕРКИЗОВСКАЯ ХРОНИКА
(Продолжение. Начало в №№ 5-12-2017, №1-2018)

ВОЗВРАЩЕНИЕ. ТРУДЫ И ДНИ

Анна Ахматова в гостях у Шервинских

В  1934 году великому медику Василию Дмитриевичу Шервинскому, в уважение заслуг, вернули дачу в Старках! Благодаря его сыну-архитектору Евгению, Старки со своими необыкновенными цветниками преображаются в райский уголок. А с лёгкой руки знаменитого переводчика Сергея Шервинского Черкизово и Старки превращаются в настоящий центр искусства и культуры. Здесь снимают дачи поэт и переводчик Александр Кочетков со своей супругой Инной Прозрителевой и другом семьи – поэтессой Верой Меркурьевой. Рядом поселяется искусствовед и фотограф Лев Горнунг. Возникает удивительный творческий посёлок – «Коломенская аномалия», как шутливо называли её Шервинские.
В 1936 году, летом, у Шервинских гостила Анна Ахматова, что запечатлено Горнунгом в нескольких удачных снимках. В.Д.Шервинский назначил Ахматовой лечение, которое значительно укрепило здоровье поэта. Кроме того, Анна Андреевна получила на коломенской земле множество ярких впечатлений, которые отразятся потом в гениальных стихах.
Важно отметить, что Никольский храм, несмотря на гонения, иногда оживал. В Старках обрёл счастье Лев Горнунг и в этой церкви венчался со своей супругой Анастасией.
У Шервинских гостил сын Бориса Пастернака Евгений, и поэт изредка навещал его в Черкизове.
Незадолго до эвакуации тревожным летом 41-го на даче Кочетковых две недели отдыхала Цветаева…
К сожалению, судьба черкизовских святынь сложилась печально. Соборо-Богородицкая (Красная) церковь была приспособлена под клуб, и потом остатки её сгорели. Позднее клуб перевели в Успенскую (Белую) церковь, и там, где совершалась Бескровная жертва, теперь «крутили кино»….
ВОЙНА И МИР
Суровая зима 1941 года собрала свою жестокую жатву и в Черкизове. Вымерз чудесный яблоневый Шервинский сад. Скончался гениальный врач В.Д.Шервинский, и здесь же, на старковском кладбище, его похоронили. В 1942-м в Москве умер Евгений Шервинский…
Но жизнь продолжалась.
В 1944 году у Шервинских в Старках жил Михаил Лозинский, заканчивая работу над переводом «Божественной комедии» Алигьери.
А в 1952 и 1956-м годах тут повторно побывала Анна Ахматова. Зять С.В.Шервинского, женатый на его дочери Екатерине, Фёдор Дружинин, будущий профессор Московской консерватории, а тогда начинающий талантливый альтист, играл для Ахматовой «Чакону» Баха. Потрясённая этой великой музыкой, Ахматова сочинила замечательный цикл стихов «Шиповник цветёт», переполненный коломенскими отзвуками.
В 1946 году в духовной жизни Коломенского края произошло важное событие. Храм Николы-в-Старках возвращается Православной Церкви! Советскому правительству надо было пережить войну, чтобы вспомнить, наконец, о важности православия для судьбы страны. Рассказывали, что возрождённой черкизовской общине передали церковное имущество на пяти возах, там были в том числе и предметы, сбережённые Коломенским краеведческим музеем. Старинная баженовская церковь стала подлинной сокровищницей православного искусства Подмосковья не только по внешнему облику, но и по внутреннему убранству. Кроме иконостаса XVIII столетия, сильное впечатление производит скульптурная икона «Христос в темнице». Коломна в своё время славилась множеством рельефных и объёмных икон.
До 1951 года в Старках служил протоиерей Павел Тихвинский. Как и большинство российских священников, он претерпел гонения, был заключён в лагерь. После освобождения служил в Вербилках, затем оказался в Коломенском крае. В Черкизове он купил дом (не сохранился), где жил с супругой Ольгой Николаевной. Он запомнился прихожанам своим ревностным служением, в любую погоду совершая необходимые требы.
Отец Павел похоронен в ограде храма.
В 1951 году его сменил на приходе отец Димитрий Брысаев.

КАТАСТРОФА
А в 1961-м произошла позорная история. У Шервинских была отнята старковская дача…
В центре Черкизова возвысились уродливые корпуса психоневрологического интерната. Легендарный дом, овеянный именами великих поэтов, изуродован, над ним надстроен второй этаж, и сегодня здесь располагается столовая для больных…
Стоит ли говорить о том, с какой болью Шервинские перенесли разгром выдающегося культурного центра, внесшего удивительные страницы в историю не только отечественной, но, пожалуй, и мировой культуры!
Характерный факт: даже прах Василия Дмитриевича Шервинского был перенесён из Старков на Новодевичье кладбище!..
Дух затхлого советского захолустья, казалось бы, навсегда воцарился на священной земле Черкизова.
Но есть в нашей хронике одно имя, которое спасло Старки от окончательной духовной погибели. Это имя – протоиерей Димитрий Дудко.

(Окончание следует)

Роман СЛАВАЦКИЙ

В РОССИИ  И ЗА РУБЕЖОМ
Москва

27 января в храме Всемилостивого Спаса в Митине после Божественной литургии было совершено отпевание выпускника богословского факультета ПСТГУ Георгия Вячеславовича Великанова.
Георгий служил певчим и алтарником в этой церкви. В 2011-2012 годах работал пресс-секретарем православной службы помощи «Милосердие». Активно занимался помощью нуждающимся. Добровольцем работал в психоневрологическом интернате. Готовился к принятию священного сана.
25 января на железнодорожной станции Красногорская Георгий Великанов бросился на помощь бездомному человеку, упавшему на железнодорожные пути. Он успел вытащить бездомного на платформу, но сам был сбит поездом и погиб. Ему было 35 лет.
Волгоград
В гарнизонной церкви полигона Капустин Яр в праздник Богоявления состоялось массовое крещение воинов срочной службы. Пятьдесят три военнослужащих изъявили желание приобщиться к православной вере. Таинство совершил епископ Ахтубинский и Енотаевский Антоний.
Перед погружением в храмовую Иордань владыка провел с солдатами беседу, рассказал о важных составляющих православной веры, о смысле крещения и обязанностях человека, его принявшего.
Все новопросвещённые причастились Святых Христовых Тайн.
Иерусалим
29 января вновь был открыт древний монастырь Иоанна Предтечи Иерусалимского Патриархата в районе Вифа-Вара, недалеко от Иерусалима.
По преданию, здесь находится место Крещения Господа нашего Иисуса Христа. В ранние годы христианства поблизости сохранялась и пещера, где жил Иоанн Предтеча. Обитель была основана во времена святой царицы Елены (325-35 гг.).
Йоханнесбург
19 января Папа и Патриарх Александрии и всея Африки Феодор принял участие в праздновании пятидесятилетия основания Митрополии мыса Доброй Надежды. Предстоятель посетил новопостроенный монастырь Николая Чудотворца, Нектария Эгинского и Паисия Святогорца в области Hantebeespoort.
Этот первый монастырь в Южной Африке построен трудами митрополита Иоаннупольского Серафима в пустынной местности в часе езды от Йоханнесбурга.
В обители подвизаются пять монахинь. Духовником монастыря является архимандрит Апостол Апостолакис, основавший ещё две женских обители в Кении и Танзании.
Патриарх Феодор также совершил миссионерскую поездку в Намибию и Кению.
Лиссабон
18-21 января епископ Корсунский Нестор совершил архипастырскую поездку по приходам в Португалии.
На встрече с кардиналом Мануэлом Жозе Клементи было подписано соглашение о долгосрочной безвозмездной аренде православной общиной Лиссабона католического храма в центре португальской столицы. Храм Sao Domingos находится в престижном прибрежном квартале Лапa.
В тот же день владыка Нестор совершил в переданном храме чин великого освящения воды.
Стамбул
7 января был открыт после реставрации болгарский храм Святого Стефана. Он расположен в районе Балата на берегу знаменитой бухты Золотой Рог.
Уникальная церковь была создана в конце ХIХ века по проекту армянского архитектора Азнавура из листового железа. Иконостас был изготовлен в Москве, а иконы написаны русским художником Клавдием Лебедевым.
По сообщениям информагентств

«БЛАГОВЕСТНИК» №2-2018

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *